Если нарушили права землепользователей

Если нарушили права землепользователей

Росреестр

    Разное
  • Праздники, дни воинской славы и памятные даты*
  • 8 Марта — Международный женский день
  • 23 февраля — день воинской славы России — День защитника Отечества
  • День Шахтёра
  • 9 Мая — День Победы
  • 19 мая — День пионерии
  • Новый год и Рождество
  • Как живёшь, ветеран?
  • Лучшие люди города
  • Ветеранский вестник
  • Полезная информация
  • Объявления
  • Сведения по летним спортивным площадкам МКУ «Управление по физической культуре и спорту г.Белово»
  • Государственные органы и службы информируют
  • Фонд социального страхования
  • Учреждения Здравоохранения
  • Налоговая инспекция информирует
  • Прокуратура информирует
  • Пенсионный фонд
  • ГИБДД
  • Полиция
  • УФСБ России
  • Росреестр
  • УФМС
  • Центр занятости населения
  • Таможня
  • Общественные, национальные и религиозные организации
  • Боевое братство
  • ПАСПОРТ общественных, общественно-политических и религиозных формирований Беловского городского округа
  • О проведении публичных мероприятий
  • «Мои документы» г. Белово

Архив

Права, обязанности и ответственность правообладателей земельных участков

В соответствии со статьями 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственник, землепользователь, землевладелец и арендатор имеют право:

1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, агролесомелиоративные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды (в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках) и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

Указанный перечень не является исчерпывающим, законодательством могут быть установлены и иные права.

Теперь рассмотрим, какими правообладатель земельного участка наделен обязанностями.

В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

своевременно производить платежи за землю;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;

не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

не препятствовать организации – собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф;

выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ, федеральными законами.

Одна из главных обязанностей собственников земельных участков и лиц, таковыми не являющимися, использовать земельный участок по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.

За неисполнение этого требования частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрено наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц – от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Использование земли не по назначению, а также самовольное занятие земельных участков – самые распространенные нарушения.

Неважно занят ли участок в несколько гектаров или забор поставлен на несколько метров дальше положенного, такие действия одинаково незаконны. В соответствии со статьей 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. За административные правонарушения, предусмотренные этой статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

Помимо штрафов устанавливается срок, в течение которого нарушения должны быть устранены. По истечении этого срока проводится дополнительная проверка. Невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в соответствии с частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. Выносится повторное предписание об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации.

Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Если лицо, которому выдано предписание, и после этого не устраняет нарушение, его могут заставить освободить незаконно занятый участок принудительно по решению суда.

Кто-то нарушил границы Вашего земельного участка? Обратитесь в территориальный орган Росреестра. Если обнаружатся основания для внеплановой проверки, то она будет проведена. Чтобы самому не преступить закон, проверьте правильность границ своего земельного участка. В случае сомнений обратитесь к кадастровому инженеру.

На подведомственной Беловскому отделу Управления Росреестра по Кемеровской области – Кузбассу территории: Беловском, Краснобродском городском округе, Беловском муниципальном районе, Гурьевском муниципальном округе – должностными лицами, осуществляющими государственный земельный надзор, за 10 месяцев 2020 года проведено 212 проверок соблюдения требований земельного законодательства, за нарушения, предусмотренные статьей 7.1 КоАП РФ, возбуждено 6 дел об административных правонарушениях, за нарушения, предусмотренные статьей 8.8 КоАП РФ, – 3 дела, за невыполнение предписаний инспектора по вопросам устранения нарушений земельного законодательства – 40 дел, сумма наложенных штрафов за указанный период составила 357 000 рублей.

Если у Вас возникли какие-либо вопросы, обратитесь в Беловский отдел Управления Росреестра по Кемеровской области – Кузбассу, расположенный по адресу: Кемеровская область, г. Белово, пер. Толстого, д. 18А, по телефонам: 8(384-52) 2-08-54, 8(384-52) 2-88-91.

Нарушение правил землепользования и застройки

Александр, Кувандык 9 октября 2019 года, 15:41 просмотров: 1304

Как понять нарушил ли требования застройки и что делать, если все – таки нарушил например, построил дом близко к соседу?

