Законодательство о несостоятельности банкротстве схема

ПАУ ЦФО

Тел. (495) 287-48-60, 287-48-61

115191, г. Москва, Гамсоновский пер.,
дом 2, стр. 1, подъезд 6, этаж 1, пом. 85-94
E-mail: info@paucfo.ru

  • главная страница
  • карта сайта
  • Журнал «Арбитражный управляющий»
  • Третейский суд
  • Реестр членов ПАУ ЦФО
  • Новости
  • Об
    организации
  • Как стать
    членом
    ПАУ ЦФО
  • Раскрытие
    информации
  • Аккредитованные
    организации
  • Повышение
    квалификации
  • Правовая
    база
  • Полезные
    ссылки
  • Банковские
    реквизиты
  • Контакты
  • Федеральные законы
  • Указы Президента Российской Федерации
  • Нормативные акты Правительства Российской Федерации
  • Нормативные акты министерств и ведомств
  • Судебная практика
  • Правовые разъяснения
  • Иные нормативно-правовые акты
  • Материалы для ознакомления

Федеральные законы

  • Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ — «О несостоятельности (банкротстве)»
  • Федеральный закон от 29.07.2017 N 218-ФЗ — «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 28.12.2016 N 488-ФЗ — «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Обзор изменений в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127 — ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», вступивших в силу с 01.09.2016 года
  • Федеральный закон № 360 — ФЗ от 03.07.2016 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Комментарий изменений ФЗ от 26.10.02 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и ФЗ от 29.12.15 № 391 — ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенных Федеральным законом № 360-ФЗ от 03.07.16
  • Федеральный закон от 02.06.2016 N 172 — ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Комментарий по изменениям Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127 — ФЗ «О несостоятельности (банкротстве), внесенным Федеральным законом от 02.06.2016 N 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 29.12.2015 N 391 — ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 29.06.2015 N 154-ФЗ «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» — Федеральный закон от 29.06.2015 N 154-ФЗ «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»
  • Федеральный закон oт 29.06.2015 № 186-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” — Федеральный закон от 29.06.2015 № 186-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”
  • Федеральный закон от 29.12.14 № 476 — ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника»
  • Федеральный закон от 29.12.14 № 482 — ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
  • Федеральный закон от 01.12.2014 № 405-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» — Федеральный закон от 01.12.2014 № 405-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»
  • Федеральный закон от 21.12.2013 № 379-ФЗ — «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 441-ФЗ — «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве»
  • Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 419-ФЗ — «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»
  • Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 414-ФЗ — «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части защиты прав и законных интересов граждан, чьи денежные средства привлекаются для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости»
  • Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 202-ФЗ — «О внесении изменений в статью 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций»»
  • Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ — «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».
  • Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 113-ФЗ — «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций»
  • Федеральный закон от 30.12.2012 N 302-ФЗ — «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 144-ФЗ — «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 245-ФЗ — «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».
  • Федеральный закон от 3 мая 2011 г. N 91-ФЗ — «О внесении изменений в статьи 28 и 110 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и признании утратившими силу частей 18, 19 и 21 статьи 4 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».
  • Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 429-ФЗ — «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и признании утратившими силу частей 18, 19 и 21 статьи 4 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».
  • Федеральный закон от 22 апреля 2010 года N 65-ФЗ — «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 323-ФЗ — О внесении изменений в статьи 20.6 и 20.7 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»
  • Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 195-ФЗ — «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 28.04.09 № 73-ФЗ — «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 30.12.2008 № 306-ФЗ — «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка обращения взыскания на заложенное имущество»
  • Федеральный закон от 30.12.2008 № 296-ФЗ — «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»
  • Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ — «О саморегулируемых организациях» (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)
  • Федеральный закон от 18 июля 2006 года N 116-ФЗ — «О внесении изменения в статью 45 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»
  • Федеральный закон от 3 января 2006 года N 6-ФЗ — «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 24 октября 2005 года N 133-ФЗ — «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»
  • Федеральный закон от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ с изменениями 20 августа 2004 года — «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»
  • Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 122-ФЗ с изменениями на 18 июля 2005 года — «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»

© ПАУ ЦФО, 2003-2019.
Разработка и поддержка BTV-info

«Институт банкротства в России. Практика проведения процедур банкротства»

Комитет Совета Федерации по экономической политике организовал «круглый стол», посвященный институту банкротства в России. Участники мероприятия обсудили вопросы, связанные с оптимизацией института банкротства, направленные на сокращение сроков и повышение эффективности механизмов, применяемых в делах о банкротстве.

Провел «круглый стол» член Комитета СФ по экономической политике Алексей Дмитриенко Дмитриенко
Алексей Геннадиевич представитель от исполнительного органа государственной власти Пензенской области
.

Рекомендации

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 27 февраля 2018 года (Протокол № 144)

В работе «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, представители Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии, руководители Российского союза саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Участники «круглого стола», заслушав доклады и выступления, отметили следующее.

Институт несостоятельности (банкротства) является одним из правовых институтов, без которого невозможно существование и развитие рыночной экономики, при этом динамика количества банкротств зависит от возможных кризисных явлений и общего состояния экономики страны. Число российских организаций, сталкивающихся в качестве должников или кредиторов с проблемами несостоятельности, растет. По информации ЗАО «Интерфакс (оператор Единого федерального реестра сведений о банкротстве) в 2017 году судами принято 25 490 решений о введении процедур банкротства в отношении юридических лиц и крестьянско-фермерских хозяйств. Это на 8,22% превысило показатель 2016 года. Количество решений судов о признании российских компаний банкротами в 2017 году составило 13 577, что на 7,7% больше, чем в 2016 году.

