Как поменять права р молдова на российские

Права — правильные

Такое официальное разъяснение дали в Госавтоинспекции МВД России. Напомним, что сыр-бор поднялся после публикации в прессе сообщения, в котором говорилось, что водителям в столице стали выдавать нелегитимные права. Мол, они не соответствуют международной Конвенции. А также что в скором времени такие права будут выдавать и в регионах.

По непонятной причине журналисты решили, что новый бланк противоречит Конвенции. Кроме того, они сообщили, что водителей с такими правами будет «принимать» каждый гаишник и оформлять протокол о возможном управлении машиной с поддельными правами. При этом забрав машину на штрафстоянку и задержав водителя.

Действительно, в Конвенции говорится, что «на передней стороне удостоверения наносятся слова «Водительское удостоверение» на национальном языке (национальных языках) страны, в которой выдано удостоверение, а также название и/или отличительный знак страны, выдавшей удостоверение». В новом бланке название документа указано на трех языках: на русском, французском и английском. Кроме того, отличительный знак также присутствует.

Однако, как пояснили в Госавтоинспекции, согласно пункту 6 Конвенции все записи, вносимые в удостоверение, должны выполняться буквами латинского алфавита. В случае использования других букв эти записи должны транслитерироваться буквами латинского алфавита. При этом ее положения не содержат каких-либо запретов или ограничений на сопровождение названия «Водительское удостоверение» на различных языках. Конвенция — демократичный документ. Шрифт и места, отведенные для внесения записей, должны определяться национальным законодательством, говорится в нем.

Если бы на документе не было наименования на русском языке, тогда бы он был нелегитимен. Однако это требование Конвенции соблюдено. А то, что эта надпись продублирована на нескольких языках, Конвенции не противоречит. Более того, делает этот документ доступным для понимания во многих странах мира. В том числе и в тех, которые эту конвенцию не подписывали.

Основное требование Конвенции, чтобы все необходимые данные были указаны по пунктам и пронумерованы. Таким образом полицейский любой страны сразу поймет, что значит непереводимое сочетание букв «Vydropuzhsk». Если эта надпись фигурирует под пунктом «3», то понятно, что речь идет о месте рождения — селе Выдропужске.

Довольно строгие требования Конвенция устанавливает к пунктам «6» и «7» водительского удостоверения. Это фотография и подпись водителя. Они не терпят изменений.

Что касается законности внесения изменения в вид бланка, то в Госавтоинспекции сообщили, что эти изменения были внесены в соответствии с 390-м приказом МВД России от 27 апреля 2002 года «О разработке и утверждении образцов специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении».

В соответствии с ним Главное управление обеспечения безопасности дорожного движения МВД России формирует комиссию, которая рассматривает и утверждает бланки спецпродукции для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении.

Начальник ГУ ОБДД МВД России имеет право утверждения образцов бланков водительских удостоверений, свидетельств о регистрации транспортных средств и другой печатной специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении.

Соответствующий эскиз образца бланка водительского удостоверения был принят на заседании этой комиссии 19 июля 2018 года и утвержден начальником Госавтоинспекции МВД России.

То есть это абсолютно законный документ. Ни один инспектор на дороге не предъявит претензий к таким правам, если они выданы Госавтоинспекцией и есть в базе данных ГИБДД.

Кстати, водительские удостоверения многих европейских государств, которые полностью соответствуют Конвенции, содержат перевод названия. При этом зачастую название переводится даже не на один или два языка, а на три. Такая особенность есть у прав, выдаваемых в Бельгии.
Напомним, что глава Госавтоинспекции Михаил Черников предлагал рассмотреть вопрос о необходимости наличия прав у водителя с собой. Проверить, выдавались они или нет, может любой инспектор прямо на дороге, воспользовавшись базой данных. Современные технологии позволяют сфотографировать водителя и тут же получить всю информацию о нем.

Россия признает водительские права, выданные в государствах ЕАЭС

МВД вносит поправки в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».

Основанием разработки законопроекта послужило решение проведенной 14 августа 2017 года совместно с Полицией Республики Армения консультации по вопросу взаимного признания национальных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности.

Вносимые изменения устанавливают возможность всех граждан государств-членов Евразийского экономического союза управлять транспортными средствами на основании национальных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.

Другая новация законопроекта устанавливает обязанность замены иностранных национальных водительских удостоверений для лиц, получивших гражданство или вид на жительство в Российской Федерации, равно как и для Российских граждан, получивших водительские права в другом государстве.

