Нужны ли права с на прицеп

Нужны ли права на управление автомобилем с прицепом

Для вождения автомобиля требуется наличие водительского удостоверения с открытой категорией, соответствующей типу ТС. В отдельных случаях ее достаточно и для передвижения на авто с присоединенным автоприцепом. Однако существует ряд ограничений, при наличии которых необходимо открыть еще и подкатегорию «Е». Водители с удостоверением подкатегории «Е к В», «Е к С» и «Е к D» имеют все разрешения для управления автомобилем с любым прицепом, но что делать при наличии лишь категорий «В», «С» или «D»?

Когда права на прицеп не нужны

В п.1 ст. 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения» перечислены критерии допуска до вождения автотранспорта. Норма предусматривает случаи, при которых разрешается связка с автоприцепом без удостоверения категории «Е». Для водителей легковых авто исключениями являются ситуации:

  • если полная масса автоприцепа не превышает 750 кг;
  • если масса автоприцепа больше 750 кг, но меньше веса авто без нагрузки при условии, что в сумме состав меньше 3,5 т.

Эта же статья рассматривает и случаи, при которых осуществляется сцепление автоприцепа с грузовым и пассажирским транспортом. Для них не требуется открытие категории «Е» только при присоединении прицепа с полной массой до 750 кг.

Что такое разрешенная масса автоприцепа и как ее узнать

Разрешенная масса прицепа, она же полная или максимальная – это сумма его фактического веса с допустимой грузоподъемностью. Данное значение указывается в соответствующей графе ПТС и свидетельства о регистрации. Именно оно и является главным ориентиром для определения необходимости открытия категории «Е», учитывая вес авто для связки.

Существует 4 весовые категории автоприцепов:

  • О1 – 750 кг;
  • О2 – от 750 до 3500 кг;
  • О3 – от 3,5 т до 10 т;
  • О4 – свыше 10 т.

Автоприцеп относящиеся к категории О1 в любом случае может использоваться водителем с правами категории «В», «С» или «D», вне зависимости от веса самого транспортного средства. Более тяжелые прицепы О2 практически всегда должны управляться водителем с категорией «Е», однако существуют исключения для прав «В». Они позволяют водить транспортное средство или автопоезд, если сам автомобиль тяжелее прицепа, а вместе они вписываются в ограничение по весу 3,5 т. Для такого исключения категории «В» достаточно. На более тяжелые автоприцепы О3 и О4 обязательно требуются права «СЕ», «DЕ», «С1Е» и «D1Е».

Примеры расчетов для определения необходимой категории прав

Для лучшего понимания, рассмотрим таблицу с примерами проведения расчетов на основании массы автоприцепа и легкового автомобиля.

Масса машины, кг Вес автоприцепа, кг Необходимая категория прав Объяснение расчетов
720 750 B Прицеп принадлежит к категории О1.
1250 1050 B Хотя автоприцеп относится к категории О2, но он легче машины. Вместе они не превышают 3,5 т.
950 1050 BE Автомобиль легче прицепа категории О2.
3100 850 BE Хотя прицеп О2 легче, но вместе с машиной они превышают 3,5 т.
3100 740 B Прицеп весит меньше 750 кг.
1950 2100 BE Автоприцеп тяжелее, при этом вместе с авто они превышают 3,5 т.
Масса машины
(кг)
720
Вес прицепа
(кг)
750
Категория прав B
Объяснение
расчетов
Прицеп принадлежит к категории О1.
Масса машины
(кг)
1250
Вес прицепа
(кг)
1050
Категория прав B
Объяснение
расчетов
Хотя автоприцеп относится к категории О2, но он легче машины. Вместе они не превышают 3,5 т.
Масса машины
(кг)
950
Вес прицепа
(кг)
1050
Категория прав BE
Объяснение
расчетов
Автомобиль легче прицепа категории О2.
Масса машины
(кг)
3100
Вес прицепа
(кг)
850
Категория прав BE
Объяснение
расчетов
Хотя прицеп О2 легче, но вместе с машиной они превышают 3,5 т.
Масса машины
(кг)
3100
Вес прицепа
(кг)
740
Категория прав B
Объяснение
расчетов
Прицеп весит меньше 750 кг.
Масса машины
(кг)
1950
Вес прицепа
(кг)
2100
Категория прав BE
Объяснение
расчетов
Автоприцеп тяжелее, при этом вместе с авто они превышают 3,5 т.

Проведение расчетов не требует сложных математических вычислений, поэтому с ними справиться каждый. Необходимо учитывать, что сотрудники Госавтоинспекции проверяют водителей автомобилей с прицепом на наличие в них необходимой категории прав для передвижения. Для этого потребуется по требованию сотрудника ГАИ предоставить водительское удостоверение и свидетельство о регистрации автомобиля и автоприцепа.

Ответственность за отсутствие прав подкатегории «Е»

Неправомерное с точки ПДД использование транспортного средства в связке с автоприцепом карается законом. Обязанность каждого автомобилиста использующего прицеп убедиться в том, что он имеет право на такое вождение. Если требуется наличие категория «Е», то пользование прицепом при ее отсутствии приравнивается к езде без прав. Согласно ч.1 ст.12.7 КоАП подобное нарушение тянет за собой ответственность в виде штрафа от 5 до 15 тыс. руб.

