Оформление ОСАГО не автовладельцем: возможно ли?

Не получается оформить полис ОСАГО онлайн

Электронный полис ОСАГО — очень удобная вещь. Вы экономите время при оформлении и покупке полиса обязательного страхования, потому что электронное оформление занимает в среднем 10-15 минут, а вживую от 20-30 минут + время на дорогу до офиса страховой компании (СК) и обратно.

Свяжитесь с нашими специалистами из службы поддержки и они помогут разобраться с вашей проблемой.

Кроме этого при оформлении е-ОСАГО онлайн вы можете сэкономить сколько-то денег. Это происходит не всегда, т.к. зависит от того, взимается ли комиссия страховой за “живое” оформление или нет. Если все-таки взимается, то экономия может составить от 5 до 2.000 рублей.

Ещё один замечательный плюс, при оформлении е-ОСАГО можно выбирать из бОльшего числа страховых, например, подключается Тинькофф-страхование и Mafin.

Но периодически происходят ситуации, когда автовладельцам не удается купить электронный полис. Какие это ситуации, почему они происходят и что делать расскажем далее?

Почему может не получаться оформить полис online?

К сожалению, очень часто автовладелец сталкивается с трудностями при онлайн-оформлении. Сайты начинают глючить, выдавать ошибку или просто отказывают в регистрации нового полиса.

Почему так происходит?

Если говорить в общем, то причины затруднений могут быть технические или связаны с конкретным автовладельцем.

  • Сбой сайта, сигнала. Такая сложность временами происходит со многими сайтами, так что просто попробуйте оформиться чуть позже.
  • “Вылезает” ошибка. Такое происходит, когда страховые компании не хотят брать к себе невыгодных водителей. Таковыми считаются новички, водители с низким КБМ, из неприбыльного региона, со старой плохой машиной и плохим показателем аварийности.(Блокировка нежелательных клиентов происходит незаконно, так как по указаниям Центробанка России от 14.11.2016 №4191-У страховые фирмы обязаны оформлять полис ОСАГО всем желающим.)
  • Сайт СК “отправляет” страхователя перейти на сайт РСА или на сайт замещающей компании. Это вариант нормы, когда сама страховая не может продать новый полис по техническим причинам.
  • Из-за отсутствия представителей страховой компании в регионах. На самом деле, это не оправдание, так как это незаконно, но такое бывает.
  • Ограниченный перечень вариантов оплаты. Такое ограничение в сторону автовладельца также является противозаконным.
  • В базе данных СК и в базе РСА (Российского союза автостраховщиков) разные сведения. (Если при оформлении предыдущего полиса были введены некорректные данные (специально или по ошибке), приобрести е-ОСАГО будет невозможно.)
  • При регистрации для онлайн-оформления были введены неверные данные. Опечатки в словах или в номерах.
  • У страхователя нет возможности совершить оплату онлайн. (Если клиент готов покупать полис исключительно наличными, то ему придется оформляться в офисе.)
  • Если он недавно купил автомобиль.
  • Если человек страхуется первый раз в жизни.
  • Если он не страховал машину более года.
  1. При онлайн-оформлении обязательно выставляйте дату начала действия нового полиса не раньше следующего дня после истечения срока действия старого полиса.
  2. Приготовьте документы: водительское удостоверение, паспорт страхователя, ПТС, СТС, старый полис ОСАГО, диагностическая карта (действующий техосмотр).

Выберите нужные данные, нажмите на красную кнопку и наш менеджер перезвонит вам:

Страховщики прощаются с техосмотром

Диагностическая карта не нужна будет для оформления ОСАГО с 22 августа

С 22 августа автовладельцам больше не нужен будет документ о прохождении техосмотра при оформлении полиса ОСАГО. Соответствующий законопроект будет принят Госдумой в третьем чтении уже 15 июня. Поправки, серьезно меняющие порядок покупки «автогражданки», появились в базе документов парламента во вторник, публично не анонсировались и стали неожиданностью даже для ряда участников рынка ТО. Авторы инициативы объясняют: на рынке наблюдается дефицит станций ТО, автовладельцам просто негде пройти проверку. Российский союз автостраховщиков идею поддержал, напомнив, что в марте следующего года за отсутствие ТО начнет действовать штраф в 2 тыс. руб.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ / купить фото

Госдума в среду приняла во втором чтении (15 июня примет в третьем) поправки к законам «О безопасности дорожного движения» и «Об ОСАГО». Автомобилистов ждет революционное изменение: из списка документов, необходимых для заключения договора «автогражданки», исключается диагностическая карта (ДК), которая выдается по итогам технического осмотра автомобиля. Законопроект вступает в силу 22 августа 2021 года.