МВД не удовлетворяет ситуация, когда указанная категория водителей, управляет транспортными средствами на основании иностранных водительских удостоверений, в том числе выданных бессрочно.

Действующее законодательство Российской Федерации не запрещает как гражданам Российской Федерации, так и лицам, переехавшим в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, управлять транспортными средствами на основании имеющихся у них иностранных национальных водительских удостоверений, которые зачастую не имеют ограничения по сроку действия, что позволяет лицам, имеющим такие иностранные национальные водительские удостоверения, уклоняться от прохождения обязательного медосмотра, проводимого при замене водительского удостоверения после истечения срока его действия.

В этой связи, законопроектом предусмотрены изменения, в соответствии с которыми иностранное национальное водительское удостоверение лица, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, признается недействительным по истечении шести месяцев с даты получения вида на жительство, либо по истечении шести месяцев с даты въезда на территорию Российской Федерации.

Действующая на сегодняшний день редакция пунктов 12 и 13 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»:

«12. Лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых — на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в пункте 13 настоящей статьи.

13. Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.

Положение настоящего пункта не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории Российской Федерации, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами.»

Проект новой редакции пунктов 12 и 13:

«12. Лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых — на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении условий и ограничений, установленных настоящей статьей.

Иностранное и международное водительские удостоверения признаются недействительными для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации по истечении шести месяцев с даты получения их владельцем, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, вида на жительство либо по истечении шести месяцев с даты въезда на территорию Российской Федерации их владельца, являющегося гражданином Российской Федерации.

13. Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.

Положения абзаца первого настоящего пункта не распространяются на граждан государств-членов Евразийского экономического союза, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, при управлении ими транспортными средствами на основании национальных водительских удостоверений, выданных компетентными органами указанных государств, при соблюдении условий, указанных в абзаце втором пункта 12 настоящей статьи.»

Действующая на сегодняшний день редакция пункта 18:

Читайте также  При рождении третьего ребенка что дает государство

«18. Порядок обмена иностранных национальных и международных водительских удостоверений на российские национальные и международные водительские удостоверения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Иностранные национальные и международные водительские удостоверения, не соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации, обмену на российские национальные и международные водительские удостоверения не подлежат.»

Проект новой редакции пункта 18:

«18. Порядок обмена иностранных национальных водительских удостоверений на российские национальные водительские удостоверения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Национальные водительские удостоверения, выданные в иностранном государстве, не являющемся совместно с Российской Федерацией участником международных договоров в области обеспечения безопасности дорожного движения, обмену на российские национальные водительские удостоверения не подлежат.»

Также уточнены требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в части допуска к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений.

Действующая на сегодняшний день редакция пункта 20:

«2. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается:

допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений, подтверждающих право на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий;»

Проект новой редакции пункта 20:

«2. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается:

допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих в случаях, предусмотренных пунктом 13 статьи 25 настоящего Федерального закона, российских национальных водительских удостоверений, подтверждающих право на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий;»

Законопроектом предусмотрено, что законодательная норма, ограничивающая срок действия иностранных водительских удостоверений у лиц, получивших вид на жительство или гражданство РФ, шестью месяцами, вступит в силу только через 180 дней со дня официального опубликования.

За это время иностранным гражданам, которые приобрели вид на жительство или российское гражданство до вступления закона в силу, следует получить российские водительские удостоверения.

На иллюстрации
Реклама Ford для Саудовской Аравии со слоганом «Добро пожаловать на место водителя» сразу после отмены запрета для саудовских женщин на выдачу водительских прав и управление транспортными средствами.

Водительское удостоверение молдовы

Я получил водительское удостоверение в республике Молдова. Живу в России. Сменил имя и фамилию, в водительском удостоверении осталось старая фамилия. Есть свидетельство о смене фамилии. Могу ли я передвигаться по России по водительскому удостоверению республики Молдова, имея при себе свидетельство о смене имени и фамилии?

Как поменять водительское удостоверение гражданина р Молдова на права Приднестровье-пмр при этом желательно чтоб права Молдовы остались! Спасибо!

По программе переселения я переселяюсь из Молдовы в Воронежскую область РФ.У меня имеется водительское удостоверение полученное и действительное в Молдове, а так же карточка об обучении на курсах вождения будучи курсантом школы милиции МВД СССР с гербовой печатью. Надо ли мне пересдавать на права или обойдется простым обменом водительского удостоверения?

