Действующие законы расселения домов под снос

Действующие законы расселения домов под снос

В рамках действия Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в рамках национального проекта «Жилье и городская среда». На территории Мысковского городского округа Постановлением администрации Мысковского городского округа от 28.10.2019 г. № 1626-нп утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу на территории Мысковского городского округа» на 2019-2025 годы». С данной программой можно ознакомиться на официальном сайте администрации Мысковского городского округа.

На территории Мысковского городского округа 25 многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года аварийными, что составляет 4 310,9 кв.м., и в которых проживает 94 семьи. Дома построены в период с 1949 по 1969 гг. Строительство домов проводилось средствами и силами городских промышленных предприятий. Объёмы жилищного строительства недостаточны, чтобы перекрыть темпы и уровень ветшания жилищного фонда Мысковского городского округа.

Большинство граждан, проживающих в жилищном фонде, признанном аварийным и подлежащим сносу, не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилые помещения удовлетворительного качества.

Жилищный фонд, признанный аварийным, ухудшает внешний облик Мысковского городского округа, сдерживает развитие городской инфраструктуры.

Финансирование мероприятий на переселение граждан из аварийных жилых домов будет осуществляться в период с 2019 года по 2025 год на многоквартирные жилые дома, признанные аварийными до 01.01.2017 г. из средств Фонда и областного бюджета.

Программа действует 2-й год, за данный период заключено 11 соглашений о выкупе жилых помещений, в общей сложности собственникам выплачено порядка 15 млн. рублей. Приобретено 3 благоустроенных жилых помещения. 1 наниматель уже получил ключи и заселен, 2 нанимателя до конца ноября получат ключи от квартир и справят новоселье.

АВАРИЙНЫЙ ДОМ: ПОЛУЧЕНИЕ ЖИЛЬЯ ПРИ РАССЕЛЕНИИ

Что такое ветхое и аварийное жилье?

Кто может претендовать на получение новой жилплощади вследствие признания дома аварийным?

Какой порядок действий для признания жилья ветхим/аварийным и расселения граждан-собственников?

Одной из важнейших задач в жилищной политике российского государства является – переселение собственников жилых помещений, признанных ветхими или аварийными. Порядок действия по расселению граждан из ветхого жилья регулируется Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, а также, ст. 32 Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в рамках национального проекта «Жилье и городская среда».

Стоит отметить, что ветхое и аварийное жилье – понятия различимые, в частности:

Ветхое жилье – объекты, износ которых составляет не менее 70% в кирпичных строениях и не меньше 65% — в деревянных, здания не соответствуют требованиям действующих санитарных и эксплуатационных норм, хотя основная конструкция не несет собой угрозу разрушения;

Аварийное жилье – объекты, износ которых составляет от 70 до 100%; здания имеют сильно поврежденные несущие конструкции, что влечет за собой опасность для жизни и здоровья граждан.

Жилье признается ветхим специальной комиссией, в которую входят специалисты отдела архитектуры и градостроительства, жилищной инспекции, специалисты отдела коммунального хозяйства и благоустройства. Процесс оценки жилья на несоответствие требованиям и стандартам инициируется на основании личного обращения граждан и государственных структур от лица форм самоуправления. Результат проведенного исследования несущих стен, перекрытий и коммуникационных сетей выдается на руки всем проживающим в помещении лицам.

После проведения оценки комиссией составляется заключение о том, что данное помещение не может быть восстановлено для полноценной эксплуатации даже после проведения крупномаштабных ремонтных работ. Чаще всего ветхими домами признаются жилые помещения, амортизационный ресурс которых составляет более 70 лет.

Рассчитывать на расселение из ветхого и аварийного жилья в новый дом с комфортными условиями для проживания могут следующие категории граждан:

Владельцы муниципального жилья, признанного аварийным, либо их правопреемники, проживающие в жилом помещении на основании договора соцнайма, заключенного с местной администрацией много лет назад;

Собственники жилых помещений, прошедших государственную регистрацию права собственности.

АВАРИЙНОЕ ЖИЛЬЕ: ВАРИАНТЫ РАССЕЛЕНИЯ ЖИЛЬЦОВ

В соответствии с результатами, полученными после оценки комиссией, и принятии ею решения о признании жилья ветхим или аварийным, все жильцы получают на руки характеристики и уведомления для дальнейших действий.

