Программе переселения соотечественников г иркутск

Программе переселения соотечественников г иркутск

от 26 октября 2018 года N 770-пп

Об утверждении государственной программы Иркутской области «Труд и занятость» на 2019 — 2024 годы

(с изменениями на 2 сентября 2021 года)

1. Утвердить государственную программу Иркутской области «Труд и занятость» на 2019 — 2024 годы (прилагается).

2. Признать утратившими силу:

30) постановление Правительства Иркутской области от 8 августа 2018 года N 567-пп «О внесении изменения в раздел 5 «Объемы финансирования мероприятий подпрограммы за счет средств федерального бюджета» подпрограммы «Оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2016 — 2020 годы, являющейся приложением 4.1 к государственной программе Иркутской области «Труд и занятость» на 2014 — 2020 годы»;

31) постановление Правительства Иркутской области от 5 сентября 2018 года N 639-пп «О внесении изменения в раздел 2 «Ведомственные целевые программы и основные мероприятия подпрограммы» подпрограммы «Оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2016 — 2020 годы, являющейся приложением 4.1 к государственной программе Иркутской области «Труд и занятость» на 2014 — 2020 годы»;

3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2019 года.

Первый заместитель Губернатора
Иркутской области — Председатель
Правительства Иркутской области
Р.Н.БОЛОТОВ

Утверждена
постановлением Правительства
Иркутской области
от 26 октября 2018 г. N 770-пп

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ» НА 2019 — 2024 ГОДЫ

Иркутск, 2018 год

ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ» НА 2019 — 2024 ГОДЫ (ДАЛЕЕ — ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)

Наименование государственной программы

«Труд и занятость» на 2019 — 2024 годы

Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство труда и занятости Иркутской области

Соисполнители государственной программы

Министерство труда и занятости Иркутской области

Участники государственной программы

Министерство здравоохранения Иркутской области.

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области

Цель государственной программы

Развитие социально-трудовой сферы и обеспечение государственных гарантий в области содействия занятости населения

Задачи государственной программы

1. Улучшение условий и охраны труда у работодателей, расположенных на территории Иркутской области, и, как следствие, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

2. Содействие занятости населения и социальная поддержка безработных граждан.

4. Повышение эффективности государственного управления в сфере труда и занятости населения

Сроки реализации государственной программы

2019 — 2024 годы

Целевые показатели государственной программы

1. Коэффициент напряженности на рынке труда.

2. Удельный вес рабочих мест, на которых по результатам специальной оценки условий труда установлены вредные и (или) опасные условия труда.

3. Уровень регистрируемой безработицы

Подпрограммы государственной программы

1. «Улучшение условий и охраны труда в Иркутской области» на 2019 — 2024 годы.

2. «Содействие занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» на 2019 — 2024 годы.

3. «Оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2019 — 2024 годы.

4. «Осуществление государственной политики в сфере труда и занятости населения» на 2019 — 2024 годы (обеспечивающая подпрограмма)

Прогнозная (справочная) оценка ресурсного обеспечения реализации государственной программы

Общий объем финансирования государственной программы составляет:

2019 год — 1 946 872,5 тыс. рублей;

2020 год — 4 599 431,0 тыс. рублей;

2021 год — 2 701 756,9 тыс. рублей;

2022 год — 1 968 644,8 тыс. рублей;

2023 год — 1 971 483,3 тыс. рублей;

2024 год — 1 900 947,8 тыс. рублей.

Объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет:

2019 год — 1 164 850,2 тыс. рублей;

2020 год — 3 748 291,0 тыс. рублей;

2021 год — 1 985 849,9 тыс. рублей;

2022 год — 1 272 492,1 тыс. рублей;

2023 год — 1 285 623,4 тыс. рублей;

2024 год — 1 151 031,7 тыс. рублей.

Объем финансирования за счет средств областного бюджета составляет:

2019 год — 782 022,3 тыс. рублей;

2020 год — 851 140,0 тыс. рублей;

2021 год — 715 907,0 тыс. рублей;

2022 год — 696 152,7 тыс. рублей;

2023 год — 685 859,9 тыс. рублей;

2024 год — 749 916,1 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы

По итогам реализации государственной программы к 2024 году планируется:

1. Сохранение коэффициента напряженности на рынке труда не выше 0,3 ед.

