Нарушение рассмотрение уголовного дела жалоба в прокуратуру

Как обжаловать действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа в порядке уголовно-процессуального законодательства

Предоставление права на обжалование процессуальных действий и процессуальных решений, затрагивающих законные интересы лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, или иных лиц, в той части, в которой проводимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы – это одна из форм конституционной защиты законных прав участников уголовного судопроизводства (статья 46 Конституции РФ).

Обжалование действий (бездействия) и решений следователя, руководителя следственного органа имеет цель не только обеспечить права и законные интересы физических и юридических лиц, но и способствовать обнаружению и устранению нарушений и ошибок, допущенных в процессе уголовного судопроизводства.

Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие), решения следователя, руководителя следственного органа регулируется главой 16 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в частности, ст.ст. 123-124 УПК РФ.

Как следует из положений ст.123 УПК, участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами могут быть обжалованы действия (бездействие), решения следователя, руководителя следственного органа, если производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

К участникам уголовного судопроизводства в соответствии с гл. 5 – 8 УПК РФ относятся: суд, прокурор, следователь, руководитель следственного органа, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя, подозреваемый, обвиняемый, законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, защитник, гражданский ответчик, представитель гражданского ответчика. К иным участникам уголовного судопроизводства относятся: свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой.

В соответствии со ст. 49 УПК РФ защиту прав и интересов участников уголовного судопроизводства в качестве защитников могут осуществлять адвокаты, их правомочия как защитника должны быть подтверждены удостоверением адвоката и ордером.

Понятия процессуального действия и процессуального решения приведены в п.п. 32, 33 ст. 5 УПК РФ. Процессуальные действия и процессуальные решения взаимосвязаны и четкого их разграничения на действия и решения уголовно-процессуальным законодательством не предусмотрено, в связи с чем, все действия следователя, оформляемые процессуально (в соответствии с требованием УПК РФ) могут быть предметом обжалования в порядке ст. 124 УПК РФ.

В частности в соответствии со ст. 124 УПК РФ могут быть обжалованы решения об отказе в приеме сообщения о преступлении (ч.5 ст.144 УПК РФ), о возбуждении и об отказе в возбуждении уголовного дела (ст. 145, ч.5 ст. 148 УПК РФ), о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие) вышеназванных должностных лиц, в том числе те, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ к правосудию (ч. 1. ст.125 УПК РФ).

Так, ч. 4 ст. 148 УПК РФ предусматривает процессуальную обязанность направить заявителям копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения и разъяснить ему право обжаловать данное постановление и порядок обжалования. Поскольку эти действия прямо предусмотрены УПК РФ, они являются процессуальными в соответствии с п.32 ст.5 УПК РФ и могут быть обжалованы на основании ст.124 УПК РФ.

Таким образом, обращения граждан о бездействии должностных лиц следственных органов, связанном с нарушением либо невыполнением ими требований УПК РФ о рассмотрении жалоб в установленные сроки, о направлении копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела (ч.4. ст.148 УПК РФ), о приостановлении предварительного следствия по уголовному делу (ч.1. ст.209 УПК РФ) и копий иных процессуальных решений, которые в обязательном порядке подлежат направлению участникам уголовного судопроизводства, рассматриваются по правилам, предусмотренным ст.124 УПК РФ.

К действиям (бездействию), которые могут быть обжалованы в порядке ст. 124 УПК РФ, необходимо относить следующие процессуальные действия:

– в рамках материала процессуальной проверки – осмотр места происшествия, получение объяснений, назначение исследований, проведение ревизий, документальных проверок и др;

– в рамках расследования уголовного дела – допрос, предъявление обвинения, обыск, выемка, привод, избрание меры пресечения, наложение ареста на имущество, признание лица потерпевшим и др.

Следует отличать жалобы (просьбы участника процесса устранить нарушения закона), подлежащие рассмотрению в порядке ст. 124 УПК РФ и ходатайства по уголовным делам.

