Как можно выбить квартиру ребенку инвалиду

Как можно выбить квартиру ребенку инвалиду

(в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Плата за жилое помещение (плата за социальный наем, а также за содержание и ремонт жилого помещения), предоставленное инвалиду по договору социального найма с превышением нормы предоставления площади жилых помещений, определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.

Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и желающие получить жилое помещение по договору социального найма, подлежат принятию на учет для улучшения жилищных условий независимо от размера занимаемой площади и обеспечиваются жилыми помещениями наравне с другими инвалидами.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 358-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Дети-инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2014 N 419-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемое инвалидом по договору социального найма, при помещении инвалида в организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме, сохраняется за ним в течение шести месяцев.

(в ред. Федеральных законов от 20.07.2012 N 124-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Специально оборудованные жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемые инвалидами по договору социального найма, при их освобождении заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий другими инвалидами.

(в ред. Федерального закона от 20.07.2012 N 124-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

(в ред. Федерального закона от 30.10.2017 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива — при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

(часть тринадцатая в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

(часть четырнадцатая введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 399-ФЗ)

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

(часть введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

Внеочередное получение жилья семьи с ребенком-инвалидом

В нашей семье есть ребенок-инвалид. Стоим на очереди «семьи с детьми-инвалидам». Есть справка с диагнозом, подтверждающая право на внеочередное получение жилья. Но в нашем жилищном отделе специалисты отказывают, мотивируют это тем, что мы живем в обычной двухкомнатной квартире (я, муж, сын и мама (квартира мамина)), а не в коммуналке. Являемся членами одной семьи, а не разных, т.е. состоим в родстве. Правомерно ли это? Внеочередное жилье дают только инвалидам или всем членам его семьи? Должны ли дать жилье, приближенное к месту лечения? При нашем диагнозе менять врачей очень проблематично.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, обеспечиваются жильем, если они нуждаются в улучшении жилищных условий и в связи с этим приняты на учет (ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан и документов, подтверждающих их право состоять на учете. Порядок обеспечения жильем может различаться в зависимости от оснований инвалидности, момента постановки на учет (до 1 января 2005 г. или позже), а также от того, в каком субъекте РФ проживает инвалид или семья с ребенком-инвалидом. Жилье предоставляется им с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств (ч. 2-5 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Обеспечение жильем инвалидов и семей с детьми-инвалидами, ставшими на учет до 1 января 2005 г., определяется законодательством субъекта РФ (ч. 2, 4 ст. 17, ст. 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации). Так, в Москве указанным гражданам жилые помещения предоставляются, в частности, по договорам социального найма (п. 1, 2 ч. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»; п. 2.1, 2.4 Положения об особенностях предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в рамках осуществления переданных полномочий Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26.05.2010 N 437-ПП). Во многих субъектах РФ, в частности в Московской области, вместо предоставления жилья в натуре возможна денежная выплата (субсидия) на строительство или приобретение жилья. Она рассчитывается исходя из количества лиц, имеющих право на данную меру соцподдержки, общей площади жилья 18 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту РФ. Право на получение жилья удостоверяется именным документом – свидетельством (ч. 2 ст. 1, ст. 2, ч. 1 ст. 4.1.1 Закона Московской области от 26.07.2006 N 125/2006-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов»).

Инвалидам (в том числе инвалидам боевых действий) и семьям с детьми-инвалидами, которые встали на учет после 1 января 2005 г., жилье предоставляется по договору социального найма согласно очередности исходя из времени принятия их на учет (ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ; ч. 3 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации).

Вне очереди могут получить жилье те, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, а также инвалиды, страдающие тяжелыми формами определенных хронических заболеваний, к которым относятся: туберкулез любых органов и систем с бактериовыделением, подтвержденным методом посева; злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями; хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями; эпилепсия с частыми припадками; заболевания, осложненные гангреной конечности; гангрена и некроз легкого, абсцесс легкого; тяжелые хронические заболевания кожи с множественными высыпаниями и обильным отделяемым; кишечные свищи, не поддающиеся хирургической коррекции; урогенитальные свищи, не поддающиеся хирургической коррекции (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ; Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н). При этом социальное жилье должно быть предоставлено гражданам незамедлительно после возникновения у них права на внеочередное получение жилого помещения (п. 10 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26 декабря 2018 г.; Определение Верховного Суда РФ от 13.11.2018 N 74-КГ18-13).

