Как надо проверять паспорт снг

Выезд из Российской Федерации (для иностранных граждан)

Официальное название

Выезд из Российской Федерации (для иностранных граждан)

Полное название

Выезд из Российской Федерации (для иностранных граждан)

Наименование государственного органа, предоставляющего государственную услугу

Продолжительность исполнения государственной функции определяется в технологических схемах организации пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, разрабатываемых в установленном порядке с учетом местных условий . При этом время на проверку оснований для пропуска через государственную границу лиц составляет не более трех минут с момента предъявления необходимых документов должностному лицу.

Круг заявителей

Пересечение государственной границы иностранными гражданами

Срок предоставления государственной услуги, срок выдачи (направления) документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги

Основанием для начала исполнения государственной функции является представление должностному лицу:
— гражданами Российской Федерации — действительных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. В случае выезда из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, кроме того, представляется нотариально оформленное согласие названных лиц на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить (при этом достаточно согласия одного из родителей, усыновителей, опекунов и попечителей);
— иностранными гражданами — визы и действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации;
— лицами без гражданства — визы и действительных документов, выданных соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации;
— иностранными гражданами, получившими вид на жительство в Российской Федерации, — действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и вида на жительство;
— лицами без гражданства, получившими вид на жительство в Российской Федерации, — вида на жительство;
— иностранными гражданами и лицами без гражданства, признанными в установленном порядке на территории Российской Федерации беженцами, — проездного документа беженца;
— иностранными гражданами и лицами без гражданства, в отношении которых принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о депортации, — данного решения

Проверка паспорта

Проверка паспортных данных – одна из базовых услуг, предлагаемых сервисом IDX по подтверждению и идентификации личности человека. Получение информации о документе, на основании которого совершаются любые финансовые и юридические операции, – важная составляющая безопасного бизнеса во многих секторах рынка. Многофакторная проверка паспорта через платформу IDX определяет не только подлинность документа и его отсутствие в базе недействительных паспортов, но и действительность непосредственно самих данных паспорта гражданина РФ (наличие такого номера в базе). Платформа проводит более сложную проверку, на которую не способны многие похожие сервисы: верифицировать всю связку целиком: фамилия, имя, отчество, день рождения гражданина РФ, номер паспорта и дату его выдачи.

Также через сервис можно провести распознавание данных паспорта по фотографии и получить подтверждение того, что в цифровых копиях паспорта нет следов подделок в случае успешной проверки.

В зависимости от задач и потребностей клиентов, доступ к платформе осуществляется прямо на нашем сайте в личном кабинете или по API-интерфейсу. Проверка занимает считанные секунды.

Проверка подлинности паспорта

Проверка подлинности паспорта – самый первый и необходимый элемент при комплексной проверке паспорта. Он состоит из нескольких этапов.

  1. Распознавание документа. На вход онлайн-платформа получают фотографию паспорта, и не всегда хорошего качества. Задача сервиса IDX – определить всю информацию паспорта: фамилию, имя и отчество владельца, его дату рождения, номер документа и т.д.
  2. Проверка на подделку. Система определяет, что в цифровой копии паспорта нет следов вмешательства и попыток внести коррективы.
  3. Проверка подлинности паспортных данных. Номер паспорта сверяется с актуальным списком недействительных паспортов по базе Федеральной миграционной службы (ФМС). Кроме того, паспорт проверяется по реестру МВД, который является уполномоченным органом по выдаче и замене паспортов.

Между тем, проверка подлинности всех паспортных данных – это более сложная операция, но не невозможная. Вы также можете воспользоваться этой услугой на платформе IDX.

Проверка паспорта на действительность

Через сервис возможна не только элементарная проверка по списку недействительных паспортов, но и проверка действительности паспорта гражданина РФ. Если на вход сервиса поступает информация о номере паспорта и дате его выдачи, то сервис может подтвердить, что данный паспорт гражданина существует и действителен. Проверка происходит через первоисточник – базу Министерства внутренних дел РФ. Для этого вам не нужно никуда идти и делать специальные запросы – проверку паспорта на действительность можно осуществить в личном кабинете прямо на сайте IDX или интегрировать в свои бизнес-приложения по протоколу API.

Проверка паспортных данных – ключ к безопасности вашего бизнеса

Комплексная онлайн-проверка паспортных данных – неоспоримое преимущество платформы IDX. Сервис верифицирует все данные в совокупности. Это позволяется добиться более достоверных результатов проверки и снизить финансовые и репутационные риски для клиентов.