Ходатайство – это обращение участника процесса с просьбой совершить процессуальное действия или принять процессуальное решение для установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, обеспечения прав и законных интересов лица, его заявившего, либо представляемого им лица.

Ходатайства заявляются лицу или органу, в производстве которого находится уголовное дело, и рассматриваются в порядке ст. ст. 119-122 УПК РФ. Срок рассмотрения ходатайства составляет 3 суток со дня его заявления. Днем заявления ходатайства считать дату его регистрации. По результатам рассмотрения следователем выносится постановление об удовлетворении ходатайства, либо о полном или частичном отказе. После рассмотрения оригинал ходатайства приобщается к материалам уголовного дела, а копия ходатайства и ответа на него – в контрольное производство по уголовному делу. Статистическая карточка, заполненная по результатам рассмотрения ходатайства, передается должностному лицу, ответственному за ведение статистического учета и формирование контрольного производства.

Правом рассмотрения жалоб в порядке ст.124 УПК РФ обладают: руководитель (заместители руководителя) следственного управления, руководитель (заместитель руководителя) отдела процессуального контроля, руководитель (заместители руководителя) отдела по расследованию особо важных дел, руководитель (заместители руководителя) следственных отделов. По поручению указанных руководителей подготовка материалов для рассмотрения и составления проектов процессуальных документов может быть поручена подчиненным сотрудникам (инспекторам отдела процессуального контроля и следователям). Рассмотрение жалоб в порядке ст. 124 УПК РФ на действия (бездействие) следователей самими следователями не допускается.

В процессе рассмотрения жалобы в порядке ст. 124 УПК РФ, при наличии необходимости, изучаются материалы проверок, уголовные дела, берутся объяснения и т.д.

Срок рассмотрения жалоб, подлежащих рассмотрению в порядке ст. 124 УПК РФ – 3 суток, со дня их поступления. Днем поступления жалобы считается день ее регистрации с присвоением номера документу по Книге учета входящей корреспонденции следственного органа.

В случае необходимости истребовать дополнительные материалы для разрешения, допускается рассмотрение жалобы в течение 10 суток. Решение о продлении срока проверки по жалобе принимается руководителем соответствующего подразделения следственного органа по ходатайству должностного лица, рассматривающего жалобу либо самостоятельно. Срок рассмотрения жалобы, в соответствии со ст. 128 УПК РФ, истекает в 24 часа последних суток. Если окончание срока приходится на не рабочий день, то последним днем срока считается первый, следующий за ним, рабочий день.

По результатам рассмотрения жалоб в порядке ст. 124 УПК РФ исполнитель принимает одно из следующих решений, которое заноситься в статистическую карточку на обращение:

«удовлетворено» — приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя;

«отклонено» — требования заявителя признаны необоснованными или незаконными.

Каждое из указанных процессуальных решений оформляется в виде постановления, которое должно быть законным, обоснованным и мотивированным. Перечень названий постановлений, выносимых по результатам рассмотрения жалобы, закреплен в законе (ст. 124 УПК РФ) и не может быть расширен произвольно.

В постановлении, выносимом по результатам рассмотрения жалобы, должно быть приведено краткое содержание жалобы, конкретные основания для ее удовлетворения, либо отказа в удовлетворении, а также процессуальное решение, принятое в результате рассмотрения жалобы.

Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по результатам рассмотрения жалобы и дальнейшем порядке его обжалования (вышестоящему руководителю следственного органа, в суд в порядке, установленном ст.ст. 124-125 УПК РФ, с указанием адреса их местонахождения).

К ответу по жалобе необходимо прилагать копию соответствующего постановления.

Последующие жалобы на решения, вынесенные руководителем следственного органа в порядке ст. 124 УПК РФ рассматриваются руководителем вышестоящего следственного органа. При этом вышестоящему руководителю следственного органа представляются необходимые для рассмотрения жалобы материалы, уголовные дела, а также, заключение руководителя нижестоящего следственного органа об обоснованности доводов заявителя.