Процедуры, применяемые в деле о банкротстве, носят публично-правовой характер. Принимая во внимание, что они обусловлены конфликтом различных, зачастую диаметрально противоположных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, законодательством предусмотрены специальные механизмы учета воли сторон в целях выработки необходимых для проведения процедур банкротства решений. Законодатель должен гарантировать баланс их прав и законных интересов, что, собственно, и является публично-правовой целью института банкротства.

Достижение этой цели должен обеспечивать арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом, и для проведения процедур банкротства наделяемый полномочиями, которые в значительной степени также носят публично-правовой характер: он обязан принимать меры по защите имущества должника, анализировать финансовое состояние должника и т. д., действуя добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

При этом существующий механизм назначения арбитражного управляющего по заявлению кредитора, первым обратившегося с заявлением о банкротстве, либо являющегося мажоритарным без учета аффилированности и в условиях затрудненности оспаривания независимыми кредиторами фиктивных требований, препятствует эффективности банкротства, способствует затягиванию введения банкротства, не мотивирует арбитражного управляющего вести экономически эффективную процедуру банкротства.

Участники «круглого стола» подчеркнули важность обеспечения социальной ответственности всех заинтересованных сторон в делах о банкротстве, в том числе арбитражных управляющих, и необходимость определения концепции взаимодействия сторон, позволяющей им стать союзниками в делах о банкротстве.

Такая социальная ответственность может заключаться в обеспечении осуществления надлежащих платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и возможно полном удовлетворении требований работников, бывших работников должника в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Следует отметить, что, по данным Минтруда России, из общей суммы просроченной задолженности по заработной плате на задолженность организаций, находящихся в процедурах банкротства, приходится свыше 25%.

В целом крайне актуален анализ действующего законодательства, а также находящихся в процессе подготовки и рассмотрения в палатах Федерального Собрания Российской Федерации законопроектов в сфере несостоятельности (банкротства) на их соответствие принципу баланса интересов и ответственности всех сторон в делах о банкротстве.

Читайте также  Как вернуть телефон ненадлежащего качества в магазин

Участники «круглого стола» считают актуальным совершенствование законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) в том числе в части усиления реабилитационной составляющей института банкротства, сокращения сроков и повышения эффективности процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Актуальным направлением реформирования Федерального закона от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) является процедура реструктуризации.

Показатели низкого удельного веса вводимых судами реабилитационных процедур (менее 2 %) и завершения в 70% случаев процедур конкурсного производства без погашения задолженности перед кредиторами, среднего уровня удовлетворения требований кредиторов 3-й очереди в 2–3% от сумм долга, в совокупности свидетельствуют об использовании в большинстве случаев должниками и их бенефициарами банкротства, как способа уклонения от погашения долга. Действующее законодательство позволяет должникам и аффилированным лицам посредством включения в реестр кредиторов своих, а также фиктивных требований кредиторов получить возможность определяющим образом влиять на назначение арбитражного управляющего и принятие всех иных ключевых решений.

В такой ситуации должник и его собственники не мотивированы на финансовое оздоровление, поскольку имеют возможность в контролируемом банкротстве уклониться от уплаты долга. Это влечет существенные потери для бюджета и иных кредиторов, в том числе наименее защищенной их части, такой как работники, дольщики при банкротстве строительных организаций.

Также банкротство популярно, поскольку в ряде случаев позволяет вести деятельность в банкротстве без уплаты текущих, в том числе налоговых платежей, используя предоставляемый законодательством иммунитет от взыскания. Основными злоупотреблениями являются нарушение очередности платежей, ведение заведомо убыточной деятельности с выведением выгоды на компании-контрагенты, в том числе по схеме «давальческого сырья». Отмечается существенный вред такой деятельности, как для бюджетной системы Российской Федерации, так и для экономики в целом, поскольку такие недобросовестные лица получают неконкурентные преимущества в виде экономии на налоговых платежах от ведения производственной деятельности в банкротстве по сравнению с добросовестными налогоплательщиками.

Внесение в законодательство о банкротстве изменений, исключающих указанные злоупотребления, будет способствовать заинтересованности, как должника, так и кредиторов заключать соглашение о реструктуризации долгов вместо проведения процедур ликвидации бизнеса и распродажи имущества. Также отмечается неэффективность существующей в настоящее время процедуры наблюдения и, безусловно, судебной процедуры рассмотрения заявлений о включении в реестр требований кредиторов, затягивающих процесс урегулирования отношений между должником и кредиторами и влекущих рост дополнительной задолженности, в том числе перед работниками по заработной плате.