Таким образом, в рассматриваемом случае специалисты жилищного отдела необоснованно отказывают в праве на внеочередное получение жилья ребенком-инвалидом, страдающим одним из вышеуказанных тяжелых форм хронических заболеваний. В связи с этим автор вправе обратиться за защитой нарушенных прав в суд.

На практике при реализации права на внеочередное получение ребенком-инвалидом и членами его семьи жилья возникают проблемы, обусловленные следующим.

С одной стороны, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются наниматели жилых помещений и члены их семей, а также собственники жилых помещений и члены семьи собственника (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ). С другой стороны, при определении права на внеочередное получение жилья законом указаны только граждане, страдающие вышеперечисленными тяжелыми формами хронических заболеваний (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). В связи с этим суды, в том числе Верховный Суд РФ, толкуя положения п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ буквально, признают право на внеочередное обеспечение жилым помещением только за ребенком-инвалидом, а не за семьей, членом которой он является (см. определения Верховного Суда РФ от 05.07.2016 N 41-КГ16-14, от 14.02.2017 N 89-КГ16-15, от 21.02.2017 N 13-КГ16-18, от 06.06.2017 N 84-КГ17-2, от 12.09.2017 N 37-КГ17-11, от 24.10.2017 N 18-КГ17-209 и др.). С учетом сложившейся судебной практики семья, состоящая на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, может претендовать на предоставление жилья только в порядке очереди, а являющийся членом этой семьи ребенок-инвалид, страдающий тяжелыми формами хронических заболеваний, — во внеочередном порядке, т.е. отдельно от семьи.

Читайте также  Гибдд уфа официальный проверить автомобиль

Вместе с тем по данному вопросу Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 22.01.2018 N 4-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан А.А. Шакировой, М.М. Шакирова и А.М. Шакировой» уточнил следующее. Предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в расчете лишь на самого несовершеннолетнего, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, фактически приводило бы либо к отказу от использования данной льготы, либо — при ее использовании — к существенным затруднениям в реализации родителями прав и обязанностей, возлагаемых на них Конституцией РФ и законом, и тем самым поощряло бы нарушение прав как самих несовершеннолетних, так и их родителей, а следовательно, лишало бы смысла закрепление в жилищном законодательстве права на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма применительно к несовершеннолетним, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, делая его иллюзорным, что противоречило бы ст. 7, ч. 1 и 2 ст. 38, ч. 1 ст. 40 и ч. 1 ст. 41 Конституции РФ. Таким образом, Конституционный Суд РФ признал, что при реализации ребенком-инвалидом права на внеочередное предоставление жилья и применении п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предполагается вынесение решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма несовершеннолетнему гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним. Кроме этого, само по себе применение указанной нормы не может служить основанием для отказа в предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, с учетом необходимости проживания в нем также его родителей и других членов семьи, если, исходя из обстоятельств конкретного дела, их совместное проживание является определяющим для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество и при наличии у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади.

Конкретные обстоятельства, влияющие на предоставление жилья ребенку-инвалиду отдельно либо также и членам его семьи, должен устанавливать правоприменительный орган (принимающий конкретное решение), который обязан не только обеспечить защиту прав ребенка-инвалида, но также и закрепленные в п. 2 и 3 ст. 38 Конституции РФ права семьи и отдельных ее членов, в первую очередь родителей и их несовершеннолетних детей.

Конституционно-правовой смысл п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ о праве ребенка-инвалида и членов его семьи на внеочередное получение жилья, выявленный Конституционным Судом РФ в указанном постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Данное постановление действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Предоставление ребенку-инвалиду и членам его семьи жилья, находящегося в непосредственной близости от места лечения, осуществляется исходя из наличия такой возможности у публично-правового органа.

Обеспечение жильем граждан с инвалидностью

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона 181 «о социальной защите граждан с инвалидностью».

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Плата за жилое помещение (плата за социальный наем, а также за содержание и ремонт жилого помещения), предоставленное инвалиду по договору социального найма с превышением нормы предоставления площади жилых помещений, определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.

Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

Инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и желающие получить жилое помещение по договору социального найма, подлежат принятию на учет для улучшения жилищных условий независимо от размера занимаемой площади и обеспечиваются жилыми помещениями наравне с другими инвалидами.

Дети-инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.

Жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемое инвалидом по договору социального найма, при помещении инвалида в организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме, сохраняется за ним в течение шести месяцев.

