Обязывающая норма содержит предписание

Элементы административно-правовой нормы могут содержаться в одной статье НПА, в нескольких статьях или в нескольких НПА

Виды административно-правовых норм:

1) В зависимости от юридического назначения административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.

• Материальные нормы устанавливают правовое положение участников управленческих отношений: их права, обязанности, ответственность, основы взаимоотношений.

• Процессуальные нормы административного права регламентируют порядок реализации прав, обязанностей, ответственности субъектов, предусмотренных материальными нормами АП

Материальные и процессуальные административно-правовые нормы взаимосвязаны. Процессуальные нормы выступают в качестве важной правовой формы гарантий наиболее полной реализации прав и обязанностей, закрепленных материальными нормами.

2) По юридическому содержанию предписания нормы административного права подразделяются на обязывающие, запрещающие, ограничительные, уполномочивающие, стимулирующие и рекомендательные.

• Обязывающая норма содержит предписание субъектам, на которых она распространяется, действовать в предусмотренных в норме условиях определенным образом, указанным в данной норме

• Запрещающая норма содержит предписание, указывающее на недопустимость совершения действий в условиях, определенных данной нормой,

• Ограничительная норма – устанавливает исключение из общего правила решения определенных вопросов

• Уполномочивающая норма содержит предписание, позволяющее субъектам избрать в его пределах вариант поведения по своему усмотрению. Для субъектов публичной власти такое предписание может включать в его обязанность избрать тот или иной вариант действий, указанный в норме (применить одно из альтернативных наказаний, предусмотренных за соответствующее административное правонарушение).

• Стимулирующие нормы содержат предписания, направленные на создание материальной или моральной заинтересованности субъектов в результатах их деятельности — это различные меры поощрения, применения налоговых, тарифных льгот.

• Рекомендательные нормы содержат правила возможного поведения, советы наиболее целесообразных решений (действий) с точки зрения их эффективности. Они являются правовыми постольку, поскольку содержаться в правовом акте компетентного органа. Эти нормы предполагают широкое усмотрение органов и лиц, которым в отношении их исполнения. Для граждан их исполнение обычно не является обязательным. Реакция государственных органов, органов местного самоуправления, государственных служащих на рекомендательные нормы, установленные компетентным органом, является обязательной. Но адресаты рекомендательных норм сами решают вопрос об их исполнении в зависимости от конкретных условий и возможностей: о неисполнении, например, по объективным причинам; о наиболее целесообразном при данных обстоятельствах варианте исполнения.

От рекомендательных норм необходимо отличать рекомендации как метод правового воздействия в виде конкретных предписаний.

Также выделяют нормы-принципы, нормы-дефиниции (обычно императивные нормы без гипотезы и санкции), нормы-задания.

3) По характеру диспозиции административно-правовые нормы делятся на императивные, т.е. содержащие строго определенные предписания, не подлежащие изменению по усмотрению субъектов, и диспозитивные, позволяющие субъектам отношений самим определить содержание, порядок и условия своего повеления. В случае, если такого рола соглашения не заключены, они обязаны сами осуществлять соответствующие полномочия.

4) По степени общности выражения правила поведения различают общие и специальные

административно-правовые нормы. В случае коллизий между такими нормами должны применяться, по общему правилу, специальные нормы.

5) По степени полноты изложения правил поведения различают определенные и бланкетные нормы, т.е. в которых само правило повеления не установлено, но дана отсылка к определенным правилам либо указано, какой государственный орган или орган местного самоуправления может их установить.

6) В зависимости от государственного устройства и административно-территориального деления различаются административно-правовые нормы общефедерального значения, республиканские субъектов РФ, региональные, местные.

7) По юридической силе выделяются нормы, содержащиеся в законах и подзаконных актах. По этому критерию они могут быть конкретизированы с учетом иерархии и компетенции органов и должностных лиц, издающих правовые акты, содержащие соответствующие нормы.

8) В зависимости от адресатов выделяются, в частности, нормы, устанавливающие административно- правовое положение физических лиц; органов государственного управления и местного самоуправления; государственных и муниципальных служащих: организаций.

