Льготы транспортного налога статья налогового кодекса

Статья 361.1 НК РФ. Налоговые льготы

1 — 2. Утратили силу с 1 января 2019 года. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 249-ФЗ (ред. 30.09.2017).

3. Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. Указанные заявление и документы могут быть представлены в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

В случае, если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о предоставлении налоговой льготы, запрашивает сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, у органов и иных лиц, у которых имеются эти сведения.

Орган или иное лицо, получившие запрос налогового органа о представлении сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, исполняет его в течение семи дней со дня получения или в тот же срок сообщает в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.

Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право этого налогоплательщика на налоговую льготу, и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган.

Заявление о предоставлении налоговой льготы рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса, предусмотренного настоящим пунктом, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

По результатам рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы налоговый орган направляет налогоплательщику способом, указанным в этом заявлении, уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы.

В уведомлении о предоставлении налоговой льготы должны быть указаны основания предоставления налоговой льготы, объекты налогообложения и периоды, применительно к которым предоставляется налоговая льгота. В сообщении об отказе от предоставления налоговой льготы должны быть указаны основания отказа от предоставления налоговой льготы, объекты налогообложения, а также период, начиная с которого налоговая льгота не предоставляется.

Формы заявлений налогоплательщиков — организаций и физических лиц о предоставлении налоговых льгот, порядок их заполнения, форматы представления таких заявлений в электронной форме, формы уведомления о предоставлении налоговой льготы, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.

Комментарии к ст. 361.1 НК РФ

Комментируемая статья была введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 249-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Обращаем внимание, что согласно Закону N 249-ФЗ положения статьи 361.1 НК РФ применяются только до 31 декабря 2018 года.

Комментируемая статья устанавливает льготы по транспортному налогу. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Важно, что согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 56 НК РФ нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

В силу пункта 3 статьи 56 НК РФ льготы по региональным налогам, к которым и относится транспортный налог, устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.

В письме Минфина России от 18.07.2016 N 03-05-04-04/41940 дается разъяснение относительно порядка применения положения пункта 1 статьи 361.1 НК РФ. Так, официальный орган указывает, что в соответствии со статьей 361.1 НК РФ освобождаются от налогообложения транспортным налогом физические лица в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы, если сумма платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уплаченная в налоговом периоде в отношении такого транспортного средства, превышает или равна сумме исчисленного налога за данный налоговый период.

Льгота (вычет) по транспортному налогу предоставляется налогоплательщикам транспортного налога в связи с уплатой ими в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, платы в счет возмещения вреда.

Таким образом, если в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированных на лизингодателя, плата в счет возмещения вреда уплачивается лизингополучателем, то лизингодатель не вправе уменьшить транспортный налог на уплаченную лизингополучателем сумму платы в счет возмещения вреда.

Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» предметы лизинга, подлежащие регистрации в государственных органах (транспортные средства, оборудование повышенной опасности и другие предметы лизинга), регистрируются по соглашению сторон на имя лизингодателя или лизингополучателя.

В письме ФНС России от 07.11.2016 N БС-4-21/21044@ рассмотрен вопрос о том, какие документы необходимо представить владельцу большегрузного автомобиля для освобождения от налога в связи с внесением платы в систему «Платон» в счет возмещения вреда автомобильным дорогам. Официальный орган указал, что исходя из статьи 361.1 НК РФ владельцу транспортного средства с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн для освобождения от уплаты транспортного налога в связи с внесением платы в систему «Платон» необходимо представить в любой налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы и документы, подтверждающие право на льготу. Такими документами, в частности, могут быть:

— чеки, платежки, квитанции, подтверждающие внесение платы на конкретный лицевой счет грузовика в системе «Платон»;

— распечатки (детализации) оплаты, которые можно сделать в личном кабинете системы или в центре поддержки системы «Платон».

При применении положений пункта 1 комментируемой статьи следует иметь в виду, что Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 N 928.

Также при применении пункта 1 комментируемой статьи необходимо руководствоваться:

— Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 N 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн»;

— Правилами взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 N 504.

Пункт 2 статьи 361.1 НК РФ регулирует ситуацию, когда сумма исчисленного налога в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, превышает сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде. В такой ситуации льгота по транспортному налогу предоставляется в размере суммы платы путем уменьшения суммы налога на сумму платы.

