Обязательно ли заключение договора с управляющей организацией

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ИЖЕВСК

Настройки шрифта:

Выбор цветовой схемы:

  • — Черным по белому
  • — Белым по черному
  • — Темно-синим по голубому
  • — Коричневым по бежевому
  • — Зеленым по темно-коричневому
  • Все новости
  • интернет приёмная
  • Правовые акты
  • Справочник контактов
  • мой депутат

Методические рекомендации по реализации решения о выборе и изменению способа управления многоквартирным домом (МКД), смене управляющей организации

Рекомендации носят информационно-разъяснительный характер и предназначены для практического применения собственниками помещений многоквартирных домов (МКД), управляющими организациями (УК – управляющая компания), товариществами собственников жилья (ТСЖ), жилищными кооперативами (ЖК) и другими участниками правоотношений, возникающих при реализации принятого общим собранием собственников помещений МКД решения о выборе или изменении способа управления домом.

Принятое собственниками жилых помещений дома решение о выборе способа управления реализуется путем:

  • заключения договоров, предусмотренных ст. 164 ЖК РФ (при непосредственном способе управления);
  • государственной регистрации ТСЖ;
  • заключения договоров управления домом, предусмотренных ст. 162 ЖК РФ (при выборе управляющей организации).

Управление домом должно обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в доме.

В зависимости от выбранного способа управления обязанность по надлежащему техническому содержанию дома и обеспечению предоставления жителям коммунальных услуг лежит либо на УК (ТСЖ, ЖСК), либо на собственниках многоквартирного дома. Законодательство РФ не предусматривает передачу дома как объекта недвижимого имущества собственниками жилых помещений вновь выбранной УК (ТСЖ). Статьей 162 ЖК РФ предусмотрена передача технической документации на дом и иных, связанных с управлением таким домом документов (в том числе документации по учету движения населения как плательщика жилищно-коммунальных услуг, бухгалтерской и финансовой документации и т.д.).

Управляющая организация, вновь выбранная на общем собрании собственников жилых помещений в доме, обязана приступить к управлению домом не позднее чем через 30 дней со дня подписания договора управления многоквар­тирным домом с первым собственником помещения, если иное не установлено договором управления. ТСЖ либо ЖСК (ЖК) – со дня государственной регистрации как юридического лица. Однако совершения одних только действий по подписанию договора управления или государственной регистрации недостаточно. Процесс предоставления коммунальных услуг непрерывный. Между сторонами этого процесса существуют или складываются гражданско-правовые отношения, которые регулируются договором (поставки) и гражданским законодательством. Основные принципы договорных отношений следующие: граждане и юридические лица свободны в заключении договора; понуждение к заключению договора не допускается; изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, а также в случаях, предусмотренных договором либо законом. Таким образом, необходимо заключение договора поставки энергоресурсов и коммунальных услуг.

Изменение способа управления домом осуществляется на основании решения общего собрания собственников жилых помещений в доме, проведенно­го в очной, а при отсутствии кворума -заочной форме, в порядке, установленном статьями 44-48 ЖК РФ.

Для того, чтобы собственники жилых помещений дома могли реализовать свое право на выбранный способ управления домом, необходимо совершить следующие действия:

1. Письменно уведомить о принятом собственниками решении предыдущую УК (ТСЖ, ЖСК):

  • данное уведомление допускается направить как со стороны собственников дома, так и со стороны совета (председателя) МКД. При этом к уведомлению обязательно должна быть приложена копия протокола общего собрания собственников помещений МКД;
  • в уведомлении следует указать конкретную дату, с которой УК (ТСЖ) намерена приступить к управлению домом.

Примечание. Период платы за коммунальные услуги в соответствии с законодательством РФ установлен равным календарному месяцу. Соответственно, целесообразно, чтобы дата начала управления домом совпадала с первым числом месяца.

2. Руководитель прежней УК (ТСЖ, ЖСК) в течение семи дней после получения уведомления извещает энергоснабжающие и коммунальные службы города о расторжении договоров по данному дому, если иной срок не установлен договором энергоснабжения или договором на поставку коммунальных услуг.