Помимо составления административного протокола для удержания штрафа применяется норма 27.12 КоАП. Она требует прекращение нарушения путем отстранения водителя от транспортного средства. Сам автомобиль с прицепом в соответствии со ст. 27.13 КоАП отправляется на штрафстоянку. Нахождение авто на штрафплощадке сопровождается дополнительными затратами, что в зависимости от региона и продолжительности стоянки может приравняться к сумме самого штрафа или его превысить. Таким образом езда на авто с тяжелым прицепом, масса которого требует категории «Е», крайне нежелательна.

На водителей может накладываться и штраф за перегруз прицепа, поэтому отсутствие подходящей категории прав может повлечь еще и его взвешивание. При загрузке свыше допустимой нормы применяется ст. 12.21 КоАП, предусматривающая ответственность за нарушение правил перевозки и буксировки. По ней предусматривается штраф в 500 руб.

Какие категории прав нужны для управления транспортными средствами?

Чтобы иметь право ездить на транспортном средстве, нужно такое право получить. А ещё оно в 2021 году разделено на целых 16 «подправ» – категорий водительского удостоверения, на которые необходимо выучиться и сдать экзамены ПДД, чтобы управлять определёнными видами транспорта. Какие категории нужны для управления легковыми автомобилями с прицепом и без, в каких случаях требуется «E», грузовыми, тракторами, погрузчиками и экскаватором, снегоходом, квадроциклом, Газелью и другими типами автомобилей, выясним ниже.

Какая категория мне нужна? Быстрый тест

Главное, что нужно знать о категории «E» и езде с прицепом!

Её не существует. Она была ранее и необходима для возможности ездить на машинах с прицепом. Но в середине 2013 года её убрали из официального законодательства. В старой редакции регламентация этой группы разрешённых прав звучала следующим образом:

2. Право на управление транспортными средствами предоставляется:

  • .
  • составами транспортных средств (категория «Е») – лицам, имеющим право на управление транспортными средствами категорий «В», «С» или «Д», — при наличии стажа управления транспортным средством соответствующей категории не менее 12 месяцев;

Но по состоянию, актуальному на 2021 год, «E» не существует, и вместо неё введены сочетания категории прав:

  • BE – для возможности ездить на автомобиле с легковым прицепом,
  • CE нужна, чтобы управлять машиной с грузовым прицепом,
  • DE – автобусы, соответственно, с прицепным устройством.

Все эти и другие категории прав, разрешённых для управления, регулируются Федеральным законом О безопасности дорожного движения (далее – ФЗ о БДД), статьями 25, 26 и 27. Кроме того, сейчас существуют подкатегории водительского удостоверения, ограничивающие типы транспортных средств, разрешённых для езды с ними. Но любая категория прав также разрешает всё, что разрешено её подкатегорией. То есть, если у вас, к примеру, есть «B», то автоматически есть и «B1«.

Итак, теперь давайте рассмотрим все существующие на сегодняшний день категории и подкатегории транспорта и для чего они требуются!

Категория M

Это самая «низкая по кастовости» отметка в правах, дающая право на управление скутерами и мопедами, но при определённых условиях. Дело в том, что ФЗ о БДД предписывает только то, что те, кто владеет этой пометкой в в/у, имеют право управлять мопедом или лёгким квадрициклом.

А вот определение мопеда есть уже в ПДД. И если у вас есть категория M, то вы можете управлять мопедом или скутером при следующих условиях (все они должны быть выполнены):

  • у него 2, 3 колеса (мопед, скутер) или 4 колеса (квадрицикл),
  • рабочий объём двигателя не более 50см 3 либо электродвигатель мощностью от 0,25 до 4 кВт,
  • это транспортное средство не развивает скорость более 50 км/ч по характеристикам.

Если одно из вышеперечисленных условий не выполнено, то вам потребуется категория A. Если электродвигатель имеет мощность менее 250 Ватт, то вам вообще не нужны никакие категории прав для езды на этом велосипеде с электродвигателем.

Но самое главное в возможности управлять скутером или мопедом – вам нужны просто права с любой имеющейся категорией. Не обязательно там должна присутствовать отметка «M», согласно статьи 25 ФЗ о БДД.

Категория A

Первая из них – самая простая и лаконичная в плане объяснения законодательством 2021 года.

C категорией «A» вы можете управлять мотоциклами с любым объёмом двигателя и практически с любым количеством колёс. Но не всё так просто, есть ограничения. Вам нужна эта отметка в правах, чтобы ездить на:

  • мотоцикле с 2 колёсами без ограничений по техническим характеристикам,
  • любом мопеде или скутере,
  • трицикле или квадрицикле (мотоциклах с 3 или 4 соответственно колёсами), но только если у них мотоциклетный руль или посадка (седло между ног).
Читайте также  Алименты на ребенка в 2019 в саранске

Подкатегория A1

Она даёт право управлять теми же мотоциклами и мопедами, но уже имеет свои ограничения:

  • рабочий объём двигателя мотоцикла не должен превышать 125 см 3 ,
  • мощность должна быть не более 11 кВт (в килоВаттах она указывается в свидетельстве о регистрации).