Идея об «отвязке» ОСАГО от ТО была впервые высказана Российским союзом автостраховщиков (РСА) в начале 2021 года — накануне старта с 1 марта большой реформы техосмотра, о которой “Ъ” неоднократно рассказывал. С вступлением ее в силу на пунктах ТО введено обязательное фотографирование машин, ДК подлежит заверению усиленной электронной подписью, ужесточены требования к производственно-технической базе операторов. Проверки РСА показали, что не все действующие участники рынка этим требованиям соответствуют и готовы по ним работать, поэтому страховщики предложили временно выдавать полисы ОСАГО без проверки документа о техосмотре — чтобы исключить для граждан риски оказаться без полиса. В марте такой сценарий допускал зампред ЦБ Владимир Чистюхин.

Проект, который придает законодательную силу инициативе РСА, появился в базе Госдумы 8 июня. Документ публично не анонсировался. Депутаты Анатолий Аксаков, Алексей Изотов, Игорь Дивинский («Единая Россия») предлагают закрепить положение, когда для заключения договора ОСАГО не требуется диагностическая карта, поправками к законопроекту (.doc) на совершенно иную тему — об исполнении обязательств РФ перед ВТО по допуску иностранных страховщиков на российский рынок (“Ъ” рассказывал про этот документ, когда он проходил первое чтение в апреле). В среду, во время принятия во втором чтении таблица поправок, в том числе касающаяся ОСАГО и ТО, не обсуждалась.

Календарь автомобилиста

Какие нововведения ожидают водителей в 2021 году

Впрочем, Алексей Изотов позже заверил “Ъ”, что «кулуарного» принятия поправок не было: они обсуждались ранее на профильном комитете, согласованы с Минтрансом, Минфином, ЦБ, МВД и поддержаны правительством РФ. Парламентарий напомнил, что по решению правительства все выданные до 1 февраля ДК автоматически продлены до 1 октября 2021 года. Однако, по его словам, есть риск, что и после этой даты техосмотр гражданам пройти будет затруднительно: год назад в РФ было около 5 тыс. станций техосмотра, а во время пандемии их число уменьшилось примерно до 2 тыс. Дефицит операторов ТО может иметь «серьезные последствия», считает господин Изотов, поскольку после ДТП трудно будет компенсировать ущерб.

Ситуация может привести и к росту тарифов на «автогражданку», прогнозирует парламентарий, и к увеличению числа водителей без ОСАГО на дорогах.

Отметим, это не первый случай, когда Госдума принимает важные изменения в законодательство, присоединяя их на этапе второго чтению к законопроекту по другой теме без широкого обсуждения. К примеру, в марте 2020 года, как рассказывал “Ъ”, правительство внесло в Госдуму законопроект для уточнения полномочий правительства РФ по введению режимов повышенной готовности и ЧС во время пандемии. На этапе второго чтения к документу по инициативе Минэкономики неожиданно были присоединены поправки к закону о ТО о переносе «большой реформы» с июня 2020 на март 2021 года, при этом была изменена периодичность проверок.

Как изменились требования к пунктам техосмотра

В РСА, комментируя законопроект, заявили “Ъ”, что поправки нужны для обеспечения «доступности ОСАГО»: «Это заложено в самом законе, где полис определен как «публичный договор», то есть страховщики обязаны вне зависимости ни от каких факторов осуществить продажу полиса». Существующая «увязка» полиса и ДК, заметили в РСА, не соответствует мировой практике. В союзе при этом напомнили, что с 1 марта 2022 года вступает в силу новая редакция КоАП, согласно которой за отсутствие техосмотра на автомобиль будет применяться штраф в 2 тыс. руб., при этом фиксация нарушений будет происходить с помощью автоматических камер. Это, считают в РСА, станет «серьезным стимулом» для автовладельцев пройти проверку.

«Данная норма обсуждалась и не стала для нас сюрпризом,— сообщил глава Союза операторов техосмотра Максим Бурдюгов.— Радикальных последствий для рынка не вижу.

