В штатном расписание по квоте инвалидов

В штатном расписание по квоте инвалидов

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация (г. Москва) в счет установленной квоты выделила (создала) для инвалидов девять рабочих мест путем внесения дополнительных должностей в штатное расписание, а также оборудования рабочих мест для приема на работу инвалидов. Организация информировала территориальный орган службы занятости о наличии именно этих вакантных мест.
В январе 2021 года по данным квартального отчета, представляемого в центр занятости, на выделенных местах фактически было трудоустроено не девять человек, а восемь. Это связано с тем, что инвалиды не обращались в организацию в целях трудоустройства в этом месяце.
Следует ли считать, что обязанность по выполнению квоты организацией выполнена? Могут ли для организации наступить негативные последствия?

На федеральном уровне обязанность работодателя по квотированию рабочих мест предусмотрена для трудоустройства инвалидов. Соответствующие квоты устанавливаются в порядке, предусмотренном законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (п. 2 ст. 13, абзац 7 п. 1 ст. 25, далее — Закон N 1032-1).
Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2% до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников. В соответствии с установленной квотой работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах (ч. 1 ст. 21, п. 1 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», далее — Закон N 181-ФЗ).
Установление квоты для приема на работу инвалидов является гарантией трудовой занятости, способствующей повышению их конкурентоспособности на рынке труда (п. 2 части первой ст. 20 Закона N 181-ФЗ). Таким образом, все работодатели, численность работников которых превышает 100 человек, обязаны выделить (создать) рабочие места (должности) для приема на работу инвалидов. Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов (часть третья ст. 21 N 181-ФЗ). Конкретный размер квоты для приема на работу инвалидов в диапазоне от 2% до 4% среднесписочной численности работников устанавливается законодательством субъекта РФ. Работодатель, исходя из среднесписочной численности работников, самостоятельно рассчитывает число рабочих мест (должностей), на которые должны быть трудоустроены инвалиды в счет установленной на уровне субъекта РФ квоты. В указанный расчет включаются рабочие места (должности), на которых уже работают инвалиды.
Законом г. Москвы от 22 декабря 2004 г. N 90 «О квотировании рабочих мест» (далее — Закон N 90) предусмотрено, что выполнением квоты в отношении инвалидов считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней (часть 3 ст. 2 Закона N 90).
Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении от 27.08.2012 N 46-АД12-17 и определении от 22.05.2013 N 50-АПГ13-5, законодательством о квотировании на работодателя не возложена обязанность по поиску работников-инвалидов для замещения рабочих мест, выделенных в рамках квоты для их трудоустройства. Признание обязанности работодателя выполненной с момента выделения (создания) рабочих мест и приема на них инвалидов не означает, что само по себе наличие незаполненных рабочих мест в рамках выделенной квоты по причине не обращения инвалидов по вопросу трудоустройства или не направления их службой занятости, может быть квалифицировано как неисполнение обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов и образует состав административного правонарушения. Работодатель обязан выделить (создать) рабочее место в рамках квоты и не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями, только в этом случае обязанность его по квотированию рабочих мест будет считаться выполненной.
В силу ч. 4 ст. 4 Закона N 90 и на основании п. 2.9 Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве, утвержденного постановлением правительства Москвы от 04.08.2009 N 742-ПП, работодатели представляют в центр занятости ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сведения о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов и молодежи по форме, утвержденной Департаментом. Кроме того, как следует из п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона N 181-ФЗ, работодатели обязаны принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о рабочих местах, выделенных для трудоустройства инвалидов. На наш взгляд, таким локальным нормативным актом может быть положение, или распоряжение руководителя (приказ)*(1); в этих документах должна быть отражена информация о порядке выполнения организацией квоты, а также сведения о конкретных должностях (профессиях), рабочих местах, предназначенных для трудоустройства инвалидов.
Таким образом, если для инвалидов организация в счет установленной квоты выделила (создала) 9 рабочих мест путем внесения дополнительных должностей в штатное расписание, а также оборудования рабочих мест для приема на работу инвалидов, а также информировала территориальный орган службы занятости о наличии именно этих вакантных мест, но в январе 2021 года по данным квартального отчета, предоставляемого в центр занятости, на выделенных местах фактически было трудоустроено не 9 человек, а 8 и это связано с тем, что инвалиды не обращались в организацию в целях трудоустройства в этом месяце, следует считать, что обязанность по выполнению квоты организацией была выполнена. В таких случаях никаких негативных последствий для организации наступить не должно*(2).