9) С учетом сферы действия надо различать общеобязательные нормы, действие которых

распространяется на все регулируемые ими отношения, и внутрисистемные нормы, регулирующие отношения между управленческими звеньями системы данного органа, в его внутренних пределах.

10) По действию во времени административно-правовые нормы делятся на ограниченные и не ограниченные сроком или периодом времени действия.

11) По своему целевому назначению различаются нормы, предназначенные для установления, закрепления и развития позитивных процессов в обществе, и нормы, устанавливающие ответственность за определенные виды правонарушений и в качестве таковых также нацеленные на развитие указанных процессов

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Вопрос 14. Виды административно-правовых норм

1. в зависимости от юридического назначения:

а) материальные – устанавливают правовое положение участников управленческих отношений: их права, обязанности, ответственность, основы взаимоотношений.

б) процессуальные – регламентируют порядок реализации прав, обязанностей, ответственности субъектов, предусмотренных материальными нормами административного права (например: порядок рассмотрения жалоб государственными органами и их должностными лицами). (Дёмин – регулируют процедуру разрешения споров, вытекающих из а-п отношений).

Материальные и процессуальные взаимосвязаны. Процессуальные – гарантия реализации прав и обязанностей, закрепленных материальными.

2. по юридическому содержанию предписания:

а) обязывающие – содержит предписание субъектам действовать в предусмотренных в норме условиях определенным образом, указанным в данной норме (напр.: обязанность владельца зарегистрировать свое транспортное средство в ГИБДД).

б) запрещающие – предписание, указывающее на недопустимость совершения действий в условиях, определенных данной нормой (напр.: запрещен на территории РФ оборот в качестве гражданского и служебного оружия видов оружия, закрепленного в ФЗ «Об оружии»; нельзя изъять паспорт гражданина РФ, кроме случаев, указанных в законе).

в) уполномочивающая – содержит предписание, позволяющее субъектам избрать в его пределах вариант поведения по своему усмотрению (напр.: гражданин может обжаловать действия и решения гос. органов и органов мест.сам-ния и их должностных лиц, нарушающих его права.

Для субъектов публичной власти – избрать вариант действия, указанный в норме (напр.: применять одно из альтернативных наказаний, указанных в норме КоАП за правонарушение).

Необходимо такие нормы отличать от норм, относящихся к формированию компетенции субъекта публичной власти.

г) стимулирующие – предписания, направленные на создание материальной или моральной заинтересованности субъектов в результатах их деятельности (поведения). – меры поощрения, налоговые и тарифные льготы и др.

д) рекомендательные – правила возможного поведения, советы наиболее целесообразных решений (действий) с точки зрения их эффективности. Являются правовыми когда содержатся в актах компетентного органа.

Для граждан их исполнение не является обязательным. А вот в отношениях между гос. органами, органами мест.сам-ния, гос. служащими, нормы, установленные компетентным органом – обязательны. Но, адресаты норм сами решают вопрос об их исполнении, в зависимости от конкретных условий и возможностей (о неисполнении по объективным причинам, о наиболее целесообразном при данном варианте исполнения).

От рекомендательных норм отличаем рекомендации как метод правового воздействия в виде конкретных предписаний (рекомендация органам самим урегулировать тот или иной вопрос, установить порядок выполнения того или иного задания).

Читайте также  Срок рассмотрения дтп дознавателем

3. по характеру диспозиции

а) императивные – содержат строго определенные предписания, не подлежат изменению по усмотрению субъектов.

б) диспозитивные – позволяют субъектам самим определять содержание, порядок и условия своего поведения (пример: нормы о соглашении между федеральными органами исполнительной власти и аналогичными органами субъектов РФ о передаче ими осуществления тех или иных полномочий).

4. по степени общности выражения правил поведения

а) общие

б) специальные

В случае коллизии между нормами равной юридической силы применяются, по общему правилу, специальные нормы.

