Онлайн бизнес и ребенок

Бизнес вместе с детьми: как и зачем учить ребёнка предпринимательству

«Ребёнок довольно рано понимает, что ему никто и ничего не должен»

    Поделиться:

IT-инструменты, которые использует Юлия Пескова

  • PayPal
  • Slack
  • Vreasy
  • WhatsApp

Если в Европе и Америке уже давно стало привычным передавать бизнес из поколения в поколение, то в России эта практика не столь распространена. На Западе многие семьи воспитывают детей, вовлекая их в тонкости семейного бизнеса с юного возраста. Таким образом, дети получают те качества и навыки, которые помогут им в жизни независимо от того, чем они будут заниматься. О том, как привить детям азы бизнес-мышления, порталу Biz360.ru рассказала серийный предприниматель Юлия Пескова.

Юлия Пескова , 37 лет, креативный директор и совладелец интернет-магазинов Kawaii Factory (подарки и аксессуары) и Monoroom (модная одежда для девушек) в России, учредитель и директор агентства отдыха и путешествий DreamyDays Thailand на острове Самуи в Таиланде. Училась на физика, но научной деятельности предпочла предпринимательство.

Мы с мужем и нашим партнёром — другом детства — начали первый совместный проект в 2006 году. С тех пор бизнес разросся до нескольких разносторонних предприятий в России и Азии, но крупнейшей по-прежнему является самая первая компания — Kawaii Factory. Она производит милые подарки и аксессуары уникального дизайна, продаёт их оптом и в розницу через интернет и сеть собственных и франчайзинговых магазинов.

Нашим сыновьям 10, 7 и 3 года. Мы активно погружаем их в бизнес Kawaii Factory. Благо, специфика такова, что дети с большим интересом включаются в это.

Каждый родитель хочет дать своим детям всё самое лучшее. Но понимание того, что именно следует давать, может быть очень разным. Можно дать «здесь и сейчас», балуя своего отпрыска и потакая всем его желаниям. А можно давать в долгосрочной перспективе, воспитывая в ребёнке понимание, что «всё самое лучшее» — это результат его и только его труда. Исходя из одного и того же родительского посыла, кто-то воспитывает избалованного, капризного, изнеженного подростка, за которого мама с папой решат все вопросы. А у кого-то вырастает ответственный, волевой, успешный в любых начинаниях и готовый бороться с жизненными трудностями человек.

Мы начинаем относиться к своим детям, как к взрослым людям, когда они достигнут трёх лет. Ощущать себя «большими» им чрезвычайно нравится. Они уверены, что у взрослых такая интересная и лёгкая жизнь, а главное – они могут делать всё, что хотят, когда хотят, с кем хотят и ни у кого не спрашивать разрешения. Детям нравится примерять на себя образ взрослого и мечтать: «ах, как же хорошо будет, когда вырасту!». Они представляют себе равные возможности со своими родителями. Здесь очень важно дать им чёткое и правильное понимание, что же значат эти «возможности», и какова их цена.

Давать ребёнку возможность быть «большим», не значит — подыгрывать ему в равенстве возможностей. Не следует позволять детям распоряжаться ресурсами семьи, как своими собственными. Это неизбежно ведёт к беде, так как ребёнок ещё не осознает взаимосвязи между тем, какие усилия необходимо приложить, чтобы получить что-то. Более того – он ещё не понимает ценность тех или иных вещей и событий. Поэтому для родителя очень важно именно своим примером показывать, как достигается получение разного рода благ.

Нужно объяснять, например, сколько необходимо трудозатрат для покупки мороженого и iPad, iPad и квартиры, в которой ребёнок живет. Ребёнок не осознаёт разницы между ценностью разных вещей. Для него и небоскрёб, и стаканчик пломбира находятся в одном разряде — папа купит (а если не купил, значит просто не захотел покупать).

Это же касается и событий. Чем раньше малыш научится понимать разницу между походом в кино, поездкой в условный санаторий «Клязьма» с бабушкой и трёхнедельным путешествием по лучшим лоджам Кении и Танзании с перелётом бизнес-классом, тем лучше.

У всего есть цена, и она оплачена старанием, умом, ответственностью и трудом. Эти знания очень быстро приносят свои плоды: ребёнок понимает взаимосвязь между всем, что он имеет, и той энергией, которую родители вложили в это. Он начинает уважать получаемое. А также осознаёт свою способность и готовность к достижению этих возможностей.

Я уверена, что погружение в предпринимательство похоже на обучение ходить — ребёнок учится не благодаря каким-то наставлениям и правилам, а только на собственном опыте и ошибках. Пошёл, упал, встал, понял, как делать не надо, снова пошёл, упал, встал. Пока не окрепнешь и не осознаешь все необходимые движения и приёмы, чтобы не падать, не сможешь идти как можно дальше.

Чем раньше такой предпринимательский путь начнётся, тем лучше. Опыт требует новых и новых попыток, навыков и поражений. Ребёнку, который в самом юном возрасте умеет быть ответственным за свои действия и справляться с ударами и неудачами не только на бытовом уровне, но и на социальном, интеллектуальном, эмоциональном — будущее сулит намного больше дивидендов.

По своим детям мы заметили, что младшие с поразительной быстротой учатся у старших. Уступать друг другу дети не любят ни в играх, ни в бизнесе. То, что в 7 лет умел наш старший сын, в 5 лет с лёгкостью делает средний, а младший – уже в 3 года.

Простой пример. В рамках бизнеса наши младшие дети быстро научились понимать, как придумывать дизайн для разных товаров – они просто копировали то, что делал старший (на фото выше — кепка дизайна одного из детей семьи Песковых). Они быстрее разобрались в ассортименте и поняли, что мы можем производить, а что – нет. Со старшим сыном у нас был долгий путь осознания, что, например, мы можем сделать чехол для iPad , но сам iPad придётся купить.

Чем раньше вы начнёте объяснять своим детям, как устроен мир (и мир бизнеса — в частности), как с ним стоит взаимодействовать, а чего, наоборот, делать не нужно, тем выше шансы добиться успеха. Уже в три года дети способны понимать и принимать участие в том, с чем связан труд их родителей. Сначала — в игровой форме, но и переход к реальным результатам может произойти очень быстро. Тут всё зависит от того, с чем связан бизнес родителя.

Сложно всерьёз вовлечь пятилетнего ребёнка в добычу золота или производство удобрений, но вполне можно в торговый или ресторанный бизнес, швейное или печатное производство. Родитель, как носитель уникального опыта, знает, что в его деле самое интересное и увлекательное. И может понять, что из этого самого увлекательного будет наиболее любопытно его сыну или дочери.

Например, если у вас есть собственная торговая марка, вы можете отвести ребёнка в магазин, где продаются ваши товары и объяснить ему, какой долгий путь они проходят от возникновения идеи в голове до места на полке. Или организовать ему экскурсию по вашему производству, где разрозненные цветные тряпочки превращаются, например, в мягкие игрушки или одежду.