К сведению:
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона N 90 в редакции, действовавшей с 01.01.2005, выполнением квоты для приема на работу инвалидов считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, и иных категорий граждан, указанных в части 1 данной статьи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее пятнадцати дней, либо уплата ежемесячно в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест в городе Москве компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном правовыми актами города Москвы. Аналогичное правило было установлено в ст. 2 Закона г. Москвы от 12.11.1997 N 47 «О квотировании рабочих мест в городе Москве», действовавшего с 01.01.1998 по 31.12.2004. То есть работодатель вправе был выполнить квоту одним из двух способов по собственному выбору: либо путем трудоустройства инвалидов, либо путем уплаты взносов.
Решением Московского городского суда от 16 мая 2005 г. (определением ВС РФ от 10 августа 2005 г. оставлено в силе) ч. 3 ст. 2 Закона в части слов «либо уплата ежемесячно в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест в городе Москве компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном правовыми актами города Москвы» признана недействующей в отношении инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством РФ со дня вступления решения суда в законную силу.
Ранее также работодатель вправе был добровольно ежемесячно вносить в бюджет города Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места. Указанное право было предусмотрено п. 2.12 Московского трехстороннего соглашения на 2011 год между правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей, п. 2.34 Московского трехстороннего соглашения на 2013-2015 годы между правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей, п. 2.29.1 Московского трехстороннего соглашения на 2016-2018 годы между правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей). Однако действующее в настоящее время Московское трехстороннее соглашение на 2019-2021 годы между правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей не предусматривает такой альтернативы.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Ответ прошел контроль качества

20 апреля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) В силу ст. 8, части первой ст. 22 ТК РФ работодатели вправе принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Однако определения понятия «локальный нормативный акт» законодательство не содержит, как не содержит исчерпывающего перечня и всех возможных разновидностей локальных нормативных актов. При этом в правоприменительной практике сложилась позиция, согласно которой распоряжение работодателя (приказ) также может рассматриваться в качестве локального нормативного акта, когда он содержит правила, рассчитанные на неоднократное применение, и распространяется на всех работников или их группы (подразделения) (более подробную информацию по этому вопросу смотрите в материале: Энциклопедия решений. Локальные нормативные акты как способ регулирования трудовых отношений). Таким образом, локальным нормативным актом может считаться и положение, и приказ (распоряжение), действующие в организации, если они отвечают указанным выше признакам.
*(2) Согласно ст. 5 Закона N 90 невыполнение работодателем установленной этим Законом обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях. Статьей 2.2 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» предусмотрено наказание за невыполнение работодателем установленной законодательством города Москвы обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Квоты для инвалидов: нюансы, которые важно знать

Несоблюдение квоты для инвалидов – одно из самых спорных нарушений, выявленных надзорными органами. Из-за противоречивой трактовки законодательства претензии нередко предъявляются к работодателю, у которого на самом деле все «по регламенту». Как правильно понимать нормативные требования и отстоять свою позицию в случае судебного разбирательства, разъясняет эксперт трудового права Денис Елисеенков.

Об авторе: Денис Елисеенков, руководитель направления по трудовым спорам Департамента трудового права Юридической компании «Митрофанова и партнеры». Более 10 лет консультирует работодателей из разных отраслей экономики в области трудового законодательства РФ по различным аспектам его применения и проведения кадровых аудитов. Опыт представления интересов в суде на стороне Заказчика свыше 8 лет.

Читайте также  Письмо без номера сокращение

Квотирование рабочих мест для инвалидов — процедура, реализация которой всегда вызывает споры и противоречивые мнения.

Обязанность работодателя в создании или выделении рабочих мест для инвалидов регламентирована положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а так же Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 90 «О квотировании рабочих мест». Согласно этим нормативным актам, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, обязаны создавать или выделять рабочие места для людей с ограниченными возможностями.

Если работодатель не исполняет обязанность по созданию рабочих мест в соответствии с квотой, а так же если отказывает инвалиду в трудоустройстве – его могут привлечь к административной ответственности (кодекс РФ об административных нарушениях, закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»).