Читайте также  Какая любовь через 20 лет совместной жизни

КС не усмотрел нарушений в возможности отказать в принятии к рассмотрению жалобы на бездействие прокурора

Суд отметил, что неполучение заявителем уведомления о решении, принятом по его жалобе прокурором, а равно отказ прокурора в удовлетворении жалобы не порождают последствий, выходящих за пределы собственно уголовно-процессуальных отношений.

Один из экспертов отметил, что неисполнение обязанности по направлению заявителю уведомления о принятом по его жалобе решении влечет негативные последствия, граничащие с ограничением доступа к правосудию. По мнению другой, вывод КС справделив и наиболее логичным решением для заявителя в данной ситуации было бы обжалование бездействия прокурора вышестоящему руководству последнего.

Конституционный Суд опубликовал Определение № 9-О от 28 января 2021 г., в котором указал, что отказ в принятии жалобы в порядке ст. 125 УПК на бездействие прокурора в виде отсутствия незамедлительного уведомления о решении, принятом по жалобе, не является неконституционным.

Дмиапшин подал жалобу об оспаривании бездействия должностных лиц органов прокуратуры в порядке ст. 125 УПК. Суд ее удовлетворил, однако апелляция решение отменила и прекратила производство по жалобе ввиду отсутствия предмета по правилам данной судебной процедуры.

После этого Дмитрий Лапшин обратился в Конституционный Суд. Он посчитал, что ч. 1 и 5 ст. 125 «Судебный порядок рассмотрения жалоб» УПК противоречат Конституции в той мере, в какой позволяют суду отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина на бездействие прокурора, выразившееся в невыполнении требования ч. 3 ст. 124 «Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа» того же Кодекса, согласно которой заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.

Изучив материалы дела, Конституционный Суд отметил, что с учетом стадийного построения уголовного процесса право его участников на судебную защиту на досудебных стадиях может обеспечиваться путем проверки судом жалоб на действия и решения органов предварительного расследования после передачи уголовного дела в суд. Однако если действия и решения этих органов порождают последствия, выходящие за рамки собственно уголовно-процессуальных отношений, существенно ограничивая тем самым конституционные права и свободы личности, а отложение проверки законности и обоснованности таких действий и решений до стадии судебного разбирательства может причинить ущерб, восполнение которого в дальнейшем окажется неосуществимым, то заинтересованным лицам должна быть обеспечена возможность незамедлительного обращения в суд с соответствующей жалобой. При этом в суд могут быть обжалованы действия и решения органов предварительного расследования, если они нарушают конституционные права и свободы, которые не могут быть восстановлены в полном объеме при рассмотрении судом уголовного дела, и если проверка их законности и обоснованности не связана с предрешением вопросов, затрагивающих существо уголовного дела.

КС отметил, что реализации данной правовой позиции служит ст. 125 УПК, которая гарантирует возможность обжалования в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, постановлений органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иных действий (бездействия) и решений дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию (ч. 1); по результатам рассмотрения жалобы судья выносит постановление либо о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение, либо об оставлении жалобы без удовлетворения (ч. 5).

КС сослался на Определение № 1047-О от 23 апреля 2020 г. и указал, что неполучение заявителем уведомления о решении, принятом по его жалобе прокурором, а равно отказ прокурора в удовлетворении жалобы не порождают последствий, выходящих за пределы собственно уголовно-процессуальных отношений, а также не могут признаваться затрудняющими доступ граждан к правосудию. К тому же, как разъяснил Пленум ВС в п. 3 Постановления от 10 февраля 2009 г. № 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», если лицо не согласно с постановлением прокурора или руководителя следственного органа, вынесенным в соответствии со ст. 124 УПК, то предметом судебного обжалования выступает не сам по себе отказ прокурора или руководителя следственного органа в удовлетворении обращения лица, а непосредственно те действия (бездействие) и решения органов дознания, их должностных лиц или следователя, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.

