Если работате сотрудник с гражданством украины

Работники-иностранцы: как обстоят дела с их правами?

Дата публикации: 27 августа 2019

Леонид Гилевич, советник

Источник: «Юридическая Газета»

Конституцией Украины предусмотрено, что иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, пользуются теми же правами и свободами, а также несут такие же обязанности, что и граждане Украины, за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины.

Аналогичный принцип отражен в Законе Украины «О занятости населения», согласно ст. 3 которого иностранцы и лица без гражданства, которые постоянно проживают в Украине, которые признаны в Украине беженцами, которым предоставлено убежище в Украине, которые признаны лицами, нуждающимися в дополнительной защите, которым предоставлена временная защита, а также лица, получившие разрешение на иммиграцию в Украину, имеют право на занятость на основаниях и в порядке, установленных для граждан Украины. В то же время иностранцев и лиц без гражданства, прибывших в Украину для трудоустройства на определенный срок, работодатели принимают на работу на основании разрешения на применение труда иностранцев и лиц без гражданства, выданного в порядке, определенном Законом Украины «О занятости населения», если иное не предусмотрено международными договорами Украины.

Иностранцы и лица без гражданства не могут назначаться на должность или заниматься трудовой деятельностью в том случае, если в соответствии с законодательством назначение на соответствующую должность или осуществление соответствующего вида деятельности связано с принадлежностью к гражданству Украины, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Соответствующая особенность трудоустройства иностранцев — на основании разрешения, выдаваемого компетентным государственным органом в установленном законом порядке — отвечает мировой практике, ведь государства заинтересованы в трудоустройстве, прежде всего, своих граждан и готовы допускать к национальному рынку труда только тех иностранцев, потребность в которых действительно существует в тот или иной период времени. Кроме того, вопрос трудоустройства иностранцев тесно связан с миграционными рисками, поэтому предусмотренная законодательством процедура получения разрешения на трудоустройство обычно связана с приобретением права на временное или постоянное проживание в государстве трудоустройства.

Стоит отметить, что впервые процедура трудоустройства иностранцев была урегулирована на уровне закона, а не постановлений Кабинета Министров Украины, в 2017 году. Именно тогда вступил в силу Закон Украины № 2058-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения барьеров для привлечения иностранных инвестиций». 10 лет до этого вопрос получения разрешения на трудоустройство иностранцев регулировался тремя различными нормативными актами, которые постепенно сменяли друг друга. Такая эволюция законодательства далеко не всегда предполагала упрощение процедуры.

Например, наиболее поздний из таких нормативных актов — постановление Кабинета Министров Украины № 437 «Вопросы выдачи, продления и аннулирования разрешения на использование труда иностранцев и лиц без гражданства» — требовал от работодателя предоставить «документ, выданный лечебно-профилактическим учреждением о том, что лицо не болеет хроническим алкоголизмом, токсикоманией, наркоманией или другими инфекционными заболеваниями, перечень которых определен Минздравом». Через такую формулировку многие работодатели сталкивались с тем, что такую справку фактически невозможно было получить за пределами Украины, поэтому иностранцу приходилось приезжать для соответствующего обследования в Украину. Это означало дополнительные расходы для иностранца или его потенциального работодателя в ситуации, когда получение разрешения на трудоустройство и само трудоустройство еще было под вопросом.

Внесенные законом № 2058-VIII изменения существенно упростили трудоустройство иностранцев в Украине и ввели более дифференцированный подход к различным категориям работников.

Разрешение на применение труда иностранцев

Работодатели Украины имеют право на применение труда иностранцев и лиц без гражданства (далее — иностранцев) на территории Украины на основании разрешения, выдаваемого территориальными органами Государственной службы занятости (центрами занятости). Важно, что разрешение получает работодатель, а не иностранец, поэтому такое разрешение выдается для трудоустройства иностранца у конкретного работодателя на конкретной должности. Работа иностранцев может применяться на различных должностях в одного или нескольких (двух и более) работодателей, при условии получения разрешения на применение труда на каждой должности.

Законодательством Украины не предусмотрено разрешение, которое предоставляло бы иностранцу общее право на трудоустройство в Украине в течение определенного времени у любого работодателя и на любой должности (хотя такие разрешения существуют во многих государствах).

Для получения разрешения работодатель подает в территориальный орган Государственной службы занятости документы, предусмотренные ст. 42-2 Закона Украины «О занятости населения». Перечень таких документов был существенно уменьшен в 2017 году. Как правило, он состоит из заявления работодателя, копий страниц паспортного документа иностранца, цветной фотографии иностранца и копии проекта трудового договора (контракта) с иностранцем.