Для начала, скажем, что эти вопросы, прежде всего, регламентируется Градостроительным Кодексом. Стоит обратить внимание на статью 38. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и статью 40. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

В каждом органе местного самоуправления, муниципалитете должны быть утверждены правила землепользования и застройки (ПЗЗ), в которых прописывается минимальное расстояние, на котором должен располагаться индивидуальный жилой дом от границ земельного участка. Как правило: от границ, проходящие вдоль улиц – 5 метров, от границ, которые проходят вдоль соседних земельных участков, переулков, проездов – 3 метра. Вспомогательные строения (бани, гаражи, сараи и т.п.) можно размещать ближе к заборам соседей, в основном, ограничение – не менее 1 метра.

Данные требования необходимо соблюдать. Так как при необходимости, при обращении в администрацию, например за получением уведомления о соответствии построенного жилого дома требованиям законодательства можно получить отказ. А без этого уведомления дом не поставят на кадастровый учет, и нельзя будет зарегистрировать право собственности.

А также, при желании выкупить арендованный у администрации земельный участок, в случае нарушений, можно получить отказ. Даже если Вы успели зарегистрировать дом.

Как же быть?

Получить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

Согласно статье 40 ГрК РФ, «Правообладатели земельных участков вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, если такое отклонение необходимо в целях однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на десять процентов».

Читайте также  Исковое заявление о признании сделки дарения притворной

Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Отметим, что расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в получении такого разрешения.

В случае вынесения положительного решения, нормативные расстояния могут быть сокращены до фактических, соответственно вопрос будет разрешен раз и навсегда.

Если нарушили права землепользователей

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Администрация сельского поселения является собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения. Этот участок Администрация сдала в аренду.
Администрации от нефтяников поступило заявление о заключении соглашения о сервитуте на часть арендуемого участка. В договоре аренды указано, что нефтяники на субаренду не имеют права.
Можно ли заключить соглашение о сервитуте при наличии договора аренды? Можно ли заключить договор субаренды земельного участка без согласия собственника (которое Администрация не дала)?