Специально оборудованные жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемые инвалидами по договору социального найма, при их освобождении заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий другими инвалидами.

Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

— платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

— платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

— платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

— оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива — при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

С 1 января 2019 года Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ в часть 16 статьи 17 вносятся изменения.

Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Новосибирская областная организация Всероссийского общества инвалидов

Уполномоченный помогла получить жилье семье с ребенком-инвалидом

Получить квартиру от государства, даже если она положена сразу по нескольким основаниям, дело сложное. У Татьяны М. из Сергиева Посада ушло на это 10 лет. Но без помощи Уполномоченного по правам человека в Московской области Екатерины Семёновой ей вряд ли удалось бы справить новоселье.

Женщина судилась с чиновниками за право получить квадратные метры, на которые из-за целого перечня тяжелых заболеваний имеет право ее несовершеннолетняя дочь. У Татьяны М. двое несовершеннолетних детей. Мальчик 12 лет и 11-летняя девочка. Младший ребенок родился с синдромом Дауна и множественными нарушениями. К году был поставлен диагноз ДЦП с нарушением тазовых функций. Татьяна с детьми, ее отец и сводная сестра жили в небольшом многоквартирном доме в одном из поселков. В нем нет ни горячей воды, ни центрального отопления.

«На учет для улучшения жилищных условий я встала в 2009 году. Катя родилась, и уже было понятно, что ее инвалидность – на всю жизнь. Я ежегодно предоставляла в администрацию Хотькова обновленный пакет документов и в очередной раз доказывала, что мы малоимущая семья и другой жилплощади у нас нет. Подавала заявление, чтобы признать квартиру непригодной для проживания ребенка-инвалида. Но вместо межведомственной районной комиссии приехали сотрудники администрации, убедились, что в квартире отсутствуют условия для ребенка-инвалида. Еще одна из проблем — это полное отсутствие благоустроенной территории. Чиновники предложили для безопасности ребенка только огородить печку решеткой. Акт обследования на руки так и не дали. Обращалась я и в министерство. Но ответ ведомства ввел меня едва ли не в панику. В письме было сказано, что в любой момент нас могут снять с очереди».

Читайте также  03313015 3 ндфл

Татьяна с детьми, ее сводная сестра и их отец считались членами одной семьи, так как прописаны все вместе и лицевой счет для оплаты услуг ЖКХ был общий. При переоформлении лицевого счета после смерти отца в администрации Татьяну предупредили, что теперь у них с детьми и сестрой достаточное количество квадратных метров. К тому же, из перечня заболеваний, дающих право ребенку с инвалидностью получить квартиру вне очереди, исключили диагноз девочки. Семью сняли с очереди на улучшение жилищных условий. Татьяна М. была в отчаянии.

«Я узнала о том, что в Сергиевом Посаде работает приемная представителя Уполномоченного по правам человека в Московской области. Решила просить помощи там», — рассказывает женщина.

Представитель омбудсмена Татьяна Накорякова проанализировала ситуацию и на протяжении нескольких месяцев оказывала семье юридическую помощь. Состоялось даже первое судебное заседание. Однако самое важное решение для семьи было принято лично Уполномоченным по правам человека в Московской области.

В ходе приема граждан в мае 2018 года в Сергиевом Посаде, приуроченного ко Дню юстиции, Екатерина Семёнова выслушала историю Татьяны М. Омбудсменвзяла проблему на контроль. По ходатайству Уполномоченного под юридическую опеку семью взял Александр Белов из местного отделения областной коллегии адвокатов.

В ходе очередного судебного заседания удалось доказать, что Татьяна М. и ее сводная сестра ведут раздельное хозяйство и являются разными семьями. Благодаря юристам был подан новый иск в суд, где действия администрации Хотькова признали незаконными и семью восстановили в очереди на жилье.

В 2019 году после формирования Сергиево-Посадского городского округа женщина добилась личного приема у главы Михаила Токарева. Глава округа пообещал содействие в решении проблемного вопроса. Но потребовался еще один суд, чтобы обязать администрацию обеспечить ребенка-инвалида квадратными метрами. Кроме того, чиновники настаивали, что площадь положена только ребенку инвалиду. Совместная работа представителя Уполномоченного, юристов аппарата Уполномоченного по изучению законодательства, судебной практики по аналогичным вопросам убедили членов жилищной комиссии и юристов из администрации городского округа, что семье положена двухкомнатная квартира. В качестве доводов защитники семьи ссылались на разъяснения Постановления Конституционного суда РФ № 4-П от 22 января 2018 года. Согласно документу при предоставлении жилых помещений в связи с наличием у несовершеннолетнего тяжелых форм хронических заболеваний должен быть соблюден баланс прав такого несовершеннолетнего, его родителей, других членов его семьи, проживающих совместно с ним.