Учитывая значимость качественного функционирования института несостоятельности (банкротства) для повышения конкурентоспособности российской экономики в условиях приоритетности социальной стабильности, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

продолжить работу над проектами федеральных законов, разработанных Минэкономразвития России в рамках реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование процедур несостоятельности (банкротства)» утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2014 г. № 1385-р, в том числе:

«О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц», который направлен на обеспечение применения антикризисных механизмов к потенциально платежеспособным должникам, а также на защиту интересов кредиторов в части возможности более быстрой и экономичной ликвидации неэффективных должников;

«О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в части совершенствования процедуры реализации имущества при банкротстве и признании утратившими силу положений отдельных законодательных актов Российской Федерации», который предусматривает новый механизм проведения торгов и направлен на повышение эффективности проведения торгов по продаже имущества (предприятия) должника в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;

2. Комитету Совета Федерации по экономической политике:

обратиться в Верховный Суд Российской Федерации с просьбой дать разъяснения о порядке исполнения судебных актов арбитражного суда об исключении из конкурсной массы кредитной организации, признанной банкротом, денежных средств, принятых по договорам депозитных счетов нотариусов (пункт 2 статьи 189.91 Закона о банкротстве, а также о возможности исключения из конкурсной массы кредитной организации, признанной банкротом после 29.12.2015 года (дата вступления в силу Федерального закона от 29.12.2015 года № 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), денежных средств внесенных в депозит нотариуса до названной даты.

Стадии банкротства юридического лица: схема

В целях признания должника банкротом используется понятие несостоятельности предприятия, то есть неспособности вовремя рассчитываться по имеющимся обязательствам. Какие существуют стадии банкротства в соответствии с законодательными требованиями? В каком порядке проходит эта судебная процедура? Обо всех юридических нюансах пойдет речь далее.

Основные стадии банкротства юридического лица

Возможность объявить себя банкротом является единственным выходом законно ликвидировать бизнес в тех случаях, когда исполнить обязательства кредиторов не представляется возможным. При этом, как правило, сумма накопленных долгов превышает величину активов предприятия, а срок просрочки составляет свыше 3 мес. (ст. 3 Закона № 127-ФЗ от 26.10.02 г.). В некоторых ситуациях анализ финансово-хозяйственного состояния компании позволяет предпринять превентивные меры по нормализации деятельности организации в целях расчетов с кредиторами. Но если перспектив развития бизнеса нет, собственникам приходится подавать в арбитраж заявление о несостоятельности.

Четкий регламент и обязательные этапы банкротства юридического лица утверждены на федеральном уровне в уже упомянутом Законе № 127-ФЗ. Этот нормативно-правовой документ определяет алгоритм действий, которые проводятся в процессе признания компании неплатежеспособной. Требования являются обязательными для всех участников процесса независимо от организационного статуса организации и ее отраслевой принадлежности.

Не все этапы банкротства применяются по мере решения дела, но предварительное наблюдение проводится всегда. Решение о введении наблюдательных мероприятий выносится судом по итогам рассмотрения заявления (может быть подано как должником, так и любым из кредиторов, а также уполномоченными госорганами). При этом внимательно изучаются представленные доказательства о неплатежеспособности должника. По итогам наблюдения делаются соответствующие выводы о дальнейшей судьбе предприятия – прекращение производства банкротства или переход к следующему этапу.

Стадии банкротства юридического лица – схема

Общепринятый порядок признания юрлица банкротом включает в себя проведение пяти обязательных стадий. Одну из них, а именно мировое соглашение, разрешается возобновлять в любой момент, а часть прочих (за исключением наблюдения) проводится не всегда и по назначению конкурсных кредиторов, участвующих в производстве. Право влияния прямо предусмотрено нормами Закона № 127-ФЗ. Итак, рассмотрим внимательно схему стадий банкротства.

Из представленной схемы становится понятен механизм рассмотрения судом дел о неплатежеспособности. О том, какие задачи преследуют стадии процедуры банкротства, подробнее в следующем разделе.

Основные этапы банкротства – цели и взаимосвязи

Каждый из этапов признания фирмы несостоятельной тесно взаимосвязан друг с другом и проводится ради достижения поставленных целей. Сроки мероприятий, их цели и задачи перечислены в Законе № 127-ФЗ. Рассмотрим подробнее все пять процедур:

Стадия 1. Наблюдение

Анализ текущего материального положения должника проводится на предварительном наблюдательном этапе (стат. 62-75 № 127-ФЗ). Для независимой оценки финсостояния назначается временный управляющий, который публикует уведомление о введении наблюдения. Эта стадия назначается также для обеспечения неприкосновенности активов предприятия, уведомления кредиторов, составления реестра требований. Руководство компании сохраняет свои полномочия, но с некоторыми (весьма существенными) ограничениями.
Максимальная продолжительность наблюдения составляет 7 мес. За этот период управляющий проводит полный сбор сведений о должнике, его финансово-хозяйственной деятельности, величине активов и обязательств, возможности восстановления нормального функционирования хозяйствующего субъекта. По итогам управляющий подготавливает сводный отчет, который наряду с протоколом первого кредиторского собрания, представляется в арбитраж. Затем судом принимается решение о целесообразности дальнейшего рассмотрения банкротства или прекращении дела в связи с возможностью оздоровления организации с целью погашения долгов в полных объемах. Также возможно подписание мирового соглашения и реструктуризация обязательств.

Стадия 2. Финансовая санация

Целью оздоровления должника становится восстановление финансовой платежеспособности юрлица и, соответственно, погашение образовавшихся долгов. Процедура проводится по законодательным нормам согласно стат. 76-92 Закона № 127-ФЗ. Этап назначается не во всех случаях, а только при выявлении скрытых потенциалов реанимации бизнеса. Решение о применении утверждается на первом кредиторском собрании совместно с разработкой предварительного графика погашения долгов.
Среди последствий санации нужно выделить следующие шаги:

  • Отмена абсолютно всех досудебных действий по погашению долгов, включая уже выпущенные приказы о взыскании.
  • Приостановление выдачи дивидендов, запрет на выплату процентов по акциям.
  • Запрет на проведение любых операций с обязательствами (бартеры, зачеты и т.д.).
  • Снятие арестов с активов должника, приостановление начисления санкций на суммы долгов.

