Страховые выплаты по ОСАГО в 2018-2019 году

Порядок и лимит выплат по ОСАГО

Как изменения 2019 года отразились на выплатах по ОСАГО

За последнее время система обязательного автострахования значительно изменилась. Иными стали размеры выплат по ОСАГО в 2019 году, тарифы и сама система расчета стоимости полиса немного изменилась.

Рассмотрим, как сегодня получить страховку, на какую сумму страхового покрытия может рассчитывать потерпевший в ДТП в случае ущерба здоровью и транспортному средству.

Изменения, которые касаются выплаты по полису ОСАГО в 2019 году, вступили в силу еще в 2018-м и коснулись системы компенсации убытков, ремонта и оформления полиса, сроков технического осмотра и компенсаций по страховке, а также стоимости ее приобретения. В 2018 г. появилась такая система компенсаций, как оплата ремонта.

Изменилось не только возмещение по ОСАГО, другими стали и сами бланки полисов. Теперь они защищены QR-кодом, что затрудняет их подделку и дальнейшие мошеннические действия со страховкой. Проверить подлинность документа можно теперь дистанционно.

Цена полиса формируется с учетом следующих обстоятельств:

  • региона, где проходит регистрация транспортного средства;
  • мощности двигателя автомобиля в л/с;
  • количества лиц, включенных в страховку;
  • возраста транспортного средства;
  • продолжительности водительского стажа лиц, допущенных к управлению автомобилем;
  • срока, на который оформляется страховка;
  • статуса владельца авто (является ли он физическим или юридически лицом).

Стоимость полиса изменилась и в связи с новыми правилами расчета коэффициента бонус-малус. Теперь, если водитель за 12 месяцев ни разу не попал в ДТП, он получает скидку при продлении страховки. Напротив, тот, кто часто нарушает правила дорожного движения и становится виновником аварий, заплатит в соответствии с новым тарифом большую сумму за переоформление полиса. Система учета коэффициента бонус-малус призвана стимулировать водителей быть осторожнее на дорогах, не совершать опасных маневров и соблюдать скоростной режим.

Вместе с повышением тарифов увеличились и лимиты компенсации по страховке.

На сегодняшний день действуют следующие нормы оценки ущерба от ДТП для возмещения по полису автострахования:

  • срок подачи заявления о страховом случае составляет 5 рабочих дней;
  • период действия полиса должен быть не меньше одного года;
  • срок подачи заявления с претензией в адрес страховщика (в том случае, если нарушаются сроки или вас не устроила сумма компенсации) — десять дней. Вместе с заявлением, в котором изложена суть ваших требований, следует подать также отчет независимой экспертизы;
  • выплату страхового покрытия могут заменить денежные поступления в счет оплаты ремонта транспортного средства (в том числе напрямую в мастерскую, которая будет заниматься восстановительными работами, минуя владельца авто);
  • максимальная выплата зависит от того, пострадало ли в результате ДТП имущество потерпевшего, получили ли травмы участники аварии (и их тяжести);
  • в случае оформления аварии по европротоколу возмещение составит 100 тысяч рублей;
  • срок выплаты по ОСАГО составляет 20 календарных дней (за исключением праздников). В течение этого времени должен быть оценен ущерб, нанесенный транспортному средству в ходе ДТП.

До возмещения ущерба по страховке не следует ремонтировать автомобиль. Но если провести независимую экспертизу, по результатам которой будет оценен ущерб, вы можете передать машину в ремонт еще до того, как средства перечислит страховая компания.

Лимиты выплат по автогражданке

Лимитом ответственности по автострахованию называется максимальная выплата по договору, которая выплачивается потерпевшему в результате ДТП. Виновник аварии не получает никакой компенсации.

Возмещение по страховке зависит от суммы, которая требуется пострадавшему в ДТП для покрытия полученного ущерба, и ограничивается законодательно.

Лимит на 2019 г. составляет:

  • 400 тысяч рублей, если в ДТП пострадало имущество;
  • 500 тысяч рублей, если травмы получили участники аварии (в зависимости от степени ущерба здоровью, в том числе инвалидности потерпевшего);
  • 100 тысяч рублей, если ДТП оформляется по европротоколу (без привлечения сотрудников Госавтоинспекции).

Получить максимальную выплату можно в том случае, если понесенный в результате аварии ущерб превышает или равен лимиту ответственности.

Чтобы средства были перечислены страховой компанией, нужно своевременно продлевать действие полиса и оформить ДТП в соответствии со всеми законодательными требованиями. Если авария была незначительной (участников не более двух, нанесен только ущерб имуществу), выгоднее зафиксировать ее с использованием европротокола.

Что влияет на размер выплаты в 2019-м

Рассмотрим подробнее, как рассчитывается стоимость выплаты по страховке в 2019 г. и что влияет на объем возмещения.