5. по степени полноты изложения правил поведения

а) определенные

б) бланкетные – в них само правило поведения не установлено, но дана отсылка в определенным правилам либо указано, какой гос. орган или орган мест.сам-ния может их установить.

6. в зависимости от государственного устройства и административно-территориального деления

а) общефедерального значения

б) республиканские субъектов РФ

в) региональные

г) местные

7. по юридической силе

а) нормы в законах

б) нормы в подзаконных актах

Могут быть конкретизированы с учетом иерархии и компетенции органов и должностных лиц, издающих правовые акты, содержащие соответствующие нормы.

8. в зависимости от адресатов

а) устанавливающие административно-правовое положение физических лиц

б) устанавливающие административно-правовое положение органов государственного управления и мест.сам-ния

в)…. государственных органов и служащих

г) …организаций

9. с учетом сферы действия

а) общеобязательные – действие распространяется на все регулируемые ими отношения

б) внутрисистемные – регулируют отношения между управленческими звеньями системы данного органа, в его внутренних пределах.

10. по действию во времени

а) ограниченные сроком или периодом действия

б) без ограничений сроком или периодом действия

11. по целевому назначению

а) для установления, закрепления и развития позитивных процессов в обществе

б) нормы, устанавливающие ответственность за определенные виды правонарушений и в качестве таковых также нацеленные на развитие указанных процессов.

Вопрос 15.Источники административного права: понятие, виды, характеристики

Источники АП –нормативные правовые акты, содержащие нормы АП, регулирующие отношения, составляющие предмет данной отрасли права.

Основной – Конституция РФ (имеет определяющее значение для формирования и развития АП, как и для других отраслей российского права).

Насчет остальных собственно источников – нормативных актов – следует иметь в виду:

а) отрасль в целом не кодифицирована (кодифицированы нормы только об административных правонарушениях)

б) АП объединяет материальные и процессуальные нормы (хотя они (нормы) и тесно связаны, но могут быть выражены в разных источниках). Наблюдается большая степень централизации административно-процессуального законодательства (см. КоАП РФ).

в) Конституция РФ выделила в самостоятельные разновидности административное и административно-процессуальное законодательство и отнесла их к совместному ведению РФ и ее субъектов (формального их определения нет, в обиходе ошибочно отождествляются с законодательством об административных правонарушениях).

В теоретической литре: административное законодательство –либо все нормативные правовые акты, либо только законы, содержащие административно-правовые нормы ( но для понимания источников АП в целом это не имеет принципиального значения).

Итак, источники АП:

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

3.2. Виды административно-правовых норм

Существуют различные критерии классификации административно-правовых норм. Наиболее общий характер имеет выделение двух основных видов этих норм: материальные и процессуальные.

Материальныеадминистративно-правовые нормы характеризуются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников, регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина, нормы, определяющие основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти, и т.п.

Процессуальныеадминистративно-правовые нормы регламентируют динамику государственного управления и связанных с ним управленческих отношений. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан, порядок производства по делам об административных правонарушениях и т.п. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.

Важное значение имеет классификация административно-правовых норм в зависимости от их конкретного юридического содержания. С этих позиций выделяются следующие виды административно-правовых норм:

а) обязывающая, т.е. предписывающая в предусмотренных данной нормой условиях совершать определенные действия. Например, при приеме на работу в государственное учреждение администрация обязана издать приказ, при получении жалобы гражданина орган управления (должностное лицо) обязан рассмотреть ее в течение тридцати дней;

б) запрещающая нормапредусматривает юридически властное предписание, указывающее на недопустимость определенного поведения под страхом применения административного воздействия. Например, полиции запрещено применение специальных средств в отношении женщин с явными признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, малолетних, несовершеннолетних и т.п.;

в) уполномочивающая(дозволительная) норма. Она устанавливает возможность для исполнителей действовать в пределах ее предписания, наделяет их правом соответствующего варианта поведения в дозволенных границах.

Так, гражданину предоставляется возможность самостоятельно решать вопросы, связанные с практической реализацией его субъективных прав в сфере государственного управления (право на обжалование неправомерных действий должностных лиц), должностное лицо, осуществляющее контрольно-надзорные функции, может применить к нарушителю соответствующих правил поведения одну из предусмотренных мер административного воздействия.