3. Прежняя УК (ТСЖ, ЖСК) передает вновь выбранной УК (ТСЖ), а та принимает технический паспорт на дом и копии иной технической документации, документацию паспортной службы, бухгалтерскую документацию, а также:

  • копии документов от энергоснабжающих и коммунальных служб города о расторжении (изменении) договоров с предыдущей УК (ТСЖ, ЖСК) на поставку (обслуживание) данного дома, либо копии документов, подтверждающих наличие договорных отношений между ресурсоснабжающими и управляющими организациями (предыдущими) с актами, устанавливающими границы балансовой принадлежности сетей;
  • сальдовые остатки (задолженность и переплата) жителей дома за потребленные жилищно-коммунальные услуги;
  • документы, подтверждающие на­копленные на специальном счете денежные средства собственников помещений в доме для проведения капитального ремонта дома.

4. Стороны осуществляют прием — передачу документации по акту. Перечень документов, включаемых в состав технической документации на дом, установлен пунктами 24, 26 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491.

Передача технической документации должна быть осуществлена за 30 дней до прекращения договора управления домом с предыдущей УК.

При смене управляющей организации либо способа управления целесообразно составить двухсторонний акт состояния общего имущества МКД. Такой акт подписывается представителями предыдущей и вновь избранной УК. Акт состояния общего имущества может использоваться для оценки результативности работы УК до момента составления акта, а также планирования работ по управлению, обслуживанию и ремонту общего имущества. Требование по составлению такого акта может быть прописано в договоре управления.

5. Руководитель вновь выбранной управляющей организации после дачи заключения по условиям проекта договора советом многоквартирного дома и рассмотрения его на общем собрании собственников МКД заключает с собственниками помещений в доме договор управления, предусмотренный ст.162 ЖК РФ, а председатель ТСЖ заключает договор о содержании и ремонте общего имущества в доме с собственниками помещений, не являющимися членами товарищества.

Датой начала действия договоров целесообразно установить первое число месяца.

Статьей 162 ЖК РФ определено, что договор управления домом заключается путем составления одного документа в простой письменной форме, подписанно­го сторонами.

При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключа­емого договора. В договор управления домом, кроме обязательных, установленных ст. 162 ЖК РФ положений, целесообразно включать положения, обязывающие управляющую организацию при смене УК или способа управления проводить инвентаризацию дебиторской задолженности и докумен­тально оформлять ее прием-передачу (уступку прав требования).

Договор управления является срочным договором. Статьей 162 ЖК РФ установлено, что договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее, чем один год и не более, чем на пять лет. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.

6. Руководитель вновь выбранной УК (ТСЖ) обращается в ресурсоснабжающие и коммунальные организации с предложением о заключении договора ресурсоснабжения (оказания коммунальных услуг).

Для заключения договора поставки холодной и горячей воды, теплоэнергии для отопления помещений, электроснабжения, на прием сточных вод, утилизацию ТБО организации – поставщику необходимо представить следующие документы:

  1. заявление о заключении договора, с указанием даты начала действия договора, количества проживающих в доме и степени благоустройства дома, банковских реквизитов;
  2. копию протокола общего собрания собственников помещений в доме по избранию управляющей организации или копию протокола собрания ТСЖ об избрании председателя правления;
  3. копию приказа о назначении руководителя УК;
  4. копию свидетельства о постановке на налоговый учет в налоговом органе;
  5. копию свидетельства о внесении УК в Единый государственный реестр юридических лиц (либо в Единый государственный реестр предпринимателей без образования юридического лица);
  6. копию договора управления многоквартирным домом, заключенного между УК и собственниками помещений в доме (для исключения спорных ситуаций по выбору управляющей организации);
  7. копию акта приема-передачи инженерных коммуникаций и приборов учета;
  8. акт о границах балансовой прина­длежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон;
  9. приложение «Ориентировочные величины потребления энергоресурса»;
  10. другие документы, в соответствии с положениями о поставке отдельных видов энергоресурсов.

В условия договоров поставки энергоресурсов и коммунальных услуг рекомендуется включить условие: задолженность (переплата) жителей дома за фактически потребленные энергоресурсы (коммунальные услуги), образовавшуюся между предприятием и абонентом (управляющей организацией), должна быть оформлена и передана договором перевода долга (переплаты) в принимающую данный дом управляющую организацию (ТСЖ) на момент заключения договора энергоснабжения (оказания коммунальных услуг).