Ответственным за выполнение принятого плана финоздоровления назначается независимый управляющий. Максимальный срок проведения составляет 2 года (календарных). Если же предпринятые меры не принесли ожидаемых результатов в виде улучшения финсостояния юрлица, осуществляется переход к внешнему управлению или сразу к конкурсному производству, то есть к распродаже активов.

Стадия 3. Внешнее управление

В соответствии с требованиями стат. 93-123 Закона № 127-ФЗ этап внешнего управления вводится по итогам санации при невозможности возврата к успешной жизнедеятельности должника. Или же применяется как единственная альтернатива при отсутствии резервов восстановления нормального материального положения компании. План управления разрабатывается экспертом-управляющим и в том числе включает в себя:

  • Закрытие убыточных направлений бизнеса.
  • Смену стратегии деятельности и перепрофилирование производственных проектов.
  • Реализацию имущественных объектов организации.
  • Взыскание дебиторских обязательств.
  • Получение займов от третьих лиц, увеличение размеров вкладов участников.
  • Дополнительный выпуск собственных акций для обращения на фондовом рынке.
  • Проведение инвентаризации всех активов, выявление внутренних резервов бизнеса.

План управления может включать самые радикальные меры, необходимые для оздоровления должника, вплоть до массового сокращения персонала, прекращения выпуска продукции и привлечения сторонних квалифицированных управленцев. Максимальный период проведения равен полутора годам, в виде исключения пролонгируется до 2 лет. Если никакие действия не приносят результатов, долги не погашаются, судом выносится решение о внедрении конкурсного производства, а точнее свободной реализации активов юрлица.

Стадия 4. Конкурсное производство

Завершением признания несостоятельности должника выступает введение конкурсного производства. Сама процедура проводится строго по регламенту Закона № 127-ФЗ (стат. 124-149) и означает неизбежность банкротства бизнеса. По-прежнему и на этом этапе сторонам разрешается заключать мировое соглашение. Основная цель производства – максимально полное погашение кредиторских требований через продажу активов компании на свободных торгах. Руководством занимается назначаемый арбитражным судом конкурсный управляющий, на которого возлагаются следующие функции:

  • Проведение инвентаризационных действий для определения перечня активов и их стоимости путем независимой оценки.
  • Создание конкурсной массы с включением в специальный фонд расчетов с кредиторами всех ТМЦ должника, основных фондов и других видов активов, выявленных в ходе инвентаризации.
  • Прием кредиторских требований для проведения торгов в целях соразмерного погашения совокупных обязательств.

По завершении этапа конкурсного производства и в случае нехватки активов для осуществления полных расчетов все непогашенные долги признаются удовлетворенными, а должник считается ликвидированным. По судебному решению органами ИФНС вносится запись в единый реестр (ЕГРЮЛ), деятельность юрлица прекращается.

Стадия 5. Мировое соглашение

Составление по обоюдному взаимному согласию мирового договора допускается на любом этапе рассмотрения банкротства. Первоначальное предложение может исходить от должника или кредиторов, но в действие соглашение вступает только, если никто из участников процесса не возражает. Если инициатором выступают кредиторы, соответствующее решение необходимо единогласно утвердить на собрании. Автоматически подписание согласия подразумевает полное прекращение процедуры неплатежеспособности.
Какая информация отражается в соглашении? В первую очередь, это точный порядок погашения обязательств кредиторов; также обозначается формат расчетов, включая сроки и процентные ставки. Дополнительно в документ могут включаться и другие условия, не противоречащие законодательным требованиям. Нередко в заключении соглашения участвуют третьи лица – заинтересованные в погашении долгов инвесторы, в роли которых разрешается выступать как физлицам, так и предприятиям, в т.ч. иностранным. Нарушение исполнения условий соглашения со стороны должника служит поводом для возобновления процедуры банкротства компании.

Читайте также  Попал в дтп мои действия

Стадии банкротства – таблица

Таким образом, мы кратко рассмотрели основные этапы – стадии банкротства. Узнать, кто назначается ответственным на каждом из упомянутых мероприятий, исключая мировое соглашение, можно из нижеприведенной таблицы.

Несостоятельность и банкротство

Что мы делаем/ Ключевые специализации

  • Услуги кредиторам
  • Услуги должникам
  • Услуги должникам/ кредиторам

В период экономической и финансовой нестабильности наибольшую актуальность приобретает эффективная правовая поддержка в сфере реструктуризации, несостоятельности и банкротства.

Группа по банкротству Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP обладает обширным опытом эффективного сопровождения процедур банкротства компаний, а также представительства кредиторов при взыскании проблемной задолженности в самых разных сферах деятельности. Это позволяет нашим юристам правильно оценить перспективы погашения задолженности проблемными должниками, выбрать оптимальный для клиента способ урегулирования проблемной задолженности, добиться максимально возможного удовлетворения требований клиента в ходе процедур банкротства должников.

The Legal 500 2021

Сильная команда с богатым опытом работы в области законодательства о банкротстве и разрешения споров, готовая предложить оригинальные решения в любых ситуациях. Их отличает быстрая реакция, честное и открытое взаимодействие с клиентом.