Надо сказать, что в известной мере процесс перераспределения запрещающих и уполномочивающих норм в пользу последних имеет место в управлении отраслями экономики. Это объясняется дальнейшим развитием в единстве административных и экономических методов, сочетание которых требует и более гибкого правового регулирования. Задача заключается в том, чтобы оно обеспечивало эффективное выполнение органами исполнительной власти их управленческих функций, создавало наиболее благоприятные возможности для оперативного решения назревших вопросов, для развития тех общественных отношений, которые способствуют дальнейшей стабилизации рынка в России;

г) стимулирующая(поощрительная) норма обеспечивает с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений. Например, установление налоговых и иных льгот, освобождение от налогообложения, применение льготного кредитования и т.п.;

д) ограничивающаянорма (вводящая ограничения на определенную деятельность или действия);

е) регистрационная, илиуведомительная, норма (касающаяся организации и проведения митингов, шествий, демонстраций, регистрации политических партий, общественных объединений, предприятий различных форм собственности, субъектов малого бизнеса);

ж) рекомендательнаянорма включает конкретный совет исполнителю, как поступать в определенных условиях. Такого рода рекомендации не содержат в себе прямо выраженных предписаний, а дают возможность поисков наиболее целесообразных вариантов решения определенных задач.

По характеру правового воздействия нормы административного права могут быть охранительными, т.е. предусматривать правила, направленные на защиту прав и свобод человека, охрану правопорядка, государственной безопасности, обороны страны, окружающей природной среды и т.п., а могут быть регулятивными, т.е. регулировать деятельность физических и юридических лиц, органов государства и других субъектов в целях достижения позитивных управленческих результатов.

По масштабам применения административно-правовые нормы могут быть общефедеральными(действующими на территории всей страны),региональными(распространяющими свое действие на территорию субъекта РФ),территориальными(устанавливаемыми органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ с распространением действия на определенныетерритории, например, районы Дальнего Востока),местными(устанавливаемыми органами местного самоуправления и местной администрацией),локальными(действующими в концернах, консорциумах, объединениях, организациях, предприятиях).

Читайте также  Сколько дней делается зп карта втб

По объему регулирования административно-правовые нормы делятся на общие, межотраслевые, отраслевые, внутриотраслевые (распространяющиеся на нижестоящие подведомственные органы исполнительной власти, учреждения, предприятия) и общеобязательные(охватывающие всех участников управленческих отношений.

По действию во времени административно-правовые нормы подразделяются на срочные(введенные в действие на определенный срок) ибессрочные(срок действия которых заранее не установлен).

Элементы административно-правовой нормы могут содержаться в одной статье НПА, в нескольких статьях или в нескольких НПА

Виды административно-правовых норм:

1) В зависимости от юридического назначения административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.

• Материальные нормы устанавливают правовое положение участников управленческих отношений: их права, обязанности, ответственность, основы взаимоотношений.

• Процессуальные нормы административного права регламентируют порядок реализации прав, обязанностей, ответственности субъектов, предусмотренных материальными нормами АП

Материальные и процессуальные административно-правовые нормы взаимосвязаны. Процессуальные нормы выступают в качестве важной правовой формы гарантий наиболее полной реализации прав и обязанностей, закрепленных материальными нормами.

2) По юридическому содержанию предписания нормы административного права подразделяются на обязывающие, запрещающие, ограничительные, уполномочивающие, стимулирующие и рекомендательные.

• Обязывающая норма содержит предписание субъектам, на которых она распространяется, действовать в предусмотренных в норме условиях определенным образом, указанным в данной норме

• Запрещающая норма содержит предписание, указывающее на недопустимость совершения действий в условиях, определенных данной нормой,

• Ограничительная норма – устанавливает исключение из общего правила решения определенных вопросов

• Уполномочивающая норма содержит предписание, позволяющее субъектам избрать в его пределах вариант поведения по своему усмотрению. Для субъектов публичной власти такое предписание может включать в его обязанность избрать тот или иной вариант действий, указанный в норме (применить одно из альтернативных наказаний, предусмотренных за соответствующее административное правонарушение).

