Покупка квартиры в доме специализированный жилищный фонд

Определение термина Жилищный фонд

Жилищный фонд — это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

1) частный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

2) государственный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

3) муниципальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

1) жилищный фонд социального использования — совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) специализированный жилищный фонд — совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Жилищного Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

3) индивидуальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами — собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами — собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

4) жилищный фонд коммерческого использования — совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование. Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Источник. Данное определение термина Жилищный фонд и его содержание дано в Жилищном Кодексе РФ.

Жилищный фонд — совокупность всех жилых помещение независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, жилые помещения из фонда жилья для временного поселения граждан, утративших жилье в результате обращения взыскания на жилое помещение. которое приобретено за счет кредитов банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилья, и заложено в обеспечение возврата кредита или целевого займа, специальные дома для одиноких и престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Источник. Данное определение жилищный фонд дано в законе РФ «Об основах федеральной жилищной политики».

Жилищный фонд

Несмотря на то, что в новом Жилищном Кодексе РФ чёткого юридического определения термину«специализированный жилищный фонд» не даётся, закон отводит этому понятию целый раздел (19 ЖК РФ), чтобы как-то регламентировать жизненные ситуации, связанные с такими объектами. В жизни существует специфика проживания людей в помещениях такого вида, а значит и есть потребность в законодательно регламентированном порядке.

Виды жилых помещений специализированного фонда

В законодательстве определение этого термина формулируется путём исчерпывающего перечисления видов помещений, которые относят к специальному жилфонду. Исторически этот список менялся, но в настоящее время к жилым помещениям специализированного типа по закону принято относить:

  • служебные жилые помещения (например, служебные квартиры для военных, чиновников, учителей, врачей и т.п.);
  • жилые помещения в общежитиях;
  • жилые помещения маневренного фонда (например, жильё, в которое предлагается переселиться в связи с реконструкцией или капитальным ремонтом дома, подробнее – в ст. 95 ЖК РФ);
  • жильё в домах системы социального обслуживания населения (например, дома для инвалидов, пожилых людей, детей без родителей);
  • жильё фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, лиц, признанных беженцами;
  • жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан (например, многодетным семьям, супругам-инвалидам и др. подробнее – в ст. 188 ЖК РФ);
  • жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Все эти виды жилья имеют два общих признака:

  • оно может относиться только к государственной или муниципальной собственности и ни одно юридическое лицо не может создавать специализированный жилищный фонд;
  • существует общий порядок признания любого помещения специализированным.

Особенности жилых помещений специализированного фонда

Правила включения жилья в специализированный жилищный фонд

26 января 2006 года Правительство РФ приняло Постановление № 42, где были изложены правила, по которым помещение может относиться к специализированному жилищному фонду (СЖФ). В ст. 92 ЖК РФ определяются процессуальные условия отнесения помещения к СЖФ.

Основные правила таковы:

  • Включение или исключение помещения из СЖФ может осуществляться только на основании решения специального органа, управляющего государственным или муниципальным жильём.
  • Чтобы такое решение было принято, заявитель предоставляет в соответствующие органы следующие документы:
    • заявление об отнесении соответствующего жилья к какому-либо виду помещений СЖФ (обычно оно рассматривается в течение месяца);
    • документ о праве собственности или хозяйственного ведения, оперативного управления рассматриваемым помещением;
    • технический паспорт помещения;
    • заключение о том, что рассматриваемое жильё соответствует всем предъявляемым требованиям.

Результаты рассмотрения заявления

Когда принимается решение о включении помещения в СЖФ, информация сообщается заявителю и в органы федеральной регистрационной службы. А при отказе сообщается заявителю.

Отказ обычно бывает, когда помещение не соответствует тем требованиям, которые к нему предъявляются.

Требования к таким жилым помещениям предъявляются двух типов: общие для любого жилья СЖФ и специальные (в зависимости от вида помещения СЖФ).

Использования жилья как помещение СЖФ

Использовать жильё как помещение СЖФ допускается только если его признали таковым и отнесли к какому-либо виду помещений этого фонда.

