Ответственность движение по обочине

Ответственность движение по обочине

ПДД РФ, 9. Расположение транспортных средств на проезжей части

9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.12.2005 N 767, от 10.05.2010 N 316)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.1(1). На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.

(п. 9.1(1) введен Постановлением Правительства РФ от 28.06.2017 N 761)

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

(п. 9.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

9.4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

(см. текст в предыдущей редакции)

В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)

(см. текст в предыдущей редакции)

Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т — только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.09.2003 N 595, от 10.05.2010 N 316)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац исключен. — Постановление Правительства РФ от 10.05.2010 N 316.

(см. текст в предыдущей редакции)

9.5. Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 14.12.2005 N 767, от 28.03.2012 N 254)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.

9.8. При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 — 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.12.2005 N 767, от 22.03.2014 N 221)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

9.11. Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.

(п. 9.11 в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.12. На дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное.

(п. 9.12 введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)

Езда по обочине не разрешена — каков размер штрафа?

Пробки на дорогах – явление частое, особенно в крупных городах. Стояние в них может длиться часы. И если большинство водителей со временем привыкают терпеть или используют другие способы пути до места назначения (метро, велосипед, пешеходная прогулка), то некоторые пытаются пробку обойти по обочине.

Читайте также  Скрипт разговора лпр недвижимость

Какие это вызывает проблемы и существует ли штраф за езду по обочине?

Проблемная ситуация

Подобными маневрами автомобилисты пытаются хоть немного продвинуться вперед. Но в итоге такие действия нетерпеливых водителей приводят к серьезным проблемам в автотранспортном движении.

  • Во-первых, проезжающие по обочине машины поднимают столб пыли, и этой пылью дышат водители транспортных средств. Кроме того, пыль попадает и в сами автомобили.
  • Во-вторых, после маневра по обочине нетерпеливые водители вновь пытаются вернуться на дорогу и встроиться в ряд, тем самым создавая сложности в движении и еще увеличивая пробку.
  • В-третьих, облако пыли ухудшает видимость.
  • В-четвертых, появляется опасность для пешеходов, движущихся по окраине трассы.

Разрешена ли езда по обочине? По закону, обочина предназначена исключительно для движения по ней велосипедистов, перемещения пешеходов и так далее. Стало быть, обгоны потока автомобилей сбоку от дороги являются нарушением правил дорожного движения. За такие действия предусмотрен штраф. Автомобиль может выехать на обочину только с целью остановки.

Какое наказание

Согласно информации, указанной в Правилах дорожного движения, «обочина» — это элемент дороги, который располагается сбоку от проезжей части и обозначен разметкой (либо имеет отличие по покрытию). Штраф за проезд и обгон по этой части трассы регулирует статья 12.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а в частности первая ее часть.

Штрафы за езду по обочине

Размер штрафа за этот вид административного правонарушения увеличивался не раз. Несколько лет назад он составлял 500 рублей, потом 1000, потом 1500. Но этот штраф мало пугает нетерпеливых водителей. Сумма небольшая, поэтому многие из водителей не обращают на нее внимание и пробуют обойти транспортный поток.

Штраф за обочину в 2021, так же, как и в прошлом, составляет 1500 рублей. Для многих водителей сумма небольшая, поэтому эффективность такого наказания невысока. По этой причине некоторые активисты различными путями (в частности, через сервис «Российская общественная инициатива») добиваются увеличения суммы штрафа в несколько раз. Это может помочь решить проблему с обгонами транспортных пробок по обочине и негативными последствиями от таковых обгонов.

Но повышение штрафов приведет к реальному результату только тогда, когда водители будут осознавать необратимость наказания. Для этого по всей стране активно вводятся центры фотовидеофиксации правонарушений на дороге. С помощью таких центров контролируется не только скорость автомобилей, но и езда по обочине.

Видео: О езде по обочине на Первом канале

Езда по встречной обочине

Отдельным правонарушением является обгон транспортного потока по обочине встречной полосы. В этом случае штраф будет гораздо серьезнее, ведь речь идет одновременно о нескольких совершенных правонарушениях: и езда по обочине, и движение по встречной полосе. Такие действия наказываются штрафом, который в несколько раз выше, чем штраф за обычный обгон по обочине. К тому же, за езду по встречной обочине органы ГИБДД могут отобрать водительские права на 4-6 месяцев.

Итак, обгон пробки по обочине является административным правонарушением, которое карается штрафом. Поэтому водителю не стоит прибегать к такому маневру. Это может повредить и себе самому, и окружающим автомобилистам.