В особых случаях подтверждение паспорта закреплено законодательно, например, с 1 апреля 2014 года Центробанк обязал все банковские организации проверять паспорта граждан еще до обслуживания. О том, как IDX осуществляет проверку паспортных данных для компании Ponу Express, и какие выгоды это принесло логистическому оператору, можно подробно почитать тут.

Услуга необходима всем, кто хочет подтвердить достоверность паспорта, предоставляемого клиентом, сотрудником компании, партнерами. С помощью сервиса менее чем за 10 секунд вы получите бесценную информацию, которая убережет вас от мошенничества и избавит от финансовых потерь.

Ответ на запрошенную проверку паспортных данных вы можете получить в своем личном кабинете на сайте. С целью обеспечения комфортной и безопасной работы система предлагает комбинированный подход для обработки и проверки документов. IDX может интегрировать свой сервис в текущие бизнес-приложения заказчика через API. Также распознавание документов может происходить на стороне клиента.

Проверка паспорта предусматривает несколько вариантов результата:

  • Верифицирована связка ФИО – дата рождения – номер паспорта, паспорт действителен.
  • Связка ФИО – дата рождения – номер паспорта не верифицирована из-за ошибки в ФИО или дате рождения, номер паспорта верифицирован, паспорт действителен.
  • Связка ФИО – дата рождения – номер паспорта не найдена в источниках данных, номер паспорта и дата выдачи верифицированы, паспорт действителен.
  • МВД сведениями о паспорте не располагает.
  • Паспорт недействителен.

Computation Document Forensic and Liveness

Computation Document Forensic AI

Computation Document Forensic AI — комплексная система искусственного интеллекта решающая задачи обнаружения цифровой и физической подделки документов и предупреждающая мошенничество в рамках процедур идентификации и верификации пользователей; оказания финансовых, банковских и страховых услуг; оказания услуг связи; удаленного предоставления государственных услуг и продажи билетов на междугородние и международные перевозки. За счет использования последних достижений в области ИИ система обнаруживает и предотвращает широкий спектр атак на предъявление фальсифицированных документов. Специальный блок Liveness обеспечивает отражение атак на предъявление цифровой копии вместо оригинала. Использование в разработке подхода Green AI обеспечивает высочайшее быстродействие и энергетическую эффективность.

Читайте также  На сколько дет лишают поав за пьянку

Computation Document Forensic AI является неотъемлемой частью системы распознавания документов и реализует принцип Fraud detection via recognition, в рамках которого ИИ использует все данные и признаки, выявленные на всех этапах распознавания документов. Система позволяет выявлять подделки документов на обычных сканах, фотографиях, видео и мультиспектральных изображениях, полученных с помощью специальных устройств. Computation Document Forensic AI использует ряд специализированных моделей ИИ для обнаружения различных классов нарушений и аномалий. Smart ID Engine в базовом варианте уже содержит модель Data Fraud AI.

В процессе распознавания паспорта РФ Computation Document Forensic AI позволяет выявлять попытки подделки документов в оптическом и инфракрасном диапазонах наблюдения, а также при облучении документов ультрафиолетовым излучением длиной волны 365 нм. Для процесса распознавания паспорта на смартфонах создана специальная патентованная система отражения атак c предъявлением цифрового или “отравленного” (физически измененного) образа документа вместо оригинала, базирующаяся на анализе видеопотока.

До 31.12.2021 для Российских юридических лиц в базовую версию Smart ID Engine для общегражданского паспорта РФ входит расширенный комплект Computation Document Forensic AI: дополнительно к стандартной модели Data Fraud AI внедрена Template Fraud AI, а также Liveness AI.*

ИИ полностью автономен и работает автоматически, все вычисления выполняются в памяти устройства и НЕ передаются. Для своего функционирования ИИ НЕ требует подключения к сети и НЕ сохраняет никаких данных, что предотвращает разглашение персональных и биометрических данных из системы распознавания. Система соответствует положению 152-ФЗ, GDPR и другим локальным и международным законодательным актам в области защиты персональных данных.

Computation Document Forensic AI включает в себя следующие модели:

    Image Fraud AI — ИИ, анализирующий контейнер изображения и выявляющий аномалии и расхождения, характерные для попыток мошеннических действий.