Я гражданин Республики Молдова, имею водительское удостоверение РМ получил вид на жительство РФ.Нужно мне предоставлять документа о прохождении обучения при замене водительского удостоверения РФ?

У меня Российское гражданство. Водительское удостоверение профессионала получено в Молдове. Могу ли я с этим удостоверением работать в России? Или его надо менять на РОССИЙСКОЕ?

Утеряно водительское удостоверение (международное) гражданина Молдовы, как его восстановить?

Я гражданин РФ и Молдовы, водительское удостоверение Молдовы, имею я права ездить по России для личные цели.

Остановил инспектор ДПС и требует перевода водительского удостоверения. Водительское удостоверение выдано в Молдове. Я ему сказал, что есть постановление правительства №1396 п.44 мои права соответствуют конвенции.

Я гражданин Молдовы, водительское удостоверение заканчивается через месяц, могу ли я получить новые в посольстве Молдовы в Москве?

Я гражданин РФ, водительское удостоверение Молдовы, могу ли я управлять личным ТС?

Пожалуйста у меня было гражданство р,Молдовы и водительское удостоверение также получил в р,Молдовы в ноябре 2009 года получил гражданство российской федерации и проживаю в г,Москве обязан ли я менять водительское удостоверение и если да то в какие сроки?

Я гр Молдовы водительское удостоверение молдавское могу я устроится на работу молдавскими правами.

Я гражданин Молдовы нахожусь в федеральном розыске в Молдове, в России получил вид на жительство, женат на россиянке, имею малолетнего ребенка, открыл свое российское ИП, имею на руках 5 прокурорских проверок с решением об отказе в моей экстрадиции так как Молдова не предоставляет ни одного документа по поводу моего розыска, имею российское водительское удостоверение, Вопрос: хочу подать на гражданство рф, мне дадут гражданство или откажут.

Я гражданин Молдовы могу ли я получить водительские удостоверение в Р.Ф.

Сделай это: Замена водительских прав

Если вы пребываете в Польше 185 дней и более, и у вас иностранные водительские права, то вам необходимо заменить такое удостоверение на польское. Права не требуется менять, если они были выданы в другом государстве-члене Европейского Союза, Швейцарской Конфедерации или стране-члене Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) – стороне договора о Европейской экономической зоне, а также в Великобритании до 31 декабря 2020 г. Такое водительское удостоверение дает право управлять транспортными средствами на территории Польши в течение всего срока его действия.

Что же касается водительских прав, выданных за пределами Европейского Союза / ЕАСТ, то они становятся недействительными после 6 месяцев с момента получения разрешения на постоянное или временное проживания в Польше. Аналогично и с водительским удостоверением, выданным в Великобритании после 31 декабря 2020 года. В этой ситуации, если вы планируете более длительное пребывание в Польше, следует позаботиться о замене водительских прав.

Как заменить водительские права

Если вы проживаете в Варшаве, то необходимо обратиться в районную администрацию (Urząd Dzielnicy) по месту вашего жительства. Записаться на прием можно по телефону (см. номера телефонов районных администраций (urzędów dzielnic ) или через систему электронной очереди г. Варшавы ( rezerwacje.um.warszawa.pl ).

Подготовьте необходимые документы, в частности:

  • заявление (образцы также доступны в управлении),
  • цветную фотографию 35 х 45 мм (см. подробные требования к фотографии для водительских прав ),
  • ксерокопию иностранного водительского удостоверения с приложенным переводом на польский язык (заверенным присяжным переводчиком или консулом),
  • ксерокопию карты пребывания (karta pobytu), визы или другого документа, дающего право находиться на территории Польши,
  • документ, подтверждающий адрес прописки (meldunek) (если вы не зарегистрированы по месту жительства, то спросите в районной администрации, что в таком случае делать).

Стоимость и сроки

Оплата за выдачу польских водительских прав составляет 100,50 злотых. Принимающий орган после подтверждения данных из заграничных водительских прав выдает польский документ в течение 9 рабочих дней. Однако в сложных случаях процесс подтверждения данных может занять до 2 месяцев. Информацию о стадии рассмотрения вашего дела можно получить в соответствующем органе или на сайте www.kierowca.pwpw.pl .

Сделай это вместе с нами!

Нужна консультация по замене водительских прав?

Во время коронавируса Центр помощи иностранцам поможет тебе удалённо! Напиши по адресу [email protected] и укажи в теме письма «Замена водительских прав».

