Повестка о допросе свидетеля в фнс

Допрос в качестве свидетеля в налоговой

Пришла повестка из налоговой придти на допрос в качестве свидетеля? Зачем? Что может быть?

День добрый! Купили дом, спустя 4 года приходит письмо из налоговой о вызове на допрос в качестве свидетеля. Могу ли я потребовать присутствие государственного адвоката на допрос?

Меня вызывают на допрос к следователю налоговой в качестве свидетеля. При этом не сообщают причину и по какому вопросу меня вызывают. Я ИП. Могу ли я требовать от налоговой указать в повестке по какому именно контрагенту или вопросу меня вызывают? Что бы вопросы задаваемые в ходе допроса не застали меня врасплох.

Прошу разъяснить следующую ситуацию. Во время налоговой проверки бывшему главному бухгалтеру предприятия была вручена повестка о явке на допрос в ФНС в качестве свидетеля. Вызываемый в это время находился на больничном, о чём письменно уведомил налоговую с приложением больничного листа.

Теперь сотрудники налоговой инспекции звонят этому свидетелю и требуют, чтобы он явился в налоговый орган для дачи показаний, но повестку повторно высылать не хотят.

Вопрос: правомерны ли действия сотрудников ФНС? Обязаны ли они выслать повестку повторно или свидетель должен сам явиться в инспекцию по старой повестке после выздоровления?

Как оплачивается врем отсутствие на работе лицу, вызванному по повестке на допрос в качестве свидетеля по делу о налоговом правонарушении.

Положили письмо в почтовый ящик. Вызывают на допрос в качестве свидетеля. Причину не указали. На конверте нет штампов почты. Один маленький штамп налоговой.

Пожалуйста принесли повестку из налоговой. Вызывают на допрос в качестве свидетеля. У меня маленький ребенок идти не могу. Как мне им написать письмо?

Вызвали на допрос в качестве свидетеля в налоговую как физлицо по ст 90 НК РФ. Могу ли я сославшись на ст 51 Конституции не явиться на допрос, а направить письменное уведомление в адрес налоговой?

Пришло письмо от налоговой — явиться в качестве свидетеля. (ст.90 НК) в почтовый ящик за него не расписывался. Могу ли я не ходить на допрос?

Пришла повестка из налоговой о вызове на допрос в качестве свидетеля. Как узнать по какому правонарушению вызывают? Могули я это узнать по телефону написанному в повестке?

При допросе в налоговой в качестве свидетеля: на вопрос, какую (сколько) зарплату я получаю, могу ли я сослаться на «неразглашение коммерческой тайны»?

Пришло письмо заказное из налоговой, получала на почте. Не знаю по какому вопросу вызывают, в повестке ничего не написано, кроме на допрос в качестве свидетеля для выяснения обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля. Ответьте пожалуйста, если не ходить в налоговую на допрос в качестве свидетеля, какие санкции последуют? И последуют ли они через суд, либо вторым письмом, т.е. после этой повестки придет штраф из налоговой? Уже боюсь на почте заказные письма получать.

Если вызывают в Налоговую службу на допрос в качестве свидетеля (расстояние до налоговой — 100 км) . Как мне засчитают этот день на моей работе и кто компенсирует мне затраты на поездку?

Вчера я выяснила что на меня оформлено 5 фирм. но я об этом ни слухом ни духом. пока не пришло из налоговой повестка явится на допрос к ним в качестве свидетеля.

Я получила заказное письмо из налоговой. Повестка на допрос в качестве свидетеля. Вызов был на 5 октября, а повестка была получена 7 октября. У меня годовалый ребенок сейчас болеет. Как быть?

Работая курьером-регистратором, оформила на себя несколько фирм. Пришла повестка из налоговой на допрос в качестве свидетеля по одной из них. Чем это мне грозит, работодатель уверял, что все это законно, каковы мои дальнейшие действия?

Я бывший работник фирмы и мне пришла повестка с налоговой для допроса в качестве свидетеля по вопросу финансово-хозяйственной деятельности бывший фирмы, неявка штраф законно ли это, могу я не приходить?

Пришло письмо от налоговой. Просят прийти на допрос в качестве свидетеля. Причину не указали. Вот не нахожу покоя. Может ли быть, что из-за двух действующих трудовых книжек? По одной я в декрете, а по другой я работаю?

Проживаю в Москве. По месту прописки (другой регион) пришла налоговая повестка о вызове для допроса в качестве свидетеля по обстоятельствам, касающимся деятельности какого-то ООО (впервые слышу данное название) в связи с проведением выездной налоговой проверки.

Можно ли сделать так, чтобы не ехать в другой регион, а ответить на вопросы по электронной почте или в налоговой в Москве? Как можно подготовиться к допросу, если понятия не имеешь, что за организация, и о чем речь?

Мне пришло письмо из налоговой: При проведений мероприятий налогового контроля возникла необходимость в получении свидетельских показаний и в соответствии со статьей 90 налогового кодекса РФ мне надлежит прибыть в ИФНС для допроса в качестве свидетеля.

Я являюсь номинальным директором и учредителем ООО. Мне пришла повестка из налоговой инспекции о вызове и дачи показаний свидетеля о финансово-хозяйственной деятельности организации. Там был проведен допрос меня в качестве свидетеля и составлен протокол допроса свидетеля, в котором мною было указано, что я не являюсь реальным руководителем в организации, финансово-хозяйственную деятельность я не вел, налоговую и бухгалтерскую отчетность не подписывал со дня регистрации организации. Могу ли я продать данную организацию другому лицу, подписав решение о том, что я отказываюсь от управления организацией и какая ответственность за это предусмотрена?

