Ведение сельского хозяйства пчеловодство на землях гослесфонда

Статья 38. Использование лесов для ведения сельского хозяйства

Статья 38. Использование лесов для ведения сельского хозяйства

1. Использование лесов для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, пантового оленеводства, товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности) осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.

2. На лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, допускаются размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других некапитальных строений, сооружений, предназначенных в том числе для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства).

3. Граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения сельского хозяйства на основании договоров аренды лесных участков.

4. Для использования лесов гражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное пользование или устанавливается сервитут в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.

5. Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Судебная практика и законодательство — Лесной кодекс. Статья 38. Использование лесов для ведения сельского хозяйства

Отказывая обществу в удовлетворении требований, суд округа руководствовался пунктами 6, 15 части 1, частью 2 статьи 25, статьей 38, частями 1, 4 статьи 71, частью 1 статьи 72, частями 1, 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее — Лесной кодекс), пунктом 3 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, и исходил из того, что при использовании лесов для ведения сельского хозяйства договоры аренды лесных участков заключаются по общему правилу, по результатам торгов, при этом положения части 3 статьи 74 Лесного кодекса не предусматривают исключения из общего правила в случаях, предусмотренных статьей 38 Лесного кодекса.

3. Арендатор, переоформивший договор аренды лесного участка в соответствии с настоящей статьей для осуществления видов использования лесов, указанных в статьях 34, 36, 38 — 40 Лесного кодекса Российской Федерации, вправе осуществлять меры пожарной безопасности и меры санитарной безопасности на лесных участках, мероприятия по уходу за лесами, а также лесовосстановление в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и договором аренды участка лесного фонда или договором безвозмездного пользования участком лесного фонда, действовавшими до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 38 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 20, ст. 2251, N 30 (ч. I), ст. 3597, ст. 3599, N 30 (ч. II), ст. 3616, N 52 (ч. I), ст. 6236; 2009, N 11, ст. 1261, N 29, ст. 3601, N 30, ст. 3735, N 52 (ч. I), ст. 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 54, N 25, ст. 3530, N 27, ст. 3880, N 29, ст. 4291, N 30 (ч. I), ст. 4590) приказываю:

3. Арендатор, переоформивший договор аренды лесного участка в соответствии с настоящей статьей для осуществления видов использования лесов, указанных в статьях 34, 36, 38 — 40 Лесного кодекса Российской Федерации, вправе осуществлять меры пожарной безопасности и меры санитарной безопасности на лесных участках, мероприятия по уходу за лесами, а также лесовосстановление в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и договором аренды участка лесного фонда или договором безвозмездного пользования участком лесного фонда, действовавшими до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 38 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278) приказываю:

Утвердить прилагаемые Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства.

В соответствии со статьей 38 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 20, ст. 2251; N 30 (ч. I), ст. 3597, ст. 3599; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 52 (ч. I), ст. 6236; 2009, N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3601; N 30, ст. 3735; N 52 (ч. I), ст. 6441) приказываю:

В новом Лесном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 января 2007 года, подход федерального законодателя к установлению условий лесопользования организациями, занятыми ведением сельского хозяйства, изменился. Предусмотрев определенные особенности использования лесов для ведения сельского хозяйства (статья 38), законодатель в то же время отказался от особого порядка предоставления лесных участков сельскохозяйственным организациям и указал, что граждане и юридические лица осуществляют использование лесов для ведения сельского хозяйства на основании договоров аренды лесных участков (часть 3 статьи 38 в редакции Федерального закона от 14 марта 2009 года N 32-ФЗ). Кроме того, в качестве общего правила установлено, что граждане и юридические лица используют леса в целях заготовки древесины на основании договоров аренды лесных участков (часть 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 14 марта 2009 года N 32-ФЗ), а возможность предоставления лесных участков, находящихся в государственной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование предусмотрена только для федеральных государственных учреждений в случаях, когда федеральными законами допускается осуществление ими заготовки древесины.

Ведение сельского хозяйства пчеловодство на землях гослесфонда

от 21 июня 2017 года N 314

(с изменениями на 17 октября 2018 года)

____________________________________________________________________
Отменен с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 года N 1132
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минприроды России от 17 октября 2018 года N 526 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.11.2018, N 0001201811090026).