Штраф за езду по обочине в 2021 году

Обочина не является частью дороги, по которой можно полноценно ездить. Некоторые водители находчиво используют край дороги для преодоления пробок. Но расплатой за такой легкий путь могут быть увесистые штрафы. Какой штраф за езду по обочине в 2021 году давайте разберемся подробнее.

Какая езда запрещена

По правилам боковая часть дороги используется под парковку.

По правой обочине

Водителю нельзя ни опережать, ни просто двигаться за краем проезжей части. Это прямо запрещено административным кодексом, ч. 1 ст. 12.15.

Наказание за езду по попутной обочине в виде штрафа 1500 руб.

По встречной обочине

Более тяжкая ответственность предусмотрена при выезде за левый край на следующих видах дорог:

  • дорожное полотно имеет встречное движение с двумя и более полосами в каждом направлении;
  • проезжая часть со встречными направлениями по одной полосе в каждую сторону, разделенная сплошной разметкой;
  • двухполосная автодорога с разграничением встречных потоков трамвайными путями;
  • трехполосная дорога в двух направлениях, где средняя полоса реверсная.

Если сотрудник ДПС зафиксирует езду по встречной обочине на таких дорогах, то водителя будет ожидать:

  • либо штраф 5000 руб.;
  • либо лишение прав на период 4-6 месяцев.

Когда дорожный полицейский в ближайшее время запротоколирует повторное нарушение, то лишают водительского удостоверения на 1 год.

Если двухполосная дорога не имеет разметки или с прерывистой линией. Тогда шофер, остановленный на обочине, получит штраф в сумме 1500 руб.

Когда можно двигаться

Существуют исключения, которые дают водителю «зеленый свет» на езду на боковой части дороги:

  • дорожно-ремонтная техника;
  • коммерческий транспорт для подъезда к торговым точкам на погрузку/разгрузку;
  • гужевой транспорт;
  • для объезда препятствий;
  • во избежание ДТП.

Важно условие – не мешать движению пешеходов и велосипедистов. Тогда не выпишут штраф за обгон по обочине.

Что такое обочина

Для недопущения нарушений нужно понимать границы обочины. Она отделяется:

  • сплошной полосой;
  • другим составом покрытия (гравий, грунт и пр.) на одном уровне с асфальтовым полотном.

Указанная часть дороги для пешеходов. Автомобилист может там лишь припарковать автосредство.

Важно не путать с тротуаром. На этой пешеходной зоне не допускается еда на машине. Также там запрещена и остановка/стоянка. За нарушения более жесткая мера. Тротуар отделяется от проезжей части газоном, бордюром или находится на разном уровне с ней.

Как фиксируется нарушение

Обгон, опережение и прочие маневры по правой или левой обочине документируются сотрудниками ГИБДД. В подтверждение составляется протокол и после выносится постановление. А если дело будет связано с лишением прав, то рассматривать материалы будет мировой судья.

Водителю можно препираться, если у сотрудника ДПС нет свидетелей. То есть оформление на основании личного наблюдения работником полиции.

Когда езда в неположенном месте запечатлена на видео-, фотоаппаратуру, лучше искать уважительные причины своей провинности, чтобы получить меньший штраф.

В последнее время повсеместно устанавливают многофункциональные камеры, фиксирующие езду по обочине и прочие нарушения. Сотрудники аналитического отдела обрабатывают данные, составляют постановления и с квитанцией рассылают их собственникам транспортных средств. Оспорить такие документы сложно, если в них не будет грубых ошибок и неточностей.

Дополнительные нарушения

Если водитель прибег к недопустимой езде на обочине, то это влечет и другие провинности:

Какое нарушение Ответственность
Не включение поворотников Ч. 1 ст. 12.14 КоАП РФ — штраф 500 руб.
Не соблюдение дорожной разметки/знака Ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ — штраф 500 руб.
Не предоставление преимущества пешеходу Ст. 12.18 КоАП РФ – штраф до 2500 руб.
Причинение вреда здоровью Ст. 12.24 КоАП РФ – штраф от 2000 до 25000 руб. в зависимости от степени травм.

Маневры на обочине опасны, так как поднимается пыль и видимость ограничивается. Также недостаточно хорошая сцепка с грунтом и неровности могут привести к столкновению машин.

В случившемся виновником однозначно будет, едущий по обочине. Так как его передвижение уже нелегальное, в нарушение правил. Соответственно и вся вина ложится на него.

Ссылаться, что другой водитель не уступил дорогу, намеренно допустил столкновение бессмысленно. Подобные случаи уже были рассмотрены Верховным Судом РФ не в пользу едущих по краю.

Движение по обочине встречного направления — штраф или лишение прав?