2. Снижение удельного веса рабочих мест, на которых по результатам специальной оценки условий труда установлены вредные и (или) опасные условия труда, до 32,0%.

3. Снижение уровня регистрируемой безработицы до 1,2%

Госпрограмма по переселению

О Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию
соотечественников, проживающих за рубежом

Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, осуществляется в рамках и на условиях Государственной программы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637, и региональных программ переселения, разработанных субъектами Российской Федерации и согласованных Правительством Российской Федерации. Участие в Государственной программе вправе принять: граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации; лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получивших гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства; потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств. Членами семьи участника Государственной программы, имеющими право на переселение с ним в Российскую Федерацию, являются лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное жительство в Российскую Федерацию, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе:

  1. на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания. Компенсация расходов осуществляется при условии использования участниками Государственной программы регулярных маршрутов грузовых и пассажирских перевозок. Расходы участников Государственной программы и членов их семей на проезд компенсируются из расчета проезда: железнодорожным транспортом — в купейном вагоне поезда любой категории; воздушным транспортом — по тарифу экономического класса; внутренним водным транспортом — по тарифу места II категории; морским транспортом — по тарифу каюты III категории. Кроме того, семье до трех человек включительно полностью компенсируются расходы на перевозку личного имущества 5-тонным контейнером, а семье свыше трех человек — двумя 5-тонными контейнерами. Участник Государственной программы имеет право ввезти в Российскую Федерацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, личное имущество без ограничения общей стоимости и вне зависимости от веса товаров, включая транспортные средства, бывшие в употреблении и приобретенные до въезда на территорию Российской Федерации. Расходы участника Государственной программы и членов его семьи на проезд при условии использования регулярных автобусных маршрутов, на перевозку автомобильным транспортом личного имущества от узловых станций до места назначения, а также на уплату таможенных платежей и налогов, на вывоз личного имущества из страны выезда включаются в расходы, подлежащие компенсации;
  2. на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации;
  3. на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособия на обустройство («подъемных»).
  4. на получение за счет средств федерального бюджета ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности в период до приобретения гражданства Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев. Размер пособия определяется с учетом прожиточного минимума, установленного для соответствующего субъекта Российской Федерации;
  5. на получение компенсационного пакета участника Государственной программы, включающего в себя услуги государственных и муниципальных учреждений дошкольного воспитания, общего и профессионального образования, социального обслуживания, здравоохранения и услуги государственной службы занятости. Предоставление указанных выше услуг осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены для граждан Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Предоставление иных государственных гарантий, социальная поддержка, трудоустройство участника Государственной программы, обеспечение его и членов его семьи необходимым жильем осуществляются в рамках региональных программ переселения. Субъекты Российской Федерации вправе участвовать в субсидировании жилищных расходов участников Государственной программы и устанавливать иные гарантии и меры социальной поддержки для участников Государственной программы и членов их семей.

Участник Государственной программы имеет право выбирать территорию вселения в субъектах Российской Федерации, определенных в установленном порядке. Территория вселения — часть территории субъекта Российской Федерации, куда целенаправленно привлекаются переселенцы в рамках реализации проектов переселения, предусмотренных соответствующей региональной программой переселения. К территориям вселения категории «А» относятся преимущественно стратегически важные для России приграничные территории. Переселенцам на территориях данной категории государственные гарантии и социальная поддержка, предусмотренные для участника Государственной программы и членов его семьи, предоставляются в полном объеме. К территориям вселения категории «Б» относятся территории, где реализуются крупные инвестиционные проекты, требующие массового привлечения переселенцев. Переселенцам на территориях данной категории предоставляются государственные гарантии и социальная поддержка, предусмотренные для участника Государственной программы и членов его семьи, за исключением ежемесячного пособия, выплачиваемого при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности. К территориям вселения категории «В» относятся территории с устойчивым социально-экономическим развитием, на которых в течение последних трех и более лет наблюдаются сокращение общей численности населения и (или) миграционный отток. Переселенцам на территориях данной категории предоставляются государственные гарантии и социальная поддержка, предусмотренные для участника Государственной программы и членов его семьи, за исключением ежемесячного пособия, выплачиваемого при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности, и «подъемных».