В соответствии с п. 1 ст. 274 ГК РФ сервитут представляет собой ограниченное право пользования земельным участком, предоставляемое собственнику соседнего земельного участка или иной недвижимости и устанавливаемое для обеспечения прохода и проезда через соответствующий земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Согласно п. 1 ст. 23 ЗК РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных гл. V.3 ЗК РФ.
В силу п. 3 ст. 274 ГК РФ и п. 1 ст. 39.23 ЗК РФ установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, производится на основании соглашения, заключаемого в случаях, установленных гражданским законодательством, ЗК РФ, другими федеральными законами.
Пунктом 1 ст. 39.24 ЗК РФ установлено, что в случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка. При этом согласие в письменной форме уполномоченного органа на заключение такого соглашения не требуется, если настоящей статьей или договором аренды либо договором безвозмездного пользования не предусмотрено иное.
Согласие на заключение соглашение об установлении сервитута по общему правилу требуется только в случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду государственному или муниципальному унитарному предприятию, государственному или муниципальному учреждению, при этом такое согласие дает федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, в ведении которого находятся эти предприятие, учреждение, то есть учредитель (пп. 2, 3 ст. 39.24 ЗК РФ).
Арендатор или землепользователь, которому земельный участок предоставлен на праве безвозмездного пользования, вправе заключать соглашение об установлении сервитута на срок, не превышающий срока действия договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком (п. 4 ст. 39.24 ЗК РФ).
Землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка, заключившие соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка, в течение десяти дней со дня заключения указанного соглашения обязаны направить в уполномоченный орган уведомление о заключении указанного соглашения (п. 3 ст. 39.24 ЗК РФ).
Из вопроса следует, что договор аренды земельного участка условий о необходимости получения согласия арендодателя на заключение соглашения об установлении сервитута не содержит. В этой связи с учетом вышеприведенных норм законодательства, по нашему мнению, такое соглашение уполномочены заключить арендатор земельного участка и лицо, требующее установление сервитута (в этой связи смотрите письмо Министерства экономического развития РФ от 26 июня 2015 г. N Д23и-2972 «О рассмотрении обращения», постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 июня 2021 г. N Ф07-8068/21 по делу N А21-2617/2020; постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2021 г. N 14АП-6303/21 по делу N А66-17054/2019: Как верно указал суд, из положений пункта 6 статьи 274 ГК РФ и статьи 39.24 ЗК РФ следует, что лицом, по соглашению с которым устанавливается сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставленного в аренду на срок более чем один год, является арендатор земельного участка. При недостижении соглашения с арендатором лицо, требующее установления сервитута, на основании статьи 274 ГК РФ вправе обратиться в суд с иском об установлении сервитута. Однако в рассматриваемом случае соглашение об установлении сервитута в отношении части земельного участка с кадастровым номером 69:40:0400099:13 заключено Администрацией и ООО «Евростор» без участия истца, которому данный земельный участок предоставлен в аренду по договору аренды от 27.12.2004 N 877-1. Сервитут, как разновидность вещного права (статья 216 ГК РФ), также предполагает возникновение у его обладателя прав пользования чужим земельным участком. Заключив соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 69:40:0400099:13, ответчики нарушили права истца как арендатора данного земельного участка, возникшие из ранее заключенного на длительный срок (48 лет) договора аренды).
В соответствии со ст. 39.25 ЗК РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно содержать:
1) кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить сервитут;
2) учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, за исключением случая установления сервитута в отношении всего земельного участка или случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи;
3) сведения о сторонах соглашения;
4) цели и основания установления сервитута;
5) срок действия сервитута;
6) размер платы, определяемой в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;
7) права лица, в интересах которого установлен сервитут, осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлен сервитут;
8) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, вносить плату по соглашению;
9) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием.
В силу п. 3 ст. 274 ГК РФ соглашение об установлении сервитута подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.
Если иное не установлено федеральными законами, плата по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется:
1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности (постановление Правительства РФ от 23 декабря 2014 г. N 1461 «Об утверждении Правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности»);
2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Плата по соглашению об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, поступает землепользователю, землевладельцу, арендатору земельного участка, с которыми заключено соглашение об установлении сервитута. В случае, если соглашение об установлении сервитута заключено с уполномоченным органом, государственным или муниципальным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, плата по этому соглашению вносится, поступает и зачисляется в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
При этом согласно п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ в случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.
Отметим, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Примерная форма соглашения об установлении сервитута части земельного участка (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
— Вопрос: На земельном участке, принадлежащем организации на праве собственности, находится имущество (трансформаторная подстанция), принадлежащее на праве собственности сторонней организации. Как оформить сервитут? Какие действия пошагово надо предпринять? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2020 г.)
— Вопрос: Чем необходимо руководствоваться при установлении сервитута и определении его площади (размера)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2020 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Балашов Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

2 сентября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Читайте также  Если треснутое лобовое стекло пройдет машина техосмотр

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Грайворонский городской округ