Таким образом, заключил КС, оспариваемые положения – притом что прокурор не освобождается от выполнения предусмотренной ч. 3 ст. 124 УПК обязанности уведомить заявителя о принятом по его жалобе решении – не могут расцениваться как нарушающие права Дмитрия Лапшина в обозначенном им аспекте, а потому данная жалоба как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд не может быть принята к рассмотрению.

Младший юрист АБ «Забейда и партнеры» Полина Немчинова указала, что разница между порядками обжалования, предусмотренными ст. 124 и 125 УПК, состоит не только и не столько в органах, рассматривающих жалобу, но в характере нарушения, допущенного соответствующим должностным лицом. «КС РФ справедливо отмечает, что в порядке ст. 125 УПК обжалуются именно те нарушения, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию», – подчеркнула она.

Полина Немчинова заметила, что подобный подход существует не только в России. Например, в Швейцарии досудебное производство предусматривает четкие точки открытия следствия и предъявления обвинения. На этих ключевых точках существует возможность обжалования соответственно только отказа в возбуждении уголовного дела и только прекращения уголовного дела. Идея совершенно аналогичная: отказ в возбуждении дела и прекращение дела блокируют доступ лица к правосудию, противоположные решения предполагают продолжение процесса и возможность рассмотрения всех вопросов и нарушений в судебном порядке.

«Во-первых, вряд ли можно сказать, что неуведомление прокурором лица о принятом решении блокирует доступ этого лица к правосудию. Во-вторых, иерархичная структура органов прокуратуры позволяет обжаловать те или иные решения, действия (бездействие) прокурорам разного уровня. В-третьих, нарушение, ставшее предметом первоначальной жалобы, может быть рассмотрено и судом в порядке ст. 125 УПК (если не затрагивает существо обвинения)», – указала юрист.

По ее мнению, КС справедливо отметил, что бездействие прокурора, выразившееся в неуведомлении заинтересованного лица о принятом решении, не может расцениваться как нарушающее права заявителя в аспекте ст. 18 и ч. 1 ст. 46 Конституции, а также обжаловаться в порядке ст. 125 УПК как способное причинить ущерб конституционным правам и свободам заявителя либо затруднить его доступ к правосудию. «К тому же, и об этом также говорит Суд, выраженный в настоящем определении подход к обозначенной заявителем проблеме нисколько не освобождает прокурора от обязанности, закрепленной за ним в ч. 3 ст. 124 (незамедлительно уведомить заявителя о принятом решении)», – подчеркнула Полина Немчинова. По ее мнению, наиболее логичным решением для заявителя в данной ситуации было бы обжалование бездействие прокурора вышестоящему руководству последнего.

Органы прокуратуры районов и городов Приморского края:

В соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона не вступившие в силу решения, принятые судом первой инстанции, могут быть обжалованы сторонами в апелляционном или кассационном порядке в вышестоящий суд. При этом жалоба приносится через суд, вынесший приговор либо постановление, и адресуется вышестоящему суду.

Читайте также  Акт рекламации запчастей образец скачать

Решения мировых судей обжалуются в апелляционном порядке в соответствующий районный суд, а решения, принятые районным судом, – в судебную коллегию по уголовным делам суда субъекта Российской Федерации. Жалоба на приговор или иное решение суда субъекта Российской Федерации адресуется в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Правом обжалования судебных решений обладают осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, государственный обвинитель или вышестоящий прокурор, потерпевший и его представитель. Кроме того, гражданский истец, гражданский ответчик или их представители вправе обжаловать приговор в части, касающейся гражданского иска.

Сроки принесения апелляционной/кассационной жалобы определены в ст. 356 УПК РФ. Не вступившие в силу приговор или иное судебное решение могут быть обжалованы в течение 10 суток со дня провозглашения приговора, а осужденным, содержащимся под стражей, — в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.

Жалоба, поданная с нарушением срока, оставляется без рассмотрения. Вместе с тем, указанный срок может быть восстановлен судом, вынесшим судебное решение, в случае заявления лицом, имеющим право обжалования соответствующего ходатайства с указанием причин пропуска срока.