Стоит заметить, что все помещения СЖФ для временного проживания и ЖК РФ гласит, что ни при каких обстоятельствах эти помещения не могут быть переданы в наём, аренду (государство или муниципалитет предоставляют такие помещения только по договорам социального найма) и не подлежат отчуждению. В статье 93 ЖК РФ определены цели использования жилых помещений СЖФ.

Исключение помещения из специализированного жилищного фонда

Бывают ситуации, когда требуется наоборот исключить помещение из СЖФ (например, военнослужащий остаётся жить в городе, а квартира в статусе помещения СЖФ ограничивает его возможности). В таких случаях действия такие же, как и при включении помещения в СЖФ, только список документов будет немного другим:

  • заявление,
  • копия ордера или договора найма,
  • трудовой контракт или заверенная копия трудовой книжки,
  • выписка из домовой книги,
  • справка об отсутствии другого жилья в собственности заявителя,
  • согласие работодателя об исключении помещения из СЖФ.

В каждом индивидуальном случае, возможно, потребуются и ещё какие-либо дополнительные документы, но основной список такой.

Если всё соответствует требованиям то, как правило, просьбу удовлетворяют, а решение соответствующих органов оформляется постановлением.

В отличие от включения при исключении помещений из СЖФ в правилах какие-либо определённые требования отсутствуют.

Выписка из квартиры в никуда может понадобится в разных случаях, например, при выезде за границу для проживания.

Иногда и пенсионерам необходимо оформить жилье в ипотеку. Подробнее об этом читайте здесь.

О приватизации помещений СЖФ

Помещения СЖФ принадлежат государству или муниципалитету и подлежат государственному учёту. ЖК РФ предусматривает определённый порядок предоставления и освобождения таких жилых помещений. Обычно используются такие помещения по договору найма и лица, которые занимают помещение СЖФ, не имеют права его приватизировать, обменять, сдавать, вселять временных жильцов и т.п.

Однако в законе о приватизации (ст.4) сказано, что собственники жилищного фонда, за которыми закреплёны служебные жилые помещения СЖФ, могут принимать решения о приватизации этих помещений на праве оперативного управления или хозяйствования.

В основном стремятся приватизировать служебные помещения или жильё в общежитиях. Чтобы приватизировать такое жильё, наниматель должен предоставить в департамент муниципалитета следующие документы:

  1. заявление о приватизации служебного жилья (его должны подписать все члены семьи, имеющие право на приватизацию рассматриваемого помещения);
  2. документы, удостоверяющие личность заявителя, членов его семьи, подтверждающие родство;
  3. справку о регистрации по месту жительства или пребывания заявителя и членов его семьи (указываются родственные отношения);
  4. если есть – ордер на служебное жильё;
  5. договор найма служебного жилого помещения;
  6. выписку из ЕГР о правах на имеющиеся или имевшиеся у заявителя или его семьи на недвижимость в РФ;
  7. копию трудовой книжки или документ, который подтвердит рабочий стаж в той организации, которая предоставила жильё;
  8. при наличии: копию пенсионного удостоверения и ветерана боевых действий.

Заявление о приватизации рассматривается около двух месяцев (до шестидесяти календарных дней), по результатам рассмотрения представленной документации выносится решение и либо с заявителем заключается договор приватизации, либо вручается уведомление об отказе.

Основаниями для отказа в приватизации такого жилья могут послужить разные причины: отсутствие российского гражданства у лиц, которые участвуют в приватизации, уже имеющаяся в собственности недвижимость, отсутствие подтверждения права пользования жильём на условиях служебного найма, предоставление неверных сведений или неполного пакета документов и др.

Читайте также  Корректная дата в заявлении о временной регистрации

Общая характеристика специализированного жилищного фонда

Специализированный жилищный фонд принципиально отличается от основной части жилищного фонда, заселяемой на общих основаниях, тем, что он, подчиняясь специальным задачам использования, имеет значительную специфику правового режима, влекущую, в числе других особенностей, ограничения прав проживающих в нем лиц, именно поэтому он получил соответствующее наименование и самостоятельное правовое регулирование.