• Стимулирующие нормы содержат предписания, направленные на создание материальной или моральной заинтересованности субъектов в результатах их деятельности — это различные меры поощрения, применения налоговых, тарифных льгот.

• Рекомендательные нормы содержат правила возможного поведения, советы наиболее целесообразных решений (действий) с точки зрения их эффективности. Они являются правовыми постольку, поскольку содержаться в правовом акте компетентного органа. Эти нормы предполагают широкое усмотрение органов и лиц, которым в отношении их исполнения. Для граждан их исполнение обычно не является обязательным. Реакция государственных органов, органов местного самоуправления, государственных служащих на рекомендательные нормы, установленные компетентным органом, является обязательной. Но адресаты рекомендательных норм сами решают вопрос об их исполнении в зависимости от конкретных условий и возможностей: о неисполнении, например, по объективным причинам; о наиболее целесообразном при данных обстоятельствах варианте исполнения.

От рекомендательных норм необходимо отличать рекомендации как метод правового воздействия в виде конкретных предписаний.

Также выделяют нормы-принципы, нормы-дефиниции (обычно императивные нормы без гипотезы и санкции), нормы-задания.

3) По характеру диспозиции административно-правовые нормы делятся на императивные, т.е. содержащие строго определенные предписания, не подлежащие изменению по усмотрению субъектов, и диспозитивные, позволяющие субъектам отношений самим определить содержание, порядок и условия своего повеления. В случае, если такого рола соглашения не заключены, они обязаны сами осуществлять соответствующие полномочия.

4) По степени общности выражения правила поведения различают общие и специальные

административно-правовые нормы. В случае коллизий между такими нормами должны применяться, по общему правилу, специальные нормы.

5) По степени полноты изложения правил поведения различают определенные и бланкетные нормы, т.е. в которых само правило повеления не установлено, но дана отсылка к определенным правилам либо указано, какой государственный орган или орган местного самоуправления может их установить.

6) В зависимости от государственного устройства и административно-территориального деления различаются административно-правовые нормы общефедерального значения, республиканские субъектов РФ, региональные, местные.

7) По юридической силе выделяются нормы, содержащиеся в законах и подзаконных актах. По этому критерию они могут быть конкретизированы с учетом иерархии и компетенции органов и должностных лиц, издающих правовые акты, содержащие соответствующие нормы.

8) В зависимости от адресатов выделяются, в частности, нормы, устанавливающие административно- правовое положение физических лиц; органов государственного управления и местного самоуправления; государственных и муниципальных служащих: организаций.

9) С учетом сферы действия надо различать общеобязательные нормы, действие которых

распространяется на все регулируемые ими отношения, и внутрисистемные нормы, регулирующие отношения между управленческими звеньями системы данного органа, в его внутренних пределах.

10) По действию во времени административно-правовые нормы делятся на ограниченные и не ограниченные сроком или периодом времени действия.

11) По своему целевому назначению различаются нормы, предназначенные для установления, закрепления и развития позитивных процессов в обществе, и нормы, устанавливающие ответственность за определенные виды правонарушений и в качестве таковых также нацеленные на развитие указанных процессов

Электронная библиотека

Административно-правовые нормы могут быть подразделены на определенные виды по различным основаниям. В зависимости от юридического назначения административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные. Материальные нормы устанавливают правовое положение участников управленческих отношений: их права, обязанности, ответственность, основы взаимоотношений. Процессуальные нормы административного права регламентируют порядок реализации прав, обязанностей, ответственности субъектов, предусмотренных материальными нормами административного права (например, порядок рассмотрения жалоб государственными органами и их должностными лицами).

Материальные и процессуальные административно-правовые нормы взаимосвязаны. При этом процессуальные нормы выступают в качестве важной правовой формы гарантий

наиболее полной реализации прав и обязанностей, закрепленных материальными нормами.