Если хотя бы один из этих параметров не подпадает под ваш мотоцикл, то какая категория прав вам нужна? Всё верно – «A»!

Категория B

Это самая распространённая и у многих водителей в 2021 году единственная отметка в водительском удостоверении.

И здесь распространённая ошибка некоторых автолюбителей заключается в неверном толковании разрешений этой категории. Она нужна не для легковых машин, а для автомобилей, максимальная разрешённая масса которых не более 3,5 тонн – как видим, сюда входят и некоторые грузовые машины.

Что такое разрешённая максимальная масса? Это вес машины с учётом полного бака, со всеми пассажирами соответственно характеристикам и допустимой массой багажа. Она указана в СТС на авто:

Но категория «B» разрешает и управление автомобилем с легковым прицепом. В целом же, условия автомобиля для возможности на нём ездить с этой категорией следующие:

  1. как мы уже упомянули выше, разрешённая максимальная масса не превышает 3500 кг,
  2. число мест, не считая водительского места – не более 8 (9 с водительским),
  3. легковой авто с прицепом, если разрешённая максимальная масса прицепа не более 750 кг,
  4. а также если прицеп весит более 750 кг, но не более веса самого авто без нагрузки, но при условии, что вместе с прицепом суммировання разрешённая максимальная масса состава не превышает 3500 кг (если не понятно, поясняем чуть ниже).

Легковой прицеп: когда нужна только B?

Итак, с 3 пунктом выше должно быть всё предельно ясно – если в свидетельстве о регистрации на прицеп указанная разрешённая максимальная масса менее 750 килограмм, то ездить с таким легковым прицепным устройством с категорией «B» можно без дополнительных подкатегорий и прочего. Разумеется, если масса самого авто меньше 3,5 тонн.

А вот что касается прицепа весом более 750 кг, то есть 2 условия, и только при выполнении их обоих нам можно ездить с ним:

  • масса авто без нагрузки не меньше, чем вес легкового прицепа,
  • общая масса прицепа и автомобиля не более 3,5 тонн.

Масса машины без нагрузки также указана в её свидетельстве о регистрации:

Подкатегория B1

С ней можно ездить на трициклах и квадрициклах, но только с автомобильным типом руля (круглой «баранкой») или с посадкой типа автомобиля (полноценное сиденье вместо седла).

Категория BE

А вот BE, напротив категории «B», нужна для таких составов транспортных средств, которые вместе с прицепом получаются относительно тяжёлые. Так, она потребуется в случае, если:

  • вес легкового прицепа более 750 кг и более массы авто без нагрузки,
  • вес прицепного устройства больше 750 кг и при этом общая масса машины с ним более 3,5 тонн.

Давайте наглядно приведём различия категорий «B» и «BE»:

Категория C

С этой отметкой в правах ещё проще – она нужна, в отличие от категории «B», если вес автомобиля больше, чем 3,5 тонны, но с рядом тонкостей:

  • при условии, что количество мест вместе с водителем менее 9, иначе это будет уже автобус,
  • с грузовым прицепом, если его вес меньше тех же 750 килограмм, что и для категории «B».

Подкатегория C1

Эта отметка понадобится, если вам не нужна категория «C» (ведь она автоматически включает в себя «C1«) и при этом вес вашего грузового (или внедорожника, к примеру) автомобиля не превышает 7,5 тонн.

Также сюда относятся машины до 7,5 тонн с прицепом с массой не более 750 кг.

Категория CE

И здесь всё очень несложно – эта категория нужна в тех случаях, когда вес прицепа превышает 750 килограмм, а масса самого авто – 3,5 тонны.

Практически все фуры в России в 2021 году требуют именно категорию CE для возможности управления ими, так как именно прицеп фуры и есть то, что включено в условия этой отметки в в/у – сцепное устройство весом более 750 кг.

Подкатегория C1E

А вот здесь уже немного запутаннее! К этой подкатегории относятся водители, которым предоставлено право управлять:

  • автомобилем подкатегории «C1» (массой до 7,5 тонн) с прицепом, который больше 750 кг весом, но масса которого не больше массы грузовика без нагрузки,
  • общая масса состава не больше 12 тонн.

Оба условия для возможности вождения с подкатегорией «C1E» должны соблюдаться. Иначе нужна «CE».

Категория D

Это автобусы, в том числе микроавтобусы. Главное условие, когда необходима категория «D» – это общее количество мест вместе с водительским – более 8. Также ФЗ о БДД говорит о том, что это должен быть автомобиль, предназначенный для перевозки людей (в том числе людей).

Если вы самовольно установите дополнительные сиденья в автомобиль так, что у вас их станет более 8 (кроме места водителя), а у вас только категория «B» или «C», то формально вы будете нарушать.