А уж если из этих тряпочек вдруг появляется игрушка, кепка или футболка, которую ребёнок сам придумал (на фото), то его восторгу не будет предела. И вы получите настолько благодарного ученика, что вскоре сможете переходить к менее приятным основам бизнеса. Главное, начать с самых удивительных моментов вашего дела, а когда ребёнок увлечётся, можно переходить к более сложным понятиям и правилам.

Мы каждый раз начинали привлекать своих детей с предложения придумать дизайн для одного из товаров, который им понравился. Например, сделать игрушку по их эскизу или нанести их рисунок на обложку выпускаемой нами тетради (см. фото). Дети включались в это с огромной готовностью. Они видели реализацию своей идеи и её воплощение в жизнь на всех этапах, что заражало их желанием придумывать и создавать ещё и ещё. Кроме этого мы платили им вполне реальные авторские отчисления, которые они накапливали и распоряжались ими по своему усмотрению.

В нашей компании стандартные авторские отчисления – 20% от оптовой цены, из которой вычитается себестоимость и умножается на тираж. Например, мы производим тестовый заказ в 20 игрушек с себестоимостью в 180 рублей и оптовой ценой 350 рублей. Авторские отчисления составляют 6800 рублей: (350-180)х200х0,2.

Заработанные деньги они могут потратить по своему распоряжению. Чаще всего дети покупают на собственные сбережения то, что мы им отказываемся покупать. Нередко они что-то дарят друг другу. И нам тоже, что самое приятное, конечно. Мне вот подарили чехол для телефона, потому что я его всё время разбиваю, а купить новый никак руки не доходили.

Вводя ребёнка в курс вашего бизнеса, относитесь к нему не как к подчинённому, а как к младшему партнёру. Дайте ему больше свободы, больше возможностей совершать ошибки. И исправлять их. Пусть он набьёт свои шишки в 10-12-14 лет, пусть терпит крах и возрождается из пепла, всё это ой как пригодится ему в будущем.

Важно помнить — дети изначально всегда стремятся обеспечить себя и свои потребности самостоятельно (тем или иным образом). Главное — не мешать им, не сбивать с толку своей сверхзаботой и выполнением за них каких-то задач. Обязательно нужно показывать пример и направлять в нужное русло их деятельность, поощрять и поддерживать начинания, а если они заведомо губительны, то мягко объяснять, как поступили бы вы.

Если ребёнок настаивает на своём плане действий, дайте ему возможность поступить так, как он хочет. Провалы будут формировать в нём силу воли, ответственность и стремление к новым попыткам, уже более обдуманным и, возможно, обсуждённым с вами.

У наших детей были лишь незначительные ошибки. Какого-то серьёзного краха мальчика ещё не испытали, но всё впереди. Пока они только начинают пробовать себя в каких-то самостоятельных решениях.

Я считаю, что уважение к труду (в том числе родителя) формируется только через понимание потерь и цены успеха. Дайте детям первоначальный капитал, пусть они управляют им — решают, как поступить, во что вложить, что закупить или какой вид товара запустить в производство. Потеря всего или, наоборот, успех, заложат понимание причинно-следственных связей, что позволит в будущем просчитывать свои решения далеко вперед.

Дети очень любят хвастаться. И очень любят, когда их хвалят. Помогайте им получать реальный результат от их труда и учите делиться им с другими людьми.

Представьте, какой успех почувствует ребёнок, когда принесёт в школу вещь, которую он создал сам. И она — не абстрактный уродец, смастерённый вчера на кухне, а нечто высокотехнологичное, учитывающее вкусы и тренды сверстников. Например, это будет пара кроссовок, придуманная им, и выпущенная limited edition для всех друзей по их размерам. Мои дети делали так футболки и рюкзаки, значки и пеналы, блокноты и тетради для своих одноклассников (на фото – обложка по их дизайну).

Это — помимо ощущения успеха — в разы повышает популярность ребёнка в социуме. Не оставляйте результаты труда ваших детей между вами или в рамках вашей семьи. Превратите их в генераторы радости (в школе, в кругу друзей, для людей, которые нуждаются в этом), ведь лучшее, что даёт бизнес — это возможность создавать радость для других. Учите этому своих детей с самого начала.

Интерес к бизнесу даёт свои ощутимые результаты не только для развития детей, но и для вашего дела тоже. У нас была ситуация, когда дети пришли из школы и с порога заявили, что нам срочно нужно закупить в наши магазины одну удивительную штуку. Они увидели её у товарища, только что приехавшего из Гонконга. Конечно же, они, в первую очередь, хотели её себе, потому что она поразила их. Но зная наш подход к работе и делу, они сразу же поразмыслили, что мы быстрее купим и привезём это для бизнеса, чем для них. Поэтому они сформировали именно предложение для закупки в Kawaii Factory, а не для себя лично, что очень нас обрадовало. Так в нашем ассортименте у одних из первых в России появились спиннеры — и принесли нам довольно внушительную прибыль. Так что дети уже вносят вклад в бизнес родителей, чему мы очень рады и горды ими.

Кроме этого дети инспектируют наши магазины. Они смотрят на ассортимент с точки зрения других детей, а не взрослых. Это очень важно, так как мерчендайзер раскладывает товар для взрослых или подростков. Наши дети смотрят, какой товар их заинтересовал, всё ли видно. Теперь мы можем располагать на нижних полках детские вещи, чтобы малыши их видели и брали. А на верхних полках ставить то, что их не интересует, но затрагивает их родителей. То есть уже сейчас сыновья нам оказывают реальную помощь в выкладке товара.

Мы не заставляем своих детей заниматься бизнесом наравне с нами. Мы им предлагаем лишь участвовать в этом и делаем всё, чтобы их вовлечь. Сейчас один из наших сыновей хочет стать художником, а другой искателем кладов. Но время изменить позицию ещё есть!

Только через совместный опыт можно понять, в чём сильные и слабые стороны вашего ребёнка. Быть может, вашему сыну или дочери совсем не подходит то дело, которым вы занимаетесь, и в продолжателях которого его видите. Лучше понять это, когда 40 лет вам, а не вашему наследнику.

Читайте также  Какие права имеет человек от государства

Через бизнес и участие в деятельности родителей с раннего возраста ребёнок усваивает и понимает самые важные вещи. Ему никто и ничего не должен, всё имеет цену, и она бывает очень разной. В жизни ребёнка возникают следующие понятия – действие, решение, слово, ответственность, качество, успех, неудача, прибыль. Чем раньше он усвоит эти правила и понятия, тем легче он будет оперировать ими в жизни.

Вес в обществе (пускай на начальном этапе и детском) человеку придают его навыки и умения – наблюдать, создавать, доводить до конца, получать результат, выстраивать отношения и продавать свои продукты и услуги.