Заявление о выдаче разрешения рассматривается в течение 7-ми рабочих дней, а о продлении действия разрешения или о внесении изменений в него — в течение 3-х рабочих дней. Важно, что заявление о продлении разрешения подается работодателем не позднее, чем за 20 календарных дней до окончания срока действия такого разрешения.

В большинстве случаев разрешение выдается на срок действия трудового договора (контракта), но не более чем на 1 год. Для определенных категорий иностранцев такой срок может составлять до 3-х лет. Кроме того, особые сроки установлены для командированных иностранных работников, а также для так называемых «внутрикорпоративных цессионариев» (соответствующий статус определен в Протоколе о вступлении Украины во Всемирную торговую организацию). При наличии оснований действие разрешения может продлеваться неограниченное количество раз.

Законодательством устанавливается дифференцированный размер платы за выдачу или продление разрешения. В зависимости от срока, на который выдается разрешение, такой размер может составлять от 2-х до 6-ти прожиточных минимумов для трудоспособных лиц, установленных законом на 1 января календарного года, в котором работодатель подал документы (сейчас от 3842 грн до 11526 грн). Работодатель вносит плату в течение 10 рабочих дней со дня получения решения о выдаче или продлении действия разрешения.

Работодатель обязан заключить с иностранцем трудовой договор (контракт) не позднее, чем в течение 90 календарных дней с даты выдачи разрешения, а также в 10-дневный срок после заключения трудового договора (контракта) предоставить заверенную работодателем копию органу, выдавшему разрешение.

В предусмотренных ст. 42-10 Закона Украины «О занятости населения» случаях работодатель обязан обратиться в территориальный орган Государственной службы занятости для отмены разрешения. В частности, такая обязанность существует в случае прекращения трудового договора (контракта) с иностранцем. Кроме того, во многих случаях именно такой орган может отменить разрешение. Например, в связи с невнесением работодателем платы за выдачу или продление разрешения, непредоставлением работодателем в установленный срок копии трудового договора (контракта), заключенного с иностранцем, установлением факта применения труда иностранца на иных условиях, чем определено разрешением или другим работодателем и т.д.

Некоторые категории иностранцев могут быть трудоустроены в Украине без указанного разрешения. Среди них иностранцы, постоянно проживающие в Украине; которые получили статус беженца или получили разрешение на иммиграцию в Украину; представители иностранного морского (речного) флота и авиакомпаний, которые обслуживают такие компании на территории Украины; работники иностранных средств массовой информации, аккредитованных для работы в Украине; работники иностранных представительств, зарегистрированных на территории Украины; иностранцы, прибывшие в Украину для участия в реализации проектов международной технической помощи и др.

Особые категории

С 2017 года в законодательство включено понятие «особых категорий иностранцев и лиц без гражданства, претендующих на трудоустройство в Украине». Такими лицами являются иностранные высокооплачиваемые профессионалы (то есть иностранцы или лица без гражданства, заработная плата которых составляет не менее 50 минимальных заработных плат — теперь 208 650 грн); основатели и/или участники, и/или бенефициары (контроллеры) юридического лица, созданного в Украине; выпускники университетов, входящих в первую сотню в мировых рейтингах университетов, в соответствии с перечнем, определенным Кабинетом Министров Украины; иностранные работники творческих профессий; иностранные ИТ-профессионалы. Для таких категорий предусмотрена возможность получения разрешения на трудоустройство на больший срок (до 3-х лет), не применяются требования к минимальной заработной плате иностранца, а иностранные высокооплачиваемые профессионалы имеют дополнительные права на работу по совместительству.

Минимальная заработная плата

Работодатель может получить разрешение, при условии выплаты заработной платы в размере не менее 5 минимальных заработных плат (сейчас 20 865 грн) иностранным наемным работникам в общественных объединениях, благотворительных организациях и учебных заведениях, а также 10 минимальных заработных плат (сейчас 41 730 грн) для всех других категорий наемных работников. Требования к минимальной заработной плате не применяются в случае получения разрешения на применение труда особых категорий иностранцев.