Главный принцип работы специалистов группы по банкротству – комплексный подход к ситуации, поиск эффективных финансовых решений для клиента с учетом его бизнес-целей и ситуации на рынке.

Почему мы?

  • Ведущие международные и российские юридические рейтинги Сhambers and Partners 2021, IFLR1000 2020, The Legal 500 2021 и Право.ru-300 2020 включают практику в число особо рекомендованных (“top-ranked” / “highly recommended”) в России
  • Мы одна из немногих международных юридических фирм в России, которая может предложить клиентам полный спектр юридических услуг в сфере реструктуризации, несостоятельности и банкротства, в том числе трансграничного банкротства
  • Наша группа по банкротству имеет уникальный опыт юридической поддержки клиентов на любой стадии: от консультирования по отдельным вопросам до полного юридического сопровождения всех процедур банкротства. При этом, независимо от вида и объема юридических услуг, наши клиенты получают услуги на высочайшем профессиональном уровне.
  • Наличие в нашей фирме ведущих специалистов по различным отраслям российского права (в том числе по налогам, недвижимости, корпоративному управлению, уголовному праву и процессу и др.) позволяет оказывать комплексную юридическую поддержку по всем вопросам, возникающим как в процессе принудительного взыскания задолженности, так и в рамках процедур банкротства.
  • Обширный опыт сопровождения процедур банкротства предприятий в различных отраслях экономики.
  • Наличие обширного опыта взаимодействия с профессиональными арбитражными управляющими, кандидатуры которых мы можем порекомендовать своим клиентам для проведения процедур в соответствии с требованиями законодательства.
  • Мы занимаем сильную позицию на российском рынке, имея возможности представлять интересы наших клиентов на территории всей России: в отличие от многих наших конкурентов, мы обладаем полным спектром возможностей, ресурсами и опытом, чтобы представлять интересы наших клиентов в отношениях с контролирующими, правоохранительными и другими органами практически во всех регионах России, где бы это ни потребовалось.
  • Нашу группу по банкротству отличает возможность привлекать специалистов в области практически всех существующих основных правовых систем (английского, американского, российского, китайского, мусульманского, немецкого, французского, израильского права), оставаясь при этом в рамках одной юридической фирмы, что дает огромное преимущество клиентам, чьи интересы не ограничиваются территорией Российской Федерации.

Политика ценообразования нашей фирмы характеризируется достаточно гибким подходом к оплате юридических услуг, которая может строиться на основе почасовых ставок наших специалистов, единовременного вознаграждения, ежемесячного вознаграждения, а также «гонорара успеха». В зависимости от объема услуг мы всегда можем выбрать наиболее оптимальные условия их оплаты.

Chambers Europe 2021

Юристы практики представляют интересы как кредиторов, так и должников в судебных разбирательствах по делам о несостоятельности. Команда консультирует клиентов по вопросам взыскания задолженности, специализируясь на трансграничных судебных процессах, связанных с ликвидацией активов. Кроме того, специалисты практики представляют интересы российских и международных компаний, выступающих в качестве кредиторов, и имеют опыт ведения дел о привлечении к субсидиарной ответственности.

  • Подготовка и подача в арбитражный суд заявления кредитора о признании должника несостоятельным (банкротом).
  • Подготовка и подача в арбитражный суд требования кредитора о включении его требования в реестр требований кредиторов должника.
  • Выявление сделок должника, которые могут быть оспорены по основаниям, предусмотренным действующим законодательством, в том числе Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», подготовка проектов исковых заявлений, направление требований арбитражным управляющим о необходимости оспаривания сделок.
  • Проведение мероприятий, связанных с привлечением к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц (руководителя, учредителей и др.).
  • Проведение мероприятий, связанных с оставлением залоговым кредитором предмета залога за собой в рамках процедуры банкротства, в том числе подготовка и направление конкурсному управляющему соответствующего заявления.
  • Сбор и систематизация информации о должниках и их финансовом состоянии.
  • Проведение мероприятий, связанных с взысканием задолженности в судебном порядке, в том числе подготовка и подача исковых заявлений, представительство в суде, сопровождение исполнительного производства.
  • Проведение мероприятий, направленных на досудебное погашение задолженности, в том числе представление интересов кредитора в переговорах с должниками, подготовка и направление требований о погашении задолженности.
  • Обращение взыскания на заложенное имущество, в том числе организация проведения оценки предмета залога, подготовка и подача исковых заявлений, представительство в суде, сопровождение исполнительного производства.
  • Юридическое сопровождение сделок по уступке права требования.
  • Организация и координация проведения комплексной оценки проблемных должников.
  • Анализ предложений о замещении активов должника или вопроса об отступном, предоставление рекомендаций.
  • Разработка плана мероприятий в рамках процедуры банкротства должника в зависимости от статуса кредитора, размера его требований по отношению ко всей совокупности требований кредиторов должника.
  • Уголовное преследование контролирующих должника лиц (руководителя, учредителей и др.) и должников-физических лиц, в том числе за мошенничество, преднамеренное, фиктивное банкротство.
  • Иные юридические услуги, необходимые для обеспечения интересов клиента как кредитора.
  • Представление интересов клиента в переговорах с кредитором, в том числе по вопросам реструктуризации задолженности.
  • Юридическое сопровождение сделок по переводу долга / уступке права требования.
  • Проведение мероприятий, связанных с недопущением взыскания задолженности в судебном порядке, в том числе представительство в суде, оспаривание сделок.
  • Разработка мероприятий по предотвращению банкротства.
  • Уголовное преследование лиц, ранее контролировавших должника (бывших руководителей и учредителей и др.).
  • Анализ имущества и финансового состояния должника для определения стратегии ликвидации.
  • Разработка алгоритма ликвидации, в том числе с использованием процедур банкротства.
  • Юридическое сопровождение процедуры добровольной ликвидации.
  • Подготовка и подача в арбитражный суд заявления должника о признании его несостоятельным (банкротом).
  • Иные юридические услуги, необходимые для обеспечения интересов клиента как должника.