Ребёнок должен понять, что если он создаёт уникальный продукт или услугу, то именно это особенно ценится. И ценится именно потому, что больше нигде нельзя получить такой товар или услугу (кроме как у него).

Даже если у вас нет никакого собственного бизнеса, развивайте навыки предпринимателя в своих детях. Ведь именно п редпринимательское мышление научит их воспринимать любые жизненные трудности всего лишь как вызовы, которые нужно преодолеть.

Дети и бизнес — можно ли все успевать?

Что могут мамы? На самом деле главный вопрос: ради кого? И ответ очевиден: ради детей. Ради них они и в огонь, и в воду, и в бизнес ради хорошего будущего. Появляются неведомые силы, идеи и возможности. В этом случае опыт ничего не решает. Рассказываем истории известных бизнес-леди, которые своим примером доказали: дети не мешают, а только вдохновляют.

Книга о бизнесе и детях

Татьяна Акимова — та женщина, которая на своем опыте испытала, как быть деятельной мамой. Потому что в декрете не хочется нажимать на стоп, хочется продолжать свой путь. Тогда она и столкнулась с проблемой: а у кого элементарно спросить совета, как все успевать? Как делать бизнес и воспитывать детей одновременно? И еще сотни тысяч важных вопросов.

Так, спустя годы родилась идея книги “Sister to sister. Вдохновляющие женские бизнес-истории”. Где известные женщины искренне делятся опытом, секретами, как в бизнесе, так и в личной жизни. Без пафоса, без прикрас, без недомолвок. Все очень откровенно, такой информации в открытых источниках нет.

Моя первая дочь родилась в момент моего бурного развития в бизнесе: работа с постоянными клиентами, построение отделов продаж, обучения и семинары… — делится Татьяна. — Я четко для себя решила, что справлюсь!

Что смогла, перевела на домашнюю работу. Когда дочке было 6 месяцев, каталогов с наименованием товаров приносила домой побольше, знала, что она вместе со мной будет участвовать в процессе продаж, только по-своему, превращая его в мелкие кусочки. Вот так и работала с постоянными клиентами: несколько каталогов на полу, рядом ползающий ребенок, которого надо было увлечь, телефонная трубка на одном плече. Повлияло ли это на прибыль? Нет. Главное — желание, тогда и способы находятся.

Когда я готовилась на встречу с героинями моей книги “Sister to sister. Вдохновляющие женские бизнес-истории”, заранее писала вопросы, касающиеся деток и времени. Многим девушкам кажется, что с рождением ребенка жизнь останавливается или начинает вертеться только вокруг ее малыша. А о себе-то и подумать будет некогда. Да и их мамы в основном придерживаются того же мнения на этот счет. И как же иначе? А иначе может быть. И должно быть.

Мне очень нравится фраза: Дети меняют жизнь, но не меняют цели.

Если у вас есть цели и мечты, то вместе со своей семьей достигнуть их будет легче, это так. Детки — не помеха, не обуза и не нагрузка. Это наш мотор, наш двигатель и наш единомышленник.

Открыть бизнес, чтобы кормить ребенка

Светлана Шаяхметова — женщина, которая открыла бизнес ради своей дочери. В один момент она решила не возвращаться ни к прошлому, ни к бывшему. Ушла от первого мужа с грудным ребенком на руках. Просто собрала вещи и ушла. Конечно, встал вопрос: что делать? Как обеспечивать ребенка? И она приняла решение.

Взяла у мамы тысячу долларов – наследство от папы – и открыла магазин детских развивающих игр. — рассказывает она. — Почему именно этот бизнес? Потому что в Москве таких магазинов – десятки, если не сотни, а в Самаре, где мы тогда жили, ничего подобного не было. Чем наши дети хуже? Хотелось, чтобы ребенок получал современные знания, но ничего для этого не было.

Как она это сделала?

  1. Заключила договоры с фабриками-поставщиками.
  2. Съездила даже в Санкт-Петербург к Зайцеву, тому самому, который «кубики Зайцева» придумал, чтобы получить консультацию.

Детям – игрушки, взрослым – спокойствие. Все получилось!

20 лет, дети и море возможностей

В 20 лет у меня уже было двое детей, — начинает свою историю Дария Бикбаева, — Учеба накрылась медным тазом. Полноценно работать я не могла. Да и кто бы меня взял?

Но она все-таки нашла возможность. П росто зашла со своей бижутерией в один из магазинов, где продавались и хлеб, и макароны, и чешские люстры, и сервизы. Вышел шеф и сказал:

Что ты здесь делаешь?

Вот хочу предложить девочкам свои изделия .

– У нас одна продавщица на месяц уходит в отпуск, не хочешь за нее поработать?

– Д авайте выйду.

Мне было 20 лет. Энергии тьма, и я сразу же начала выдвигать идеи, ездить на выставки в Москву. И тогда сделала первое открытие: не нужно ехать за товаром в Чехию, есть поставщики ближе. В итоге стала товароведом этого магазина. К нам очереди выстраивались, а товар раскупали, как горячие пирожки. Параллельно арендовала отдел и торговала купальниками из Италии. Но грянул кризис, и я отправилась в одиночное бизнес-плавание.

Вместе с мужем организовала концертное агентство «Сабантуй», которое более 10 лет имеет ошеломительный успех.

Затем проекты рождались практически одновременно с ее детьми. Создала свадебное агентство Wedding-VIP, которое работает и по России, и за границей для русских VIP-клиентов. Третья сфера моей деятельности – мастер-классы по организации свадеб и по созданию брендов. Еще одно направление – производство фото и видео.

И в белорусских реалиях все возможно

Вместе с бизнесом росли и мои дети. Я отношусь к тем людям, которым дочки-сыночки не мешают в принципе. Не могу понять, как они могут мешать. Как? И пусть в самый ответственный момент составления какого-то документа, ребенок подошел и дотронулся до монитора. Отвлекись на секунду, ответь ему, обними и дальше продолжай , — рассказывает белорусский предприниматель Оксана Телегина.

Как и все родители, я тренировалась на первом ребенке. С третьим все получается идеально. Убеждена, дети не могут помешать бизнесу. Любая женщина может одновременно заниматься развитием своего дела и воспитанием детей, буквально не отрывая от груди.

Я – здоровая и здравомыслящая женщина, предприниматель, полностью отдаю отчет своим действиям. Через 5 дней после родов я вышла на работу. Вместе с малышом. Привозила его с собой в люльке. У меня отдельный комфортабельный кабинет. Чем ему хуже здесь, чем дома?

Первые месяцы жизни младенец спит сладким сном. Она всегда рядом, всегда прислушиваюсь к его дыханию. Проснется, приложу к груди. Когда нужно, перепеленаю. И под мирное сопение продолжаю работать. Если нужно было отлучиться на деловую встречу, девушки-сотрудницы присматривали за ним.

