Что делет член ликвидационной комиссии

Пошаговая инструкция ликвидации ТСН, ТСЖ, ДНТ, СНТ

Процедура ликвидации ТСН (ТСЖ, СНТ, ДНТ) – товарищества собственников недвижимости – не так уж сложна для профессионального юриста, но простые граждане могут здесь столкнуться с трудностями. Поэтому в этой статье мы дадим пошаговую инструкцию для ликвидации ТСН. Обращаем внимание: речь идет о добровольной ликвидации, а не о ликвидации по решению суда.

Первый этап: Инициирование процедуры ликвидации ТСН.

Такое решение принимает общее собрание членов товарищества собственников. Для ТСЖ как одной из разновидностей ТСН законом установлены особенности этой процедуры: решение должно быть принято не менее чем 2/3 голосов от общего числа голосов всех товарищей, а если члены ТСЖ не обладают хотя бы 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в жилом доме, то такое ТСЖ должно быть ликвидировано, но уже решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Второй этап: Уведомление регистрирующего органа о ликвидации ТСН.

Далее нужно сообщить регистрирующему органу о ликвидации. Сообщение регистрирующему органу делается письменно по форме Р15001 и строго в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации. Данное сообщение мы делаем для того, чтобы регистрирующий орган внес в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Сообщение регистрирующему органу о ликвидации – это заполнение уведомления о ликвидации юридического лица по форме Р15001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.

По вышеуказанной форме мы уведомляем регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) и утверждении промежуточного ликвидационного баланса.

Лица, которые обязаны предоставить данное заявление:

  • Председатель ликвидационной комиссии или ликвидатор – если ликвидационная комиссия или ликвидатор уже выбраны;
  • Один из членов ТСН — в случае если ликвидационная комиссия еще не выбрана. Данный член назначается общим собранием.

Подпись заявителя на форме Р15001 должна быть заверена нотариально. Вместе с ней в налоговый орган подается решение общего собрания членов о ликвидации ТСН.

Третий этап: Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора).

Общее собрание членов нашего ТСН должно принять решение о назначении ликвидационной комиссии или одного ликвидатора, а также о порядках и сроках ликвидации.

Как только ликвидационная комиссия или ликвидатор будет назначены, именно к ним переходят полномочия по управлению делами ТСН. Ликвидаторы могут представлять интересы ТСН без доверенности во всех органах и в отношениях с другими юридическими лицами. Стоит обратить внимание также на тот факт, что не существует никаких требований в законе к ликвидационной комиссии или ликвидатору. Это значит, что общее собрание вправе само решить многие вопросы, например, каков будет состав этой комиссии, назначить вознаграждение лицам, которые входят в комиссию и т.п.

Важный момент.

Существует два варианта: можно одновременно принять решение о ликвидации нашего юридического лица, а можно сделать это разновременно. Конечно, первый вариант более удобен, особенно для ТСЖ: 2/3 голосов от общего числа членов ТСЖ обеспечить два раза будет трудно, а именно это необходимо по закону для принятия решения. Тем более, сообщение в регистрирующий орган о ликвидации надо сделать в течение 3х рабочих дней – очень сжатый срок. Поэтому для того, чтобы не уведомлять регистрирующий орган сначала о принятии решения о ликвидации и потом второй раз еще и о формировании ликвидационной комиссии, целесообразнее принять данное решение единовременно.

Четвертый этап: Выявление кредиторов.

На данном этапе ликвидационная комиссия осуществляет три функции:

  1. Выявляет кредиторов. Для того чтобы выявить кредиторов, ликвидационная комиссия размещает в журнале «Вестник государственной регистрации» запись о том, что организация ликвидируется, а также информацию о порядке и сроке заявления требований кредиторами (этот срок должен быть не менее двух месяцев с даты публикации);
  2. Получает дебиторскую задолженность. Именно для этого ликвидационная комиссия предъявляет претензии должникам, а также может обратиться в суд;
  3. Уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. Это нужно сделать в письменном виде.Уведомить нужно в такие сроки, чтобы кредиторы успели заявить свои требования до того момента, как истечет срок, который указан в публикации о ликвидации.

Пятый этап: Составление промежуточного ликвидационного баланса

Итак, срок предъявления требований кредиторами закончился, что делать дальше? Ликвидационная комиссия должна составить промежуточный ликвидационный баланс. Ликвидационный баланс составляется по обычной форме бухгалтерского отчета, только нужно сделать на нем пометку «Промежуточный ликвидационный баланс».