Читайте также  Продажа доли в приватизированной квартире без согласия

В настоящее время в Государственной программе участвуют 30 регионов, каждый из которых отнесен к определенной категории вселения, в зависимости от характеристики всего региона или его районов: Алтайский край («А»), Забайкальский край («А»), Камчатский край («А»), Красноярский край («Б»), Приморский край («А», «Б»), Хабаровский край («А»), Амурская область («А»), Архангельская область («А», «Б»), Воронежская область («Б», «В»), Иркутская область («Б»), Калининградская область («А»), Калужская область («В»), Кемеровская область («Б»), Костромская область («В»), Курганская область («А»), Курская область («Б»), Липецкая область («Б», «В»), Мурманская область («А»), Нижегородская область («Б»), Новгородская область («В»), Новосибирская область («Б»), Омская область («А», «Б»), Пензенская область («В»), Псковская область («А»), Саратовская область («А», «Б»), Смоленская область («А»), Тамбовская область («Б»), Тверская область («Б», «В»), Тюменская область («А», «Б», «В»), Еврейская автономная область («А»).

Для участия в Государственной программе соотечественник и члены его семьи, являющиеся иностранными гражданами (лицами без гражданства), должны удовлетворять требованиям, предъявляемым для получения разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации.

Соответствие необходимым для участия в Государственной программе требованиям устанавливается на основании представленных соотечественником документов и иных материалов, характеризующие личность заявителя, его профессиональные навыки и умения, и является основанием для проведения дальнейшей работы по вопросу участия соотечественника и членов его семьи в Государственной программе. В случае представления недостоверных данных соотечественнику и членам его семьи может быть отказано в участии в Государственной программе.

Соотечественнику, ставшему участником Государственной программы, выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца. По прибытии в субъект Российской Федерации, определенный участником Государственной программы в качестве своего постоянного места жительства, он и члены его семьи получают соответствующие документы, подтверждающие законность их пребывания на территории Российской Федерации.

Участие в Государственной программе дает соотечественнику и членам его семьи, являющимся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в приоритетном порядке право на получение разрешения на временное проживание, вида на жительство и на приобретение гражданства Российской Федерации.

— Членами семьи являются супруг (супруга), несовершеннолетние дети заявителя, а также проживающие с ним совместно родители, другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ,
СВЯЗАННЫЕ С УЧАСТИЕМ В ГОСПРОГРАММЕ

Функции по учету желающих добровольно выехать в РФ, углубленному разъяснению содержания Госпрограммы и предоставляемых в ее рамках возможностей, содействию соотечественникам в выборе оптимального варианта переселения, подготовке их регистрации в качестве участников программы осуществляются представительствами или представителями ФМС России за рубежом, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, временными группами, создаваемыми из числа специалистов ФМС России, МИДа России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

В случае если соотечественником принимается решение о добровольном переселении в РФ в рамках и на условиях Госпрограммы, ему необходимо лично обратиться в стране проживания в уполномоченный орган и заполнить анкету для участия в Госпрограмме.

При подаче анкеты предоставляются документы, удостоверяющие личность, гражданство, подтверждающие место пребывания/жительства, а также документы о семейном положении, об образовании, имеющейся профессии и специальности, профессиональной подготовке, трудовой деятельности.

Все документы, где есть записи, печати, штампы на любом языке, кроме русского, подлежат обязательной легализации и переводу на русский язык («апостиль» и перевод) и нотариальному заверению.

После совершения действий, связанных с согласованием анкеты и при получении информации о решении о приеме и трудоустройстве соотечественника в рамках региональной программы переселения и отсутствии обстоятельств, препятствующих въезду на территорию РФ, соотечественник приглашается для подачи заявления о выдаче свидетельства участника Госпрограммы.

Перечень документов,
необходимых для оформления
свидетельства участника Государственной программы

1. Заявление о выдаче свидетельства по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.

2. Анкета для участия в Государственной программе по форме, утвержденной Федеральной миграционной службой.

— Анкета в формате MS Word

— Анкета в формате MS Excel

Заполненный файл желательно сохранить и иметь с собой (в электронном и, по возможности, в печатном виде) при обращении в уполномоченный орган за рубежом в стране постоянного пребывания.

Примечание: для работы с формой анкеты в формате Excel необходимо включить макросы.