Если вас вдохновили эти истории и вы хотите познакомиться с успешными в бизнесе мамами, приходите 25 июля на женский форум Sister to Sister, где известные и успешные женщины расскажут свои секреты и лайфхаки. На мероприятии вы найдете своих подруг по духу, которые могут стать вашими идейными союзниками. За 3 дня зарегистрировалось более 500 человек.

Подробнее о мероприятии можно прочитать здесь: https://sistertosister.ru/event/Minsk

Чтобы прийти на мероприятие, где начнутся реальные перемены, вам нужно зарегистрироваться по ссылке http://clc.la/eNTF-g .

Вас ждет конференц-зал Барселона в отеле Виктория (пр.Победителей 103). Билет стоит 20 р. И осталось их очень мало.

Если вы — активная мама, ищущая способы заработка, идеи, мотивацию и толчок к переменам, приходите на встречу!

Бизнес с пеленок: как научить ребенка предпринимательству

«Нельзя заставить ребенка стать бизнесменом, но развить в нем предпринимательское мышление можно», — уверены основательницы курсов KinderMBA Кнарик Арабян и Карина Медведева. Когда они начали оказывать консалтинговые услуги основателям стартапов, то быстро поняли, что формировать бизнес-мышление нужно с детства. На своих курсах, которые сегодня выпускают по 600 юных предпринимателей в год, они учат школьников азам бизнес-мышления.

Упаковка для стартапа

Кандидат экономических наук Кнарик Арабян познакомилась со своим будущим бизнес-партнером на занятиях по финансовому учету и аудиту, которые вела в отделении Кредит Европа Банка. «Карина была моей студенткой, которая, как оказалось, давно хотела запустить собственный образовательный проект. Как и я», — рассказывает Арабян.

Арабян родом из грузинского городка Ахалцихе, в девять лет она переехала с семьей в Москву, окончила МЭСИ по специальности «Бухучет и аудит» и стала преподавать в родном вузе. На третьем курсе университета она начала подрабатывать помощником аудитора в ГК «Финаудитсервис» и за девять лет стала партнером в этой компании. Параллельно возглавила в МЭСИ кафедру антикризисного управления, начала работать как бизнес-тренер и на одной из своих лекций познакомилась с Кариной Медведевой.

Медведева родилась в Москве, а когда ей было три года, семья переехала в Германию. К 15 годам она почти забыла родной язык, но решила вернуться в Москву. Медведева переехала к родственникам в столицу, поступила в школу, а потом на экономический факультет МГУ. После обучения пошла на стажировку в Кредит Европа Банк, которая гарантировала место руководителя одного из отделов. «Через месяц этой программы я поняла, что банк — это вообще не мое, что я хочу и могу делать что-то сама», — говорит предпринимательница.

Поговорить с Арабян ей предложил Игорь Кулюхин, который вместе с Медведевой проходил обучение в банке. Осенью 2011 года молодые люди встретились и решили, что втроем могут предоставлять услуги консалтинга стартапам: Арабян — специалист по консалтингу и аудиту, а Медведева и Кулюхин имели связи с бизнес-инкубатором МГУ.

Партнеры ходили по бизнес-конференциям, конкурсам стартапов и предлагали свои услуги. За год им удалось поработать с 20 компаниями. Эта деятельность приносила неплохой, хоть и непостоянный доход — около 300 тыс. руб. в месяц. В 2012 году к консультантам присоединился Александр Пасечник, тоже выпускник экономфака МГУ, а Игорь Кулюхин покинул проект.

MBA для самых маленьких

Идея изменить бизнес-модель пришла во время тренинга по деловым переговорам, который партнеры проводили для студентов МГУ. На эту встречу, к удивлению, записались 20 школьников из частной московской школы «Эрудит». Аудитория вмещала такое количество детей, но ради эксперимента Арабян и Медведева пригласили только двух ребят, и они показали хорошие результаты. «Дети схватывали на лету и предлагали нестандартные решения», — рассказывает Арабян.

В 2014 году девушки решили, что стоит организовать отдельный курс для школьников выпускных классов. Договорились с частной школой «Эрудит» и объявили набор на курсы предпринимательства. «Мы долго думали, будут это онлайн- или офлайн-курсы, в нашем собственном лектории или где-то на стороне. В итоге остановились на формате дополнительного образования в самих школах», — вспоминает Арабян. Курсы решили назвать KinderMBA.

«В отличие от многочисленных курсов для старшеклассников мы не готовили детей к ЕГЭ. Мы готовили их к жизни — обучали финансовой грамотности, — говорит Карина Медведева. — Давать гарантию, что ребенок станет бизнесменом, глупо. Но мы обещали родителям, что после курсов он подойдет к выбору профессии более осознанно». Вскоре после старта удалось договориться еще с двумя школами — одной частной и одной государственной. Курс стоил 5 тыс. руб. в месяц для каждого ребенка, в потоке было 30 человек. За аренду не платили, но делили выручку пополам со школами.

Родители часто просили взять детей помладше. «Мой ребенок такой умный, он даст фору девятиклашкам, возьмите его — стандартная история», — вспоминает Медведева. Постепенно возрастной ценз снижался, приводили даже первоклашек. Основательницы разработали новый курс для детей от пяти до 17 лет.

Чтобы адаптировать программы, девушки наняли несколько педагогов и бизнес-тренеров, которые помогли с составлением курсов и подключились к преподаванию. За основу взяли систему британца Бенджамина Блума, которая предполагает, что ребенок должен пройти шесть стадий обучения: понимание, запоминание, применение, оценка, анализ, исследование и создание нового.

Количество направлений постепенно росло: сначала появились пять новых модулей, потом еще пять, а в 2017 году детей обучали уже по 21 направлению — эмоциональный интеллект, прикладная экономика, основы предпринимательства, рекламы, налогообложения, дизайн-мышление и др. За год группа проходит два модуля, каждый из которых заканчивался защитой бизнес-проекта в рамках конференции на экономическом факультете МГУ.

«Школа — это коллективное кладбище талантливых бизнесменов»

Аркадий Морейнис, венчурный инвестор, основатель проекта «Бизнес для школьников»

«Я занимаюсь стартапами с 2010 года. За все это время пообщался, наверное, с 20 тыс. команд и отчетливо увидел, что в России огромный дефицит хороших проектов. Корень проблем в том, что будущих Цукербергов мы похоронили еще в школе. Это коллективное кладбище талантливых бизнесменов.

В историях западных миллиардеров есть одна общая деталь — все они, и Цукерберг, и Джобс, и Гейтс, уже на первых курсах университета делали какой-то большой проект. Им это удалось, потому что первые предпринимательские опыты они ставили еще в возрасте 12–16 лет. Это возраст, когда формируется характер, основные жизненные установки. То есть, чтобы сформировать этих самых звезд от бизнеса, нужно спускаться ниже, на уровень школы. Теория о том, что предпринимательству нельзя научить, — чистой воды миф. Человека можно научить почти чему угодно.