Промежуточный ликвидационный баланс содержит:

  1. сведения о составе имущества юридического лица;
  2. список требований, которые предъявили кредиторы;
  3. результат рассмотрения данных требований;
  4. список требований, которые были удовлетворены вступившим в законную силу решением суда. Причем не важно, приняла ли ликвидационная комиссия эти требования.

Для чего мы вообще составляем промежуточный ликвидационный баланс? Именно он показывает нам дальнейшие пути действий. Их, по сути, два:

  1. Имущества организации для выплат кредиторам достаточно – продолжаем ликвидацию
  2. Имущества недостаточно – ликвидируем ТСН с помощью процедуры банкротства

Обратить внимание!

Если ликвидационной комиссии известно о какой-либо задолженности кредиторам, но он не включает ее в промежуточный ликвидационный баланс, — это незаконно. У кредитора в таком случае есть право оспорить запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности организации (на основании того, что нарушен установленный законом порядок ликвидации). Кредитор к тому же потребует уплатить долги.

Основная причина, по которой так хочется не учитывать некоторые долги – нежелание проведения процедуры банкротства. Потому что на ликвидационной комиссии лежит обязанность: если имущества недостаточно для погашения каких-либо долгов – в течение 10 дней с момента выявления такой недостаточности обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица. Причем следует понимать, что если ликвидационная комиссия этого не сделает, то последствия довольно неблагоприятные: во-первых, ликвидационная комиссия должна возместить убытки, причиненные данным нарушением; а во-вторых, ликвидационная комиссия несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по тем обязательствам ТСН, которые возникли по истечении 10 дней.

Сама процедура банкротства к тому же является крайне затратной, чего стоят одни только выплаты арбитражному управляющему!

Шестой этап: Утверждение промежуточного ликвидационного баланса общим собранием членов ТСН

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается на общем собрании членов большинством голосов (для ТСЖ – большинством в 2/3 голов от общего числа членов). В законе конкретных сроков для данного этапа ликвидации нет. Но нужно не забыть уведомить регистрирующий орган об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.

Седьмой этап: Расчеты с кредиторами

Нужно каким-то образом рассчитаться с кредиторами. Для этого ликвидационная комиссия продает имущество юридического лица с торгов либо, если стоимость имущества менее 100 тыс.руб., – без проведения торгов.

Обратить внимание!

Очередность погашения долгов перед кредиторами следующая:

1 очередь: долги перед гражданами, жизни или здоровью которых был причинен вред

  1. выплачиваем выходные пособия и оплачиваем труд работников, работавших по трудовому договору
  2. выплачиваем вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности

3 очередь: оплата платежей в бюджет и во внебюджетные фонды

4 очередь: рассчитываемся с остальными кредиторами

Восьмой этап: Составление ликвидационного баланса

Мы завершили расчеты с кредиторами. Теперь настало время для того, чтобы ликвидационная комиссия или ликвидатор составили ликвидационный баланс. Утверждаем его, как обычно, путем проведения общего собрания членов простым большинством голосов или в случае ТСЖ большинством в 2/3 членов ТСЖ.

Ликвидационный баланс нужен для того, чтобы мы увидели, что же все-таки достанется членам нашей организации после ликвидации, что мы сможем распределить между членами.

Если члены ТСН спорят, кому стоит передать вещь, то ликвидационная комиссия просто продает эту вещь с торгов.

Несколько важных моментов:

  1. До того времени, пока вы не ликвидировали юридическое лицо ликвидационная комиссия должна продолжать вести бухгалтерский учет и предоставлять отчет по долгам.
  2. Дата ликвидационного баланса должна быть максимально близкой к дате когда вы подаете заявление о прекращении деятельности организации. В ином случае может даже быть ситуация, когда сведения, которые содержатся в балансе, будут признаны недостоверными.
  3. В случае если бухгалтерский баланс нулевой, то можно шестой и последующий этап провести одновременно, сдав необходимые документы в налоговый орган.

Девятый этап: Государственная регистрация ликвидации ТСН, ТСЖ, СНТ, ДНТ.

Читайте также  Покупка квартиры в доме специализированный жилищный фонд

Мы должны для начала собрать документы, необходимые для регистрации ликвидации юридического лица.

Далее следует совершить еще один ряд необходимых действий:

  1. представить расчеты в Пенсионный фонд РФ;
  2. представить расчеты в Фонд социального страхования РФ;
  3. представить индивидуальные сведения в Пенсионный фонд РФ;
  4. закрыть все банковские счета.