В соответствии со статьей 38 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2008, N 20, ст.2251, N 30, ст.3597, ст.3599, ст.3616, N 52, ст.6236; 2009, N 11, ст.1261, N 29, ст.3601, N 30, ст.3735, N 52, ст.6441; 2010, N 30, ст.3998; 2011, N 1, ст.54, N 25, ст.3530, N 27, ст.3880, N 29, ст.4291, N 30, ст.4590, N 48, ст.6732, N 50, ст.7343; 2012, N 26, ст.3446, N 31, ст.4322; 2013, N 51, ст.6680, N 52, ст.6961, ст.6971, ст.6980; 2014, N 11, ст.1092, N 26, ст.3377, ст.3386, N 30, ст.4251; 2015, N 27, ст.3997, N 29, ст.4350, ст.4359; 2016, N 1, ст.75, N 18, ст.2495, N 26, ст.3875, ст.3887, N 27, ст.4198, ст.4294)

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
24 августа 2017 года,
регистрационный N 47937

УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом
Минприроды России
от 21 июня 2017 года N 314

Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства

(с изменениями на 17 октября 2018 года)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства (далее — Правила) разработаны в соответствии со статьей 38 Лесного кодекса Российской Федерации и регулируют отношения, возникающие при использовании лесов для ведения сельского хозяйства.

2. Ведение сельского хозяйства запрещается:

в лесах, расположенных в водоохранных зонах, за исключением сенокошения и пчеловодства ;

в лесопарковых зонах ;

в зеленых зонах, за исключением сенокошения и пчеловодства. Также в зеленых зонах запрещено возведение изгородей в целях сенокошения и пчеловодства ;

Читайте также  Нотариальное согласие на временную регистрацию от квартиросъемщиков

в городских лесах ;

на заповедных лесных участках ;

на особо защитных участках лесов, указанных в части 2 статьи 107 Лесного кодекса Российской Федерации, за исключением сенокошения и пчеловодства ;

2.1. В границах прибрежных защитных полос запрещается распашка земель, выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн .

Пункты 1, 3 части 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 3, ст.2381; N 50, ст.5279; 2007, N 26, ст.3075; 2008, N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 30, ст.3735; N 52, ст.6441; 2011, N 1, ст.32; N 29, ст.4281; N 30, ст.4590; N 30, ст.4594).

3. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов .

4. Леса могут использоваться для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности).

5. Граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения сельского хозяйства на основании договоров аренды лесных участков .

6. Для использования лесов гражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное пользование или устанавливается сервитут в случаях, определенных Земельным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.4147; 2016, N 27, ст.4306) и Гражданским кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.3301; 2017, N 14, ст.1998) .

7. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком .

8. Использование лесов для ведения сельского хозяйства может ограничиваться в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 27 Лесного кодекса Российской Федерации.

9. Настоящие Правила ведения сельского хозяйства применяются во всех лесных районах Российской Федерации (кроме северного оленеводства). Северное оленеводство осуществляется в лесных районах, расположенных в лесорастительной зоне притундровых лесов и редкостойной тайги и таежной лесорастительной зоне Российской Федерации.

II. Права и обязанности граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов для ведения сельского хозяйства

10. Граждане, юридические лица, использующие леса для ведения сельского хозяйства, имеют право:

осуществлять использование лесов в соответствии с условиями договора аренды лесного участка (договора безвозмездного срочного пользования);

создавать согласно части 1 статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации лесную инфраструктуру, в том числе лесные дороги;

размещать согласно части 2 статьи 38 Лесного кодекса Российской Федерации на предоставленных лесных участках ульи и пасеки, возводить изгороди, навесы и другие временные постройки.