Читайте также  Договор агент с принципалом

Говоря о детском бизнес-образовании, нужно понимать, что речь не о классическом МВА. MBA — это умение администрировать, а не предпринимать. Чаще всего это штука нужна для резюме, когда менеджеры среднего звена хотят подняться по карьерной лестнице. Детей нужно учить не зарабатывать строчки в резюме, а предпринимать — ставить цели, работать в команде, принимать решения, брать на себя ответственность.

На мой взгляд, рынок детского бизнес-образования в России сегодня находится в зачаточном состоянии. Это отчасти обусловлено тем, что, согласно социологическим опросам, только 2% наших родителей желают своим детям предпринимательского будущего. Но, надеюсь, что эта ниша будет в ближайшие три—пять лет расти и заполняться какими-то инициативами. На этом рынке найдется место многим локальным игрокам, как это сейчас происходит на Западе».​

Роботы в помощь

С масштабированием бизнеса возникли проблемы. «Мы обошли больше 30 школ, но договориться удавалось с единицами, — вспоминает Медведева. — Большинству идея нравилась, но все упиралось в реализацию». Государственные школы имеют право вступать в партнерство с коммерческими проектами только через тендер или с помощью договора о сетевой форме реализации образовательных программ. Тендер — это долго и невыгодно, а на сетевой договор, который вошел в обиход относительно недавно, решаются далеко не все учреждения. В итоге девушки вовсе отказались от работы с государственными школами, заключив договоры с девятью частными школами и детскими центрами.

В 2014 году Александр Пасечник ушел из KinderMBA в собственный стартап Masterzen.ru, девушки остались вдвоем. А в конце года Медведева серьезно заболела и почти отошла от дел. Проект работал в минус и жил за счет личных инвестиций Кнарик Арабян.

Несмотря на трудные времена, в 2015 году Арабян провела первую конференцию в МГУ, на которой свои проекты защитили 60 детей. KinderMBA стали привлекать к сотрудничеству крупные компании, которые участвовали в разработке курсов и оценке проектов: например, Райффайзенбанк составил бизнес-кейс по разработке банковской карты, Unilever ставил задачу вывести на рынок новый бренд снеков, Gloria Jeans — создать рекламную кампанию для марки одежды. «Нас познакомил наш сотрудник, дети которого посещали KinderMBA. Он был очень доволен качеством курса и рассказал нам о проекте. Банк как раз запускал детскую банковскую карту, мы посмотрели на программу, на то, как коллеги относятся к процессу обучения, и приняли решение о совместной разработке курса», — рассказывает начальник отдела дебетовых карт Райффайзенбанка Ксения Андреева.

Сотрудничество с МГУ и участие известных компаний помогли привлечь новых клиентов — к концу 2016 года количество учеников на потоке достигло 150. Выручка KinderMBA за 2016 год составила 1,2 млн руб., прибыль — 300 тыс. руб. А в 2017 году девушки нашли нового партнера — школу робототехники «Лига Роботов» Павла Баскира. Между компаниями заключен лицензионный договор, свои доли в доходах предприниматели раскрыть отказались. «Нам интересны различные образовательные форматы в нишах, которые не охвачены классическим школьным и дополнительным образованием. Тема предпринимательства логично вписывается в нашу образовательную экосистему», — объясняет Баскир.

Сейчас занятия KinderMBA проходят уже на 25 площадках, в том числе на территории «Лиги Роботов». В дополнение к основному курсу предпринимательства дети могут выбрать модуль по робототехнике и создать технологический бизнес-проект.

Курсы KinderMBA по-прежнему стоят 5 тыс. руб. в месяц, занятия проходят в игровой форме и делятся на два блока по полтора часа. Например, на уроке, посвященном основам предпринимательства, детей учат приумножать стартовый капитал: каждому выдают по 150 руб., которые ребенок должен вложить в проект и на следующем занятии выручить в два раза больше. «Детки пекли печенье, варили варенье из огурцов и кабачков, делали морковные чипсы. Все это они приносят на занятие, преподаватель пробует и решает, сколько готов заплатить за этот товар», — рассказывает Карина Медведева.

Помимо выполнения таких разовых задач дети весь семестр готовят основной бизнес-проект, который защищают на экономическом факультете МГУ. Жюри состоит из экспертов: преподавателей, представителей крупных компаний, фондов и акселераторов, которые отбирают лучшие проекты.

Некоторые из них действительно приносят своим создателям небольшой доход — например, одиннадцатиклассник Александр Т. создал развивающий конструктор из магнитных кубиков Mcreate, первые продажи которого принесли молодому человеку 35 тыс. руб. прибыли. 15-летняя Ксения И. вместе с одноклассницей Дарьей Ш. запустила проект под названием «Подарок счастья» — тематические подарочные наборы (например, в новогодние коробочки кладут плед, кружку и чай). За январские праздники они смогли продать три таких набора через интернет-магазин «Лиги Роботов» и заработать несколько тысяч рублей.

Ученицы 4-го класса московской школы «Путь к успеху» Виктория А. и Алиса Б. второй год занимаются на курсах KinderMBA. В этом году они подготовили программу для сбора пожертвований в помощь московским приютам для животных «Живи-люби с любимцем». Девочки обзвонили больше 20 приютов, договориться о сотрудничестве удалось только с двумя. «С нами часто не хотели разговаривать, просили позвать взрослых. Приходилось передавать трубку учительнице, но с остальным справлялись сами», — гордится Алиса.

Первым делом они установили коробку для сбора средств в вестибюле школы, а потом вместе с учителем информатики разработали приложение, в котором можно выбрать приютского щенка или котенка, стать опекуном животного или перевести пожертвование онлайн. За два месяца девочкам удалось собрать больше 40 тыс. руб., которые пошли на улучшение жизни животных в приютах.

Конечно, большинство учебных проектов так и не превращается в реальный бизнес, признают основательницы KinderMBA, но, по словам Арабян, основная задача курсов не в том, чтобы штамповать готовые бизнесы. Главное — развить предпринимательское мышление, научить ребенка работать в команде и принимать решения. А финансовая грамотность нужна не только для построения бизнеса, но и просто для выживания в современном мире: «Из-за отсутствия базовых знаний ломаются жизни — наберет первокурсник кредитов на телефон под бешеные проценты и погрязнет в долгах. Мы даем ребенку инструментарий для взрослой жизни, которым дальше он распоряжается самостоятельно».

По итогам 2017 года выручка от совместной деятельности KinderMBA и «Лиги Роботов» составила 8 млн руб., чистая прибыль — 1 млн руб. В планах основательниц на 2018 год — вдвое увеличить свой доход. В партнерстве с «Лигой Роботов» KinderMBA планирует открыть пять площадок в Санкт-Петербурге, а также развивать направление летних и зимних бизнес-лагерей: на грядущий год уже запланированы выезды в Подмосковье, Францию, Германию, Нидерланды, Бельгию и США.