Неизменной остается ст. 14 закона «Об ОСАГО», согласно которой у страховщиков сохраняется право регрессного иска к водителю, который попал в ДТП и в этот момент на машину не было оформлено диагностической карты или истек срок ее действия (норма применяется только при авариях с автобусами, грузовиками и такси — “Ъ”). Стимул проходить ТО сохраняется, но в другой форме». Сама по себе отвязка ОСАГО от ДК, считает господин Бурдюгов, просто расширит возможности проходить проверку в удобное для автовладельца время. Он напомнил, что техосмотр сегодня уже обязателен для грузовых авто более 3,5 т и автобусов: штраф по ст. 12.1 КоАП составляет 800 руб.

Читайте также  Осуществление сервитута пользователем осуществляется

Реформу процедуры ТО поставили под сомнение кибермошенники

Глава гильдии операторов ТО при Московской ТПП Игорь Волчек полагает, что нововведение позволит убрать с рынка часть «посредников», нелегально торгующих диагностическим картами. «Удивляет только, что законопроект втихую принимался и ни с кем не обсуждался,— отметил он.— Все эти конвульсии и постоянные дерганья — внезапное продление действия карт, перенос сроков реформы, отвязка ОСАГО от ТО — участников рынка весьма нервируют. Поэтому предсказать, какой будет эффект, сложно».

Координатор движения «Синие ведерки», глава рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов назвал поправки «прекрасной новостью», добавив, что техосмотр нужно сделать вообще добровольным для владельцев легковых авто, не связанных с коммерческими перевозками.

Глава ГИБДД выступил против снижения скорости в городах до 30 км/ч

Глава ГИБДД РФ Михаил Черников в среду заявил, что МВД выступает «категорически против снижения порога максимальной скорости с 60 до 30 км/ч». Его слова приводит «РИА Новости». Инициаторам идеи господин Черников предложил «сесть за руль и передвигаться по городу, особенно в вечернее время, со скоростью 30 км/ч для понимания абсурдности ограничений». Глава ГИБДД призвал прекратить «втягивать МВД в необоснованные решения по ограничению прав автомобилистов».

Таким образом, МВД опровергло ранее опубликованное сообщение ТАСС со ссылкой на начальника Научного центра безопасности дорожного движения МВД (входит в структуру в Госавтоинспекции) Дмитрия Митрошина о том, что тот якобы поддержал идею снижения скоростного режима до 30 км/ч на городских улицах. Сообщение в среду стало одной из самых обсуждаемых новостей. В конце мая с идеей снижения скорости до 30 км/ч выступила ООН для всех городов мира, инициативу поддержал столичный департамент транспорта. Сам господин Митрошин, комментируя в среду сообщение ТАСС, также его опроверг.

Михаил Черников также заявил, что МВД выступает против снижения «администрируемого порога наказания с 20 до 10 км/ч». Речь идет о норме КоАП, согласно которой штраф за превышение менее чем на 20 км/ч не выносится. Дискуссии о снижении лимита ведутся с 2014 года на разных уровнях, о чем неоднократно рассказывал “Ъ”. К 1 августа МВД и Минтранс должны представить согласованную позицию по данному вопросу, соответствующее поручение ранее дал ведомствам вице-премьер Марат Хуснуллин.

ОСАГО без техосмотра: что изменится в процедуре диагностики автомобилей

С 29 августа рядовым автовладельцам, чтобы оформить полис обязательной автогражданской ответственности, необязательно будет предъявлять диагностическую карту с пройденным техосмотром. Соответствующие поправки в закон об ОСАГО вступили в силу 22 августа, но Центральному банку, регулирующему рынок страхования в России, потребовалась еще неделя, чтобы привести в соответствие необходимые подзаконные акты. Рассказываем, как нововведения изменят жизнь автовладельцев.

Как это происходило раньше?

Все легковые автомобили (не использующиеся для коммерческой перевозки пассажиров) старше четырех лет должны раз в два года проходить техосмотр (ТО) на специальных станциях. Если автомобиль старше десяти лет, ТО надо проходить ежегодно. Это требование сохраняется.

При прохождении ТО с 1 марта этого года формируется электронная диагностическая карта. До сих пор ее необходимо было предъявлять в страховой компании при оформлении договора ОСАГО.

Что изменится с 29 августа?