И вот после всего этого мы представляем документы в регистрирующий орган. Как только будет внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц, ликвидация считается завершенной.

Стоимость ликвидации ТСН, ТСЖ, СНТ, ДНТ силами наших юристов составит 18 000 рублей. За эти деньги нами предоставляется следующий объем услуг:

  1. консультировать Заказчика по правовым вопросам, связанным с ликвидацией;
  2. подготовить повестку дня собрания по ликвидации;
  3. подготовить текст уведомлений о проведении собрания;
  4. подготовить листы регистрации вручения уведомлений;
  5. разработать форму бюллетеней для голосования на собрании;
  6. составить листы регистрации участников собрания;
  7. разработать протокол счетной комиссии;
  8. составить протокол общего собрания членов товарищества;
  9. подготовить все приложения к протоколу общего собрания;
  10. заполнить форму Р15001 на ликвидацию;
  11. составить и подать уведомления в налоговый орган и предусмотренные законом приложения к ним, необходимые для проведения процедуры ликвидации;
  12. за счет Заказчика опубликовать сообщение о ликвидации товарищества;
  13. в случае необходимости составления текущей бухгалтерской, налоговой отчетности либо отчетности во внебюджетные фонды – составить и подать указанную отчетность за отдельную плату, не превышающую 3 000 (трех тысяч) рублей;
  14. совершать иные действия, необходимые для ликвидации товарищества, таким образом, чтобы это не нанесло имущественного и иного вреда Заказчику;
  15. при необходимости оспаривать незаконный отказ в регистрации в административном порядке.

Наш юрист может выступить ликвидатором Товарищества и лично ездить во все государственные органы. При этом стоимость возрастет примерно до 32 000 рублей (зависит от удаленности налоговой от Москвы).

Если после ликвидации Вашего ТСН Вы захотите создать новое товарищество, также обращайтесь к нам.

Автор: Иващенко Антон Валерьевич , партнер юридической компании Абонент Консалт.

Позвоните нам по телефону: +7 (495) 968 44 34, а мы Вас проконсультируем

Что делет член ликвидационной комиссии

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
«О ПОРЯДКЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ЛИКВИДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ»

ПРАВИТЕЛЬСТВО
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

5 октября 1999 г.
N 342

Рассмотрев проект Положения «О порядке принудительной ликвидации предприятий негосударственных форм собственности», Правительство Приднестровской Молдавской Республики постановляет:

1. Утвердить Положение «О порядке принудительной ликвидации предприятий негосударственных форм собственности» (прилагается);

2. Главам государственных администраций городов и районов включить в постоянно действующие ликвидационные комиссии, образованные в соответствии с Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики N 92 от 23.03.1998г., представителей, органов указанных в пункте 3 прилагаемого Положения;

3. Установить, что в своей работе постоянно действующие ликвидационные комиссии должны руководствоваться Положением «О порядке принудительной ликвидации предприятий негосударственных форм собственности».

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня принятия.

5 октября 1999 г.

Приложение
к Постановлению Правительства
Приднестровской Молдавской Республики
N 342 от 05.10.99 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
«О порядке принудительной ликвидации предприятий
негосударственных форм собственности»

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение устанавливает порядок принудительной ликвидации предприятий, основанных на негосударственных формах собственности (далее «предприятий»), не осуществляющих предпринимательской деятельности в течение 12 и более месяцев с момента государственной регистрации, а также не предоставляющие отчётов, расчётов и других документов учёта в налоговые органы 3 и более месяцев.

Ликвидация предприятий, в уставном капитале которых имеется доля государственной (республиканской, муниципальной) собственности, осуществляется в соответствии с Положением «О порядке проведения ликвидации государственных предприятий и предприятий с долей государственной собственности в уставном капитале».

В настоящем Положении под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая от имени и под имущественную ответственность предприятия деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

2. Ликвидация предприятия влечет за собой прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

3. Ликвидация предприятия проводится на основании решения Арбитражного суда или городского (районного) Совета народных депутатов (далее «Решение») и в соответствии с порядком, установленным Законом Приднестровской Молдавской Республики «О предпринимательской деятельности и предприятиях в Приднестровской Молдавской Республике» и настоящим Положением.