Казалось, вопрос с жильем решен. Семье предложили рассмотреть два варианта двухкомнатных квартир. Но ни одна не подходила: где-то был высокий этаж без лифта, а где-то настолько плохой ремонт, что въехать в нее было невозможно. «Снова шок, слезы, разочарование и новое письменное обращение о помощи к областному Уполномоченному», – рассказывает Татьяна М.

Благодаря помощи Екатерины Семёновой в канун 2020 года Татьяне М. позвонили из администрации округа и предложили рассмотреть двухкомнатную квартиру в новостройке.

«Новое жилье очень понравилось: первый этаж, большая ванная, две комнаты. Одна комната сына, а в другой разместимся мы с дочкой», – поделилась радостью женщина.

Оформление документов заняло некоторое время, а в конце июня семье вручили ключи от долгожданной квартиры.

Жилье для инвалидов и детей-инвалидов: как получить и при каких условиях

Где в законе прочитать условия предоставления жилья инвалидам?

Предоставление жилья и улучшение жилищных условий регулируются следующими документами:

— Статьями 17 и 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

— Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 (с изм. от 13.03.2014) «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг»

— Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 N 614 «Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».

Кто признается нуждающимся в улучшении жилищных условий?

Человек может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в нескольких случаях.

Во-первых, если на каждого члена семьи в результате приходится меньше квадратных метров, чем установлено субъектом.

Во-вторых, если человек живет в квартире или доме, который не отвечает санитарным и техническим требованиям.

Кроме этого, улучшение жилищных условий необходимо, если в квартире живет несколько семей. Но при условии, что среди них есть люди с тяжелыми хроническими заболеваниями. Список таких заболеваний можно посмотреть в Постановлении Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

Также условием для улучшения условий может быть проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений, а также проживание в общежитиях. Однако в этом случае речь не идет о сезонных и временных работниках, а также о тех, кто работает по срочному трудовому договору или переехал из-за учебы.

Еще одно условие – проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда или в домах жилищно-строительных кооперативов. Либо в жилых помещениях, принадлежащих другим гражданам, если при этом у самого человека нет своей квартиры.

​Какие документы нужны для постановки на учет инвалидов?

Для постановки на учет необходимы следующие документы:

— выписка из домовой книги;

— копия финансового лицевого счета;

— копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и копия индивидуальной программы реабилитации инвалида;

— другие документы с учетом конкретных обстоятельств (справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и т.п.).

Все документы должны быть приложением к соответствующему заявлению на улучшение жилищных условий.

Куда нужно подавать документы, чтобы встать на учет инвалиду?

Встать на учет инвалидам и семьям с детьми-инвалидами для улучшения жилищных условий можно по месту жительства. В таком случае на учет вас должен ставить уполномоченный орган местного самоуправления или должностное лицо.

Также на учет можно встать по месту работы – на предприятиях, в учреждениях и других организациях, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или в оперативном управлении.

Когда жилье дается на условиях социального найма, а когда в собственность?

Порядок предоставления жилья в собственность или по договору социального найма определяется законодательством конкретного субъекта. Для того, чтобы узнать условия в вашем регионе, обратитесь в местную администрацию – вам обязаны их разъяснить. Самостоятельно найти соответствующий акт будет довольно трудно.

Чем отличаются условия для вставших на учет до 1 января 2005 года и после?

Учет вставших до 1 января 2005 года регулируется статьей 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

А лица, вставшие на учет после 1 января 2005 год, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством. О чем именно идет речь, не уточняется, однако можно предположить, что о статье 57 Жилищного кодекса РФ. В ней разъясняется порядок предоставления жилья по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Существенное различие заключается в том, что люди, вставшие на учет до 1 января 2005 года, могут получить денежные средства для приобретения жилья из специального фона соответствующего субъекта, средства которому уже были перечислены. Также они сохраняют право получить жилье по договору социального найма (статьи 31 Федерального закона № 181 и положения статьи 6 Федерального закона № 189). Вставшие на учет после 1 января 2005 года получают жилье в порядке очередности, то есть в зависимости от того, когда они были поставлены на учет.