Читайте также  Образец акта исполнения обязтельств по договору поставки

Наша помощь бесплатна.

Нажмите ЗДЕСЬ, чтобы узнать больше об аспектах жизни в Польше, а также о формах помощи, оказываемой Центром помощи иностранцам.

Цикл «Сделай это вместе с нами» финансируется при поддержке Национальной программы Фонда убежища, миграции и интеграции в рамках проекта «CPC III» и «Поддержка интеграции беженцев».

Ответственность за выраженные мнения лежит исключительно на авторе, а Европейская комиссия и Министерство внутренних дел и администрации не несут ответственности за способ использования предоставленной информации.

Нажмите ЗДЕСЬ, чтобы узнать больше об аспектах жизни в Польше, а также о формах помощи, оказываемой Центром помощи иностранцам.

Центр помощи Иностранцам
Help Center for Foreigners
Centrum Pomocy Cudzoziemcom

Новости для иностранцев
News for foreigners
Aktualności dla cudzoziemców

Сделай Это
Get It Done
Załatw To

Уроки польского языка
Polish Language Classes
Lekcje polskiego

Тренинги для иностранцев и иностранок
Szkolenia dla cudzoziemców i cudzoziemek
Workshops for foreigners

Вещевая помощь
Material Aid
Pomoc rzeczowa

Массовое лишение гражданства РФ из-за незаконно выданных паспортов

Проблема незаконно выданного паспорта как основания для массового лишения лиц российского гражданства не нова, но оттого не менее актуальна, серьезна и сложна с юридической точки зрения.

О кампании по проверке законности приобретения гражданства

В России уже не первый год проходит кампания по проверке законности приобретения или оформления гражданства, в результате которой тысячи людей в один момент объявляются «негражданами». Все чаще российские паспорта по заключениям территориальных органов УМВД (до апреля 2016 г. – ФМС) признаются выданными в нарушение установленного порядка, а значит, недействительными, из-за отсутствия у их обладателей гражданства России.

Ситуация выглядит примерно так: человек (обычно уроженец республики бывшего СССР), прибывший ранее в Россию (как правило, после 6 февраля 1992 г. – даты вступления в силу Закона о гражданстве 1991 г.) и получивший российский паспорт, при его замене или при оформлении загранпаспорта (возможно, не первого) или российского гражданства детям, а также при обращении в МВД или в другие органы и учреждения узнает, что его паспорт гражданина РФ является незаконным («необоснованно выданным», «сомнительным», «выданным в нарушение установленного порядка» и т.д. Иной раз можно получить резолюцию типа «в результате проверки установлено, что гражданином РФ вы не являетесь»).

В подобной ситуации может оказаться кто угодно, в том числе пенсионеры, имеющие бессрочный паспорт, выданный в 45 лет, поскольку и они могут потерять или испортить документ, а кроме того, гражданство пожилых людей также может быть поставлено под сомнение, если их дети, обратившиеся по поводу их документов или документов их детей, оформляли свое гражданство на основании гражданства родителей.

В таких случаях проводятся длительные проверки законности приобретения или оформления гражданства, т.е. «обоснованности» выдачи паспортов. В результате лица, обратившиеся в отдел по вопросам миграции УМВД, а также их дети становятся «негражданами», и российские паспорта у них изымают.

Вопиющая несправедливость и дикость проблемы «незаконного» паспорта заключается также в том, что ранее документ человеку выдали те же самые чиновники или их предшественники либо коллеги. Именно они так же, как и их сослуживцы ранее, в силу некомпетентности, ошибок, а зачастую корыстных побуждений сами допускали нарушения, выдавая российские паспорта в нарушение установленного порядка.

О конкретном деле

В адвокатской практике мне не раз приходилось сталкиваться с подобными нелепыми и абсурдными с точки зрения элементарной логики ситуациями, когда чиновники, изымая или признавая незаконным и недействительным паспорт гражданина РФ, в одночасье превращали законопослушных людей в фактически бесправных «неграждан». К примеру, недавно я представляла интересы лица по делу, в рамках которого УМВД РФ по Пензенской области с целью последующего инициирования процедуры лишения гражданства моего доверителя обратилось в суд с заявлением об установлении юридического факта использования подложного документа и сообщения заведомо ложных сведений при приобретении гражданства РФ.