Теперь предъявлять при оформлении полиса ОСАГО диагностическую карту будет не нужно. Однако с 1 марта 2022 года за отсутствие этого документа (а следовательно, отсутствие техосмотра) будут штрафовать на 2 тыс. рублей. Такие изменения внесены в КоАП. Проверять наличие карты планируется с помощью специальных дорожных камер, а сам штраф выписывать один раз в сутки.

Что изменилось в процедуре техосмотра?

С 1 марта 2021 года введена фотосъемка автомобиля на станции ТО с геолокацией, указанием времени процедуры и данных автомобиля (номер, марка, модель, цвет). Фото заносятся в базу, где хранятся не менее пяти лет. Без них формирование карты не происходит.

Автовладельцы с диагностическими картами, истекающими в период с 1 февраля по 30 сентября 2021 года, получили отсрочку на шесть месяцев на прохождение нового ТО и получение новой карты. У водителей процедура фотографирования оставляет вопросы. Сами фотографии подтверждают только то, что автомобиль был на станции ТО в определенную дату и время. Осматривал его кто-то в это время или нет — остается неизвестным.

Где можно пройти ТО?

Пройти техосмотр можно только на аккредитованных пунктах ТО или на передвижных диагностических линиях (в местах, где нет стационарных станций). Аккредитованными считаются все станции техобслуживания, которые внесены в специальный реестр операторов ТО. Он публикуется на сайте Российского союза автостраховщиков. Сейчас в реестр внесено более 5 тыс. организаций. Но, по словам партнера аналитического агентства «Автостат» Игоря Моржаретто, точное число реально работающих станций сейчас — от тысячи до двух, а к весне на техосмотр могут устремиться до 20 млн водителей: 14 млн из тех, кто в данный момент пользуется отсрочкой, а остальные — те, кому потребуется плановый ТО.

Зачем теперь вообще проходить ТО?

Помимо перспективы получить штраф, для того чтобы понимать, в каком состоянии находится автомобиль, своевременно устранить возможные неисправности и повысить собственную и чужую безопасность на дорогах. К тому же страховщики имеют право подать регрессный иск к водителю, который попал в ДТП с участием автобуса, грузовика или такси и при этом не имел действующей диагностической карты.

Еще один момент, о котором напоминают эксперты, — в связи с тем, что ОСАГО можно теперь оформлять без ТО, помнить о том, что пришла пора показать авто техникам, нужно будет самим водителям. Иначе об этом напомнит квитанция со штрафом.

Что будет, если машину без техосмотра остановит ДПС?

До 1 марта 2022 года ничего не будет. Наказания для владельцев обыкновенных легковых автомобилей КоАП за это не предусматривает, только для такси, маршруток и автобусов. Но при наличии диагностической карты, не подкрепленной фотографиями в базе или установлении (по внешнему виду) факта, что автомобиль на самом деле не проходил техосмотр, сотрудники ГИБДД могут аннулировать карту. «Гипотетически машину в этом случае могут даже отправить на штрафстоянку. Но в жизни такого, конечно, никто делать не будет», — считает Игорь Моржаретто.

Что еще изменится с 29 августа?

Помимо «отвязки» оформления полиса от техосмотра, появляется еще одно новшество. Снимается запрет на вступление в силу электронного договора ОСАГО в день его заключения. С 2017 года электронный полис начинал действовать только через три дня после его оформления. Страховку, действующую сразу с момента оформления, можно было оформить только в офисе страховщика. Эта норма вводилась для того, чтобы пресечь недобросовестную практику, когда водитель оформлял электронную страховку сразу после произошедшего с ним ДТП. Но теперь каждый страховщик будет сам решать — оставлять это условие в новых договорах или нет.

Застраховать с ошибками: что показал новый сервис по проверке ОСАГО

Автовладельцы могут получить штраф или вообще лишиться страховой выплаты, если при оформлении ОСАГО были указаны неверные данные. Так поступают недобросовестные посредники с целью оформить полис дешевле, а с автовладельца получить обычную сумму. Российский союз автостраховщиков (РСА) запустил сервис, с помощью которого автовладельцы самостоятельно могут проверить указанные в базе АИС ОСАГО сведения. Что делать, если в полисе обнаружились ошибки, разбирались «Известия».

Пробить по базе

Раньше на сайте РСА можно было проверить, является ли полис действующим на момент ДТП. С помощью нового сервиса автовладелец сможет узнать, какие именно параметры были указаны при оформлении полиса — марка, модель и категория транспортного средства, мощность, узнать коэффициент бонус-малус, регион использования автомобиля, количество водителей, допущенных к управлению, и т.д. И, естественно, его цену.