II. ЛИКВИДАЦИОННЫЕ КОМИССИИ

4. Ликвидацию предприятий осуществляют ликвидационные комиссии при государственных администрациях городов (районов) (далее «ликвидационные комиссии»). Персональный состав ликвидационной комиссии назначается главой государственной администрации города (района) по согласованию с руководителями государственных органов, представители которых должны входить в неё. В состав ликвидационной комиссии должны входить представители:

а) государственной администрации города (района) на территории которого находится подлежащее ликвидации предприятие;

б) территориального органа налоговой инспекции;

в) территориального органа Регистрационной палаты;

г) органов внутренних дел;

д) пенсионного фонда;

е) фонда социального обеспечения;

ж) территориального органа Центра занятости;

з) фонда социального страхования.

Для оценки имущества и составления ликвидационного баланса в состав комиссии могут привлекаться независимые оценщики.

5. Права и обязанности ликвидационной комиссии:

а) делать запросы в Государственную налоговую инспекцию, Пенсионный фонд, Фонд социального обеспечения и другие органы по предоставлению информации:

1) о предприятиях, не осуществляющих предпринимательской деятельности в течении 12 и более месяцев с момента государственной регистрации;

2) о предприятиях не представляющих отчётов, расчётов и других документов отчётности в налоговые органы 3 и более месяцев;

б) вызывать на заседания комиссии собственника (учредителя) предприятия (отсутствие или неявка собственника не является препятствием для проведения процедуры ликвидации);

в) публиковать в средствах массовой информации сообщение о ликвидации и признании недействительными печатей и штампов предприятия;

г) проводить работу по выявлению и взиманию дебиторской задолженности;

д) распоряжаться денежными средствами предприятия, находящихся на счетах последнего в банках, для удовлетворения претензий кредиторов;

е) оценивать наличное имущество ликвидируемого предприятия;

ж) составлять ликвидационный баланс;

з) направлять уведомление органам государственной статистики о ликвидации предприятия;

и) сдавать в государственный архив все имеющиеся документы ликвидируемого предприятия.

Председатель комиссии несет в соответствии с действующим законодательством ответственность за ущерб, нанесенный при ликвидации предприятия нарушением законодательства Приднестровской Молдавской Республики, настоящего Положения и Устава предприятия. Члены ликвидационной комиссии несут солидарную ответственность за ущерб, причененный при ликвидации предприятия нарушением законодательства, настоящего Положения и Устава Предприятия.

Решения ликвидационной комиссией принимаются на заседаниях ликвидационной комиссии путем открытого голосования большинством голосов.

В случае равенства голосов при принятии какого-либо решения председатель комиссии обладает правом решающего голоса.

Член ликвидационной комиссии, голосовавший против решения, в результате которого был нанесен ущерб, освобождается от обязанности по возмещению этого ущерба, если его протест зафиксирован в протоколе. Член комиссии, который не присутствовал на данном заседании, также не несет ответственности, если он в течении 7 дней с момента, когда узнал о принятом решении, вручил председателю комиссии письменный протест.

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДОВ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ

6. Все расходы, связанные с ликвидацией предприятия (публикация сообщения о ликвидации и признании недействительными печатей и штампов предприятия в средствах массовой информации, расходы по оплате труда членов ликвидационной комиссии, почтовые расходы и т.п.) возлагаются на собственника (учредителя) данного предприятия.

7. Собственник (учредитель) предприятия, которое подлежит ликвидации, в 5-ти дневный срок с момента вручения ему под роспись решения либо уведомления заказным письмом, обязан явиться к председателю ликвидационной комиссии и дать письменное обязательство о проведении ликвидационных мероприятий самостоятельно, в случае отсутствия задолженности в государственный бюджет и в небюджетные фонды, с указанием срока окончания их проведения либо, при наличии определённых причин, заключить договор о проведении ликвидации предприятия ликвидационной комиссии. Собственник (учредитель) в срок, указанный им в обязательстве, должен представить председателю ликвидационной комиссии свидетельство об исключении предприятия из Государственного регистра.

Срок самостоятельного проведения ликвидации не должен превышать 3-х месяцев.

При согласии собственника (учредителя) предприятия самостоятельно произвести ликвидацию предприятия, последний самостоятельно определяет порядок проведения ликвидационных мероприятий.

Обжалование собственником (учредителем) предприятия решения не является основанием для отложения сроков проведения ликвидации.

Решение подлежит исполнению в сроки указанные в нём, а при отсутствии таковых, — в срок устанавливаемый ликвидационной комиссией.