Величина страхового покрытия зависит от следующих обстоятельств:

  • нанесен ли ущерб жизни и здоровью потерпевшего или пострадало только его имущество (в том числе и варианты комплексного урона);
  • степень повреждений. Учитывается, как сильно пострадал автомобиль. Здесь возможны два варианта: транспортное средство можно отремонтировать или оно не подлежит восстановлению;
  • перечень повреждений. Он должен полностью соответствовать тем дефектам, которые перечислены в справках ГИБДД. В противном случае по формально отсутствующим повреждениям страховая компания не произведет возмещения. Чтобы этого не случилось, следует самостоятельно пойти в ГИБДД и вписать необходимые соответствующие дефекты, после чего отнести документ в СК;
  • производилась ли эвакуация транспортного средства, требуется ли оплата амортизации автомобиля;
  • износ автомобиля с учетом срока эксплуатации и деталей, которые требуется заменить;
  • мощность двигателя транспортного средства;
  • место происшествия и дополнительные обстоятельства аварии;
  • срок действия страхового полиса;
  • внешний вид автомобиля, его техническое состояние и рыночная стоимость до момента аварии.

Если стоимость ремонта автомобиля превосходит лимит (размер положенной компенсации), пострадавший все равно получает не более максимально предусмотренной суммы. В досудебном порядке виновник ДТП не обязан компенсировать понесенные потерпевшим расходы. На этом этапе вопрос можно решить по договоренности. Но если пострадавшего не устраивает объем предложенных средств, он имеет право требовать от виновного в ДТП компенсировать моральный, физический и материальный вред через суд. Если потерпевшего не устроила сумма возмещения, следует направить письменную претензию в адрес страховщика.

В каком случае страховщик может отказать в компенсации

Есть обстоятельства, которые могут препятствовать получению компенсации по страховке. Перечислим их:

  • в салоне или багажнике транспортного средства находились вещества, опасные для людей и окружающей среды;
  • у лица, находившегося за рулем, не было водительских прав;
  • не был определен виновник аварии;
  • полис недействителен (истек его срок, или документ оказался поддельным).

Разумеется, каждая страховая компания стремится не терять своих средств, поэтому бытует мнение, что получить средства в полном объеме не получится. Отчасти этому мифу способствуют оценщики и юридические компании. Но не стоит забывать, что сами они, убеждая клиента в необходимости их услуг, также заботятся о своем заработке. Поэтому не стоит принимать поспешных решений. Как показывает практика, в 80% случаев получить компенсацию в полном объеме и точно в срок (выплата по ОСАГО происходит в течение 10 календарных дней) можно без оплаты услуг юристов.

Возмещение в случае оформления европротокола при ДТП

Страховые выплаты за ущерб в ДТП, оформленном по протоколу европейского образца, увеличены в два раза, с 50 до 100 тысяч рублей (при этом для Москвы и Подмосковья, С.-Петербурга и Ленинградской области лимит остался прежним – 400 тысяч рублей). Автомобилисты, попавшие в аварию, могут оформить документ без участия сотрудников ГИБДД. Экземпляр заполняет как виновник аварии, так и потерпевший. После этого бумагу нужно направить страховой компании в течение 5 рабочих дней. Обязательное условие оформления европротокола – фотографирование места происшествия. До осмотра представителями страховой компании оба автомобиля, пострадавшие в ДТП, нельзя ремонтировать, чтобы были зафиксированы все полученные ими дефекты.

Участникам ДТП требуется зафиксировать все обстоятельства происшествия. Они должны быть переданы в автоматизированную информационную систему автострахования гражданской ответственности (необходимо использовать технические средства и ПО, которые предусмотрены законом).

Чтобы корректно оформить европротокол, нужно соблюдать следующие правила:

  • использовать шариковую ручку для внесения сведений об аварии;
  • при заполнении своей части протокола каждый участник вносит данные самостоятельно;
  • обоснованность корректировок должна подтвердить противоположная сторона;
  • протокол должен быть подписан как виновником аварии, так и потерпевшим.

Ремонт или денежная компенсация

По закону сегодня можно получить вместо денежной компенсации от страховой компании средства на оплату ремонта. Такая процедура называется натуральной формой возмещения убытка. Сегодня она используется далеко не всеми водителями. Связано это с рядом обстоятельств:

  • в ходе ремонта могут использоваться неоригинальные запчасти;
  • существует практика ремонта пострадавших деталей вместо их замены новыми;
  • выделенных часов на проведение восстановительных работ может быть недостаточно;
  • повреждения нередко устраняют не полностью;
  • автовладельца может не удовлетворить качество проведенных работ.

Если вас не устраивает размер компенсации в счет оплаты ремонта, нужно обратиться в независимую экспертизу и сформировать претензию к страховой компании. В случае отказа следует решать вопрос через суд.