Заработная плата в иностранной валюте

До 2019 года законодательство Украины теоретически предусматривало возможность выплаты иностранным работникам заработной платы в иностранной валюте (в отличие от граждан Украины, которым зарплата могла выплачиваться исключительно в гривнах), однако на практике, из-за несогласованности между собой ряда нормативных актов, такая выплата в иностранной валюте была затруднена. После вступления в силу Закона Украины «О валюте и валютных операциях» заработная плата иностранцам может выплачиваться только в гривнах, однако (как и для граждан Украины) в трудовом договоре (контракте) размер заработной платы может быть указан в иностранной валюте (с выплатой в эквиваленте в гривне).

Налогообложение заработной платы

По общему правилу, заработная плата иностранцев, работающих в Украине, подлежит налогообложению на тех же основаниях и в том же порядке, что и заработная плата граждан Украины.

Материальное обеспечение и социальные услуги

Иностранцы, работодатели которых выплачивают ЕСВ, имеют право на материальное обеспечение и социальные услуги Фонда социального страхования Украины, в том числе в связи с временной потерей трудоспособности («больничными»). Однако, по мнению Государственной фискальной службы Украины, иностранцы, которые работают в представительствах иностранных компаний, не подлежат обязательному социальному страхованию, и, следовательно, не имеют права на получение материального обеспечения и социальных услуг от Фонда социального страхования Украины.

Читайте также  Регистрация права собственности по приватизации

Прекращение трудовых отношений

Хотя формально трудовое законодательство не предусматривает специальных оснований для увольнения иностранцев, работодателю, который обязан получить разрешение на трудоустройство иностранца, нужно учитывать, что иностранец не может работать без такого разрешения. Таким образом, в случае отмены разрешения или его непродления работодатель должен иметь возможность уволить иностранца. Для этого с иностранцами заключается срочный трудовой договор (контракт), срок которого привязан к действию разрешения.

Пребывание в Украине

Разрешение на применение труда иностранца является основанием для получения таким иностранцем вида на жительство в Украине, который позволяет иностранцу находиться и проживать в Украине в течение всего срока действия разрешения. Соответствующий вид на жительство оформляют территориальные органы Государственной миграционной службы Украины. В отличие от разрешения, вид на жительство получает иностранец, а не его работодатель, хотя работодатели предоставляют иностранцам необходимую для этого помощь и обычно именно они организуют подготовку необходимых документов.

Другие права

В остальном иностранцы фактически пользуются такими же правами в связи с трудовыми отношениями, как и граждане Украины, в частности относительно рабочего времени, времени отдыха, порядка выплаты заработной платы, материальной ответственности, и другими правами.

Если работате сотрудник с гражданством украины

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Иностранный гражданин получил российское гражданство. УФМС требует уволить работника, уведомить о его увольнении и принять на работу как российского гражданина. Получается, что работодателя вынуждают расторгать трудовой договор с иностранным работником, который получил российское гражданство, и заключать новый трудовой договор (вновь принимать на работу, следовательно, работник должен будет пройти медкомиссию).
Иногда работодатель не знает о том, что иностранный гражданин получил российское гражданство и паспорт РФ в течение нескольких месяцев. Как работодателю поступить в данной ситуации: надо ли расторгать с работником трудовой договор и заключать новый как с гражданином РФ или достаточно оформить дополнительное соглашение к старому трудовому договору?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расторгать трудовой договор с работником по той причине, что он приобрел российское гражданство, не следует. Стороны вправе подписать дополнительное соглашение о том, что сведения о документе, на основании которого он находится на территории РФ, утрачивают силу. Уведомлять территориальный орган МВД России о приобретении иностранцем российского гражданства или внесении изменений в трудовой договор не нужно.