Pixel Fraud AI — специальная модель ИИ, позволяющая обнаруживать синтез или вмешательства в изображения документов.

Font Fraud AI — уникальная глубокая нейронная сеть (DNN), обеспечивающая верификацию параметров шрифта которым выполнены документы.

Text Fraud AI — специальная модель ИИ, выявляющая физические и цифровые аномалии и расхождения в способе и параметрах нанесения текстовых реквизитов документа.

Template Fraud AI — система ИИ, выявляющая аномалии и расхождения в бланке документа, а также проверяющая аутентичность всего бланка и защитные элементы бланка документа.

Photo Fraud AI — система ИИ, выявляющая физические и цифровые аномалии фотографии лица нанесенной на документ.

Data Fraud AI — модель ИИ, которая обеспечивает поиск аномалий и верификацию данных документа. Предназначена для выявления разногласий в данных и отражения атак на распознавание.

Stamp&Seal Fraud AI — модель ИИ, которая обеспечивает поиск, распознавание, верификацию, выделение признаков фальсификации печатей и штампов на документах.

Liveness AI — семейство моделей ИИ, предназначенных для отражения атак на предъявление цифрового или физического аналога документа.

Holo AI — запатентованная модель поиска, локализации и идентификации элементов защиты типа голограмм и других OVD (Optically Variable Device), основанная на комбинации алгоритмического и нейросетевого временного анализа видеопотока документа.

  • Multispectral Fraud AI — поиск свидетельств физической и цифровой подделки документов за счет интеллектуального анализа мультиспектральных изображений документа.
  • *Предложение действительно в рамках маркетинговой программы “Антикризисное предложение для Российских юридических лиц”, действительно до 31.12.2021. Не является публичной офертой.

    Является ли наличие российского паспорта подтверждением гражданства РФ?

    Права человека и гражданина всегда занимали особое место в системе прав. Впервые они были закреплены во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. (ст. 15): «Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство» и нашли продолжение в ст. 6 Конституции РФ: «1. Гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. … 3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его».

    Закон РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» устанавливал автоматическое получение гражданства лицами, имевшими прописку на территории России и внутренний паспорт гражданина СССР по состоянию на 6 февраля 1991 г. Остальные граждане бывших союзных республик, в том числе покинувшие страну по состоянию на 6 февраля 1991 г. и желавшие вступить в гражданство РФ в порядке регистрации, должны были обратиться с заявлениями в российские консульские учреждения до 30 июня 2002 г.

    С 1 июля 2002 г. порядок получения российского гражданства был изменен вступившим в силу Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон о гражданстве), установившим два основных способа получения российского гражданства – общий и упрощенный.

    Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. № 182-ФЗ Закон о гражданстве был дополнен новой гл. YIII.1, предусматривающей право получения российского гражданства в упрощенном порядке для двух категорий лиц: первая – лица, которые имели гражданство СССР и прибыли в Россию для проживания до 1 ноября 2002 г., но не приобрели российское гражданство, при этом не имели другого гражданства (или вида на жительство); вторая – те, кто получил паспорт РФ до 1 июля 2002 г. на законном бланке в уполномоченных органах, но их гражданство поставлено под сомнение. Для этих лиц до 1 января 2020 г. действовал упрощенный порядок получения российского гражданства, согласно которому не требовалось получения вида на жительство, сдачи экзамена по русскому языку, а также предъявления данных об источнике средств к существованию.

    Основными сведениями о принадлежности к гражданству РФ является запись в базе данных АС ЦБДУИГ МВД России и МИД или прописка на 6 февраля 1992 г. на территории России для бывших граждан СССР. При этом если система постоянной прописки, созданная еще в советские времена, еще как-то работает, то базы данных, которые системно начали формироваться только в конце 90-х гг., зачастую не имеют полных и достоверных сведений о гражданах, получивших гражданство вплоть до середины 1990-х.

    Критериев, согласно которым сотрудники уполномоченных органов могут поставить под сомнение российское гражданство лица или законность получения российского паспорта, до сих пор не существует. Согласно сложившейся практике это могут быть только обоснованные сомнения в подлинности документов, предъявленных лицом для получения гражданства или паспорта гражданина России, иные его незаконные или умышленные виновные действия либо незаконные действия сотрудников уполномоченных органов, выдавших документ. Однако в этом случае лишение гражданства происходит только в судебном порядке, в состязательном процессе, причем обязанность доказать неправомерность получения лицом российского гражданства возложена на уполномоченный орган.