А вот обратное по судебной практике 2021 года не работает – практически вас также привлекут к штрафу за отсутствие категории, если вы даже уберёте предусмотренные конструктивно сиденья так, что у вас их станет менее 8.

Также эта категория вам потребуется, если вы связали описанный автомобиль с прицепом массой не более 750 кг.

Подкатегория D1

Здесь все те же ограничения, что и для категории «D», но ещё одно – количество мест вместе с водительским не должно превышать 17.

Водительские права категории BE для езды с прицепом

  • Водительские права категории BE для езды с прицепом
  • Что означает категория BE для водительских прав
  • Когда нужна категория BE
  • Какие прицепы можно возить с правами категории BE
  • Как получить категорию BE при замене прав
  • Как открыть категорию BE при наличии категории B
  • Прохождение медкомиссии
  • Обучение на категорию ВЕ
  • Сдача экзамена на категорию ВЕ

Водительское удостоверение (ВУ) — документ, дающий право на управление транспортным средством (ТС). Каким именно, указано на обратной стороне удостоверения в виде букв или сочетаний их с цифрами. На сегодняшний день есть 5 основных и столько же специальных категорий и 4 подкатегории. Предлагаем ознакомиться с одной из специальных — категорией ВЕ.

  • Что означает категория BE для водительских прав
  • Когда нужна категория BE
  • Какие прицепы можно возить с правами категории BE
  • Как получить категорию BE при замене прав
    • Как открыть категорию BE при наличии категории B
    • Прохождение медкомиссии
    • Обучение на категорию ВЕ
    • Сдача экзамена на категорию ВЕ

Что означает категория BE для водительских прав

ВЕ — это специальная категория, имея которую водитель может управлять ТС с тяжёлым прицепом. Для вождения такого вида транспорта необходимо обладать определёнными навыками, чтобы избежать аварийных ситуаций в процессе эксплуатация. Управление автомобилем в тандеме с прицепом — это сложный режим езды, поэтому требуется соответствующая подготовка и наличие категории, которые подтверждают полномочия автовладельца на эксплуатацию такого транспорта.

Когда нужна категория BE

Категория ВЕ должна быть открыта у каждого автолюбителя, который управляет легковым автомобилем в сцепке с тяжёлым прицепом, чьи характеристики не соответствуют требованиям категории В.

Открывать категорию ВЕ нужно, если:

  • в регистрационном свидетельстве прицепа указан максимальный вес свыше 750 кг, и он превышает массу автомобиля, указанную в техническом паспорте ТС;
  • вес прицепа превышает максимально допустимый в 750 кг, а общая масса автопоезда — более 3,5 т.

Какие прицепы можно возить с правами категории BE

Исходя из всего вышесказанного, наличие квалификации ВЕ обозначает, что владельцу можно буксировать прицепы, собственная масса которых превышает 750 кг. Причём с такими правами можно ездить с прицепом, масса в загруженном состоянии которого превышает вес автомобиля в несколько раз. Это могут быть одно- и двухосные прицепы, дома на колёсах и т. д.

Как получить категорию BE при замене прав

При замене водительского удостоверения в новый документ переносятся все открытые категории. Если в старом документе были открыты В, С, Д и Е, то в новые права должны быть вписаны такие спецкатегории, как ВЕ, СЕ и ДЕ. Несмотря на это, часто в ГИБДД забывают вносить именно ВЕ.

Это не законно, и такое решение нужно обжаловать для начала у руководства ГИБДД, если вопрос не удалось решить на месте, необходимо обращаться в судебные органы. Если категории Е не было в старых правах, то, чтобы получить квалификацию ВЕ, необходимо сдать соответствующий экзамен после обучения в автошколе.

Как открыть категорию BE при наличии категории B

Для получения квалификации ВЕ должны быть выполнены ряд условий:

  • возраст водителя — 21 год;
  • открытая категория В не менее одного года;
  • подтверждённый стаж вождения более года;
  • отсутствие медицинских противопоказаний;
  • сдача теоретического и практического экзаменов в ГИБДД.

Если вам не исполнился 21 год, это не значит, что вы не можете сдать экзамен. Вы можете пройти обучение и получить права, но водить авто с прицепом сможете после достижения этого возраста. Справка о состоянии здоровья выдаётся специализированным медучреждением. Она должна быть с подписями всех необходимых специалистов и заверена печатью соответствующего медицинского заведения.

Читайте также  Остаток протектора 5 мм на сколько хватит

Прохождение медкомиссии

Пройти медицинскую комиссию можно в любом учреждении, которое имеет соответствующую лицензию на право проведения профильных медосмотров. Теоретически сотрудники ГИБДД не имеют права требовать прохождение медосмотра в каком-то конкретном заведении, но справки, полученные в другом городе или районе, часто подвергают сомнению в их подлинности.

На проверку такого документа будет потрачено время, поэтому получать такой документ рекомендуется по месту сдачи квалификационных экзаменов. Если справка получена в другом городе или районе, стоит получить копию лицензии медицинского учреждения, которое её выдало.