В организации (ООО), где я являюсь генеральным директором прошла выездная налоговая проверка. В последний день проверки, налоговый инспектор перед тем как выдал мне справку об окончании выездной налоговой проверки вручил мне протокол допроса свидетеля, где я уже выступаю в качестве индивидуального предпринимателя. ООО и ИП между собой аффилированности не имеют. Могу ли я воспользоваться ст.51 Конституции РФ?

Вы мне не подскажете, как мне поступить. Я случайно узнал, пришла повестка из налоговой явиться в качестве свидетеля на допрос, что на меня зарегистрировано сразу несколько фирм, к которым я не имею ни малейшего отношения. Как мне лучше поступить в данной ситуации?

Сегодня вечером пришла повестка с налоговой, приглашают в качестве свидетеля на допрос. В повестке не указана ни причина, по которой меня приглашают на допрос. В получении повестки я не расписывалась, бросили в почтовый ящик. Завтра в 10 часов утра я должна быть в налоговой. Как мне поступить? Ходить или проигнорировать, позвонить и узнать о причине вызова. Если не явлюсь, они же повторно мне могут прислать повестку. Узнала только, что данная налоговая занимается юрлицами.

Я стал соучредителем, и мне пришло письмо домой, след. Содержания.

ПОВЕСТКА о вызове на допрос свидетеля

В соответствии со статьей 90 Налогового кодекса Российской Федерации Вам надлежит прибыть 20 марта 2013 г. к 12 час.00 мин. в Межрайонную Инспекция Федеральной налоговой службы N16 по Санкт-Петербургу по адресу: Санкт-Петербург, В.О., пр. Большой, 55 лит. Б. в кабинет N 36 к главному государственному налоговому инспектору отдела камеральных проверок N2 Филиповой О.В. для повторного допроса в качестве свидетеля на предмет учреждения в ведения финансово-хозяйственной деятельности ООО О***С ИНН 882.

При себе иметь паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

При наличии причин, препятствующих явке по вызову в назначенный срок, прошу уведомить по тел. 335-45-49 или иным способом, либо направить письменное заявление об этом по указанному выше адресу.

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет ответственность, предусмотренную статьей 128 Налогового кодекса Российской Федерации.

От себя: для повторного допроса в качестве свидетеля на предмет учреждения в ведения финансово-хозяйственной деятельности. — Меня еще не вызывали ни разу.

Что мне ожидать, к чему готовится? Подскажите пожалуйста.

Что делать, если вызвали на допрос в налоговую:?

Вы в блоге Сальдо Фаворит — мы разбираем налоговые решения и методы взаимодействия с ФНС. Здесь мы рассказываем про наш опыт, делимся новостями и разбираем проблемы, которые часто возникают при работе с налогообложением.

В ходе камеральной и выездной проверки ФНС вправе вызвать на допрос в качестве свидетеля любое физическое или юридическое лицо. Чаще всего налоговики получают информацию от должностных лиц компании — директора и главного бухгалтера. Не нужно пугаться и избегать общения с налоговым инспектором. В вызове на беседу нет ничего страшного, особенно, если к разговору подготовиться заранее.

Налоговики приглашают на допрос в двух случаях:

  • Уточнить информацию, которая имеет значение для проведения контрольных мероприятий;
  • Получить пояснения по уплате налогов.

Налоговый инспектор приглашает гражданина для дачи показаний официальной повесткой, которую должны вручить под роспись. В ней прописана причина вызова. Если тема беседы указана размыто, позвоните в инспекцию и узнайте перечень вопросов, которые будут заданы.

В ходе разговора со свидетелем налоговики стараются получить доказательства совершенного правонарушения. Для этого они оказывают психологическое давление, угрожают сделать гражданина соучастником преступления. Не поддавайтесь на провокации. Если вы не совершали правонарушений, то и привлечь к ответственности вас не смогут.

Сотрудник инспекции может задавать один и тот же вопрос в различных формулировках. Они делают это чтобы запутать свидетеля. Не торопитесь. Лучше потратить 2 минуты на размышление, чем давать противоречивые ответы.

Помните, что в соответствии со ст. 128 НК РФ за неправомерный отказ от дачи показаний, а также за дачу ложных показаний свидетелю грозит штраф в размере 3 000 рублей.

Человек, которого вызвали для дачи объяснений или показаний, вправе взять с собой юриста или налогового консультанта. Такая «поддержка» не запрещена законом. Но, отправить вместо себя на беседу с налоговиком третье лицо нельзя, так как на допросе важна личность вызываемого.

Также свидетель имеет право не давать показания против себя и близких родственников. Это закреплено в 51 статье Конституции РФ. Но, если вопросы касаются контрагентов, которые не связаны с допрашиваемым семейными узами, то отвечать на вопросы придется.

В процессе общения инспектор ведет протокол. Помните, что не стоит подписывать бумаги, пока не прочтете текст. Если вы не согласны с какими-то пунктами, попросите внести правки. Налоговик обязан выдать второй экземпляр свидетелю.

Налоговики пугают должностных лиц, что в случае неявки на допрос их приведут насильно. На самом деле таких полномочий у инспектора нет. Если гражданин не придет в назначенное время в ФНС, то в соответствии со ст. 128 НК РФ ему выпишут штраф в размере 1 000 рублей.