При этом действующее законодательство не дает четкой трактовки, что следует понимать под созданием или выделением рабочего места. Если следовать буквальному толкованию закона, то выделение рабочего места означает его оформление в кадровых документах согласно общей процедуре (указание в штатном расписании компании). Создание рабочего места означает его физическое формирование.

В любом случае, административная ответственность, предусмотренная законом за отказ в приеме на работу инвалида, а так же за отсутствие выделенных или созданных рабочих мест не означает , что работодатели обязаны самостоятельно заниматься поиском работников-инвалидов и таким образом заполнять установленную квоту, обеспечивая фактическое трудоустройство.

Данный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ (Определение от 22.05.2013 года № 50-АПГ13-5).

«Не может быть признан состоятельным довод о том, что признание обязанности работодателя выполненной с момента создания рабочих мест и приема на них инвалидов, означает, что само по себе наличие незаполненных рабочих мест, созданных в рамках квоты для трудоустройства, может быть расценено как неисполнение обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов. Как следует из содержания нормы, работодатель обязан создать рабочее место в рамках квоты и не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями, только в этом случае обязанность его по квотированию рабочих мест будет считаться выполненной. До приема на работу, одним только созданием рабочего места цели федерального закона не могут быть признаны достигнутыми, поскольку обязанность приема на работу инвалида в рамках квоты предусмотрена нормой Федерального закона (часть 2 статьи 24 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ) и, являясь ограничением прав работодателя по заполнению рабочих мест иными лицами, проистекает из смысла и целей этого Закона, направленного на защиту инвалидов, обеспечение им равных возможностей с другими гражданами, что в социальном государстве призвано служить достижению целей социального мира и обеспечения достойного уровня жизни граждан».

Что происходит на практике

Тем не менее, судебная практика нижестоящих судов по данному вопросу в некотором роде не соответствует требованиям закона. В одном из текущих административных дел по оспариванию результатов проверки, в ходе которой инспекторы усмотрели нарушения в части соблюдения требований законодательства по квотированию организациями рабочих мест для инвалидов, Останкинский районный суд г. Москвы пришел к следующему выводу. «Под созданием (выделением) рабочих мест для инвалидов следует понимать организацию и фактическое трудоустройство на такие места работников (инвалидов). Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены работники вышеуказанной категории, иными словами — выполнена квота» .

То есть, суд полагает, что привлечение организации к административной ответственности за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов вполне законно в случае, если в организации отсутствуют работники-инвалиды или квота не заполнена в полном объеме.

Почему-то не принимаются во внимание три обстоятельства:

  • во-первых, административная ответственность установлена не за невыполнение квоты, а за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой;
  • во-вторых, у работодателей отсутствует обязанность в самостоятельном поиске работников вышеуказанной категории для заполнения установленной квоты;
  • в-третьих, предусмотрена отдельная ответственность за отказ в приеме на работу инвалида и не предоставление в органы занятости населения сведений.

Последняя обязанность сформулирована в пункте 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» –предоставлять в органы службы занятости сведения, касающиеся:

  • наличия вакантных рабочих мест (должностей);
  • созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;
  • информации о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах;
  • выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Данные обязанности направлены на выполнение работодателем квоты. То есть, создание и выделение рабочих мест – это одна из составляющих процесса квотирования.

Позиция судов, что рабочие места считаются созданными (выделенными), только в том случае, если на них трудоустроены работники вышеуказанной категории, не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.

Таким образом, чтобы исключить претензии со стороны инспекционных органов по данному вопросу, а так же аргументировано оспорить законность привлечения к административной ответственности за невыполнение обязанности по созданию и выделению квотируемых рабочих мест, организациям необходимо предпринять все меры по соблюдеению квоты для приема на работу инвалидов установленные действующим законодательством. В том числе – выполнять требования пункта 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». В совокупности, все эти действия, при их документальном подтверждении, помогут отстоять свою правоту.

Квотирование рабочих мест для инвалидов – всего лишь один пункт в «прицельном» списке вопросов надзорных органов (в том числе ГИТ). Разобраться в многочисленных нормативных противоречиях и «застраховать» компанию от репутационных и финансовых рисков поможет семинар «Инспекционные проверки ГИТ. Как обжаловать действия инспектора по результатам проверки? Актуальные вопросы по типичным нарушениям требований трудового законодательства».