Страховые компании должны заключать договор с СТО в соответствии с действующим законодательством. Последние, в свою очередь, реализуют конкретный перечень услуг по восстановлению авто. Станции техобслуживания должны отвечать следующим требованиям:

  • располагаться на расстоянии в 50 и более км от места аварии и проживания владельца пострадавшего автомобиля;
  • срок проведения восстановительных работ не может превышать 30 дней.
Читайте также  Единоличная собственность по дду

Автовладелец имеет право отказаться от услуг СТО, предложенной страховой компанией, и выбрать сервис самостоятельно.

Если ремонт проводится за счет страховой компании, его стоимость определяется следующим образом:

  • производится оценка восстановительных работ. Их стоимость зависит не только от характера и степени полученных повреждений, но и от износа транспортного средства;
  • владелец выбирает СТО из предложенного списка организаций (если автомобиль на гарантии, работы могут выполнить дилерские центры);
  • в течение 30 дней транспортное средство должно быть восстановлено.

Оплату ремонта производит страховая компания.

Денежная компенсация возможна в следующих случаях:

  • когда автомобиль не подлежит восстановлению;
  • стоимость ремонта более 400 тысяч рублей, а доплачивать из собственных средств автовладелец не намерен;
  • восстановительные работы нельзя провести в отведенные сроки (30 календарных дней);
  • владелец обратился в РСА, который одобрил просьбу заменить оплату ремонта денежной компенсацией;
  • страховая компания и пострадавший в ДТП автовладелец сумели договориться между собой (соглашение должно быть оформлено письменно).

Какие документы необходимо предоставить страховой компании

В страховую компанию нужно направить заявление вместе с пакетом оригинальных справок и копий документов. Полный комплект включает в себя следующие бумаги:

  • копию паспорта виновника аварии;
  • оригинал справки из ГИБДД;
  • копии документов на автомобиль;
  • извещение о дорожно-транспортном происшествии;
  • копия протокола о правонарушении или отказе в возбуждении административного дела;
  • реквизиты счета, на который будет перечислена компенсация.

Кошелек потяжелел

Однако такая динамика, скорее, признак оздоровления рынка — вместо бурного, но вызывающего большие опасения роста инвестиционного страхования жизни отрасль идет вверх за счет продаж полисов, связанных с выдачей кредитов населению, а также добровольного медицинского страхования.

Нынешние скромные результаты связаны в первую очередь с падением продаж полисов инвестиционного страхования жизни. О проблемах в ИСЖ заговорили год назад — когда начали заканчиваться договоры, заключенные три года назад, что вызвало недовольство многих клиентов. Суть претензий: крайне низкая доходность относительно ожидаемой покупателями полисов — от 0,9 до 3,3 процента в зависимости от срока полисов, а также мисселинг (введение потребителя в заблуждение) относительно самого продукта и его будущей доходности. Результатом стало введение в 2019 году новых правил продажи полисов ИСЖ, требующих доведения до страхователей всех существенных условий договора. В итоге падение продаж в страховании жизни по всем сегментам составило 10,1 процента, объем сборов сократился до 183,7 миллиардов рублей.

Рыночная доля страхования жизни по итогам полугодия заняла 24,8 процента всего рынка. По сравнению с прошлым годом она сократилась на 3,3 процентных пункта (график 2).

Помимо страхования жизни, в минус ушли также «моторные» виды страхования — ОСАГО и каско. В ОСАГО сборы сократились на 5,6 процента (до 101,6 млрд рублей), в каско — на 2,3 процента (до 78,3 млрд рублей). В том и в другом сегменте происходит удешевление полисов: в каско — за счет франшиз, а в ОСАГО — за счет коэффициентов за безаварийность. В результате аварийность снижается: за два года количество заявленных страховых случаев в ОСАГО снизилось на 10 процентов (здесь очевидно влияние перехода на натуральное возмещение), в автокаско — на 7 процентов.

Поддержку страховому рынку оказали сегменты добровольного медицинского страхования (ДМС) и страхование жизни заемщиков. В первом случае премии выросли на 11,1 процента, до 115,6 млрд рублей. Во втором — на 59,7 процента, до 42,5 млрд рублей. Регулятор связывает заметное увеличение показателей в ДМС с популяризацией программ по защите от тяжелых заболеваний и недорогих программ по контролю здоровья, с распространением полисов с франшизой и телемедицины. Что же касается роста в сегменте страхования жизни заемщиков, то оно связано с увеличением выдач потребительских и ипотечных кредитов, получение которых заемщиками связано с покупкой полисов в «добровольно-принудительном» порядке.

В целом по видам страхования, отличным от жизни (non life), наблюдался прирост рынка: доля сегмента за год увеличилась на 3,9 процентных пункта. Наиболее активно росли темпы в агростраховании с господдержкой, где премии выросли на 375,9 процента (1,3 млрд рублей в абсолютном выражении), до 2,1 млрд рублей. Такой результат объясняется выведением расходов на страхование сельскохозяйственных компаний из бюджета. Также заметно прибавило страхование финансовых рисков — премии увеличились на 14 процентов, до 16,4 млрд рублей.