Большими правами и, соответственно, наибольшей самостоятельностью, обладают владельцы жилых помещений, прошедших процедуру регистрации права собственности в Госреестре. Этой категории граждан государство обязано предоставить альтернативный вариант квартиры или денежную компенсацию, которая, в свою очередь, определяется с учетом проведения анализа рыночной стоимости жилых помещений аналогичной площади и благоустройства района (ст.ст. 32, 87 и 89 Жилищного кодекса РФ).

Наименьшим перечнем возможностей обладают наниматели жилья, признанного в дальнейшем ветхим или аварийным. Этой категории граждан государство обязано предоставить квартиры, равнозначные по ранее занимаемой площади.

Квартиры и иные жилые помещения, которые предлагаются гражданам в качестве альтернативы для переселения из непригодного для жизни жилья, являются объектами, возводимыми в рамках региональных программ переселения из ветхого жилья.

КАК ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ ВЕТХОГО ЖИЛЬЯ

Программа переселения из ветхого жилья предполагает выдачу собственнику, при наличии его согласия, денежной компенсации, срок выплаты определяется по соглашению с собственником в индивидуальном порядке.

В соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, размер выкупной стоимости жилья, признанного ветхим или аварийным, рассчитывается с учетом таких факторов, как:

Рыночная стоимость квартиры, подлежащей выкупу;

Расходы, которые понес собственник в связи с выкупом квартиры;

Расходы, возникшие в связи с переездом, а также поиском другого жилья для его дальнейшего оформления;

Расходы владельца, возникшие в связи с прекращением обязательств в досрочном порядке, при этом учитывается обязательство по возмещению упущенной выгоды.

Важно!

Если владелец не согласен с размером назначенной денежной компенсации, данный вопрос может быть рассмотрен в судебном порядке. В случае выбора владельцем ветхого жилья альтернативного варианта квартиры, компенсация засчитывается в качестве оплаты за новое жилье.

В статье описаны только общие положения по вопросу.

Конкретно ваша ситуация может носить индивидуальный характер. Разобраться в ней помогут наши специалисты.

Прием граждан осуществляется по адресу: г. Мыски, ул. Серафимовича, д.4, каб.107, часы приема: понедельник с 13-00 до 16-00, четверг с 9-00 до 11-30, тел. 2-19-91. (По предварительной записи). Отдел по жилищным вопросам Мысковского городского округа

Департамент строительства Кемеровской области, телефон приемной 36-82-40

Аварийное расселение

Проблема аварийного жилья по-прежнему остается актуальной для большинства регионов РФ. Одним городам не хватает средств для расселения таких объектов, в других, более крупных, слишком большое количество непригодных для проживания домов и процесс растягивается по времени. При этом, с одной стороны, количество аварийного жилья так или иначе сокращается, с другой — постепенно растет и количество потенциального ветхого жилья.

Ускорение темпов

Целевые показатели развития жилищной сферы зафиксированы в указе президента РФ от мая 2018 года. Так, до 2024 года предусмотрено улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно по всей стране, а объемы жилищного строительства должны вырасти не менее чем до 120 млн кв. м в год. Документом установлена и задача сокращения непригодного для проживания жилищного фонда. Переселение жителей РФ из аварийного фонда осуществляется в рамках приоритетного национального проекта «Жилье и городская среда», согласно которому в ближайшие несколько лет предстоит расселить дома общей площадью около 10 млн кв. м, в которых проживает около 530 тыс. человек.

В середине августа 2020 года заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин сообщил, что законопроект для ускорения расселения аварийного жилья будет внесен в Госдуму в осеннюю сессию. «Реновация нужна в целом по стране, но мы не говорим «реновация», у нас есть программа расселения аварийного и ветхого жилья. Мы сейчас смотрим, как ее ускорить, чтобы ее не 2024 годом закончить, а 2023 годом. И так как объем этого жилья достаточно большой по стране, мы готовим сейчас предложения, в осеннюю сессию в Госдуму будем вносить определенные законопроекты, позволяющие ускорить эту программу»,— отмечал он.

Механизм для ускорения программы расселения аварийного жилья в регионах ранее подготовил Минстрой РФ. Для того чтобы ускорить программу по сносу такого жилья, подготовлены поправки в 185-ФЗ, которые депутаты Госдумы и могут принять осенью текущего года. Предполагается, что в рамках тех денежных лимитов, которые определены субъекту РФ на расселение аварийного жилья до 2024 года, можно будет выбирать денежные средства раньше.

Глава Минстроя РФ Владимир Якушев ранее говорил, что план по программе переселения граждан из аварийного жилья на 2020 год может быть даже перевыполнен в полтора раза. Так, по словам министра, по состоянию на 1 июня 2020 года в России было расселено уже 1,074 млн кв. м и более 66 тыс. человек, что больше заложенных показателей на 7%.