Читайте также  Перечень документов на регистрацию квартиры по дду

Помните, что для суда и налогового органа неявка по повестке является косвенным доказательством виновности в нарушении законодательства. Игнорирование требований инспекции может иметь негативные финансовые последствия.

Горячая линия

(347) 291 20 70

Допрос свидетеля в налоговой: что важно и нужно знать

Я ничего не знаю. Зачем меня вызвали?

Для дачи показаний может быть приглашено любое физлицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Данную вероятность инспекторы оценивают самостоятельно и не должны доказывать.

Как отметил Приморский краевой суд, само по себе несогласие с вызовом на допрос в качестве свидетеля не говорит о том, что права физлица нарушены.

Кроме того, суды указывают, что зачитывать поставленные перед свидетелем вопросы, а также разъяснять их в обязанности должностного лица, осуществляющего допрос свидетеля, не входит. Физлицо не лишено права задать уточняющие вопросы, если у него есть какие-либо сомнения, или попросить разъяснить суть того или иного вопроса.

Могут ли меня допрашивать?

НК РФ определил две категории физлиц, которых нельзя допрашивать:

  • лица, которые не могут правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. К ним относятся дети в возрасте до 14 лет, глухие, слепые, глухонемые, психически нездоровые лица;
  • лица, которые получили сведения, важные для налоговой проверки, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей. Данные сведения составляют профессиональную тайну. К таким лицам можно отнести адвокатов, аудиторов, нотариусов, врачей, священников.

Все остальные физлица могут быть допрошены. Если же вы относитесь к любой из перечисленных выше категорий лиц, то перед началом допроса нужно сообщить об этом инспектору.

Если я не приду на допрос или откажусь отвечать на вопросы, грозит ли мне какая-либо ответственность?

Налоговая ответственность в виде штрафа предусмотрена за следующие нарушения:

  • неявку или уклонение от явки без уважительных причин — 1 тыс. руб.;
  • неправомерный отказ от дачи показаний или дачу ложных показаний — 3 тыс. руб.

ФНС разъяснила, что административная и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены.

Можно ли передоверить явку на допрос другому лицу? Допускается ли, чтобы при допросе присутствовал юрист организации?

НК РФ устанавливает, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через уполномоченного представителя.

ФНС отметила, что физлицо имеет право воспользоваться юридической помощью при допросе, но не заменять себя на иное лицо, в том числе на представителя по доверенности. Допрос представителя (адвоката) вместо свидетеля недопустим, даже если у него будет доверенность с такими полномочиями.

Минфин же дополнительно указал, что ст. 90 «Участие свидетеля» НК РФ не предусмотрено участие проверяемого лица при допросе свидетелей.

Повестку я не получал, о вызове не знал. Могут ли меня оштрафовать?

На практике налоговики привлекают к ответственности, только если у них есть доказательства получения физлицом повестки. Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения служит обстоятельством, исключающим привлечение к ответственности.

Если повестка направлена заказным письмом с уведомлением о вручении, то документом, подтверждающим ее получение, является уведомление о вручении почтового отправления с подписью получившего ее лица.

Однако в судебной практике была ситуация, когда суд признал правомерным наложение штрафа при отсутствии доказательств вручения повестки. Он исходил из следующего: повестка не была получена ввиду того, что физлицо не представило сведения об изменении своего места жительства в орган регистрационного учета. В связи с этим налоговики правомерно направляли корреспонденцию по месту его регистрации. А по НК РФ направленное по почте заказное письмо считается полученным на шестой день.

Какие причины неявки могут быть уважительными?

НК РФ не определяет, какие именно причины являются уважительными.

Московский городской суд указал, что они сформулированы в п. 4 ст. 90 НК РФ. Согласно этой норме показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях.

Суды признают неуважительными следующие причины неявки физлица на допрос:

  • уведомление о вызове не содержит указаний на проводимое мероприятие налогового контроля;
  • лицо, подписавшее уведомление о вызове, не включено в состав группы, осуществляющей меры налогового контроля;
  • физлицо было вызвано на допрос в налоговый орган, где не состоит на учете. В данной инспекции зарегистрирована организация, руководителем которой физлицо было ранее;
  • в повестке не было указания на то, по какому делу вызывалось физлицо, отсутствовал номер дела, не было обозначено лицо, в отношении которого заведено дело;
  • физлицо находилось в командировке;
  • физлицо не может пояснить какие-либо обстоятельства;
  • объяснения в качестве свидетеля уже были даны ранее;
  • в повестке отсутствует конкретное указание на проводимое мероприятие налогового контроля, сама повестка не соответствует установленной форме.

Могу ли я отказаться давать показания на основании ст. 51 Конституции?

По мнению ФНС, физлицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, которые предусмотрены законодательством РФ. Так, согласно ст. 51 Конституции никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определен федеральным законом (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки).

Заявление в любой форме (письменное либо устное) о нежелании дать показания в целом по делу или по отдельным его эпизодам признается неправомерным отказом от дачи показаний.

Исходя из сложившейся практики, можно заключить, что суды признают правомерным наложение штрафа в ситуации, когда свидетель отказывается отвечать абсолютно на все вопросы.