Грайворонского городского округа Белгородской области

Об ответственности за ненадлежащее использование плодородного слоя почвы

Плодородным слоем почвы, называется верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений химическими, физическими и биологическими свойствами. К плодородным слоям почвы относится, в частности, чернозем — изобилующая перегноем почва по преимуществу степных и лесостепных районов. Земельным кодексом РФ был провозглашен принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде. Но, к сожалению, землепользователи зачастую забывают либо пренебрегают своими обязанностями в вопросах охраны и рационального использования, принадлежащих им земель, что часто приводит к порче земель и другим серьезным последствиям. Порча земли — экологическое преступление, заключающееся в самовольном снятии или перемещении плодородного слоя почвы, уничтожении плодородного слоя почвы, а равно порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. Чаще всего плодородную землю уничтожают во время незаконной разработки карьеров по добыче песка или глины, при строительстве дорог и трубопроводов. Есть даже случаи откровенной торговли черноземом.
В настоящее время остро стоит вопрос сохранения плодородного слоя почвы на территории Белгородской области. От состояния и плодородия земель напрямую зависит способность государства обеспечивать население продуктами питания, а также обеспечивать экономический рост государства.
Согласно Конституции земля в Российской Федерации используется и охраняется как основа жизни и деятельности народов. Владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. В развитие приведенных конституционных норм Земельным кодексом, в числе основных принципов земельного законодательства, закреплен приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества. Наличие в собственности или аренде земельного участка не только предоставляет обширные права, в том числе право владения и пользования участком, право распоряжаться им по своему усмотрению, но и налагает на землепользователя определенные обязанности. Перечень обязанностей собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, установлен статьёй 42 Земельного кодекса. В соответствии с вышеуказанной статьей Земельного кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие. В нарушение вышеуказанных требований землепользователи допускают самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы. Между тем согласно п. 4 ст. 13 Земельного кодекса плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель только при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами. При этом порядок использования плодородного слоя регламентируется п. 8. «Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», утвержденных совместным Приказом Минприроды РФ и Роскомзема от 22.12.1995 № 525/67.
Использование плодородного слоя почвы для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, допускается только в исключительных случаях, при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей его использования для улучшения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.
За уничтожение плодородного слоя почвы, порчу земель наступает административная ответственность по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, а именно: «влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».
Также, землепользователи в соответствии со статьёй 42 Земельного кодекса должны осуществлять мероприятия по охране земель, в том числе меры пожарной безопасности. Согласно п.2 ст.13 Земельного кодекса в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

  1. Воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
  2. Защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
  3. Защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

За невыполнение вышеуказанных мероприятий по охране земель сельскохозяйственного назначения предусмотрена административная ответственность по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ — Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей. Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
За не использование земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с их целевым назначением в течение 3 лет, предусмотрена административная ответственность по ч.2 ст.8.8 КоАП РФ, неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства, санкциями которой предусмотрено наложение административного штрафа: — на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 3 тысяч рублей; — на должностных лиц — от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 50 тысяч рублей; — на юридических лиц — от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 200 тысяч рублей.
Землепользователям также необходимо знать, что помимо административной ответственности за нарушения земельного законодательства предусмотрена возможность принудительного изъятия земель сельскохозяйственного назначения. Согласно положениям ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть принудительно изъят у его собственника в судебном порядке в случае:

  • если используется с нарушением установленных законодательством требований, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде;
  • если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка или использования с нарушением законодательства, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства.

Также, юридические лица, граждане обязаны помнить, что в соответствии п.1 ст.76 Земельного кодекса они обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Определение размера причиненного вреда почвам, как объекту окружающей среды, осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в порядке, предусмотренном Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Минприроды России от 8 июля 2010г. N 238.

Управление муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации района

ВС: Вид разрешенного использования участка можно изменить в соответствии с назначением сооружения на нем

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда вынесла Определение № 301-ЭС20-10890 по делу об оспаривании собственником детского спортивного комплекса решения регионального министерства об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка под таким объектом.

Попытка изменения вида разрешенного использования участка под спортивным объектом

В декабре 2009 г. правительство Нижегородской области предоставило ООО «Автогильдия С» земельный участок в столице этого региона для строительства детского комплекса. При этом вид разрешенного использования выделенного участка земли был определен как «для строительства детского спортивного комплекса “Картодром”», а сам он относился к категории земель населенных пунктов. Впоследствии стороны заключили соглашение о реализации инвестиционного проекта по возведению такого объекта, по условиям которого общество обязалось построить детский спортивный комплекс, а также компенсировать затраты регионального правительства на социальную, транспортную и инженерную инфраструктуру в размере 1,3 млн руб.

Читайте также  Формулировки при списании стендов с материальных ценностей

Общество построило объект и зарегистрировало право собственности на него в установленном законом порядке. В апреле 2017 г. стороны подписали соглашение о результатах реализации инвестиционного проекта в связи с завершением строительства и исполнением обязательств.

Далее собственник спорткомплекса обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области с заявлениями об изменении ВРИ участка, в которых просил установить вид «Спорт» по коду 5.1 или вид «для эксплуатации детского спортивного комплекса “Картодром”». Госорган отказал заявителю, мотивируя это тем, что последнему необходимо оформить долгосрочный договор аренды земельного участка, на котором завершено строительство детского спортивного комплекса.