Срок обжалования восстанавливается, если копии обжалуемого судебного решения были вручены сторонам по истечении 5 суток со дня его провозглашения.

Надзорная жалоба подается на судебные решения, вступившие в законную силу, непосредственно в президиум суда субъекта Российской Федерации. При этом к надзорной жалобе должны быть приложены копии обжалуемых решений. Ограничения сроков подачи надзорной жалобы уголовно-процессуальный закон не содержит.

При этом следует иметь в виду, что прокурор не уполномочен возбуждать надзорное производство по жалобам о несогласии с судебными решениями, а рассмотрение надзорного представления прокурора осуществляется судом в том же порядке, что и по надзорной жалобе любого иного участника процесса.

Правом возбуждения надзорного производства по жалобе на судебные решения, вынесенные мировыми судьями и районными судами, имеет судья суда субъекта Российской Федерации. Его решение об отказе в возбуждении надзорного производства может быть обжаловано председателю соответствующего суда. В дальнейшем обжаловать принятые по надзорной жалобе решения следует в Верховный Суд Российской Федерации.

​Как добиться возбуждения уголовного дела о подделке протокола общего собрания с помощью жалоб в прокуратуру.

06 Февраль 2019

Ранее мы писали о том, как написать заявление о подделке протокола общего собрания. На практике одного заявления мало. Чтобы уголовное дело возбудили, надо держать под контролем доследственную проверку сообщения о преступления и периодически направлять действия правоохранителей в нужное вам русло. В этой статье мы расскажем, как правильно обжаловать отказ в возбуждении уголовного дела в прокуратуру.

В силу ст.144 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) сообщение о преступлении в правоохранительном органе — полиции, территориальном отделе Следственного комитета и др. – рассматривается в течение 3 суток. При необходимости срок проверки продлевается до 10 суток, а в исключительных случаях – до 30 суток. После этого по материалу принимается решение:

1. о возбуждении уголовного дела;

2. об отказе в возбуждении уголовного дела;

3. о передаче сообщения в иной орган по подследственности. Например, поступившее в межрайонный отдел Следственного комитета заявление о подделке протокола общего собрания будет направлено в полицию.

Если итогом рассмотрения заявления стало постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, надо разобраться в причинах такого решения. Например, должностные лица толком не разобрались в обстоятельствах: нужные свидетели не опрошены, необходимые документы не истребованы, таким образом, получается, что срок проволокитили, и пришлось принять не соответствующее требованиям УПК РФ процессуальное решение.

В таких случаях необоснованное и незаконное постановление обычно отменяется прокурором (его заместителем), на которого такие обязанности возложены требованиями пп.1 и 3 ч. 2 ст.37 УПК РФ и приказами Генпрокуратуры РФ.

Однако бывают случаи, когда прокурор (а на деле – кто-то из его помощников) «не увидел» незаконного решения следователя или органа дознания. Тогда прокурору необходимо помочь. Порядок «неотложного оказания помощи» прокурору предусмотрен статей 124 УПК РФ.

О чём эта норма?

Заявитель (автор сообщения о преступлении) является участником уголовного судопроизводства, который может обжаловать прокурору постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (как и любое действие/бездействие либо решение правоохранительных органов при проверке).

Прокурор рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, срок проверки продлевается до 10 суток (об этом обязательно должен быть извещен заявитель).

По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

О принятом по жалобе решении и порядке его обжалования заявитель также незамедлительно уведомляется прокурором.

Как написать результативную жалобу?

Основная задача – определиться, с чем конкретно Вы не согласны.

Если с действиями следователя или дознавателя (обычно сотрудника БЭПиПК) – то с какими именно: вместо относимых к предмету проверки документов изъяты материалы бухгалтерии за другой период, сотрудники органа действовали некорректно.

Если с бездействием – то опять же, в чём оно заключается: не истребованы документы из ГЖИ, не проведена экспертиза подлинности подписей в протоколе собрания собственников, не опрошены знающие тему Иванова, Петрова, а вместо реального опроса Смирнова сотрудник поговорил с ним только по телефону, да ещё и не по делу.

