На основании чего уничтожается незаконно хранящееся оружие

Постановление Правительства Белгородской области от 25 февраля 2013 г. N 51-пп «О мерах по профилактике незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)

Постановление Правительства Белгородской области
от 25 февраля 2013 г. N 51-пп
«О мерах по профилактике незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств»

С изменениями и дополнениями от:

1 декабря 2014 г.

В целях совершенствования работы по предупреждению незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств на территории Белгородской области Правительство Белгородской области постановляет:

1. Утвердить положение об организации работы по приему от граждан незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств на возмездной основе (далее — положение, прилагается).

2. Рекомендовать Управлению МВД России по Белгородской области (Пестерев В.Н.):

2.1. Организовать прием у населения добровольно сданного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств за вознаграждение.

2.2. Проводить широкую разъяснительную работу среди населения о необходимости добровольной сдачи оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, о порядке их приема территориальными органами внутренних дел.

3. Департаменту финансов и бюджетной политики области (Боровик В.Ф.) осуществлять финансирование реализации утвержденного положения из резервного фонда Правительства Белгородской области.

4. Утвердить размер вознаграждения, выплачиваемого гражданам за сдачу оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (прилагается).

5. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов руководствоваться настоящим постановлением, определить уполномоченные органы для выплаты денежного вознаграждения гражданам за добровольную сдачу оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

6. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя руководителя Администрации Губернатора области — секретаря Совета безопасности области С.А. Литвинова.

Положение
об организации работы по приему от граждан незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств на возмездной основе
(утв. постановлением Правительства Белгородской области
от 25 февраля 2013 г. N 51-пп)

С изменениями и дополнениями от:

1 декабря 2014 г.

Настоящее положение предусматривает порядок приема от граждан незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств и выплаты денежного вознаграждения за их добровольную сдачу.

1. Понятия, используемые в настоящем положении.

Под оружием понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов.

Огнестрельное оружие — оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда.

Холодное оружие — оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения.

Газовое оружие — оружие, предназначенное для временного поражения живой цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ.

Боеприпасы — предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание, за исключением боеприпасов и оружия, полученных в результате самостоятельного розыска, обнаружения и обезвреживания в местах боев времен Великой Отечественной войны, а также взрывных устройств и боеприпасов, изготовленных самодельным способом.

Взрывчатые вещества — химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению, взрыву без доступа кислорода воздуха.

Взрывные устройства — промышленные или самодельные изделия, функционально объединяющие взрывчатое вещество и приспособление для инициирования взрыва (запал, взрыватель, детонатор и т.п.).

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства Белгородской области от 1 декабря 2014 г. N 423-пп пункт 2 настоящего Положения изложен в новой редакции

2. Граждане, в том числе иностранные граждане, добровольно сдавшие незаконно хранящиеся у них оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества и взрывные устройства, получают денежное вознаграждение в размере, утвержденном настоящим постановлением.

Максимальный размер вознаграждения не может превышать 10 (десять) тысяч рублей.

3. Гражданин, изъявивший желание добровольно сдать незаконно хранящиеся у него оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства за плату, обращается по своему выбору в территориальное подразделение органа внутренних дел, при этом:

1) добровольно сданное оружие уничтожается органами внутренних дел в установленном порядке;

2) по каждому факту добровольной сдачи гражданами незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств органами внутренних дел проводится проверка на наличие либо отсутствие признаков иного состава преступления или правонарушения;

4. При установлении в действиях граждан признаков состава преступления или правонарушения денежное вознаграждение не выплачивается.

5. При обнаружении невзорвавшихся боеприпасов, а также огнестрельного оружия граждане обязаны сообщить об их местонахождении в органы местного самоуправления муниципальных образований, военные комиссариаты, территориальные подразделения органов внутренних дел и Главного управления МЧС России по Белгородской области.