Региональная повестка

Власти Петербурга в рамках решения проблемы аварийного жилья реализуют программу по обеспечению устойчивого сокращения подобных объектов. За реализацию проекта в Петербурге отвечает городской жилищный комитет, который и взаимодействует с Минстроем РФ в части корректировки устанавливаемых для Северной столицы плановых значений расселения непригодного фонда. По состоянию на начало июля текущего года в Петербурге требовалось расселить три таких дома, расположенных в Василеостровском, Выборгском и Кировском районах города. Переселить оттуда планируется 181 человека, проживающих в помещениях общей площадью 3,454 тыс. кв. м.

Читайте также  Как узнать ребенка родным без экспертизы

В начале августа глава Петербурга Александр Беглов сообщил, что к этому списку добавляются еще три дома в Красногвардейском и Курортном районах города, в которых проживает 19 семей. «Жителей аварийных домов переселяют как в квартиры нового жилищного фонда, так и в освобождаемое жилье. И здесь очень важна работа районных администраций, чтобы при имеющихся ресурсах находить оптимальные для граждан решения»,— говорил он. По словам губернатора, надо думать и о том, как дальше развивать расселяемые территории, и учитывать эти участки в планах застройки и выставлять на торги.

«Президент России поставил задачу неуклонно сокращать непригодный жилищный фонд. Сегодня, в непростых экономических условиях, важно продолжать программу расселения ветхого и аварийного жилья»,— подчеркивал глава города. Согласно документам, завершение мероприятий по переселению жителей Петербурга из аварийного жилья намечено на 2022 год, однако в конце прошлого года господин Беглов отмечал, что программа расселения аварийного жилья в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» в городе будет выполнена с опережением плана.

Опережая график

Изначально в утвержденные правительством Петербурга адресные перечни многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, реконструкции и расселению, было включено 65 объектов, в которых проживало 1165 семей.

«В настоящее время расселению подлежат 23 многоквартирных аварийных дома, включенных в адресные перечни, площадь которых составляет 26,821 тыс. кв. м. Из них пять многоквартирных домов подлежат реконструкции, а 18 многоквартирных домов подлежат сносу»,— рассказывают в Жилищном комитете. Кроме того, продолжаются мероприятия по переселению 305 человек, которым будут предложены для переселения жилые помещения в многоквартирных домах, приобретенные в государственную собственность Санкт-Петербурга, либо выплачено возмещение за занимаемое жилое помещение.

Согласно паспорту федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» для Санкт-Петербурга, в 2020 году планируется переселить четырех человек и расселить 730 кв. м аварийного жилищного фонда. «По состоянию на 10 августа решен вопрос о переселении 88 человек из жилых помещений общей площадью 1736,1 кв. м. Было подписано 41 соглашение об изъятии жилых помещений, заключены два договора мены, предоставлено одно жилое помещение по договору социального найма. Таким образом, уже к настоящему времени план перевыполнен более чем в два раза. Дополнительно до конца 2020 года планируется переселение трех человек, проживающих в жилых помещениях общей площадью 100 кв. м»,— рассказывают в ведомстве, добавляя, что корректировка плановых значений показателей не производилась. Кроме того, в связи с тем, что плановые значения показателей на 2020 год уже перевыполнены, угроза невыполнения показателей отсутствует.

Потенциальная опасность

Достаточно большое количество жителей Петербурга нуждается в улучшении жилищных условий, и не только в связи с тем, что жилье становится аварийным: это неизбежный процесс, так как город стареет, особенно его центр и прилегающие к нему районы, отмечает вице-президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Мороз. «Большое количество домов находится в стадии, близкой к аварийной. Существует еще и проблема постоянного увеличения численности населения города, необходимости расширения пространства для молодых семей, а также предоставления большего количества квадратных метров на жителя в соответствии с действующими стандартами понимания «комфортного жилья»»,— уточняет он.