Взгляд со стороны

«Предпринимательство — это жизненная позиция»

Никита Власов, управляющий партнер детской бизнес-школы «ФинСкиллс»

«Основная проблема в развитии такого рода курсов связана с отрицательным образом предпринимателя в России. Любимая детская сказка, которую каждый из нас впитал с молоком матери, учит нас полагаться на волшебное «щучье веленье» вместо упорного труда. Много сил приходится тратить на то, чтобы объяснить родителям: предпринимательство — это не банальное «купи-продай», а жизненная позиция, основанная на личной ответственности, мотивации и стремлении реализовать свои идеи. Ограниченность кругозора родителей формирует консервативное мышление и у самого ребенка. А крупное и успешное предпринимательство, как правило, связано с прорывными идеями».

«Создатели бизнес-школ сами должны быть успешными предпринимателями»

Кристина Геворкян, частный эксперт по запуску и развитию образовательных продуктов

«KinderMBA — перспективный проект с хорошей программой, но список тренеров не вызывает доверия. Преподавателями должны быть действующие предприниматели, а не теоретики. При прочих равных родители выберут курс Аркадия Морейниса или ФРИИ, которые занимают уверенные позиции в предпринимательской среде.

Основная трудность детских бизнес-школ — это сложность измерения результата. Что считать успешным прохождением курса: написанную концепцию продукта, прототип, запущенный или монетизированный продукт? Детский сегмент рынка платного дополнительного образования в России представлен в основном курсами подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, но здесь родители понимают, за что они платят, а эффективность измеряется по принципу поступил / не поступил. В случае с профориентацией и отдельным ее подвидом — предпринимательством — эффект накопительный и отложенный».

Работа в декрете: 5 примеров и идеи товаров для молодых мам

Мамы — лучшие эксперты во всём, что касается детей и материнства. Чтобы воспитание ребёнка не мешало развитию карьеры, используйте свои знания и создайте собственный того, в чём вы хорошо разбираетесь.

А начать поиск идей и вдохновения для своего бизнеса можно с небольшой подборки успешных магазинов — кстати, все они открыты мамами.

Решите проблему родителей

У многих мам бизнес вырастает на почве решения собственных проблем. Придумывая, как облегчить себе жизнь, они находят выход, которым потом делятся с другими, при этом ещё и получая доход.

могут стать инновационные коляски, гипоаллергенные слюнявчики, которые максимально впитывают влагу, или даже список нетипичных идей, чем занять ребёнка, когда он капризничает без причины.

Так в 2011 году молодая мама Екатерина решила сшить для себя идеальный — всё, что она пробовала до этого, казалось недостаточно удобным и красивым. А сегодня она успешно продаёт свои слинги в Karaush, в котором работает вместе с мужем.

Основной упор в магазине делают на безопасность, физиологичность и качество переносок для детей

Создавайте товары для развития и воспитания детей

Каждому ребёнку необходимы развивающие игрушки, чтобы познавать мир, тренировать воображение, улучшать мелкую моторику и не только.

Маму Веронику волновала проблема сенсорного «голода» у своих детей. Она опасалась, что от переизбытка технологий и гаджетов у них просто нет возможности почувствовать весь спектр природных ощущений, важных для развития. Это привело к тому, что она сама создала идеальные и решила поделиться ими с другими мамами в магазине Priroda Shop.

Кроме развивающих игрушек вы можете продавать сказки собственного авторства, раскраски, сборники советов по воспитанию детей, основанных на личном опыте. А если вы хотите, чтобы ассортимент вашего магазина был не только полезным, но и экологичным, как в Priroda Shop, вот несколько идей , которые можно начать продавать в интернете.

В Priroda Shop есть игрушки для сюжетных игр, игрушечный транспорт, игры для развития мелкой моторики и сенсорики, дидактические игрушки, игровой шёлк и другие интересные товары, которых не найти в

Помогите в организации детских праздников

Что нужно для большого детского праздника? Шарики, торт, яркая небьющаяся посуда, нарядные костюмы, игры, подарки. Всё это можно делать и продавать, чтобы облегчить родителям подготовку к детской вечеринке.

Мама Юлия продаёт в «Праздник в коробке» сценарии детских праздников и готовый реквизит. А началось всё с блога, где Юлия описывала свои задумки и игры с сыном.

Кроме этого, в сферу детских праздников можно попробовать войти с детскими костюмами, сшитыми вручную. Или предложить индивидуальный сервис, например, пиньяты, наполненные конфетами и шоколадом без сахара.

Цель этого магазина в том, чтобы организацию дня рождения ребёнка перестали считать ежегодной повинностью, дети разделяли радость сказочных приключений с родителями, а родители получали удовольствие от детских праздников

Превратите свои знания и опыт в цифровой товар

Мы уже говорили о том, что материнство автоматически делает вас экспертом в вопросах подготовки к родам, выбору игрушек, ухода за ребёнком и ситуациям, с которыми мамы могут столкнуться после его рождения. Например, борьба с лишним весом.

Известная мама двоих детей Алина Левда, например, решила помогать девушкам сбросить лишние килограмм после родов и не только с помощью авторского «Ешь, качай, люби».

Но создавать и продавать цифровые продукты могут не только блогеры. Подумайте о том, в чём вы действительно хорошо разбираетесь, расскажите о своей экспертности в социальных сетях и превратите свои знания в полезный по подготовке к родам, курс шитья для молодых мам или разовые консультации по выбору

Главное преимущество магазина с в том, что создать его можно абсолютно без вложений

Создавайте эксклюзивные игрушки

Игрушки — товар, который всегда будет востребован. Особенно если они сделаны с душой, особой историей или даже своими руками — идеальный подарок. Их можно шить и украшать бисером, создавать, вдохновляясь любимыми сериалами, или вырезать из дерева механические шедевры.

Юрий и Евгения Безобразовы, например, делают и возрождают деревянные игрушки и предметы домашнего обихода, бытовавшие на Русском Севере. В каждом изделии из «Мастерской Деревянных Игрушек» они стараются сохранить и развить культурные традиции своей семьи, а также отразить уникальность народной культуры.

Чем доступнее товары из тем ценнее вещи, сделанные своими руками — они ассоциируются с уникальностью, качеством и натуральностью

Идеи, о которых мы рассказали — повод придумать своё. Чего вам не хватает, чтобы чувствовать себя счастливой мамой? Как вы организуете свою жизнь с ребёнком, как развлекаетесь, решаете бытовые проблемы? Если у вас есть интересные решения, попробуйте превратить их в бизнес. А создать свой можно абсолютно бесплатно.