Идти на медкомиссию нужно со следующим пакетом документов:

  • паспорт;
  • военный билет (для военнообязанных)
  • 2 фото 3×4;
  • водительское удостоверение (если есть).

Если есть какие-то заболевания, которые могут препятствовать выдаче медсправки, то необходимо взять с собой медицинскую карту, выписку из истории болезни, результаты обследований и анализов.

Для медосмотра нужно пройти следующих специалистов:

  • хирург;
  • терапевт;
  • окулист;
  • ЛОР;
  • невропатолог;
  • психиатр;
  • нарколог.

Иногда будущего водителя могут направить на дополнительное обследование к кардиологу, где нужно пройти ЭКГ. Для женщин нужен осмотр гинеколога. Если женщина беременна, это не означает, что получить водительское удостоверение нельзя, в таком случае от неё могут потребовать справку от ведущего беременность гинеколога о нормальном течении беременности и отсутствии противопоказаний для езды за рулём.

После прохождения всех специалистов выдаётся документ нового образца, справка формы №003 В/У. Срок действия такого документа для людей без медицинских ограничений составляет 2 года, для лиц с ограничениями по состоянию здоровья — 1 год.

Обучение на категорию ВЕ

Получить категорию ВЕ не составит особого труда и не займёт много времени. Как правило, курс состоит из 32 часов. Треть времени студент будет слушать лекции по теории вождения, порядка 17 часов отводится на теорию вождения авто с прицепом, и около 4 часов понадобится на сдачу квалификационных экзаменов.

Сдача экзамена на категорию ВЕ

Для получения данной квалификации необходимо сдать три экзамена — теорию, вождение на спецплощадке и езду по городу. Теория сдаётся путём прохождения тестов в билетах. В задание включены 20 вопросов с тремя вариантами ответов. Для второго этапа экзамена предусмотрены 4 задания — присоединить и отцепить прицеп, параллельная к платформе парковка, заезд задним ходом в гараж и безопасная остановка для высадки пассажиров.

Заключительный этап — езда по городу. Это практическое тестирование проводится с участием сотрудника ГИБДД, при котором он оценивает навыки будущего водителя и принимает решение о выдаче удостоверения.

Итак, чтобы открыть квалификацию ВЕ, необходимо несколько простых правил: достичь 21 года, иметь открытую категорию В и стаж вождения не менее 1 года, пройти медицинское обследование и выучиться в автошколе. После этого можете смело перевозить тяжёлые прицепы по дорогам нашей страны. Главное — выбрать автошколу со всеми необходимыми документами, иначе вас не допустят к сдаче экзаменов в ГИБДД.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Нужны ли права на прицеп к легковому автомобилю и какая категория нужна

Приобретая для персональных потребностей прицеп, владельцы бывают недостаточно осведомлены о том, возникнет ли необходимость открывать дополнительную категорию в удостоверении водителя.

Перед покупкой автомобильной техники ознакомьтесь с эксплуатационными и юридическими тонкостями, которые предусмотрены в законодательстве и узнайте – нужны ли права на прицеп к легковому автомобилю. Иначе вы можете неумышленно нарушить правила дорожного движения, создать аварийную ситуацию, а также быть оштрафованным за не вовремя оформленное ТС.

  1. Прицеп, его виды — официальная терминология
  2. Грузоподъемность, снаряженная и полная масса ТС
  3. Типы прицепов и их обозначение
  4. Категория «В»: что разрешено водителю
  5. Условия использования прицепов массой более 750 кг
  6. Правила размещения груза
  7. Специфика оформления
  8. Перечень документов для оформления прицепа

Прицеп, его виды — официальная терминология

В ПДД, действующем в Российской Федерации, указана следующая формулировка:

«Прицеп»— транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

Официальная терминология в зависимости от технических характеристик прицепов подразделяет их на несколько видов:

Не оборудованное двигателем ТС. Используется вместе с автомобилем-тягачом

ТС, использующееся как буксир для легкового трейлера

Трейлер, полная масса которого не превышает 0,75 т

Такой трейлер оборудован тормозным механизмом и имеет полную массу более 0,75 т

Снаряжённая масса трейлера

Масса незагруженного прицепа. По сути, это вес прицепа + запасное колесо (если оно имеется в комплекте)

Разрешённая максимальная/полная масса ТС

Вес ТС, включая груз, водителя и пассажиров. Устанавливается заводом-изготовителем как максимально допустимая

Грузоподъемность, снаряженная и полная масса ТС

При необходимости открывать еще одну категорию для вождения автомобиля с прицепом, рекомендуется знать ряд терминов, на которых основывается профессиональная терминология:

  • Грузоподъемностью называют предельную массу груза, которую он способен перевозить.
  • Снаряженной обозначают собственную массу прицепа, в том числе с массой запчастей, идущих в комплекте к транспортному средству.
  • Полной (или разрешенной максимальной) массой прицепа считают сумму снаряженной массы и грузоподъемности.