    Возникает вопрос: если лицо лишается паспорта гражданина России в результате внесения уполномоченным органом в соответствующую базу данных сведений о его недействительности, лишается ли данное лицо одновременно гражданства? Формально нет: ведь соответствующее решение в отношении этого лица не принималось. Именно такую позицию заняло УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в споре об изъятии российского паспорта.

    Читайте также  С момента подачи на увольнение какой срок

    Моя доверительница приехала в Россию в 1992 г. из Киргизии для получения образования. Закончив обучение в педагогическом техникуме, она решила остаться в России, для чего по месту своего жительства подала документы на получение российского гражданства. В 1997 г. она переехала в Западную Сибирь, поступила на обучение в Сургутский государственный педагогический институт, устроилась на работу в среднюю школу, а в 1999 г. заключила брак с гражданином России, в связи с чем обменяла паспорт на новый. Впоследствии она получила и заграничный паспорт гражданина РФ. Женщина постоянно проживает в г. Когалыме и имеет здесь непрерывный трудовой стаж 24 года. За это время в семье доверительницы родились двое детей – граждан России.

    По достижении возраста 45 лет доверительница обратилась в ОВМ ОМВД России по г. Когалыму для замены паспорта и получила его. После этого специалисты УВМ УМВД России по ХМАО-Югре инициировали проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у доверительницы российского гражданства. Из заключения служебной проверки об обстоятельствах, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у лица гражданства РФ и законности выдачи ей паспорта, следовало, что изначально она прибыла в Россию из Киргизии, впервые подала документы для получения российского гражданства в 1995 г., ей был выдан паспорт гражданина СССР образца 1974 г., однако, как следовало из ответа УМВД ГУ МВД России по Иркутской области, представить форму № 1 на указанный паспорт не представляется возможным в связи с уничтожением данных документов в результате пожара. В базе данных АС ЦБДУИГ МВД России среди лиц, обратившихся за получением гражданства в консульские учреждения и дипломатические представительства РФ, доверительница не значилась, в базе данных УВМ УМВД России по ХМАО-Югре сведения о получении ею гражданства отсутствовали (замечу, что их и не могло быть в этой базе – за получением гражданства доверительница обращалась по месту жительства в Иркутской области).

    Эти данные, полученные в ходе проверки, стали причиной «сомнений» в наличии у моей доверительницы российского гражданства. Ей было направлено уведомление, из которого следовало, что она не является гражданкой России, ее паспорт подлежит изъятию, но она может приобрести гражданство в упрощенном порядке, подав заявление до 31 декабря 2019 г.

    Действовавшие на момент проверки нормативные акты, регламентировавшие порядок обмена паспорта, прямо указывали, что по результатам служебной проверки принимается одно из решений: о выдаче паспорта либо об отказе в его выдаче по основаниям, предусмотренным законом.

    Так, п. 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 (далее – Положение), установлен исчерпывающий перечень документов, удостоверяющих наличие российского гражданства, а именно: паспорт гражданина РФ, в том числе заграничный, дипломатический, служебный; удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства РФ; свидетельство о рождении, в которое внесены сведения о российском гражданстве родителей, одного из родителей или единственного родителя (в случаях, предусмотренных п. 45.3 Положения); свидетельство о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства РФ, проставленной должностным лицом полномочного органа (в случаях, предусмотренных п. 40, 45.4, 46, 48, 48.1 и 49 Положения).

    В п. 51 Положения определено, что при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство России (утеря, кража, порча и т.п.), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица российского гражданства, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

    После получения необходимой информации уполномоченный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства РФ. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного госоргана с учетом ч. 7 ст. 4 и ст. 42 Закона о гражданстве. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с запросом (п. 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ).

    В то же время в п. 7 Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828, утвердившего Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, предусмотрено, что паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке, подлежит изъятию органом внутренних дел, выявившим такой документ.

    В случае с моей доверительницей выданный паспорт не был даже изъят у нее, однако его аннулировали после выдачи.

    Те факты, что женщина уже дважды обменивала российский паспорт, кроме того, имеет загранпаспорт гражданина России, проживает в России почти 25 лет, имеет семью, члены которой – граждане России, владеет недвижимостью, работает учителем российской начальной школы, получила соответствующее образование в России, а также имеет непрерывный трудовой стаж, не повлияли на заключение проверяющего органа. Причем данный орган по факту признал незаконность выдачи им же выданного документа!