11. Граждане, юридические лица, использующие леса для ведения сельского хозяйства, обязаны:

осуществлять меры санитарной безопасности в лесах, в том числе санитарно-оздоровительные и профилактические мероприятия по защите лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации ;

соблюдать условия договора аренды лесного участка (договора безвозмездного пользования);

соблюдать требования пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 28, ст.3432; 2011, N 20, ст.2820; 2012, N 46, ст.6339);

в соответствии с частью 2 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации подавать ежегодно лесную декларацию;

в соответствии с частью 1 статьи 49 Лесного кодекса Российской Федерации представлять отчет об использовании лесов;

в соответствии с частью 1 статьи 60 Лесного кодекса Российской Федерации представлять отчет об охране лесов от пожаров;

в соответствии с частью 4 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации представлять в государственный лесной реестр в порядке, установленным законодательством Российской Федерации, документированную информацию, предусмотренную частью 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации.

III. Требования к использованию лесов для ведения сельского хозяйства

12. Использование лесов для сенокошения.

Для сенокошения должны использоваться нелесные земли, а также необлесившиеся лесосеки, прогалины и другие, не покрытые лесной растительностью земли, до проведения на них лесовосстановления.

В необходимых случаях для сенокошения могут использоваться пригодные для этой цели участки малоценных лесных насаждений, не намеченные под реконструкцию.

13. Использование лесов для выпаса сельскохозяйственных животных.

Для выпаса сельскохозяйственных животных должны использоваться нелесные земли, а также необлесившиеся вырубки, редины, прогалины и другие, не покрытые лесной растительностью земли, до проведения на них лесовосстановления.

Выпас сельскохозяйственных животных не допускается на участках: занятых лесными культурами, естественными молодняками ценных древесных пород, насаждениями с развитым жизнеспособным подростом;

селекционно-лесосеменных, сосновых, елово-пихтовых, ивовых, твердолиственных, орехоплодных плантаций;

с проектируемыми мероприятиями по содействию естественному лесовосстановлению и лесовосстановлению хвойными и твердолиственными породами;

с легкоразмываемыми и развеиваемыми почвами.

Владельцы сельскохозяйственных животных должны обеспечивать: огораживание скотопрогонов или пастбища во избежание потрав лесных культур, питомников, молодняков естественного происхождения и других ценных участков леса;

выпас сельскохозяйственных животных пастухом (за исключением выпаса на огороженных участках или на привязи).

Пастьба коз разрешается исключительно на предварительно огороженных владельцами сельскохозяйственных животных лесных участках или на привязи.

Для осуществления пантового оленеводства (мараловодства) в качестве кормовой базы должны использоваться лесные участки в местах обитания животных, используемых для мараловодства.

Внимание!

Портал работает в тестовом режиме!

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Ошибка!

Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.
Читайте также  Рекомендательное письмо для поступления заграницу

Закрыть ×

Обновлено 3 дня назад

Каков порядок предоставления лесного участка для ведения сельского хозяйства?

На вопрос отвечает начальник управления лесами Правительства края Константин Хрянин:

— Согласно статье 38 Лесного кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ) граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения сельского хозяйства на основании договоров аренды лесных участков, а для использования лесов гражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное пользование.

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора (пункт 1 статьи 73.1 ЛК РФ).

Договор безвозмездного пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов на основании заявления заинтересованного лица (пункт 1 статьи 74.3 ЛК РФ).

Для предоставления лесного участка как в аренду путем проведения аукциона, так и в безвозмездное пользование необходимо образование земельного участка. Для этого следует разработать проектную документацию лесного участка в соответствии с требованиями приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской федерации от 03 февраля 2017 г. № 54 и утвердить ее в Управлении. Затем предстоит постановка земельного участка на кадастровый учет. Реестр кадастровых инженеров, осуществляющих постановку на кадастровый учет земельных участков, разработку межевых планов, технических планов, актов обследования, карт-планов территории, размещен на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) (https://rosreestr.ru/).

Далее, если планируется использовать лесной участок на основании договора аренды, то подается заявление о выставлении лесного участка на аукцион на право заключения договора аренды с указанием кадастрового номера такого земельного (лесного участка), срока, цели и обоснования его использования. Требования к содержанию заявления о проведении аукциона установленны приказом Минприроды России от 29 июня 2018 № 302 «Об утверждении порядка и способов подачи заявления о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации, требований к формату указанного заявления в случае подачи в электронной форме».