Правовому режиму специализированного жилищного фонда в ЖК РФ посвящен раздел IV, включающий в себя две главы

Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 № 42 «Об утверждении правил отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».

Впервые понятие «специализированное жилое помещение» появилось в Законе РФ от 24.12.1992 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики». К числу специализированных были отнесены общежития, дома маневренного фонда, гостиницы-приюты, дома для одиноких и престарелых, интернаты и др. Не смотря на то, что понятие «специализированные жилые дома» использовалось законодателем и ранее, единого подхода в правовом регулировании до принятия Жилищного кодекса РФ установлено не было. Более того, служебные жилые помещения вообще не были названы среди специализированных, хотя близки к ним по целям использования. В частности, практически те же цели использования были закреплены для жилых помещений в общежитиях.

В ст. 19 ЖК РФ сформулировано понятие специализированного жилищного фонда как совокупности предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов. К сожалению, названное определение не отражает всех квалифицирующих признаков фонда и вызывает много споров в юридической литературе. Так, в нем не подчеркнут временный характер пользования жилыми помещениями, не обозначен источник закрепления категорий граждан, имеющих право на предоставление специализированных жилых помещений, и не указано на одно из основных предъявляемых к нанимателям требований об отсутствии у них другого жилого помещения. Разрозненно все эти критерии закреплены в разделе IV ЖК РФ, посвященном специализированному жилищному фонду. Именно они, на наш взгляд, определяют специфику фонда и должны быть зафиксированы в его дефиниции.

ЖК РФ отразил резко увеличившееся за последние годы число разновидностей специализированного жилищного фонда, при этом справедливо включив в них служебные жилые помещения. Формирование фонда для временного поселения может осуществляться путем нового строительства, реконструкции или путем перевода жилищного фонда других категорий в специализированный жилищный фонд.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Закрепленный в ЖК РФ режим не будет распространяться на случаи предоставления юридическими лицами, основанными на праве частной собственности, жилых помещений своим работникам. При необходимости такие организации должны использовать модели договора коммерческого найма или договора безвозмездного пользования, урегулированные Гражданским кодексом РФ.

В состав специализированного жилищного фонда входят:

— служебные жилые помещения;

— жилые помещения в общежитиях;

— жилые помещения маневренного фонда;

— жилые помещения в домах системы социального обслуживания;

— жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами;

— жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан

— жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Перечень является исчерпывающим.

Решению задачи надлежащего использования специализированного жилья способствует установление порядка формирования этого фонда как условия его функционирования. Так, использование жилого помещения в качестве специализированного возможно только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду. Решение о включении жилого помещения в число специализированных принимается органом, осуществляющим управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Порядок отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду устанавливается Правительством РФ. Согласно п. 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду включение жилых помещений в специализированный жилищный фонд не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной и муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество.

Для отнесения жилых помещений к определенному виду специализированного жилого помещения заявитель предоставляет в орган управления следующие документы:

  • заявление об отнесении жилого помещения к определенному виду специализированного жилого помещения;
  • документ, подтверждающий право собственности, право хозяйственного ведения либо право оперативного управления на жилое помещение;
  • технический паспорт жилого помещения;
  • заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям.

Орган управления в течение 30 дней с момента подачи документов принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду специализированного жилого помещения либо об отказе в таком отнесении. Соответствующее решение направляется заявителю в течение 3 рабочих дней с даты его принятия, а при положительном результате направляется также в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пп. 12-14 Правил).

Следует отметить, что в некоторых субъектах РФ разработаны собственные нормативные акты о специализированных жилищных фондах, устанавливающие порядок их формирования и содержания, учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда, порядок предоставления и пользования ими[1].