3. Оригиналы, а так же апостилированные и переведенные присяжным переводчиком на русский язык копии:

— документов (всех заполненных страниц), удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;

— документов о семейном положении заявителя и членов его семьи

4. документов, подтверждающих право заявителя на постоянное или временное проживание в Российской Федерации (при наличии);

5. Копии документов об образовании (диплом с вкладышем), о профессиональной подготовке, стаже трудовой деятельности, наличии ученого звания и степени, а также сведения, характеризующие личность заявителя и членов его семьи, его профессиональные навыки и умения (если такие имеются).

6. 3 фотографии заявителя в черно-белом или цветном исполнении размером 35 х 45 мм с четким изображением лица строго анфас без головного убора.

Копии документов, составленные на иностранном языке, представляются с «Апостилем» и переводом на русский язык. Верность перевода и подлинность подписи переводчика должны быть нотариально засвидетельствованы.

Оформленные на территории иностранных государств документы, должны быть в установленном порядке легализованы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

В пункт 16 заявления «СВЕДЕНИЯ О ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» вносятся сведения за последние 10 лет (включая учебу в высших и средних учебных заведениях, военную службу, работу по совместительству, предпринимательскую деятельность и т.д.) и поэтапно (в датах не должно быть разрывов, поэтому если в отдельных периодах не было трудовой деятельности или учёбы, то следует указывать «временно не работал (-а)»).

При подаче заявления, информация должна быть представлена в полном объёме, и являться достоверной.

Для подтверждения сведений, указываемых в п. 25 заявления, необходимо представить справку, подтверждающую наличие судимости, а также ее погашение или снятие. Справка об отсутствии судимости предоставляется при подаче документов на РВП. При подаче заявления она не требуется.

Важно! Сокрытие информации, в том числе и наличии судимости, может служить основанием для отказа соотечественнику стать участником Государственной программы.

Внимание! Въезд на территорию Российской Федерации участников программы и членов их семей должен быть осуществлен не позднее шести месяцев до окончания срока действия выданного им свидетельства.

Иркутская область

664011, г.Иркутск, ул. Желябова, 8-а Тел./факс: 8(3952) 33-61-85/(3952) 33-45-98

Обращение по электронной почте: szn-irkobl@mail.ru

Иркутская область

Иркутская область расположена в Восточной Сибири, на площади 774 846 км² с населением 2 397 832 чел. Граничит на западе с Красноярским краем, на с Якутией, на востоке с Забайкальским краем, на востоке и юге с Бурятией, на с Тувой. граница области проходит по озеру Байкал.

Климат Иркутской области — резко континентальный, с продолжительными холодными зимами и короткими, но жаркими и засушливыми летними периодами. Даже в летние месяцы, во время прорыва холодных арктических фронтов возможны ночные заморозки до −1, −3. Заморозков не бывает только в июле. Зимний период в Восточной Сибири отличается ярко выраженным кислородным голоданием. Средняя температура января -19, июля +18.

Основная часть территории области имеет плоскогорный рельеф, с незначительным уклоном к северу и .

На территории области расположены уникальные природные объекты, прежде всего, озеро Байкал и Прибайкальский национальный парк.

Современная система устройства Иркутской области включает 10 городских округов, 32 муниципальных района, 63 городских поселений, 361 сельских поселений.

Иркутская область разделена на 6 комплексов (ТПК): промышленная зона, ТПК, ТПК, горнопромышленный район, Тайшетский промышленный район, Верхнеленский ТПК.

В промышленности региона наибольшее развитие приобрели лесная, деревообрабатывающая и , горнодобывающая, топливная промышленности, цветная металлургия, энергетика, машиностроение, пищевая, химическая и нефтехимическая промышленность, чёрная металлургия. Важным фактором развития промышленности являются ресурсы области. Ожидается освоение крупного месторождения Сухой Лог, на которое приходится 28% запасов золота в России.

Читайте также  Оформление поощрений работников и дисциплинарных взысканий кратко

Область относится к поясу рискованного земледелия. В сельском хозяйстве области занимаются выращиванием зерновых, а также животноводством, оленеводством, звероводством, пушным промыслом и рыболовством. Почти половина объёма сельхозпродукции вырабатывает животноводство. Сельскохозяйственной продукцией регион обеспечивается наполовину, продукты питания завозятся из других регионов.

Подпрограммой «Оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2016 — 2020 годы государственной программы Иркутской области «Труд и занятость»

на 2019 — 2024 годы предусмотрено вселение на территорию региона к концу 2024 года не менее 4 395 участников Государственной программы и членов их семей.

Постановление правит-ва Иркутской обл. от 08.04.2019 № 293-пп о предоставлении участникам Госпрограммы, имеющим 3 или более детей компенсации расходов на прохождение медицинского освидетельствования для получения док-тов, подтвержд. временное проживание

Постановление правит-ва Иркутской обл. от 05.04.2019 № 290-пп о предоставлении участникам Государственной программы и членам их семей компенсации расходов на признание образования

Приказ министра труда и занятости Иркутской области от 07.06.2016 №27-мпр об утверждении порядка выдачи справки об отсутствии у участника Государственной программы и члена его семьи дохода от трудовой, предпринимательской или иной деятельности

Постановление правит-ва Иркутской обл. от 15.01.2016 № 20-пп о предоставлении участникам Государственной программы частичного возмещения расходов на оплату стоимости найма временного жилья

В Иркутской области утверждена новая редакция региональной программы добровольного переселения соотечественников из-за рубежа на 2019 – 2024 годы

Правительством Иркутской области утверждена новая редакция региональной программы добровольного переселения соотечественников из-за рубежа на 2019 – 2024 годы, которая согласована распоряжением Правительства Российской Федерации. Об этом сообщила министр труда и занятости Иркутской области Наталья Воронцова.

Напомним, что Иркутская область с 2007 года участвует в реализации государственной программы добровольного переселения. За этот период в область переехали жить более 11 тыс. соотечественников. Региональная программа переселения на 2019 – 2024 годы доработана с учетом опыта реализации госпрограммы добровольного переселения в Иркутской области, для содействия в адаптации участников добровольного переселения и членов их семей, выбравших Приангарье территорией для проживания.

Для соотечественников, желающих жить и работать в Иркутской области, предусмотрены новые условия участия в программе. Так, потенциальный участник добровольного переселения должен обладать квалификацией и опытом работы по полученной специальности не менее двух лет, предшествующих дате подачи заявления, и не менее одного года в течение двух лет с момента окончания обучения в профессиональной образовательной организации или вуза. Участниками программы могут стать студенты, проходящие учебу на очной форме обучения на предпоследнем или последнем курсе вуза, расположенного на территории Иркутской области.

Подать заявление на участие в программе могут также научные работники, занимающиеся актуальными научными и технологическими проблемами, научно-исследовательской или педагогической деятельностью в организациях, осуществляющих образовательную деятельность или научных организациях.

Расширен перечень дополнительных мер социальной поддержки для участников госпрограммы добровольного переселения и членов их семей. Семьям, имеющим трех и более детей, теперь будет предоставляться компенсация расходов на прохождение медицинского освидетельствования для получения документов, подтверждающих временное проживание на территории Иркутской области. Кроме того, в программу включена компенсация расходов для участников госпрограммы и членов их семей на признание иностранного образования, ученых степеней, ученых званий, полученных в иностранном государстве (расходы на уплату государственной пошлины). Возобновляется реализация мероприятия по организации подготовки специалистов в сфере здравоохранения из числа участников программы, имеющих медицинское образование, для обновления имеющихся у них теоретических и практических знаний. Подготовка способствует адаптации иностранных специалистов к условиям трудовой деятельности в Российской Федерации и восполнению дефицита квалифицированных кадров в учреждениях здравоохранения.

Также в региональную программу переселения

на 2019 – 2024 годы вошли и действующие ранее мероприятия – это оказание бесплатной медицинской помощи, меры социальной поддержки (адресная материальная помощь, детское пособие), содействие трудоустройству и занятости, частичное возмещение расходов на оплату стоимости найма временного жилья.

Финансирование мер поддержки будет осуществляться за счет средств областного и федерального бюджетов.

Дополнительную информацию по вопросу реализации региональной программы переселения можно получить, обратившись в одну из следующих организаций:

Министерство труда и занятости Иркутской области по адресу:

г. Иркутск, ул. Желябова, 8а или по телефону: (3952) 33-59-97, 33-46-51;

Управление по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области по адресу:

г. Иркутск, ул. Можайского, 1а или по телефону: (3952) 21-74-19, 21-74-30.

Из Союза — в Сибирь

Армянское сало и бурятская удочка

Ереванец Самвел Хачатрян прилетел в Иркутск с женой Анной и тремя детьми 15 сентября 2009 года — теперь эта дата у них вроде семейного праздника. Программа переселения соотечественников только набирала ход. Их встретили в аэропорту и на «Волге» отвезли в Ангарск. В течение дня они с сотрудниками отдела Федеральной миграционной службы определились с жильем — комнатой меньше 20 квадратов.

Был я и в той комнате, и в квартире, куда они попозже переехали, — привозил то ли вещи какие-то для детей, то ли сладости. Потому сильно удивился, когда накануне нынешней встречи Самвел вдруг заявил, будто Анна увидела в моем приезде недобрый знак, и потому, мол, встречу в новой, ипотечной уже, квартире придется отложить.

Не могла Анна такое сказать. Самвел придумал. Потому что на это утро у него были другие планы. Но я нашел его на берегу Китоя — там он уже третьи сутки кряду пытался выудить хоть одну рыбу. Но тут уж у рыбы были другие планы.

— В первый день попробовал на сало, а сегодня — на манку. В Интернете вычитал.

В общем, запущено все. 7 лет в Сибири, а он, к примеру, до сих пор не знает, что у нас стараются не называть вслух такое важное орудие лова, как сети.

— Володя-джан, а как тогда о них, сетях этих, говорить?

— Если встретишь человека с подозрительным уловом, спроси у него про бурятскую удочку.

Самвел расхохотался. Самвел обязательно спросит. Через неделю после этой встречи он поймал щуку и в качестве доказательства прислал мне свой снимок с трофеем.

Как он решился переехать из столицы Армении в сибирский город областного подчинения? Да вот так:

— Мы жили в общежитии. В комнате я поставил печку, трубу вывел в форточку. И сделал я эту трубу специально такую длинную, чтобы больше тепла оставалось в доме. Неудобно, конечно, было жить с такой трубой. А тут я горя не знаю: батарея всегда горячая.

Ну так-то — да. У нас с нулевых годов стали отвыкать от коммунальных аварий. И первая зима в Ангарске с ее 35-градусными морозами стала самой теплой за всю их семейную жизнь.

В отделе по труду Самвелу предложили работу на стройке. Но вопрос о трудоустройстве он решил самостоятельно. Пошел на Центральный рынок, отыскал там киоск, где продавали армянский хлеб, оставил номер сотового телефона. Вечером ему позвонил сын владельца хлебопекарни Артур Багдасарян: «Хлеб умеешь печь»?

Самвел умел. Научился в Армении. Получал он тогда в зависимости от выработки от 10 до 15 тысяч рублей. Из них 5 тысяч уходило на регистрацию и аренду жилья. Но не грустил, потому что в первые дни своего пребывания в Сибири понял: человеку работящему пропасть здесь невозможно.

Теперь он работает на мебельной фабрике, освоил несколько смежных профессий на случай, если кто-то из товарищей по работе сядет на кочергу. Получает 25 тысяч. Три года как выплачивает ипотеку по 11,5 тысячи в месяц. С «коммуналкой» набегает 15 — как раз столько, сколько платят Анне за работу в детсаду младшим воспитателем. Нянечкой.

Старший Давидик пошел в 4-й класс. У него и у среднего Микаэла — 3-й, начальный разряд по шахматам. Хочет, чтобы дети стали программистами.

При первой встрече Самвел сказал: «Мой дед воевал за эту страну. За эту, понимаешь?» Понимаю, но все равно меня, сибиряка примерно в 10-м поколении, донимает ревность:

— В Армению не уедешь? Там же сейчас лучше стало.

— Там сейчас война.

Про уроки русского и казахского

С Олесей мы тоже не сразу определились с местом встречи:

— У нас сегодня новоселье, вещи перевозим. В 12 машина придет — успеете?

Успел. От остановки до дому меня вела ее дочь — 6-классница Таня. Против ее отъезда в Семее (так теперь называется Семипалатинск) возражали бабушка, дяди, двоюродные братья и сестры, но больше всего — учителя:

— Кто теперь будет выступать на олимпиадах по русскому, казахскому и английскому?

В ангарской школе любимице казахстанских педагогов пришлось пройти двухгодичную «прописку»: в классе задирали приезжую даже не по злости, а забавы ради. Но вроде признали: наш человек.