По словам вице-президента объединения, наибольшее число объектов, находящихся в близком к аварийному состоянии, сконцентрировано в Центральном, Адмиралтейском и других старых районах Петербурга. Кроме того, напоминает он, в городе до сих пор существует множество коммунальных квартир, что в принципе для современного мира является нонсенсом. «С этими объектами у города и инвесторов возникают достаточно большие проблемы. Во-первых, потому что они зачастую являются объектами культурного наследия и подпадают под определенные охранные грамоты, которые не позволяют инвестору максимально эффективно использовать имеющиеся возможности перепланировки или введения объекта в новый жизненный цикл через его реконструкцию»,— говорит господин Мороз. Объем затрат инвесторов для таких объектов становится неподъемным для того, чтобы этот объект мог ему быть потенциально выгоден. При этом и сам город зачастую не в состоянии разобраться с этими объектами, так как они попадают под законодательство об охране объектов культурного наследия.

«Во-вторых, многие из таких объектов связаны с совместным проживанием на общей площади коммунальной квартиры большого количества лиц, где каждый имеет свое собственное восприятие и взгляды на реализацию своей доли, особенно если эта доля принадлежит ему по праву собственности, а сам человек там не проживает. Зачастую мы сталкиваемся с проблемой, когда при расселении таких домов или квартир находится одна или несколько семей, которые выставляют завышенные требования в отношении своих площадей, несоизмеримые и с действующими ценами, и с возможностями инвесторов»,— рассказывает эксперт. Такая ситуация вновь приводит к тому, что объект, который инвестор или город могли бы потенциально рассмотреть как подлежащий реконструкции, становится для них неинтересным или неподъемным с точки зрения финансирования.

Антон Мороз указывает и на еще одну проблему с переселением граждан из аварийного фонда: большинство из них многие годы прожили в престижных теперь районах Петербурга, и, несмотря на то, что проживали в объектах с достаточно сложной историей, это были центральные или знаковые места. Предлагаемые же со стороны города и инвесторов площади переселения находятся в основном в спальных районах и на окраинах города, в местах так называемой «молодой» застройки: в Приморском районе, Шушарах, Колпино, Купчино и других местах, близких к Кольцевой автомобильной дороге, где совершенно иная среда обитания и иной подход к созданию окружающей среды и объектов инфраструктуры.

«Зачастую люди просто не хотят переезжать из тех районов, в которых они находились. У граждан есть потребность в сохранении своих жилых площадей или получении взамен новых в том же районе, где они проживали ранее, что невозможно в связи с отсутствием возможности строительства нового жилья в последних. Наверное, основной опыт, который можно было бы использовать,— это Москва с ее реновацией. Петербург — один из немногих городов, который в состоянии разработать, принять и внедрить у себя программу реновации, в случае если будет финансовая поддержка не только регионального бюджета, но и федерального, и за счет нее попытаться решить вопрос ветхого и аварийного жилья»,— добавляет вице-президент строительного объединения.

Действующие законы расселения домов под снос

от 1 апреля 2019 года N 115-а

Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2019-2023 годы»

(с изменениями на 23 августа 2021 года)

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в целях получения финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда администрация Костромской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2019-2023 годы».

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Утверждена
постановлением
администрации
Костромской области
от 1 апреля 2019 г. N 115-а

РЕГИОНАЛЬНАЯ АДРЕСНАЯ ПРОГРАММА «ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА НА ТЕРРИТОРИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2019-2023 ГОДЫ»

Глава 1. ПАСПОРТ РЕГИОНАЛЬНОЙ АДРЕСНОЙ ПРОГРАММЫ «ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА НА ТЕРРИТОРИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2019-2023 ГОДЫ»

1. Наименование Программы

Региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2019-2023 годы» (далее — Программа)

2. Основание для разработки Программы

федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» в рамках национального проекта «Жилье и городская среда»;

региональный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда»

3. Государственный заказчик Программы

Администрация Костромской области

4. Ответственный исполнитель Программы

Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области;

органы местного самоуправления муниципальных образований Костромской области

5. Участники Программы

Органы местного самоуправления муниципальных образований Костромской области

6. Цели Программы

1) финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов;

2) создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан;

3) повышение качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства

7. Задачи Программы

1) формирование перечня многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года, из которых планируется переселение граждан в рамках Программы, в том числе с учетом финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее соответственно — перечень, Фонд реформирования ЖКХ);

2) оценка состояния рынка жилья в муниципальных образованиях Костромской области в целях определения объемов строительства жилищного фонда, необходимого для расселения граждан из аварийных домов, включенных в перечень, как расчет потребности, исходя из общей площади занимаемого жилого помещения, состава семьи и нуждаемости в жилых помещениях в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Читайте также  Страхование от смерти

3) оценка готовности земельных участков под строительство жилья;

4) оценка наличия свободного муниципального жилищного фонда;

5) оценка возможности формирования территорий под комплексное развитие

8. Сроки реализации Программы

С 2019 года по 31 декабря 2023 года.

Программа реализуется в несколько этапов:

1) первый этап — 2019 год: 1 апреля 2019 года-31 декабря 2020 года (на этап года, соответствующий году подачи заявки в Фонд реформирования ЖКХ);

2) второй этап — 2020 год: 1 января 2020 года-31 декабря 2021 года (на этап года, соответствующий году подачи заявки в Фонд реформирования ЖКХ);

3) третий этап — 2021 год: 1 января 2021 года-31 декабря 2022 года (на этап года, соответствующий году подачи заявки в Фонд реформирования ЖКХ);

4) четвертый этап — 2022 год: 1 января 2022 года-31 декабря 2023 года (на этап года, соответствующий году подачи заявки в Фонд реформирования ЖКХ)

9. Перечень основных мероприятий в составе Программы

В рамках Программы реализуются следующие мероприятия:

1) приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда;

2) выплата гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;

3) предоставление гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученным в валюте Российской Федерации и использованным на приобретение (строительство) жилых помещений. Нормативная стоимость квадратного метра определяется как стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемая по субъектам Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства. Предоставление субсидии за счет средств Фонда реформирования ЖКХ может осуществляться не позднее окончания срока деятельности Фонда реформирования ЖКХ

10. Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы составит 3 259 726 203,03 руб., в том числе:

объем средств Фонда реформирования ЖКХ на софинансирование Программы составит 2 928 336 074,26 руб., в том числе по этапам:

этап 2019 года — 165 316 556,29 руб.;

этап 2020 года — 407 350 876,59 руб.;

этап 2021 года — 514 414 085,65 руб.;

этап 2022 года — 1 841 254 555,73 руб.

Объем средств областного бюджета на софинансирование мероприятий составит 29 579 152,20 руб., в том числе по этапам:

этап 2019 года — 1 669 864,13 руб.;

этап 2020 года — 4 114 655,32 руб.;

этап 2021 года — 5 196 101,87 руб.;

этап 2022 года — 18 598 530,88 руб.;

средства местных бюджетов — 301 810 976,57 руб.,

в том числе по этапам:

этап 2019 года — 2 293 987,23 руб.;

этап 2020 года — 4 275 946,87 руб.;

этап 2021 года — 5 383 308,48 руб.;

этап 2022 года — 289 857 733,99 руб.

Распределение денежных средств по источникам финансирования в разрезе муниципальных образований Костромской области представлено в приложении N 1 к настоящей Программе

11. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Снос или реконструкция 350 аварийных многоквартирных домов и переселение 5 761 человек

12. Система организации контроля за исполнением Программы

Фонд реформирования ЖКХ,

администрация Костромской области, Костромская областная Дума

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

13. Основные цели Программы:

1) финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов;

2) создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан;

3) повышение качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

14. Основные задачи Программы:

1) финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, собственники жилых помещений в которых приняли единогласное решение участвовать в Программе, при условии выполнения органами местного самоуправления муниципальных образований Костромской области, определенных Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ, показателей реформирования жилищно-коммунального хозяйства;

2) создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышение качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрение ресурсосберегающих технологий;

3) снос до 31 декабря 2023 года аварийного жилищного фонда, не подлежащего реконструкции;

4) реконструкция многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия;

5) улучшение внешнего облика городов и населенных пунктов Костромской области;

6) достижение целевых показателей Программы.

15. За период реализации Программы планируется переселить из аварийного жилья в городских и муниципальных округах, а также в муниципальных районах Костромской области 2 561 семью (5 761 человек). Данные о количестве семей, подлежащих переселению, в разрезе муниципальных образований Костромской области приведены в таблице N 1.

Наименование муниципального образования Костромской области

Действующие законы расселения домов под снос

Статья 16. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда

1. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года.

(в ред. Федеральных законов от 25.12.2012 N 270-ФЗ, от 23.07.2013 N 240-ФЗ, от 31.12.2017 N 483-ФЗ, от 28.11.2018 N 436-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:

1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 436-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;

(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 200-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 473-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 473-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, соответствующая размеру увеличения рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в каждом году начиная с 2019 года, а в случае, если в текущем году такое увеличение не осуществляется, — часть этой программы, соответствующая размеру финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектом Российской Федерации заявок в текущем году.

Читайте также  Ходатайство об истребовании доказательств о разделе имущества

(п. 5 в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Минимальный размер этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(часть 2.1 в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.2. Не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи.

(часть 2.2 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 240-ФЗ)

2.3. Методические рекомендации по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства.

(часть 2.3 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 473-ФЗ)

Ч. 3 ст. 16 распространяется на правоотношения, связанные с переселением граждан из аварийного жилищного фонда, возникшие с 01.01.2009 (ФЗ от 17.12.2009 N 316-ФЗ).

3. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

(в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 316-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4 — 5. Утратили силу с 1 августа 2013 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 240-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на:

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда;

2) выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;

3) предоставление указанным в пункте 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений. Нормативная стоимость квадратного метра определяется как стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемая по субъектам Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства. Предоставление субсидии за счет средств Фонда может осуществляться не позднее окончания срока деятельности Фонда;

4) предоставление субсидий лицам, заключившим договоры о комплексном развитии территорий жилой застройки в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, по передаче данных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, по уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в целях реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки. Субсидия предоставляется в размере не более чем двадцать пять процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной как произведение общей площади жилых помещений, расположенных во всех многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенных в решение о комплексном развитии территории жилой застройки, и нормативной стоимости квадратного метра. Предоставление субсидии в размере от двадцати пяти до ста процентов указанной нормативной стоимости переселения осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в установленных им случаях. В случае наличия в собственности гражданина нескольких жилых помещений, входящих в аварийный жилищный фонд, предоставление ему в связи с переселением из таких жилых помещений субсидий, предусмотренных настоящей статьей, за счет средств Фонда осуществляется в отношении только одного жилого помещения. В отношении других жилых помещений, находящихся в собственности такого гражданина и включенных в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предоставляется возмещение за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) предоставление субсидии юридическому лицу, созданному субъектом Российской Федерации и обеспечивающему реализацию решения о комплексном развитии территории, на оплату расходов, указанных в пункте 4 настоящей части, в размере до ста процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной как произведение общей площади жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра.

(п. 5 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

(часть 6 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 473-ФЗ)

Новый закон о реновации может лишить людей жилья

В России рассматривают проект закона, который позволит проводить реновацию в принудительном порядке во всех регионах страны. Прежде для включения дома в проект реновации требовалось согласие всех собственников квартир. Часто это создавало проблемы, так как некоторые из жильцов принципиально не давали добро на подобную процедуру. Новый законопроект позволит этого избежать, однако он содержит несколько неоднозначных поправок, которые вызывают опасения экспертов.

Особенности закона о порядке преобразования территорий

Проект закона направлен на формирование единого для всех регионов формата развития городских территорий. Кроме того, процедуры нацелены на избежание максимального числа препонов, что позволит проводить реновацию быстрее.

В проекте закона присутствует пункт, согласно которому в план сноса отныне может быть внесено не только конкретное ветхое или аварийное жилье, но и комплексные зоны, где есть такие дома. Это означает, что снести могут не только нуждающиеся в этом дома, но и пригодные для проживания здания. Согласия собственников для сноса не потребуется. Это позволит преобразовывать непригодные для работы индустриальные постройки и старые дома быстрее, тогда как действующие нормы ГК не дают эффективно сотрудничать инвесторам, жильцам и органам власти.

Возможно ли расселение принудительно

Анализируя законопроект, специалисты пришли к выводу, что его принятие может спровоцировать злоупотребление полномочиями. Закон предполагает, что территорию можно включить в проект реновации, если 50% находящихся на ней строений относятся к категории ветхих. Вторая часть построек может быть новой и прочной, но это не спасет от расселения и сноса.

Еще один вызывающий опасения момент — возможность принудительного выселения жильцов и лишение собственников их недвижимого имущества, что идет вразрез с действующими законодательными нормами. Проект предусматривает предоставление выселенным людям нового жилья, но вот каким оно будет — точно не сказано. Если собственники не согласятся на предложенные варианты, появится возможность их выселения по решению суда.

Специалисты считают, что все это может привести к коррупционным или другим незаконным схемам. Могут серьезно пострадать права обычных людей, мнение которых не будет учитываться, в отличие от инвесторов и представителей власти. Могут быть уничтожены любые жилые постройки на определенных территориях.

У государства будет право изымать у владельцев принадлежащую им собственность принудительно. А это нарушает сразу несколько гарантированных прав граждан, в том числе на возможность свободного определения места для проживания. Пункт, который позволяет включать в план реновации дома при согласии лишь двух третей жильцов, идет вразрез с Жилищным кодексом, где закреплено право людей распоряжаться собственным имуществом.