Заявитель ссылался на то, что при принятии в гражданство РФ мать моего доверителя якобы представила подложные документы – в частности, справку о приеме в гражданство России, выданную Генеральным консульством РФ в одном из иностранных государств. Причем основным и, по сути, единственным доводом, на основании которого заявитель сделал такой вывод, было отсутствие сведений о выдаче справки в Генконсульстве, в то время как в заявлении о принятии доверителя в гражданство указано, что подлинность представленных документов подтверждена подписью уполномоченного лица паспортно-визовой службы.

Замечу, что ст. 22 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон о гражданстве) четко определено, что решение о приобретении российского гражданства подлежит отмене в случае, если будет установлено, что оно принято на основании подложных документов или заведомо ложных сведений.

В п. 53 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325, предусмотрено, что решение по данным вопросам отменяется в случае установления в судебном порядке факта использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых оно принималось.

Причем, как неоднократно подтверждалось судебной практикой (например, определение Санкт-Петербургского городского суда от 24 июня 2013 г. № 33-8683/13; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 апреля 2014 г. № 58-КГ14-4 и др.), юридическое значение имеет лишь прямой умысел лица на сообщение заведомо ложных сведений, а не на введение госорганов в заблуждение. Заведомо ложной нельзя считать информацию, сообщаемую заявителем в случае заблуждения о ее подлинности и достоверности.

Следовательно, само по себе отсутствие сведений о выдаче справки консульства не означает, что мать моего доверителя действовала недобросовестно. В объяснительной записке она указывала, что все документы для приобретения гражданства она представила в Генконсульство, и оно выдало ей справку, на основании которой в 2000 г. она получила российский паспорт.

Действовавшая в тот период редакция Закона о гражданстве 1991 г. (ст. 24) предусматривала, что отмена решения о приеме в гражданство РФ возможна в течение 5 лет после приема. В связи с этим все дела о выдаче паспортов гражданина РФ при приобретении или оформлении гражданства через 5 лет могли быть уничтожены.

Мать моего доверителя узнала о том, что российский паспорт был выдан ей в нарушение законодательства, лишь в 2008 г. – т.е. на момент проведения проверки прошло 8 лет, и вся информация по делам о выдаче паспортов при приобретении или оформлении гражданства, вероятнее всего, была уничтожена. Отсутствие соответствующих сведений в Генконсульстве может объясняться либо недобросовестностью сотрудников, которые ввели женщину в заблуждение, либо утерей информации. Соответственно, оснований для утверждения о том, что мать моего доверителя по своей воле ввела в заблуждение сотрудников паспортно-визовой службы, представив им заведомо подложный документ, нет.

Читайте также  Распознать регионы на госномерах

Более того, согласно ст. 5 Закона о гражданстве гражданами РФ являются «лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона». Кроме того, в ст. 42 указано, что «документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом и считаются действительными на день вступления в силу настоящего Федерального закона».

Необходимо также учесть, что в момент подачи заявления о принятии в гражданство РФ мой доверитель был несовершеннолетним и не имел права самостоятельно подать его, а также нести ответственность за сообщенные о себе сведения. Данная позиция подтверждается судебной практикой – в частности, решением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 29 октября 2013 г. по делу № 2-2753/2013.

Норма п. 2 ст. 24 Закона о гражданстве 1991 г., действовавшая во время принятия в отношении моего доверителя решения о приеме в гражданство, предусматривала, что отмена не распространяется на супруга и детей заявителя, которые получили российское гражданство вместе с ним, если не будет доказана их осведомленность о незаконности приобретения гражданства. В действующей редакции Закона о гражданстве такое положение отсутствует. Однако в постатейном комментарии к данному Закону, опубликованном в 2015 г. (автор – Ванюшин Я.Л.), указано, что при отмене ранее принятого решения о гражданстве РФ должно учитываться так называемое «правило индивидуальной ответственности». Кроме того, презумпция невиновности, установленная Конституцией РФ, носит более широкий, а не только уголовно-процессуальный характер и распространяется на все органы государственной власти и сферы деятельности, где устанавливается вина человека, в том числе и в рассматриваемом случае.

Практика органов внутренних дел

Как показывает практика, наиболее высок шанс привлечь внимание УМВД у тех, кто родился не в России (РСФСР) либо не имел в РФ постоянной регистрации на 6 февраля 1992 г. По Закону о гражданстве 1991 г. гражданами России признавались все, кто родился на территории России (РСФСР), дети россиян независимо от места их рождения, а также все граждане бывшего СССР, которые на данную дату постоянно проживали в России. Этим людям не нужно было получать, точнее, приобретать гражданство – государство признало его наличие «автоматически» и в 1990-х гг. его просто оформили.