Согласно пункту 3 комментируемой статьи физическое лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Форма такого заявления направлена письмом ФНС России от 16.11.2015 N БС-4-11/19976@ «О направлении рекомендуемой формы заявления о представлении льготы по имущественным налогам».

Также необходимо руководствоваться Приказом ФНС России от 10.11.2016 N ММВ-7-6/609@ «Об утверждении рекомендуемых форматов представления в электронной форме заявлений о подтверждении права налогоплательщика на получение социальных и имущественных налоговых вычетов, о подтверждении неполучения либо подтверждении факта получения налогоплательщиком социального налогового вычета, а также о предоставлении льготы по имущественным налогам».

Напомним, что законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дополнительные льготы по транспортному налогу. Так, например, в городе Москве такие льготы установлены дополнительно Законом г. Москвы от 09.07.2008 N 33 «О транспортном налоге».

В письме ФНС России от 10.02.2017 N БС-19-21/24 на основании совокупного анализа вышеназванного Закона города Москвы и норм главы 28 НК РФ разъяснен вопрос о предоставлении льготы по транспортному налогу ветерану боевых действий, имеющему два автомобиля, мощность одного из которых 52 л. с., в г. Москве. Официальный орган указал, что на территории г. Москвы транспортный налог исчисляется и уплачивается в соответствии с Законом города Москвы от 09.07.2008 N 33 «О транспортном налоге».

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 4 Закона N 33 от уплаты освобождаются ветераны боевых действий, инвалиды боевых действий — за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанной категории, по подпункту 9 пункта 1 статьи 4 от уплаты освобождаются лица, имеющие автомобили легковые с мощностью двигателя до 70 лошадиных сил (до 51,49 кВт) включительно, — за одно транспортное средство указанной категории, зарегистрированное на этих лиц.

При этом следует учесть, что пунктом 2 статьи 4 Закона N 33 налогоплательщикам — физическим лицам льготы, установленные пунктом 1 статьи 4, предоставляются по заявлению налогоплательщика на основании документа, подтверждающего право на льготу. При наличии у налогоплательщика права на получение льгот по нескольким основаниям льгота предоставляется по одному основанию по выбору налогоплательщика.

Льготы транспортного налога статья налогового кодекса

  • Главная
  • Блог
  • ПДД штрафы
  • Что будет, если не платить транспортный налог вовремя?
  • Новинки мира авто
  • Новости автомобильного рынка
  • Популярное
  • Двигатель
  • Кузов
  • Салон
  • Система охлаждения
  • Трансмиссия
  • Фильтры
  • Шины и диски
  • Электрооборудование

Что будет, если не платить транспортный налог вовремя?

Ежегодно все владельцы личного транспорта должны платить специальный налог. Это требование устанавливается главой 28 Налогового кодекса РФ. Неуплата транспортного налога является нарушением, за которое предусмотрены штрафы. Сколько придется заплатить, забыв про налоговую квитанцию или умышленно ее проигнорировав, мы и поговорим сегодня.

Налог на транспорт платят все владельцы зарегистрированных ТС

На кого распространяется обязанность платить транспортный налог?

Все граждане, индивидуальные предприниматели, организации, у которых есть зарегистрированные ТС, перечисленные в статье 358 главы 28 НК РФ, платят транспортный налог. В этом же документе дан список ТС, которые налогом не облагаются.

Читайте также  Адрес по 24 налоговой ростов

Федеральных льгот по налогу на транспорт в России на 2019 год нет. Однако регионы РФ могут предоставлять льготы отдельным категориям граждан. Если вам положены льготы, для их получения подайте в ИФНС заявление (форма по КНД 1150063).

Как определить размер налога?

Чтобы понять, какой налог платить, нужно перемножить налоговую базу и ставку, период владения автомобилем и долю ТС, которой владеет налогоплательщик.

За налоговую базу принимают мощность двигателя ТС в л.с.

Налоговую ставку каждый регион РФ определяет самостоятельно. Если в регионе ставка не определена, используются ставки налогообложения из НК РФ, приведенные в таблице.