    Это действительно могло стать опасным прецедентом в нашей юридической практике (по крайней мере, региональной).

    Закон о гражданстве определяет, что документом, удостоверяющим гражданство, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство. При этом какой-либо специальный документ, подтверждающий принадлежность к российскому гражданству, помимо паспорта, законом не предусмотрен. Официально документ об отмене решения о получении лицом гражданства в отношении моей доверительницы не принимался, но главное – исходя из перечисленных норм – законных оснований как для проведения проверки, так и для заключения об отсутствии у доверительницы гражданства ГУ УМВД России по ХМАО-Югре не имело, они также не были указаны во врученном доверительнице уведомлении.

    В соответствии с п. 52 Положения лицу, у которого подтверждается наличие российского гражданства, выдается соответствующий документ. Подтвердив фактически наличие гражданства у моей доверительницы, ГУ УМВД России по ХМАО-Югре выдало ей паспорт 21 мая 2020 г., причем из формы № 1-П следовало, что проверка в отношении нее была проведена по учетам АСК и РАИБД. Но 20 июля того же года началась новая проверка на основании указания врио начальника УМВД России по ХМАО-Югре – т.е. административный ответчик начал проверку «задним числом» и 20 августа 2020 г. признал незаконной выдачу нового паспорта, а не предыдущего, на основании которого был произведен обмен паспортов в связи с 45-летием. Это, на мой взгляд, если не произвол, то однозначно выход за пределы толкования и исполнения законодательно предписанных норм.

    Приобрести гражданство России в упрощенном порядке путем подачи заявления до 31 декабря 2019 г., конечно, можно было, однако кто вернет доверительнице социально значимые гарантии, которые она приобрела за 20 лет законного проживания в качестве гражданина России, – например, льготный трудовой стаж педагога и право на досрочную пенсию?

    Читайте также  Как конвертировать на пайпал

    Лишение лица права на получение паспорта не может рассматриваться иначе, как ограничение прав и свобод человека и гражданина. Произвольное толкование закона недопустимо. Паспорт гражданина РФ или загранпаспорт гражданина РФ являются легальным подтверждением принадлежности к российскому гражданству. Однако в случае сомнений в гражданстве бремя доказывания законности его получения миграционный орган возлагает на гражданина, что само по себе является нарушением прав последнего. Миграционные органы, изымая паспорт, не проводят тщательную и всестороннюю проверку обстоятельств в каждом отдельном случае, как до изъятия паспорта, так и после, ограничиваясь отсутствием сведений, подтверждающих получение гражданства, в базе данных МИД или МВД.

    В специальном докладе «О практике изъятия российских паспортов у бывших граждан СССР, переселившихся в Российскую Федерацию из стран СНГ» от 6 декабря 2007 г. Уполномоченный по правам человека в РФ со ссылкой на заявление зам. директора Консульского департамента МИД России отметил, что такой подход нельзя признать правильным, так как указанная база не является всеобъемлющей и исчерпывающей и не может служить безоговорочным подтверждением наличия либо отсутствия российского гражданства.

    В результате таких «бдительных превентивных» мер моя доверительница почти на год лишилась права на реализацию социально значимых прав, вытекающих из гражданства России, таких как право на свободу передвижения, бесплатную медпомощь, медицинское страхование и ряда других. Думаю, в ближайшем будущем только судебные органы будут способны разрешать подобные дела. В споре с региональным УМВД по вопросам миграции вопрос о том, является наличие у лица российского паспорта подтверждением российского гражданства или, наоборот, свидетельствует ли изъятие этого паспорта о лишении российского гражданства, не стал риторическим: суды двух инстанций решили, что отсутствие подтверждения виновных действий со стороны лица при получении паспорта, а также доказательств незаконности выдачи паспорта или получения гражданства, равно как и отсутствие в базе данных сведений о получении гражданства, свидетельствуют о незаконности изъятия у лица паспорта гражданина РФ. Руководствуясь этими выводами, мы, адвокаты, можем эффективно защищать права граждан, не совершивших противоправных действий, но оказавшихся один на один с системой, в которой «пощады» бывшим гражданам СССР со стороны органов по вопросам миграции в решении вопросов подтверждения получения российского гражданства пока нет.