В РСА сообщили «Известиям», что ограничились добавлением ключевых параметров, которые обычно искажаются недобросовестными посредниками и существенно влияют на цену полиса ОСАГО.

Что показала проверка

Кроме того, в сервисе указаны собственник и страхователь транспортного средства. И хотя все буквы, кроме первой, закрыты звездочками, имя, отчество и год рождения позволяют сопоставить указанных в остальных документах лиц. Это, как и срок действия страховки, важная информация, если ДТП уже произошло и у вас есть сомнения относительно другого участника аварии.

Между тем проверка редакцией «Известий» девяти машин и одного мотоцикла оставила много вопросов. Например, корректный результат дает поиск по серии и номеру полиса, а также по VIN автомобиля. Если искать по госномеру, система в большинстве случаев ничего не находит либо отображает данные старого полиса и прежних владельцев машины.

Читайте также  Какими словами поддержать мужчину при разводе

Автоэксперт Игорь Моржаретто считает, что новый сервис еще будут дорабатывать, и положительно оценил его появление.

«Только когда покупаешь новый полис, выясняется, что у тебя странный какой-то КБМ. Начинаешь выяснять самостоятельно, а для этого нужен источник информации, нужна обратная связь, где я могу сказать: «Вы, ребята, неправы, у меня по-другому», — рассказал он.

Без номера и категории

Обычно госномер не попадает в базу, если автовладелец оформил ОСАГО до того, как поставил автомобиль на учет в ГИБДД. Однако у единственного проверенного мотоцикла не оказалось ни госномера, хотя транспортное средство было поставлено на учет, ни марки и модели, ни мощности. А в качестве категории было указано загадочное: «0 Прочее (категория «с»)». Даже в РСА не смогли объяснить этот термин. В Союзе пообещали дать ответ технического специалиста, но на момент сдачи материала комментарий не предоставили.

Отсутствие госномера автомобиля в базе теоретически грозит добросовестному автовладельцу штрафом, когда автоматическая проверка ОСАГО с помощью камер будет запущена. Проблемы могут возникнуть, подтвердили в РСА и попросили всех, получивших полис ОСАГО до регистрации ТС, сообщить в свою страховую компанию о присвоенном автомобилю госномере.

Внимание, работают мошенники

РСА и страховщики фиксирует большое количество попыток оформить полис ОСАГО с недостоверными сведениями.

«В данном случае стоит говорить о недобросовестных «посредниках», которые, используя незнание автовладельцев, оформляют полис ОСАГО онлайн и вводят недостоверные сведения, например цель использования, мощность и т.д., снижают стоимость полиса, а затем передают клиенту иной полис с иной стоимостью, разницу присваивая себе. В практике «Согласия» есть такие прецеденты, подобные действия «посредников» носят мошеннический характер и наносят вред потребителю и репутации страховщика», — рассказала «Известиям» директор судебно-правового департамента страховой компании «Согласие» Анна Полина-Сташевская. И посоветовала оформлять полис е-ОСАГО, не требующий привлечения посредников.

Президент РСА Игорь Юргенс отметил, что в настоящее время в системе АИС ОСАГО 2.0 работают фильтры, позволяющие отсеивать попытки оформить полис ОСАГО, указав при оформлении заведомо неверные данные.

Офис страховой компании

«Однако никакие технические решения не могут на 100% защитить от мошенничества», — отметил он.

И действительно, в одном из проверенных «Известиями» полисов в графе «Цель использования» было указано «Учебная езда», хотя машина используется в личных целях. Почему посредник указал ее при оформлении полиса — загадка.

«Указание в графе «Цель использования» варианта «Учебная езда» в настоящее время не влияет на формирование страховой премии по ОСАГО, а также на получение страховой выплаты в случае страхового события. Однако стоит быть внимательным, возможны случаи, когда похожая ошибка может привести к регрессу. Например, если у автомобиля есть лицензия такси, но в страховом полисе указано, что транспортное средство используется для личных целей, в случае аварии страховая компания может выставить регресс лицу, причинившему вред», — рассказали в пресс-службе «Альфастрахования». Кроме того, если полис окажется оформленным на другую машину или другого страхователя, пострадавшему в ДТП вообще могут отказать в страховой выплате.