Трудоустройство инвалидов в 2019 году: квотирование, взносы и штрафы

Квотирование рабочих мест для инвалидов

Квоты устанавливаются субъектами РФ. Региональные же власти устанавливают и особенности квотирования рабочих мест для инвалидов, а также возлагают на работодателей дополнительные обязанности. Например, московские компании обязаны встать на учет в центре занятости населения. Сделать это необходимо в течение 30 дней со дня государственной регистрации (постановление Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП).

При этом региональные квоты не должны превышать предельные размеры квот, установленных в соответствии с федеральным законодательством. Так, для работодателей с численностью работников свыше 100 человек квота для приема на работу инвалидов может составлять от 2 до 4% среднесписочной численности работников.

Для работодателей с численностью работников не менее 35 человек и не более 100 человек квота не может превышать 3% среднесписочной численности работников (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов»).

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

  1. Квоты рабочих мест для инвалидов устанавливаются субъектами РФ.
  2. Региональные квоты не должны превышать предельные размеры квот, установленных в соответствии с федеральным законодательством.
  3. Для определения конкретного размера квоты работодателю следует обратиться к закону субъекта РФ, на территории которого осуществляет деятельность компания.
  4. Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Неисполнение данной обязанности повлечет штраф.
  5. Чтобы закрыть квоту, нужно организовать специальное рабочее место и заключить с инвалидом трудовой договор.
  6. Минтруд России подготовил законопроект, который даст работодателям возможность не соблюдать квоты на трудоустройство инвалидов. Главная идея документа – предоставление работодателям права внести компенсационную выплату в специально организованный фонд содействия трудоустройству инвалидов вместо их реального трудоустройства.

Среднесписочная численность для квоты рассчитывается без участия работников, условия труда которых отнесены к вредным или опасным (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

Для определения конкретного размера квоты работодателю следует обратиться к закону субъекта РФ, на территории которого осуществляет деятельность компания.

Так, московская компания с числом сотрудников более 100 человек обязана выделить для трудоустройства инвалидов 2% рабочих мест (Закон г. Москвы от 22.12.2004 № 90). В Московской области квотируется 1% от общего количества рабочих мест при их численности от 35 до 100 и 2% при общем числе рабочих мест более 100 (Закон Московской области от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ).

Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации могут не соблюдать установленную для приема инвалидов квоту (ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

Как исполнить квоту

В настоящее время, чтобы закрыть квоту, нужно организовать специальное рабочее место и заключить с инвалидом трудовой договор. Кроме того, работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой (ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

При заключении трудового договора с лицом, для которого было выделено и организовано рабочее место, квота считается исполненной (пп. 1 п. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90, п. 2 ст. 5 Закона Московской области от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ, п. 1 ст. 2.1 Закона Псковской области от 07.11.2012 № 1212-ОЗ).

Выделение рабочего места для инвалида предполагает создание и техническое оснащение специального места для нормальной работы инвалида.

Для этого с учетом физических показателей инвалида работодатель оснащает рабочее место специальным оборудованием, а также обеспечивает доступ такого работника в необходимые помещения (ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Оборудование рабочего места производится в соответствии с правилами, утвержденными приказом Минтруда России от 19.11.2013 № 685н и санитарными правилами СП 2.2.9.2510-09.

Перечисленные нормативные акты предполагают, что каждое рабочее место для инвалида будет оснащено с учетом его индивидуальных потребностей, выполняемых трудовых функций, ограничений здоровья.

Читайте также  Где посмотреть оплату жильцов за кап ремонт

Также работодатель может оказать работнику с ограниченными возможностями помощь в организации труда в рамках дистанционной работы или работы на дому. При этом перечня конкретных мероприятий, которые можно осуществить в ходе такой помощи, закон не определяет.

Надомник-инвалид в счет квоты

С точки зрения буквального прочтения закона прием в организацию инвалида, работающего на дому, не является исполнением квоты на трудоустройство инвалида. Это связано с отсутствием в законе четкой трактовки понятий: «создание» и «выделение» рабочего места.

Создание рабочего места – это его формирование посредством установки специального оборудования, необходимого для осуществления работником трудовой функции. А выделение рабочего места – это указание его в виде вакансии в штатном расписании.