Для заключения договора энергоснабжения, оказания коммунальных услуг указанная документация должна быть представлена в ресурсоснабжающую и коммунальную организации не позднее 1 числа расчетного месяца.

7. Необходимость передачи задолженности (переплаты) и, соответственно, сальдовых остатков за коммунальные услуги по договорам УК (ТСЖ, ЖСК) с ресурсоснабжающими организациями следует из содержания раздела III Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее по тексту – Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307.

Читайте также  Сзв 6 4 корректирующая правила заполнения

Размер оплаты за потребленную тепловую энергию в домах, не оборудованных приборами учета, рассчитывается по нормативу и выставляется ежемесячно к оплате населению в размере 1/12 от общей суммы, включая летний (без отопления) период.

Таким образом, отсутствие юридически оформленного соглашения по передаче сальдовых остатков граждан между предыдущей УК (ТСЖ, ЖСК) и вновь выбранной УК (ТСЖ) приведет к тому, что задолженность населения будет числиться за предыдущей организацией, а вновь выбранная УК будет получать неосновательное обогащение.

Передача сальдовых остатков (долгов и переплат) граждан по услуге «текущее содержание и ремонт» в новую УК (ТСЖ) действующим законодательством РФ не предусмотрена. Заключение договора перевода долга или уступки права требования между управляющими организациями (ТСЖ, ЖСК) носит добровольный характер. Однако заключение такого договора желательно, поскольку оставление сальдо за прежней УК (ТСЖ, ЖСК) приведет к резкому снижению платежной дисциплины граждан, частому изменению собственниками помещений в доме управляющих организаций, либо способа управления домом, что отрицательно скажется на всех участниках рынка ЖКХ.

8. Вновь выбранной УК (ТСЖ), либо инициатором проведения собрания при непосредственном способе управления домом направляется в адрес органа местного самоуправления для сведения следующая информация (вместе с уведомлением):

  • копия протокола общего собрания собственников помещений МКД о выборе способа управления домом;
  • копия акта приема-передачи технической документации на дом;
  • копия свидетельства о государственной регистрации УК (ТСЖ) и постановке на учет в территориальном налоговом органе;
  • копия Устава УК (ТСЖ).

9. Копии всех документов, поименованных в настоящих рекомендациях, должны быть заверены в соответствии с общими правилами оформления документов.

10. Если между сторонами складывающихся взаимоотношений (управляющая организация, ТСЖ, собственники помещений в доме, ресурсоснабжающие и коммунальные организации) не во всех случаях удается достичь согласия по условиям и срокам документальной передачи дома при изменении способа управления, а также по другим вопросам, препятствующим надлежащему управлению многоквартирным домом, заинтересованная сторона должна обратиться за разрешением спора в прокуратуру или суд.

Когда договор управления между ТСЖ и УО признают недействительным

Договор управления, заключённый товариществом собственников жилья с УО могут признать недействительным по ряду причин. Рассказываем о проблеме на примере судебного спора № 306-ЭС20-17457 .

Собственник обратился в суд с заявлением о признании договора управления недействительным

Индивидуальный предприниматель обратился в суд с иском к ТСЖ и управляющей компании о признании недействительным заключённого между ними договора управления. Истец указал на ошибки в процедуре заключения договора, а также отметил, что условия этого документа нарушают закон и права собственников помещений в МКД:

  • решение о заключении договора управления с УО было принято в отсутствии кворума;
  • в договоре прописано условие о возможности УО в одностороннем порядке изменять размер платы за содержание и ремонт общего имущества;
  • также содержится условие о возможности управляющей компании независимо от назначения платежа засчитывать его в счёт погашения задолженности за более ранний период.

Суды с некоторыми поправками в решения друг друга удовлетворили иск. Тогда управляющая организация обратилась с жалобой в Верховный суд РФ. Рассказываем, чем всё закончилось.

ТСЖ имеет право заключить договор с управляющей организацией

ТСЖ имеет право заключать договор управления, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в МКД, об оказании коммунальных услуг и прочие в интересах членов товарищества (п. 1 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ).

При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество, согласно ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ, осуществляет контроль за тем, как УО выполняет свои обязательства по этому договору, в том числе, как она оказывает все услуги и (или) выполняет работы.

В силу ч. 1 ст. 147 ЖК РФ правление ТСЖ может принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, кроме тех, что относятся к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в МКД и общего собрания членов ТСЖ.