Ваш полис недействителен

Какой процент неверных сведений в полисе сделает его недействительным? Для договоров ОСАГО нет такого понятия — «процент неправильно указанных данных», уточнили в РСА. В Союзе добавили, что в каждом конкретном случае необходимо разбираться, была ли допущена опечатка или случайная ошибка либо данные были введены заведомо неверно.

Федеральный закон об ОСАГО, Положение о правилах ОСАГО не содержат в себе указаний о проценте неправильных сведений, содержащихся в полисе ОСАГО, чтобы признать его недействительным, отметил ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала. По его словам, чтобы досрочно прекратить действие договора ОСАГО либо вовсе признать его недействительным, необходимо установить, что недостоверные сведения были представлены намеренно и это повлекло за собой необоснованное снижение стоимости ОСАГО.

Штрафы за езду без ОСАГО

Полис ОСАГО должен быть у каждого автовладельца. Он обеспечивает страхование ответственности водителя, который может по неосторожности стать виновником аварии и нанести ущерб другим людям, имуществу или транспортным средствам на дороге. Если такое произойдет, выплату возмещения возьмет на себя страховая компания. Поскольку страхование обязательное согласно закону, за его отсутствие положены санкции. Более того, после ДТП виновник, не имеющий страховки, обязан платить потерпевшим самостоятельно.

Что покрывает ОСАГО?

Полис покрывает ущерб, нанесенный виновником ДТП. В перечень ситуаций, за которые положено возмещение, входят:

  • Вред имуществу (повреждение транспорта, домов, заборов, объектов инфраструктуры и даже личных вещей, а также вред сельскохозяйственным, домашним или диким животным).
  • Вред здоровью или жизни людей.
  • Дополнительные расходы потерпевших, связанные с причиненным вредом.

Страховщик может выплатить до 400 000 рублей за имущественный ущерб и до 500 000 рублей – за вред жизни и здоровью. Однако если фактические расходы окажутся больше, то виновнику все равно придется доплачивать пострадавшим. Впрочем, можно защитить свой кошелек более надежно. Для этого достаточно оформить ДСАГО (то есть полис добровольного страхования ответственности) – по нему возмещение может быть в десятки раз выше.

В соответствии с п. 2 статьи 6 Закона об ОСАГО исключениями из страхового риска является:

  • причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования;
  • причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;
  • причинения вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах;
  • загрязнения окружающей среды;
  • причинения вреда воздействием перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования;
  • причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования;
  • обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику;
  • причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию и иному имуществу;
  • причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке;
  • повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности;
  • причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при их перевозке, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

Можно ли ездить без ОСАГО?

Без автогражданки ездить запрещено согласно законодательству. Любой водитель, который выедет на незастрахованном автомобиле на дорогу – нарушитель, которому полагается штраф. Даже если просрочить его уплату всего на один день, наказания не избежать.

Когда можно ездить на незастрахованном ТС

Дело в том, что ездить без ОСАГО нельзя совсем.

Закон об ОСАГО №40-ФЗ в статье 3 устанавливает принцип недопустимости использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную настоящим Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.

Статьей 4 Закона об ОСАГО №40-ФЗ установлена обязанность владельцев ТС страховать ответственность. При этом пункт 2 ст. 4 устанавливает обязанность застраховать ответственность до совершения регистрационных действий, но не позднее 10 дней со дня возникновения права владения. Указанная норма не содержит разрешения в эти десять дней использовать ТС без полиса ОСАГО.

Статья 12.37 КОАП и Пункт 2.1.1 (1) ПДД так же не содержат исключений по срокам в применении административного наказания.

Как перегнать машину без страховки в другой регион

Для следования автомобиля в регион регистрации стоит оформить временную автогражданку на 20 дней. В таком случае следование к месту регистрации может быть неспешным и безопасным. Но временная страховка стоит денег – в некоторых ситуациях она может достигать 20% от стоимости обычного страхования.

Какой штраф за отсутствие ОСАГО?

Наказание полагается за любой выезд без страховки независимо от дальности, причины и т.д. Но он может отличаться в зависимости от причины отсутствия страхования. Помните, что сотрудники ГИБДД имеют право выписать постановление ровно столько раз, сколько остановят незастрахованное ТС. Так что итоговая сумма может значительно вырасти.