По юридическому содержанию предписания нормы административного права подразделяются на обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, стимулирующие и рекомендательные.

Обязывающая норма содержит предписание субъектам, на которых оно распространяется, действовать в предусмотренных в норме условиях определенным образом, указанным в данной норме (например, обязанность владельца транспортного средства зарегистрировать его в учреждении ГИБДД).

Запрещающая норма содержит предписание, указывающее на недопустимость совершения действий в условиях, определенных данной нормой (например, запрещены на территории Российской Федерации оборот в качестве гражданского и служебного оружия видов оружия, определенных Федеральным законом «Об оружии», изъятие у гражданина РФ паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ, и т. д.).

Уполномочивающая норма содержит предписание, позволяющее субъектам избрать в его пределах вариант поведения по своему усмотрению (например, норма, закрепляющая право гражданина на обжалование действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих его права). Для субъектов публичной власти такое предписание может включать в его обязанность избрать тот или иной вариант действий, указанный в норме (например, применить одно из альтернативных наказаний, предусмотренных за соответствующее административное правонарушение. См., например, ст. 14.22 КоАП РФ).

Уполномочивающие нормы необходимо отличать от нормы, относящейся к формированию компетенции субъекта публичной власти. Например, норму постановления Правительства РФ от 17 мая 2002 г., которой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регистрации юридических лиц было признано МНС РФ.

Стимулирующие нормы содержат предписания, направленные на создание материальной или моральной заинтересованности субъектов в результатах их деятельности (поведения).

Это различные меры поощрения, применение налоговых, тарифных льгот и т. д. Своеобразное стимулирующее воздействие на субъектов могут оказывать также меры административного принуждения, в частности, административные наказания и дисциплинарные взыскания.

Читайте также  Наследники при дарении платят ли пошлину

Рекомендательные нормы содержат правила возможного поведения, советы наиболее целесообразных решений (действий) с точки зрения их эффективности.

По характеру диспозиции административно-правовые нормы делятся на императивные, т. е. содержащие строго определенные предписания, не подлежащие изменению по усмотрению субъектов, и диспозитивные, позволяющие субъектам отношений самим определить содержание, порядок и условия своего поведения, например, нормы о соглашении между федеральными органами исполнительной власти и аналогичными органами субъектов РФ о передаче ими осуществления тех или иных полномочий. В случае, если такого рода соглашения не заключены, они обязаны сами осуществлять соответствующие полномочия.

По степени общности выражения правила поведения различают общие и специальные административно-правовые нормы. В случае коллизий между такими нормами должны применяться, по общему правилу, специальные нормы. Разумеется, что речь идет о нормах равной юридической силы.

По степени полноты изложения правил поведения различают определенные и бланкетные нормы, т. е. в которых само правило поведения не установлено, но дана отсылка к определенным правилам либо указано, какой государственный орган или орган местного самоуправления может их установить.

В зависимости от государственного устройства и административно-территориального деления различаются административно-правовые нормы обще-федерального значения, республиканские субъектов РФ, региональные, местные.

По юридической силе выделяются нормы, содержащиеся в законах и подзаконных актах. По этому критерию они могут быть конкретизированы с учетом иерархии и компетенции органов и должностных лиц, издающих правовые акты, содержащие соответствующие нормы.

В зависимости от адресатов выделяются, в частности, нормы, устанавливающие административно-правовое положение физических лиц; органов государственного управления и местного самоуправления; государственных и муниципальных служащих; организаций.

С учетом сферы действия надо различать общеобязательные нормы, действие которых распространяется на все регулируемые ими отношения, и внутрисистемные нормы, регулирующие отношения между управленческими звеньями системы данного органа, в его внутренних пределах.

По действию во времени административно-правовые нормы делятся на ограниченные и не ограниченные сроком действия.

По своему целевому назначению различаются нормы, предназначенные для установления, закрепления и развития позитивных процессов в обществе, и нормы, устанавливающие ответственность за определенные виды правонарушений и в качестве таковых также нацеленные на развитие указанных процессов.