Мощность силовой установки автомобиля, л. с. Ставка
до 100 2,5
100-150 3,5
150-200 5
200- 250 7,5
от 250 15

Если у автомобиля один владелец, то долю владения определяют как 1. Если владельцев два – 0,5, если три – 0,3 и т. д.

Период владения считают месяцами. Если автомобиль куплен в середине года, вы оплачиваете налог только за те месяцы, когда уже стали собственником ТС.

Для легковых автомобилей ценой более 3 миллионов рублей также используют повышающие коэффициенты (согласно Федеральному закону от 27.11.2017 г. № 335-ФЗ):

Возраст, лет Стоимость, рублей Коэффициент
до 3 3 – 5 миллионов 1,1
до 5 5-10 миллионов 2
до 10 10-15 миллионов 3
до 20 от 15 миллионов 3

Рассчитывать сумму налога самим в 2019 году не нужно. При регистрации автомобиля ГИБДД передает сведения о нем в соответствующую инспекцию ФНС. После этого владельцу ТС будут приходить налоговые извещения.

Если вы хотите проверить правильность начисляемого вам налога, можете воспользоваться электронным калькулятором на сайте ФНС РФ. В него нужно ввести следующие сведения:

  • год, за который вы хотите заплатить налог;
  • период владения ТС в месяцах;
  • вид ТС;
  • мощность двигателя;
  • наличие льгот.

Убедитесь, что сайт определил ваш регион, или поменяйте его вручную, чтобы при расчете использовался правильный порядок расчета.

Рассчитывать сумму налога самому не требуется

Куда и когда нужно платить налог?

Налог на транспортное средство платится по реквизитам ИФНС в районе, где зарегистрирован владелец ТС.

Физическим лицам.

За налоговый период принимается 1 год. Частные лица уплачивают налог не позднее 01 декабря года, который идет за налоговым периодом. То есть до 01.12.2019 года нужно внести налог за 2018 год, до 01.12.2020-го года – за 2019 и т. д.

Уведомление о необходимости оплатить налог высылается ИФНС на адрес налогоплательщика минимум за 1 месяц (30 дней) до крайнего срока уплаты налога.

Организациям и ИП

В каждом регионе России транспортный налог для юридических лиц оплачивается в порядке и в сроки, установленные местными органами власти. При этом срок оплаты не должен быть позднее срока подачи декларации, прописанного в НК РФ, а именно 01 февраля года, который идет за отчетным налоговым периодом.

В зависимости от законодательства конкретного региона юридические лица могут вносить налог на транспортные средства по частям (авансовыми платежами каждый квартал) или одной суммой.

Какой штраф предусмотрен за неуплату налога физическими лицами?

Статьей 122 НК РФ предусмотрены следующие штрафные санкции за полную или частичную неуплату налога для граждан:

  • 20% от суммы налога в случае, если он не внесен полностью, неумышленно занижена налоговая база (в ИФНС поступили неправильные сведения о мощности ТС, сотрудники налоговой инспекции допустили ошибки при расчете налога);
  • 40% от суммы налога в случае, когда автовладелец уклонился от уплаты налогового сбора умышленно.

Каким штрафом наказывают за неуплату налога организации и ИП?

Для организаций и индивидуальных предпринимателей штрафы за неуплату налога те же, что и для физических лиц. Но они также могут получить штраф за непредставление декларации или за недостоверность указанных в ней сведений. В первом случае придется заплатить 5% от суммы налога, во втором – 40 000 рублей при неумышленном характере нарушения и 80 000 при умышленном.

Как начисляются пени?

За каждый день просрочки, начиная с 01 декабря года, следующего за налоговым периодом, начисляются пени. Они рассчитываются по следующей формуле:

Здесь Х – это сумма неоплаченного налогового сбора, Y – процент ставка ЦБ РФ, 1/300 – процентная ставка пени согласно НК РФ, а Z – количество дней просрочки.

Как взыскивают задолженность по транспортному налогу?

Порядок взыскания задолженности с частных лиц устанавливается статьей 48 НК РФ, а юридических лиц и ИП – статьями 46 и 47.