В случае отказа собственника (учредителя) предприятия выполнить Решение, ликвидационная комиссия производит ликвидационные мероприятия с отнесением расходов на собственника (учредителя) предприятия.

8. В случае отсутствия собственника (учредителя) предприятия (смерти; выезда за пределы Республики на постоянное место жительства; розыска; вступления в законную силу обвинительного приговора суда, связанного с лишением свободы; длительной неявки без уважительной причины) ликвидационная комиссия выполняет решение с отнесением расходов на имущество предприятия.

Читайте также  Как отозвать иск из арбитражного суда

В случае неявки собственника (учредителя) предприятия в 5-ти дневный срок с момента вручения ему копии решения ликвидационная комиссия выполняет решение с отнесением расходов на собственника (учредителя) предприятия.

IV. ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ

9. Ликвидационная комиссия ежеквартально делает запрос в Государственную налоговую инспекцию о предприятиях:

а) не осуществляющих предпринимательскую деятельность в течение 12 и более месяцев;

б) не представляющих отчётов, расчётов и других документов учёта 3 и более месяцев, и на основании полученной информации подготавливает документы для представления их на рассмотрение городского (районного) Совета народных депутатов, в которых указывается:

1) дата регистрации;

2) регистрационный номер предприятия;

3) дата представления последних отчётов в Государственную налоговую инспекцию;

4) сведения о наличии и характере осуществляемой финансово-хозяйственной деятельности либо отсутствии таковой;

5) сведения о количестве работников, занятых на данном предприятии.

10. Арбитражный суд, городской (районный) Совет народных депутатов рассматривает в установленном законодательством Приднестровской Молдавской Республики порядке представленные документы и выносит по ним своё решение.

Принятое решение в 5-ти дневный срок направляется председателю ликвидационной комиссии.

Председатель ликвидационной комиссии обязан обеспечить вручение копии решения собственнику (учредителю) предприятия под роспись, либо уведомление заказным письмом.

Собственник (учредитель) предприятия вправе обжаловать принятое решение в порядке, установленном законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

11. Решение Арбитражного суда или городского (районного) Совета народных депутатов о ликвидации предприятия является основанием для проведения ликвидационных мероприятий ликвидационными комиссиями.

12. Ликвидационная комиссия в течении 10-ти дней с момента вступления решения в законную силу публикует в средствах массовой информации объявление о ликвидации предприятия с указанием срока для предъявления претензий, который не может быть менее 2-х месяцев. Объявление должно содержать: наименование предприятия; срок, установленный для предъявления претензий; место предъявления претензий; номера телефонов ликвидационной комиссии.

13. Ликвидационная комиссия, одновременно с публикацией объявления, направляет уведомление о ликвидации предприятия в налоговые органы, внебюджетные фонды и органы государственной статистики.

В случае, если предприятие имеет задолженность перед бюджетами любых уровней, а также внебюджетными фондами, эта задолженность покрывается за счёт средств, находящихся на счетах предприятия.

При отсутствии или недостаточности таких средств задолженность покрывается за счёт продажи имущества предприятия. Продажа имущества осуществляется ликвидационной комиссией.

В случае отсутствия средств на счетах и имущества у предприятия ликвидационные мероприятия производятся за счёт местного бюджета с последующим взысканием с собственника (учредителя) предприятия израсходованных на ликвидацию предприятия средств через Арбитражный суд Приднестровской Молдавской Республики.

14. Расчёты с кредиторами производятся по мере поступления средств на спецсчёт предприятия в очерёдности, установленной действующим законодательством.

Расчёты по долгам, относящимся к одной очерёдности, производятся в порядке календарной очерёдности поступления требований или наступления срока платежа. Требования каждой из очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

После удовлетворения требований всех очередей оставшиеся средства направляются на удовлетворение требований остальных кредиторов, претензии которых были предъявлены по истечении установленного срока.

При недостаточности средств для удовлетворения претензий кредиторов в порядке очерёдности претензии погашаются за счёт имущества предприятия.

В случае недостаточности средств для удовлетворения требований кредиторов, заявивших претензии после истечении установленного срока, такие требования считаются погашенными.

15. По истечению срока, установленного для подачи претензий, ликвидационная комиссия закрывает счета предприятия в банках и составляет ликвидационный баланс, который утверждается органом, принявшим решение.

В случае отсутствия у предприятия финансово-хозяйственной деятельности в течении 12-ти и более месяцев с момента государственной регистрации ликвидационный баланс не составляется.