6. Самостоятельное их обезвреживание, сбор и транспортировка категорически запрещается. Гражданам, осуществлявшим самостоятельное обнаружение, обезвреживание и транспортировку боеприпасов, а также огнестрельного оружия времен Великой Отечественной войны, денежное вознаграждение не выплачивается, и они несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

7. Управление МВД России по Белгородской области направляет в управление по взаимодействию с правоохранительными, судебными и контрольно-надзорными органами Администрации Губернатора области информацию о гражданах, подлежащих поощрению за добровольную сдачу оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

В информации Управления МВД России по Белгородской области указываются паспортные данные гражданина, наименование и количество сданного им оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также размер вознаграждения.

8. Управление по взаимодействию с правоохранительными, судебными и контрольно-надзорными органами Администрации Губернатора области в соответствии с информацией, полученной из Управления МВД России по Белгородской области, подготавливает проект распоряжения Правительства области о выделении денежных средств из резервного фонда Правительства области для поощрения граждан за добровольно сданное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства.

9. Департамент финансов и бюджетной политики области (Боровик В.Ф.) на основании указанного распоряжения перечисляет денежные средства с лицевого счета Администрации Губернатора Белгородской области, открытого на едином счете областного бюджета, на лицевые счета администраторов доходов муниципальных районов и городских округов, открытые в отделениях Управления Федерального казначейства по Белгородской области для организации выплаты вознаграждения гражданину за добровольно сданные оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства. Вознаграждение выплачивается в наличной либо безналичной форме путем перечисления на счет гражданина, открытый в кредитной организации.

Размер
вознаграждения, выплачиваемого гражданам за сдачу оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств
(утв. постановлением Правительства Белгородской области
от 25 февраля 2013 г. N 51-пп)

На основании чего уничтожается незаконно хранящееся оружие

указом Губернатора Брянской области

от 5 марта 2013 № 201

ПОЛОЖЕНИЕ

об организации работы по приему от граждан незаконно хранящегося
оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств на возмездной основе

Настоящее Положение предусматривает порядок приема от граждан незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств и выплаты денежного вознаграждения за их добровольную сдачу.

  1. Под оружием понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов.

Огнестрельное оружие — оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда.

Читайте также  Наследственная трансмиссия понятие содержание

Холодное оружие — оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения.

Газовое оружие — оружие, предназначенное для временного поражения живой цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ.

Боеприпасы — предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание, за исключением боеприпасов и оружия, полученных в результате самостоятельного розыска, обнаружения и обезвреживания в местах боев времен Великой Отечественной войны, а также взрывных устройств и боеприпасов, изготовленных самодельным способом.

  1. Прием незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств осуществляется территориальными органами внутренних дел муниципальных районов и городских округов, при этом:

незарегистрированное нарезное и гладкоствольное охотничье оружие, оружие армейских образцов уничтожается органами внутренних дел в установленном порядке;

по каждому факту добровольной сдачи гражданами незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств органами внутренних дел проводится проверка на наличие либо отсутствие признаков иного состава преступления или правонарушения. При установлении в действиях граждан признаков состава преступления или правонарушения денежное вознаграждение не выплачивается.

  1. При обнаружении невзорвавшихся боеприпасов, а также огнестрельного оружия граждане обязаны сообщить об их местонахождении в органы местного самоуправления муниципальных образований, военные комиссариаты, территориальные органы внутренних дел муниципальных районов и городских округов и главного управления МЧС России по Брянской области.

Самостоятельное их обезвреживание, сбор и транспортировка категорически запрещается. Гражданам, осуществлявшим самостоятельное обнаружение, обезвреживание и транспортировку боеприпасов, а также огнестрельного оружия времен Великой Отечественной войны, денежное вознаграждение не выплачивается, и они несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Выборгский район

О добровольной сдаче незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств

В соответствии с Постановлением Правительства Санкт‑Петербурга от 03.09.2014 N 830 «О порядке и размерах выплаты денежных средств гражданам за добровольную сдачу незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств и о внесении изменения в постановление Правительства Санкт‑Петербурга от 23.01.2008 N 46″, граждане Российской Федерации, достигшим возраста 18 лет, имеющие место жительства или пребывания в Санкт‑Петербурге, добровольно сдавшие в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации (отдел полиции) оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства, имеют право на получение денежного вознаграждения в размерах, утвержденных Правительством Санкт‑Петербурга.

