Куда обращаться при нарушении трудового законодательства

Куда обратиться, если работодатель нарушает права работника?

Права и обязанности работников регулируются Трудовым и Гражданским Кодексом Российской Федерации. А систематические и грубые их нарушения со стороны работодателя должны сопровождаться обращением работников в соответствующие контролирующие органы.

В данной статье мы постараемся ответить на следующие вопросы: что считается нарушением прав работников? Куда обратиться, если работодатель нарушает права работника? Какие меры наказания могут быть применены к работодателю, нарушающему права своих подчиненных?

Что может считается нарушением трудовых прав работника?

Нарушением трудовых прав работника со стороны работодателя могут считаться:

  • превышение своими должностными полномочиями, которое может выражаться, например, в принуждении работника к выполнению работы, которую не входит в перечень его должностных обязанностей;

Сюда может также относиться неуважительная манера общения, крики, оказывание психологического давления, принуждение к сверхурочной работе и т.д.

  • неуважительное отношение к труду работника («затяжная» стажировка без оплаты труда, беспричинное отстранение от работы, штрафы);
  • беспричинное увольнение;

О том, что делать, если вас хотят уволить, читайте здесь.

Сюда также можно отнести постоянные задержки по зарплате, не доплаты, вычитания, штрафы, лишение заслуженных премий.

  • бездоговорная форма сотрудничества;

Когда работодатель взял на работу сотрудника сначала в качестве стажера, обещая в последствие заключить трудовой договор. Однако, этого так и не произошло.

  • отказ предоставлять больничный, отпуск или отгул;
  • другие неправомерные действия или бездействия работодателя, создающие негативную рабочую атмосферу для трудовой деятельности работника;

Куда обращаться?

При нарушении работодателем трудовых прав работника обращаться следует в одну из следующих инстанций:

  • Трудовая инспекция;
  • Правоохранительные органы (прокуратура);
  • Судебная инстанция;

При обращении в одну из перечисленных инстанций, работник должен подать жалобу на работодателя, составленную в произвольной форме или по образцу установленной формы.

О порядке разрешения коллективных трудовых споров читайте здесь.

Рассмотрим обращение в каждую из инстанций по отдельности.

Трудовая инспекция

Если работнику не удается урегулировать возникшее нарушение своих трудовых прав в ходе мирных переговоров с работодателем, то следующих шагом будет обращение в Трудовую инспекцию.

В обязанности работников трудовой инспекции входит:

  • Контроль за соблюдением действующих норм Трудового Кодекса РФ;
  • Назначение ответственности за нарушение действующих норм Трудового Кодекса РФ;

При обращении в Трудовую инспекцию работнику необходимо составить письменную жалобу.

Составить жалобу можно как в произвольной форме, так и по образцу установленной формы, скачав его в интернете.

Составленную жалобу можно доставить в Трудовую инспекцию одним из следующих способов:

Личное обращение в Инспекцию не ускорит процесс рассмотрения жалобы. Поэтому выбирать этот способ доставки заявления стоит только в том случае, если вы хотите проконсультироваться с работниками Трудовой инспекции по каким-то трудовым вопросам.

  • Почтовым отправлением;

К жалобе в обязательном порядке должны быть приложены документы, подтверждающие перечисленные в жалобе трудовые нарушения. В противном случае рассматриваться жалоба не будет.

Жалоба должна содержать следующую информацию:

  • Наименование организации, руководителя которого уличают в нарушении трудовых прав ;
  • Реквизиты самого руководителя (ФИО, занимаемая должность);
  • Реквизиты заявителя (ФИО, должность);
  • Описание причины подачи жалобы с законодательными ссылками (статьями Трудового и Гражданского Кодекса);
  • Опись прилагаемых к жалобе документов, подтверждающих описанные нарушения;

Если работники утвердят жалобу, организацию, на которую она была подана, подвергнется внезапной проверке. В случае выявления указанных в жалобе нарушений, к работодателю будут применены такие «карательные мера» как временное отстранение от исполнения своих должностных обязанностей, административный штраф и т.д. Права работника, наоборот, будут восстановлены.