В досудебном порядке

Если налогоплательщик не внес налог в срок, ИФНС направляет ему требование. Его необходимо исполнить в течение 8 дней с момента получения. Если этого не сделать, налог, штраф и пени будут взыскиваться через суд. Подробнее о порядке выставления требований читайте в статье 69 НК РФ.

Уплатить налог по требованию налоговой инспекции можно в любой банке, через интернет-банк, с банковской карточки или с электронного кошелька, через терминал или банкомат, с расчетного счета (для ИП и организаций). Также можно воспользоваться услугой «Проверка налоговой задолженности» на портале Госуслуги и погасить долг онлайн.

Неуплата налога всегда ведет к большим расходам

Через суд

Когда налогоплательщик не выполнил требования ИФНС, в суд направляется заявление о взыскании долга в принудительном порядке.

Взыскание производится за счет имущества должника. Сначала средства попытаются списать с банковского счета или карты. Если денег не хватает, счет заблокируют до появления на нем нужной суммы или до уплаты налога, штрафа и пеней наличными или другим способом. Если сумма задолженности больше 10 000 рублей, должника могут лишить права на выезд за рубеж. Также возможен арест недвижимости, автомобиля, товаров, сырья и другого имущества в счет погашения долга.

ИФНС может обратиться в суд в течение 6 месяцев со дня, когда истекли сроки исполнения требования об уплате налога, штрафа и пени. В день подачи заявления его копию направляют налогоплательщику.

Заявление в суд подается тогда, если сумма иска к должнику больше 3 000 рублей. Но это не значит, что можно не платить налог, если он меньше указанной суммы. Налоговые органы подождут еще год, сумма неоплаченного налога станет в два раза больше и увеличится за счет пени, и после этого к вам придут судебные приставы.

Вы не внесли транспортный налог по уважительной причине, например, из-за нахождения в больнице? Предоставьте в судебные органы доказательства своей невиновности, чтобы они приняли решение в вашу пользу и избавили вас от необходимости уплачивать штрафы и пени.

Какой срок исковой давности по транспортному налогу?

Срок давности по налогу на ТС, согласно статье 113 НК РФ, составляет 3 года. Это значит, что у вас могут потребовать заплатить налоговый сбор, пени и штрафы только за последние 3 налоговых периода.

Забывая заплатить транспортный налог или умышленно его игнорируя, вы рискуете потерять большую сумму на штрафах и пени. Чтобы этого не произошло, проверяйте поступающую на ваш адрес корреспонденцию и следите за наличием налоговой задолженности на портале Госуслуги. Можно пройти регистрацию на сайте ФНС РФ и оплачивать все налоги онлайн через «Личный кабинет налогоплательщика». А если к 1 ноября квитанция на транспортный налог не пришла и электронного уведомления о необходимости уплатить его тоже нет, обязательно обратитесь за разъяснением в ИФНС по месту регистрации.

Особенности льготы на большегрузный транспорт. Начисление транспортного налога после продажи автомобиля

Каков размер налоговой льготы по уплате транспортного налога для владельцев большегрузных транспортных средств?

Если сумма исчисленного налога в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы, превышает сумму платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде, налоговая льгота предоставляется в размере суммы платы путем уменьшения суммы налога на сумму платы. (Статья 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации).

Начисление транспортного налога после продажи автомобиля

В преддверии начислений имущественных налогов за 2016 год Межрайонная ИФНС России №8 по Орловской области дает разъяснения по наиболее часто поступающим вопросам налогоплательщиков.

Вопрос: Есть ли у физического лица обязанность снимать транспортное средство с регистрационного учета в органах ГИБДД в случае продажи транспортного средства?

Ответ: Данный вопрос относится к компетенции органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств. Вместе с тем, прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Налоговым Кодексом только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства, либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.

В случае продажи транспортного средства, новый владелец либо лицо, от имени собственника владеющее, пользующееся или распоряжающееся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их в течение 10 суток после приобретения транспортных средств (пункт 4 приказа МВД России от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств»).

В соответствии с пунктом 60.4. Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 07.08.2013 № 605, подразделения госавтоинспекции предоставляют государственную услугу по прекращению регистрации транспортного средства в соответствии с заявлением прежнего владельца транспортного средства и предъявлением им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем.