Типы прицепов и их обозначение

В зависимости от полной массы ТС, ГОСТ Р 52051-2003 выделяет несколько категорий, каждая из которых имеет свое обозначение:

  • Категория O1 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых не более 0,75 тонны.
  • Категория O2 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 тонны.
  • Категория O3 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 тонн.
  • Категория O4 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых более 10 тонн.

Эксплуатация типов 03 и 04 требует в правах отметки «ВЕ» и определяется в ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения».

Категория «В»: что разрешено водителю

Действующая редакция ПДД предусматривает в 2019 году обязательное наличие двух категорий, которые дают законное право управлять легковым автомобилем с прицепом: «В» и «ВЕ». Если буксируемый прицеп весит не более 0.75 т, а также если масса снаряженного ТС не меньше, чем масса груза, находящегося в трейлере, для водителя будет достаточно иметь в удостоверении только отметку «В».

При этом законом оговаривается условие, при котором общая разрешенная максимальная масса такого автосостава не должна превышать 3500 кг.

Пример: Вы обладатель «Ford Focus». При наличии категории «В» вы имеете право перевозить легковой прицеп, разрешенный вес которого не должен превышать 1300 кг, поскольку в целом трейлер и ТС весит не более 3500 кг.

Условия использования прицепов массой более 750 кг

В 2019 году потребуются права не только на прицеп к легковому автомобилю, но и для трейлера. Категория «В», согласно ПДД, дает право на управление легковыми автомобилями и небольшими грузовиками, внедорожниками (джипами), микроавтобусами, мотоколясками, ТС с разрешенной максимальной массой, не превышающей 0.75 тонны.

Если этот показатель больше 750 кг, то такой автосостав должен соответствовать дополнительным требованиям, указанным в ПДД РФ на 2019 год:

  1. Разрешенная максимальная масса трейлера не должна быть больше, чем масса автомашины без нагрузки.
  2. Сумма разрешенной максимальной массы обоих ТС не должна быть более 3,5 тонн.
  3. Если данные критерии не соблюдаются, водителю будет необходимо открыть раздел «ВЕ» в водительском удостоверении нового образца.
Категория Краткое описание Масса автомобиля Масса прицепа
BE Легковой транспорт и небольшие грузовики, количество пассажирских мест не более 8-ми До 3,5 тонн Свыше 750 килограмм
CE Грузовой автотранспорт Свыше 7,5 тонн Свыше 750 килограмм
C1E Грузовой автотранспорт средних габаритов От 3,5 тонн до 7,5 тонн Свыше 750 килограмм
DE Автобусы с числом пассажиров выше 16-ти Свыше 750 килограмм
D1E Автобусы с числом пассажиров от 8-ми до 16-ти Свыше 750 килограмм

Правила размещения груза

Безопасная для водителя и участников дорожного движения перевозка грузов в прицепах имеет свои особенности.

Размещение центра тяжести груза должно быть равномерным, допустимый вес поклажи предписывается заводскими документами.

Фаркоп является единственно возможным способом надежного крепления груза. Иногда на сложных трассах или извилистых дорогах может потребоваться дополнительное использование цепи или страховочного троса. Во время парковки трейлера необходимо использовать фиксаторы, даже если вы паркуете его отдельно.

Величина допустимого выступления габаритного груза за пределы трейлера, специальное обозначение груза в дневное и ночное время определяется ПДД. Перевозка пассажира в прицепе запрещена, даже если это «дом на колесах».

Запрет также касается взрывоопасных и воспламеняющихся веществ, газовых баллонов, топлива. Допустимая скорость движения легкового автомобиля с прицепом составляет:

  • для асфальтированной магистрали — 60 км/час,
  • для твердого покрытия — 40 км/час,
  • для грунтовой дороги — не более 20 км/час.

Специфика оформления

Любое ТС необходимо поставить на учет не позже, чем через 10 дней со дня приобретения. Как правило, за регистрацией можно обратиться в любое регистрационное подразделение ГИБДД независимо от места жительства или региона пребывания заявителя.

Регистрация в 2019 году аналогична процедурам оформления легкового ТС, грузовика или мотоцикла в предыдущие периоды. Вне зависимости от количества осей ТС обязательно регистрируются в государственных органах ГИБДД, при этом лицам, имеющим водительское удостоверение с отметкой «В», приобретать дополнительный полис ОСАГО непосредственно на него не надо.

Перечень документов для оформления прицепа

Прежде чем явиться в ГИБДД для регистрации прицепа, необходимо подготовить следующие документы:

Читайте также  Подрядчик выполняет работы из материалов заказчика договор

  1. Заявление, написанное в форме установленного образца о регистрации (заполняется в подразделении).
  2. Удостоверяющий личность заявителя документ.
  3. Документ, удостоверяющий полномочия представителя, если регистрацию оформляет представитель.
  4. Паспорт на транспортное средство.
  5. Регистрационное свидетельство на транспортное средство.
  6. Документы, подтверждающие законное право собственности на мотоцикл (прицеп).
  7. Страховой полис ОСАГО (кроме случаев регистрации прицепа к легковому автомобилю).
  8. Документ, свидетельствующий об уплате госпошлины за регистрационные действия (узнать размер госпошлины можно в пп.36, п.1, ст.333.33 НК РФ).
  9. Государственные регистрационные знаки «Транзит» (если таковые на текущий момент были выданы).