Законодательству зарубежных государств также присуще обособление специализированного жилья. Согласно нормативным актам Венгрии бюджетные органы предоставляют служебные жилые помещения по срочным договорам лицам, состоящим с такими органами в служебных отношениях. Военнослужащие Турции обеспечиваются служебным жильем в специальных городках закрытого типа[2]. В Чехии помимо аналогичных норм, регулирующих обеспечение работников и служащих служебными жилыми помещениями, предусмотрено также предоставление специализированных квартир для проживания инвалидов[3].

[1] См., например: Закон г. Санкт-Петербурга от 15.03.2006 «О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга»; Закон Ростовской области от 19.05.2006 № 496-ЗС «О специализированном жилищном фонде Ростовской области».

[2] См.: Генов А. Обеспечение жильем военнослужащих Турции // Зарубежное военное обозрение. – 1999. — № 4.

[3] См.: Меркулова Т.А. Зарубежное законодательство о договорах найма жилых помещений // Журнал российского права. – 2003. — № 2.

Министерство имущественных отношений Иркутской области

  • Контакты
  • Положение
  • Регламент
  • Структура
  • Нормативные документы
  • Отчет о деятельности министерства
  • Работа с обращениями граждан
  • Общественный совет
  • Политика обработки персональных данных
  • Министр
  • Пространственные сведения
    • Конкурсы
      • Объявленные конкурсы
      • Документы для участия в конкурсе
      • Методика проведения конкурсов
      • Результаты конкурсов
      • Порядок обжалования результатов
      • Регламенты
      • Примерные вопросы
    • Информация о кадровом обеспечении министерства
    • Регламенты
    • Технологические схемы
    • Предоставление услуг в электронном виде
    • Перевод и включение земельных участков
    • Предоставление земельных участков для строительства и для целей, не связанных со строительством
    • Предоставление земельных участков гражданам, относящимся к льготным категориям
    • Преимущественное право покупки земельных участков
    • Земля для жилищного строительства
    • Предоставление земельных участков для сельскохозяйственного использования
    • Предоставление земельных участков для эксплуатации жилых зданий, гаражей
    • Предоставление земельных участков под размещение временных сооружений и рекламы
    • Предоставление земельных участков членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан
    • Вопросы и практика применения нового земельного законодательства
    • Об изъятии земельных участков для государственных нужд Иркутской области
    • Публичные сервитуты
    Читайте также  Расчет льготы по оплате коммунальных услуг инвалидам
    • Электронная запись
    • Нормативные документы
    • Шаблоны заявлений
    • Вопрос-ответ
    • Перечень документов, прилагаемых к заявлению о перечислении социальной выплаты
    • Прогнозный план приватизации
    • Торги
    • Преимущественное право приобретения
    • Внесение имущества в уставные капиталы
    • Решения о приватизации
    • Отчеты об оценке рыночной стоимости имущества
    • Перечень ОГУ
    • План проведения проверок
    • Информационные сообщения подведомственных ОГКУ
    • Сведения о среднемесячной заработной плате
      • за 2016 год
      • за 2017 год
      • за 2018 год
      • за 2019 год
      • за 2020 год
    • Государственное задание
    • Заключения в отношении объекта социальной инфраструктуры для детей
    • Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителей учреждений, подведомственных министерству имущественных отношений Иркутской области, и членов их семей
    • Распоряжения
  • Обеспечение детей-сирот жилыми помещениями

    Указ Губернатора Иркутской области от 7 декабря 2020 года № 344-уг «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем гражданам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, жилые помещения которых расположены в многоквартирных домах на территории города Тайшета Иркутской области и признаны непригодными для проживания» скачать

    В соответствии со статьей 6 Закона Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 164 «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» осуществляется п редоставление детям-сиротам жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений.

    1. В соответствии с настоящим Законом лицам, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Закона, включенным в список, однократно предоставляются органом по управлению имуществом жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.

    2. Жилые помещения предоставляются по заявлениям лиц, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона, включенных в список, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

    3. Заявление о предоставлении жилого помещения представляется лицами, указанными в части 2 настоящей статьи (далее в настоящей статье — лица, достигшие возраста 18 лет), в орган опеки и попечительства по месту жительства.