В подзаконные акты и инструкции попало лишь одно условие приобретения гражданства совершеннолетними лицами в порядке признания – по дате проживания. В базу данных МИД или ГУВМ МВД передавали сведения именно о тех, кто приобрел гражданство, а не об уже имеющих его по признанию или рождению. И если на сегодняшний день в этой базе данных отсутствуют сведения о приобретении гражданства РФ, то от «подозреваемых» требуют либо предъявить документ о постоянной регистрации в России на 6 февраля 1992 г., либо установить факт постоянного проживания на эту дату в судебном порядке.

Кроме того, сотрудники УМВД утверждают, что признание наличия гражданства по рождению применимо только к лицам, рожденным после вступления в силу Закона 1991 г. Таким образом, если у сотрудников УМВД есть сомнения в том, что человек на эту дату был зарегистрирован в России, начинается проверка со всеми вытекающими последствиями – фактически это лишение всех гражданских прав, так как имеющийся у человека паспорт изымают либо отказываются обменять, а иных документов, удостоверяющих личность, не выдают. Новоявленный «негражданин» лишается всех конституционных прав и свобод, включая и такие жизненно важные, как права на получение пенсии, пособий, свободу передвижения. Практика показывает, что в таком положении люди могут находиться месяцы и годы.

Судебная практика

К сожалению, в судах доказать свою правоту зачастую не так просто, а если обратиться к практике Мосгорсуда при рассмотрении таких дел в порядке кассационного производства, ситуация выглядит совсем грустно. Есть примеры, когда суд соглашается с доводами ГУВМ МВД о наличии при определении принадлежности к гражданству ошибки, сделанной сотрудниками бывших паспортно-визовых служб, и отменяет законное решение первой инстанции. Более того, по жалобе гражданина практически невозможно возбудить надзорное производство в Верховном Суде РФ. Ранее можно было добиться хотя бы истребования дела, получения отказа с возражениями на доводы. С 1992 г. до настоящего времени ВС РФ не высказал мнения по поводу разрешения споров по вопросам гражданства и лишения статуса гражданина путем изъятия паспорта. А есть всего-то три основных вопроса, по которым необходимы разъяснения: о постоянстве проживания, о признании гражданства по рождению и об изъятии паспорта по причине «отсутствия» гражданства после того, как оно имелось в наличии в течение многих лет.

Позиция КС РФ

Проблема гражданства рассматривалась также Конституционным Судом РФ. В Постановлении от 16 мая 1996 г. № 12-П Суд констатировал, что гражданин, имеющий российское гражданство по рождению в прошлом, сохраняет его и после распада СССР вплоть до того момента, пока оно не будет прекращено на основании его собственного волеизъявления. Проживание за границей также не прекращает гражданства. После возвращения в Россию для такого гражданина, по решению КС РФ, достаточно уведомительной регистрации. Ее отличие от регистрации как способа приобретения гражданства – исключительно учетный характер.

КС РФ указал, что регистрация как способ приобретения гражданства РФ не распространяется на лиц, которые родились на территории РФ, являлись гражданами бывшего СССР, не изъявили свободного желания прекратить принадлежность к гражданству РФ, выехали ранее на постоянное жительство за пределы России, но в пределах бывшего СССР, не являются гражданами других государств (входивших в состав бывшего СССР) и впоследствии вернулись на постоянное жительство в Россию.

Предложения

На мой взгляд, чтобы разрешить описанные проблемы лиц без гражданства в России, необходимо, во-первых, прекратить практику изъятия или признания недействительными паспортов, выданных уполномоченным органом, если судом не доказана вина гражданина в подлоге или представлении заведомо ложных сведений при оформлении, получении гражданства.

Во-вторых, всех, у кого без установленной судом вины паспорт изъят или признан недействительным, считать гражданами с момента выдачи первого паспорта и выдать новый без каких-либо дополнительных процедур.

В-третьих, объявить «амнистию» всем гражданам бывшего СССР, родившимся на территории Российской Федерации, – т.е. признать их право на российское гражданство по рождению, которое было установлено для них в редакции Закона о гражданстве 1991 г. (п. 2 ст. 13).

Наконец, в-четвертых, предоставить право на получение гражданства или вида на жительство всем гражданам бывшего СССР, кто постоянно проживает в России более 5 лет (факт может быть установлен судом) и не имеет гражданства другого государства или права постоянного проживания в нем.