Например, Нижегородский областной суд рассматривал дело, где вызванный на допрос главбух отказался дать показания по всем вопросам касательно финансово-хозяйственной деятельности организации. Суд решил, что отказ отвечать на все вопросы свидетельствует не о нежелании разглашать информацию, которая затрагивает права и законные интересы физлица, а о намерении любым способом помешать налоговому органу установить фактические обстоятельства дела.

В другом деле, которое разбирал Псковский областной суд, инспекция наложила штраф за отказ от дачи показаний. Физлицо было вызвано на допрос в рамках выездной проверки за период, когда оно было директором. Суд также отметил, что свидетельские показания не влияют на законные права и интересы физлица, поскольку связаны с финансово-экономической деятельностью организации.

Отказ от дачи показаний абсолютно по всем вопросам независимо от их сути представляется неправомерным. К такому выводу пришли Омский областной суд, Красноярский краевой суд, Свердловский, областной суд.

С судами согласна и ФНС. Так, она оставила жалобу физлица без удовлетворения, рассмотрев следующую ситуацию. Допрашиваемый, будучи акционером банка,отказался отвечать на все поставленные перед ним вопросы независимо от их сути, в том числе на те, ответы на которые позволяют оценить характер финансово-хозяйственных правоотношений банка, их экономическую обоснованность и определить действительный размер налоговых обязательств.

Суды признают неправомерным отказ от дачи показаний на вопросы, которые:

  • относятся к хозяйственной деятельности юрлица;
  • касаются выполнения трудовых обязанностей и того, каким образом физлицо получило свою должность;
  • затрагивают исключительно профессиональную деятельность физлица (должностные обязанности и должность, порядок ведения бухучета и работы с наличностью организации);
  • относятся к созданию и ликвидации юрлица.

Свердловский областной суд решил, что не затрагивают законные права и интересы физлица следующие вопросы:

  • о финансово-хозяйственных отношениях общества с контрагентом, с которым заключены договоры поставки;
  • порядке оплаты;
  • регистрации общества в налоговых органах;
  • месте его нахождения;
  • количестве работников;
  • наличии оргтехники;
  • о том, с какого времени физлицо работает в ООО;
  • в каких организациях оно являлось руководителем и учредителем;
  • какую должность оно занимает в настоящее время.

Суды также полагают неубедительными указания физлиц на возможные негативные последствия со стороны работодателя в случае предоставления налоговому органу истребуемых данных, поскольку эти последствия носят вероятностный характер и противоречат нормам трудового законодательства. К таким выводам пришел, например, Омский, областной суд.

А вот в другой ситуации, которую рассматривал Свердловский областной суд, из протокола допроса нельзя было установить содержание вопросов, на которые физлицу предлагалось ответить. Не ознакомившись и не зная содержания вопросов, физлицо до начала допроса отказалось от дачи показаний. По мнению суда, указанное обстоятельство не позволило установить действительное наличие (отсутствие) права воспользоваться возможностью не свидетельствовать против самого себя. Поэтому нельзя утверждать о том, действительно ли обоснованно (или необоснованно) физлицо отказалось свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Состав правонарушения инспекция не доказала.

Что касается допросов ИП, то здесь ситуация иная.

Так, Оренбургский областной суд не поддержал налоговиков. Он отметил, что понятия «налогоплательщик» и «свидетель» разграничены и данные лица имеют разный статус и наделены различными правами и обязанностями. Поскольку ИП был вызван в налоговый орган в качестве свидетеля для дачи показаний по делу о налоговом правонарушении, производство по которому производилось в отношении него же, полученные показания могли быть использованы против него. Отказ от дачи показаний является правомерным.

А АС Центрального округа решил, что независимо от характера показаний, которые дал ИП налоговому органу в ходу проводящейся в отношении него выездной налоговой проверки, он не подлежит ответственности по ст. 128 НК РФ, поскольку не может являться свидетелем в отношении самого себя.

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Налогоплательщикам – о допросах налоговых органов

ФНС напомнила о правилах проведения допроса свидетеля с участием представителя. Руководитель налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP рассказал, кого могут допросить, как вести себя свидетелю и кого лучше взять в сопровождающие, а также что поможет налогоплательщику пережить проверку

ФНС России подготовила письмо о процедуре допроса налоговым органом свидетеля с участием представителя 1 . Дополнительные разъяснения «АГ» попросила дать адвоката, партнера, руководителя налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Евгения Тимофеева.

С какой целью налоговые органы проводят допросы?

Налоговые органы проводят допросы для получения информации о предполагаемых нарушениях законодательства о налогах и сборах. Ответы свидетелей фиксируются в протоколах, которые становятся доказательствами по делу.

Необходимость допросить человека возникает тогда, когда налоговому органу надо узнать, например, какие операции осуществлял налогоплательщик и как именно, как были найдены контрагенты и другие обстоятельства, способные повлиять на выводы проверяющих. «При этом порой налоговые органы используют допросы, чтобы “ломать” грамотно оформленные документы и показать, что на самом деле все было не так», – предупредил Евгений Тимофеев.

Читайте также  Как узнать номер снилс по серии паспорта

Кого могут вызвать на допрос?

ФНС: налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (подп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ). Статья 90 НК РФ содержит информацию о том, кто может быть допрошен и кого допрашивать нельзя. Так, при проведении налоговых проверок адвокат не может допрашиваться налоговыми органами в качестве свидетеля, если он получил информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением своих профессиональных обязанностей и эти сведения относятся к профессиональной тайне адвоката.