Услуги должникам/ кредиторам:

  • Консультирование по вопросам реструктуризации задолженности, ликвидации и банкротства.
  • Обжалование действий/бездействия арбитражных управляющих в судах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющим контроль за деятельностью арбитражных управляющих, и/или саморегулируемых организациях арбитражных управляющих.
  • Юридическое сопровождение сделки/сделок по приобретению кредиторской задолженности должника.
  • Представление интересов клиента в судебных заседаниях по делу о банкротстве должника.
  • Оспаривание в судебном порядке необоснованных и/ или спорных требований к должнику.
  • Подготовка и подача в арбитражный суд заявлений о включении в реестр требований кредиторов.
  • Участие в собраниях кредиторов должника (комитете кредиторов).
  • Организация и проведение собраний кредиторов должника в случае уклонения арбитражных управляющих от их проведения.
  • Юридическое сопровождение процедуры конкурсного производства, в том числе:
    • разработка положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника;
    • разработка и согласование положения о порядке, сроках и условиях продажи залогового имущества должника у залогодержателя;
    • организация продажи имущества должника на торгах
  • Разработка стратегии и плана работы по приобретению кредиторской задолженности для получения большинства голосов на собрании кредиторов должника.
  • Представление интересов клиента при проведении торгов по продаже имущества должника.
  • Оспаривание в судебном порядке результатов торгов по продаже имущества должника.
  • Подбор и согласование с клиентом кандидатуры арбитражного управляющего.
  • Юридическое сопровождение деятельности арбитражных управляющих.
  • Юридическое сопровождение процедуры наблюдения.
  • Юридическое сопровождение процедуры финансового оздоровления.
  • Юридическое сопровождение процедуры внешнего управления.
  • Оспаривание в судебном порядке результатов оценки имущества должника.
  • Услуги по подготовке, согласованию и подписанию мирового соглашения.

Для получения более подробной информации о нашем международном опыте, пожалуйста, нажмите здесь .

Законодательство о несостоятельности банкротстве схема

О серьезных изменениях процедур банкротства в рамках нового законопроекта заявил первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов. В Госдуму проект официально еще не поступил, но его концепцию профильный комитет поддерживает. «Тема банкротства обсуждалась на этой неделе президентом на встрече с правительством. Потом подробные разъяснения дал Андрей Рэмович Белоусов. Продолжается и будет ускорена работа по соответствующему законопроекту», — сказал «Эксперту Online» пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

В итоге изменений юрлица будут проходить процедуры банкротства примерно по той же схеме, по которой банкротятся простые граждане, серьезные перемены затронут институт арбитражных управляющих. Говоря о необходимости реформы института банкротства как таковой, ряд экспертов оценивает законопроект критически. По их мнению, призванный сохранять жизнеспособные предприятия, новый документ может не справиться с этой задачей, а то и ухудшить условия ее решения

Три главных новшества

Андрей Белоусов 10 февраля в интервью телеканалу «Россия 24» после совещания президента Владимира Путина с членами правительства РФ, на котором обсуждалась тема совершенствования института банкротства, назвал основные новеллы готовящегося законопроекта. «Во-первых, это оптимизация самих процедур банкротства. У нас вместо пяти теперь будет две процедуры. Причём, акцент будет делаться не на ликвидацию предприятий, а на реабилитацию. То есть, на процедуру погашения долгов», — сказал Белоусов.

Согласно проекту закона, вместо действующих ныне процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления останутся только две: реструктуризация долгов и конкурсное производство (ликвидация).

По словам первого вице-премьера, в России должен появиться совершенно новый механизм отбора арбитражных управляющих. «Если сейчас в основном их назначает кредитор, и они, как правило, защищают интересы кредиторов (и, при этом, не несут никакой ответственности за свою деятельность), то теперь это будет процедура отбора арбитражных управляющих по объективным критериям, которые будут формироваться в рамках специально созданной балльной оценки», — отметил Андрей Белоусов.

Третья новелла, по его словам, касается существенного повышения роли саморегулируемых организаций, членами которых являются арбитражные управляющие. «Эти организации сейчас фактически никакой ответственности за арбитражных управляющих не несут. Теперь они будут отвечать не только деньгами, но и по результатам деятельности самих этих арбитражных управляющих. Вводятся дополнительные требования, повышенные требования, к использованию компенсационных фондов этих саморегулируемых организаций», — подчеркнул он.

Читайте также  Вакансии для людей имеющий с судимостью

В качестве причин необходимости скорого принятия законодательных поправок указывается также то, что кредиторы в рамках дел о несостоятельности в 2020 году не получили около 3 трлн рублей, которые им причитались, а так называемые квазирейдеры эксплуатируют пробелы в законодательстве.

Документом предусмотрены глобальные изменения процедур банкротства, усиление ответственности арбитражных управляющих и независимости их отбора, процедуры торгов по реализации имущества и другие.