Принятие решения о заключении договора управления с управляющей организацией не входит в число вопросов, отнесённых к компетенции общего собрания, поэтому суды заключили, что правление было вправе принять решение такого рода.

Решения правления ТСЖ принимаются простым большинством голосов от общего числа голосов членов правления

Согласившись с тем, что ТСЖ имеет право заключать договор управления с УО, суды установили, что заседание правления, на котором было принято соответствующее решение, неправомочно. Оказалось, что в голосовании принимали участие жители, не являющиеся членами правления. Это значит, что необходимый кворум не набрался.

Суды указали на ч. 6 ст. 147 ЖК РФ, согласно которой правление товарищества правомочно принимать решения, если на заседании правления присутствует не менее чем 50% общего числа членов правления ТСЖ. Решения правления товарищества принимаются простым большинством голосов от общего числа голосов членов правления, присутствующих на заседании, если большее число голосов для принятия таких решений не предусмотрено уставом товарищества.

Итак, суды отметили: решение правления ТСЖ ничтожно (п. 2 ст. 181.5 ЖК РФ), поэтому заключённый договор управления недействителен.

УО не может в одностороннем порядке изменять размер платы за содержание и ремонт ОИ

По условиям договора управления УО могла в одностороннем порядке изменять размер платы за содержание и ремонт общего имущества в том числе на индекс инфляции и индекс потребительских цен. Апелляционный суд посчитал, что это нарушает требования ст. ст. 158, 162 ЖК РФ.

Окружной суд оставил решение апелляции без изменения, но указал, что вывод о незаконности права УО изменять размер платы неверный, но он не привёл к принятию неправильного решения. Окружной суд объяснил, почему он так считает.

Согласно пп. 3 п. 3 ст. 162 ЖК РФ, договор управления должен содержать порядок определения

  • цены договора,
  • размера платы за содержание и ремонт жилого помещения,
  • размера платы за коммунальные услуги,
  • порядок внесения такой платы.

Независимо от того, кто в итоге управляет домом – ТСЖ или УО – указанный размер обязательных платежей и (или) взносов членов ТСЖ, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в МКД, определяется органами управления товарищества или уставом товарищества. Это указано в ч. 8 ст. 156 ЖК РФ.

В силу п. 17 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22, управляющая организация не может в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определённый договором (ч. 7 ст. 156, ч. 1, 2, 3 и 8 ст. 162 ЖК РФ, п. 1 ст. 310, п. 1 ст. 432, ст. ст. 450 – 453 ГК РФ).

При этом окружной суд указал на различия в понятиях «размер платы за коммунальные услуги» и «порядок определения цены». Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (ст. ст. 424, 783, 709 ГК РФ).

Цена может быть фиксированной или устанавливаться по расчётной формуле. Собственники помещений в МКД или правление товарищества, если это предусмотрено Уставом, вправе установить порядок определения цены одним из способов, например, путём применения расчётной формулы с учётом коэффициента инфляции.

Итак, нужно доказать, было ли такое волеизъявление собственников или решение правления, или же доказать обратное. Этого не было сделано, поэтому вывод суда второй инстанции о необоснованности применения УО индекса инфляции при расчёте платы за содержание необоснован.

УО не имеет права самостоятельно менять назначение платежа, поступившего от собственника

Ещё одним нарушением, на которое указал индивидуальный предприниматель, было условие в договоре, согласно которому, УО могла перенаправлять поступившие от собственников платежи на погашение возникшей ранее задолженности, если такая имеется. По мнению истца, это нарушает положения п. 1 ст. 319.1 ГК РФ.

Суды согласились: такое условие, действительно, противоречит п. 1 ст. 319.1 ГК РФ. Согласно этой статье, если перечисленных должником денег недостаточно для погашения всех долгов, то поступившие средства засчитываются в счёт обязательства, указанного должником.

Эта норма императивна и не может быть изменена по соглашению сторон.

На заметку

Верховный суд РФ согласился с мнением своих коллег. Иск индивидуального предпринимателя был удовлетворён, договор управления признан недействительным:

  • на собрании не было кворума;
  • УО не может по своему усмотрению менять назначение платежа, поступившего от собственника;
  • управляющая компания может установить порядок определения цены договора управления, если на это есть волеизъявение собственников помещений в МКД или решение правления.