Когда обжалуете процессуальное решение (постановление об отказе в возбуждении уголовного дела) надо исходить из того, что в силу части 4 ст.7 УПК РФ оно должно быть законным, обоснованным и мотивированным. Что это значит?

Законность предполагает вынесение постановления надлежащим лицом (в МВД это — участковым, оперуполномоченным, дознавателем, и утверждено начальником органа либо его заместителем), и с указанием нормы закона (как правило, это — п.1 части 1 ст.24 УПК РФ — отсутствие события преступления; и п.2 части 1 ст.24 УПК РФ — отсутствие состава преступления в действиях конкретного лица).

Обоснованность и мотивированность решения означает, что в постановлении логично и последовательно должностное лицо описывает, к каким выводам оно пришло и на основании чего эти умозаключения сделаны.

Часто в самом постановлении выясненные обстоятельства описываются кратко и общими словами (чтобы меньше было поводов жаловаться, ухватившись за слова). Поэтому понять, что конкретно проверялось, а что нет, довольно трудно.

Копию постановления должны направить заявителю, однако на практике это делается не всегда: если заявитель не знает об отказе в возбуждении уголовного дела, то не побежит его сразу же обжаловать.

Поэтому следует:

— контролировать сроки и результат рассмотрения своего сообщения о преступлении,

— ознакомиться с материалами проверки. Это вправе делать заявитель и его представитель.

Все материалы почти сразу после вынесения постановления об отказе полиция посылает в прокуратуру на проверку.

В прокуратуре узнайте, кто именно из работников надзирает за «отказными материалами». После этого надо обратиться к нему, представиться, объяснить, что Вы меньше всего хотите создавать неудобства прокуратуре и пришли не жаловаться, а ознакомиться с материалом. Обычно такой просьбы достаточно, чтобы посмотреть материал (даже если предложат написать на имя прокурора заявление об ознакомлении).

Если же прокурорский работник начинает выдумывать отговорки (напишите заявление, приходите завтра, сейчас нет возможности – неотложное поручение и др.), то рекомендуем поступить следующим образом.

На любой из ответов необходимо очень спокойно и твердо сказать, что полицией нарушены ваши права и законные интересы, для качественной защиты которых вам надо ознакомиться с материалом.

Читайте также  Заявление в тсж вместе

Далее работнику нужно дать понять, что вопрос для вас принципиальный, и если он не окажет содействие, как это обязан сделать, вы придётся обратиться в Генеральную прокуратуру с жалобой через депутата Государственной Думы, где в числе прочего поставить вопрос о нарушении присяги (в ней есть клятва непримиримо бороться с любыми нарушениями закона и активно защищать интересы личности) лично этим сотрудником.

Обычно таких слов, сказанных без вызова, и даже с сожалением о том, что так придётся поступить, бывает достаточно. Вменяемый работник не обрадуется перспективе служебной проверки. Если и это не сработает, то необходимо в тот же день обратиться к заместителю либо к прокурору.

В случае сомнений в искренности работников прокуратуры (материал ушел обратно в полицию и т.п.), надо в порядке статьи 125 УПК РФ обратиться с жалобой в суд, указав, что органом Вам не направлена копия постановления и уведомление о результатах проверки. Это отдельная история, которой будет посвящена новая статья, но суть в том, чтобы суд истребовал материал из прокуратуры либо полиции, и Вы с ним ознакомились под видом подготовки к судебному заседанию.

Но, повторимся, это крайность и отдельная тема.

Есть вероятность, что материал действительно отпраивли обратно в полицию вместе с отменой постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Если в прокуратуре говорят, что материала у них уже нет, узнайте, «ушёл ли он с отменой» или без неё.

Если материал проверки уже вернулся из прокуратуры в полицию, а отказ в возбуждении уголовного дела никто не отменил, то можно ознакомиться с материалами в самой полиции.