16. В случае отсутствия собственника (учредителя) и невозможности сдачи печатей и штампов в органы внутренних дел, в средствах массовой информации публикуется сообщение о признании их недействительными. В объявлении должна быть указана дата, начиная с которой они утрачивают свою силу. Органам внутренних дел председатель ликвидационной комиссии направляет уведомление о ликвидации предприятия и о признании печатей и штампов недействительными.

17. В срок, установленный для окончания ликвидации в решении или определённый ликвидационной комиссии, её председатель направляет в территориальный орган Регистрационной платы Приднестровской Молдавской Республики заявление об исключении предприятия из Государственного регистра с приложением:

а) решения о ликвидации предприятия;

б) копии объявлений о ликвидации предприятия;

в) копии объявлений о признании недействительными печатей и штампов (в случае отсутствия собственника (учредителя) предприятия (смерти; выезда за пределы Республики на постоянное место жительства; розыска; вступления в законную силу обвинительного приговора суда, связанного с лишением свободы; длительной неявки без уважительной причины).

Предприятие считается ликвидированным с момента исключения его из реестра государственной регистрации. Выписка об исключении предприятия из Государственного реестра в 10-ти дневный срок направляется председателю ликвидационной комиссии и собственнику (учредителю) предприятия.

Образцы документации при ликвидации организации

Порядок ликвидации юридического лица регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации. В ходе процедур составляются обязательные документы для ликвидации ООО, включающие протоколы, решения и увдомления.

Согласно статье 61 ГК РФ, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Что это значит? Три основных момента:

  • компания прекращает деятельность;
  • исключается из Единого государственного реестра юридических лиц;
  • прекращаются любые требования к ней (кредиторов, работников, государственных органов и внебюджетных фондов), а также не могут быть предъявлены новые.

Компания может быть ликвидирована:

  • по решению ее участников (акционеров) или органа управления, уполномоченного на то учредительным документом;
  • по решению суда.

Остановимся подробнее на первом случае.

Добровольная ликвидация

В случае если участники (акционеры) организации добровольно решают прекратить деятельность компании, они принимают на себя обязательство за счет имущества организации совершить необходимые действия. Если этого имущества будет недостаточно, то участникам (акционерам) придется солидарно участвовать во всех ликвидационных расходах.

Процедура проводится в 3 этапа:

  1. Принятие решения.
  2. Уведомление кредиторов.
  3. Завершение.

Список документов

Рассмотрим, какие документы нужны для ликвидации ООО на первом этапе:

  • протокол общего собрания участников общества, если по уставу решение о закрытии ООО принимается высшим органом управления — общим собранием;
  • приказ о создании ликвидационной комиссии;
  • заявление по форме Р15001 в Единый государственный реестр юридических лиц (отправляет уполномоченное лицо в течение 3 рабочих дней после принятия решения о ликвидации).

По тому же алгоритму оформляются документы для закрытия ООО с одним учредителем, но важным отличием будет то, что вместо протокола оформляется Решение единственного участника.

Образец решения единственного участника о ликвидации ООО 2020

Далее посмотрим, какие документы нужны для закрытия ООО на втором этапе (уведомление кредиторов):

  • сообщение в уполномоченных средствах массовой информации (в настоящее время это Вестник государственной регистрации) о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторам;
  • уведомления кредиторам (в письменной форме);
  • приказ о проведении полной инвентаризации имущества компании;
  • промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества организации, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией;
  • протокол общего собрания участников общества об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.

На третьем этапе, когда происходят расчеты с кредиторами, продажа имущества организации (если имеющиеся денежные средства организации недостаточны для удовлетворения требований кредиторов), обращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве (если и после продажи имущества средств организации недостаточно для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица), закрытие счета в банках и передача документов по личному составу и иных архивных документов на хранение в государственный архив, оформляются такие документы:

  • ликвидационный баланс;
  • протокол общего собрания участников общества об утверждении ликвидационного баланса;
  • заявление по форме Р16001 в регистрирующий орган;
  • акт уничтожения печати общества.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц.

Как ликвидировать предприятие: алгоритм действий

13.11.2019 2390 0 0

Читать по теме:

Читайте также  Программе переселения соотечественников г иркутск

Предусмотреть дальнейшее развитие бизнеса – дело неблагодарное. Кто-то получает немалые прибыли, а кому-то приходится закрываться. Какие шаги необходисмы в случае ликвидации предприятия? Что делать с дебиторской задолженностью? Как уволить персонал, чтобы не нарваться на неприятности? Подробные ответы юристов – далее.