В текущем году страховщики заметно увеличили размер выплат: по сравнению с I полугодием 2018 года они выросли на 21,1 процента, до 285,6 млрд рублей. Причем больше всего прибавили выплаты в сегменте страхования жизни — на 100,7 процентов, до 51,5 млрд рублей. Половина всех выплат — 25,8 млрд рублей (50,1 процента) — здесь составили выплаты по договорам инвестиционного страхования (ИСЖ). Это связано с завершением сроков действия заключенных ранее договоров. Как предполагают в Банке России, ускоренный рост выплат до конца года сохранится в связи с ростом числа завершающихся договоров ИСЖ.

Говоря о тенденциях страхового рынка в 2019 году, нельзя не упомянуть об усилении концентрации рынка: в 2018 году группа ВТБ и Страховая группа «СОГАЗ» закрыли сделку по продаже 100 процентов «ВТБ Страхование». По итогам I полугодия объединенная компания имеет долю рынка 23,5 процента (по премиям). На втором месте находится «Сбербанк страхование жизни» с 10,5 процента рынка. Далее следует «Ингосстрах» — 7,3 процента и «Альфастрахование» — 6,9 процента. Таким образом, на топ-5 страховых компаний сейчас приходится 48,2 процента сбора премий (плюс 3,6 процентных пункта за год), на топ-10 — 69,7 процента, (плюс 5,1 п.п.), на топ-30 — 89% рынка (плюс 3,4 п.п.). Всего в России сейчас работает 188 страховых компаний. За второй квартал их количество сократилось на пять единиц, при этом новых лицензий выдано не было.

Страховая компания выплатила мало: что делать?

Заказать услугу или консультацию у нас можно одним из способов:

  • Позвоните нам: +7 (846) 979-85-08
  • Оставьте заявку на почту info@gradocenka.ru
  • Напишите нам
  • Приезжайте в наш офис: 443080, пр. Карла Маркса, д. 192, оф. 513
  • Свидетельство от аккредитации №1291/63-1111/12;
  • Более 15 лет на рынке оценочных и экспертных услуг;
  • Более 25 специалистов в 8 филиалах по России;
  • Состоим в Саморегулируемой Организации «Российское общество оценщиков»;
  • Гражданская ответственность компании застрахована на 100 млн. рублей;
  • Эксперты компании входят в состав палаты судебных экспертов.

Споры о стоимости ущерба между страховыми компаниями и автовладельцами – обычное явление. Со страховщиками судятся многие, однако доказать свою правоту удается не всем. Чтобы выиграть дело и получить полную компенсацию по ОСАГО за поврежденное в ДТП авто, нужно придерживаться правильной стратегии поведения.

Порядок выплат по ОСАГО

Заключение договора ОСАГО преследует единственную цель – защитить владельца полиса от финансовых трат в случае ДТП. Возмещению подлежит:

  • материальный ущерб, причиненный автомобилю;
  • утрата товарной стоимости (в определенных случаях);
  • вред здоровью участников аварии.

С 2018 г. автолюбители утратили возможность получения денег, компенсирующих ущерб от аварии, напрямую от страховщика. Независимо от тяжести ДТП, пострадавшее транспортное средство (ТС) отправят на ремонт за его счет.

Направление на ремонт выписывается в течение 20 дней после инцидента. При этом собственник вправе выбрать автомастерскую из перечня, предложенного страховщиком. Если он настаивает на необходимости ремонта в другой мастерской, срок выдачи направления увеличивается до 30 дней.

Сам ремонт проводится в течение 1 месяца с момента проведения экспертизы машины. Если мастера в этот срок не укладываются, владелец может потребовать компенсацию на нарушение условий договора ОСАГО.

Сумма выплат по ОСАГО

Максимальный размер выплат установлен ЦБ РФ и составляет 400 тыс. руб., если не причинен ущерб жизни и здоровью людей. При наличии пострадавших выплаты возрастают до 500 тыс. руб.

Моральный вред и упущенная выгода в рамках полиса ОСАГО не возмещается.

Максимальный размер выплат по ОСАГО приведен в таблице.

Страховой случай, наступивший в результате ДТП

Размер возмещения, тыс. руб.

Причинение ущерба жизни/здоровью пострадавшего

Нанесение ущерба жизни/здоровью нескольких граждан

Причинение вреда имуществу одного гражданина

Нанесение вреда имуществу нескольких собственников

Закон предусматривает возможность замены ремонта денежной компенсацией суммы ущерба. Она возможна в следующих случаях:

  1. В мастерской отсутствуют необходимые для ремонта запчасти и срок их поставки превышает предусмотренные законом 30 дней.
  2. Автомобиль не подлежит восстановлению.
  3. Водитель получил среднее или тяжелое увечье.
  4. Стоимость ремонта превышает предусмотренную законодательством величину компенсации.