Размер вознаграждения (руб.)

Огнестрельное оружие с нарезным стволом (за 1 шт.)

Огнестрельное гладкоствольное оружие (за 1 шт.)

Боеприпасы к оружию с нарезным стволом (за 1 шт.)

Боеприпасы к гладкоствольному оружию (за 1 шт.)

Взрывчатые вещества (за 100 г.)

Взрывные устройства (за 1 шт.)

Гранаты, мины, снаряды, выстрелы (за 1 шт.)

Оружие можно сдать в районные Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации (отделы полиции).

При выдаче взрывоопасных веществ, боеприпасов (за исключением патронов), взрывателей и детонаторов, во избежание несчастных случаев, категорически запрещается самостоятельно осуществлять их транспортировку. Необходимо информировать органы внутренних дел о местах нахождения взрывоопасных веществ и боеприпасов для организации вывоза в безопасное место и последующего уничтожения.

В соответствии с действующим законодательством, лицо, добровольно сдавшее оружие и боеприпасы, освобождается от уголовной ответственности за их незаконное хранение.

ГУ МВД России по г. Санкт‑Петербургу и Ленинградской области

ПЕРЕЧЕНЬ

документов, предоставляемых гражданами для получения денежного вознаграждения за сданные предметы вооружения на возмездной основе

1. Заявление о выплате денежных средств за добровольную сдачу незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств представленного гражданином в Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт‑Петербурга в период с 1 января по 31 октября включительно;
2. Документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт гражданина Российской Федерации или временное удостоверение личности, выданное на период его замены);
3. Документ, содержащий данные органов регистрационного учета гражданина (справка о регистрации по месту жительства (форма 9), свидетельство о регистрации по месту жительства (форма 8), свидетельство о регистрации по месту пребывания (форма 3) или решение суда об установлении места жительства (в случае если отсутствует отметка в паспорте гражданина Российской Федерации о регистрации по месту жительства в Санкт‑Петербурге);
4. Копия постановления об отказе в возбуждении в отношении гражданина уголовного дела в связи с добровольной сдачей им оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;
5. Копия квитанции ГУ МВД и территориальных органов ГУ МВД на принятое оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства;
6. Копия страхового свидетельства государственного пенсионного страхования;
7. Копия свидетельства о постановке на налоговый учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации;
8. Реквизиты счета гражданина в кредитной организации или адрес отделения Федеральной почтовой связи по месту жительства гражданина.

Выплата денежного вознаграждения осуществляется путем перечисления денежных средств гражданину на его счет, открытый в кредитной организации, или в организацию федеральной почтовой связи в соответствии со сведениями, указанными в заявлении.

*Заявление и документы, указанные выше предоставляются гражданином в Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт‑Петербурга по адресу: 191060,Смольный, г. Санкт‑Петербург.

На основании чего уничтожается незаконно хранящееся оружие

В целях осуществления мероприятий по профилактике правонарушений и предупреждения незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также профилактики терроризма на территории Иркутской области постановлением Правительства Иркутской области от 19 октября 2012 года № 572-пп утверждено Положение о порядке и размерах выплаты денежного вознаграждения гражданам за добровольную сдачу незаконно хранящегося у них оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывчатых материалов и взрывных устройств.

Право на выплату денежного вознаграждения за добровольную сдачу незаконно хранящегося оружия и боеприпасов имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста и имеющие регистрацию по месту жительства или месту пребывания на территории Иркутской области.

Для реализации права на денежное вознаграждение лицо, добровольно сдавшее незаконно хранящееся оружие и боеприпасы, одновременно с подачей заявления о добровольной сдаче оружия и боеприпасов подает в органы внутренних дел Иркутской области заявление о денежном вознаграждении ( форма заявления с 28.01.2019, форма заявления до 28.01.2019) .