    Для рассмотрения заявления о предоставлении жилого помещения необходимы следующие документы:

    1) документ, удостоверяющий личность лица, достигшего возраста 18 лет;

    2) документы, подтверждающие окончание срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях (в случаях, указанных в абзаце втором части 2 настоящей статьи);

    3) решение органа опеки и попечительства или решение суда об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным либо свидетельство о заключении брака (в случае приобретения полной дееспособности до достижения совершеннолетия);

    4) документ, выданный органом регистрации прав, подтверждающий отсутствие жилых помещений в собственности лица, достигшего возраста 18 лет;

    5) документ соответствующего органа опеки и попечительства об отсутствии у лица, достигшего возраста 18 лет, сохраненного права пользования жилым помещением или документ, подтверждающий отсутствие права лица, достигшего возраста 18 лет, на пользование жилым помещением по договору социального найма в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, выданный органом местного самоуправления;

    6) документы, указанные в пунктах 3 — 11 части 3 статьи 3 настоящего Закона (для лиц, указанных в части 1 статьи 3 настоящего Закона, в отношении которых вынесены решения об установлении факта невозможности проживания, в случае если со дня принятия данного решения прошло не менее шести месяцев);

    4. Орган опеки и попечительства рассматривает заявление о предоставлении жилого помещения и документы, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, и принимает решение об удовлетворении заявления о предоставлении жилого помещения либо об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении жилого помещения в течение тридцати календарных дней со дня обращения лица, достигшего возраста 18 лет.

    При принятии решения об удовлетворении заявления о предоставлении жилого помещения лицу, достигшему возраста 18 лет, в списке проставляется отметка о дате поступления заявления.

    Решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении жилого помещения принимается в случае несоответствия лица, достигшего возраста 18 лет, категории лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, либо в случае непредставления лицом, достигшим возраста 18 лет, обязательных к представлению документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

    Подача указанных заявления и документов, их регистрация, уведомление лица, достигшего возраста 18 лет, о принятом решении, его обжалование осуществляются в порядке, предусмотренном для подачи заявления и документов для установления факта невозможности проживания, их регистрации, уведомления лица о принятом решении, его обжаловании, установленном частями 4 , 5 , 7 , 9 статьи 3 настоящего Закона.

    5. Для предоставления жилого помещения лицу, достигшему возраста 18 лет, орган по управлению имуществом в течение пяти рабочих дней с даты государственной регистрации права собственности Иркутской области на жилое помещение представляет в орган опеки и попечительства информацию о месте нахождения жилого помещения и его общей площади.

    Орган опеки и попечительства в течение десяти календарных дней со дня получения указанной информации представляет в орган по управлению имуществом сведения о лице, достигшем возраста 18 лет, в отношении которого принято решение об удовлетворении заявления о предоставлении жилого помещения, в хронологической последовательности, исходя из отметки о дате поступления указанного заявления и наличия письменного согласия в случае, предусмотренном абзацем вторым части 3 статьи 2 настоящего Закона. Сведения о лицах, достигших возраста 18 лет, обратившихся с заявлением в один и тот же день, представляются в алфавитном порядке.

    6. Не позднее двадцати календарных дней со дня включения в установленном законодательством порядке жилого помещения в специализированный жилищный фонд Иркутской области для детей-сирот органом по управлению имуществом принимается решение о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения лицу, достигшему возраста 18 лет, сведения о котором представлены органом опеки и попечительства в соответствии с частью 5 настоящей статьи.

    Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении жилого помещения не позднее тридцати календарных дней со дня вынесения данного решения.

    3 июля 2018 года вступил в законную силу Закон Иркутской области от 21 июня 2018 года № 49-ОЗ «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области».

    В соответствии с указанным Законом полномочия по рассмотрению заявлений лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о предоставлении жилых помещений, и, соответственно, по ведению списка на предоставление жилых помещений, а также определения лиц, которым будут предоставляться жилые помещения, переданы министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

    Министерство имущественных отношений Иркутской области в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот будет осуществлять формирование специализированного жилищного фонда, предоставлять детям-сиротам жилые помещения, осуществлять контроль их использования.