По словам Евгения Тимофеева, на допрос могут вызвать кого угодно. Того, кто, по мнению налогового инспектора, может передать информацию, имеющую значение для дела. Вместе с тем регулярно допрашивают тех, кто ничего не знает, например низовой персонал. И это особенно опасно: бывает, люди вообще не понимают, о чем речь, но им стыдно в этом признаться. И тогда в их уста можно вложить любые слова. Однако правильно организованная защита способна этому противостоять. «У одного из моих клиентов однажды допросили около 30 человек. Причем было очевидно желание проверяющих спровоцировать и зафиксировать хотя бы оговорку. Когда стало понятно, что этого не произойдет, они отказались от атаки», – рассказал адвокат.

Сопровождающий свидетеля юрист должен разбираться в предмете, т.е. ориентироваться в налоговом законодательстве и обстоятельствах дела. Именно это может породить желание налогового органа допросить юриста как минимум о содержании его бесед с клиентом. «Мне неизвестно о таких случаях, но исключать их нельзя, – отметил Евгений Тимофеев. – И тут статус адвоката приходится весьма кстати: его в данном случае допросить невозможно, так как это запрещено Законом об адвокатуре. Юристы без статуса такой привилегией не пользуются». Кроме того, не могут допрашиваться в качестве свидетеля лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

Кому разрешено присутствовать на допросе?

ФНС: вопросы участия лица, сопровождающего свидетеля, разъясняют письма ФНС от 31 декабря 2013 г. № ЕД-4-2/23706@ и от 30 октября 2012 г. № АС-3-2/3920@. В них указано, что в НК РФ не установлен исчерпывающий перечень лиц, которые могут присутствовать при допросе. Получается, что круг таких лиц не ограничен. К тому же при проведении допроса должно строго соблюдаться право свидетеля на получение квалифицированной юридической помощи.

Налоговым законодательством не регламентированы права и обязанности лица, сопровождающего гражданина, вызванного повесткой для допроса в налоговый орган.

«В принципе любое физическое лицо вправе присутствовать на допросе в качестве представителя налогоплательщика, – объяснил Евгений Тимофеев. – Но те, кто не имеет статуса адвоката, делают это на птичьих правах и в силу доброй воли ФНС, которая данный подход признает. И если адвокат может сослаться на Закон об адвокатуре и УПК РФ, в которых закреплено его право выступать в качестве представителя, то юрист без статуса может ссылаться лишь на отсутствие регулирования этого вопроса в НК РФ и позицию ФНС, которая может быть и изменена».

Евгений Тимофеев продолжил: «Обязанности представителя на допросе определяются целью предоставления квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ). В связи с этим готовность ФНС признавать представителями даже лиц без юридического образования выглядит чересчур демократичной. Считаю, что это недопустимо по смыслу закона, поскольку может рассматриваться как возможное давление на свидетеля. В конце концов, допрос – это в каком-то смысле интимный акт между допрашиваемым и налоговым органом, пусть даже это и касается организации. Протокол налогоплательщик увидеть сможет».

Как вести себя свидетелю и чем ему поможет адвокат?

ФНС: в случае допроса свидетеля, который пользуется квалифицированной юридической помощью, адвокат вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу (п. 3 ст. 99 НК РФ). При этом отвечает на вопросы свидетель самостоятельно.

Евгений Тимофеев настоятельно рекомендует как следует подготовиться к допросу. Свидетель должен знать, что и как будет происходить, и четко понимать свои права и обязанности. Во время подготовки имеет смысл провести игровой допрос – это уменьшает стресс и позволит свидетелю спокойно пройти реальный допрос, «не поплыть» под давлением или из-за усталости. Многих пугает само слово «допрос», но свидетель должен понимать, что это обычное мероприятие в рамках работы налоговых органов по поиску информации и ни о чем плохом еще не свидетельствует.

Свидетель должен честно ответить на вопросы во время допроса (если только они не касаются его самого или его близких), но не обязан инициативно раскрывать информацию, о которой его не спрашивали. Также он не обязан помнить конкретные цифры и детали из прошлого. «Если ему задают вопросы, ответы на которые он не помнит, не нужно поднимать документы и передавать данные из них. Такую информацию инспектор может получить путем истребования этих документов, – пояснил адвокат. – Если свидетель не знает ответа, то должен об этом сообщить, а не включать “комплекс отличника” и рассказывать, что он думает».

Помощь адвоката на допросе заключается отнюдь не только в защите прав допрашиваемого. Его задача – убедиться, что доверитель точно понимает задаваемые вопросы. Так, по словам Евгения Тимофеева, он сталкивался со случаями, когда в формулировку вопроса включались юридические определения, которых допрашиваемый не знал. «Спрашивать должны только об обстоятельствах, а не о мнении допрашиваемого. Вопрос должен быть однозначным, иначе открывается простор для интерпретации ответа в дальнейшем. Аналогично и ответ должен быть сформулирован однозначно, чтобы исключить возможность его истолкования так, как этого захочется налоговому органу, – объяснил адвокат и продолжил: – Часто на допросах возникают споры между инспектором и адвокатом о формулировке ответа. Адвокат не только вправе, но и обязан объяснить своему доверителю, что его ответ из-за своей нечеткости, неудачного выбора слов может дать налоговому органу неверную информацию, быть истолкован как оговаривающий самого доверителя или других лиц, хотя у допрашиваемого и не было намерения это сделать».

Как рассказал Евгений Тимофеев, инспекторы нередко настаивают на фиксации неудачной, но устраивающей их формулировки, ссылаясь на то, что свидетель сказал именно так. Однако цель допроса – выявить и зафиксировать обстоятельства, а не оговорки. Поэтому до подписания протокола свидетелю следует убедиться, что его ответы точно отражают смысл сказанного им, и в этом ему должен помочь адвокат. Свидетель должен понимать, что, поскольку именно его речь фиксируется, окончательную форму показаний может определить только он. И нужно помнить, что всегда есть возможность подписать протокол с замечанием о том, что все со слов свидетеля записано неверно.

Отсутствие адвоката на допросе может повлечь серьезные последствия. Если слова свидетеля будут противоречить документам, во внимание будут приняты скорее его показания. Поэтому, если это произошло, желательно дезавуировать некорректные заявления. Можно попросить налоговый орган провести повторный допрос, поскольку отдельные факты были изложены неверно, – даже в случае отказа такое обращение окажется полезным. Свидетель может направить налоговому органу заявление о выявленных неточностях. Также можно провести нотариальный допрос и его протокол представить налоговому органу. Но все же лучше не совершать ошибок.

Как пережить налоговую проверку?

Допросы широко используются налоговыми органами в ходе проверок для установления фактов виновности плательщиков налогов. О том, как подготовиться к налоговой проверке и что предпринять после того, как она была проведена, Евгений Тимофеев рассказал на ежегодной конференции «Налоги-2020: стратегии, которые работают», организатором которой выступил ИД «Коммерсантъ».

До проверки.

«Если к вам пришли с проверкой, значит, есть достаточные основания для начислений», – отметил Евгений Тимофеев. Поэтому еще до проведения проверки важно:

  • проанализировать основные зоны риска;
  • повысить требования к прозрачности операций и документооборота;
  • усовершенствовать процедуры контроля (особенно при взаимодействии с контрагентами, поскольку их недобросовестность может стать причиной проведения проверки в вашей организации);
  • провести инструктаж для персонала;
  • отслеживать активность налоговых органов в отношении вашей компании (требования, письма, комиссии и т.д.);
  • заранее подумать о доказательствах (ни в коем случае нельзя ограничиваться формальными аргументами). Помните: налоговая проверка – это этап, на котором вы можете предоставить доказательства вашей правоты.

Во время подготовки к проверке следует соблюдать четыре основных правила.

1. Предоставляйте документы и ответы на требования налогового органа в понятном виде – они не должны противоречить друг другу и другим источникам. Постоянно анализируйте, зачем инспекции нужны запрашиваемые сведения. Главное – не навредить, передав налоговому органу документы и информацию. Основная задача – предоставление доказательств для защиты своей позиции, а не только соблюдение сроков. В случае необходимости можно направить запрос о продлении сроков.

2. Поддерживайте рабочие отношения с налоговым инспектором, который проводит проверку (в том числе и через привлеченных специалистов-консультантов) – это помогает.

3. Будьте готовы: к выемке и изъятию большого объема данных, представлению оригиналов документов, проведению большого количества допросов, истребованию документов и информации у иностранных организаций.

4. Сотрудники должны быть предупреждены о возможных вызовах на допросы и осведомлены о своих правах и обязанностях. Им нужно объяснить, что допрос не связан с грубым нарушением закона со стороны компании. Вызванному на допрос работнику нужно предоставить адвоката, чтобы: защитить его права и законные интересы, выстроить рабочие отношения между ним и инспектором, не дать возможности задавать работнику некорректные вопросы, зафиксировать в протоколе все факты, которые он сообщил, и отразить допущенные нарушения.

После проверки.

  • Не забывайте о рисках уголовно-правового характера (об ответственности за налоговые преступления даже спустя много лет и по вине контрагента читайте в статье «За что предпринимателя лишат свободы»).
  • Проверяйте цифры и факты «не отходя от акта проверки».
  • Не допускайте противоречий в правовой позиции и доказательственной базе.
  • Не тяните с разработкой позиции и тактики. Помните: досудебный этап урегулирования налогового спора – не проформа. В случае несоблюдения досудебного порядка в дальнейшем обратиться в суд с иском об отмене решения налогового органа будет нельзя. И не забывайте, что идти в суд может быть уже поздно (читайте также: «Как компании урегулировать налоговый спор до суда?»).

Оноприенко Оксана

1 Письмо ФНС России от 17 августа 2020 г. № ЕА-4-15/13203@ «О процедуре допроса налоговым органом свидетеля с участием представителя».

Позиция ФНС и Минфина

Об участии адвоката в допросе свидетеля в налоговом органе

Минфин России и ФНС России неоднократно разъясняли вопросы процедуры допроса налоговым органом свидетеля с участием его представителя. В настоящей статье приводится подробный анализ таких разъяснений.

Читайте также  Сколько зарабатывает судья в купино

О статусе представителя свидетеля

В письмах от 30 октября 2012 г. № АС‑3–2/3920@ и от 31 декабря 2013 г. № ЕД‑4–2/23706@ ФНС России разъясняла, что:

– при проведении допроса свидетеля должно строго соблюдаться гарантированное ч. 1 ст. 48 Конституции РФ право каждого на получение квалифицированной юридической помощи;

– Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ) не указан исчерпывающий перечень лиц, которые могут участвовать или присутствовать при допросе;

– законодательством по налогам и сборам не ограничены права и обязанности лица, сопровождающего гражданина, вызванного повесткой для допроса в налоговый орган в порядке ст. 90 Кодекса;

– поскольку правовой статус налогоплательщика и свидетеля, согласно НК РФ, отличаются, доверенность, выданная свидетелем лицу, участвующему в его допросе в налоговом органе, может быть не нотариальной;

– полномочия представителя, сопровождающего лицо, вызванное на допрос в налоговый орган в порядке ст. 90 НК РФ, не могут быть оформлены документами, в которых речь идет о даче показаний (пояснений) от имени свидетеля его представителем;

– допрос адвоката (поверенного) вместо свидетеля является недопустимым вне зависимости от наличия у первого доверенности, предусматривающей такие полномочия.

Участие адвоката в допросе свидетеля – не порок

В письме ФНС России от 10 июля 2018 г. № ЕД‑4–15/13247@ «О профилактике нарушений налогового законодательства»[1] одним из признаков «номинальных» налогоплательщиков (непричастных к ведению финансово-хозяйственной деятельности) был указан и такой: допросы лиц проводятся в присутствии представителей (адвокатов).

После обращения ФПА в Генпрокуратуру РФ[2] ФНС РФ с корректировала свою позицию. Письмом ФНС России от 21 сентября 2018 г. № ЕД‑4–15/18411@ этот негативный признак был удален: слова «допросы лиц проводятся в присутствии представителей (адвокатов)» были исключены.

Такой курьез можно было бы считать опечаткой (техническим сбоем), если бы практика не показывала: допрос свидетеля с участием адвоката реже становится доказательством налогового правонарушения налогоплательщика, чем допрос без него. Если налоговое ведомство имеет интерес в повышении результативности налоговых проверок (в виде дополнительных налоговых поступлений в бюджет), то попытка опорочить адвоката и его клиента объяснима.

О праве представителя налогоплательщика присутствовать на допросе свидетеля

В письмах Минфина России от 22 октября 2015 г. № 03–02–07/1/60796 и ФНС России от 17 августа 2020 г. № ЕА‑4–15/13203 разъясняется, что участие налогоплательщика или его представителя при проведении допроса свидетеля ст. 90 Кодекса не предусмотрено.

ФНС считает неслучайным, что присутствие проверяемого лица при проведении в отношении его иных мероприятий налогового контроля определено соответствующими статьями Кодекса. Так, например, ст. 92, 93, 94, 95 Кодекса предусмотрено право проверяемого лица участвовать при осмотре его территории (помещения), истребовании у него необходимых для проверки документов, выемке документов и предметов, проведении экспертизы. Поскольку в ст. 90 Кодекса прямо не предусмотрено участие проверяемого лица при допросе свидетелей, Минфин и ФНС России толкуют это как запрет на такое участие.

Представляется, что правовой пробел в ст. 90 НК РФ не препятствует участию представителя налогоплательщика в допросе свидетеля, если такой допрос проводится в рамках выездной налоговой проверки этого налогоплательщика.

Отсутствующее в специальной норме правило, защищающее права налогоплательщика, следует искать в общей норме. В силу подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик вправе присутствовать при проведении выездной налоговой проверки. Если допрос свидетеля проводится в рамках выездной налоговой проверки налогоплательщика, то налогоплательщик вправе присутствовать на нем в лице своих представителей.

То обстоятельство, что выездная налоговая проверка и допрос свидетеля могут проводиться не на территории (в помещении) налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ, п. 4 ст. 90 НК РФ), не может ограничить право представителя налогоплательщика присутствовать при проведении этого мероприятия налогового контроля.

Некоторые общие права налогоплательщика дополнительно обусловлены наличием оснований и порядка, установленных законодательством о налогах и сборах (подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ). Право налогоплательщика участвовать в проведении выездной налоговой проверки такого ограничения не предусматривает (подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Примером законного ограничения прав налогоплательщика в специальной норме может служить подп. 4 п. 7 ст. 95 НК РФ, который прямо указывает, что право проверяемого лица присутствовать при проведении экспертизы может быть ограничено должностным лицом налогового органа (подп. 4 п. 7). Этот пример показывает, что специальная норма может ограничить действие общей нормы, но пробел в специальной норме – не может.

Если продолжить позитивистскую логику ФНС и Минфина России, то отсутствие специальных норм блокирует применение других общих прав налогоплательщика, предусмотренных ст. 21 НК РФ: получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах (подп. 1 п. 1); на осуществление совместной сверки расчетов по налогам (подп. 5 п. 1); требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения налогового законодательства (подп. 10 п. 1) и т. д. Но такое толкование приводит к абсурду: отсутствие детализации реализации права приводит к лишению права как такового.

Анализ аргументов «против»

Рассмотрим самые популярные аргументы, которыми должностные лица налоговых органов отказывают проверяемому налогоплательщику в ходатайстве пригласить его представителя (адвоката) на допрос свидетелей, допрашиваемых в рамках его выездной налоговой проверки:

– представитель налогоплательщика (адвокат) – заинтересованное лицо и он может помешать свидетелю дать достоверные показания;

– свидетель не желает давать показания в присутствии проверяемого налогоплательщика;

– проверяемый налогоплательщик не вправе знать о доказательствах его правонарушения до оглашения фабулы налогового обвинения (акта налоговой проверки).

Первый аргумент противоречит позиции ФНС России: если адвокат – не очевидец налоговозначимых событий, он не вправе говорить за свидетеля. Инспектор, проводящий допрос, вправе пресечь возможные помехи, исходящие от адвоката. Поскольку допрос свидетеля, как правило, проводится в помещении налогового органа, инспектор, проводящий допрос, правомочен обеспечить порядок при его проведении.

Второй аргумент противоречит принципу достоверности доказательств. Если свидетель говорит правду для публичных целей, его не должно смущать присутствие заинтересованного лица, которому эта правда может навредить. Если свидетель действительно не желает давать показания в присутствии проверяемого налогоплательщика, то необходимо выяснить причины. Свидетель желает оговорить налогоплательщика или его определенных сотрудников? Свидетеля уже проинструктировал недобросовестный налоговый инспектор (иногда такие встречаются), и свидетель теперь стесняется представителя налогоплательщика? Иные причины? Представляется, что, напротив, присутствие представителя налогоплательщика повысит ответственность свидетеля за свои слова и предотвратит оговор налогоплательщика.

Третий аргумент противоречит принципу открытости мероприятий налогового контроля. Допрос свидетеля – одно из таких мероприятий, которое не может быть для налогоплательщика тайным, негласным. Налоговые проверки, как и налоговые органы, которые их проводят, не подпадают под действие Закона об ОРД[3], допускающего тайный сбор информации и доказательств.

Свидетель должен дать правдивую и максимально точную информацию, а налоговый орган – без искажений ее зафиксировать. Достоверность показаний свидетеля может и должна быть проверена судом в случае оспаривания налогоплательщиком результатов налоговой проверки[4]. Следовательно, и налоговый орган, и допрошенный им свидетель должны быть готовы к такой проверке в присутствии проверяемого налогоплательщика. Но допрос свидетеля судом может произойти спустя длительное время, когда свидетель может забыть часть обстоятельств, что может негативно повлиять на достоверность его показаний.

В этой связи проведение допроса в присутствии проверяемого налогоплательщика должно быть выгодным инспекторам: это страхует их от подозрения налогоплательщика и суда в получении недостоверных показаний (порочных доказательств налогового правонарушения).

Налоговый контроль предполагает сотрудничество и взаимодействие проверяемого и проверяющего: НК РФ презюмирует, что налогоплательщик не будет чинить препятствий в его проверке. С другой стороны, проверяющие имеют законный интерес получить доброкачественные доказательства налоговозначимых событий. Без помощи проверяемого налогоплательщика инспектор рискует отправить повестку по неактуальному адресу либо вызвать на допрос того, кто не имеет отношения к устанавливаемым событиям.

В этой связи участие проверяемого налогоплательщика в допросе свидетеля скорее повысит качество доказательства и снимет налоговый конфликт на досудебной стадии.

Толкование Минфином и ФНС РФ ст. 90 НК РФ противоречит правилу п. 7 ст. 3 НК РФ

Как следует из текста ст. 90 НК РФ, в нем отсутствует регулирование прав налогоплательщика на участие в допросе свидетеля в рамках его выездной налоговой проверки, а подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ, напротив, такое участие предполагает.

Письма Минфина России от 22 октября 2015 г. № 03–02– 07/1/60796 и ФНС России от 17 августа 2020 г. № ЕА‑4–15/13203 подготовлены как ответы на запросы налогоплательщиков о толковании налоговых норм. Следовательно, у правоприменителей неоднократно возникали сомнения, связанные с неясностью положений законодательства по данному вопросу.

Если считать такое сомнение в неясности акта законодательства неустранимым[5], то в силу п. 7 ст. 3 НК РФ оно должно толковаться в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

С учетом законного принципа разрешения подобных правовых коллизий правовой пробел в ст. 90 НК РФ следует толковать наиболее выгодным для проверяемого налогоплательщика образом: если он изъявил желание присутствовать в лице своего представителя (адвоката) на допросах свидетелей, проводимых должностными лицами налогового органа в рамках его налоговой проверки, он вправе реализовать это право, предусмотренное в подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ.

Поскольку добросовестное поведение налогоплательщика презюмируется, а предполагаемые злоупотребления адвоката – представителя налогоплательщика могут быть выявлены и пресечены должностным лицом налогового органа, проводящим допрос свидетеля (см. выше), руководство этой нормой представляется обоснованным.

[1] Документ утратил силу.

[2] В своем обращении президент ФПА РФ Юрий Пилипенко ссылался на то, что спорное положение письма ФНС фактически «направлено на ущемление конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь, так как может привести к массовому нарушению прав налогоплательщиков и допрашиваемых лиц, а также воспрепятствованию участия адвокатов в допросе».

[3] Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

[4] На основании ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, закрепляющих право обвиняемого на справедливое судебное разбирательство, ЕСПЧ в постановлении от 22 июля 2008 г. по делу «Ханну Лехтинен против Финляндии» (№ 32993/02) решил, что непосредственное участие свидетелей при рассмотрении судами налоговых споров, включающих вопрос применения налоговых санкций, обязательно, если на этом настаивает налогоплательщик, оспаривающий такие санкции. Прецедентные решения Европейского суда по правам человека являются для российских судов обязательными, поскольку Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и Протоколы к ней являются составной частью российской правовой системы.

[5] Согласно ст. 1, 4 и подп. 2 п. 1 ст. 6 НК РФ органы исполнительной власти не вправе отменять и ограничивать права налогоплательщиков, установленных НК РФ.