Читайте также  Сколько дней проходят санминимум

— Так ведь дети везде такие, — пояснила Олеся. — А взрослые — они все-таки разные. Я до сих пор умиляюсь, что, когда спрашиваешь, как пройти туда-то, объясняют подробно. До места готовы довести. И что русская речь кругом.

Все это она говорила, поглядывая, как грузчики заполняли скарбом маленький грузовик. Но вообще-то командовала операцией Лариса Кириллова.

Лариса была первой в их четырех почти сроднившихся семьях, которая решилась на переезд в Сибирь. С ней Олеся познакомилась во время учебы в Семипалатинском геологоразведочном колледже, когда им было по 15 лет.

Сейчас — по 38. О переезде начали задумываться с начала 2000-х. Сдерживало многое, но главное вот в чем: за вырученное от продажи двух- или даже трехкомнатной квартиры в Восточном Казахстане здесь, в Восточной Сибири, можно купить только домик в деревне:

— Цены где-то один к пяти.

Но — поджимало. Про политику властей Казахстана они худого слова не скажут. Однако: если в 90-е годы в школе было по 4 часа в неделю на оба языка, то теперь 6 отдают казахскому, а на русский остается только 2.

Лариса с дочерью переехала в 2012-м. Вместе с ней перекочевала в Ангарск семья Зверевых — Ольга, сестра Ларисы, ее муж и дочка. Эта компания через 2 года встретила поезд, на котором приехали Олеся, ее муж Максим и Таня. Она же присмотрела для них однокомнатную квартиру, из которой они теперь переезжали в двухкомнатную. И в тот же день прибыл контейнер, который они лихо, с хохотком, разгрузили.

И в том же 2014-м переехала еще одна семья — Мартыновых. Тоже из трех человек. То есть получилось что-то вроде цепной реакции через подруг с давнишних лет. Но выгоду, как водится, получили в первую очередь мужчины.

— Природа Восточного Казахстана и Восточной Сибири во многом схожа, — пояснила Олеся, — но зелени тут намного больше. Наши мужики поначалу у каждой сосны фотографировались. А потом и на Байкал махнули.

Получают мало. Женщины в среднем 13-15 тысяч, мужики — 23-25. Это и для обычных жителей Ангарска маловато, а им-то еще и за аренду надо платить. Родня в Казахстане это понимает: проезд от Ангарска до Семея всех четверых ребятишек этой маленькой диаспоры и для Олеси они оплатили. Для них было бы лучше, если бы новые сибиряки вообще вернулись на родину, но это — вряд ли. Тоски по Казахстану в речах разгружавшего вещи по новому адресу Андрея Зверева не слышно:

— Скучаем только по родным. А так — ни капли.

Про требовательных украинцев

986 из 1585 участников программы переселения соотечественников, согласно статистике по Иркутской области за прошлый год, прибыли с Украины. 62,2%. «Указанный рост связан с общественно-политическими событиями», — говорится в справке, которую мне дала начальник отдела по делам беженцев и переселенцев Елена Пантелеева. По причине этих событий Украина намного опередила Армению (9,7%), Таджикистан (9,1%), Узбекистан (6,2%) и Казахстан (5,5%).

Беженцы с Донбасса, их размещение, их мытарства — это отдельная тема. Да и вряд ли этот поток в перспективе будет определяющим для Восточной Сибири. Не больно она интересна для жителей украинских городов. Захар Прилепин, прилетевший в Иркутск через Москву из Донецка, сказал, что столица ДНР уже сейчас выглядит чище и опрятнее, чем город на Ангаре.

Тем интереснее оказалась встреча с супругами Васильевыми. Жили в Николаеве. Трое детей. У Инны серьезная карьера в торговле — работала директором большого частного магазина. Геннадий — ценный кадр для транспортного строительства. Имеет среднее специальное и высшее образования. Достаточно сказать, что на Приднепровской ЖД он укладывал первые в Союзе пути на бетонном основании. Строил участки автодороги между Москвой и Киевом. Да и под Иркутском уже порядком настроил — в основном по части автодорог. И ему еще только 43.

И при этом здесь он, конечно, считается летуном: больше года нигде не держится. Его пытаются удержать, а он только разводит

руками: хороша работа, да платят мало. Почти по всей области единый тариф: больше 50 тысяч начальникам участка, мастерам и прорабам не платят. А ему этого мало: 3 детей, съем 3-комнатной квартиры. Да репетитора надо: старшей дочери, например, пришлось за год всю школьную программу по русскому языку проходить — эти же затраты никакой госпрограммой не предусмотрены.