Решение о ликвидации

Ликвидационная процедура начинается с принятия полномочным органом юридического лица решения о его прекращении. В зависимости от организационно-правовой формы ликвидируемого юрлица таким органом обычно является:

  • высший орган хозяйственного общества (общее собрание участников, акционеров);
  • высший орган предприятия (общее собрание учредителей или собственник).

Решение высшего органа управления о ликвидации субъекта хозяйствования обычно должно быть оформлено соответствующим протоколом. Также в решении должен быть определен орган, который будет осуществлять ликвидационную процедуру. Если предприятие не обладает большим количеством активов, большим штатом наемного персонала, назначается единоличный орган – ликвидатор, которым может быть и его руководитель.

В других случаях назначается коллегиальный орган – ликвидационная комиссия. По общему правилу с момента утверждения ликвидатора или ликвидационной комиссии (далее – ликвидатор) к этому органу переходят полномочия по управлению юридическим лицом.

Решение о прекращении юридического лица должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР). Процедура ликвидации юридического лица считается начавшейся именно со дня внесения соответствующей записи в ЕГР.

Объявление/сообщение о ликвидации

После внесения в ЕГР соответствующей записи о государственной регистрации решения о прекращении юридического лица в специализированном средстве массовой информации должно быть опубликовано объявление о ликвидации субъекта хозяйствования с указанием порядка и срока предъявления требований кредиторами, который не может быть меньше двух и больше шести месяцев. Кроме того, на практике каждому кредитору направляют ценное или заказное письмо-уведомление.

Ликвидатор должен сообщить о ликвидации предприятия контролирующим органам (Государственной налоговой службе Украины (далее – ГНСУ), Пенсионному фонду Украины).

Инвентаризация и оценка имущества

Прекращение предприятия является основанием для обязательного проведения инвентаризации. Инвентаризация должна охватывать все виды обязательств и активы предприятия независимо от их местонахождения.

Одновременно нужно провести оценку имущества предприятия с целью определения его стоимости. Такая оценка может быть осуществлена как ликвидационной комиссией, так и путем привлечения профессиональных оценщиков. Если у предприятия есть доля государственной или коммунальной собственности, то услуги профессионального оценщика обязательны.

Взыскание дебиторской задолженности

Ликвидация юридического лица прекращает как его обязанности, так и права. Ликвидатор обязан в установленном порядке осуществить все возможные действия, связанные с взысканием дебиторской задолженности, в том числе в судебном порядке, сообщив в таком случае письменно каждому дебитору о ликвидации юридического лица – кредитора.

Увольнение персонала

Ликвидатор должен выполнить ряд требований, предусмотренных Кодексом законов о труде Украины. Работников нужно предупредить заранее об увольнении (не позднее чем за три месяца).

Кроме того, с персоналом необходимо провести полный расчет по зарплате, компенсации за неиспользованный отпуск, а также выходному пособию в размере не менее среднемесячного заработка, выдать работникам трудовые книжки с соответствующими записями и заверенные копии приказов об увольнении.

Решение организационно-разрешительных вопросов

Ликвидатор обязан принять меры по закрытию всех обособленных подразделений (отделений, представительств, филиалов), если такие ранее открыл субъект хозяйствования, который ликвидируется. Он должен проинформировать участников (собственников) предприятия о их участии в других юридических лицах для принятия решения о дальнейшей судьбе принадлежащих им корпоративных прав.

При наличии у ликвидируемого субъекта хозяйствования лицензий и разрешений на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности, ликвидатор обращается в соответствующие органы с заявлением об их аннулировании. Обнаружив открытые исполнительные производства в отношении субъекта хозяйствования, ликвидатор должен обратиться в соответствующие органы государственной исполнительной службы с заявлением об их закрытии в связи с ликвидацией должника.

Реализация имущества и расчеты с кредиторами

По результатам инвентаризации и оценки имущества (активов) ликвидируемого предприятия, а также рассмотрения требований кредиторов должен быть составлен промежуточный ликвидационный баланс. Этот документ обязан утвердить орган, который принял решение о ликвидации субъекта хозяйствования.

На практике по содержанию промежуточного ликвидационного баланса определяют дальнейшую процедуру ликвидации предприятия.