Положением предусмотрены следующие размеры выплат:

Наименование сдаваемых оружия и боеприпасов

Размер вознаграждения, рублей

Боевое ручное стрелковое оружие (пистолеты, револьверы, карабины, автоматы, пулеметы, гранатометы)

Огнестрельное оружие с нарезным стволом

Огнестрельное гладкоствольное оружие

Обрез огнестрельного гладкоствольного оружия

Обрез огнестрельного оружия с нарезным стволом

Самодельное огнестрельное оружие

Газовое оружие самообороны

Патрон к нарезному оружию (кроме калибра 5,6 мм)

Патрон калибра 5,6 мм, патрон к травматическому и гладкоствольному оружию

Взрывное устройство (мины, бомбы, гранаты)

Взрывчатые вещества и материалы (100 гр. в тротиловом эквиваленте)

Размер денежного вознаграждения составляет 50% от размера, установленного абзацем вторым настоящего пункта, за технически непригодные для использования по прямому назначению сдаваемые оружие и боеприпасы .

В Иркутской области в рамках государственных программ (подпрограмм) по профилактике преступлений и иных правонарушений в Иркутской области с 2012 года предусматривается финансирование из областного бюджета на выплаты денежного вознаграждения гражданам за добровольную сдачу незаконно хранящегося у них оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывчатых материалов и взрывных устройств .

Читайте также  Регистрация права собственности дол строит

С 1 января 2019 года вступает в силу постановление Правительства Иркутской области от 6 ноября 2018 года № 814-пп « Об утверждении государственной программы Иркутской области «Обеспечение комплексных мер противодействия чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, построение и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на 2019 – 2024 годы. В рамках подпрограммы « П рофилактика преступлений и иных правонарушений в Иркутской области » на 2019-2024 годы ежегодно предусмотрены средства в размере 1,5 млн рублей на предупреждение незаконного оборота оружия.

С 28 января 2019 года вступило в силу постановление Правительства Иркутской области от 15 января 2019 года № 5-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 19 октября 2012 года № 572-пп».

СТРЕЛКОВОЕ ОРУЖИЕ

Всемирное зло

Повстанцы, члены вооруженных банд, пираты, террористы — все они могут приумножить свою силу путем использования незаконно приобретенных огневых средств. Незаконный оборот стрелкового оружия, легких вооружений и их боеприпасов дестабилизирует общества и сказывается на безопасности и развитии во всех регионах мира.

Незаконная торговля стрелковым оружием, легкими вооружениями и их боеприпасами сеет хаос повсюду. Бандиты терроризируют жилые кварталы. Повстанцы нападают на гражданское население или миротворцев. Наркобароны без разбора убивают сотрудников правоохранительных органов и любых других лиц, вставших на пути их нелегального бизнеса. Разбойники захватывают колонны с гуманитарной помощью. На всех континентах неконтролируемый оборот стрелкового оружия представляет собой извечную проблему.

Излюбленный вид оружия

Стрелковое оружие является дешевым и легким, оно просто в обращении и удобно для перевозки, его легко спрятать. Хотя наращивание объемов стрелкового оружия само по себе может не быть причиной конфликтов, в которых оно применяется, его чрезмерное накопление и широкая доступность усугубляют конфликты. Насилие приобретает более смертоносный и продолжительный характер, а чувство незащищенности растет, приводя, в свою очередь, к повышению спроса на оружие.

В большинстве современных конфликтов, особенно межгосударственных, стрелковое оружие применяется наиболее часто. Оно является предпочтительным средством, используемым в гражданских войнах, а также в действиях с участием террористов, организованных преступных групп и бандитов.