В феврале 2019 г. ООО «Автогильдия С» вновь обратилось в министерство с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с вида «для строительства детского спортивного комплекса “Картодром”» на вид «для эксплуатации детского спортивного комплекса “Картодром”». Министерство отказало обществу в этом, сославшись на то, что действующим градостроительным регламентом указанный ВРИ не предусмотрен для зоны, в которой расположен участок. Оспаривание отказа в судебном порядке не увенчалось успехом (дело № А43-27214/2019).

Поскольку следующее аналогичное обращение об изменении ВРИ участка на «Спорт» потерпело фиаско, заявитель также оспорил его в арбитражном суде. По мнению организации, решение госоргана нарушило его права и законные интересы в экономической сфере, так как отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка препятствует обществу как в оформлении прав на него, так и в эксплуатации построенного спортивного комплекса.

Суды разошлись в своих решениях

Арбитражный суд отказал в удовлетворении требований общества, отметив, что спорный участок земли расположен в зоне производственно-коммунальных объектов V класса опасности, которой не предусмотрен испрашиваемый вид разрешенного использования «Спорт» ни в качестве основного, ни в качестве условно разрешенного. Как пояснил суд, у министерства отсутствовали правовые основания для изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка на ВРИ, не предусмотренный градостроительными регламентами территориальной зоны, в которой расположен такой участок.

В дальнейшем апелляция отменила решение первой инстанции, признав отказ министерства незаконным и обязав его повторно рассмотреть заявление общества в соответствии с требованиями действующего законодательства. Вторая инстанция сочла, что суд первой инстанции неправомерно вышел за пределы рассмотрения заявленных требований, подменив собой государственные и муниципальные органы, реализующие свои полномочия в рамках предусмотренной законом компетенции. Тем самым, отметила апелляция, министерство не доказало, что нежилое здание, расположенное на спорном земельном участке, используется обществом не по целевому назначению.

Тем не менее окружной суд отменил постановление апелляции и оставил в силе решение первой инстанции. Кассация сочла, что само по себе указание в оспариваемом решении министерства ошибочных мотивов либо не всех оснований принятия такого решения не свидетельствует однозначно о его незаконности.

В связи с этим общество направило кассационную жалобу в Верховный Суд.

ВС встал на сторону собственника спортивного объекта

Как пояснила после изучения материалов дела № А43-31876/2019 Судебная коллегия по экономическим спорам, объекты капстроительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться по прежнему фактическому виду разрешенного использования. Исключения составляют случаи, когда использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для защищаемых законом ценностей.

«При этом любая реконструкция таких объектов, т.е. изменение этих объектов, может осуществляться только путем приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, а изменение видов разрешенного использования может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом. Следовательно, и земельное, и градостроительное законодательство исходит из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему фактическому разрешенному использованию в случае, когда происходит изменение градостроительной документации, предусматривающей иное зонирование территории (ст. 30 ГрК РФ), и существующее фактическое использование объектов не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия», – отмечено в определении.

В рассматриваемом случае, как пояснил Верховный Суд, общество в установленном порядке построило детский спортивный комплекс на земельном участке, предоставленном публичным уполномоченным органом для строительства этого объекта. При этом ВРИ участка не соответствует градостроительному регламенту, утвержденному Правилами землепользования и застройки Нижнего Новгорода, принятыми после возведения объекта. Организация вправе использовать участок по прежнему фактическому виду разрешенного использования, при этом в целях оформления права собственности или права аренды на спорный участок вид его разрешенного использования может быть установлен в соответствии с видом разрешенного использования объекта капитального строительства и классификатором видов разрешенного использования земельных участков.

Вместе с тем положениями Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. Поэтому при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.