ВС РФ отказал управляющей организации в передаче жалобы в Судебную коллегию.

Заключение договора с управляющей компанией

Заключение договора с управляющей компанией

Договор с управляющей компанией заключается по решению общего собрания собственников дома, если это решение набрало более 50 % голосов всех собственников.

Кроме того, собственники дома заключают договор с управляющей компанией, выбранной для этого городской управой, если сами они в течение года не определились со способом управления своим домом.

Если больше половины жилой и нежилой площади принадлежит государству или муниципалитету (например, в неприватизированных квартирах), то городская или районная управа так же, как и в предыдущем случае, проводит открытый конкурс и заключает договор управления с выигравшей компанией.

Читайте также  Обязателен ли акт сверки при возврате

(Информация о результатах открытого конкурса по отбору управляющей организации должна быть доступна жителям. Она размещается на официальном сайте, в официальной газете местной управы, а также на досках объявлений, размещенных подъездах дома или на других видных местах.)

В качестве одной стороны, заключающей договор, выступают собственники более 50 % жилой и нежилой площади дома, а в качестве другой — управляющая компания.

Условия договора управления многоквартирным домом должны быть одинаковы для всех собственников помещений.

Договор управления не меньше чем на год и не больше чем на пять лет. Управляющая компания обязана приступить к его исполнению через месяц со дня подписания (или раньше).

За месяц до окончания срока договора управляющая компания обязана передать техническую документацию (и все остальные связанные с управлением документы) новому управленцу: другой управляющей организации, ТСЖ или, если дом переходит на непосредственное управление, — собственнику, которого укажет общее собрание.

Это важно! Если ни одна из сторон по окончании срока действия договора не заявила о его прекращении, то договор автоматически продлевается на тот же срок на тех же условиях.

Договор, заключенный с управляющей компанией, должен содержать:

— адрес многоквартирного дома и состав общего имущества дома, которым будет управлять компания;

— перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;

— порядок определения цены договора, определения размера платы за содержание и ремонт и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения платы;

— порядок контроля над выполнением управляющей организацией ее обязательств.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава 28. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА

Глава 28. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА Примечание: По вопросу, касающемуся практики разрешения споров, связанных с заключением договоров, см. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14.Статья 432. Основные положения о заключении договора1. Договор считается заключенным,

65. Заключение договора. Условия действительности договора

65. Заключение договора. Условия действительности договора Процесс заключения договора различался в зависимости от того, о каком договоре шла речь.Вербальный контракт предполагал стипуляцию в качестве необходимого условия действительности договора, чтобы инициатива

3.1. Заключение договора

3.1. Заключение договора Прежде чем перейти к рассмотрению условий (сведений), которые должны содержаться в договоре об оказании платных образовательных услуг, следует остановимся на основных аспектах, характеризующих правовую природу данного вида договора и его

Заключение трудового договора

Заключение трудового договора Для возникновения трудовых правоотношений необходимо заключение трудового договора. Он составляется в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один передается работнику, другой хранится у

Глава 28. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА

Глава 28. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА СТАТЬЯ 432. Основные положения о заключении договора 1. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.Существенными являются условия

Глава 28. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА

Глава 28. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА Статья 432. Основные положения о заключении договора 1. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.Существенными являются условия

43. Заключение договора. Условия действительности договора

43. Заключение договора. Условия действительности договора В римском праве условия заключения договора были неодинаковыми и различались в зависимости от того, о каком договоре шла речь. Так, при заключении вербального контракта (стипуляции) необходимым условием

Глава 28. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА

Глава 28. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА СТАТЬЯ 432. Основные положения о заключении договора 1. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.Существенными являются условия

30. Понятие договора. Заключение договора

30. Понятие договора. Заключение договора Договор – это соглашение двух или более лиц об установлении, изменении и прекращении гражданских прав и обязанностей.Договор обладает следующими признаками:1) при заключении договора возникает конкретное правоотношение между

2.1. Заключение брачного договора

2.1. Заключение брачного договора Прежде чем касаться непосредственно порядка и формы заключения брачного договора, стоит особенно отметить, что заключение подобного документа не является условием, необходимым для вступления в брак. Перечень всех условий, необходимых

36. ЗАКЛЮЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА

36. ЗАКЛЮЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА Международный договор – это международное соглашение, заключенное субъектами международного права в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в

Заключение эксклюзивного договора

Заключение эксклюзивного договора Агенты часто не говорят вам всей правды о том или ином условии эксклюзивного договора. Составлен он часто так, что разобраться, кто и что кому должен, почти невозможно. Вот один пример из жизни. Продавец никак не мог избавиться от старого

Заключение трудового договора

Заключение трудового договора Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации. Лица, получившие общее

Договор управления многоквартирным домом. Нужен ли? Кому и зачем?