Задевает Геннадия и то, что отношение к ним не столь щепетильное, как к беженцам с Донбасса. Да, тем, бедным, пришлось ехать в Сибирь без каких-то накоплений, в чем война застала. Но чем они-то, Васильевы, добровольно выбравшие Приангарье, хуже?

— Когда я приехал в Иркутск, никаких беженцев не было, — напоминает он. — Чтобы устроиться, надо было получить право на работу. Это в УФМС получаешь определенную такую бумажку. Документ. Чтобы получить документ, надо пройти комиссию. Эта комиссия на коммерческой основе. Анализ крови — 900 рублей, сертификат на СПИД — 900 рублей, рентген пройти — 400 рублей. И это я проходил в еще 2014 году — какие сейчас расценки, не знаю. Пока я прошел всю комиссию — нарколога, психолога, всех остальных. Поезди-ка, побегай по врачам да клиникам, которые разбросаны по разным адресам! У меня вышло около 4 тысяч рублей одна медицинская комиссия. А ведь надо еще выстоять много других очередей. Подать документы на РВП — разрешение на временную прописку, заплатить пошлины. Прописка — вообще отдельный разговор. Без прописки ты никому не нужен, хоть временная, но она должна быть.

Застрял в его памяти и другой неприятный момент:

— Когда приехал, я один белокожий человек был в УФМС. Остальные. Как они стояли там — добраться до двери было невозможно. Даже если очередь занимал, они меня не пропускали.

По причине бесконечной преданности своей семье Геннадий нашел работу на модернизации БАМа. Будет жить далеко от супруги. А что делать?

Со дня свадьбы до 2015 года Инна не работала ни дня. Во-первых, воспитание детей в этой семье считают самым важным трудом. Во-вторых, Геннадий на Украине хорошо получал. Но в Сибири его заработков стало не хватать.

— Работаю уже год в сети супермаркетов «Спар», — рассказывает она. — Пошла обычным продавцом, чтобы не лезть никуда, не доказывать, какая я хорошая, сколько я умею. За три месяца «зарекомендовала себя», сейчас я работаю оператором, занимаюсь документами.

Эта скромность при трудоустройстве еще окупится. По крайней мере, не повредит. Не надо никаких социсследований, чтобы утверждать: требовательность выходцев с Украины такова, что многих моих земляков от нее лихотит. Но если бы не они, мы так бы и полагали, что у нас с переселением соотечественников полная благодать. А это далеко от истины.

Приведу только один пример. На протяжении первых 6 месяцев переселенцам и членам их семей полагается компенсация из расчета до 200 рублей на человека в сутки. Каждый месяц претензии на эти выплаты надо подкреплять документально, проще говоря — обновлять даты и подписи на бумагах. Каждый месяц переселенцы, в т.ч. и беженцы с Донбасса, делают это. И не получают ни копейки. Потому что деньги из федерального бюджета на эти цели не поступают в область, а потом в центры занятости на уровне муниципальных образований.

Инна Васильева при мне считает, сколько бы получила их семья из 5 человек. Геннадий Васильев считает, что это обман. Я сижу, молчу.

Отец у Геннадия работал в советское время в Монголии. Сам он в Иркутске в детские годы был «раз семь», даже до байкальского острова Ольхон добирался. Когда запахло майданом, организовал для себя ознакомительное турне: побывал в Москве, Сочи, Западной Сибири и в Новгородской области, откуда приехал на Украину его дед. Посмотрел, послушал — и выбрал пригород Иркутска. И это к лучшему. Вот увидите — к лучшему.

За 2015 год министерством труда и занятости Иркутской области отказано в выдаче свидетельства участника программы по 539 заявлениям (27%) по следующим причинам:

296 — профессия претендента не востребована на территории области;

187 — отсутствие стажа работы по профессии, полученной в образовательном учреждении;

56 — отсутствие достаточного уровня образования (среднего специального или высшего).

В то же время в другие субъекты РФ убыло 114 человек, что составляет 4% поставленных на учет соотечественников, в том числе 112 граждан Украины и 2 — Казахстана. В качестве причин убытия названы низкая зарплата (67 человек), отсутствие жилья (35) и неподходящие климатические условия.