Практически все крупные автомагистрали с 4 полосами движения и 2 путепроводами, которые предназначены для движения в различные стороны, предусматривают маленькое количество мест для разворотов. Автомобилисты для этого должны воспользоваться специальными перекрестками.

А ведь жители населенных пунктов, рядом с которыми пролегает такая магистраль, очень страдают — чтобы доехать в отдаленный конец деревни, приходится сделать целый крюк и искать разрыв для разворота. Однако, некоторые водители поступают хитро — вместо того, чтобы тратить время, они движутся навстречу потоку по самому краю дорожного полотна. То есть, чтобы урезать путь, соответственно, сэкономить топливо, они передвигаются по расширенной обочине. Здесь возникает вопрос — как карается такое нарушение?

Обочина — проезжая часть или нет? В части 4 статьи 12.15 КоАП РФ указано, что выезд на встречную полосу наказывается штрафом, в размере 5 000 рублей или лишением прав на управление транспортным средством, сроком до полугода. Делаем первый вывод — по встречной полосе передвигаться нельзя, особенно, в той ситуации, когда она отделяется двойной сплошной линией разметки.

Однако, вопрос ведь стоит иначе — считается ли обочина на встречном направлении полноценной полосой, по которой могут передвигаться транспортные средства? Если обратить внимание на пункт 1.2 ПДД, можно заметить несколько конкретных определений терминов, связанных с дорожным движением. Так, полосой движения может считаться любая продольная полоса на дороге, которая обозначена или не обозначена разметкой и имеет ширину, которой хватает для свободного перемещения транспорта. Полосу движения можно считать элементом дорожного полотна. Теперь перейдем к обочине. Это дорожный элемент, который примыкает в самой проезжей части и расположен на одинаковой высоте с ней. Обочина отличается покрытием или отделена разметкой и может применяться для остановки, стоянки и движения.

Иными словами, обочину нельзя расценивать как проезжую часть. Она только примыкает к самой дороге и предназначается для выполнения дополнительных маневров — остановки, стоянки. Однако, расценивать движение по обочине нельзя в соответствии с частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Для водителей, которые прибегают к таким действиям, предназначена отдельный пункт.

Штраф за езду по обочине. В части 1 статьи 12.15 КоАП РФ говорится, что, если водитель неправильно располагает свой автомобиль на проезжей части во время движения, сотрудник ГИБДД вправе выписать протокол о правонарушении. Для автомобилиста будет предусмотрен штраф, в размере 1 500 рублей. В этой статье ничего не указано про встречную обочину, поэтому движение по ней наказывается точно таким же образом. Однако, если сотрудник ГИБДД заметит, что хотя бы одно колесо транспортного средства, которое движется по обочине встречного направления, выехало на основную дорогу, он в полном праве расценить это как более серьезное нарушение. А в виде наказания может быть лишение прав.

Итог. Двигаться по обочине нельзя, вне зависимости от направления движения. За это предусмотрено наказание в виде штрафа в размере 1 500 рублей.

Какой штраф предусмотрен за езду по обочине в 2021 году?

Какой штраф предусмотрен за езду по обочине в 2021 году? Кому разрешено движение по обочине? Актуальные штрафы в этой статье от специалистов сайта «Штрафы ГИБДД».

Штраф ГИБДД за езду по обочине в 2021 году составляет

Статья 12.15.1 КоАП РФ

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

В России запрещена езда личного автотранспорта по обочинам дорог. По закону обочина предназначена в первую очередь для движения пешеходов, во-вторую, для перемещения мопедов, велосипедистов, гужевых повозок, автомобилей коммунальных служб, не мешающих пешеходам и в исключительных случаях для передвижения развозного транспорта. Обычный легковой автомобиль имеет право выезда на обочину лишь для остановки или стоянки.

Определение понятия «обочина»

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части, находящийся на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью сплошной или прерывистой линии разметки.

Какие штрафы предусмотрены за езду по обочине 2021?

Ситуаций, в которых водителя транспортного средства могут оштрафовать за езду по обочине несколько. Разберем самые «популярные» случаи.

Штраф за езду по правой обочине

Вне зависимости от того, отделена обочина от проезжей части прерывистой линией разметки, сплошной линией разметки или просто имеет другой тип покрытия, езда по правой (ближней для автомобилиста) обочине наказывается штрафом в 1500 р. по Статье КоАП РФ 12.15 ч.1. Единственное исключение стоянка и остановка. Но, как правило, в случае с реальным объездом пробки (а это самая популярная причина езды по обочине), аргумент в споре с сотрудниками ГИБДД и на последующем судебном заседании не поможет.