После постановки на регистрационный учет прицепа новый собственник получает:

  • свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • государственный регистрационный знак — в случае регистрации нового прицепа или замены регистрационного знака, оставшегося от прежнего владельца;
  • соответствующие отметки в паспорте транспортного средства.

Порядок регистрации включает в себя: предоставление документов в ГИБДД, осмотр ТС сотрудником ГИБДД (производится сверка VIN-номера, проверка на отсутствие неполадок), и последующее оформление регистрационных бумаг.

При пренебрежении действующими правилами государственной регистрации прицепов либо мотоциклов на нарушителей будет наложен ощутимый штраф в размере 1500-2000 руб. (ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ).

Срок привлечения к административной ответственности за данное правонарушение составляет два месяца и исчисляется по истечении 10 дней с момента, когда собственник или иной владелец мотоцикла или прицепа обязан зарегистрировать его или изменить регистрационные данные о нем (Обзор N 2, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015).

Права на прицеп — подробная инструкция

Покупая прицеп, автомобилисты задаются вопросами: «Стоит ли открывать в дополнительную категорию? На какой прицеп не нужны права?» — Стоит отметить, права необходимы при использовании всех транспортных средств, права на прицеп, в том числе, перед приобретением которого следует тщательно изучить все юридические, эксплуатационные тонкости. В противном случае, случайное нарушение ПДД, чревато не только получением штрафа, но созданием на дороге аварийной ситуации.

Типы прицепов и их обозначение

Иногда возможно управление авто с буксиром при наличии только категории «B». Ради лучшего понимания ситуации следует разобраться в допустимой категории для управления прицепом:

  1. О1 – лёгкие агрегаты с массой до 0,75 т;
  2. О2 – прицепы 0,75-3,5 т;
  3. О3 – тяжёлые, не превышающие 10 т;
  4. О4 – сверхтяжёлая техника от 10 т.

Грузоподъемность, снаряженная и полная масса ТС

Тема прицепа и условий эксплуатации, несёт с собой терминологический ряд:

  • Трейлер – это транспортное средство, необорудованный мотором;
  • Автомобиль-тягач — транспорт, используемый в роли буксира;
  • Лёгкие прицепы – трейлеры с полной нагрузкой до 750 кг;
  • Тяжёлые – трейлеры от 750 кг с тормозными механизмами;
  • Полная масса: ТС + груз;
  • Снаряжённая масса — вес буксира;
  • Грузоподъёмность – макс. вес, выдерживаемый/транспортируемый трейлером;
  • Разрешённая максимальная нагрузка: вес ТС + водитель + пассажиры. Установлена производителем как максимально разрешённая.

Условия использования прицепов массой более 750 кг

При управлении агрегатом тяжёлых с максимально допустимой массой превышающей 750 кг, категорий прав «B» или «BE» не достаточно, поэтому стоит позаботиться о получении следующих, а именно «D» или «C».

Когда достаточно категории «B»

При соответствии агрегата классу «О1» хватит отметки «B». Правило действует и при превышении общей нагрузки указанным данным, что касается так же «C» и «D». Следовательно, основа понятия скрыта за массой ТС.

Вариант 1. BMW X3 2,5i устройством на буксире КМЗ 8284 21 и основными параметрами:

  • Макс. нагрузка агрегата = 0,75 т;
  • Авто = 2,24 т.

Управлять вышеизложенным автопоездом даже с полной нагрузкой допускается категория «B», так как суммарная масса до 3,5 т, хотя для данного случая это не значительно — прицепное устройство относится к «О1». «BE» не требуется.

Вариант 2. Toyota LC 100 с буксируемым устройством ЛАВ-81011, основные параметры которых:

  • Макс. масса прицепа = 0,7 т;
  • Машины – 3,26 т.

При сумме полных нагрузок выходит > 3,5 т, но масса прицепа менее 0,75 т, следовательно, «B» достаточно.

Итог: Категории прав «B» для управления авто с буксиром до 0,75 т или суммой их полных масс до 3,5 т хватит.

Когда потребуются категории «BE», «CE» и «DE»

Чаще автолюбители задают вопрос: «Нужна ли категория «Е» для управления легковым автомобилем с прицепом?». В Федеральном законе N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» указано, какая нужна категория прав для эксплуатации автопоезда:

  • Необходимость в подкатегории «ВЕ» возникает при нагрузке от 0,75 т. Если же оно относится к классу «О3», а то и к «О4», тогда «ВЕ» мало;
  • При полной массе автоприцепа от 0,75 т, исключением является наличие суммарной нагрузке авто с буксируемым устройством до 3,5 т. Тогда в правах достаточно отметки «B»;
  • При нагрузке, превышающей 3,5 т, предполагаются отметки «C» и «D». «E» для них является обязательной.