Водитель вписан в страховку, но не имеет ее на руках

Если вы просто забыли нужный документ дома, но он у вас действительно есть, то наказание будет не слишком жестким. Таким рассеянным водителям полагается предупреждение или штраф за езду в размере 500 рублей, согласно 12.3 КоАП.

Читайте также  Актив и пассив это в бухгалтерском учете

Водитель не вписан в страховку

На этом попадаются владельцы, которые допустили за руль не указанных в полисе людей.

Например, если вы выпили и попросили «трезвого шофера» подвезти на вашей машине, не имея на руках неограниченного ОСАГО, то совершили нарушение. Даже с учетом того, что в салоне находитесь и вы тоже – главное, что за рулем посторонний человек.

Если водитель не указан в страховке, то владельцу придется заплатить 500 рублей согласно части 1 ст. 12.37 КоАП.

У водителя нет актуальной страховки

При оформлении страхования можно добровольно уменьшить срок действия полиса. Это значительно его удешевляет, но и ездить с таким документом всегда нельзя. Это допустимо лишь в тот промежуток времени, который указан в документе.

Такой продукт подходит тем, кто пользуется личным автомобилем в определенное время года. Например, если человек летом и весной предпочитает ездить на работу на общественном транспорте, а зимой и осенью – на своем авто. Или если машина нужна только для поездок на дачу.

Если вы будете пользоваться машиной в «неположенное» время, на которое не распространяется страхование, то вам полагается взыскание в размере 500 рублей, согласно ч.1 ст. 12.37 КоАП.

Документ просрочен или отсутствует вообще

За полис, чей срок действия уже закончился, полагается более серьезное наказание. Водитель, который не продлил вовремя договор, получит штраф за езду в размере 800 рублей. Аналогичное наказание предусмотрено и для тех, кто вообще не застраховался.

Водитель имеет фальшивый полис

Подделка документов – это куда более серьезное наказание, нежели штраф за езду без полиса ОСАГО. За это грозит следующее наказание:

  • Уголовная ответственность по ст. 327 УК РФ – лишение свободы сроком до 2 лет.
  • Административная ответственность по ст. 12.37 КоАП – до 800 рублей.

Наказание зависит от использования фальшивого полиса. Если вы просто его покажете инспектору ГИБДД, он выпишет постановление по КоАП. А вот если понесете подделку в страховую компанию при аварии, то заработаете уголовное наказание.

Скидка при оплате штрафа

За быструю уплату добросовестные граждане могут получить скидку. Если вы успеете заплатить в бюджет за свое нарушение в течение 20 дней – то получите скидку 50%. То есть, фактически, размер взыскания уменьшится вполовину и составит от 250 до 400 рублей.

Регрессное требование

В некоторых случаях страховая компания имеет право потребовать от клиента возмещение страховой выплаты. Это значит, что виновник ДТП обязан возместить страховой компании средства, которые она потратила на выплату потерпевшим. Регрессное требование регулируется статьей 1081 ГК РФ и распространяется, в том числе, и на страховщиков.

Применяться оно может, если виновник:

  • причинил вред жизни или здоровью потерпевшего вследствие умысла;
  • вел машину в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного) или не выполнил требование о прохождении медицинского освидетельствования для проверки на это состояние или употребил алкоголь, наркотические или психотропные вещества после ДТП, к которому он причастен;
  • не имел права на управление машиной, за рулем которой находился в момент ДТП;
  • скрылся с места ДТП;
  • не включен в договор ОСАГО как водитель, допущенный к управлению машиной, за рулем которой находился в момент ДТП;
  • использовал ТС в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (если договор заключен с условием использования ТС в период, предусмотренный договором обязательного страхования);
  • до истечения 15 календарных дней (за исключением праздников) со дня аварии оформил документы о ДТП в упрощенном порядке, начал ремонт или утилизировал машину, и (или) не представил ее по требованию страховщика для осмотра и (или) независимой технической экспертизы;
  • при покупке полиса ОСАГО предоставил страховой компании недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии;
  • ездил с диагностической картой, срок действия которой на момент ДТП истек. (Этот пункт относится только к определенным типам ТС: легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов);
  • причинил вред, управляя машиной с прицепом, но не упомянул о нем при заключении договора ОСАГО (действует для водителей всех автомобилей, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям).

Фиксируют ли дорожные камеры отсутствие ОСАГО?