Обычно продажа активов осуществляется с привлечением торгующей организации (биржи) через организованный ею аукцион. В этом случае чаще всего имущество продают по лотам, а вырученные средства зачисляют на ликвидационный счет и в дальнейшем направляют с учетом определенной очередности на погашение задолженности кредиторам.

Распределение средств и имущества

Если после выполнения обязательств перед кредиторами остались денежные средства, они подлежат распределению пропорционально между его участниками (акционерами, собственниками) в порядке, определенном уставом предприятия. Имущество ликвидированного субъекта хозяйствования, которое остается после проведения расчетов со всеми кредиторами, либо распределяется между его участниками (акционерами, владельцами), либо продается, а вырученные от его продажи средства также распределяются между его участниками (акционерами, владельцами).

Утверждение ликвидационного баланса

После выполнения всех обязательств перед кредиторами и распределения остальных денежных средств и имущества среди участников (акционеров, собственников) составляется ликвидационный баланс, его утверждает орган, принявший решение о ликвидации. Этот баланс должен быть подан в контролирующий орган (ГНСУ). Процедура утверждения ликвидационного баланса аналогична процедуре утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Заключительные действия

На последнем этапе ликвидатор должен осуществить ряд технических действий для завершения ликвидационной процедуры. В частности, это закрытие ликвидационного счета в банке, получение соответствующей справки, передача документов в архив, уничтожение печатей (при наличии). После этого госрегистратору необходимо подать соответствующее заявление, приложив к нему справку из архивного учреждения о принятии документов длительного хранения.

Подтверждением окончания юридической процедуры ликвидации предприятия является государственная регистрация прекращения такого юридического лица в результате его ликвидации. Об этом на основании поданных ликвидатором документов делается соответствующая отметка в ЕГР (о прекращении и исключении такого юридического лица из ЕГР).

Освобождение председателя ликвидационной комиссии

#1 zos zos —>

Сообщение отредактировал zos: 02 March 2005 — 14:44

  • Наверх

#2 Mix Mix —>

Ушел в себя. Буду поздно, не ждите… Начинайте без меня.

  • Старожил
  • 155 сообщений
  • ОбратитьсяПубликации

    применять аналогию с трудовым (две недели с момента предупреждения)?

    • Наверх

    #3 zos zos —>

    • Наверх

    #4 Mix Mix —>

    Ушел в себя. Буду поздно, не ждите… Начинайте без меня.

  • Старожил
  • 155 сообщений
  • ОбратитьсяПубликации

    То как назначается председатель ликвидационной комисси и как с него снимают данные обязанности я знаю — Решением Учредителей.

    Но если Учредители не собираются и не выносят решения, то что человек пожизненно будет председателем ликвидационной комиссии.

    А по Вашему выходит применить ст. 314 и раз в решении Учредителя о назначении ликвидационной комиссии написано

    • Наверх

    #5 Рожденный в СССР Рожденный в СССР —>

    С какого момента в таком случае он освобождается от обязанностей и ответственности? Существует ли какой либо срок, или применять аналогию с трудовым (две недели с момента предупреждения)?

    • Наверх

    #6 Mix Mix —>

    Ушел в себя. Буду поздно, не ждите… Начинайте без меня.

  • Старожил
  • 155 сообщений
  • ОбратитьсяПубликации

    zos
    Мих считает, что если уж учредители назначили, то председатель ЛК (а также ГД) должен пахать пожизненно

    я наверное совсем неясно выражаюст, да?
    но мои умозаключения — совершенно противоположны!

    Еще раз объясняю.
    любой член ликвидационной комиссии имеет право выйити из нее.
    Вопрос: в каком порядке?
    Варианты:
    1. использование аналогии из ТК
    2. использование института ГК

    Смотрим на отношения между членами ЛК и обществом.
    Однозначно они не трудовые, а потому а аналогию использовать из этой отрасли нам не следует.
    Теперь обращаемся с ГК, что оказывают члены ЛК обществу?
    Ответ: услугу в виде ликвидации т.к. мы говорим о договоре услуг.
    А если один из членов ЛК хочет выйти, то соответственно используем ст. 314.
    т.е. не две недели или 1 месяц. а разумный срок.
    Согласитесь, что ликвидация может продолжаться и полгода и год и.
    Очевидно, что это никак не тянет на разумный срок.
    Итого: ИМХО 7 дней «+, -» несколько с момента уведомления общества и все.
    ликвидатор скидывает с себя рабские путы.
    если и сейчас непонятно, то я не знаю как объяснить более.