«Поскольку согласно Правилам землепользования и застройки Нижнего Новгорода спорный земельный участок расположен в функциональной зоне ТПК-4 – зона производственно-коммунальных объектов V класса опасности, при решении вопроса об установлении вида разрешенного использования участка в соответствии с видом разрешенного использования построенного капитального объекта и Классификатором необходимо исследовать, не опасно ли использование спорного объекта “детский спортивный комплекс “Картодром” и земельного участка для жизни или здоровья человека в указанной функциональной зоне», – заключил Верховный Суд, отменив судебных акты нижестоящих судов и вернув дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Эксперты «АГ» прокомментировали выводы ВС

Старший юрист АБ «Халимон и партнеры» Денис Глухов отметил, что установление вида разрешенного использования, предполагающего исключительно строительство объекта и не допускающего последующую его эксплуатацию, незаконно. «Незаконно и лишение собственника возведенного объекта права выбрать арендовать участок под объектом или выкупить его. Неверная формулировка ВРИ участка, предоставленного под строительство ДСК “Картодром”, породила данный спор. Подобные вопросы уже несколько лет в Московском регионе решаются без обращения в суд путем обращения в контролирующие органы или прокуратуру», – сообщил он.

По словам эксперта, в рассматриваемом деле ситуация усугубилась утверждением после завершения строительства объекта правил землепользования и застройки, которые не предполагают в данной функциональной зоне как существующий, так и требуемый истцом ВРИ. «Суды трех инстанций разрешили спор формально, высказавшись лишь о законности формулировок отказа. Верховный Суд рассмотрел вопрос шире, указав на необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов, обратил внимание на несоответствие ПЗЗ как текущего ВРИ участка и функционального назначения возведенного объекта, так и ВРИ, испрашиваемого истцом, указал на необходимость оценки безопасности размещения картодрома в данной зоне. Данный поход, несомненно, верен и соответствует текущей практики. Полагаю, что исход дела данным определением не предрешен, а у истца в случае проигрыша есть и иные варианты защиты», – подытожил Денис Глухов.

Ведущий юрист Содружества земельных юристов Марина Строкань назвала позицию ВС справедливой и конструктивной: «Тот вектор мысли, который Коллегия предлагает судам при повторном рассмотрении дела, согласуется с основной концепцией института градостроительного зонирования в целом».

«Аргументация общества сводится к невозможности приобретения участка в собственность в связи с несоответствием текущего ВРИ целям использования участка в дальнейшем. Вместе с тем оно не лишено права выкупа земельного участка с сохранением текущего вида использования. Интерес общества фактически заключается в установлении вида разрешенного использования в соответствии с классификатором, т.е. актуализации вида использования», – отметила юрист.

Марина Строкань добавила, что общество вправе обратиться с соответствующим заявлением об актуализации вида разрешенного использования классификатору в уполномоченный орган. «В рамках данной процедуры надлежит установить, насколько существующий ВРИ, фактическое использование земельного участка и функциональное назначение объекта соответствуют содержанию испрашиваемого ВРИ. Разрешенное использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели (целей) использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок, на основании осуществления определенных процедур зонирования территорий (см. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14 ноября 2018 г.)», – пояснила она.

«Использование земельных участков должно согласовываться не только с прямым назначением объектов недвижимости, т.е. соответствовать принципу единства, но и отвечать требованиям безопасной эксплуатации. В этой концепции планирования и застройки территорий логичной, более того, необходимой является проверка безопасности использования детского спортивного комплекса в функциональной зоне производственно-коммунальных объектов V класса опасности, на которую указал Верховный Суд. Справедливо будет заметить, что вопросы безопасности эксплуатации социально значимых объектов (или в целом объектов, связанных с пребыванием в них людей) должны заботить как застройщика, так и уполномоченные органы на стадии согласования возможности их размещения, а не в момент завершения строительства. Так, ВС РФ призывает суды не руководствоваться исключительно формальным подходом при рассмотрении дел, связанных с самовольным строительством, – так, в одном из дел Судебная коллегия указывает на правовое значение охранных зон, соблюдение которых, в том числе, позволяет избежать негативных последствий, связанных с жизнью и здоровьем граждан (Определение ВС РФ № 310-ЭС19-11707 от 5 марта 2020 г. по делу № А48-2996/201)», – подчеркнула эксперт.

Юрист также предположила, что при указанных обстоятельствах вопрос изменения ВРИ в соответствии с классификатором может быть также решен в пользу общества, однако суд не лишен права на постановку соответствующих вопросов перед экспертом.