При этом закон не дает работодателю права оборудовать рабочее место у сотрудника на дому. Предполагается, что рабочее место будет располагаться именно на территории работодателя.

Следовательно, заключение трудового договора о дистанционной работе или работе на дому в счет установленной для инвалидов квоты грозит работодателю штрафами за несоблюдение квот.

Альтернатива соблюдению квот

В мае 2019 года Минтруд России обнародовал законопроект, который даст работодателям возможность не соблюдать квоты на трудоустройство инвалидов. Главная идея документа – предоставление работодателям права внести компенсационную выплату в специально организованный фонд содействия трудоустройству инвалидов вместо их реального трудоустройства.

Таким образом, у организации, которая в силу специфики своей деятельности или по другим причинам не может принять на работу инвалида, появится дополнительная форма исполнения квоты.

Платеж в фонд будет ежемесячным. Деньги фонда будут расходоваться только в определенных направлениях. Планируется установить ежегодный мониторинг проведения эксперимента и по его итогам распространить новый порядок заполнения квот на прием на работу инвалидов на всю страну.

Начать реализацию эксперимента планируется в следующих регионах: Республика Саха (Якутия), Воронежская, Орловская, Свердловская, Тверская области.

Одновременно Минтруд России собирается ужесточить административную ответственность за неисполнение обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой. Штрафовать станут и за необоснованный отказ инвалиду в трудоустройстве.

Штрафы за нарушение трудовых прав инвалидов

Работодатели обязаны информировать службу занятости о вакантных должностях, созданных для трудоустройства инвалидов. Неисполнение данной обязанности повлечет ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Штрафы взимаются в следующих размерах:

  • от 1 000 до 5 000 рублей – для должностных лиц и ИП;
  • от 30 000 до 50 000 рублей – для юридических лиц.

Также работодатели несут ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ за непредставление в органы службы занятости информации о наличии свободных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Штрафы по этой статье назначаются в размерах:

  • от 300 до 500 рублей – для должностных лиц;
  • от 3 000 до 5 000 рублей – для организаций.

Такие же штрафы назначаются за непредставление в органы службы занятости информации, необходимой для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов.

Штатное расписание: соблюдаем квоты

Недавно столичный мэр предложил по-новому подойти к трудоустройству инвалидов. Фирма, штат которой превышает 30 сотрудников, должна будет предоставить рабочее место хотя бы одному человеку с ограниченными физическими возможностями.

Юрий Лужков заодно предложил разработать закон о квотировании рабочих мест для инвалидов и создать специальный фонд, в который будут отчислять деньги предприятия, не захотевшие принять в качестве работников инвалидов. Но пока это лишь в планах столичного градоначальника. Осуществятся ли они, покажет время. А какие обязанности у предприятий сегодня? Они должны принимать на работу граждан с физически ограниченными возможностями (закон г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90). В этом законе указан размер квоты и порядок оформления таких сотрудников. Но не все так просто. На сегодняшний день остается открытым вопрос, какую ответственность несет предприятие, не трудоустроившее инвалидов.

До 1 января 2005 года работодатели обязаны были вносить ежемесячную плату в бюджеты субъектов за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в случае невыполнения или невозможности ее выполнения, рассказывает партнер Группы компаний «Лига» Александр Дегтярев:

– Размер и порядок перечисления фирмами платежа определяли местные власти.

С 1 января 2005 года это положение утратило силу (п. 20 ст. 63 закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ). То есть обязанность внесения работодателями ежемесячной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты уже не действует.

Судебная практика идет по аналогичному пути, отмечает Александр Дегтярев. Верховный Суд признал часть 3 статьи 2 закона г. Москвы № 90 недействующей как противоречащую закону от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (определение ВС от 10 августа 2005 г. № 5-Г05-45).

Судьи сочли, что слова «либо уплата ежемесячно в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест в г. Москве компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в г. Москве на день ее уплаты в порядке, установленном правовыми актами г. Москвы» противоречат общему законодательству. Поскольку закон № 181-ФЗ, регулирующий эту сферу, такой обязанности не предусматривает. Ведь законы и нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным (п. 5 ст. 76 Конституции). В случае противоречия между ними действует федеральный закон. Впрочем, возможно, и главенствующее законодательство будет изменено.