Полностью поддерживает «сам факт реформы» системы банкротств председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.

Текст законопроекта умещается примерно в 500 страниц, проинформировал парламентарий «Эксперт Online». «Мы сейчас поставили перед Минэком вопрос о необходимости проведения нулевых слушаний. Нам важно понять, как будет проходить эта реформа в пользу государства», — сказал депутат.

[Со стороны кредитора] реформа системы банкротства затронет не только банки, пояснил глава комитета, поскольку у нас кредиторами являются и крупные холдинги, и просто крупные компании. В этой истории есть и интересы профессионального сообщества, которое до сих пор не может консолидироваться.

Он не без иронии добавил, что «у нас арбитражные управляющие выполняют роль, чаще всего, патологоанатомов, которые уже работают, по сути, с «мертвым» делом». «Для экономики же России в данный момент необходимо резко поднимать возможности реабилитации компаний, которые попали в сложную ситуацию. Ведь, очевидно, что компании в нашей стране, проходя какой-то кризис, возрождались», — подчеркнул глава профильного комитета. Это важно для того, чтобы в годину кризиса компании сохраняли рабочие места и платили налоги. С этим вряд ли поспоришь.

«Сейчас же весь институт арбитражных управляющих настроен только на одно — расчленить хладный труп компании и забрать оттуда все что можно», — сказал представитель нижней палаты парламента. Поэтому данная реформа больше всего возмущает самих арбитражных управляющих и их СРО (саморегулируемые организации), которые сейчас существуют в РФ.

В Госдуме, как рассказал нашему изданию председатель думского комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, официально текст законопроекта ещё не получили.

Представить законопроект о реформе банкротства юрлиц для обсуждения в нижней палате парламента в рамках «нулевого чтения» пообещал на днях глава Минэкономразвития Максим Решетников. Это должно произойти в ближайшие недели, после финальных согласований в правительстве.

Как заявил по итогам совещания президента РФ Владимира Путина с членами правительства первый вице-премьер Андрей Белоусов, новый закон о банкротстве может быть принят Государственной думой уже весной. «Хочу подчеркнуть, что закон имеет революционный характер, и мы надеемся, что он будет принят в весеннюю сессию. Во всяком случае таково решение, поручение президента Российской Федерации. Дальше будем воплощать его в жизнь», — сказал первый вице-премьер.

Дела давно минувших лет

Законодательство о банкротстве сложилось в начале двухтысячных годов и с тех пор системно не менялось. «С тех пор было внесено очень много точечных изменений — более ста. Но системно оно не менялось. И, конечно, за 20 лет это законодательство безнадежно устарело», — напомнил накануне Андрей Белоусов.

Управляющий партнер «Зиневич и партнеры» Игорь Зиневич полагает, что реформа института арбитражных управляющих, представляет собой, по сути, «передел рынка, в котором теперь будут царить новые правила игры». Специалист пояснил, что от арбитражных управляющих зависит очень многое в исходе процедуры банкротства.

К примеру, во власти АУ сделать заключение о преднамеренном банкротстве должника. Или даже о его фиктивном банкротстве. А уже это «проекция к уголовно наказуемому деянию», указал Игорь Зиневич. В свою очередь кредиторы используют аналитическое заключение АУ в качестве доказательной базы для возбуждения уголовных дел в отношении ответственных лиц.

Проще говоря, арбитражный управляющий всегда зависим от конкретного лица. При этом реформа предполагает по сути огосударствление данного института. «Конечно, независимого АУ встретить в России можно, но намного реже», — заметил Зиневич.

Данный проект закона может считаться революционным потому, что с начала 2000-х годов в РФ в закон о банкротстве (Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». — Авт.) не вносилось каких-либо принципиальных изменений, или больших объёмных правок и дополнений, говорит Игорь Зиневич.

Предлагаемые изменения направлены на кардинальное изменение всех действующих процедур банкротства (наблюдение, внешнее управление, финансовое оздоровление, конкурсное производство). «Белоусовская» реформа предлагает по сути всё это сократить и сделать всё, как у граждан: реструктуризация долгов и реализация имущества (у юрлиц это конкурсное производство). «То есть власти хотят всё сделать так, как это есть сейчас при банкротстве простых граждан, то есть все унифицировать», — подчеркнул Зиневич.

Реструктуризация долгов у граждан предполагает, что должник может договариваться с кредиторами о рассрочке исполнения обязательств, скажем, на три года по плану реструктуризации. И в течение трёх лет выполнять такой план. Если же кому-то за три года это не удается, то следующей процедурой является реализация имущества. И уже вот эта вторая процедура, уточняет Игорь Зиневич, совпадает с процедурой банкротства юрлиц, которая называется конкурсное производство.

«Не может быть». Поддержан

Ранее РСПП направил на имя начальника Государственно-правового управления Президента РФ Ларисы Брычевой своё заключение на проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (есть в распоряжении «Эксперт Online»).

«Законопроект в текущей редакции не может быть поддержан и требует существенной доработки с учетом следующего», — говорится в заключении РСПП. Из 22 пунктов можно выделить наиболее важные моменты, которые касаются института арбитражных управляющих (АУ), а также СРО (Саморегулируемых организаций), от которых они действуют.

По мнению РСПП, новшества законопроекта, подготовленного Минэкономики, «не только не улучшают действующее регулирование, но, напротив, нарушают баланс интересов должников и кредиторов, могут привести к увеличению количества злоупотреблений со стороны недобросовестных лиц и в целом снизят эффективность процедур, применяемых в деле о банкротстве».