Вопрос «нужен» в заголовке следует воспринимать как и написано – в кавычках. В законе (ст. 162 ЖК РФ) предусмотрено, что нужен. Осознав общую необходимость этого договора, управляющие домами организации, начинают кропотливую деятельность по поиску бланка этого важнейшего документа, заполнению его и распечатке по количеству собственников. После попытки соблюсти все требования и рекомендации, такой договор будет весьма объемным (СПС ГАРАНТ, например, рекомендует договор управления на 22 листах, с 24 приложениями).

Цель этой трудозатратной деятельности – заключить договор управления с каждым собственником. Интересно, во многих ли домах она достигнута? Каковы последствия, если договор не подписал один собственник, или 10 %, или 90 %?
Может быть, цели неправильно поняты?

Вернемся к закону. В п. 1 ст. 162 ЖК РФ указано, что договор управления многоквартирным домом заключается с каждым собственником помещения, но на условиях, указанных в решении общего собрания (при выборе управляющей организации на общем собрании).
Там же, ниже – собственники помещений в данном доме, обладающие более чем 50 % голосов, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

Скорее всего, ученым-цивилистам все понятно. Попробуем разобрать для прочих.
1. Общее собрание (50 % собственников + 1 голос) вправе выбрать управляющую организацию и определить условия договора управления домом. Эти условия будут обязательны для каждого собственника. Изменить утвержденный собранием договор нельзя (даже исходя из разумных пожеланий конкретного собственника; даже для устранения явных неточностей). Для этого нужно новое решение общего собрания. Независимо от подписания для любого из собственников этот договор обязателен. Возник ли ответ на вопрос: зачем его подписывать с каждым?

2. Договор управления – договор со множеством лиц на стороне собственников (они выступают вроде заказчиков на содержание и ремонт общего имущества). Такими заказчиками являются те более 50 %, которые приняли решение об утверждении договора на общем собрании. А оставшиеся собственники (голосовавшие против или не участвовавшие в собрании) стороной этого договора являются? Отрицательный ответ невозможен – утвержденные условия распространяются на всех.

Выходит, что ничем не отличается положение собственников:
— подписавших договор управления в виде отдельного документа;
— не подписавших договор, но голосовавших за его условия на общем собрании (они – в силу прямого указания закона – образуют множество лиц на стороне заказчика);
— не голосовавших и не подписавших – они также вправе требовать исполнения условий договора и сами обязаны подчиняться им.

Значит, индивидуальное подписание договора с каждым собственником не влечет ничего.
И это разумно – нормы об управлении многоквартирными домами предусматривают подчинение всех собственников решению общего собрания и равенство условий договора управления для всех. Попросту, если большинство собственников одобрило условия, на которых управляющая организация будет работать в доме, этого решения достаточно для возникновения взаимных прав и обязанностей управляющей организации и всех собственников.

26.01.2016 | Взаимодействие ТСЖ с УО

Жилищное законодательство предусматривает, что одной из сторон договора управления выступает управляющая организация, а вот второй стороной могут являться как собственники, так и ТСЖ или ЖСК. То есть в случае создания в доме ТСЖ, у этого ТСЖ есть некая «свобода манёвра» — оно может как управлять домом самостоятельно, так и заключить с какой-либо организацией договор обслуживания, либо заключить договор управления с управляющей организацией, передав функции управления ей. То есть даже в случае отказа собственников от управления домом управляющей организацией и избрания ими способа управления товариществом собственников жилья, нет никакой гарантии, что созданное ТСЖ не заключит договор управления с УО, и домом не будет управлять управляющая организация, несмотря на существование ТСЖ. Рассмотрим подробнее вопрос взаимодействия ТСЖ с УО.