Как открыть категорию прав для управления прицепом

«BE», «CE» или «DE», а также подкатегории «C1E» или «D1E» открываются по истечении определённого срока, так же водителю придётся пересдать некоторые экзамены:

  • На знание теории правил дорожного движения. Этот экзамен сдаётся по билетам.
  • Практическая езда по городу;
  • Практическая езда по автодрому. Включает два упражнения: прямое движение задним ходом и парковку задом.

Стоит учесть: «E» выдаётся только при наличии стажа вождения «B», «D» и «C» как минимум в течение одного года. Например, для открытия «DE» необходимо управлять автобусом сроком от 12 месяцев с соответствующей категорией «D».

Что на самом деле говорится в законе

Правила сдачи экзаменов на получение права для управления ТС и получения соответственного о том удостоверения от ГИБДД МВД РФ устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097 (ред. от 23.03.2017) «О допуске к управлению транспортными средствами» (вместе с «Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений»).

  • Водители категорий «В», «С» или «D» могут управлять автопоездом с максимально разрешённой нагрузкой автоприцепа до 0,75 т ;
  • Если она выше, но менее веса снаряжённого легкового авто, а суммарная масса состава находится в пределах 3,5 т, для управления хватит отметки «В» (п. 8);
  • При присутствии «Е» автомобилист может управлять тягачом «B», «D» или «C» с буксируемым агрегатом (пп. 5, п. 4).

То есть, получение категории «Е» необходимо тогда, когда прицеп более разрешённой массы в 0,75 т.

Максимальная нагрузка указывается в:

  • ПТС (п 14);
  • Свидетельстве о регистрации ТС (послед. строка лицевой стороны).

Кто вправе получить дополнительную отметку «E» на эксплуатацию состава ТС:

  • Категорий «BE», «CE» или «DE» — гражданин, имеющий в удостоверение «B», «C» и «D» сроком от одного года;
  • «C1E» или «D1E2» – лицо, удостоверенное категориями «C» или «D», подкатегориями «C1» или «D1» сроком не менее одного года.

Правила пользования легковыми прицепами

Безопасная всем участникам дороги эксплуатация транспортного состава с перемещением груза посредством прицепа должно соответствовать нескольким правилам.

Правила перемещения груза:

  • Центр тяжести должен размещаться равномерно по всей поверхности, допустимая масса прописана в соответствующих документах на прицепное устройство.
  • Единственным средством для надёжной фиксации груза является фаркоп. Стоит учесть, что для сложных трасс потребуется страховочный трос/цепь.
  • Даже при отдельной парковке буксируемого агрегата должны всегда использоваться фиксаторы.
  • Максимально допустимый уровень выступа за пределы устройства крупногабаритных грузов и специальные для этого обозначения днём и ночью определяются правилами дорожного движения.
  • Транспортировка пассажиров, огне/взрывоопасных веществ посредством трейлера запрещена.
  • Разрешённая скорость для перемещения по асфальту — 60, твёрдых покрытий – 40, по грунтовке – до 20 км/час.

Какие документы нужны на легковой прицеп

Любое ТС обязано встаёт на учет в течение десяти суток с момента его приобретения посредством регистрационного подразделения ГИБДД. Оформление буксируемых устройств аналогично любому авто.

Перечень документов для оформления прицепа

Перед регистрацией автоприцепа следует подготовить следующий перечень бумаг:

  • Заявление о регистрации, заполняемое в отделении;
  • Паспорт заявителя;
  • Доверенность, при оформлении представителем;
  • ПТС;
  • Документ о праве собственности;
  • Квитанция об уплате государственной пошлины;
  • Полис ОСАГО, при регистрации прицепа к не легковому авто или для юридических лиц;
  • Транзитные знаки, при наличии;
  • Свидетельство о регистрации ТС, если таковое имеется.
  • Свидетельство о прохождении техосмотра, для юридических лиц.

После оформления собственник получит:

  • Свидетельство о регистрации ТС;
  • Регистрационный знак, при замене старого или оформлении нового;
  • Отметки в ПТС о регистрационном знаке.

Чем может грозить отсутствие прав на прицеп

Иногда по незнанию, а иногда по пренебрежению владельцы транспортного состава не имеют соответствующего разрешения об осуществлении движение таким способом. Но подобные ситуации несоответствия масс транспортируемых грузов установленному тоннажу или определённой скорости перемещения часто становятся причинами ДТП. Подобные ситуации с эксплуатацией без категории «E» законодательством приравнены к езде без водительских прав и наказываются штрафом в размере от 5 до 15 тысяч рублей и эвакуацией ТС.

Во избежание конфликтных ситуаций с сотрудниками правоохранительных органов, автовладельцам, имеющим прицеп с нагрузкой до 0,75 т, стоит иметь при себе распечатанную выдержку из ПДД.

При приобретении прицепного устройства необходимо учесть, что его масса в обязательном порядке должна соответствовать буксировочным характеристикам автомобиля.

Разобравшись в правилах управления транспортным составом, водитель навсегда ограждает себя от доказывания правоты инспекторам. Понадобятся лишь соответствующие документы на транспортное средство, зависящие от массы и вида, и подходящую категорию водительских прав.