В чем особенность условий предоставления жилья детям-инвалидам?

Дети-инвалиды, которые живут в организациях соцобслуживания, являются сиротами или остались без попечения родителей, могут получить жилье вне очереди при достижении 18 лет. Если индивидуальная программа реабилитации или абилитации предусматривает возможность самообслуживания и разрешает вести ребенку-инвалиду самостоятельный образ жизни.

Какие особенности есть для людей, страдающих тяжелыми заболеваниями?

В п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации говорится, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.

Это же подтверждается в частности п. 4 «Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года» (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010) (ред. от 08.12.2010).

Граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, имеют право на внеочередное улучшение жилищных условий независимо от времени постановки на учет. Перечень таких заболеваний установлен Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

Следует обратить внимание, что с 1 января 2018 года он утратит силу и перечень будет установлен Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2013 N 27154).

Инвалидам две очереди: на закрытие долгов по жилью может потребоваться еще 20 лет

Государственные органы не справляются с обеспечением жильем инвалидов, полагают в Счетной палате. Если ситуация не изменится, то закрыть очередь из тех, кто встал на учет еще до 2005 года, получится не раньше чем к 2045-му, отмечается в отчете ведомства, с которым ознакомились «Известия». Ранее планировалось, что это будет сделано в 2020-м. Недостаток финансирования и непрозрачность систем отчетности усугубляется в том числе нехваткой жилого фонда в регионах, подходящего для проживания людей с ограниченными возможностями.

11 миллионов

Своей очереди на получение жилья в России сейчас по-прежнему ожидают около 40 тыс. инвалидов, вставших на учет еще до 2005 года. К началу 2020-го, согласно данным Счетной палаты, в очереди оставались 42 тыс. человек.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, рассчитанной на период до 2020 года, предполагалось, что долги перед ними будут закрыты до конца этого года. Однако вероятнее всего эта цель не будет достигнута ни в этом году, ни в ближайшие годы в принципе.

К такому выводу пришли специалисты Счетной палаты, проанализировавшие ситуацию с обеспечением жильем инвалидов в регионах России в 2018–2019 годах. Анализ проводился в 85 субъектах в первой половине 2020 года, материалы отчета есть в распоряжении «Известий».

Читайте также  Уфмс ростов на дону официальный

«Государство пока не выполнило свои обязательства по улучшению жилищных условий инвалидов. Темпы предоставления господдержки настолько низкие, что зачастую инвалиды просто не успевают реализовать свое жилищное право. Для решения проблемы не хватает финансовых ресурсов и подходящего жилья», — подчеркивается в выводах ведомства.

Если текущая ситуация не изменится, не исключено, что ликвидировать очередь из тех, кто попал в нее еще до 2005 года, получится не раньше чем через 20 лет, заключают аудиторы. Не удается решить жилищные проблемы и тем, кто встал на учет позднее.

«На сегодняшний день в органах местного самоуправления на жилищном учете состоит около 2,5 млн малоимущих граждан, из них инвалидов порядка 63 тыс. человек. В 2019 году улучшили жилищные условия только 3% общего количества очередников», — следует из отчета аудиторов.

Общая численность инвалидов в стране, по их подсчетам, составляет около 11,2 млн человек, это 9,6% от всего населения. В том числе среди них 688 тыс. детей. При этом как сами люди с ограниченными возможностями, так и семьи с детьми-инвалидами часто относятся к категории малоимущих граждан, которые проживают в плохих условиях, вовсе не имеют собственного жилья или не имеют достаточного количества квадратных метров на одного человека.

Сосредоточились по центру

Наиболее сложной, по данным ведомства, является ситуация в Центральном федеральном округе. Там не обеспечены жильем 20,2% инвалидов. В Северо-Западном, Приволжском и Северно-Кавказском федеральных округах этот показатель составил 18%, 18,5% и 17,4% соответственно.

Почти половина — 45,7% инвалидов (19,4 тыс. человек), нуждающихся в улучшении жилищных условий, сосредоточены в шести субъектах. Это Москва, Санкт-Петербург, Чеченская Республика, Дагестан и Татарстан, а также Пермский край. Самые небольшие очереди зафиксированы в Магаданской области, ЕАО, Ненецком и Чукотском автономном округах, говорится в выводах специалистов ведомства.