    • А/68/171
    • А/67/176
    • А/67/113
    • A/RES/67/58
    • A/RES/66/47
    • A/RES/65/64
    • A/RES/64/50
    • A/RES/63/72
    • A/RES/62/47
    • A/RES/61/66
    • A/RES/60/81
    • A/RES/59/86
    • A/RES/58/241
    • A/RES/57/72
  • Оказание государствам помощи в пресечении незаконного оборота и в сборе стрелкового оружия и легких вооружений
    • A/RES/67/41
    • A/RES/66/34
    • A/RES/65/50
    • A/RES/64/30
    • A/RES/63/66
    • A/RES/62/22
    • A/RES/61/71
    • A/RES/60/71
    • A/RES/59/74
    • A/RES/58/58
    • A/RES/57/70
  • Предоставление Региональному центру по стрелковому оружию и легким вооружениям в районе Великих озер, в государствах Африканского Рога и в сопредельных государствах статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее
    • A/RES/62/73
  • Устранение негативных гуманитарных последствий незаконного производства, передачи и обращения стрелкового оружия и легких вооружений и их чрезмерного накопления и их последствий для процесса развития
    • A/RES/60/68
  • Содействие на региональном уровне в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе осуществлению программы действий Организации Объединенных Наций по незаконной торговле стрелковым оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах
    • A/RES/58/55
  • Содействие развитию посредством уменьшения масштабов и предупреждения вооруженного насилия
    • А/64/228
    • A/RES/63/23

Резолюции Совета Безопасности

Доклады Генерального секретаря Совету Безопасности

Забирая жизни, нарушая права

В подавляющем большинстве случаев смерть людей, непосредственно связанная с конфликтом, — это результат применения стрелкового оружия, и гражданское население все чаще становится основной жертвой вооруженного конфликта. Таким образом, стрелковое оружие является главным орудием насильственных преступлений. Число убийств, связанных с применением огнестрельного оружия в постконфликтных обществах, часто превышает число погибших на полях сражений. Использование такого оружия также приводит к увеличению числа насильственных смертей среди сотрудников ООН, военнослужащих-миротворцев и сотрудников гуманитарных и неправительственных организаций.

Стрелковое оружие — причина самых различных нарушений прав человека, включая убийства, нанесение увечий, изнасилования и другие формы сексуального насилия, недобровольные исчезновения, пытки и принудительную вербовку детей вооруженными группами. С применением стрелкового оружия совершается больше нарушений прав человека, чем с применением любого другого оружия. Кроме того, там, где вооруженное насилие широко используется в качестве средства урегулирования разногласий и конфликтов, не могут быть обеспечены правовое и мирное разрешение споров и верховенство права.

    • Институт Организации Объединенных Наций по исследованию проблем разоружения (ЮНИДИР)
    • Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН)
    • ЮНИСЕФ
    • Защита гражданского населения
    • Дети и вооруженные конфликты
    • Международный комитет Красного Креста (МККК)
    • «Смол армз сервей»
    • Международная сеть по вопросам стрелкового оружия (МССО)
    • GunPolicy

В развитии отказано

Современные вооруженные конфликты являются главной причиной, по которой люди покидают свои дома, и наиболее распространенной причиной отсутствия продовольственной безопасности в настоящее время. Вооруженное насилие может усугублять нищету, затруднять доступ к социальным услугам и потреблять энергию и ресурсы, необходимые для совершенствования процесса развития человека. Страны, испытывающие на себе губительные последствия вооруженного насилия, имеют очень низкие показатели достижения целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия. Высокий уровень вооруженного насилия серьезно препятствует экономическому росту. По мнению Всемирного банка, ничто не создает такой серьезной угрозы инвестиционному климату, как отсутствие безопасности, порождаемое вооруженным насилием.

О стрелковом оружии известно меньше, чем о ядерном

Надежные данные по проблеме стрелкового оружия можно накопить лишь в том случае, если страны будут предоставлять информацию о его производстве, запасах, торговле, законодательном регулировании и применении. Однако если проанализировать все меры транспарентности, касающиеся систем вооружений, то окажется, что наименее разработанными являются меры, применимые к стрелковому оружию. Как отметила организация «Смол армз сервей», «о количестве ядерных боеголовок, запасах химического оружия и поставках крупных систем обычных вооружений известно больше, чем о стрелковом оружии».