Таким образом, в случае если через 10 дней с момента совершения сделки транспортное средство не будет зарегистрировано на нового владельца (узнать о дате прекращения регистрации транспортного средства можно в органах госавтоинспекции по истечении 10 дней с момента совершения сделки) прежнему владельцу, следует обратиться в подразделение госавтоинспекции для прекращения права собственности на себя.

При этом исчисление транспортного налога в отношении прежнего владельца будет прекращено по сведениям, полученным от органов госавтоинспекции, с месяца.

Статья 356. Общие положения

Транспортный налог (далее в настоящей главе — налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Читайте также  Как написать дополнение к обращению

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок уплаты налога.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Комментарий к ст. 356 НК РФ

Транспортный налог заменил налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан и налог на имущество с физических лиц в отношении водных и воздушных транспортных средств. Соответствующие изменения были внесены в Закон о дорожных фондах в РФ и в Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Систему налогов и сборов в Российской Федерации составляют федеральные, региональные и местные налоги и сборы. До 1 января 2005 года перечень налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, установлен в статьях 19, 20, 21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (далее — Закон об основах налоговой системы). Перечень налогов и сборов, который содержится в статьях 13, 14, 15 Налогового кодекса РФ, вводится в действие с момента признания указанного Закона утратившим силу (ст. 32.1 Закона N 118-ФЗ).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ Закон об основах налоговой системы утрачивает силу с 1 января 2005 года.

Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законодательными актами и взимаются на всей территории РФ.

Под региональными налогами понимаются налоги, которые устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ. При этом региональный налог вводится в действие законом субъекта РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

В соответствии со статьей 2 Закона N 110-ФЗ из перечня федеральных налогов были исключены налоги, служившие источниками образования дорожных фондов (подп. «м» п. 1 ст. 19 Закона об основах налоговой системы), а в перечень региональных налогов включен транспортный налог (подп. «ж» п. 1 ст. 20 Закона об основах налоговой системы). Кроме того, пункт 1 статьи 14 Налогового кодекса РФ, предусматривающий систему региональных налогов, дополнен подпунктом 3 «транспортный налог».

Таким образом, транспортный налог является региональным налогом, а сама глава 28 Налогового кодекса РФ расположена в разделе IX Налогового кодекса РФ, определяющем систему региональных налогов и сборов в РФ.

Комментируемая статья предусматривает порядок установления и введения в действие транспортного налога.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Налогового кодекса РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, при этом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Согласно статье 17 Налогового кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщик и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

В отношении транспортного налога часть элементов налогообложения (объект, база, период, пределы изменения налоговой ставки) установлена федеральным законодательством, а в отношении другой части элементов налогообложения законодательные (представительные) органы субъекта РФ, принимая региональный закон о транспортном налоге, могут устанавливать иные ставки транспортного налога в пределах ставок, предусмотренных главой 28 Налогового кодекса РФ, свой порядок и сроки уплаты налога.

До 2006 года региональные власти могли устанавливать и собственные формы отчетности по транспортному налогу. Однако в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 20 октября 2005 г. N 131-ФЗ, с 1 января 2006 года форма отчетности по транспортному налогу устанавливается не субъектами РФ, а Минфином России.

Кроме того, согласно пункту 3 комментируемой статьи в законе субъекта РФ могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

В отношении льгот по транспортному налогу письмом МНС России от 6 ноября 2002 г. N НА-6-21/1704 «О транспортном налоге» разъяснено следующее. Закон субъекта РФ может как устанавливать налоговые льготы, так и не устанавливать их. При установлении налоговых льгот должна быть четко определена категория тех налогоплательщиков, которые могут ими воспользоваться, основания для их использования, а также возможность контроля целевого использования соответствующей категории транспортных средств. При этом недопустимо установление индивидуальных налоговых льгот.

Судебная практика по статье 356 НК РФ

1. Конституционный Суд Российской Федерации Определением от 24 ноября 2016 года N 2513-О отказал в принятии к рассмотрению жалобы гражданина В.П. Мещеринова на нарушение его конституционных прав статьями 356 — 363.1 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку она не отвечала требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды трех инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 45, 46, 69, 356, 357, 363 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в пункте 52 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», пришли к выводу о законности оспариваемых действий инспекции и инкассового поручения.