Штраф за езду по правой (дальней, встречной) обочине

В ПДД и КоАП нет четкой трактовки езды по встречной обочине. В этих условиях как сотрудники ГИБДД, так и водители, совершающие такой маневр, пытаются найти в действующих законах скрытый смысл.

Сотрудники ГИБДД чаще всего представляют движение по встречной обочине как обгон нескольких транспортных средств, обосновывая свою позицию тем, что движение происходит по встречной стороне проезжей части. В этом случае действия водителя подпадают под суровую четвертую часть Статьи 12.15 КоАП РФ и предполагают штраф в 5000 рублей или лишение прав на срок до 6 месяцев.

Часть автомобилистов, исходя из анализа статей ПДД, приходит к альтернативной трактовке ситуации, связанной с движением по встречной полосе. Они исходят из того, что направление движения может существовать только у «проезжей части», к которой обочина не относится. Если придерживаться этой позиции, штраф за езду по встречной обочине составляет 1500 р. по Статье КоАП РФ 12.15 ч.1. той же, что и за движение по правой ближней к водителю обочине.

Кому разрешено движение по обочине

В первую очередь обочина предназначена для движения пешеходов. В этом и заключается главный смысл разделения дороги на проезжую часть и обочину, по которой автомобиль в стандартной ситуации ездить не должен.

Есть смысл сделать поправку.

Согласно Статье, КоАП РФ 12.29, начиная с 2017 года, пешеход имеет право перемещаться по обочинам загородных дорог в темное время суток исключительно в одежде, имеющей светоотражающие свойства.

Помимо пешеходов по обочине дорог имеют право перемещаться:

· Мопеды, не создающие помех пешеходам

· Тихоходы конструктивно не способные развить скорость более 30 км/ч.

· Автомобили экстренных служб

· Машины коммунальных служб

· Транспортные средства организаций, эксплуатирующих дорожный объект

· Коммерческий транспорт, подвозящий грузы к объектам

· Водители гаджетов на колесах (моноколес, сигвеев, гироскутеров, электровелосипедов)

Последний класс транспортных средств вызывает все больше споров как в среде законодателей и дорожных полицейских, так и среди граждан, не наделенных властными полномочиями. Электронные гаджеты на колесах с каждым годом становятся все мощнее.

Вес и скорость транспортных игрушек способны спровоцировать серьезное ДТП. В то же время, в законодательстве 2021 года никак не определен класс этих устройств и условия, при которых их можно безопасно эксплуатировать.

Объезд пробки по обочине не является объездом препятствия 2021

Объезд пробки (дорожного затора) по обочине категорически запрещен действующим в России законодательством. Вопреки мнению некоторых водителей, дорожная пробка, исходя из ПДД, не является препятствием. На это четко указывает пункт ПДД 1.2

Определение понятия «Препятствие»

«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющее продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

Настаивать на объезде пробки как объезде препятствия не имеет смысла еще и по той причине, что даже объезд лежащего дерева или бетонного блока согласно КоАП является правонарушением и за такой маневр автомобилиста ожидает штраф 1500 р. по статье 12.15 ч. 3 КоАП РФ.

Водителям грозит ещё один штраф с дорожных камер

С осени автомобилисты могут обнаружить в почтовых ящиках «письма счастья» за выключенные во время движения фары

В сентябре дорожные камеры в 12 регионах, включая Москву, научатся определять, включены во время езды у автомобиля ходовые огни или нет. По данным Autonews, власти регионов уже проявили интерес к расширению функционала комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД. Какие водительские прегрешения отслеживают камеры сегодня, разбиралась «Парламентская газеты».

Свет в окошке объектива

В России дорожные камеры научат фиксировать такое нарушение, как выключенные во время движения ходовые огни и неработающие фары ближнего света. Как выяснил Autonews.ru у разработчика аппаратных комплексов, новые функции распознавания при помощи нейросети получат около 1500 дорожных камер в 12 регионах страны, в том числе в Москве, Крыму, Ульяновске, Красноярске, Омске, Иркутске, Твери, Кабардино-Балкарии, Волгоградской области.

Согласно статье 12.20 КоАП «Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки», штраф за езду без ходовых огней и ближнего света составляет 500 рублей. Кроме того, в течение 20 дней его можно оплатить со скидкой 50 процентов. Но даже таким средствам рады местные власти, ведь деньги идут в региональные дорожные фонды.

Как рассказал «Парламентской газете» член Комитета Госдумы госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков, это откровенное лоббирование бизнес-интересов.

«Они уже не знают, как содрать с автовладельцев деньги, — возмутился депутат. — Пусть сначала представят статистику, которая бы подтверждала, что количество аварий выросло из-за невключённых ходовых огней».