Обоснование вывода:
Общие основания прекращения трудового договора перечислены в части первой ст. 77 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ). Помимо этих оснований, трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным ТК РФ и иными федеральными законами (часть вторая той же статьи). Так, особенности прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, установлены ст. 327.6 ТК РФ.
Ни в ст. 327.6 ТК РФ, ни в иных нормах этого Кодекса не указано, что заключенный с иностранным гражданином трудовой договор подлежит прекращению (расторжению) в случае приобретения работником гражданства РФ. Поэтому мы полагаем, что приобретение работником, являвшимся иностранным гражданином, российского гражданства не является основанием для прекращения заключенного с ним трудового договора. Аналогичные разъяснения дают представители Роструда (смотрите ответ на вопрос 1, ответ на вопрос 2, ответ на вопрос 3, ответ на вопрос 4, ответ на вопрос 5, размещенные на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ»).
Соответственно, не возникает у работодателя и обязанности, предусмотренной п. 8 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее — Закон N 115-ФЗ), — в трехдневный срок уведомить территориальный орган исполнительной власти в сфере миграции собственно о факте расторжения (либо заключения нового) трудового договора с иностранцем.
Отметим, что согласно требованиям части первой ст. 327.2 ТК РФ трудовой договор с иностранным гражданином помимо прочих сведений должен содержать:
— сведения о разрешении на работу (патенте) — для временно пребывающих в РФ лиц;
— сведения о разрешении на временное проживание в РФ — для временно проживающих лиц;
— сведения о виде на жительство — для постоянно проживающих в России иностранцев.
Очевидно, что после приема работника в гражданство РФ соответствующие сведения утрачивают актуальность. Данный факт сторонам целесообразно отразить в трудовом договоре, например, подписав дополнительное соглашение к нему (ст. 72 ТК РФ): в документе указываются новые паспортные данные работника и исключаются устаревшие сведения.
Отметим, что принимающая сторона*(1) или, в отдельных случаях, иностранный гражданин обязаны сообщить в территориальный орган МВД России об изменении сведений об иностранном гражданине, предусмотренных п.п. 1-9 и 12 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее — Закон N 109-ФЗ) (п. 42 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9, далее — Правила). К этим сведениям относится и гражданство (подданство) (п. 6 ч. 1 ст. 6 Закона N 109-ФЗ). Однако, с нашей точки зрения, обязанность сообщить об изменении сведений о гражданстве работника у работодателя возникает в ситуации, когда работник меняет гражданство, оставаясь при этом иностранным гражданином. Если он приобретает гражданство РФ, речь идет не об изменении сведений миграционного учета об иностранце, а о возникновении основания для снятия его с такого учета.
Поскольку Закон N 109-ФЗ и Правила не возлагают обязанность сообщать в территориальный орган МВД России о приобретении иностранцем российского гражданства, полагаем, что ни работодатель, ни работник в изложенной в вопросе ситуации не обязаны совершать какие-либо действия, направленные на снятие работника с миграционного учета*(2).
Однако официальных разъяснений по этому вопросу мы не обнаружили. За получением таких разъяснений рекомендуем обратиться в Главное управление по вопросам миграции МВД России (пп. 2.3 п. 2, пп. 10.37 п. 10 Положения о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 15.04.2016 N 192).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Ответ прошел контроль качества

28 ноября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Как следует из п. 7 ч. 1 ст. 2, ч. 1 и ч. 3 ст. 20, ч. 2 ст. 21, пп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», работодатель признается принимающей стороной только в том случае, если работник будет проживать по адресу организации либо в ее помещении, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.
*(2) В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 8 Закона N 109-ФЗ одним из оснований для снятия с миграционного учета является факт приобретения гражданства РФ иностранным гражданином, находящимся в РФ. При этом порядок снятия с миграционного учета в этом случае ни Законом N 109-ФЗ, ни Правилами не урегулирован.

Официальный сайт Администрации города Симферополя

  • Главная страница Администрации →

Согласно российскому законодательству любое физическое лицо, находящееся на территории нашей страны, может стать участником системы пенсионного страхования и получить СНИЛС. Это в полной мере относится как ко всем гражданам РФ, так и к представителям других государств, проживающим на территории России. А вот нужно ли оформлять этот документ в обязательном порядке и зачем иностранным гражданам необходим СНИЛС, знают далеко не все. На вопросы о необходимости оформления страхового свидетельства иностранными гражданами отвечает начальник отдела организации персонифицированного учета Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым Татьяна Сапронова.

Для чего гражданам других государств оформлять СНИЛС?

Если иностранный гражданин проживает и работает на территории нашей страны, вполне разумным решением будет оформить СНИЛС, ведь согласно российским законам любой обладатель данного документа (вне зависимости от его гражданства) впоследствии может претендовать на получение пенсии.

Кроме того, большинство работодателей просто не принимают на работу сотрудников, не обладающих персональным страховым номером. Поэтому если иностранец хочет работать в России, ему придется оформить этот документ в обязательном порядке при приеме на работу.

Однако это далеко не единственная причина, по которой следует получить СНИЛС. Есть еще масса других поводов это сделать, например, возможность получения различных льгот и государственных услуг. Это бывает необходимо, например, для регистрации на сайтах, предлагающих государственные услуги и т.д.

Одним словом, оформление СНИЛС, конечно, не является обязательным требованием ко всем иностранным гражданам, проживающим в нашей стране. Однако во многих случаях получение иностранцем этого документа является не только целесообразным, но и необходимым.

Куда иностранцам следует обращаться, чтобы оформить СНИЛС?