В соответствии с ч.2 ст.161 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) собственники не только вправе, но и обязаны выбрать один из предложенных способов управления многоквартирным домом (МКД): управляющая организация, ТСЖ (или ЖСК, иной потребительский кооператив), непосредственное управление (если в доме не больше 30 квартир). Каждый из указанных способов управления должен обеспечить: благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (ч.1 ст.161 ЖК РФ). Таким образом, цель управления домом вне зависимости от способа управления сводится к предоставлению услуг и использованию общего имущества.

Читайте также  Какие плюсы ответственного квартиро съемщика

Управление включает в себя:

  1. Предоставление коммунальных услуг;
  2. Предоставление услуг и выполнение работ по обслуживанию и ремонту общего имущества дома;
  3. Использование общего имущества (по сути, управление им в части предоставления в пользование или аренду третьим лицам на основании решения общего собрания собственников, в соответствии с ч.3 – 3.1 ст.44 ЖК РФ).

Осуществление всех этих функций предполагает сбор денежных средств с собственников помещений и их расходование на указанные цели.

В настоящее время ч.2 ст.161 ЖК РФ прямо запрещает одновременно выбирать в одном многоквартирном доме два способа управления, однако, частью 2 статьи 162 ЖК РФ установлена «лазейка», пользуясь которой можно, формально выбрав один способ управления, по факту реализовать одновременно два способа управления домом.

В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ «По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность».

То есть договор управления может заключаться не только между УО и собственником, но и между УО и органами управления ТСЖ. Следовательно, в случае если в доме создано ТСЖ и это ТСЖ заключило договор управления с УО, в доме фактически реализуются два способа управления – управление ТСЖ и управление УО.

Указанная норма неоднократно обсуждалась, но, несмотря на частые многочисленные изменения жилищного законодательства, конкретно эта норма в части возможности выступления в качестве второй стороны договора управления либо собственников, либо ТСЖ, либо ЖК, не менялась никогда с момента принятия Жилищного кодекса.

Можно предположить, что данная норма – именно лазейка, которой пользуются для быстрой смены одного способа управления на другой без проведения собрания собственников и «выбора» способа управления.

Необходимо отметить, что договор управления МКД, заключаемый между ТСЖ и УО, не надо путать с договором обслуживания МКД, заключаемым между теми же ТСЖ и УО. Рассмотрим два этих случая:

1. Договор управления между ТСЖ и УО:

  • ТСЖ полностью передает функции управления УО, т.к. передает обязанность (функции) по текущему обслуживанию и ремонту общего имущества дома, предоставление коммунальных услуг, управление общим имуществом. Таким образом, отношения возникают между собственниками и УО, хотя формально собственник не сторона по договору, но этим договором определяется положение собственника, его права и обязанности. Требования к качеству услуг собственник предъявляет в УО;
  • ТСЖ не собирает денежные средства с собственников на указанные цели управления;
  • ТСЖ не расходует собранные с собственников денежные средства, расходование осуществляет УО;
  • Органы управления ТСЖ, по сути, бездействуют, т.к. необходимость в их действиях отпадает, ведь все функции управления домом переданы, и УО самостоятельно принимает решения о порядке управления домом и расходования денежных средств; Правление и председатель ТСЖ формально существуют, и, по сути, только выполняют функции контроля за действиями УО, имеют право расторгнуть договор управления. Оплата работы правления и председателя возможна на основании решения общего собрания членов ТСЖ, но не ясно кто будет это вознаграждение платить, ведь председатель ТСЖ и члены правления ТСЖ не являются работниками УО. Условие выделения средств из статьи содержания на выплату вознаграждения председателю ТСЖ и правлению нужно отдельно обговаривать в договоре управления, в том числе предусмотреть механизм и налогообложение;
  • Срок действия такого договора законодательством не определен (в ч. 5 ст. 161 ЖК РФ такой случай не урегулирован), т.е. может заключаться на любой срок.
  • В соответствии с п. 4 ст. 148 ЖК РФ правом заключить и расторгнуть такой договор обладает правление ТСЖ, т.е. ограниченный небольшой круг собственников решит судьбу всего дома и передаст управление домом в УО (решение собрания собственников или членов ТСЖ не требуется). Договор подписывает председатель ТСЖ от имени ТСЖ, а действие договора распространяется на всех собственников и в полной мере затрагивает права и обязанности таких собственников.
  • Все требования к качеству предоставления коммунальных услуг, минимальный перечень услуг по содержанию дома, требования к управлению домом, требования к раскрытию информации об управлении домом, штрафные санкции за несоблюдение любых требований жилищного законодательства в части надлежащего содержания и управления домом, предъявляются к УО, ТСЖ не отвечает за качество услуг и работ, за состояние дома, не несет за них ответственность.
  • В связи с тем, что все функции управления домом перешли в УО, то у ТСЖ отпадает необходимость и обязанность утверждать ежегодно смету доходов и расходов дома, а также отчет об использовании средств, об исполнении сметы, ведь ТСЖ не управляет, денежные средства не собирает, а, следовательно, не может отчитаться об их расходовании.
  • Размер платы за текущее обслуживание (включая расходы на управление домом, ремонт общего имущества и т.п.) устанавливается договором управления, этот размер одинаковый для всех собственников, независимо от членства в ТСЖ. Возникает вопрос – может ли этот размер платы быть больше, чем размер, утвержденный общим собранием членов ТСЖ до заключения такого договора правлением ТСЖ? Указанная ситуация законом не урегулирована, но с другой стороны, решение общего собрания членов ТСЖ имеет большую юридическую силу, чем решение правления, определяющего условия такого договора с УО.