Точные данные о количестве стрелкового оружия и легких вооружений, находящихся сейчас в обращении по всему миру, отсутствуют. По оценкам некоторых источников, общее количество стрелкового оружия составляет не менее 875 млн. единиц. Бόльшая часть стрелкового оружия, представляющего собой единственную категорию оружия, в отношении которой у правительства, как правило, нет монопольного права владения и распоряжения, — находится в руках частных лиц.

Как стрелковое оружие оказывается вне закона?

Стрелковое оружие поступает в кризисные районы и районы вооруженных конфликтов из разных источников. Незаконный оборот внутри страны организуется через сеть распространителей, а также в результате кражи, утечки или перенаправления, хищения или перепродажи единиц оружия. Из-за рубежа стрелковое оружие перенаправляется в зоны конфликта чаще всего небольшими партиями, которые формируют непрерывные пути поставок через плохо охраняемые границы. Однако совокупное дестабилизирующее воздействие такой мелкомасштабной торговли не следует недооценивать, особенно в нестабильных районах, где стрелковое оружие неоднократно перепродается, перемещаясь из одной конфликтной зоны в другую.

Стрелковое оружие и ООН

Правительства несут ответственность за обеспечение общественной безопасности и заинтересованы в обеспечении безопасности и развития граждан своих стран. Поэтому им следует принимать меры к тому, чтобы не допускать злоупотребления стрелковым оружием, находящимся в государственной собственности или в частном владении, а также препятствовать его незаконному обороту, поскольку использование стрелкового оружия может спровоцировать нестабильность и усилить нищету.

Читайте также  Как по новым требованиям заверять трудовую книжку

Для того чтобы достичь этих целей в рамках системы ООН, страны взяли на себя несколько обязательств по контролю над стрелковым оружием, к которым относятся Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, Программа действий по предотвращению и искоренению незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах и борьбе с ней, включая Документ о маркировке и отслеживании, и Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка.

Тема стрелкового оружия возникает и во время дискуссий по иным вопросам. Страны уделяют особое внимание таким тесно связанным со стрелковым оружием аспектам, как вооруженное насилие, дети-солдаты, защита гражданского населения в вооруженных конфликтах, боеприпасы, Договор о торговле оружием и Регистр обычных вооружений ООН.

Производство

В производстве стрелкового оружия наблюдается процесс децентрализации, приводящий к тому, что изготовители вооружений размещаются ближе к потенциальным рынкам. Более 1000 компаний занимаются тем или иным аспектом производства стрелкового оружия примерно в 100 странах, из которых около 30 являются крупными производителями оружия. По консервативным оценкам ежегодно в мире производится 7,5—8 млн. единиц стрелкового оружия.

В большинстве регионов мира обычной практикой стало лицензионное производство оружия, в связи с чем иногда возникают вопросы о том, кто несет ответственность за экспорт производственных технологий. В некоторых регионах осуществляется организованное в частных мастерских кустарное производство, которое во многих случаях остается вне действия систем контроля.

Маркировка и отслеживание

Наличие у национальных правоохранительных органов возможности отслеживать стрелковое оружие и выявлять его последнего законного владельца, которого затем можно было бы привлечь к ответственности, стало бы эффективной мерой по пресечению незаконной торговли стрелковым оружием и недопущению попадания оружия на незаконный рынок. Поэтому крайне важно, чтобы оружие маркировалось во время изготовления и импорта, а соответствующие данные заносились в учетные документы, подлежащие хранению. Существующие запасы оружия должны быть промаркированы. Хотя значительная часть оружия маркируется при изготовлении и осуществлении импортной поставки, международное сотрудничество в деле маркировки и отслеживания стрелкового оружия находится лишь на начальном этапе.