Признавая отказ налогового органа в освобождении от уплаты налога на имущество физических лиц законным, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации, статей 18, 23, 45, 52, 346.11, 346.12, 356 — 358, 363, 387 — 390, 396, 397, 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации, исходили из того, что транспортные средства и земельные участки, налогообложение которых регламентировано главами 28 («Транспортный налог») и 31 («Земельный налог») названного кодекса, не относятся к объектам обложения налогом на имущество физических лиц.

Система законодательства Российской Федерации о налогах и сборах содержит различные льготные механизмы, снижающие налоговую нагрузку для отдельных категорий граждан (в части порядка определения налоговой базы, пониженной налоговой ставки, полного освобождения от уплаты налога и т.п.). Так, для физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», налоговая база по земельному налогу уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, являющегося объектом налогообложения (подпункт 5 пункта 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации). При этом дополнительные льготы по земельному налогу могут устанавливаться представительными органами муниципальных образований, а по транспортному налогу — законодательными органами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 387 и статья 356 Налогового кодекса Российской Федерации соответственно).

Признавая оспоренное решение в указанной части законным, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 11, 356, 357, 358, 359, 361 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 3, 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (в редакции, действовавшей в проверяемый период), статьи 5 Закона Мурманской области от 18.11.2002 N 368-01-ЗМО «О транспортном налоге», пунктом 8 «у» Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 620, пунктом 1.1.10 Руководящего документа РД 31.00.14-97 «Суда морского флота. Нормы снабжения инвентарным имуществом и инструментом», утвержденного Департаментом мореплавания Службы морского флота Министерства транспорта Российской Федерации от 16.06.1997 N МФ-35/1127, пришли к выводу о доказанности налоговым органом совокупности условий, свидетельствующих о том, что принадлежащие обществу водные транспортные средства подлежат классификации в целях налогообложения как несамоходные транспортные средства, в отношении которых определена валовая вместимость, с чем согласился суд округа.

Заявление мотивировано тем, что указанное правовое регулирование предоставления льгот по уплате транспортного налога при установленном условии самостоятельного управления транспортным средством налогоплательщиком или его супругой (ее супругом) противоречит требованиям федерального законодательства, носит дискриминационный характер и нарушает конституционный принцип равенства; статус налогоплательщика по транспортному налогу и обязанность уплаты данного налога не обусловлена фактическим управлением налогоплательщиком или его супругой (ее супругом) этим транспортным средством, в силу статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации такая обязанность возникает у лица, на которое зарегистрировано транспортное средство, и потому право на льготу по транспортному налогу не может зависеть от самостоятельного управления транспортным средством указанными лицами. Такое правовое регулирование ставит в неравное положение тех налогоплательщиков — физических лиц из одной категории, которые в силу объективных причин не имеют возможности самостоятельно управлять транспортным средством либо не состоят в зарегистрированном браке, с имеющими такое право лицами, что нарушает принцип равного налогообложения граждан и устанавливает льготу в зависимости от семейного положения налогоплательщика. Оспариваемая норма имеет правовую неопределенность, предоставляет для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, возможность применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Конституция Российской Федерации, исходя из того, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57), и одновременно гарантируя каждому право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (статья 35, часть 2), допускает ограничение указанного права не иначе как федеральным законом в конституционно значимых целях на основе требований необходимости и соразмерности (статья 55, часть 3). Одним из таких случаев правомерного ограничения права собственности является установление Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации транспортного налога, который обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть первая статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации).

2.1. Конституция Российской Федерации, исходя из того, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57), и одновременно гарантируя каждому право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (статья 35, часть 2), допускает ограничение указанного права не иначе как федеральным законом в конституционно значимых целях на основе требований необходимости и соразмерности (статья 55, часть 3). Одним из таких случаев правомерного ограничения права собственности является установление Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации транспортного налога, который обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть первая статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации).