«Не будут они читать, и заставлять их бессмысленно»

Представителям поколения Z пока не больше 16 лет, но уже сейчас «цифровые» дети вызывают у родителей удивление и тревогу. Почему гаджеты заменили им книги, стоит ли опасаться интернет-зависимости, как возникает синдром дефицита внимания? Об этом рассказывает кандидат психологических наук, член правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов, академический руководитель магистерской программы «Системная семейная психотерапия» НИУ ВШЭ, член IFTA (Международная ассоциация семейных психотерапевтов), член EFTA TIC (Тренинговый комитет Европейской ассоциации семейных психотерапевтов) Анна Варга.

Читайте также  Наследники при дарении платят ли пошлину

Какие проблемы волнуют современных родителей?

Проблемы разные, но суть одна — потеря контакта с ребенком, отсутствие взаимопонимания и сложности с контролем. Так было во все времена, но сейчас, может быть, это ощущается острее, потому что родители и дети принадлежат не только к разным поколениям, но и к разным коммуникативным системам. Дети уже полностью в компьютерном мире, а родители еще иногда грешат книгами.

Что же делать? Заставлять детей читать?

Нет, конечно. Не будут они читать. И заставлять их бессмысленно, только приведет к ссорам. В истории человечества периодически происходит смена коммуникативных технологий. Это естественный процесс, просто сейчас мы находимся в самом его начале. Поменялась сенсорная модальность — дети уже не читают, а смотрят. Во время чтения вы должны воображать, то есть представлять все то, о чем читаете. А когда вы смотрите, воображение не нужно. Сигнал идет непосредственно в затылочную кору головного мозга, это другое восприятие. Дети уже ­принадлежат к новой коммуникативной культуре. Максимум, что могут сделать родители, — читать сами, пользуясь тем, что детям нравится находиться рядом. Или давать им аудиокниги.

Что вы понимаете под коммуникативной культурой?

Представители Торонтской школы теории коммуникаций считают, что коммуникативные технологии определяют тип культуры и менталитет людей. Например, человек Средневековья отличается от представителя Нового времени, у них разная картина мира и ценности. Сознание зависит от устройства социума, все-таки мы социальные животные. А социум определяется тем, как люди взаимодействуют друг с другом. Появление нового способа коммуникаций всегда ведет к серьезным изменениям в личности, культуре и обществе. Исследователи выделяют три стадии развития коммуникаций — устную, письменную и аудиовизуальную. Так, в Средневековье люди использовали для общения речь и слух, здесь главное — понимать язык друг друга. И в этом обществе не было детства как социальной категории. Лет с пяти, как только ребенок встал на ноги, научился разговаривать, он становится полноценным членом общества. Его кормят и одевают как взрослого. Он еще будет расти, станет сильнее, но никаких скидок ему уже не делают.

Когда же появилось детство в современном понимании?

Концепция взрослости и детства появилась благодаря изобретению книгопечатного станка. Грамоте человек должен сначала научиться, и этот информационный разрыв разделил людей на тех, кто мог получать информацию из книг, и тех, кто не умел этого делать. Ребенка уже не воспринимали как маленького взрослого, его стали воспитывать специальным образом. Чтобы стать взрослым, ребенок должен был приложить усилия, а ответственность за выращивание и воспитание детей лежала на родителях. В обществе сложились определенные представления, что такое хороший ребенок, хороший родитель, чему надо учить ребенка, за что его можно бить, за что награждать. Почитайте, например, роман Фрэнсис Бёрнет «Маленький лорд Фаунтлерой», там про это много написано. Так продолжалось более 300 лет.

А что происходит с детством сейчас, в информационную эпоху?

Мы постепенно отказываемся от воображения и переходим на зрительный регистр. Зрительному восприятию не нужно учиться, соответственно, детство вновь исчезает, как и взрослость. Исчезли общепринятые стандарты, что такое хороший ребенок и чему его надо учить. Объем знаний настолько вырос, что никто не в состоянии запомнить все, что человечество накопило к настоящему моменту.

Видимо, поэтому родители школьников жалуются на синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — дети не способны сосредоточиться, не могут, как раньше, усваивать информацию большими кусками.

Это не совсем так. Просто школа не дает информацию в том виде, в каком ее может усвоить ребенок.

То есть это проблема не конкретного ребенка, а школы?

Конечно. Школа не готова приспосабливаться к современному ребенку и к тому типу общества, в котором ему придется жить. В школьников по-прежнему запихивают объем информации, а сегодня надо учить компетенциям, трекам, по которым ребенок сможет добывать знания сам. Продвинутые учебные заведения не заставляют ничего учить, они стимулируют дискуссии, используют игры, онлайн-образование, дети готовят доклады и презентации. Синдром дефицита внимания — это следствие того, что современный ребенок попал в щель между старым и новым поколением. И взрослые сейчас в большой тревоге по поводу детей и их будущего.

Тем не менее многие родители требуют успеваемости, а дети в результате теряют всякий интерес к учебе.

Школа требует произвольного внимания, а ребенок не готов произвольно внимать — он сегодня захвачен экраном телевизора, компьютера или смартфона.

Значит, надо отнимать у детей гаджеты?

Нет. Детей нужно учить, опираясь на их непроизвольное внимание. Это объективная данность, и вы ничего не сможете с этим сделать. Видимо, когда придут учителя из нового поколения, они уже будут пользоваться новыми методами и учить детей правильно. А пока ребенок вынужден учиться в системе, которая не приспособлена к его способу восприятия и коммуникации. Каждый день из семьи он выходит в какой-то другой мир, инобытие, поэтому родителям придется ему помогать. Школа, кстати, прекрасно понимает, что не справляется, поэтому дает задания не столько для ребенка, сколько для его родителей.

Домашние задания — отдельная тема. Даже взрослые не всегда способны в них разобраться. Это нормально?

Дело не в заданиях, а в том, что школа пытается подтягивать семью к решению школьных проблем. Надо правильно к этому относиться.

Правильно — это как?

Быть на стороне ребенка, помогать ему с учебой и уповать, что, пройдя через довольно бессмысленные школьные годы, он найдет свой интерес и научится развивать произвольное внимание.

Выходит, надо забыть о хороших оценках в школе?

Если родители будут бороться с ребенком дома, учителя — в школе, то его ждет не только СДВГ, но и тяжелая невротизация, потеря познавательной мотивации. Дети — это маленькие марсиане, сегодня именно они идут на острие прогресса, поэтому мир должен приспособиться под них. Сейчас предыдущие поколения ничего не могут дать последующим. Лет через 10—20 эта щель между поколениями закроется, но пока нам будет очень трудно.

Что еще отличает современных детей и подростков от их родителей в том же возрасте?

У нынешних детей социализация происходит в интернете, тогда как родители в их возрасте общались лично.

Дети сейчас почти не гуляют, дворы пустые. Откуда взяться личному общению?