Пока Юрий Лужков ратует за разработку закона о квотировании, депутаты Госдумы не сидят сложа руки. Не исключено, что принимать на работу определенный процент инвалидов обяжут фирмы численностью более 50 человек. Соответствующий законопроект уже одобрил Комитет Госдумы по труду и социальной политике. Правда, Мосгордума направила отрицательный отзыв на проект. По мнению столичных законодателей, изменения негативно скажутся на уже сложившейся в городе системе квотирования рабочих мест и значительно сократят категории граждан, которым предоставлены дополнительные гарантии при трудоустройстве.

Рабочая обстановка

Так как же сегодня предприятия должны работать с инвалидами? Этот вопрос регулирует федеральное законодательство (п. 2 ст. 13 закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Сейчас для организаций, среднесписочная численность персонала которых составляет более 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в процентах к штату работников. Но не менее 2-х и не более 4 процентов. Это указано в части 1 статьи 21 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с текстом документа можно ознакомиться в справочной правовой системе КонсультантПлюс).

Кстати, общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования, указывает Александр Дегтярев. Сегодня, по данным органов социальной защиты населения, в Москве проживает 1,2 млн инвалидов, из которых трудоспособны 187 тысяч человек. В рамках установленных квот на предприятиях города в 2004 году трудилось 38 тысяч инвалидов, в 2005-м – 33 тысячи, а в 2006 году – 32 тысячи человек. По мнению заместителя председателя столичного Комитета общественных связей Владимира Романова, главная проблема реализации закона № 90 – то, что он, к сожалению, соблюдается далеко не всеми организациями:

– В частности, существенно препятствует реализации закона признание его частично не действующим по решению судебных органов. Несмотря на то что законом № 90 впервые предусмотрена административная ответственность работодателей в виде штрафов за невыполнение квоты для приема на работу инвалидов, введение в действие этой нормы сдерживается тем, что судебным решением внесение работодателями обязательной платы за невыполнение условий квотирования отменено.

Любопытно, что трехсторонние соглашения на 2006-й и 2007 годы между правительством Москвы, столичными объединениями профсоюзов, промышленников и предпринимателей для сохранения в городе системы создания дополнительных рабочих мест для инвалидов предусматривают, что работодатель вправе добровольно ежемесячно вносить в целевой бюджетный фонд квотирования компенсационную стоимость рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения в городе. Сегодня он равен 5789 рублям (постановление правительства Москвы от 6 марта 2007 г. № 413-ПП).

Без вины виноватые

Несмотря на то что трудоустройство инвалидов, как получается, – дело добровольное, тем не менее, граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут за это ответственность (ст. 32 закона № 181-ФЗ). В частности, отказ работодателя принять на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 рублей (п. 1 ст. 5.42 КоАП), поясняет Александр Дегтярев:

– Кроме того, в статье 16 Трудового кодекса указано, что трудовые отношения возникают на основании договора в результате направления на работу уполномоченными, в соответствии с федеральным законом, органами в счет установленной квоты. В свою очередь, за нарушение законодательства об охране труда должностных лиц оштрафуют в размере от 500 до 5000 рублей; индивидуальный предприниматель может лишиться такой же суммы или его деятельность приостановят на срок до 90 суток. Фирме грозит аналогичное наказание либо штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей (ст. 5.27 КоАП).

Самое неприятное, что закон № 181-ФЗ не предусматривает альтернативы между выполнением установленной квоты для приема на работу инвалидов и внесением обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты, подчеркивает юрист:

– Работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. Будьте внимательны при чтении комментариев к законодательству. Помните, что при разрешении споров необходимо ссылаться непосредственно на первоисточник, то есть на нормативно-правовые акты.

Итак, фирмы в месячный срок после госрегистрации встают на учет в Центре квотирования рабочих мест, кроме организаций, ранее зарегистрированных в Фонде занятости населения г. Москвы (постановление правительства Москвы от 4 марта 2003 г. № 125-ПП). Чтобы встать на учет, нужно предъявить копию свидетельства о госрегистрации, копию устава, копию свидетельства о постановке на учет в ИФНС, информационное письмо органов статистики об учете в ЕГРПО, данные о среднесписочной численности работников на день установления квот. При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.

Рассчитать, сколько должно быть на фирме инвалидов, довольно просто. Работодателям, у которых среднесписочная численность работников составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 4 процентов от среднесписочной численности, при этом округление производится в сторону уменьшения до целого значения (ст. 3 закона № 90). Размер квоты работодатель рассчитывает самостоятельно.