Факторы, влияющие на размер выплаты

Факт и размер страховых выплат зависят от итогов экспертиз: автотехнической, дорожной, трассологической, медицинской. Помимо этого, учитываются масштабы причиненного вреда, количество пострадавших, иные обстоятельства.

Читайте также  Как по новым требованиям заверять трудовую книжку

Итоговая сумма складывается из ряда факторов, учитываемых при проведении экспертиз. Среди них:

  • износ машины, определяемый ее пробегом;
  • объем и характер полученных повреждений;
  • техническое состояние автомобиля на момент ДТП (произведенные ранее ремонты, наличие коррозии на кузове);
  • водительский стаж автовладельца, место его регистрации;
  • методика определения ущерба.

Поскольку положение ЦБ РФ №432-П о порядке исчисления стоимости восстановительного ремонта и методические указания Минюста о расчете стоимости ущерба допускают неоднозначные трактовки, сумма возмещения значительно варьируется, причем не в пользу автовладельца.

Причины снижения стоимости страхового возмещения можно разделить на две группы: законные и необоснованные. К первым относятся:

  1. Исключение стоимости нескольких повреждений из общей сметы, например, стоимости восстановления лакокрасочного покрытия, общая площадь которого превышает 25%.
  2. Износ подлежащих замене деталей – сейчас он не превышает 50% рыночной стоимости новых аналогов.

Вторые обычно связаны:

  • с неверным применением Методических указаний Минюста;
  • наличием скрытых повреждений, умышленно не учтенных в ходе оценки;
  • необоснованным отказом в возмещении УТС (утраты товарной стоимости авто).

Для определения адекватной цены восстановительного ремонта и суммы УТС, а также в случаях, когда вы не согласны с рассчитанным размером возмещения по ОСАГО, необходимо обращаться к независимым экспертам.

Порядок фиксации факта ДТП при ОСАГО

Чтобы не испытывать проблем со страховой компанией, после аварии нужно соблюдать порядок действий, регламентированный законодательством:

  1. Четко выполнять действия, предписанные водителям, попавшим в ДТП. О них можно прочитать здесь.
  2. Выяснить, подпадает ли ДТП под действие «европротокола». Вписывается ли предполагаемая сумма ущерба в оговоренные им рамки – 100 тыс. руб. Готовы ли водители своими силами начертить грамотную схему аварии. Если хотя бы по одному из пунктов есть сомнения, нужно вызывать сотрудников ГИБДД.
  3. Сфотографировать место аварии с нескольких ракурсов, крупно запечатлеть места повреждений автомобилей.
  4. Заполнить извещение со схемой дорожного происшествия, подписать его у виновника аварии.

Если есть сомнения в степени вины второго участника ДТП, стоит взять контактные данные свидетелей, получить копии видеозапись с регистраторов.

Как известить страховую компанию

Порядок получения выплат по ОСАГО говорит о необходимости извещения страховщика о случившемся ДТП в течение определенного законом периода. Обязанность водителя сделать это зафиксирована в ст.11 закона «Об ОСАГО» и ст.961 ГК РФ. Если проигнорировать требования нормативных документов, страховщик вправе отказать в выплате возмещения либо выставить застрахованному лицу регрессные требования.

По правилам, действующим в 2019 г., срок уведомления страховой составляет 5 рабочих дней вместо ранее действовавших 15. Хотя эта норма носит обязательных характер, пропускать 5-дневный срок нежелательно. Для исключения недоразумений со страховщиком, ставить его в известность об инциденте обязаны обе стороны: и виновник аварии, и потерпевший.

После того как происшествие зафиксировано, нельзя допускать бесконтрольного развития событий по сценарию страховой фирмы. Нужно контролировать действия аварийного комиссара, не доверяя его мнению по поводу размера ущерба.

Выплаты по ОСАГО не хватает на ремонт: что делать?

Если вы считаете, что страховая компания выплатила меньше суммы, соответствующей реальному урону, отстаивайте свои права. Для этого нужно придерживаться определенного порядка действий:

  1. Дождаться начисления страховой выплаты. Получить в банке копии платежных документов, подтверждающих сумму и дату перечисления средств.
  2. Не проводить ремонт автомобиля своими силами. Даже если вы добросовестно сохраните чеки, подтверждающие стоимость ремонтных работ и приобретенных запчастей, доказать страховщику необходимость их покупки сложно.
  3. Получить на руки акт о возникновении страхового случая и акт осмотра поврежденного автомобиля с расчетом стоимости ремонта.
  4. Сделать проверку полученных документов.
  5. Провести независимую экспертизу повреждений ТС для установления реального ущерба.
  6. Составить досудебную претензию и направить ее в страховую компанию. Проконтролировать своевременность ответа.
  7. Если претензия не удовлетворена, и страховщик отказывается платить, подается исковое заявление в суд.