К тому же, по мнению экспертов, вопрос упирается не только в правовую сторону, но и в техническую. При ярком солнечном свете очень сложно фиксировать такие нарушения.

По словам координатора движения «Общество синих ведёрок» Петра Шкуматова, водитель, который ездит только днём, может не сразу узнать, что у него перегорела лампочка, а штрафы будут копиться.

«Также существует большое количество типов автомобилей и видов световых приборов, некоторые ходовые огни выполнены в виде светодиодных полос, и нет гарантий, что камеры не будут ошибаться», — пояснил он.

Камеры приведут к единому стандарту

Список нарушений ПДД, которые могут быть зафиксированы в автоматическом режиме, законодательно не определён. Поэтому в разных регионах функционал камер может отличаться.

Как ранее рассказал «Парламентской газете» сенатор Андрей Клишас, сегодня единые обязательные требования к дорожным камерам отсутствуют. Этот факт зачастую порождает большое число необоснованных штрафов за несовершённые правонарушения. При этом доказать свою невиновность или некорректную работу средства фиксации водителям очень сложно.

Внесённый в Госдуму 5 июля законопроект наделяет Правительство полномочиями определять единые стандарты размещения дорожных камер.

Читайте также:

«В случае принятия документа для водителей повысятся гарантии законности и обоснованности их привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений в области дорожного движения», — пояснил Андрей Клишас.

Он добавил, что нарушение установленных требований и порядков к данным средствам фиксации будет означать автоматическое прекращение производства по делу об административном правонарушении.

Авторами законопроекта о единых требованиях к дорожным камерам выступили первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак, глава Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас и его первый заместитель Ирина Рукавишникова.

За что ещё штрафуют камеры

Превышение скорости. Согласно статье 12.9 КоАП, превышение разрешенной скорости на 20-40 км/ч, зафиксированное автоматическими комплексами фиксации нарушений, наказывается штрафом в размере 500 рублей, на 40-60 км/ч — в размере 1000 рублей, на 60-80 км/ч — в размере 2500 рублей, при превышении разрешённой скорости более чем на 80 км/ч — штрафом в 5000 рублей. В случае добровольной оплаты в течение 20 дней с момента вынесения постановления на штрафы действует 50-процентная скидка. На повторные нарушения скоростного режима на 60 км/ч и 80 км/ч она не распространяется.

Проезд на запрещающий сигнал светофора. Статья 12.12 КоАП предусматривает за это нарушение штраф в размере 1000 рублей (можно оплатить со скидкой), а за повторное — 5000 рублей. Если повторное нарушение зафиксирует сотрудник ГИБДД, водитель может лишиться прав на 4-6 месяцев.

Выезд за стоп-линию. Штраф за пересечение стоп-линии при запрещающем сигнале светофора или регулировщика составляет 800 рублей (часть 2 статьи 12.12 КоАП). Можно оплатить со скидкой.

Выезд на перекрёсток при заторе — штраф в размере 1000 рублей (часть 1 статьи 12.13 КоАП). Можно оплатить со скидкой.

Выезд на встречную полосу движения — штраф 5000 рублей, а если нарушитель остановлен сотрудником ГИБДД — лишение прав на срок 4-6 месяцев.

Движение по обочине. Часть 1 статьи 12.15 КоАП предусматривает за такое нарушение штраф в размере 1500 руб. Действует 50-процентная скидка.

Проезд под знак «Въезд запрещён». Водитель, проигнорировавший «кирпич», может быть наказан по части 1 статьи 12.16 КоАП — предупреждением или штрафом в размере 500 рублей. Можно оплатить со скидкой.

Выезд на полосу для маршрутных транспортных средств. В Москве и Санкт-Петербурге за выезд на полосу для общественного транспорта в нарушение ПДД предусмотрен штраф в размере 3000 рублей, по всей остальной России — 1500 рублей (статья 12.17 КоАП). Действует 50-процентная скидка.

Нарушение требований дорожной разметки. Штраф выписывают согласно части 1 статьи 12.16 КоАП, он составляет 500 рублей, при этом действует 50-процентная скидка.

Непредоставление преимущества пешеходам на пешеходных переходах. Камеры «выписывают» штрафы на 2500 рублей (статья 12.18 КоАП). Если инспектор практически всегда трактует ситуацию в пользу пешехода, то автоматический комплекс начинает «вести» пешехода, только как тот ступит на переход. Ранее в ГИБДД разъяснили, что если траектории пешехода и транспортных средств не пересекаются, то штраф не придёт.