Взрослым мир кажется очень опасным, но это не значит, что он реально опасен. Вне школы современные дети общаются лично разве что летом, когда их берут в поездки или отправляют в лагеря. Или если они занимаются командными видами спорта. Но им больше нравится общаться онлайн. Не стоит этому ужасаться. То, что вы не понимаете своего ребенка, — нормально. Он будет лучше понимать своих детей.

Интернет тоже бывает опасен.

Раньше родители переживали, что ребенок до ночи пропадает на улице, связался с плохой компанией. Сейчас психологическим аналогом стал интернет. Конечно, должен быть родительский контроль, какие-то ограничения. Можно поставить фильтры, договориться с провайдером, чтобы в ночное время не было интернета.

Проблемы возникают и в онлайн-общении. Помните историю мальчика Степы? Друзья смеялись над его страничкой в соцсети, называли маленьким. Тогда мама Степы попросила знакомых «полайкать» его страничку и картинки динозавров. И Степа вдруг стал мегапопулярным. Мама поступила правильно?

Конечно, правильно, детям надо помогать. Мама воспользовалась коммуникациями, которые необходимы ее ребенку. Родители всегда вмешивались, если у детей не складывалось общение, просто раньше помощь была в другой форме. Мама приглашала друзей ребенка домой, угощала вкусненьким, папа предлагал поиграть в футбол. Сегодня можно с ребенком обсудить, как украсить свою страничку в интернете, красиво выступить. И потом, интернет-сообществ сейчас огромное количество, можно вместе поискать подходящее.

В соцсетях дети нередко используют мат. Что с этим делать?

Родители и учителя от этого в ужасе, я и по своим внукам знаю. Но запретами ничего не добьешься. В юном возрасте многие употребляли обсценную лексику, но между собой. А теперь дети общаются в соцсетях, и родители могут все это прочитать. Подростки пытаются поднять свою популярность, и обязательно находится кто-то, кто начинает использовать мат. Как к этому относиться? Спокойно. Вообще, общение в интернете довольно жесткое, потому что оно во многом анонимное.

Многие дети часами сидят в онлайне. Как распознать интернет-зависимость?

Если вы видите, что ребенок не расстается с гаджетом, а если его отобрать, впадает в ярость или отчаяние, это уже зависимость. Грозный признак, когда ребенок не выходит из комнаты, ­входить к нему нельзя, а еду надо оставлять под дверью. Пора обращаться за профессиональной помощью. Если же он ходит в школу, справляется с учебой, общается с родными, а в остальное время сидит за компьютером — ничего страшного, это теперь нормально.

Вряд ли родители смирятся с тотальным увлечением ребенка компьютером.

Могу им только посочувствовать — у них будет трудный родительский путь. Знаете, есть выражение «родители — это люди, которые дают мне карманные деньги». Так вот, родитель — это тот, кто может приласкать, утешить, поддержать. В интернете ребенок этого не найдет. Будет неправильно, если вместо поддержки мы начнем учить, упрекать, орать и наказывать.

Чему еще должны научиться родители «цифровых» детей?

Отказаться от собственных амбиций. Тип культуры изменился, и наши знания детям не пригодятся. Но мы можем помочь эмоционально. Подкорковые зоны мозга развиваются медленнее, чем кора, поэтому эмоциональное функционирование ребенка, как и взрослого, не меняется — мы чувствуем так же, как и первобытные люди. Ребенку пригодится психическое здоровье, которое дети получают в семье с высоким психотерапевтическим потенциалом. Это семья, где люди спокойны, проводят время вместе и поддерживают друг с друга. Так создается эмоциональная опора, которая важна для ребенка.

А что вы думаете о наказаниях —стоит ли их применять?

К наказаниям современные дети мало восприимчивы. Потому и надо выстраивать с ребенком эмоциональную связь, чтобы дистанция в этой зоне создавала у него дискомфорт, страх потери эмоциональной теплоты. Это главный рычаг. Других уже нет никаких.

Дети из обеспеченных семей сегодня имеют все, что пожелают. Как в этих условиях мотивировать ребенка на достижения?

Это сложный вопрос. У меня есть клиенты, которые выросли в бедных семьях и стали богатыми, они хотят, чтобы их дети тоже имели мотивацию и страсть к успеху. А детям, естественно, ничего этого не нужно. Чтобы был интерес, надо создавать так называемый развивающий дискомфорт.

Что это такое?

Нельзя исполнять желания ребенка по первому требованию — потребности должны сформироваться. Не стоит лишать ребенка гаджетов, потому что он существует в цифровом мире, но заваливать его всем остальным необязательно. Начиная с определенного возраста, ребенок может сам зарабатывать. И надо давать ему такую возможность, иногда даже требовать. В обществе, где деньги давно заработаны, так и поступают. Не важно, богатые у тебя родители или бедные, на каникулах все идут подрабатывать.

Неужели обеспеченные российские родители готовы на это?

Да. Мы детально обсуждаем программу, где и как заработать ребенку. Хочет получить последнюю версию телефона — пусть потрудится. Некоторые дети работают в компаниях своих родителей, у родственников и знакомых, иногда выполняют домашнюю работу. Даже маленький ребенок может помочь бабушке, загрузить и разгрузить посудомойку, сделать бутерброды маме с папой. Ребенок должен усвоить идею обмена — я от вас получаю, если, в свою очередь, тоже даю вам что-то.

А как научить ребенка ставить цели и достигать их, если его ничего особо не интересует?

Цели возникают, если есть потребность в чем-то. Нужен дефицит. Дети сейчас поздно взрослеют, потому что у нас теперь нет детства и нет взрослости. Если бы не армия, которая многих дико пугает, то стоило бы оставить своего ребенка в покое. Если он не знает, чем заняться по окончании школы, — пусть поработает, потом поймет. И надо еще в школе пробовать разные возможности. Не сложилось с футболом — бросай, иди на робототехнику. Не понравилось — ищем дальше. Смотрите, куда ходят друзья вашего ребенка. Мальчики обычно редко чего-то хотят, а с девочками проще — по крайней мере, им хочется быть вместе с по­дружками. И еще многое зависит от педагога или тренера.

Представителей поколения Z намного больше, чем их предшественников, «игреков». Видимо, их ждет более жесткая конкуренция за место под солнцем, придется толкаться локтями?

Это так. Другое дело, что новые коммуникативные технологии смягчают ситуацию. Такого количества людей с высшим образованием, зарабатывающих головой, обществу не нужно. Но в интернете они все равны, у всех есть возможности делать здесь бизнес и зарабатывать.

Сегодня родители сражаются за лучшие школы и вузы. Разве кто-то из них смирится с тем, что ребенок останется без высшего образования?

Это не дело родителей, они — уходящие поколения. Или, как говорит один мой коллега, «это все навоз». Надо ориентироваться на детей, а не на родителей. Если ребенок не сдаст ЕГЭ или не осилит высшее образование, значит, у него будет другая судьба. И как-то она сложится. Надо объяснить ребенку, что главное — найти дело по душе. А все остальное он сам сделает.