Решение о проведении аукциона или об отказе в проведении аукциона принимается уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения такого заявления.

Информация о проведении аукциона и аукционная документация размещаются на официальном интернет-сайте Российской Федерации (www.torgi.gov.ru).

В соответствии с пунктом 1 статьи 80 ЛК РФ аукцион на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проводится в электронной форме.

Место проведения аукциона: Электронная площадка РТС-тендер (ООО «РТС-тендер») www.rts-tender.ru.

Для работы на электронной площадке РТС-тендер заявителю (покупателю/арендатору) необходимо иметь квалифицированную электронную подпись.

Если планируется использовать лесной участок на основании договора безвозмездного пользования, то в адрес Управления направляется заявление о предоставлении в пределах земель лесного фонда лесного участка в безвозмездное пользование по форме согласно приложению 2 к Административному регламенту предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по предоставлению лесных участков в безвозмездное пользование, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской федерации от 25 октября 2016 г. № 559.

На Национальном лесном форуме обсудили освоение «дальневосточного гектара»

В ходе работы дискуссионной площадки было поднято очень много актуальных вопросов. Все они будут систематизированы и учтены в работе парламентариев.

Модератором площадки выступил Председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев

Николаев
Николай Петрович Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» . Он заявил, что необходимо дать возможность людям осваивать «дальневосточные гектары». В связи с чем важно понимать, какие шаги необходимо предусмотреть на законодательном уровне, сказал парламентарий.

Во время дискуссии обсуждалось, в частности, предоставление «дальневосточных гектаров» из земель лесного фонда и их использование для пчеловодства.

Смотрите также

Третий этап Национального лесного форума пройдет в Хабаровске 24 – 25 июня

Министр Хабаровского края — Уполномоченный по вопросам «дальневосточного гектара» Наталья Якутина заявила, что в крае поступило более 17 тыс. заявлений на получение гектара, при этом в безвозмездное пользование уже предоставлено 8 157 земельных участков, 217 из которых — из состава земель лесного фонда.

Она указала, что более 30% взявших гектар еще не определились, чем будут заниматься на этой земле. Законом предусмотрено, что гражданин вправе распорядиться предоставленным ему земельным участком из состава земель лесного фонда для осуществления любых видов использования лесов, предусмотренных Лесным кодексом.

Как пояснила Наталья Якутина, из лесного фонда могут предоставляться земельные участки для индивидуального жилстроительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, огородничества и фермерства. При этом участки автоматически исключаются из состава земель лесного фонда. «Так, в настоящее время 42 земельных участка, предоставленных для указанных целей, выведены из состава земель лесного фонда», — отметила она.

У определившихся с видом деятельности обладателей гектаров популярностью пользуются: сельское хозяйство, заготовка древесины, туристическая деятельность, охота. Для ведения пчеловодства предоставлено 34 участка. Однако, как подчеркнула Наталья Якутина, пчеловодство возможно не только на лесных землях. Всего на территории края для сбора меда предоставлено 117 «дальневосточных гектаров».

Присутствовавшие на обсуждении пчеловоды отметили, что в рамках действующего законодательства невозможно законно оформить кочевую пасеку, а она очень нужна, чтобы собирать качественный продукт. Также они указали на еще несколько проблем, требующих решения на законодательном уровне. Так, по их мнению, необходимо отнести липу к ценным породам дерева и ввести мораторий на ее заготовку, оставив только санитарные рубки. При проектировании дорог общего пользования необходимо сохранять съезды, чтобы пчеловоды могли заехать в тайгу. Кроме того, требуется запретить применение гербицидов на полях возле сельских поселений, из‑за чего травятся пчелы, и снижается качество меда. Также пчеловоды выступают за то, чтобы в средних специальных учебных заведениях вновь начали подготовку специалистов в области пчеловодства. Главным они считают создание фундамента для развития отрасли.

Таким фундаментом в Хабаровском крае станет региональный закон о развитии пчеловодства, который планируется принять 27 июня на заседании Законодательной Думы Хабаровского края.