Система отслеживания автогражданки с помощью автоматических камер запущена в тестовом режиме в Москве. Эксперимент в 2020 году ещё продолжается. Так что точных сроков введения этой практики по всей стране пока нет.

Система определения благодаря дорожным камерам будет работать с базами данных ГИБДД и РСА следующим образом:

  1. Видеокамера фиксирует номер автомобиля.
  2. Информация отправляется в базу ГИБДД.
  3. Государственный номер сопоставляется с идентификационной информацией авто (номер шасси, кузова или VIN).
  4. По идентификационной информации машины в базе данных РСА ищется документ.
  5. Информация о страховке автомобиля отправляется в ГИБДД.
  6. При отсутствии автогражданки выписывается взыскание.
  7. Уведомление приходит владельцу на почту.

Если страхование есть, то переживать о новой системе не нужно. Но если оно будет просрочено хотя бы на день – то наказание последует гарантированно. Его размер не будет отличаться от стандартного – 800 рублей за каждое нарушение.

Правомерна ли эвакуация автомобиля в случае отсутствия обязательного автострахования?

Ответ прост – эвакуация транспорта на штрафстоянку в этой ситуации неправомерна и не допускается. Владелец авто вправе ехать дальше. Также сотрудники ГИБДД не имеют права снимать с транспортного средства номера, как делали это до 2014 года, или как-то иначе ограничивать свободу передвижения. Единственное наказание, предусмотренное за езду без страхования ОСАГО – это взыскание от 500 до 800 рублей.

Что делать, если штраф выписан за отсутствие распечатанной копии Е-ОСАГО?

Электронное обязательное автострахование приравнивается к обычному. Разъяснительное письмо МВД РФ No 13/12-у-4440 от 03.07.2015 об этом неоднозначно заявляет: достаточно озвучить серию и номер документа для проверки. Поэтому выписка штрафа за отсутствие распечатки незаконна. К сожалению, не все инспекторы об этом осведомлены, и им желательно это сообщить при попытке составить протокол.

Если сотрудник ГИБДД все равно выписал взыскание, то его необходимо оспаривать в судебном порядке. Простой жалобой отделаться не получится – нужно будет подавать иск и требовать отмену взыскания. После решения суда можно также подать жалобу на сотрудника в прокуратуру.

Что делать, если у виновника ДТП нет обязательной автостраховки?

Сразу после аварии необходимо запросить у виновника полис и проверить его через базу данных на сайте РСА. Если страхования нет или оно фальшивое, то виновник обязан будет платить пострадавшим самостоятельно.

Если у одного из участников по какой-то причине нет автогражданки, обязательно нужно дождаться ГИБДД и оформлять происшествие при них. Европротокол не подходит.

Когда будет вынесено постановление о том, кто виновен в ДТП, необходимо:

  1. Взять паспортные данные нарушителя.
  2. Утвердить сумму возмещения или порядок исправления ущерба.
  3. Оговорить, в какие сроки нужно выплатить деньги или отремонтировать повреждения.
  4. Составить расписку, указав в ней все условия сделки и сроки.
  5. После получения денежных средств или ремонта написать ответную расписку о том, что претензий к нарушителю больше нет.

Разногласия можно уладить и без суда, если ситуация очевидна. Достаточно договориться прямо на месте и составить расписку.

Кстати, если в ДТП пострадали или погибли люди, то даже при отсутствии у виновника автогражданки можно получить компенсационную выплату. Для этого нужно обратиться в Российский союз автостраховщиков с соответствующим заявлением.

Если нарушитель пропал после оформления расписки или отказывается платить, то придется отсылать ему досудебную претензию с требованием возместить нанесенный ущерб. К ней необходимо приложить все документы, включая оценку стоимости восстановления, чеки, постановления и т.д. Если никакой реакции не последовало, то надо подавать иск в суд, приложив все те же документы, что и в досудебной претензии.

Заключение

Как видно, отсутствие полиса ОСАГО способно принести проблемы как водителю, так и другим участникам движения. Виновники лишатся возможности сэкономить на выплатах после ДТП, что значительно дороже, чем приобретать страховку в срок.

Чтобы не столкнуться со всеми этими проблемами и ограничениями, просто оформите обязательное автострахование. С ним вы избежите многочисленных штрафов и выплат из собственного кармана в случае ДТП. Защитите себя и свое имущество с помощью автогражданки уже сейчас.

Рассчитать и оформить ОСАГО можно с помощью нашего онлайн-калькулятора.