Читайте также  Информация по номеру билета на самолет

Конституция Российской Федерации, исходя из того что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57), и одновременно гарантируя каждому право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (статья 35, часть 2), допускает ограничение указанного права не иначе как федеральным законом в конституционно значимых целях на основе требований необходимости и соразмерности (статья 55, часть 3). Одним из таких случаев правомерного ограничения права собственности является установление Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации транспортного налога, который обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть первая статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 14 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог является региональным налогом, который, исходя из частей 1 и 2 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливается настоящим кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая транспортный налог, определяют также порядок и сроки уплаты транспортного налога.

Признавая законным вывод налогового органа о применении в спорной ситуации повышающего коэффициента по транспортному налогу, суды руководствовались положениями статей 356, 357, 358, 362 Налогового кодекса Российской Федерации и учли разъяснения Министерства финансов Российской Федерации, выраженные в письме от 12.07.2017 N 03-05-04-04/44504, Федеральной налоговой службы — в письме от 02.04.2018 N БС-4-21/6138, Минпромторга России в письме от 17.12.2019 N 91518/20, и пришли к выводу, что повышающий коэффициент подлежит применению ко всем версиям модели Mercedes-Benz S 500, в том числе S 500 4 Matic.

О порядке предоставления льгот по имущественным налогам. Ответы на часто задаваемые вопросы.

В 1 квартале 2021 года проводилась информационная кампания по информированию физических лиц и организаций о налоговых льготах при налогообложении имущества. Информирование проводилось в отношении физических лиц и организаций, у которых в течение 2020 года возникли основания для использования налоговых льгот. В ходе информационной кампании были размещены информационные сообщения о порядке предоставления налоговых льгот налогоплательщикам — физическим и юридическим лицам в местных печатных и электронных СМИ, на телевидении.

ИФНС России по г. Ногинску Московской области подготовила ответы на наиболее популярные вопросы .

Вопрос: Какие в настоящее время существуют льготы по имущественным налогам для пенсионеров?

Ответ: В отношении налога на имущество физических лиц:

· начиная с 2015 года льгота по налогу на имущество физических лиц предоставляется только на один объект налогообложения каждого вида: квартиру/часть квартиры или комнату; жилой дом/часть жилого дома; помещение или сооружение, указанные в пп. 14 п. 1 статьи 407 Налогового Кодекса РФ (далее — НК РФ); хозяйственное строение или сооружение, указанные в пп. 15 п. 1 статьи 407 НК РФ; гараж или машино-место.

· начиная с 2018 года налоговая база в отношении квартир/части квартиры или комнату; жилого дома/части жилого дома, находящихся в собственности физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, уменьшается на величину кадастровой стоимости 5 квадратных метров общей площади квартиры, площади части квартиры, комнаты и 7 квадратных метров общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.

В отношении земельного налога с физических лиц. 28.12.2017 Президентом России подписан Федеральный закон № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законом вводится налоговый вычет, уменьшающий налоговую базу по земельному налогу с физических лиц на величину кадастровой стоимости 6 соток одного земельного участка (далее – вычет).

Вопрос: Начиная с какого периода применяется вычет? Ответ: С налогового периода 2017 года.

Вопрос: Кому предоставляется вычет? Ответ: Категориям лиц, указанным в п. 5 статьи 391 НК РФ (Герои Советского Союза, Российской Федерации, инвалиды I, II и III групп, инвалиды с детства, ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий, всем пенсионерам, физическим лицам, имеющих трех и более несовершеннолетних детей)

Вопрос: Зависит ли предоставление вычета от категории земель, вида разрешенного использования, месторасположения участка?

Ответ: Вычет не зависит от категории земель, вида разрешенного использования, местоположения земельного участка.

Вопрос: Если в собственности несколько земельных участков, на сколько участков и в отношении какого земельного участка предоставляется вычет?

Ответ: вычет применяется по одному земельному участку в пределах территории страны в отношении участка с максимальной исчисленной суммой налога (автоматически)

Вопрос: Что является основанием для предоставления вычета?

Ответ: Вычет предоставляется автоматически: если ранее налогоплательщик предоставлял в налоговый орган документ, подтверждающий право на налоговую льготу (пенсионное удостоверение, справку и т.д.), если налогоплательщик уже пользуется налоговой льготой, как физическое лицо (например: по налогу на имущество или транспортному налогу). Обращаем внимание, что в этом случае обращаться в налоговый орган за предоставлением вычета не нужно.