Однако, в случае отказа Трудовой инспекции не стоит сразу же обращаться в суд. Перед этим стоит обратиться в правоохранительный орган — прокуратуру.

Обращение в прокуратуру

Прокуратура, также как Трудовая инспекция, занимается контролем соблюдения трудовых прав работника работодателем.

В прокуратуру подать жалобу на работодателя можно как индивидуальную (от лица одного работника), так и коллективную (от лица группы работников).

После подачи жалобы с материалами, подтверждающими трудовые правонарушения, работники правоохранительных органов занимаются их изучением в течение тридцати дней и после выносят решение.

Как следствие, работодателя могут ожидать следующие меры наказания:

  • Привлечение к административной ответственности;
  • Привлечение к дисциплинарной ответственности;

Судебная инстанция

Суд — последняя и самая действенная инстанция обращения по вопросам урегулирования трудовых нарушений.

Если нарушение прав является незаконное увольнение работника, срок исковой давности в этом случае составляет тридцати дней с момента издания приказа об увольнении работника или проставления соответствующей отметки в трудовой книжке.

Если срок исковой давности истек, работник может подать иск только при предъявлении уважительной причины, объясняющей, почему иск не мог податься в установленные для подачи сроки.

При подаче иска о нарушении трудовых прав работника нужно учитывать следующую информацию:

  • Подавать исковое заявление нужно по адресу фирмы, где работает заявитель, в районный суд;
  • Составление иска происходит в соответствии с требованиями, представленными в статье 131 Гражданско-процессуального Кодекса;

  • Если на руках у работника нет достаточной доказательной базы трудового нарушения в силу отсутствия доступа к подобной информации на работе, в иске можно указать требование о запросе необходимого перечня документов у работодателя работниками суда. Отказать им в предоставлении необходимых документов работодатель точно не откажется;
  • Срок изучения иска составляет пять суток. После чего работник получает уведомление об его удовлетворении или отказе. В случае удовлетворения иска будет назначена дата слушания;

Судебный приказ

Еще один способ разрешения трудового спора. Вынесение судебного приказа является промежуточной стадией между подачей в суд на работодателя.

Все основания для вынесения такого приказа прописаны в статье 122 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации.

Важным условием для вынесения такого приказа должно стать признание работодателем в нарушении прав работника.

Преимуществом судебного приказа по сравнению с иском является меньшие сроки разрешения ситуации за счет отсутствия судебных слушаний и необходимости собирать огромную доказательную базу.

Ответственность по исполнению приказа ложится на плечи судебных приставов. В качестве меры наказания на работодателя может быть возложена обязанность:

  • По выплате работнику заработной платы, кратную размеру трехмесячного заработка;
  • Восстановить права работника, которые были нарушены;
  • Другие меры;

Окончил Российский государственный университет правосудия (РГУП). Аспирант Московского института государственного управления и права (МГИУП). С начала 2007 года судебная практика, специализация Трудовое право и трудовые споры.

Куда обращаться при нарушении трудового законодательства

Подведомственность и подсудность трудовых дел.

Общие правила разрешения судами трудовых споров

1. В силу пункта 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ и статей 382, 391 Трудового кодекса РФ (далее — Кодекс, ТК РФ) дела по спорам, возникшим из трудовых правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции.

Учитывая это, при принятии искового заявления судье необходимо определить, вытекает ли спор из трудовых правоотношений, т.е. из таких отношений, которые основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (статья 15 ТК РФ), а также подсудно ли дело данному суду.

Абзацы третий — пятый исключены. — Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.09.2010 N 22.

(см. текст в предыдущей редакции)

Если возник спор по поводу неисполнения либо ненадлежащего исполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер (например, о предоставлении жилого помещения, о выплате работнику суммы на приобретение жилого помещения), то, несмотря на то, что эти условия включены в содержание трудового договора, они по своему характеру являются гражданско-правовыми обязательствами работодателя и, следовательно, подсудность такого спора (районному суду или мировому судье) следует определять исходя из общих правил определения подсудности дел, установленных статьями 23 — 24 ГПК РФ.

Дела о признании забастовки незаконной подсудны верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов (часть четвертая статьи 413 ТК РФ).