Возможность получения денег напрямую зависит от своевременности и правильности действий автовладельца.

Пропуск любого из приведенных этапов станет причиной отказа в выплате. В частности, закон обязывает автовладельца, недовольного суммой возмещения, попытаться урегулировать разногласия со страховщиком в досудебном порядке. Если обращаться напрямую в суд, не подавая претензию страховой компании, гарантирован отказ в рассмотрении иска.

К кому обращаться за проведением независимой экспертизы?

Основные критерии выбора эксперта:

  1. Наличие лицензии на ведение соответствующей деятельности.
  2. Неаффилированность эксперта – только независимый специалист достоверно оценит урон, нанесенный ТС.
  3. Профессионализм и подтверждение квалификации – это ключевой пункт. Неопытный эксперт не увидит полную картину ДТП и может пропустить скрытые повреждения.
  4. Стоимость оказанных услуг – она должна соответствовать среднерыночной по региону. Снижение расценок более чем на 20% – повод усомниться в квалификации эксперта и адекватности оценки.
  5. Период оказания услуги – излишне затянутые свидетельствуют о чрезмерной загруженности специалистов, слишком маленькие – о низком качестве экспертизы.
  6. Наличие собственного сайта – серьезные компании ценят уважение клиентов и гарантируют полную прозрачность своих действий. Отсутствие на портале лицензий, сертификатов, свидетельств о госрегистрации фирмы – плохой признак.
  7. Стиль общения с клиентом – торопливость, нежелание вникать в проблемы автовладельца, уклонение от обсуждения методик расчета стоимости компенсации говорит о низкой квалификации работников.

Добросовестная оценочная компания всегда действует в интересах клиента. Поэтому можно быть уверенным, что ее специалисты выявят явные и скрытые повреждения автомобиля, оценят ущерб по максимальной стоимости.

Критериев выбора фирмы может быть больше. Но соблюдение базовых требований к оценщику гарантирует проведение качественной экспертизы, что повысит шансы на возмещение ущерба в полном объеме.

Гони монету: как получить несколько выплат по ОСАГО

Центробанк встал на сторону пострадавшей в ДТП пассажирки, требовавшей страховых выплат сразу от двух компаний в полном объеме. В Российском союзе автостраховщиков (РСА), напротив, считают получение двух полных сумм по ОСАГО незаконным обогащением. Кто прав и на какую сумму может рассчитывать пассажир при компенсации вреда здоровью, разбирались «Известия».

Необычным решением закончилось для женщины, пострадавшей в ДТП, судебное разбирательство с двумя страховыми компаниями. Пассажирка сначала получила всю положенную сумму от страховщика виновного, а потом — и от страховой компании водителя, в автомобиле которого находилась в момент аварии. В необычной ситуации помогло вмешательство Центробанка.

Одно ДТП и две выплаты

Как следует из материалов дела, 12 июля 2019 года в Перми водитель грузовика «МАЗ» нарушил ПДД и врезался в Lada Granta, при этом пострадала пассажирка легковушки Юлия Алексеева. Ответственность обоих водителей была застраховала по ОСАГО: у шофера «МАЗа» в «Ингосстрахе», а у водителя Lada — в «Аско-Страховании». Последний оформил договор 19 октября 2018 года — этот момент сыграет важную роль в дальнейшем.

Потерпевшая получила выплату на лечение в полном объеме от страховой компании виновника аварии. Напомним, что страховая сумма, которую обязан выплатить страховщик в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, ограничен 500 тыс. рублей.

В январе 2020 года от Алексеевой поступило заявление о требовании выплаты уже в адрес «Аско-Страхования». Однако там ей отказали, пояснив, что солидарную ответственность в полном объеме взял на себя «Ингосстрах», отвечавший в этой ситуации за водителя «МАЗа».

Тогда Алексеева обратилась с заявлением в Банк России, потребовав обязать и второго страховщика выплатить требуемую сумму. Регулятор встал на сторону потерпевшей — ЦБ направил страховщику предписание произвести выплату. Страховщик не согласился и обратился в суд с заявлением о признании предписания ЦБ незаконным. Однако компания «Аско-Страхование» проиграла суды первой и апелляционной инстанций. Тогда страховщик обратился с жалобой на Центробанк в Арбитражный суд Свердловской области, но и там поддержали позицию ЦБ и требование потерпевшей — пришлось выплатить ей компенсацию.

Законное право или обогащение?

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) «Известиям» объяснили: c 1 мая 2019 года вступили в силу изменения в закон об ОСАГО, согласно которым страховое возмещение за причинение вреда жизни или здоровью потерпевшего не может превышать установленной страховой суммы — 500 тыс. рублей. Эти изменения были приняты в том числе для того, чтобы ограничить возможность злоупотреблений и получения выплат за одно и то же повреждение несколько раз.