2. Договор оказания услуг по содержанию и текущему ремонту МКД между УО и ТСЖ.

  • ТСЖ не передает функции управления домом, передает в УО лишь некоторые на свое усмотрение обязанности по содержанию и/или ремонту МКД, т.е. УО нанимается в качестве подрядной организации;
  • Коммунальные услуги, управление домом, текущее обслуживание, содержание и ремонт общего имущества осуществляет ТСЖ. Отношения собственников строятся с ТСЖ, требования к качеству услуг собственник предъявляет к ТСЖ.
  • УО не управляет домом, а значит, не собирает денежные средства на управление, не расходует их по своему усмотрению, УО получает вознаграждение по договору оказания услуг (в порядке гл. 39 ГК РФ). Стоимость договора (услуг УО) и условия такого договора (заключение, расторжение, изменения, ответственность, гарантийные обязательства) определяются УК и ТСЖ по взаимному согласию.
  • Договор заключается ТСЖ на основании решения правления и только в соответствии со сметой доходов и расходов на год, т.е. по сути, УО нанимается для выполнения каких-либо статей по смете (услуги электрика, аварийное обслуживание, уборка общего имущества и придомовой территории, оказание бухгалтерских услуг и т.п.);
  • Для оказания каких-либо услуг по содержанию МКД и ремонту общего имущества УК не нужно иметь лицензию, т.к. УО не управляет домом.
  • Все требования к качеству предоставления коммунальных услуг, минимальный перечень услуг по содержанию дома, требования к управлению домом, требования к раскрытию информации об управлении домом, штрафные санкции за несоблюдение любых требований жилищного законодательства в части надлежащего содержания и управления домом, предъявляются к ТСЖ. При наличии вины УО в возникновении ответственности ТСЖ перед органами контроля, ТСЖ взыскивает убытки с УО как с подрядчика по договору.
  • Взносы на содержание и текущее обслуживание дома, текущий ремонт утверждаются решением общего собрания членов ТСЖ в соответствии со сметой доходов и расходов ТСЖ на год. Указанные взносы являются одинаковыми для всех собственников независимо от членства в ТСЖ. Для расходования этих взносов в соответствии со сметой ТСЖ нанимает УО.

Таким образом, мы видим, что наиболее эффективным взаимодействием УО и ТСЖ является заключение договора оказания услуг (гл. 39 ГК РФ) и/или выполнения работ (гл. 37 ГК РФ), при котором ТСЖ не теряет право управления многоквартирным домом, не превращается в фикцию, а выступает заказчиком услуг у УО, становится ее партнером. Чтобы ваше правление не злоупотребляло своим положением, не заключило пускай и на законных основания договор управления с УО, необходимо в уставе ТСЖ право заключать договоры управления отнести к полномочиям общего собрания членов ТСЖ, лишив правление такого права, иначе цель создания ТСЖ – управление собственниками своим домом самостоятельно – полностью теряет свой смысл.