Многие замечания экспертной группы РСПП затрагивают нововведения, которые касаются СРО и арбитражных управляющих (АУ). К примеру, сокращение минимального числа членов саморегулируемых организаций со 100 до 10 (или 20) человек, в зависимости от типа, фактически превратит этот институт в управляющие компании, которые будут действовать исключительно в интересах своих участников.

В документе также сказано и о «лишении статуса арбитражного управляющего на два года для арбитражных управляющих, состоявших в саморегулируемой организации в течение года до ее исключения из единого государственного реестра саморегулируемых организаций». Это «представляется необоснованным и ущемляющим права арбитражных управляющих».

Помимо этого, Союз промышленников и предпринимателей не устроило и исключение из законопроекта нормы о максимальном размере выплаты из компенсационного фонда СРО на возмещение убытков. Кроме того — порядок выбора арбитражного управляющего при помощи баллов.

А также — возможность выполнения функций АУ организациями, созданными рядом госкорпораций. Как следует из письма РСПП на имя помощника Президента РФ, «в соответствии со статьей 168.1 Закона о банкротстве в редакции Законопроекта полномочия арбитражного управляющего стратегических организаций могут также осуществляться учреждениями, созданными ГК «Ростех», ГК «Роскосмос», ГК «Росатом», опорным банком для оборонно-промышленного комплекса». В организации, объединяющей представителей крупнейшего частного бизнеса, не согласны с трактовкой статуса госкорпораций, по сути, наделяющей их преимуществом в вопросах банкротства.

По поводу критики новелл со стороны РСПП, депутат Николаев отметил, что «это входит в прямую обязанность представлять бизнес в органах власти и в обществе». «Но все их опасения почему-то связаны с реформированием института арбитражных управляющих. Однако всем уже давно понятно, что данный институт себя уже давно изжил, потому как единого сообщества арбитражных управляющих не существует», — отметил законотворец.

Новый законопроект предлагает, главным образом, новый подход к выбору арбитражных управляющих, основанный на соблюдении определенных требований и балльной системе оценки деятельности как самих управляющих, так и СРО. В какой-то степени такое нововведение является вынужденным, считает советник судебно-арбитражной практики Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Татьяна Невеева.

С одной стороны, на практике выбор арбитражного управляющего зачастую превращается в «гонку» кредиторов, стремящихся назначить «лояльную» к ним кандидатуру, что, в конечном итоге, приводит к злоупотреблениям в ходе процедуры. С другой стороны, банкротство, ход которого напрямую зависит от компетентности арбитражного управляющего, в первую очередь, затрагивает имущественные интересы кредиторов.

«Следовательно, абсолютное лишение их права повлиять на процесс выбора выглядело бы необоснованным», — замечает Невеева.

Обратная сторона реформы

Негативные последствия принятия законопроекта могут негативно сказаться на защищённости бизнеса, уверен доцент экономического факультета РУДН Сергей Зайнулин.

Тут возникает два момента.

Первый. Сокращение процедур оздоровления существенно снижает вероятность выживания организации, попавшей под данную процедуру. Нарушается баланс между частным интересом кредиторов и интересом самой организации, деловая активность которой прекратится, следовательно, нарушается интерес ее поставщиков, потребителей, которые потеряют своего контрагента, нарушается интерес работников, которые потеряют при ликвидации организации свои рабочие места.

Второй. Сокращение минимальной планки членов СРО может привести к созданию «карманных», аффилированных СРО, используемых как инструмент для недобросовестной конкуренции, а также рейдерских захватов через процедуру банкротства.

Кроме того, по словам эксперта РУДН, нарушается публичный интерес государства, которое при увеличении доли ликвидированных в ходе банкротства предприятий недополучит налоговые поступления в бюджеты.

«Таким образом, данные предложения более выгодны кредиторам, так как упростят и сократят процедуры, предшествующие распродаже активов предприятий», — считает аналитик.

В общем и целом, все новеллы, связанные с отказом от лимита ответственности СРО и случайной выборкой АУ, на первый взгляд кажутся позитивными, но есть сомнения в их эффективной реализации на практике, беспокоятся опытные юристы.

Если размер взыскания превысит компенсационный фонд СРО, то остаётся без ответа вопрос, из какого источника он будет выплачен. Случайность выборки АУ также может стать полем для злоупотреблений, указывают судебные специалисты. Уже известно и о ряде других претензий, которые, вместе с перечисленными в письме РСПП, высказываются в предпринимательском сообществе. Это касается, например, сохранение и даже расширения применимости нынешних норм о субсидиарной ответственности в руководстве проходящих через банкротства компаний, побуждающих тех же АУ вводить в действие механизм такой ответственности вместо нормализации работы предприятия, и других аспектов.

По оценкам со стороны бизнеса, законопроект сохраняет и усиливает систему предпочтений интересов крупных кредиторов, включая те же госкорпорации, а также фискальных интересов, перед задачами сохранения работоспособных компаний, оказавшихся в трудном положении по причинам изменения конъюнктуры, хорошо известных трудностей доступа к финансированию, а также, в последнее время, из-за пандемии.

Законопроекту, не прошедшему еще и «нулевого чтения», предстоит, очевидно, стать предметом активной дискуссии, поскольку он затрагивает интересы всего отечественного бизнеса и способен стать либо очередным препятствием, либо подмогой его развитию.