Также эксперты РСА пояснили, что в ситуации, когда пассажир автомобиля попадает в ДТП с участием второго транспортного средства, страховщики несут солидарную ответственность перед потерпевшим.

«Но это означает, что каждый из страховщиков участников ДТП несет солидарную ответственность перед потерпевшим в объеме всей выплаты, причитающемуся ему в целом, а не с каждого отдельно», — уточнили в РСА. То есть получается, что страховщики лишь делят между собой обязанность покрыть общий ущерб в целом, но не каждый — полную сумму.

«В РСА утверждены правила, которые определяют порядок действий страховщиков по возмещению вреда, в том числе, чтобы не допускать двойных выплат в таких ситуациях. Условно, сумма вреда, причиненного пассажиру, составила 200 тыс.: это или по 100 тыс. рублей с каждого, или 200 тыс. рублей от одного страховщика ответственности. Оснований для обращения к каждому страховщику за возмещением одного и того же возмещения не усматривается, это обогащение», — отметили эксперты Союза.

Читайте также  Поступления в нпф при увольнении

В свою очередь, ведущий юрист Европейской юридической службы Александр Спиридонов также подтвердил, что, с учетом действующих положений закона об ОСАГО, размер выплаты за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевших, не может превышать 500 тыс. рублей в отношении каждого потерпевшего.

«Если виновными являются несколько лиц, то ответственность возлагается солидарно на страховые компании виновников, но общая ответственность не может превышать 500 тыс. рублей. Остальные требования, превышающие данный лимит, предъявляются потерпевшей стороной непосредственно виновным водителям», — сказал Спиридонов.

С этой позицией согласился и юрист в сфере страхования Илья Афанасьев, который считает, что без действующего ограничения по выплатам страховщикам постоянно приходилось бы сталкиваться с мошенниками, которые подстраивали бы ДТП ради двойных выплат.

Почему получилось добиться двух выплат

Внимательно изучив материалы дела, «Известия» обратили внимание на следующее важное обстоятельство. В решении апелляционного суда указано, что к спорным правоотношениям положения нормы, введенной в действие с 1 мая 2019, неприменимы. Дело в том, что суд ориентируется на положения закона об ОСАГО, действовавшие на момент заключения договора между причинителем вреда и страховщиком, застраховавшим его гражданскую ответственность.

«Применительно к приведенным выше изменениям в закон ОСАГО законодателем не придана обратная сила, и применение к отношениям, возникшим до их юридического признания, недопустимо. В данном случае договор обязательного страхования гражданской ответственности заключен с [компанией] «Аско-Страхование» 19 октября 2018 г.». — говорится в решении суда.

На основании этого суд и пришел к выводу, что у потерпевшей есть полное право на обращение ко второму страховщику с требованием о возмещении вреда.

По словам экспертов Европейской юридической службы, ранее в законе об ОСАГО просто указывалось, что потерпевший может получить выплату за вред жизни и здоровью 500 тыс. рублей.

«Если в ДТП пострадал гражданин, как правило, пассажир, а в ответе перед ним двое водителей (в порядке ст.1079 ГК) и сумма ущерба, к примеру 700 тыс. рублей, он мог потребовать выплату с двух страховых компаний. То есть при получении выплат с каждой страховой компании в отдельности он лимит в 500 тыс. не превышал, но с обеих получал нужные ему 700 тыс. рублей. Сейчас же так сделать нельзя. Со страховых компаний потерпевшие получают 500 тыс. рублей солидарно, а оставшееся приходится взыскивать уже с непосредственных виновников», — пояснили юристы.

В свою очередь, старший управляющий партнер юридической компании PG Partners Петр Гусятников уточнил, что по всем старым договорам страхования, заключенным до 1 мая 2019 года, действительно существует возможность обратиться в обе страховые компании и получить в совокупности выплату в большем объеме, однако не более 500 тыс. рублей с каждого страховщика: отвечать они будут солидарно.

С 1 июня изменится порядок выплат по полису ОСАГО

Пункты оформления полисов ОСАГО и каско в Казани, сентябрь 2016 года

Максим Богодвид/РИА «Новости»

Омбудсмен будет разбирать споры между автомобилистами и страховыми компаниями по ОСАГО на сумму до 500 тыс. рублей с 1 июня. Его решения обязательны для исполнения, но могут быть оспорены в суде как автовладельцем, так и страховой компанией.

Для россиян обращение к омбудсмену будет бесплатным, но страховщики будут платить за рассмотрение жалобы 45 тыс. рублей, если решение примут в пользу клиента.

Если в пользу страховщиков, то страховой компании платить не придется. При этом если во время рассмотрения жалобы компания добровольно выполнит условия потерпевшего, то тариф будет варьироваться от 7,5 тыс. рублей до 30 тыс. рублей.

К омбудсмену можно обратиться даже по выплатам трехлетней давности.