На сегодняшний день существует два основных способа получения СНИЛС, каждый из которых имеет свои особенности и преимущества.

    1) Если иностранец устраивается на работу в России, СНИЛС ему оформляет работодатель. В этом случае обращаться ни в какие государственные инстанции не нужно.
    2) У граждан других государств также есть возможность самостоятельно оформить свой персональный страховой номер. Для этого следует обратиться в клиентскую службу Пенсионного фонда по месту временной или постоянной регистрации. К такому способу обычно прибегают те, кто не имеет трудоустройства в Российской Федерации.

Если СНИЛС необходим ребенку до 14 лет, оформить документ на него могут родители. Следовательно, каждый иностранец, проживающий в России, может получить СНИЛС как с помощью своего работодателя, так и собственными силами.

Читайте также  Почему пенсия ребенка инвалида 1500 пришла

Какие документы необходимы для получения страхового свидетельства?

Если иностранный гражданин, временно или постоянно живущий в нашей стране, рассчитывает на получение персонального страхового номера, он должен подготовить следующий список документов:

    1) Заявление-анкета застрахованного лица.
    2) Документ, удостоверяющий личность. В случае, если вся информация в паспорте на иностранном языке, необходим нотариально заверенный перевод документа. Кроме того, для постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства необходим вид на жительство, для временно пребывающих в стране – разрешение на временное проживание.

Какая стоимость оформления СНИЛС?

Как и все государственные услуги, предоставляемые Пенсионным фондом Российской Федерации, оформление страхового пенсионного номера производится абсолютно бесплатно. Для получения этого документа не требуется оплаты никаких взносов и пошлин. Это правило касается всех заявителей, независимо от их гражданства и национальности (как россиян, так и иностранцев).

В какие сроки можно получить готовое страховое свидетельство?

Срок оформления СНИЛС для представителей зарубежных государств стандартный и составляет 5 рабочих дней. Если вы предоставляли заявление в территориальное управление Пенсионного фонда, то и получать СНИЛС нужно будет там же. Если же оформлением документа занимается работодатель, то и за его получение он будет ответственен.

В последнее время в нашей стране появилась возможность получить разного рода государственные услуги через интернет. Это представляется весьма удобным и рациональным способом, поэтому многие люди задаются вопросом: а можно ли через интернет подать заявление на выдачу СНИЛС?

В режиме онлайн действительно можно выполнить много важных и полезных операций. Однако такие нововведения распространяются далеко не на все существующие сегодня виды услуг, оказываемых государством. В частности, оформление СНИЛС через интернет пока не представляется возможным. Дело в том, что индивидуальный номер пенсионного страхования является конфиденциальной информацией, которая, согласно российским законам, строго охраняется. Такие важные и личные сведения не могут выкладываться в глобальную сеть и должны храниться исключительно в Пенсионном фонде. Поэтому и оформление СНИЛС через интернет на данный момент невозможно, только в клиентских службах ПФР по месту проживания.

О правах работающих за границей россиян

Что нужно знать о защите своих прав и интересов сотруднику, который может работать дистанционно в любой стране, отправляется в заграничную командировку или заключил договор с иностранным работодателем?

Условия заграничного труда российского работника: все по закону

На лиц, которые осуществляют профессиональную деятельность за рубежом, не всегда распространяется трудовое законодательство страны пребывания.

Если гражданин работает за пределами своей страны, но трудовые отношения возникли в России с российским работодателем, то на них распространяются нормы российского права. Например, в случае дистанционной работы, нахождения работника в зарубежной служебной командировке, работы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях.

Если же гражданин нашел работу за пределами территории Российской Федерации 1 и заключил с иностранным работодателем договор (контракт), он подчиняется требованиям трудового законодательства страны работодателя. Факт наличия российского гражданства не влечет за собой автоматического применения норм законодательства РФ. К российским гражданам, как и к другим иностранцам, применяются существующие в иностранном государстве общие ограничения в отношении занятия отдельными профессиями, особые условия приема на работу и иные специальные правила. Однако условия труда российских граждан не могут быть хуже условий труда иностранцев – граждан других государств.

Заграничные командировки – по российским законам, но с учетом правил зарубежной страны пребывания

В случае заграничных служебных командировок вне зависимости от их продолжительности в отношении работников продолжают действовать общие правила российского трудового законодательства.