Меры социальной поддержки, положенные людям с ограниченными возможностями, определяются в России двумя ключевыми законами — «О социальной защите инвалидов» и «О ветеранах».

Претендовать на получение жилья от государства могут инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов.

Люди, вставшие на учет до 2005 года, должны обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета, причем основным критерием при распределении средств является нуждаемость. Для тех, кто обратился в государственные органы после 2005 года, ключевыми критериями являются нуждаемость и имущественное положение. Инвалиды Великой Отечественной войны могут претендовать на улучшение жилищных условий вне зависимости от своего имущественного положения. Отдельные категории могут претендовать на получение жилья без очереди — например, дети-инвалиды с тяжелыми заболеваниями.

«С 2018 года в среднем потребность регионов в средствах федерального бюджета удовлетворялась всего на 5%. Это позволяло обеспечивать в течение одного года от 3 до 6% общего числа очередников», — говорится в выводах Счетной палаты.

Еще одна особенность заключается в непрозрачности отчетов, поступающих из регионов, и отсутствии информационной системы, позволяющей обобщить все данные и получить реальную картинку по количеству нуждающихся в жилье инвалидов, а также об эффективности предпринимаемых в этом отношении мер.

Так, с 2018 года в России действует федеральный реестр инвалидов, призванный обобщить информацию об этих категориях граждан. В Пенсионном фонде России указывают, что он содержит «все необходимые сведения» о каждом гражданине с инвалидностью. Однако в реестре нет информации ни о нуждаемости включенных в него граждан — хотя это один из основных критериев обеспечения жильем, — ни об их фактическом обеспечении жилплощадью, выяснили аудиторы.

Другие источники — в том числе единая государственная система социального обеспечения и комплексная информационная система Минстроя, — всей необходимой информации также не содержат.

Квартир просто нет

Точная и хорошо систематизированная информация нужна в том числе для того, чтобы отслеживать эффективность социальных выплат, которые в регионах предпочитают делать вместо предоставления жилья.

Предполагается, что на эти средства очередники смогут самостоятельно приобрести квартиру, например, по договору долевого строительства. В 2018 году выплаты получил 71%, получивших господдержку, в 2019-м — 79,5%.

Однако проблему это чаще всего не решает, уверены в Счетной палате. Во-первых, средний размер выплаты в регионах — около 700 тыс. рублей, — меньше рыночной стоимости жилья. Из-за этого те, кто не может привлечь дополнительные средства, — а речь прежде всего идет о нуждающихся людях, — от ее получения попросту отказываются. Во-вторых, полагают в Счетной палате, во многих регионах не регламентирован порядок ее использования. Из-за этого деньги могут быть направлены на приобретение жилья, меньшего по площади, чем необходимо, или находящегося в аварийном состоянии.

В результате этих сложностей очередь идет на убыль естественным путем — кто-то из нуждающихся решает свои проблемы самостоятельно, кто-то лишается инвалидности, кто-то умирает. По данным аудиторов, среди 2,5 тыс. человек, снятых с учета в 2011–2019 годах, господдержку в реальности получили меньше четверти — 24,4%. В 2018 году таких было 3% очередников при том, что утратили право на улучшение жилья 25%. В 2019-м их было 6% и 12% соответственно.

При этом в муниципальных фондах чаще всего просто нет жилья, подходящего для проживания инвалидов.

«Обследование жилых помещений в регионах показало, что большая часть жилищного фонда в России не приспособлена для проживания инвалидов, в первую очередь колясочников. По информации региональных органов исполнительной власти, общее количество неприспособленных жилых помещений, занимаемых инвалидами, составляет более 1 млн», — подчеркивается в выводах Счетной палаты.

Со сложностями при получении положенного жилья связаны около 80% обращений, поступивших в столичный фонд правовой защиты инвалидов «Без барьеров» — за последние два года это около 2 тыс. случаев, рассказывает «Известиям» его директор Светлана Носачева. Большая часть, по ее словам, связана с бюрократическими сложностями при постановке на учет.

В частности, в 2016 году было принято постановление правительства, по которому жилые помещения и помещения общего пользования в многоквартирных домах могут быть признаны не приспособленными для проживания людей с ограниченными возможностями, включая тех, у кого есть стойкие расстройства слуха, зрения и двигательного аппарата. В этом случае они вправе встать в очередь на получение нового жилья или потребовать проведения дополнительных работ.