    По вопросам формирования и ведения списка детей-сирот гражданам необходимо обращаться в органы опеки и попечительства по месту жительства , либо по телефону: 8-800-100-22-42, (8-3952) 25-33-07.

    Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот

    В марте-апреле 2020 года министерством имущественных отношений Иркутской области приобретены жилые помещения в следующих муниципальных образованиях: г. Ангарск, г. Усолье-Сибирское, г. Черемхово, г. Слюдянка, г. Усть-Илимск, г. Братск, г. Зима.

    Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – это наиболее незащищенная социальная группа людей. Поэтому для них государством предусмотрен ряд гарантий, основными среди которых являются гарантии по бесплатному обеспечению благоустроенным жильем.

    Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (далее — дети-сироты), регулируется положением статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Помимо этого в нашем регионе данные отношения регламентированы Законом Республики Бурятия от 27.09.2012 № 2897-IV «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Бурятия» и Законом Республики Бурятия от 06.12.2012 № 3102-IV «Об учете и формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Республике Бурятия».

    В разное время существовали разные механизмы исполнения обязательств о предоставлении сиротам жилья. До начала 2013 года им выдавались сертификаты на покупку жилых помещений. Однако такая практика имела многочисленные недочеты, в связи с чем порядок был пересмотрен. С 1 января 2013 года на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложили обязанности по формированию специализированного жилищного фонда, за счет которого сиротам сейчас предоставляется жилье — заключаются договора найма специализированного жилого помещения на 5 лет с возможностью их пролонгации, либо последующего изменения категории жилья и предоставления его по договорам уже социального найма. Однако новый порядок тоже не стал безупречным. Зачастую специализированный жилищный фонд формировался за счет приобретения некачественных жилых помещений. Помимо этого до недавнего времени применялась общинная схема расселения детей-сирот, когда на одном участке возводился целый поселок с жилыми помещениями, включенными в специализированный жилищный фонд. Такая практика вызвала много нареканий и жалоб.

    Читайте также  Ответ на претезию по качеству чечевицы

    Данный раздел сформирован на сайте следственного управления с целью информирования детей-сирот о порядке предоставления им жилых помещений и способах защиты ими своих прав. Итак, что нужно знать о праве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья.

    ВСЕ ЛИ СИРОТЫ ИМЕЮТ ЛИ ПРАВО НА ЖИЛЬЕ?

    По закону право на жилье имеют те граждане, которые признаны «ребенком-сиротой» или «ребенком, оставшимся без попечения родителей», а также те, кто имел такой статус до 18 лет (в законе они называются «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). Сироты имеют право на получение жилья в следующих случаях:

    • если у них нет в собственности жилого помещения;
    • если они не являются нанимателями или членами семьи нанимателя муниципального жилья;
    • если в отношении имеющегося жилья установлен факт невозможности проживания в нем.

    Если все эти условия соблюдены, гражданин имеет такое право, и жилое помещение должно быть предоставлено ему сразу по достижении возраста 18-ти лет, либо в случае приобретения полной дееспособности до указанного возраста.

    Однако, в действительности, средств специализированного жилого фонда не хватает для того, чтобы обеспечить всех сирот жилыми помещениями. В связи с этим органами государственной власти сформирована очередь из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Чтобы попасть в эту очередь законному представителю нужно в любой момент с рождения ребенка обратиться в органы опеки и попечительства по месту жительства с соответствующим заявлением о постановке сироты на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. Затем, после достижения ребенком 14-ти лет, органы опеки и попечительства направляют необходимые сведения в министерство социальной защиты населения республики, где сформирован список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья.

    Узнать свою позицию в данном списке можно на сайте министерства социальной защиты населения нашей республике в соответствующем разделе. Но следует учитывать, что к началу 2019 года в нашем регионе числятся нуждающимися в жилье около 7000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из которых почти половина уже достигли 18-ти лет. Поэтому список огромен.