Однако граждане РФ подчиняются режиму рабочего времени и времени отдыха, установленному на территории, где они фактически осуществляют свою трудовую деятельность. Это означает, например, что выходные праздничные дни страны пребывания будут для таких сотрудников нерабочими. Также командированные работники обязаны следовать правилам внутреннего трудового распорядка и техники безопасности, установленным на территории «принимающей» организации. Вместе с тем они не вступают в трудовые отношения с местными работодателями, т.е. сохраняются трудовые отношения с организацией, направившей их в командировку.

(Оплачиваются ли выходные и праздничные дни, если работник в это время в командировке; заплатят ли за дни выезда, приезда и дни нахождения в пути в выходной или нерабочий праздничный день во время командировки; как совместить служебную командировку и выходные дни или отпуск – читайте об этом в статье «Сколько заплатят за работу в выходные и праздничные дни?»)

Дистанционная работа: как не лишиться гарантий, предусмотренных трудовым законодательством РФ

Сегодня многие работники трудятся дистанционно. Они не привязаны к конкретному рабочему месту и вправе выполнять свои обязанности из любой точки планеты. Некоторые наши соотечественники предпочитают в зимнее время года улетать в теплые страны, например на Бали или в Таиланд, и там продолжают работать удаленно. При наличии трудового договора с работодателем из России на таких сотрудников будут распространяться нормы трудового права нашей страны, и им должны быть предоставлены те же права и гарантии, что и иным работникам.

Однако несколько лет назад Министерство труда и социальной защиты РФ высказало неоднозначную позицию по вопросу регулирования отношений с работниками, постоянно выполняющими свои трудовые обязанности за границей: с ними нужно заключать не трудовой договор с условием о дистанционном характере работы, а гражданско-правовой договор 2 . Данный подход аргументирован тем, что российские нормативные правовые акты в сфере трудовых отношений действуют только на территории России. Плюс работодатель лишен возможности в полном объеме выполнять свои обязанности перед работником. Например, он не сможет обеспечить расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 3 , если работник находится за границей.

Но российское законодательство не содержит запрета на заключение трудового договора с сотрудником, работающим удаленно, вне зависимости от его реального местонахождения, а письма Минтруда носят рекомендательный характер. Несмотря на это, работодатели послушно следуют рекомендациям министерства и обычно заключают с такими сотрудниками именно гражданско-правовые договоры, лишая их гарантий, предусмотренных трудовым законодательством, таких как предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска, выплата пособия по временной нетрудоспособности, обязательное социальное страхование и др.

Международные договоры дают россиянам гарантии граждан страны пребывания и отменяют требования легализации российских документов при трудоустройстве

Важное место в системе защиты прав граждан РФ за рубежом занимают межгосударственные договоры и соглашения о правовом сотрудничестве.

Так, конвенции Международной организации труда, участницей которой является Россия, охватывают практически все вопросы сферы труда, включая отмену принудительного и детского труда, устранение дискриминации в сфере занятости, равное вознаграждение и др. Цель этой организации – помогать гражданам находить рабочие места достойного качества по всему миру, чтобы они могли трудиться в условиях свободы, справедливости и безопасности. Поэтому она поддерживает постоянный контакт одновременно с работниками, работодателями и правительствами стран.

Среди актов международного права, затрагивающих вопросы трудовых правоотношений, следует выделить Соглашение от 15 апреля 1994 г. «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов», заключенное государствами – членами Содружества независимых государств (СНГ). Соглашение регулирует основные направления сотрудничества стран в области трудовой деятельности и социальной защиты работников и членов их семей. В частности, работники-мигранты пользуются социальным страхованием и социальным обеспечением в соответствии с действующим законодательством страны трудоустройства. Их медицинское обслуживание осуществляется за счет работодателя (нанимателя) и аналогично тому, которое предоставляется гражданам страны пребывания. Участники соглашения взаимно признают дипломы, свидетельства об образовании, документы о присвоении звания, разряда, квалификации, другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы, а также трудовой стаж. Дополнительное подтверждение и легализация не требуются.

Подобные договоренности, отменяющие требования легализации (апостилирования) официальных документов России, действуют с рядом государств на основании положений двусторонних договоров о правовой помощи. К таким государствам относятся: Босния и Герцеговина, Венгрия, Вьетнам, Корейская Народно-Демократическая Республика, Куба, Литва, Монголия, Польша, Румыния, Сербия, Хорватия, Черногория, Чехия, Эстония. То есть при трудоустройстве в этих странах не потребуется дополнительно проставлять апостиль (штамп, удостоверяющий подлинность подписи и должность лица, подписавшего документ, а также подлинность печати или штампа), например на дипломе о высшем образовании. Работодателю достаточно будет предоставить диплом и перевод к нему.