— Начнем с того, что до прошлого года в Москве обследованием квартиры и подъезда занимались не межведомственные комиссии, как прописано в постановлении, а рабочие группы, не имеющие полномочий. В результате людям приходилось заново подавать заявления в префектуру и заново проходить все обследования, — рассказывает она.

А для того чтобы получить специальную отметку в программе реабилитации, необходимую для постановки на учет, в столице долгое время требовалось письмо от департамента имущества, получить которое, в свою очередь, нельзя было без наличия отметки в программе реабилитации, из-за чего возникал замкнутый круг.

Обращения с просьбами помочь реализовать право на получение жилья поступают регулярно, рассказали «Известиям» во Всероссийском обществе инвалидов (ВОИ). Большая часть из них — от людей, имеющих проблемы с мобильностью, в основном колясочников, или родителей таких детей. Для них проживание в неприспособленном жилье является критичным и фактически лишает их возможности вести активную жизнь, регулярно выходить на улицу, а следовательно — и пользоваться условиями, созданными там в рамках программы «Доступная среда», указывает глава общества, депутат Госдумы Михаил Терентьев.

«Полное отсутствие бюджета»

Любое решение по обеспечению жильем ребенка-инвалида — это несколько лет работы, даже если речь идет о детях, которые могут претендовать на получение квартир вне очереди, рассказывает руководитель детского правозащитного проекта «Патронус», адвокат Светлана Викторова.

— Большая часть ограничений при постановке на учет связана с подсчетом метража. В Москве, например, жилищная норма постановки на жилищный учет — менее 10 м на человека. При этом учитывается собственность всех зарегистрированных — считаются все квадратные метры, включая дачные дома. То есть если с инвалидом зарегистрированы, например, мама, папа, бабушка, и у папы есть недвижимость где-то еще, им могут отказать, потому что общий размер площади будет превышать учетную норму, — объясняет собеседница издания.

С другой стороны, указывает Светлана Носачева, в столичных новостройках сейчас учитываются основные требования для проживания инвалидов-колясочников. Они оборудованы грузовыми лифтами и не имеют лестниц при входе в подъезд (так называемый нулевой этаж). Сложнее ситуация с переоборудованием домов старого фонда.

— Главная проблема в том, что если в Москве есть программа по специализированному жилью, в рамках которой, собственно, и строятся эти квартиры, то в большинстве регионов таких программ нет и не предвидится в связи с полным отсутствием бюджета, — отмечает она.

Ситуация с обеспечением очередников в Москве в целом обстоит лучше, чем в среднем по России, согласна Светлана Викторова. Если в столице стандартный срок ожидания в Москве составляет около 20 лет, в регионах, по ее словам, «всё намного хуже». Сказывается в том числе отсутствие подходящих для проживания инвалидов квартир в муниципальных жилых фондах.

— Поскольку законом их наличие предусмотрено, нужно идти в суд, добиваться строительства жилплощади. То, что такой недвижимости сейчас нет, не должно интересовать тех, кто имеет на них право. Это должно интересовать администрацию, — подчеркивает юрист.

Пока же некоторые семьи, годами ожидающие исполнение решения суда, предпочитают выбирать альтернативу в виде получения рыночной стоимости жилого помещения вместо квартиры, которую можно получить по решению суда. Ее размер не соответствует реальной стоимости жилья на рынке, однако такая выплата является для многих единственной возможностью получить хоть что-то, самостоятельно пополнив эту сумму за счет маткапитала или личных сбережений, заключает она.

Для улучшения ситуации в Счетной палате предлагают включить меры по выполнению обязательств, связанных с обеспечением жильем тех, кто встал на учет до 2005 года, в национальный проект «Жилье и городская среда». В проекте также рекомендовано предусмотреть развитие рынка социального и арендного жилья, строительство малокомплектных домов коллективного проживания. Финансироваться они должны через госпрограммы.

Кроме того, необходимо увеличить объем средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета, подчеркивают аудиторы, разработать «дорожную карту» по ликвидации задолженности перед очередниками с графиками для каждого региона, ввести систему единого учета граждан, имеющих право на предоставление жилищной поддержки, и разработать предложения по изменению законодательства, направленные на решение проблем тех, кто встал в очередь после 2005-го. И провести ревизию жилплощади, проверив ее на соответствие потребностям людей с инвалидностью.