Читайте также  Возкат денег за телефон из магазина

Выполненной квотой считается трудоустройство граждан, факт которого подтверждает заключение между работодателем и инвалидом трудового договора, период работы по которому в текущем месяце составил не менее 15 календарных дней. Кстати, в счет установленной квоты можно трудоустраивать не только инвалидов, но и молодежь в возрасте до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, но при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, должно составлять не менее 2 процентов от среднесписочной численности работников.

Интересно, что фирмы, решив взять на работу инвалида, могут сами обратиться в фонд, где им выдадут средства на оборудование его рабочего места (приложение 1 к постановлению правительства Москвы от 4 марта 2003 г. № 125-ПП). Необходимые разъяснения можно получить на сайте www.kwota.ru.

В Подмосковье действуют такие же правила, как и в столице, за исключением того, что квота установлена в размере 3 процентов для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек (ст. 3 закона Московской области от 20 сентября 1999 г. № 63/99-ОЗ).

За нарушение законодательства об охране труда должностных лиц оштрафуют в размере от 500 до 5000 руб.

Фирме грозит штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЫ КВОТИРОВАНИЯ г. МОСКВЫ

ЦАО Шелепихинское ш., д. 17, корп. 1;
тел.: 707-23-32, 707-24-93
ЮЗАО ул. Б. Черемушкинская, д. 2, корп. 5;
тел. 779-77-67
ЮАО ул. Ленинская Слобода, д. 4;
тел.: 675-73-33, 675-70-05
ЗАО Аминьевское ш., 16;
тел. 735-26-46
ЮВАО Волгоградский пр-т, д. 130, корп. 3;
тел. 378-00-32
ВАО ул. Атарбекова, д. 4а;
тел. 963-53-34
ЗелАО г. Зеленоград, корп. 856;
тел. 530-99-65
СЗАО ул. Мещерякова, д. 9;
тел. 490-31-30
САО ул. Селигерская, д. 14;
тел. 488-35-59
СВАО ул. Енисейская, д. 28, корп. 2;
тел. 185-03-00

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь

КВОТИРОВАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И МОЛОДЕЖИ

Государство предусматривает дополнительные гарантии для граждан с ограниченными возможностями. Так, для помощи инвалидам в трудоустройстве предусмотрен механизм квотирования рабочих мест — установление квоты в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности для приема на работу инвалидов. Квота — минимальное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в процентах от среднесписочной численности работников организации численностью работающих не менее чем 35 человек, которые организация обязана создать или выделить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают инвалиды.

В соответствии со ст.20 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

» Закон Волгоградской области от 05.12.2005 № 1127-ОД «О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов » (далее – Закон №1127-ОД) регламентирует порядок действий работодателя в вопросе квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов:

Пункт 1 статьи 2 Закона №1127-ОД.

На территории Волгоградской области квота для приема на работу инвалидов работодателям, численность работников которых составляет 35 и более человек, устанавливается в размере двух процентов от среднесписочной численности работников.

В соответствии со ст. 1 Закона №1127-ОД работодателем является юридическое лицо (организация независимо от организационно-правовой формы и формы собственности), в том числе иностранное, или его обособленное структурное подразделение, а также предприниматели без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие прием на работу.

При определении квоты, исходя из процентного соотношения, десятичная дробь от 0,5 и выше округляется в сторону увеличения до целого значения числа.

Среднесписочная численность работников исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики.

Согласно изменениям в ст. 21 «Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» , внесенным Федеральным законом №421-ФЗ от 28.12.2013 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» , начиная с 01.01.2014 при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

До 01.01.2014 работодателями в соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда.

С 01.01.2014 вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ .

Абзац 4 пункт 1 статьи 4 Закона №1127-ОД.

В соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов работодатель обязан представлять ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, государственным учреждениям службы занятости населения (центрам занятости населения) по месту нахождения работодателя отчётную форму, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов:

Локальными нормативными актами работодателей, содержащими сведения о рабочих местах для трудоустройства инвалидов, могут быть утвержденное штатное расписание и иные документы.

03.06.2016 принят Закон Волгоградской области № 44-ОД «О внесении изменений в статью 2 Закона Волгоградской области от 05 декабря 2005 г. № 1127-ОД «О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов», в соответствии с которым для каждого работодателя устанавливается минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Порядок установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов определен приказом комитета по труду и занятости населения Волгоградской области от 15.09.2016 № 322 .

В соответствии с вышеуказанным приказом минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается для каждого работодателя в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов в следующем размере:

1 специальное рабочее место – при установленной квоте от 4 до 9 рабочих мест ;

2 специальных рабочих места – при установленной квоте от 10 до 14 рабочих мест;

3 специальных рабочих места – при установленной квоте от 15 и более рабочих мест.

За нарушение установленной обязанности работодателями предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст. 5.42 КоАП РФ .

Квотирование рабочих мест для молодежи

С целью обеспечения со стороны государства дополнительных гарантий занятости молодежи, особо нуждающейся в социальной защите и испытывающих трудности в трудоустройстве, Волгоградской областной Думой 17 июня 2010 года принят Закон Волгоградской области «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий молодежи в Волгоградской области» (далее по тесту – Закон), который вступил в силу с 1 января 2011 года.
Закон предусматривает создание вакансий для обеспечения работой для следующих категорий молодежи:
1) несовершеннолетние граждане в возрасте от 16 до 18 лет из числа:

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы или вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа;
состоящих на учете в органах внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав;
детей из семей, в которых оба родителя (или единственный родитель) признаны в установленном порядке безработными;
детей из малоимущих и (или) многодетных семей;
детей из неполных семей, в том числе детей из семей, потерявших кормильцев;
детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
прошедших курс лечения и реабилитации от наркомании и (или) алкоголизма;

2) молодежь в возрасте от 18 до 30 лет из числа:

освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы;
прошедших курс лечения и реабилитации от наркомании и (или) алкоголизма;
выпускников профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, ищущих работу впервые по полученной профессии (специальности) в течение 12 месяцев со дня окончания указанных образовательных организаций.

Предлагаемые в рамках программы квотирования вакансии охватывают весь спектр профессий.

В соответствии со ст.3 и 5 Закона — работодатели, у которых среднесписочная численность работников составляет более 60 человек, выделяют (резервируют) или создают рабочие места для трудоустройства молодых граждан, относящихся к категориям молодежи, перечисленных в статье 2 Закона (один процент от среднесписочной численности) и обязаны ежемесячно, не позднее 10-го числа текущего месяца, представлять в центры занятости населения по месту своего нахождения сведения о квотировании рабочих мест для молодежи.

В соответствии со ст.4 Закона между центром занятости населения и работодателем заключается договор о квотировании рабочих мест для молодежи (Приказ комитета по труду и занятости населения Волгоградской области от 21.03.2018г. № 91 «Об утверждении формы типового договора о квотировании рабочих мест для отдельных категорий молодежи в Волгоградской области»).

Периодом действия квоты является календарный год.
Работодатели, выделившие (зарезервировавшие) и (или) создавшие рабочие места в счет установленной квоты, имеют право на частичную компенсацию расходов по созданию квотируемых рабочих мест.

Компенсационные выплаты работодателям, выделяющим (резервирующим) и (или) создающим рабочие места в счет установленной квоты, производятся ежемесячно за счет средств областного бюджета в виде субсидий в течение срока действия установленной квоты из расчета минимального размера оплаты труда (с учетом страховых взносов в государственные внебюджетные фонды), установленного федеральным законодательством, за каждого трудоустроенного молодого гражданина. Более подробно о компенсации расходов можно ознакомиться в разделе: «Нормативно-правовые документы — Постановления» (Постановление Администрации Волгоградской области «О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СУБСИДИЙ РАБОТОДАТЕЛЯМ, ВЫДЕЛИВШИМ (ЗАРЕЗЕРВИРОВАВШИМ) И (ИЛИ) СОЗДАВШИМ РАБОЧИЕ МЕСТА В СЧЕТ УСТАНОВЛЕННОЙ КВОТЫ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ МОЛОДЕЖИ, НА ЧАСТИЧНУЮ КОМПЕНСАЦИЮ РАСХОДОВ ПО СОЗДАНИЮ КВОТИРУЕМЫХ РАБОЧИХ МЕСТ» N 602-П от 17 ноября 2017г.)