Консульства и дипломатические представительства – на защите трудовых прав граждан РФ за рубежом

Функции защиты прав и интересов российских граждан, осуществляющих трудовую деятельность за границей, возлагаются на дипломатические представительства и консульские учреждения РФ в иностранных государствах. Если консул установит нарушение прав граждан, он должен будет принять меры для их восстановления 4 . Поэтому если вы работаете за рубежом и пострадали от незаконных действий, следует идти в консульство или дипломатическое учреждение.

Но, к сожалению, не всегда усилия российских дипломатов могут положительно повлиять на исход дела. Так, летом 2019 г. в Греции были задержаны российские граждане Константин Семенов и Иван Возниковцев. Их обвинили в незаконной перевозке мигрантов. Россияне утверждали, что прибыли в Турцию, чтобы работать: они должны были перевозить туристов, но из-за незаконных действий работодателя оказались заложниками сложившейся ситуации. В результате два российских моряка были приговорены к 253 годам колонии за организацию нелегальной миграции, торговлю людьми и незаконное пересечение границы Греции. Вину свою они не признали и настаивают на том, что работодатель ввел их в заблуждение и вынудил совершить противозаконные действия.

Обращение к Уполномоченному по правам человека в РФ как способ защиты прав российских работников за границей

Еще одним способом защиты прав является обращение к Уполномоченному по правам человека в РФ 5 . Жалобу уполномоченному необходимо подать до истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда ему стало известно об их нарушении. В жалобе нужно указать Ф.И.О. и адрес заявителя, изложить суть решения или описать действия, нарушающие его права. К ней следует приложить копии решений, принятых по жалобе, рассмотренной в административном или судебном порядке.

Читайте также  Почта россии нарушает права сотрудников куда обращаться

Часто к уполномоченному поступают просьбы об оказании содействия в возвращении на родину российских граждан, в том числе моряков, которые удерживаются на территории иностранных государств из-за недобросовестных работодателей, нарушающих правила перевозки грузов. Так, к уполномоченному обратились родственники членов экипажа российского сухогруза «Мерле» петербургской компании «МТ group», задержанного 5 марта 2017 г. у побережья Ливии и отконвоированного на военно-морскую базу в порт города Триполи. Экипаж, состоявший из семи человек, был снят с судна и перемещен в тюрьму на базу Митинга (Ливия). Уполномоченный направил обращение в МИД России с просьбой предоставить информацию о принятых мерах по урегулированию возникшей кризисной ситуации. Благодаря совместным действиям уполномоченного и российского министерства все члены экипажа сухогруза были освобождены 6 .

Восстанавливать права находящихся за рубежом россиян уполномоченному позволяет сотрудничество с омбудсменами иностранных государств (уполномоченными по правам человека) и международными организациями. Например, в феврале 2019 г. поступило коллективное обращение от российских моряков теплохода «Стримлайн», арестованного в порту Стамбула. Им не выплачивалась зарплата, а на борту судна заканчивались продовольствие и средства гигиены. Уполномоченный направил обращения в МИД России и Главному омбудсмену Турецкой Республики Ш. Малкочу. В результате продовольственные и бытовые потребности членов экипажа были удовлетворены, а позднее им выплатили заработную плату в полном объеме 7 .

Помимо прочего в компетенцию уполномоченного входят вопросы защиты свободы слова и доступа к информации в рамках профессиональной деятельности журналистов. Примером может служить такой случай: журналист Кирилл Вышинский подвергся преследованию за то, что в 2018 г. освещал празднование Дня Победы на Украине. Распространение этой информации шло вразрез с политическими интересами Киева, поэтому профессиональная деятельность Вышинского была приравнена к государственной измене. Журналисту грозило от 10 до 15 лет лишения свободы. Уполномоченный по правам человека в РФ неоднократно обращалась с призывом содействовать освобождению Вышинского к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, украинским властям и Комиссару Совета Европы по правам человека, Генеральному секретарю Совета Европы, представителю ОБСЕ по вопросам свободы СМИ. В результате объединения усилий уполномоченного, властных структур и журналистского сообщества журналист был освобожден 8 .