    КАКОЕ ЖИЛЬЕ ГАРАНТИРУЕТСЯ ГОСУДАРСТВОМ СИРОТАМ?

    Согласно пункту 7 статьи 8 Закона № 159-ФЗ по договорам найма специализированные жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения (в нашем регионе – не менее 24 м 2 ). Таким образом, предоставление части квартиры, отдельной комнаты или предоставление квартиры на несколько сирот законодательством с 01 января 2013 года не предусматривается и является незаконным. Также не предусматривается возможность выдачи жилищных сертификатов, денежных средств на приобретение жилого помещения и т.д. При этом незаконным является требование с сироты осуществить доплату на приобретение жилого помещения. Допускается предоставление жилых помещений как первичного жилищного фонда, так и вторичного жилья. Также может допускаться ситуация, при которой сирота самостоятельно находит жилое помещение для приобретения в рамках выделенной денежной суммы и предоставляет информацию региональным органам власти, которые осуществляют выкуп соответствующего жилого помещения в целях последующей передачи сироте.

    Под благоустроенностью жилого помещения подразумевается такое его состояние, которое является пригодным для постоянного проживания лица, в том числе по техническим и санитарным характеристикам. Вопрос предоставления жилого помещения с меблировкой или домашней техникой не урегулирован ни федеральным, ни региональным законодательством. Однако в отдельных регионах существует положение законодательства о выдаче сиротам денежных средств на приобретение мебели при получении жилого помещения. В любом случае для получения соответствующих денежных средств необходимо обратиться с заявлением в орган государственной власти, с которым заключен договор найма специализированного жилого помещения, или в орган социальной защиты населения.

    По общему правилу жилье должно быть предоставлено гражданину в том населенном пункте, где он зарегистрирован. С согласия ему может быть предоставлено жилое помещение в ином населенном пункте, но принудительное заключение договора специализированного найма в этом случае запрещено, и гражданин может отказаться от предложения получить жилье в другом районе, при этом не утратит своих прав на получение жилья по месту регистрации.

    КАКИЕ ГАРАНТИИ СУЩЕСТВУЮТ ПОСЛЕ ПОЛУЧЕНИЯ ЖИЛЬЯ?

    Жилые помещения детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений, которые заключаются на 5-летний срок. Жилые помещения специализированного жилищного фонда закреплены за государственным бюджетным учреждением Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья», которым осуществляются все права и обязанности наймодателя.

    В частности, в соответствии со статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель обязан:

    — принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение;

    — осуществлять капитальный ремонт жилого помещения;

    — обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества. Также наймодатель жилого помещения несет иные обязанности, в соответствии с договором специализированного найма жилого помещения.

    В свою очередь наниматель жилого помещения обязан:

    — обеспечивать сохранность жилого помещения;

    — поддерживать надлежащее состояние жилого помещения;

    — проводить текущий ремонт жилого помещения;

    — своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Ряд других обязанностей может предусматривать также договор специализированного найма жилого помещения.

    Таким образом, если гражданину по договору специализированного найма предоставлено жилье, не отвечающее требованиям благоустроенности, нормам площади, либо в процессе его эксплуатации в рамках договора выявлены существенные недостатки, которые не позволяют нормально эксплуатировать жилое помещение, наниматель может потребовать от представителей Ресурсного центра «Семья» устранения таких недостатков, либо в судебном порядке заявить иск о расторжении договора найма жилого помещения и понуждении государственный орган предоставить ему другое жилое помещение.

    На этом сайте можно ознакомиться с подробной информацией о деятельности Ресурсного цента «Семья» и контактами его должностных лиц, а также в порядке обратной связи можно получить необходимую информацию о найме специализированных жилых помещений.

    Если вы в соответствии с вышеназванным законодательством имеете право на получения жилья, при этом столкнулись с проблемами и грубым нарушением ваших прав в указанной сфере Вы можете отправить свое обращение в следственное управление, перейдя по этой ссылке, либо обратиться через сообщество следственного управления в социальных сетях: