Как определяется утс при дтп

Расчет утраты товарной стоимости автомобиля

Утрата товарной стоимости автомобиля (УТС) — величина, характеризующая снижение стоимости транспортного средства в результате его восстановления после ДТП (при условии выполнения всех требований к проведению восстановительного ремонта) по сравнению с аналогичным неповрежденным транспортным средством. Иными словами «битый» восстановленный автомобиль — стоит дешевле точно такого же, но не «битого». Разница в их стоимостях и есть — УТС автомобиля.

Утрата товарной стоимости после проведения восстановительного ремонта автомобиля обусловлена возможным ухудшением внешнего вида транспортного средства, снижением прочностных параметров его отдельных деталей, узлов и агрегатов, повреждением защитных покрытий и использованием деталей, находившихся в эксплуатации либо подвергнувшихся восстановлению.

Возмещение утраты товарной стоимости (УТС) прямо не оговорено ни правилами обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств, ни правилами страхования КАСКО. Тем не менее, по мнению Верховного суда Российской Федерации, утрата товарной стоимости транспортного средства, влекущая уменьшение его действительной (рыночной) стоимости вследствие снижения потребительских свойств, относится к реальному ущербу и наряду с восстановительными расходами должна учитываться при определении размера страховой выплаты в случае повреждения имущества потерпевшего.

Утрата товарной стоимости УТС рассчитывается для автомобилей иностранного производства не старше 5-ти лет и для автомобилей отечественного производства не старше 3-х лет при условии износа автомобиля, не превышающего 35%.

ООО «Фаворит» проводит расчеты утраты товарной стоимости на основании судебной методики, согласно документа «Методические рекомендации для судебных экспертов «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки». Минюст РФ, ФБУ Северо-Западный РЦСЭ. Москва, 2013».

Документы необходимые для проведения расчета утраты товарной стоимости (УТС):

  • Учетная карточка предприятия (юридического лица);
  • Доверенность представителя организации;
  • Паспорт заказчика;
  • ПТС — Паспорт транспортного средства;
  • СТС — Свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • Документы компетентных органов (МВД, ГИБДД, МЧС);
  • Акты осмотра с указанием ремонтных воздействий;
  • Документы, подтверждающие проведенный ремонт автомобиля, с указанием заменяемых деталей и перечнем выполненных работ.

Расчет утраты товарной стоимости проводится в короткие сроки за 1-2 рабочих дня, а стоимость услуг по расчету УТС на основании предоставленных документов варьируется в пределах от 2000 до 3000 рублей.

Расчет УТС – часть оценки ущерба, которая является основным направлением в деятельности компании «Фаворит». Эксперты нашей компании имеют 12-ти летний практический опыт в сфере оценки стоимости ремонта и технической экспертизы автомобилей для целей возмещения ущерба. Обращаясь к специалистам ООО «Фаворит», вы получаете не только официальный документ – экспертное заключение или отчет об оценке, имеющий юридическую силу в любых инстанциях, но и сэкономите свое время, силы, нервы, защитите свои финансовые интересы и получите страховое возмещение (компенсационные выплаты) в достаточном объеме.

Специалисты компании «Фаворит» желают Вам безаварийной езды на дорогах, уверенности в завтрашнем дне и в своих силах.

Расчет УТС. Утрата товарной стоимости автомобиля после ДТП

Как рассчитать УТС автомобиля?

В состав ущерба, который причинен транспорту во время аварии, входит утрата товарной стоимости. Такой убыток компенсируется по программам страхования КАСКО и ОСАГО. Даже если страховщик отказывается включать его в общий объем убытков, суды встают на сторону пострадавшей стороны. Если с учетом УТС лимит ответственности страховщика оказывается превышенным, сумму убытков взыскивают с виновника аварии.

Компания «Инвест Консалтинг» выполняет расчет УТС (утраты товарной стоимости) автомобиля после ДТП и представляет интересы автовладельцев при досудебном урегулировании спора и обращении в суд. При судебных разбирательствах мы выигрываем все дела, связанные с взысканием такого ущерба.

Внимание! Положения обзора вопросов судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30 января 2013 года, указывают, что компенсация УТС обязательна для полисов КАСКО и ОСАГО.

Заказать независимую экспертизу

Нажимая кнопку «Отправить», вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия Пользовательского соглашения.

Что такое УТС?

Во время аварии внутренние детали, элементы кузова авто повреждаются. Чтобы устранить повреждения, проводится ремонт, однако он не восстанавливает исходные свойства и характеристики автомобиля полностью. Так, характеристики и свойства ЛКП, нанесенного в заводских условиях и в условиях автосервиса, будут различаться из-за применения разных технологий, оборудования, материалов. В результате этого товарная стоимость (цена, по которой можно продать автомобиль) снизится. Вы можете использовать калькулятор УТС на нашем сайте, чтобы предварительно рассчитать размер такого убытка.

Ущерб от УТС связан с преждевременным ухудшением ресурсных, прочностных, технических характеристик автомобильных комплектующих, ухудшением внешнего вида авто. Товарная стоимость может быть утрачена из-за ДТП, действий злоумышленников, форс-мажорных обстоятельств и т.п. В основном такая утрата стоимости связана с ухудшением характеристик кузова авто:

  • в результате полученного удара деталь деформируется, ЛКП повреждается (царапается, истирается, растрескивается);
  • повторное окрашивание выполняется в условиях автосервиса с использованием краски, грунтов с характеристиками, которые отличаются от характеристик аналогичных материалов, используемых в заводских условиях;
  • вновь нанесенное ЛКП будет отличаться от заводской окраски;
  • если при ремонте кузова проводились сварочные работы, участок сварного соединения будет подвержен действию кислорода, влаги, химических реагентов и т.п. Процесс коррозии и разрушения сварного шва в этом месте будет идти быстрее;
  • при восстановлении формы кузовной детали в ходе ремонта меняются характеристики металла, снижается его прочность и устойчивость к деформациям.

Эти и другие факторы ускоряют износ кузова, ухудшают его характеристики. В результате рыночная стоимость автомобиля снижается. При расчете страхового возмещения нужно учитывать размер этого снижения, чтобы полностью компенсировать убытки автовладельцу.

Утрата товарной стоимости рассчитывается для машин, возраст которых в момент аварии составлял не более 5 лет, а степень износа — меньше 35%.

Пример расчета УТС

Рыночная цена пострадавшего в ДТП авто составляла 500 тыс. руб. до аварии. Возраст — 2 года, авто в отличном состоянии. Из-за полученных ударов кузовные детали получили повреждения. Они устранены автосервисом, и внешний вид автомобиля восстановлен. Если владелец продаст авто сразу после аварии, его реальная цена составит не 500 тыс. руб. Покупатель потребует снизить цену битого автомобиля на 10-30 тыс. руб. Получается, что после аварии автомобиль стал дешевле даже в том случае, если ремонт был выполнен качественно. Чтобы рассчитать снижение цены, проводится экспертиза УТС автомобиля после ДТП, которая позволяет оценить степень ухудшения характеристик авто.

Сколько стоит рассчитать УТС?

Если вы заказываете экспертизу авто после ДТП, определение УТС входит в ее стоимость. Вы можете заказать расчет УТС отдельно. Стоимость такой услуги — от 2000 тыс. руб.

Мы рекомендуем включать УТС в объем ущерба уже при первом проведении экспертизы авто после ДТП и обращении в страховую компанию за компенсацией убытков.

Как проводится расчет утраты товарной стоимости?

Чтобы выполнить оценку УТС, предоставьте эксперту «Инвест Консалтинг» следующее:

  • копии свидетельства о регистрации, ПТС автомобиля;
  • отчет об оценке ущерба или документы из автосервиса, в котором перечислены выполненные работы;
  • информацию о стоимости авто до аварии (если автомобиль застрахован по КАСКО, достаточно полиса);
  • информацию об аварии (справка из ГИБДД, фотоматериалы и пр.).
Читайте также  Должностная инструкция лица ответсвенного за выплату зарплаты

Мы можем рассчитать УТС без осмотра автомобиля. Наши эксперты определят размер убытка и оформят заключение в сжатые сроки. Если для взыскания УТС потребуется обращение в суд, юристы «Инвест Консалтинг» помогут защитить ваши права и финансовые интересы.

Неправильные расшифровки аббревиатуры УТС: утеря товарной стоимости, уценка рыночной стоимости, уменьшение стоимости, потеря товарной стоимости

Расчет утраты товарной стоимости (УТС)

Утрата товарной стоимости (УТС) обусловлена тем, что проведение отдельных видов работ по устранению повреждений (дефектов) транспортного средства сопровождается необратимыми изменениями его геометрических параметров, физико-химических свойств конструктивных материалов и характеристик рабочих процессов, однозначно приводящих к ухудшению функциональных и эксплуатационных характеристик, из-за чего восстановить доаварийное техническое состояние транспортного средства (и соответственно его стоимость) объективно невозможно. Вследствие этих работ владельцу транспортного средства будут нанесены производные убытки в виде реального материального ущерба.

УТС может быть рассчитана для автомобилей:

Находящихся как в поврежденном, так и в отремонтированном состоянии (при возможности установить степень повреждения) независимо от их принадлежности. УТС не связана с неудовлетворительным качеством восстановительного ремонта.

  • При осмотре которых выявлена необходимость выполнения одного из нижеперечисленных видов ремонтных воздействий, или установлено их выполнение :
  1. устранение перекоса кузова АМТС или рамы;
  2. замена несъемных элементов кузова АМТС (полная или частичная);
  3. ремонт отдельных (съемных или несъемных) элементов кузова АМТС (в том числе пластиковых капота, крыльев, дверей, крышки багажника);
  4. полная или частичная окраска наружных (лицевых) поверхностей кузова АМТС, бамперов. (УТС не рассчитывается: при полной или частичной окраске молдингов, облицовок, накладок, ручек, корпусов зеркал и других мелких наружных элементов; при замене элементов, поставляемых в запчасти окрашенными (кроме случаев их перекраски));
  5. полная разборка салона АМТС, вызывающая нарушение качества заводской сборки.

УТС не рассчитывается в случае, когда на момент повреждения величина эксплуатационного износа превышает 35% или прошло более 5 лет с даты выпуска легкового ТС ;

Согласно Постановлению Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2005 г.: «. Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта. «

«. Из вышеизложенного следует, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства. Данное нарушенное право может быть восстановлено путем выплаты денежной компенсации. «

«Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац первый подпункта «б» пункта 63 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года N 263 (в редакции Постановления от 18 декабря 2006 года N 775), в части, исключающей из состава страховой выплаты в случае повреждения имущества потерпевшего величину утраты товарной стоимости« (Решение Верховного Суда РФ от 24 июля 2007 г. N ГКПИ07-658 «О страховых выплатах при ДТП»).

Утрата товарной стоимости может определяться для поврежденного транспортного средства до или после его восстановления при условии :

  1. Если при ДТП повреждены элементы каркаса кузова, несъемные детали кузова 1 , которые ранее не ремонтировались.
  2. Стоимость ремонта не должна быть менее 5% стоимости транспортного средства на момент аварии.
  3. Срок эксплуатации транспортного средства не превышает пяти лет;
  4. На момент аварии величина износа транспортного средства составляет не более 40%;
  5. Транспортное средство не имеет коррозионных разрушений.

УТС определяется коэффициентами зависящими от объёма ремонта, в % от стоимости автомобиля.

Коэффициенты ремонта зависят от вида ремонтных воздействий (замена или объём ремонта), от наличия перекоса кузова, от необходимости окраски наружных элементов кузова (0,5% за первый элемент, и 0,35% от стоимости автомобиля за каждый последующий наружный элемент) , также УТС возникает при необходимости полной разборки/сборки салона кузова.

УТС может составлять более 12% процентов от стоимости автомобиля. (Пример расчёта УТС)

Новое! (Для юридических лиц)

Постановление Президиума Верховного Арбитражного Суда Российской Федерации №3076/12 от 04.09.12

Президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) опубликовал мотивировочную часть решения о возмещении утраты товарной стоимости (УТС) в рамках ОСАГО. По мнению ВАС, из закона об ОСАГО следует, что размер страховой выплаты должен определяться в соответствии с правилами гл. 59 Гражданского кодекса. Согласно этой норме Гражданского кодекса, убытки при повреждении имущества должны быть возмещены в размере расходов, необходимых для приведения его в то состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая, указывает ВАС. Положения же закона об ОСАГО, согласно которым возмещению подлежат только расходы на восстановительный ремонт, уточняют состав расходов, определенный главой 59 Гражданского кодекса, но не ограничивают его. Утрата товарной стоимости является реальным убытком, считает ВАС, а потому должна быть отнесена к затратам на восстановление автомобиля, следует из судебного решения.

Красиво уйти: страховщики оплатят утрату товарной стоимости авто

Банк России подготовил проект масштабной реформы Единой методики определения расходов на восстановительный ремонт автомобилей по ОСАГО. В методику оценки ущерба впервые введены коэффициенты компенсации за утрату товарной стоимости автомобиля, побывшего в ДТП. Ранее страховщики всячески уклонялись от этих выплат через ОСАГО, поскольку нормативно такая обязанность нигде не была закреплена. Кроме того, для каждого субъекта Российской Федерации сформируют собственные справочники цен на запчасти и будут обновлять их раз в три месяца. Эксперты положительно оценивают нововведения, подробнее об этом в материале «Известий».

Не битая, не крашеная

Как сообщили «Известиям» в Центробанке, новый проект Единой методики определения расходов на восстановительный ремонт по ОСАГО впервые предполагает введение коэффициентов по утрате товарной стоимости (УТС) автомобиля.

«Действующая в настоящее время единая методика не содержит порядка определения УТС, поэтому при необходимости применяются иные существующие методики и рекомендации. Проект Банка России предусматривает нормы определения величины утраты товарной стоимости», — сообщили в пресс-службе ЦБ.

Сейчас автомобилисты чрезвычайно редко получают деньги за УТС по ОСАГО. Например, автомобиль, попавший в серьезное ДТП, имеет окрашенные кузовные детали, при перепродаже собственнику придется сделать скидку покупателю, поскольку машина утратила качественную заводскую окраску или же структура кузова от удара была нарушена. Разница в цене на отремонтированные автомобили может достигать несколько сотен тысяч рублей в зависимости от марки, модели и года выпуска. Как правило, страховые компании уклоняются от компенсации утраты товарной стоимости авто, хотя еще в 2015 году пленум Верховного суда предписал возмещать этот ущерб по полисам ОСАГО.

Кому положено

Согласно проекту поправок, компенсация за УТС по ОСАГО будет начислена в случае устранения перекоса кузова (проема) или рамы; замены несъемных элементов кузова; ремонта съемных или несъемных элементов кузова (включая оперение), в том числе пластиковых частей капота, крыльев, дверей, крышки багажника; полной или частичной окраски наружных лицевых поверхностей кузова, бамперов; разборки салона, вызывавшей нарушение качества заводской сборки.

Читайте также  Копии учредительных документов заверенные в установленном порядке

Не получится получить компенсацию УТС, если срок эксплуатации автомобиля превышает пять лет; автомобиль используется в качестве такси более двух с половиной лет. Не будет выплат за грузовики старше трех лет, автобусы перевозчиков — старше года, остальные автобусы — три года. При замене кузова также не стоит рассчитывать на компенсацию, если на момент повреждения имелась коррозия. Не будет дополнительной компенсационной выплаты и за кузовной ремонт первой категории сложности, где не потребовалось нагрева элементов для выравнивания. Детали с ржавчиной или поврежденные в других ДТП, сколы, трещины лакокрасочного покрытия, простые деформации, не требующие окраски, площадью не более 0,25 дм 2 , также останутся без компенсации по УТС.

В Российском союзе автостраховщиков «Известиям» сообщили, что, по их мнению, возмещение УТС должно производиться только при выплате по ОСАГО деньгами, а при ремонте автомобиля в автосервисе страховщика новыми запчастями никакого УТС быть не должно. В РСА прогнозируют рост тарифов из-за дополнительных расходов.

«Применение этой нормы, безусловно, увеличит количество требований потерпевших о возмещении УТС, снизит количество споров между страховщиками и потерпевшими по этой позиции, это, конечно же, в пользу потребителей страховых услуг. Однако сейчас сложно сказать, как возрастут выплаты по ОСАГО вследствие этого, какие тарифы по ОСАГО будут устанавливать страховщики, чтобы компенсировать неизбежный рост общих объемов выплат из-за увеличения выплат по УТС», — заявили в РСА.

Загляните в справочник

Еще одно не менее важное нововведение нового проекта Единой методики расчета ущерба — это появление отдельных справочников по ценам запчастей для каждого региона. Причем обновляться справочники будут не раз в полгода, как сейчас, а раз в квартал. Ранее страховщики рассчитывали стоимость запчастей исходя из примерных показателей, очень часто случалось, что для одного региона брались цены другого, в то время как стоимость деталей могла сильно отличаться в этих субъектах федерации.

Собственно, существенные занижения выплат по справочникам ОСАГО (с 2016 по 2018 год) в Татарстане привели к тому, что местный УФАС обязал страховщиков компенсировать автомобилистам недоплаченную разницу. Справочник составлял всё тот же РСА, который, по мнению антимонопольщиков, нарушил закон «О защите конкуренции». При расследовании выяснилось, что РСА «злоупотреблял своим доминирующим положением при составлении справочников и не учитывал факт экономического положения региона». Комментируя подобные недоработки прошлого, в Центробанке отметили, что персональные справочники для каждого региона снимут все вопросы по справедливым ценам запчастей.

«Стоимостные показатели будут в большей степени приближены к реалиям отдельных регионов. Основным нововведением в части источников получения стоимостной информации стало включение в них интернет-магазинов, удовлетворяющих установленным требованиям. Порядок определения финальной стоимости, включаемой в справочники, стал более четко сформулирован, буквально пошагово, что должно сделать механизм формирования справочников более прозрачным и понятным. Кроме того, в проекте предусматривается формат регулярного общественного мониторинга справочников до их очередной актуализации, — рассказали «Известиям» в пресс-службе ЦБ.

Сверхдоходы под угрозой

У страховщиков есть ряд претензий из-за нового порядка формирования цен в справочниках. В частности, их не устраивает, что из проекта Единой методики исключено проведение регионального мониторинга цен, который страховщики делали, правда только по определенным магазинам запчастей в этих регионах. Также страховщиков не устраивают цены в интернет-магазинах, которые, по их мнению, чрезмерно завышены.

Наведение порядка с выплатами улучшит компенсации по ОСАГО автомобилистам и снимет некоторую напряженность с этим довольно проблемным видом страхования, считает адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.

«Несмотря на несколько определений Верховного суда, страховщики практически никогда не платили УТС. Теперь они обязаны будут учитывать этот ущерб, поскольку расчет стоимости возмещения делает эксперт-техник, работающий по аттестату межведомственной комиссии при Минюсте. Если оценщик не будет учитывать требования Единой методики оценки, то у него можно будет аннулировать аттестат», — сообщил Радько.

#оденьгахпросто: когда можно рассчитывать на компенсацию за утрату товарного вида автомобиля?

Попали в ДТП и рассчитываете, что страховщик оплатит ремонт? А можно еще попросить у него компенсацию за утрату товарной стоимости автомобиля. Разбираем, в каких случаях она положена.

Не секрет, что первые 10—20% стоимости автомобиль теряет, едва покинув автосалон. Ну а дальше скорость его обесценивания зависит в том числе от количества и серьезности ДТП. «Восстановленный автомобиль, который на глаз не отличишь от его «нетравмированного» собрата, тем не менее будет стоить дешевле, потому что устранение дефектов после ДТП может повлиять на физико-химические свойства конструктивных материалов, геометрические параметры автомобиля, характеристики рабочих процессов», — говорит управляющий партнер компании «Шипович и партнеры» Денис Шипович.

Поскольку даже самый качественный ремонт не способен вернуть машине предаварийное состояние, такое понятие, как утрата товарной стоимости (УТС), причислено Верховным судом к реальному ущербу, наряду с расходами на ремонт и запасные части.

Когда могут отказать

По сути, УТС — это разница между тем, сколько бы стоил автомобиль до аварии, и стоимостью восстановленного после ДТП. На эту компенсацию автовладелец может претендовать, если совпали несколько условий. «Отечественный автомобиль не должен быть старше трех лет, иномарка — старше пяти лет, возраст грузового авто не должен превышать двух лет, — рассказывает управляющий партнер юридической компании «Позиция права» Егор Редин. — Износ машины должен быть не более 35% для отечественных моделей и 40% — для иностранных».

Кроме того, авария, после которой автовладелец претендует на возмещение УТС, должна быть первой для машины. Если страховщик при осмотре обнаружит, что раньше автомобиль полностью перекрашивали, включая внутренние поверхности, или меняли детали кузова — в выплате откажет. Оно и понятно, ведь это может означать только одно — машина ранее побывала в ДТП.

Существует и еще одно условие — владелец транспортного средства должен быть признан пострадавшим, а не виновником аварии. Исключение делают только для обладателей полисов каско.

Но и здесь есть нюанс: в отличие от обязательного ОСАГО, в договоре о добровольном виде страхования каско должна быть прописана возможность и условия выплаты УТС. «Поскольку порядок определения страховой выплаты по каско законом не зафиксирован, договор может исключать УТС из страховой выплаты — в этом случае на возмещение рассчитывать не стоит, — объясняет Денис Шипович. — Если по условиям страхования компенсация УТС включена, то она будет выплачена».

Порядок оформления

Удостоверившись в наличии права на выплату УТС, можно готовить документы для страховщика. Их перечень и порядок действий ничем не отличаются от оформления аварии без выплаты УТС. Сразу после ДТП нужно оперативно уведомить страховщика о наступлении страхового случая, а затем предоставить ему пакет документов. Партнер юридической фирмы Law & Commerce Offer Антон Алексеев говорит, что в заявлении о страховом возмещении нужно сразу указать помимо расходов на восстановление поврежденного имущества еще и «другой ущерб, известный на момент подачи заявления, который подлежит возмещению». Под это определение попадает УТС, расходы на эвакуацию транспортного средства с места ДТП и другое (пункт 20 постановления Пленума Верховного суда РФ от 26.12.2017 № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

Читайте также  Досрочная пенсия чернобыльцам с цзн

К заявлению прикладывают:

  • заверенную в установленном порядке копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность потерпевшего (выгодоприобретателя), или доверенность, выданную его представителю;
  • банковские реквизиты для получения страхового возмещения;
  • согласие органов опеки и попечительства, если выплата страхового возмещения будет производиться представителю потерпевшего (выгодоприобретателя), не достигшего возраста 18 лет;
  • извещение о ДТП (в случае его оформления на бумажном носителе);
  • копию протокола об админправонарушении, постановления по делу об админправонарушении или определения об отказе в возбуждении дела, если оформление документов о ДТП проводилось при участии сотрудников полиции или такие документы обязательны в данном случае.

Пакет документов следует вручить страховщику или его представителю не позднее чем через пять рабочих дней после ДТП либо направить почтой с описью вложения и уведомлением о вручении.

Экспертиза

Получив заявление от автовладельца, страховщик в течение пяти рабочих дней должен назначить осмотр поврежденного автомобиля и/или проведение независимой технической экспертизы.

«Если по результатам осмотра страховщик и потерпевший договорились о размере страхового возмещения и не настаивают на организации независимой экспертизы, ее можно не проводить, — указывает Антон Алексеев. — Если согласие не достигнуто, страховщик обязан организовать независимую оценку (пункты 12, 13 статьи 12 закона об ОСАГО)».

Обязанность автовладельца в этом случае — обеспечить доступ к машине в определенный день и время, чтобы эксперты могли оценить ущерб. Если он не сделал этого, то страховщик на абсолютно законных основаниях вернет заявление на выплату без рассмотрения (пункт 11 статьи 12 закона об ОСАГО).

Потолок страховой

Теперь определимся с размером выплаты. По словам Дениса Шиповича, для этого существует несколько формул, а конкретная методика определяется условиями договора страхования. «Чаще всего используется формула Минюста, а также способ Хальбгевакса, — объясняет он. — Первая предусматривает, что стоимость автомобиля на момент аварии умножается на коэффициент УТС, который можно найти в приложении к методике. По второму способу берется коэффициент повреждения из таблицы Хальбгевакса, делится на 100 и умножается на сумму рыночной стоимости автомобиля на момент ремонта и общей цены ремонта».

Но есть ограничения: для ОСАГО все виды страховых компенсаций имущественного вреда, ремонта, УТС и прочего не должны превышать установленный лимит. В нынешнем году его размер — 400 тыс. рублей (подпункт «б» статьи 7 закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»). «Если основная выплата не достигает страхового лимита, то УТС будет выплачена в размере, дотягивающем ее до лимита, но не превышающем его, — говорит Егор Редин. — Например, основную выплату насчитали в размере 300 тысяч рублей и УТС — 200 тысяч рублей, значит, автовладельцу выплатят в сумме 400 тысяч рублей».

Для каско, по его словам, выплата ограничена прописанной в договоре суммой: агрегатная сумма страховой выплаты распределяется на все случаи аварий, а неагрегатная представляет собой лимит для каждого случая. Страховщик не заплатит больше, даже если расходы на ремонт и УТС превышают указанную в договоре сумму.

Если страховщик отказал

После того как страховщик принял от автомобилиста заявление, у него есть 20 календарных дней, чтобы произвести выплату. Но случается, что вроде бы документы в порядке, экспертизу провели, а в возмещении страховщик отказывает, либо ответ от него в установленный срок не пришел, либо автовладельца не устраивает сумма выплаты. Что делать в этой ситуации?

Для начала нужно самостоятельно заказать независимую оценку повреждений, чтобы определить величину причиненного вреда, в том числе степени УТС. Поможет в этом сертифицированная экспертная организация. «Чтобы результаты экспертизы и оценки могли использоваться в суде, проводить ее и подписывать заключение (отчет) должен эксперт-техник, прошедший профессиональную аттестацию, внесенный в госреестр экспертов-техников, имеющий высшее образование по специальности «экспертиза по расследованию ДТП» и состоящий в саморегулируемой организации оценщиков, — советует Денис Шипович. — Причем лучше выбирать экспертов, узко специализирующихся на оценке авто и их повреждений».

Затем нужно направить претензию страховщику. На рассмотрение ему дается 15 рабочих дней, если заявление направлено в электронном виде по утвержденной стандартной форме и со дня нарушения прав автовладельца прошло не более 180 дней. В остальных случаях — 30 дней.

Где искать защиты?

С результатами независимой оценки и ответом страховой компании можно идти к финуполномоченному. С 1 июня 2019 года досудебный порядок урегулирования споров по автострахованию стал обязательным. Но есть нюансы — размер требований не должен превышать 500 тыс. рублей и с момента, когда страхователь узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет.

Обращение финомбудсмену можно направить в электронном виде, заполнив форму в личном кабинете потребителя на сайте , или в письменном по адресу Службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного. К нему необходимо приложить копии заявления-претензии в финансовую организацию, ответа финансовой организации на заявление-претензию потребителя (при наличии), договора с финорганизацией и иных документов по существу спора.

Как сообщили в пресс-службе финуполномоченного, заявление рассматривается в течение 15 рабочих дней. Если потребуется произвести независимую экспертизу, рассмотрение приостанавливается на время ее проведения, но не более чем на 10 рабочих дней.

Жалоб на отказ в выплате УТС по ОСАГО очень много. Отдельной строкой утраченная стоимость в составе убытков не выделяется, поэтому ее считают частью общих страховых убытков. В прошлом году о своем несогласии с размером страхового возмещения финуполномоченному сообщили 33 246 автовладельцев, еще 5 262 сделали это в январе нынешнего года.

В большинстве случаев финуполномоченный встает на защиту прав автомобилистов. Но бывают и исключения. Если вы не согласны с его решением, нужно обращаться в суд. Причем написать заявление следует в течение 30 дней со дня вступления в силу решения финомбудсмена.

Никто не хотел нарушать

Когда все документы на страховую выплату оформлены правильно, страховая компания не заинтересована в том, чтобы затягивать процесс, ведь при нарушении ею срока выплаты по ОСАГО она будет обязана уплатить потерпевшему пеню в размере 1% от размера страхового возмещения за каждый день просрочки. По словам Дениса Шиповича, если страховщик нарушает срок отправки потерпевшему мотивированного отказа в возмещении, то за каждый день просрочки должен выплатить 0,05% суммы выплаты.

По каско ответственность страховой компании за несвоевременную выплату или немотивированный отказ тоже существует и определяется для физлиц условиями договора страхования и ФЗ «О защите прав потребителей».