Вопрос: Есть ли необходимость в предоставлении в налоговые органы заявления на льготу плательщику, получившему в 2020 году статус пенсионера, предпенсионера, многодетного гражданина, инвалида или продлившего статус инвалидности?

Ответ: Начиная с 2020 вышеуказанные сведения налоговые органы получают по системе межведомственного взаимодействия от органов пенсионного и социального обеспечения, поэтому необходимость в предоставлении заявления отсутствует. Тем не менее, если при получении налогового уведомления в 2021 за налоговый период 2020 льгота не будет отражена или будет отражена некорректно, следует обратиться в налоговый орган.

Таким образом, за 2020 год исчисление земельного налога и налога на имущество физическим лицам будет проводиться с учетом налогового вычета, предусмотренного ст. 391 НК РФ и льгот , предусмотренных статьей 407 НК РФ и дополнительных льгот, установленных на муниципальном уровне для отдельных категорий налогоплательщиков.

Согласно главам 31 и 32 НК РФ местные органы власти вправе изменять ставки налога, величину вычета и категории льготников. Информацию об установленных налоговых льготах в конкретном муниципальном образовании можно получить, воспользовавшись интернет — сервисом ФНС России «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

В отношении транспортного налога с физических лиц. Для Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий, граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, граждан, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах

вооружения и военных объектах, граждан Российской Федерации, подвергшиеся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, Героев Российской Федерации, один из родителей, имеющих в составе семьи трех и более детей в возрасте до 18 лет начиная с 2016 года льгота предоставляется на один легковой автомобиль с мощностью двигателя не более 150 лошадиных сил. Начиная с налогового периода 2019 аналогичная льгота предоставляется инвалидам I и II категории , имеющим водительское удостоверение.

Вопрос: С какого момента после отчуждения транспорта, транспортный налог начисляется на нового владельца?

Ответ: Факт заключение договора купли продажи транспортного средства не является основанием для прекращения начисления транспортного налога продавцу транспортного средства (прежнему собственнику). Начисление транспортного налога прекращается только в случае, если транспортное средство снято с регистрационного учета с прежнего собственника: на основании заявления нового собственника при обращении в регистрационное подразделение Госавтоинспекции для переоформления на свое имя, либо по заявлению прежнего собственника. Прежний собственник может подать заявление в Госавтоинспекцию по истечении 10 суток со дня заключения договора купли-продажи. Основание: «Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (приказ МВБ РФ от 21.12.2019 N 1764).

Вопрос: С какого момента наследнику начисляется налог на унаследованное имущество, земельный участок?

Ответ: В отношении имущества и земельных участков, перешедших по наследству физическому лицу, налоги начисляются со дня смерти прежнего собственника, т.е. со дня открытия наследства. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. (Основание п.1 ст.1114 Гражданского Кодекса Российской Федерации, п.8 ст.396 и п.7 ст.408 НК РФ).

В отношении транспортного и земельного налога юридических лиц необходимо отметить следующее: начиная с 2020 года введен бездекларационный порядок уплаты земельного и транспортного налогов юридическими лицами. Поэтому в течение 2020 года юридические лица обязаны были самостоятельно рассчитать данные налоги, учитывая наличие объектов, их движение, имеющиеся льготы и уплачивать авансовые платежи в установленные сроки. Окончательный срок уплаты – не позднее 01 марта 2021 года. Далее,

· до 15 мая текущего года налоговыми органами будет произведено начисление транспортного и земельного налогов,

· до 15 июня текущего года налоговыми органами будет осуществлено формирование и направление сообщений об исчисленных суммах налога,

· сформированное сообщение будет направлено налогоплательщикам по имеющимся каналам электронного взаимодействия. В случае отсутствия электронного

взаимодействия Сообщение будет направлено Почтой России на почтовый адрес организации, имеющийся в базе данных налоговых органов,

· в случае несогласия с величиной исчисленных сумм налога плательщику необходимо будет подать в налоговый орган пояснения и документы-основания, подтверждающие его позицию.

В целях корректного начисления налогов юридическим лицам рекомендовано в первом квартале 2021 года произвести сверку объектов налогообложения, а также подать заявление на льготу установленного образца в установленном формате.