2. Учитывая, что статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на судебную защиту и Кодекс не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора комиссией по трудовым спорам, лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением — в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии, либо сразу обратиться в суд (статья 382, часть вторая статьи 390, статья 391 ТК РФ).

Читайте также  Как уведомлять госслужащих о приеме

Если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок со дня подачи работником заявления, он вправе перенести его рассмотрение в суд (часть вторая статьи 387, часть первая статьи 390 ТК РФ).

3. Заявление работника о восстановлении на работе подается в районный суд в месячный срок со дня вручения ему копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки, либо со дня, когда работник отказался от получения приказа об увольнении или трудовой книжки, а о разрешении иного индивидуального трудового спора — в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права (часть первая статьи 392 ТК РФ, статья 24 ГПК РФ).

(п. 3 в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.09.2010 N 22)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. По смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 393 ТК РФ работники при обращении в суд с исками о восстановлении на работе, взыскании заработной платы (денежного содержания) и иными требованиями, вытекающими из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, освобождаются от уплаты судебных расходов.

5. Судья не вправе отказать в принятии искового заявления по мотивам пропуска без уважительных причин срока обращения в суд (части первая и вторая статьи 392 ТК РФ) или срока на обжалование решения комиссии по трудовым спорам (часть вторая статьи 390 ТК РФ), так как Кодекс не предусматривает такой возможности. Не является препятствием к возбуждению трудового дела в суде и решение комиссии по трудовым спорам об отказе в удовлетворении требования работника в связи с пропуском срока на его предъявление.

Исходя из содержания абзаца первого части 6 статьи 152 ГПК РФ, а также части 1 статьи 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.

При подготовке дела к судебному разбирательству необходимо иметь в виду, что в соответствии с частью 6 статьи 152 ГПК РФ возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть рассмотрено судьей в предварительном судебном заседании. Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок (часть третья статьи 390 и часть третья статьи 392 ТК РФ). Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац второй части 6 статьи 152 ГПК РФ).

Если же ответчиком сделано заявление о пропуске истцом срока обращения в суд (части первая и вторая статьи 392 ТК РФ) или срока на обжалование решения комиссии по трудовым спорам (часть вторая статьи 390 ТК РФ) после назначения дела к судебному разбирательству (статья 153 ГПК РФ), оно рассматривается судом в ходе судебного разбирательства.

В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

6. В целях наиболее быстрого разрешения возникшего трудового спора и восстановления нарушенных или оспариваемых прав истца без рассмотрения судом дела по существу судье необходимо принимать меры к примирению сторон (статьи 150, 152, 165, 172 и 173 ГПК РФ).

7. Обратить внимание судов на необходимость строгого соблюдения установленных статьей 154 ГПК РФ сроков рассмотрения трудовых дел. При этом следует иметь в виду, что дела о восстановлении на работе должны быть рассмотрены судом до истечения месяца, а дела по другим трудовым спорам — до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд. В указанные сроки включается в том числе и время, необходимое для подготовки дела к судебному разбирательству (глава 14 ГПК РФ).

(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.09.2010 N 22)

(см. текст в предыдущей редакции)

Вместе с тем в силу части 3 статьи 152 ГПК РФ по сложным делам с учетом мнения сторон судья может назначить срок проведения предварительного судебного заседания, выходящий за пределы указанных выше сроков.

8. При разрешении трудовых споров судам следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 11 ТК РФ нормы этого Кодекса распространяются на всех работников, находящихся в трудовых отношениях с работодателем, и соответственно подлежат обязательному применению всеми работодателями (юридическими или физическими лицами) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Трудовой кодекс РФ не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор), лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера, других лиц, если это установлено федеральным законом, кроме случаев, когда вышеуказанные лица в установленном Кодексом порядке одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей (часть восьмая статьи 11 ТК РФ).

Если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу части четвертой статьи 11 ТК РФ должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

9. При рассмотрении трудовых дел суду следует учитывать, что в силу частей 1 и 4 статьи 15, статьи 120 Конституции РФ, статьи 5 ТК РФ, части 1 статьи 11 ГПК РФ суд обязан разрешать дела на основании Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, являющихся составной частью ее правовой системы.

Если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим наибольшую юридическую силу (часть 2 статьи 120 Конституции РФ, часть 2 статьи 11 ГПК РФ, статья 5 ТК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что если международным договором Российской Федерации, регулирующим трудовые отношения, установлены иные правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, то суд применяет правила международного договора (часть 4 статьи 15 Конституции РФ, часть вторая статьи 10 ТК РФ, часть 4 статьи 11 ГПК РФ).

При разрешении трудовых споров судам необходимо учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, данные в Постановлениях от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» и от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

Нарушение трудового законодательства работодателем и способы защиты прав работника

Трудовое законодательство наделило работников не только обязанностями, но и правами. Соблюдение этих прав во многом зависит от поведения нанимателя. Если имеют место нарушения трудового законодательства работодателем, работнику необходимо обращаться в компетентные органы для восстановления своих прав.

Что является нарушением

Нарушением прав работника может быть признано:

  • превышение работодателем должностных полномочий, например, принуждение сотрудника к выполнению работы, которая не характерна для его должности, или сверхурочной работы;
  • материальная дискриминация работника (безосновательное наложение штрафов, работа на испытательном сроке без оплаты и т.д.);
  • увольнение без причины;
  • несвоевременная оплата труда (о правах работника при задержке выплаты заработной платы узнайте тут);
  • непредоставление социальных гарантий (отказ в отпуске, больничном и т.д.).
Читайте также  Ответ на претезию по качеству чечевицы

Этот перечень не является исчерпывающим, нанимателями могут допускаться и другие нарушения трудового законодательства в отношении сотрудника.

Что делать работнику при нарушении его трудовых прав

Изначально следует попробовать решить вопрос непосредственно с работодателем. Для этого работник может изложить свои требования или донести информацию о нарушении его трудовых прав до руководителя организации, в которой он работает. Сделать это можно написав обращение или докладную записку на имя нанимателя либо обратиться за помощью в профсоюзную организацию.

Претензия работодателю должна содержать:

  • ФИО и должность адресата;
  • сведения об отправителе, включая контактную информацию;
  • описание ситуации, в которой, по мнению работника, были нарушены его трудовые права;
  • просьбу об устранении нарушений;
  • дату и подпись.

Нарушение трудового законодательства: куда обращаться

Если решить вопрос вышеназванным способом не получилось, работник может искать защиты в следующих органах.

  1. личная подача в приемную трудовой инспекции;
  2. отправка жалобы по почте;
  3. заполнение специальной электронной формы на официальном сайте ведомства.
  1. Инспекция по труду. Работники инспекции вправе прийти в организацию для проверки доводов, изложенных в жалобе работника. В компетенцию трудовой инспекции в частности входят вопросы соблюдения правил охраны труда, ведения кадрового делопроизводства и другие спорные вопросы между работником и нанимателем, за исключением выплаты заработной платы.
  2. Прокуратура. Прокурорские работники обладают гораздо более широкими полномочиями по сравнению с трудовой инспекцией и могут возбуждать в отношении нанимателя, нарушающего трудовое законодательство не только административное, но и уголовное производство. Работник может самостоятельно выбрать куда обращаться при нарушении трудового законодательства, но прокуратура по своему усмотрению может направить его жалобу для рассмотрения в инспекцию по труду.
  3. Полиция. Обращение в полицию допустимо, если в действиях работодателя есть признаки преступления, например, он мошенническим путём завладел заработной платой сотрудников и т.д.
  4. Суд. Исковое заявление в суд может быть подано до обращения в другие органы. Кроме того, есть ситуации, разрешение которых находится в исключительной компетенции суда, например, восстановление на работе. Работники, обращающиеся за восстановлением своих нарушенных трудовых прав, как правило, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Подробнее о защите прав работника и том, куда обратиться за помощью, читайте по ссылке https://otdelkadrov.online/11100-zashhita-prav-rabotnikov-soyuzami-trudovoi-inspektsii.

О том, куда обращаться при нарушении трудового законодательства, узнайте из следующего видео

Жалоба на нарушение трудового законодательства нанимателем

Закон не содержит строгой формы для составления такого рода жалоб, но определенная информация обязательно должна быть в ней указаны:

  • Название органа, в который направляется жалоба;
  • Сведения об авторе жалобы: ФИО, адрес, контактный телефон;
  • Полное наименование организации работодателя, где произошли нарушения;
  • Адрес организации, ФИО руководителя и по возможности ИНН;
  • Суть обращения: подробное описание нарушений с указанием доказательств, подтверждающих слова заявителя;
  • Информация о рассмотрении спорного вопроса внутри организации;
  • Если жалоба подаётся в правоохранительные органы желательно указать признаки какого правонарушения или преступления имеются в действиях нанимателя;
  • Дату написания обращения;
  • Подпись.

К жалобе прикладываются документы, свидетельствующие о наличии нарушений трудового законодательства.

Следует помнить, что анонимные жалобы могут не рассматриваться государственными органами. Если работник не хочет, чтобы его фамилия фигурировала при проверке нарушения трудового законодательства работодателем, он может изложить эту просьбу в своей жалобе. При проверке инспекцией по труду, как правило, возможно соблюдение анонимности работника, но, если подаётся жалоба в прокуратуру на работодателя либо в полицию, вряд ли удастся сохранить своё обращение в секрете.

КУДА ОБРАЩАТЬСЯ В СЛУЧАЯХ НАРУШЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Граждане, чьи трудовые права нарушаются, могут обратиться за помощью в государственные органы, призванные контролировать соблюдение трудового законодательства.

Государственный надзор за исполнением трудового законодательства осуществляют прокуратура Российской Федерации.

При осуществлении возложенных на него функций прокурор:

  • рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
  • разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
  • принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

Прокурор, в зависимости от характера нарушения, может возбудить уголовное дело или административное производство.

Прокурор или его заместитель могут приносить протест на акт, нарушающий трудовые права гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт; представление об устранении нарушений трудовых прав гражданина; либо обращаться в суд.

Прокуратура г. Перми: 614000, ул. Ленина, 25.

Управление труда администрации области (далее — управление) является самостоятельным структурным подразделением администрации Пермской области и региональным органом Министерства труда и социального развития Российской Федерации, обеспечивающим в пределах своей компетенции на территории области единую государственную политику в области труда, социально-трудовых отношений, социального партнерства, координации работы по вопросам охраны и условий труда.

Управление имеет право:

  • проверять работу предприятий по вопросам, относящимся к компетенции управления, составлять по результатам проверок соответствующие документы и вносить предложения по устранению выявленных недостатков;
  • привлекать для проведения проверок различных специалистов;
  • запрещать (приостанавливать) совместно с другими органами госнадзора и контроля эксплуатацию производственных объектов или производство работ при выявлении нарушений нормативных требований по охране труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников;
  • производить государственную экспертизу условий труда на предприятиях области и при выявлении нарушений действующего законодательства, ущемляющих права работников на получение льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда, выдавать администрации предприятий предписания об устранении этих нарушений;
  • проводить проверку (в порядке контроля за выполнением коллективных договоров) предоставления высвобождаемым с предприятий работникам гарантий и компенсаций, установленных законодательством о труде, Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и другими законодательствами и нормативными актами;
  • направлять предложения, запрашивать юридические, нормативные документы и рекомендации у Министерства труда и социального развития Российской Федерации;
  • созывать и принимать участие в конференциях, проводить семинары и совещания, организовывать выставки передового опыта, работать со средствами массовой информации по вопросам, входящим в компетенцию управления.

Должностные лица управления труда имеют право доступа в установленном порядке на предприятия, в учреждения и организации независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности.

Местонахождение управления — 614000, г. Пермь, ул. Ленина, 51.

Федеральная инспекция труда — единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации.

Часть 2 ст.355 Трудового Кодекса Российской Федерации определяет основные задачи федеральной инспекции труда. Ими являются:

  • обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая их право на безопасные условия труда;
  • обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства;
  • обеспечение сторон трудовых отношений информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства;
  • доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов. В последнем пункте речь идет о негативных последствиях имеющихся пробелов в трудовом законодательстве.