Если, например, в прошлом году потерпевший обращался в страховую компанию и даже получил компенсацию, но ему показалось, что финансовое решение по ДТП несправедливое, он также можно обратиться с жалобой к омбудсмену. Если же по спору вынесено решение суда, то омбудсмен его рассматривать не будет.

Компенсации наследникам

Также с 1 июня вступают в силу еще несколько изменений в закон об ОСАГО. Например, водители смогут оформить документы о ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции, даже если в аварии участвовала автомашина, зарегистрированная и застрахованная за рубежом.

Поправки также расширяют список тех, кто имеет право на компенсационные выплаты. Это наследник, представитель потерпевшего (по нотариальной доверенности). При наличии несогласия страхователя по величине произведенной страховой компанией выплаты по договорам автострахования автовладелец сначала должен написать претензию страховщику.

Если со дня нарушения прошло не более 180 дней, заявление составлено по форме, утвержденной финансовым омбудсменом, и направлено в страховую компанию в электронном виде, то страховщик обязан дать мотивированный ответ на него в течение 15 рабочих дней.

Если претензия страхователя будет представлена в ином виде, то на подготовку ответа страховой компании отводится 30 дней.

«Мы уверены, что институт финансового уполномоченного позволит резко сократить количество судебных споров по ОСАГО. Уже сейчас, благодаря натуральному возмещению, их число снизилось почти в 2 раза — с 400 тысяч в 2017 году до примерно 200 тысяч в 2018-м», — пояснял ранее президент Российского страхового союза Игорь Юргенс.

Полис подешевел?

Но самих автовладельцев больше интересует, не вырастет ли стоимость полисов ОСАГО из-за нововведений? На этот вопрос 28 мая ответила председатель Банка России Эльвира Набиуллина в нижней палате российского парламента. Глава Центробанка заверила законодателей, что повышение тарифов ОСАГО некоторыми страховщиками в Москве не спровоцировало рост средней цены полиса. По ее словам, в среднем москвичам полис стал обходиться дешевле на 6% с начала реформы.

В конце мая некоторые СМИ сообщили о повышении крупными страховщиками ставок по ОСАГО в столице. «Но пока это повышение все равно не превысило среднюю цену полиса, которая была до реформы», — заверила глава ЦБ.

Изменения во взаимоотношениях водителей и страховых компаний ожидаются и с 1 октября 2019 года.

По всей стране у автовладельцев появится возможность получить по европротоколу (по упрощенной схеме) максимальную выплату, возможную при ОСАГО — 400 тыс. рублей.

Сейчас такую сумму выплат назначают только в четырех регионах: Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Для получения выплаты в 400 тысяч рублей участники аварии не должны иметь разногласий, а обстоятельства ДТП должны быть зафиксированы с помощью системы «Эра-ГЛОНАСС» или мобильного приложения.

Ряд изменений в ОСАГО этого года касается нетрезвых водителей. Так, если виновник ДТП отказался от прохождения медицинского освидетельствования на опьянение, страховая компания может предъявить ему регрессивное требование (заставит оплатить выплату пострадавшим в аварии). До этого момента такое правило распространялось только на водителей, которые прошли медицинское освидетельствование, и факт опьянения доказан.

Также теперь электронные и бумажные полисы получили равный статус. Исключен порядок двойного учета полисов ОСАГО с помощью присвоения каждому уникального порядкового номера. Это исключит путаницу в учете полисов. Напомним, с 1 апреля 2019 года вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, касающиеся коэффициента «бонус-малус»: он начисляется водителю один раз в год.

ДТП становится меньше

В 2018 году, по данным ГИБДД, произошло 168099 ДТП, что на 0,8% меньше, чем за аналогичный период 2017 года.

Количество погибших на дорогах страны за годовой период уменьшилось на 4,6%, или на 18 тыс. человек.

С грузовыми автомобилями произошло почти 11 тыс. ДТП (рост на 0,1%). Был отмечен рост ДТП с участием водителей автобусов (3,7%) и мотоциклистов — 4500 (+5,1%).

Страховщики рассчитывают получить положительный финансовый результат (сборы минус выплаты и расходы) около 2,5 млрд руб. по договорам ОСАГО 2018 года против убытков в 2016-2017 годах. Об этом 28 мая сообщил исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев. В 2016 году результат страховщиков по ОСАГО составил минус 12,3 млрд руб., в 2017 году — минус 15,7 млрд руб., следует из данных РСА.

В 2018 году страховщики собрали по ОСАГО 230,7 млрд руб., прогноз выплат по договорам 2018 года — 228, 4 млрд руб., они растянутся на несколько лет, следует из данных РСА. Из них 42,1 млрд руб. было выплачено в 2018 году, 103,5 млрд руб. страховщики ожидают выплатить по итогам 2019 года. Еще 53,05 млрд руб. составят расходы на ведение дел и комиссионное вознаграждение агентам. РСА ожидает, что финансовый результат по договорам 2019 года останется примерно на уровне прошлого года.