Торговцы и брокеры

В подавляющем большинстве случаев стрелковое оружие продается и передается законным образом, но за последние несколько десятилетий глобальные схемы поставок стрелкового оружия и легких вооружений претерпели серьезные изменения. Это осложнило контроль. В прошлом рынки вооружений было относительно легко контролировать ввиду меньшего числа точек торговли и менее активной посреднической деятельности. Как правило, обработкой заказов и доставкой грузов занимались государственные структуры или агенты, уполномоченные правительством. Широкое распространение получила практика использования услуг частных посредников. Сейчас организация этими лицами сделок в интересах оборонной промышленности, вооруженных сил, правоохранительных органов и государственных поставщиков, а также частных структур, стала обычным явлением, причем они действуют в условиях усилившейся глобализации и зачастую из нескольких мест.

Современные торговцы, агенты, брокеры, перевозчики и финансисты могут одновременно выполнять несколько функций, вследствие чего провести четкое разграничение между торговлей стрелковым оружием и брокерскими операциями бывает затруднительно. Государства должны обеспечить, чтобы поставки, осуществляемые с помощью этих зачастую сложных сетей, регулировались в соответствии с законом.

Расследования нарушений эмбарго в отношении оружия, проведенные группами Совета Безопасности по наблюдению, выявили несколько международных сетей, участвовавших в незаконной торговле стрелковым оружием и в незаконных брокерских операциях с ним. Эти брокеры и дилеры используют пробелы в законодательстве, уклоняются от таможенной проверки и контроля в аэропортах и подделывают документы, такие как паспорта, сертификаты конечного пользователя, накладные и графики движения воздушных судов. Незаконные действия некоторых брокеров и торговцев, — а также правительственных чиновников, с которыми они вступают в сговор, — являются нарушением любого эмбарго, введенного Организацией Объединенных Наций, при этом основную часть их поставок составляют стрелковое оружие и боеприпасы.

Неизменной проблемой, связанной с распространением стрелкового оружия, особенно в кризисных и конфликтных зонах, является отсутствие нормативных рамок, которыми все государства могли бы руководствоваться при вынесении решений, касающихся поставок оружия.

Боеприпасы

Получение информации о международных поставках боеприпасов затруднительно. По имеющимся оценкам, более 80 процентов торговых сделок с боеприпасами не отражены в достоверной статистике об экспорте. При этом боеприпасы являются одним из ключевых элементов при решении проблемы стрелкового оружия во всех его аспектах. В условиях непрерывного использования запасы боеприпасов быстро истощаются. Предотвращение их пополнения в ситуациях, когда речь идет о нарушении закона, должно быть предметом первостепенного внимания. Более того, эти запасы могут составлять двоякую проблему защиты и безопасности — проведенные исследования показали, что бόльшая часть боеприпасов, находящихся в распоряжении вооруженных негосударственных субъектов, незаконно попала к ним из арсеналов государственных сил безопасности, а в последнее время в ряде стран произошли взрывы на складах боеприпасов, иногда находящихся в густонаселенных районах, в результате чего пострадали тысячи человек. Поэтому необходимо в срочном порядке рассмотреть меры по обеспечению физической защиты боеприпасов и их технической безопасности.

Управление запасами

Одной из наиболее острых проблем, связанных со стрелковым оружием, является проблема управления запасами и контроля над ними. Ненадежно охраняемые государственные арсеналы являются главным источником стрелкового оружия, попадающего в незаконный оборот. Как правило, намного эффективнее уничтожить избыточное и устаревшее оружие, нежели хранить его. В постконфликтных ситуациях незамедлительное уничтожение излишков оружия и боеприпасов снижает вероятность новой вспышки нестабильности.

Результаты осуществления программ сбора и уничтожения являются неоднозначными. Часто такие проекты оказывают лишь незначительное воздействие на обстановку с точки зрения безопасности — предположительно потому, что, как правило, уничтожается устаревшее оружие, и потому, что затрагиваемые сообщества не всегда участвуют в разработке и осуществлении программ сбора. Кроме того, в рамках программ разоружения основное внимание обычно уделяется оружию, а не боеприпасам. И что самое важное, программы сбора оружия будут иметь долгосрочный эффект лишь в том случае, если они будут опираться на мощные усилия, направленные на сокращение масштабов насилия, примирение, реформирование сектора безопасности и миростроительство.