Обычно в таком случае материал находится на архивном хранении. Необходимо обратиться в дежурную часть, оттуда в секретариат, написать на имя начальника заявление об ознакомлении с материалом проверки и разрешении делать копии (снимки фотоаппаратом, гаджетом). При этом желательно указать дату регистрации заявления и номер регистрации (т.н. КУСП, он указан в постановлении), кратко суть заявления (о подлоге протокола общего собрания и др.). В зависимости от масштабов органа полиции, может объективно потребоваться время на поиск в архиве материала. Обычно сотрудник канцелярии извещает заявителя по телефону о дате и времени, когда можно ознакомиться с материалом проверки.

Если Вы ознакомились с материалом проверки, поняли, почему полиция отказала в возбуждении уголовного дела, однако не согласны с постановлением, то необходимо написать на имя прокурора «жалобу в порядке статьи 124 УПК РФ», в которой изложить причины своего несогласия с этим постановлением (неполнота проверки, неверная оценка обстоятельств и тд.). Чем доводов больше – тем лучше, т.к. больше вероятность тщательной проверки постановления и его отмены.

Например: полицией не проверены обстоятельства оформления протокола, не выяснено реальное место нахождения Иванова, Петрова и ***, якобы голосовавших за *** (суть вопроса), не истребованы документы из ***, не назначена и не проведена почерковедческая экспертиза *** документов, принадлежность подписей от имени ФИО не установлена, эти лица по обстоятельствам проверки не опрошены… и др.

Не пугайтесь, если прокуратура вынесет постановление об отказе в удовлетворении жалобы.

Важно понимать, что на практике прокуратура стремится отказать в удовлетворении жалобы, потому что удовлетворенная жалоба предполагает меры реагирования со стороны прокурора, а эти меры он должен был применять, не дожидаясь жалоб. Для этого постановление об отказе в возбуждении уголовного дела зачастую отменяется «задним числом», якобы до поступления жалобы, в связи с чем прокурор (его заместитель) выносят постановление об отказе в удовлетворении жалобы ввиду «инициативного устранения нарушений закона».

Такой вариант приемлем. Главное, что обжалованное постановление отменено, материал направлен на дополнительную проверку.

Чем чаще направлять в прокуратуру жалобы (каждую с чуть измененными доводами, новыми претензиями к доследственной проверке), тем ближе и вероятнее положительное разрешение вашего вопроса – возбуждение уголовного дела.

Однако надо помнить, что не количество, а качество доводов жалобы имеют приоритетное значение.

Выборгский район

Прокуратура разъясняет по ст. 10 закона «О прокуратуре РФ»

Согласно ст. 10 закона «О прокуратуре РФ» поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения, рассматриваются в порядке и в сроки, установленные федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным, а если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом; при этом запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» закрепляет аналогичные правила в части прав гражданина при рассмотрении его обращения. Так, граждане имеют право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, обжаловать принятое по обращению решение. При этом Закон запрещает направлять жалобу на рассмотрение в орган или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуются.

В соответствии со ст. 27 закона «О прокуратуре РФ», при рассмотрении обращений на прокуроров возлагаются определенные обязанности. Так, прокурор обязан рассмотреть и проверить заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъяснить пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принять меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод, привлечь к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. Кроме того, если нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом; в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, уполномоченному рассматривать такие дела; в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или в арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

При осуществлении возложенных на него функций прокурор использует полномочия, предусмотренные ст. 22 названного Закона. Прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов и др.

Граждане, обратившиеся в органы прокуратуры, должны своевременно получить ответ на свое обращение. В случае удовлетворения обращения гражданина в ответе должно содержаться указание, какие меры прокурорского реагирования приняты. Если решение вопросов, по которым обратился гражданин, не входит в компетенцию прокурора, заявителю должен быть разъяснен порядок защиты его прав и свобод. Во всех случаях заявителю должен быть разъяснен порядок обжалования принятого по его обращению решения, в том числе возможность обращения в суд, если это предусмотрено законом.