    У МВД попросили показать документики

    Финансисты просят не закрывать сервис проверки паспортов

    Министерство внутренних дел планирует закрыть сервис проверки подлинности паспортов, которым активно пользуются участники финрынка для предотвращения мошенничества и борьбы с отмыванием средств. Альтернативный сервис на портале госуслуг, по словам участников рынка, тестируется уже несколько лет, но на нем постоянно происходят сбои. Кроме того, там установлен лимит запросов в месяц, который крупные банки превысят при полноценном использовании за один день, а крупнейшие — за несколько часов. Поэтому сейчас ЦБ обсуждает с МВД сохранение работы их сервиса.

    Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ / купить фото

    Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ / купить фото

    Национальный совет финансового рынка (НСФР) направил письмо в Банк России и МВД, в котором обратил внимание на серьезные проблемы, которые могут возникнуть в связи с закрытием МВД сервиса «Проверка по списку недействительных российских паспортов». Такое решение было принято из-за того, что на портале госуслуг тестируется альтернативный продукт по проверке подлинности документов, удостоверяющих личность. «Вид сведений по проверке действительности паспорта гражданина РФ в Единой системе межведомственного взаимодействия (СМЭВ) до настоящего времени размещен только в тестовой среде»,— говорится в письме НСФР в МВД. При этом в СМЭВ установлено ограничение 20 тыс. запросов в месяц для одного юрлица, а сам сервис периодически недоступен, отмечают там. В связи с этим НСФР просит в случае закрытия сервиса хотя бы сохранить возможность использования списка МВД для проверки недействительных паспортов.

    В ЦБ в ответ на письмо НСФР сообщили, что департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России разделяет озабоченность членов ассоциации по вопросу упразднения указанного сервиса МВД. Вопросы, обозначенные в письме НСФР, прорабатываются департаментом с МВД, сообщили там, пообещав проинформировать о результатах дополнительно. В ЦБ и МВД на запрос “Ъ” не ответили.

    Эльвира Набиуллина, глава ЦБ, на заседании Госдумы 10 июня 2020 года
    Сейчас мы работаем над проектом, специальной платформой KYC, которая позволит банкам обращаться к единой системе и получать оценку надежности клиента, не проводить анализ полностью самим

    По словам главы НСФР Андрея Емелина, сервис МВД не является юридически значимым, но работает и все пользуются именно им, потому что там находится самая достоверная информация о недействительных паспортах. «Она обновляется ежедневно, это неудобный сервис, там выкладывается pdf-файл, который банки вынуждены ежедневно вручную забивать в свои АБС, но всё равно все пользуются именно им,— поясняет он.— Юридически значимый сервис на портале госуслуг уже несколько лет находится в тестовом режиме и постоянно сбоит».

    Андрей Емелин указывает, что, если сервис МВД прекратит работать, могут возникнуть проблемы в работе банков. «Усложнится работа по открытию новых счетов, борьба с мошенничеством и ПОД/ФТ. Это приведет к дополнительным расходам на проверку подлинности паспортов»,— уверен он. «Нам важно, чтобы старый сервис оставался работоспособным до тех пор, пока новый не будет отвечать требованиям по нагрузке и скорости ответа»,— отмечают в банке «Тинькофф».

    Впрочем, есть и сторонники нового сервиса. Так, вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков указывает, что в сервисе МВД не реализовано API для автоматического обмена информацией, а этот вопрос давно требует полноценной автоматизации. «Ну а то, что в «пилоте» на платформе госуслуг есть отдельные шероховатости, так на то и «пилот» проводится»,— считает он.

    Впрочем, основные претензии у банкиров даже не к техническим неполадкам в работе сервиса на портале госуслуг, а в низком лимите запросов.

    «Даже для банка из третьей-четвертой десятки лимит в 20 тыс. запросов в месяц выбирается за день, максимум два, а для крупнейших банков это ограничение будет блокировать работу уже через несколько часов»,— отмечает собеседник “Ъ” на банковском рынке. «А проверка подлинности паспорта крайне важна для банка, чтобы предотвратить мошенничество, это основная функция сервиса,— указывают в еще одном крупном банке.— К тому же противодействие отмыванию и финансированию терроризма с нас тоже никто не снимал».

    Банкиры указывают, что проблема проверки подлинности паспортов действительно очень острая, касается всех банков и, если сервис МВД закроется, у банков могут возникнуть серьезные проблемы.