«Люди по‑разному относятся к «дальневосточному гектару», но я уверен, что этот закон нужен и «гектар» обязательно приживется», – отметил модератор площадки, Первый заместитель Председателя Законодательной Думы Хабаровского края Юрий Матвеев.

Лесной форум Гринпис

Очень правильная инициатива: в Орловской области планируют выращивать больше липы для развития пчеловодства

На сайте Правительства Орловской области появилась информация о намерении региона выращивать больше медоносных растений, и в частности — липы, для поддержки развития пчеловодства, и что об этом договорились Управление лесами Орловской области и региональное отделение Российского национального союза пчеловодов ( ссылка ).

Это очень правильная идея: климатические условия Орловской области оптимальны, или близки к оптимальным, для роста и массового цветения липы, при этом в регионе есть немало площадей для эффективного выращивания медоносных липовых лесов. Хотя большинство сельскохозяйственных земель Орловской области используется для сельскохозяйственного производства, есть и заброшенные земли — по оценке Гринпис, их площадь в регионе составляет более шестисот тысяч гектаров. В основном это бывшие сельхозугодья или на бедных и сухих песчаных почвах, или на эродированных, потерявших плодородие и неудобных для работы современной высокопроизводительной техники. Выращивая леса, в том числе медоносные из липы, на таких землях, можно решить несколько задач сразу: не только создать хорошую базу для развития пчеловодства, но и остановить дальнейшую водную и ветровую эрозию, защитить соседние земли от иссушения, дать людям новые места для отдыха, а в перспективе и источник разнообразной лесной продукции — грибов, ягод, дров и т.д.

Читайте также  Руководитель организации это кто


Заброшенные сельхозземли в Болховском районе Орловской области, частично заросшие лесом, частично — зарастающие, вполне подходящие для посадки и выращивания липы. Автор фотографии — Татьяна Хакимулина

В таком благоприятном для роста липы климате, как в Орловской области, на относительно плодородных почвах липа при выращивании из семян может начинать цвести уже на десятый-двенадцатый год, а порослевая и раньше, затем очень быстро наращивать интенсивность цветения, и сохранять ее по меньшей мере до более чем столетнего возраста. Важной особенностью липы как медоноса является то, что интенсивнее всего она цветет в разреженных низкополнотных насаждениях, в лесополосах и на опушках — там, где ей достается больше всего света, и где у деревьев формируется низко опущенная раскидистая крона. Для создания таких разреженных насаждений, в которых живые ветви деревьев могли бы начинаться почти от самой земли, достаточно густоты посадки всего в две-три сотни деревьев на гектар (для сравнения: минимальная густота посадки хвойных деревьев при лесовосстановлении должна составлять в условиях Орловской области не менее четырех тысяч деревьев на гектар). Правда, и выращивать сеянцы липы гораздо сложнее, чем сеянцы хвойных — но мало какое иное дерево может приносить хозяйственную отдачу меньше чем десятилетие после посадки.

Посадка новых липовых лесов (а также куртин, полос и отдельных деревьев на подходящих для этого участках) в Орловской области наиболее перспективна именно на выбывших из использования землях сельскохозяйственного назначения. Чтобы это было возможным, и не приводило к штрафам и другим неприятным последствиям для землевладельцев и землепользователей, очень важно, чтобы нынешняя редакция постановления Правительства РФ от 21 сентября 2020 года № 1509, позволяющая заниматься лесоводством на неиспользуемых сельхозземлях, устояла (сейчас Минприроды, Минсельхоз и Рослесхоз пытаются ее поменять и добиться тотального запрета на сельское лесоводство). Кроме того, нужно внести в статьи 77 и 78 Земельного кодекса РФ изменения, позволяющие использовать сельхозземли в том числе для лесоводства, и внести в раздел «Растениеводство» Классификатора видов разрешенного использования земельных участков подраздел «Лесоводство».

Что касается увеличения доли липы в составе лесных насаждений на землях лесного фонда — тут скорее нужно не сажать липу, а правильным уходом формировать молодые леса из подроста вегетативного происхождения (поросли), которого на подходящих для липы почвах обычно бывает более чем достаточно. И это тоже хороший способ поддержать пчеловодство.