Думается, что все эти четыре основные задачи тесно взаимосвязаны и при их решении Гострудинспекции следовало бы более активно использовать СМИ для более быстрого информирования работодателей и работников о положительной и особенно отрицательной практике в сфере трудового законодательства.

Государственные инспекторы труда при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право:

  • беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции любые организации и предприятия;
  • запрашивать у работодателей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  • расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
  • приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;
  • направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
  • отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
  • запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;
  • выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;
  • привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд;
  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
Читайте также  Дрп на гос знаке

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение десяти дней с момента его получения работодателем или его представителем.

Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну, ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

Адрес Государственной инспекции труда в Пермской области: 614000, г. Пермь, ул. Советская, 39, тел. 12-52-23, 12-52-43.

Гражданин, чьи права нарушаются, должен обратиться в эти органы с письменным заявлением. В течение месяца он должен получить официальный ответ. Если ответ не удовлетворяет, то остается попытаться разрешить спор в судебном порядке.

Сергей Трутнев, юрист-консультант
Пермского регионального правозащитного центра

Ответственность за нарушение трудовых прав граждан

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ, ст. 21 Трудового кодекса РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд, которое не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Статьей 136 Трудового кодекса РФ регламентированы порядок, сроки и место выплаты заработной платы работникам.

Так, заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором, как правило, в месте выполнения работником работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным или трудовым договором.

В случае прекращения трудовых отношений выплата всех сумм, причитающихся работнику, производится в день увольнения. Если работник в день увольнения не работал, то деньги должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете (ст. 140 ТК РФ).

Согласно ст. 362 Трудового Кодекса РФ руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели — физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены указанным Кодексом и иными федеральными законами.

На основании ст. 419 Трудового Кодекса РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной, материальной гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Материальная ответственность предусмотрена ст. 236 Трудового кодекса РФ, из которой следует, что при нарушении установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов. При этом обязанность выплаты денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Меры административной ответственности за нарушения трудового законодательства установлены статьями 5.27 и 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым виновным лицам могут быть назначены следующие виды наказания: предупреждение, административный штраф в отношении должностных лиц в размере до 20 000 рублей, в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – до 40 000 рублей, юридических лиц – до 200 000 рублей. При этом за совершение повторного аналогичного правонарушения к должностному лицу может быть применена дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

Данный вид наказания заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо заниматься деятельностью по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо в сфере подготовки спортсменов, организации и проведения спортивных мероприятий.

В случае частичной невыплаты свыше трех месяцев, полной невыплаты свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные руководителем организации из корыстной или иной личной заинтересованности, законодателем предусмотрена уголовная ответственность по ст. 145.1 УК РФ и наказание до пяти лет лишения свободы.

Перечень способов защиты трудовых прав работников назван в ст. 352 ТК РФ. Основными способами защиты трудовых прав и законных интересов являются: государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовых прав, судебная защита.

В соответствии с полномочиями, предоставленными ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту или по другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Однако указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему гражданина о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов, в том числе в сфере трудовых отношений.

В связи с важностью и актуальностью в регионе вопроса о защите трудовых прав граждан, работа по выявлению задолженности перед работниками предприятий ведется органами прокуратуры на постоянной основе. В текущем году сохраняется положительная динамика увеличения количества предъявляемых прокурорами области исков в защиту трудовых прав граждан, а также рассмотрения и удовлетворения указанных исков судом, что приводит к восстановлению трудовых прав граждан на своевременную оплату труда.

Таким образом, если право гражданина на своевременное получение заработной платы нарушено, он может обратиться в прокуратуру по месту нахождения работодателя (предприятия-должника) с заявлением о предъявлении прокурором иска или заявления в защиту его интересов, указав сумму задолженности, подлежащую взысканию. К обращению следует приложить копию трудовой книжки и, если имеется, справку о размере начисленной, но неполученной заработной платы.

Следует иметь в виду, что органы прокуратуры при определении суммы подлежащей взысканию будут исходить из сведений о размере задолженности, предоставленных работодателем. Поэтому, если гражданин полагает, что подлежащая взысканию сумма отличается от этого значения, эти доводы необходимо обосновать документально.