Незнание закона не освобождает от ответственности, даже если это закон иностранного государства

Переезжая в другую страну на работу, внимательно изучайте ее трудовое законодательство и внутренние локальные акты работодателя. При этом, рассчитывая на соблюдение принципа равенства прав работников вне зависимости от их гражданства, не забывайте и о возможной ответственности. При пересечении границы РФ россияне автоматически приобретают статус иностранных граждан, и в отношении них начинают действовать законы страны пребывания. Это правило применимо как к туристам, так и к тем, кто уезжает в зарубежные страны на заработки. В случае нарушения закона иностранного государства привлечение к ответственности будет осуществляться в соответствии с действующими там правовыми нормами.

1 Статья 10 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ».

2 Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 16 января 2017 г. № 14-2/ООГ-245 «О возможности заключения трудового договора о дистанционной работе с гражданином РФ, с иностранным гражданином или лицом без гражданства, осуществляющими трудовую деятельность за пределами РФ».

3 Статья 312.3 Трудового кодекса РФ.

4 Федеральный закон от 5 июля 2010 г. № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации».

5 Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

6 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2017 г.

7 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2019 г.

8 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2018 г.

министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края

Гражданам Украины

Краткая памятка гражданам Украины, заключающим трудовые договоры в Российской Федерации
  1. Трудовой договор обязательно заключается в письменной форме в двух экземплярах на срок действия разрешения на работу. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.
  2. Приказ о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы.
  3. При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.
  4. Работодатель ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней.
  5. Заработная плата выплачивается не ниже минимального размера оплаты труда,установленного Федеральным законом Российской Федерации и региональным законодательством о минимальной заработной плате в субъекте Российской Федерациии не реже, чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре, трудовом договоре.
  6. Законодательством предусмотрен повышенный размер оплаты труда на тяжёлых работах и на работах с вредными, опасными или иными особыми условиями труда, за сверхурочную работу, в выходной или нерабочий праздничный день.
  7. Продолжительность ежедневной работы не может превышать 40 часов в неделю, для отдельных категорий работников рабочее время сокращается.
  8. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней, для отдельных категорий работников устанавливается дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 7 календарных дней.
  9. Работникам, заключившим трудовой договор на срок до двух месяцев, предоставляются оплачиваемые отпуска или выплачивается компенсация при увольнении из расчета два рабочих дня за месяц работы.
  10. Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры.
  11. Для всех поступающих на работу лиц работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
  12. Работники имеют право на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей.
  13. Работники, в случае нарушения их трудовых прав, в том числе в сфере охраны труда, а также несоблюдения установленного порядка расследования несчастного случая на производстве, вправе за защитой нарушенных прав обратится в территориальный орган Роструда, по месту своего проживания.

По вопросам применения трудового законодательства граждане Украины могут обратиться в территориальные органы Роструда или через официальный сайт Роструда в сети Интернет.

Возможные режимы пребывания и трудоустройства граждан Украины на территории Российской Федерации

Форма и сроки трудоустройства

Срок временного пребывания продлевается при выдаче разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента.

Срок оформления разрешения на проживание– 60 суток.

Срок действия – 3 года.

Для трудоустройства не требуется получения разрешения на работу.

Срок трудоустройсва — на период сохранения статуса

Решение о предоставлении временного убежища принимается в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня подачи заявления.

После принятия решения о предоставлении статуса в течение 1 рабочего дня выдается свидетельство о предоставлении убежища (при условии наличия медицинского сертификата обязательного медицинского освидетельствования.

Участник Государственной программы и члены его семьи имеют право на получение разрешения на временное проживание вне квот, вида на жительство, а также на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве Российской Федерации.

В случае, если образование получено на Украине в период до 16.05.1992 или позднее 26.05.2000 по настоящее время, то оно признается на территории Российской Федерации. Для признания образования в Российской Федерации полученного в Украине в период с 16.05.1992 по 26.05.2000 года необходимо провести процедуру признания образования и (или) квалификации, которая осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Осуществление медицинской и фармацевтической деятельности возможно после установления эквивалентности образования (при необходимости, см. пункт 1) и успешной сдачи специальных экзаменов в соответствующих учебных заведениях, а также после получения в установленном порядке лицензии на занятие определенными Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения видами деятельности:

  • Лицо, претендующее на право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью, предъявляет документы, удостоверяющие личность, и подает заявление в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения или ее территориальный орган в соответствующем регионе.
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, получив указанное заявление, рассматривает вопрос о проведении специальных экзаменов и выдаче сертификата специалиста.

Для осуществления трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при заключении трудового договора необходимо предъявление, в том числе, справки о судимости. Получить данную справку гражданин Украины может подав заявление в ФКУ «ГИАЦ МВД России» и Информационный центр при МВД (УВД) в соответствующем регионе через управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям.