Доходы и расходы по гранту

Получение, расходование и учет грантов в организации: проводки

Организации могут получать денежные средства на такие цели, как развитие научно-исследовательской деятельности, культуры, спорта, образования, сохранение памятников архитектуры, поддержка различных технических и творческих проектов. Они называются грантами и отражаются в бухгалтерском учете по определенным правилам. В статье расскажем про учет грантов, дадим разъяснения по отчетности.

Гранты: что это такое, на что расходуются

Под грантами принято понимать средства в денежной и неденежной формах, которые выделяются физическими, отечественными и иностранными юридическими лицами в определенном законодательством порядке на проведение исследований либо выполнение конкретных программ. Гранты, как правило, выделяются на конкурсной основе. Порядок их получения и выдачи установлен нормативно-законодательными актами.

Средства, полученные в виде грантов, можно расходовать по направлениям статьи сметы, которую составляет заявитель при подаче заявки. При составлении этого документа рассчитывается и обосновывается величина расходов, необходимых для осуществления проекта, с соблюдением условий и ограничений, установленных законодательными актами в этой области.

В случае получения нескольких грантов смета разрабатывается по каждому отдельно.

Составление сметы и документальное оформление

Каждая заявка потенциального грантополучателя должна быть обоснована. Это означает, что все расходы в рамках того или иного проекта (материальные, на оплату труда, на амортизацию оборудования, на платежи в бюджет и т.д.) нужно просчитать.

При составлении сметы следует учесть, что по различным причинам, например, при отсутствии лицензии на какой-то вид деятельности не всегда организация – получатель гранта может выполнить все своими силами. В таком случае в смету нужно включить расходы на оплату услуг сторонних предприятий.

Все операции в хозяйственной жизни юридического лица требуют обязательного оформления документами. Получение гранта не является исключением. Для отражения поступления и расходования средств, полученных в качестве гранта, грантополучатель может применять как унифицированные формы документов, так и разработанные предприятием самостоятельно при условии утверждения и закрепления их в учетной политике.

Порядок документального оформления операций по движению средств по гранту устанавливается локальными нормативными актами грантополучателя.

Учет грантов в организации: проводки

Бухгалтерский учет в рублях

Для отражения получения и расходования грантов используется счет 86:

Корреспонденция счетов Содержание хозяйственной операции
Дебет Кредит
76 86 Отражена задолженность по гранту
51 76 Получен грант
86 98 Использованы коммерческим предприятием гранты и включены в состав доходов будущих периодов
20, 25, 26 02, 05 Начисление износа основных фондов и нематериальных активов
98 91/1 Полученные гранты отнесены в состав расходов будущих периодов

Аналитический учет по счету 86 организуют по поступлениям и направлениям расходования средств. Читайте также статью: → “Счет 86: целевое финансирование. Пример, проводки». Если получено несколько грантов, то аналитический учет должен быть построен по каждому в отдельности.

Пример 1. Предприятию выделен грант на восстановление производства в сумме 1000000 рублей. Эти средства пойдут на покрытие таких расходов, как:

  • оплата труда рабочих, включая ЕСН и страховые взносы – 500500 рублей;
  • материальные затраты – 499500 рублей, включая НДС 76195 рублей.

Движение средств в рамках полученного гранта можно отразить следующим образом:

  • Дт 76 Кт 86 = 1000000 – на сумму гранта, предстоящего к получению;
  • Дт 51 Кт 76 = 1000000 – получены денежные средства по гранту;
  • Дт 60 Кт 51 = 499500 – перечислено поставщику за материалы, предусмотренные сметой;
  • Дт 10 Кт 60 = 423305 – оприходованы материалы;
  • Дт 19 Кт 60 = 76195 – НДС по ТМЦ;
  • Дт 20 Кт 10 = 423305 – использованы материалы на ремонт в рамках сметы по гранту;
  • Дт 20 Кт 70, 69 = 500500 – начислена зарплата, ЕСН, страховые взносы сотрудникам за работы, предусмотренные сметой;
  • Дт 86 Кт 19 = 76195 = списание НДС по материалам по гранту;
  • Дт 98 Кт 91/1 = 923805 – стоимость работ отнесена в прочие доходы.

В валюте иностранного государства

От иностранных грантодателей средства могут приходить в валюте других государств. Такие поступления необходимо перевести в рубли в соответствии с ПБУ 3/200. При пересчете образуются курсовые разницы, учитывающиеся в составе прибыли либо убытков в качестве внереализационных доходов либо расходов. При пересчете грантов, полученных в рамках технической помощи либо из бюджета, используются счета 52 и 86. Читайте также статью: → “Счет 52. Учет операций по валютному счету. Проводки, субсчета».

Пример 2. Юридическим лицом получены средства в качестве гранта из бюджета в размере 5000 долларов. Все поступления в рамках этого договора были потрачены в отчетном периоде. Курс доллара на день получения денег на счет в банке, установленный ЦБ, составил 60 рублей за доллар, а на последний день месяца – 61 рубль.

Бухгалтер сделал следующие записи:

  • Дт52 Кт76 = 5000*60 = 300000 – получены деньги в качестве гранта;
  • Дт76 Кт86 = 300000 – отражены средства как целевое финансирование;
  • Дт52 Кт91/1 = 5000 (61*5000 – 60*5000) – положительная курсовая разница включена в финансовые результаты;
  • Дт91/1 Кт86 = 5000 (5000*(61-60)) – переоценены средства целевого финансирования.

Отрицательная курсовая разница отражается:

  • Дт91 Кт52;
  • Дт86 Кт91.

Изменение курса рубля в ту или иную сторону не влечет за собой образование остатков по счету 91. Когда гранты поступают не в качестве технической помощи и не из бюджета, то курсовая разница отражается на счете 52 и 91. При этом при снижении курса рубля по отношению к валюте другого государства образуется положительный остаток по счету 91. У получателя гранда образуется положительная курсовая разница, которая учитывается как внереализационный доход.

Пример 3. Организацией получен грант от иностранного фонда в сумме 5000 долларов. Все средства в рамках этого соглашения были израсходованы в отчетном периоде. Курс доллара ЦБ РФ на день поступления средств в банк составил 60 рублей за доллар, на последний день месяца 61 рубль.

  • Дт52 Кт76 = 300000 – поступление гранта на банковский счет;
  • Дт76 Кт86 = 300000 – гран учтен как целевое финансирование;
  • Дт52 Кт91 = 5000 – на сумму положительной курсовой разницы;
  • Дт91 Кт99 = 5000 – списание остатка прочих доходов и расходов;
  • Дт99 Кт68 = 1200 – начисление налога на прибыль по этой операции;
  • Дт68 Кт51 = 1200 – перечислен налог на прибыль в бюджет.

Налоговые обязательства по грантам

Порядок расчета налога на прибыль

Средства, поступившие как гранты, не облагаются налогом на прибыль при условии выполнения следующих пунктов:

  • они получены безвозмездно и их не нужно возвращать;
  • лицо, выдавшее грант, указано в специальном перечне, утвержденном Правительством РФ;
  • назначение финансирования – программы в области искусства, образования, здравоохранения, экологии;
  • средства израсходованы в том направлении, на которое они были выданы.

Если не соблюдено хотя бы одно из этих условий, по полученному гранту необходимо начислить налог на прибыль. Юридические лица, являющиеся получателем грантов, должны обеспечить ведение раздельного учета доходов и расходов по каждому целевому проекту. Если это требование не соблюдается, то налог рассчитывается по всей сумме гранта с момента его поступления.

Расчет НДС, ЕСН, НДФЛ

  • Поскольку гранты не подлежат обложению НДС, то входной налог по этим операциям не предъявляют к зачету. Суммы его относят на целевое финансирование.
  • ЕСН по зарплате работников, занятых исполнением программы, под которую получен грант, начисляется. Если такие работы выполнялись по договорам гражданско-правового характера, то не начисляются взносы в фонд социального страхования.
  • При получении физическим лицом гранта на цели развития науки, культуры, НДФЛ по этим суммам не удерживается. В конце года грантодатель, перечисливший средства физическому лицу, представляет в налоговые службы отчет по подоходному налогу ф.2-НДФЛ. Читайте также статью: → “Для чего нужна справка 2-НДФЛ? Как заполнить бланк».

Отчетность по грантам на предприятии

Грантодатель имеет право требовать отчет о расходе средств, выделенных им, и соответствия его смете. Причем такие отчеты он может требовать не только по завершении целевой программы, но и на различных ее этапах.

Как таковой формы отчета законодательством не установлено. Поэтому он составляется в свободной форме, согласованной между сторонами. Все расходы можно подтвердить данными о движении по счету 86 и копиями первичных документов, подтверждающих произведенные затраты (акты выполненных работ, чеки, счета-фактуры, ведомости начисления зарплаты и т.д.).

Данные о полученных грантах предоставляется в налоговые службы в декларации по налогу на прибыль.

Ответы на актуальные вопросы про гранты

Вопрос №1. По завершении программы у получателя средств по ней остались неиспользованные деньги. По второму гранту финансирования не хватило. Как отразить в учете перерасход и экономию средств? Какие налоговые обязательства возникают в таком случае?

Если у получателя грантов остались неиспользованные средства, и организация, которая их перечислила, не требует их возврата, то их нужно отнести к внереализационным доходам и включить в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Это объясняется тем, что впоследствии остаток средств будет израсходован не на те цели, которые указаны в соглашении и смете.

Если же по каким-либо причинам произошел перерасход денег по гранту, а организация, перечислившая его, отказывается компенсировать недостающую сумму, разницу включают в состав внереализационных расходов. Но важно учесть, что на недостающую сумму нельзя уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Вопрос №2. По каким налоговым платежам у получателя грантов возникают обязательства?

Читайте также  Бузуртанова Хяди Мухтаровна

Средства, полученные налогоплательщиком – физическим лицом в качестве грантов, не подлежат обложению подоходным налогам. Такое освобождение возникает, когда организация–грантодатель указана в специальном перечне, а полученные средства потрачены по назначению.

Получатель целевых средств не обязан начислять налог на прибыль, если соблюдены требования, установленные ст. 251 НК РФ. Обязательства по ЕСН сохраняются. Также удерживается НДФЛ по заработной плате сотрудников, работающих по целевому проекту.

Вопрос №3. ИП, применяющий УСН, получил целевые средства на развитие бизнеса. Может ли он не учитывать полученный грант на такие цели для начисления налога на прибыль?

Если доход, полученный предпринимателем на развитие дела, попадает под определение гранта, то обязанности по обложению его налогом на прибыль не возникает. Законодательство устанавливает цели, на которые выдается грант, в соответствии с чем средства на развитие собственного бизнеса нельзя классифицировать как грант. Поэтому полученные средства определяются внереализационным доходом и облагаются налогом на прибыль.

Вопрос №4. Организации предоставлен грант на развитие науки. Нужно ли удерживать подоходный налог по вознаграждению, выплачиваемому физическим лицам в рамках этого проекта?

Если вознаграждение выплачивается лицам, которые непосредственно заняты научной деятельностью, НДФЛ удерживать не нужно. Доходы, по которым не возникает необходимости удержания НДФЛ, перечислены в ст. 217 НК. Если же средствами, полученными на финансирование этого проекта, производится оплата труда административных или технических работников, то эти суммы облагаются подоходным налогом в общем порядке.

Вопрос №5. В каком порядке учитываются и списываются средства, переданные как грант, у организации –грантодателя?

У юридического лица – грантодателя переданные средства учитываются как безвозмездная передача. Списание их на расходы можно производить по мере предоставления получателем целевых средств отчета об их расходе. Но учетной политикой предприятия может быть закреплено списание грантов на расходы непосредственно в момент их передачи, что также допускается законодательством.

Целевое финансирование на науку в налоге на прибыль

Письмо Министерства финансов РФ № 03-03-07/29697 от 14.04.2020

Если целевое финансирование получено из фонда поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, их нужно учитывать как гранты. Если они использованы по назначению, а результаты выполненных проектов остаются у организации-исполнителя, то ни полученные средства, ни произведенные за их счет расходы не учитываются при налогообложении прибыли.

Гранты и грантодатели

Грант – это деньги или другое имущество, которые грантодатели безвозмездно и безвозвратно передают гражданам либо организациям на определенных условиях. Как правило, гранты выделяют на проведение научных исследований по конкретной проблеме в таких областях:

образование, искусство, культура, наука, физическая культура и спорт (кроме профессионального спорта);

охрана окружающей среды;

защита прав и свобод человека и гражданина, предусмотренная законодательством РФ;

социальное обслуживание малоимущих и социально незащищенных категорий граждан.

Кто может быть грантодателем? Список невелик, его можно найти в НК РФ:

российские физические лица;

российские некоммерческие организации;

иностранными и международными организациями и объединениями по перечню, утверждаемому постановлением Правительства России от 28 июня 2008 г. № 485.

Кроме грантов, фирмы могут получать средства из фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее – Закон № 127-ФЗ). Они тоже выделяются на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов. Для целей налогообложения прибыли такие средства приравниваются к грантам.

Целевое назначение выделяемых средств и способы их использования определяет источник финансирования (или федеральный закон).

А в основе расчета суммы гранта лежит смета, которую представляет соискатель.

Как вести учет средств целевого финансирования

Целевые поступления, в том числе гранты, учитывают на счете 86 «Целевое финансирование». При использовании средств на финансирование расходов коммерческие фирмы используют счет 98 «Доходы будущих периодов».

Аналитику по счету 86 ведут по направлениям средств и источникам поступления.

Покажем на примере, как учитывать поступление и расходование гранта на осуществление конкретной программы.

Пример. Учет поступления и расходования гранта

Фирма получила грант на испытание технической установки в сумме 580 000 руб. За счет этих средств будут профинансированы расходные материалы стоимостью 480 000 руб. (в т. ч. НДС – 80 000 руб.) и выплачено вознаграждение приглашенному персоналу в сумме 100 000 руб. (включая страховые взносы).

Бухгалтер сделал в учете записи:

Дебет 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию» Кредит 86

– 480 000 руб. – отражен грант в составе целевых поступлений;

– 480 000 руб. – оплачены материалы;

– 400 000 руб. – оприходованы материалы;

– 80 000 руб. – учтен НДС по материалам;

– 400 000 руб. – переданы материалы для проведения испытаний;

– 100 000 руб. – начислена зарплата и взносы на выплаты приглашенным специалистам;

– 500 000 руб. – стоимость испытаний отражена в составе доходов будущих периодов;

– 80 000 руб. – списан НДС по материалам за счет гранта;

– 500 000 руб. – стоимость испытаний включена в состав прочих доходов.

Налог на прибыль

Имущество (в том числе деньги), полученное в рамках целевого финансирования, не учитывают при расчете налога на прибыль. Но только при одновременном выполнении ряда условий (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ):

грант предоставлен на безвозмездной и безвозвратной основе;

грантодателем является лицо из приведенного нами перечня;

грант предоставлен для осуществления конкретного проекта;

грант использован строго по целевому назначению.

Гранты, не удовлетворяющие хотя бы одному из названных требований, облагают налогом на прибыль.

Что касается целевого финансирования из фонда поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, который создан в соответствии с Законом № 127-ФЗ, то для освобождения от налога на прибыль этих средств необходимо еще одно условие. Результаты выполненных проектов должны оставаться у организации-исполнителя.

Компании, получившие грант, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета средства гранта подлежат налогообложению с даты их получения.

Отчетность и целевое использование

Важным условием при получении гранта является обязательная отчетность по нему. Прежде всего, за полученный грант надо отчитаться перед грантодателем. Он вправе требовать даже промежуточных отчетов о выполнении сметы с приложением выписок из бухгалтерских регистров и подтверждающих документов. Это могут быть копии договоров с соисполнителями, акты выполненных работ, счета-фактуры, документы, подтверждающие фактическую оплату работ и др.

Если грантодатель установит нецелевое использование средств, то они должны учитываться в составе доходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль с даты их получения.

О получении и расходовании средств целевого финансирования необходимо поставить в известность и налоговые органы. Для этого заполняют лист 07 декларации по налогу на прибыль организаций.

Куда относить неиспользованные остатки

А если по итогам проекта у грантополучателя останутся неиспользованные денежные средства?

Грантодатель может разрешить оставить эти суммы в распоряжении получателя. В этом случае их придется включить в состав внереализационных доходов и обложить налогом на прибыль. Ведь в дальнейшем их будут использовать уже не по целевому назначению (п. 14 ст. 250 НК РФ).

Если же грантодатель не разрешит оставить неиспользованную сумму, то ее придется возвратить.

Поделиться

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Налог на доходы физического лица-получателя гранта, страховые взносы

  • 18. Попадают ли средства, выплачиваемые организацией Грантополучателю как «Компенсация трудозатрат» под льготное налогообложение на доходы физических лиц (НДФЛ)?
  • 19. Обязана ли Организация, предоставляющая условия для выполнения проекта, поддержанного Фондом, начислять и перечислять взносы в соответствующие внебюджетные страховые фонды согласно закону РФ №212 ФЗ от 24.07.2009 года (в действующей редакции) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» на произведенную выплату «компенсации трудозатрат» участникам гранта. Предусматривает ли «компенсация трудозатрат» (получателей) гранта Фонда, указанная в Перечне допускаемых Российским фондом фундаментальных исследований расходов гранта, выделяемого победителям конкурса инициативных научных проектов (утвержден бюро Совета Фонда 29 января 2014 г.) уплату страховых взносов?
  • 20. Согласно условиям Фонда, Организация принимает на свой счет грант и осуществляет платежи и выдачу наличных денежных средств Грантополучателю в соответствии с Перечнем допускаемых расходов. Исходя из положений Ст.7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», сумма гранта является объектом обложения страховыми взносами. Однако согласно Ст.5 указанного Закона, ни Организация, ни Грантополучатель такими плательщиками не являются. Текст договора не содержит указание на передачу нашей Организации функций по уплате страховых взносов. В этой связи возникает вопрос, правомерны ли действия нашей Организации по уплате соответствующих взносов с сумм гранта?
  • 21. Необходимо ли применять начисления и выплаты страховых взносов во внебюджетные фонды в связи с выплатой «компенсации трудозатрат» получателю гранта, не состоящему в трудовых отношениях с Организацией?
  • 22. Возникает ли у Организации обязанность выплачивать страховые взносы в ПФР, ФФОМС, ФСС при выплате «компенсации трудозатрат» Грантополучателю? Если обязанность по уплате страховых взносов у Организации не возникает, то возникает ли такая обязанность лично у Грантополучателей? Если такая обязанность у Грантополучателя возникает, как она может быть реализована?
  • 23. В Перечне допускаемых Фондом расходов гранта не перечислены расходы по оплате труда членов коллектива для выполнения работ по Проекту и начислению страховых взносов в государственные фонды (ПФР, ФОМС и ФСС). Допускает ли Фонд эти расходы в случае, когда работы по проекту производятся в рамках трудовых отношений между Грантополучателем и Организацией?
Читайте также  Могут ли приставы арестовать зарплатную карточку

В соответствии с действующим законодательством, п.6 Ст.217 НК РФ грант, полученный физическим лицом (физическими лицами), освобождается от обложения налогом на доходы физического лица.

В соответствии с п.1 Ст.5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

Ст.7 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ устанавливает, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

В зафиксированной в документах Фонда схеме отношений Фонда, Организации и получателя гранта [см. ответы на общие вопросы] Организация и получатель гранта в связи с выполнением Проекта не состоят в трудовых отношениях, получатель гранта также не выполняет работ в рамках гражданско-правовых договоров по заказу Организации. В отношениях между получателем гранта и Организацией «заказчиком» является получатель гранта. Выплаты, которые производит Организация получателю гранта – это «возврат» принадлежащих ему денежных средств.

В силу приведенных выше законодательных норм обязательств по начислению и уплате страховых вносов в отношениях Организации и получателя гранта нет ни у одной из сторон.

В отношениях Фонда и получателя гранта, если и существуют обязательства по начислению и уплате страховых взносов, то они могут существовать у Фонда, как у организации производящей выплаты в пользу физического лица, но не у получателя гранта. По мнению юристов, и у Фонда есть законные основания для того, чтобы не начислять и не уплачивать страховых взносов. В связи с этим Фонд не передавал «функции по уплате страховых взносов» Организациям.

Полагаем, что выплаты страховых взносов, если они осуществляются Организацией в рамках отношений, оформленных документами Фонда, не могут быть признаны обоснованными.

Если Организация по каким-то основаниям производит выплаты из денежных средств получателя гранта в рамках трудовых отношений (зарплата, премия) или по гражданско-правовым договорам, в которых Организация выступает в качестве заказчика работ, страховые взносы на эти выплаты должны начисляться и выплачиваться.

Учет ОС, приобретенного за счет гранта

Подскажите порядок оформления поступления основных средств при финансировании по гранту. т.е. безвозмездное финансирование, порядок начисления и учета амортизации по этому ОС?

консультирует: Юлия Иванова

Эксперт КАДИС по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения

Бухгалтерский учет

Грант — это безвозмездная субсидия организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме, предоставленная на определенные цели с последующим отчетом об использовании.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств предназначен счет 86 «Целевое финансирование». На сумму фактически полученных в качестве гранта средств в учете организации производится запись по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 86.

Приобретенное имущество, которое удовлетворяет условиям, перечисленным в п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, принимается к учету в качестве объекта ОС.

Объект ОС принимается к учету по первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических затрат на его приобретение. В данном случае такими затратами являются суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу с учетом НДС, поскольку, как было отмечено выше, НДС к вычету не принимается. Это следует из п. п. 7, 8 ПБУ 6/01.

Стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации, которое в данном случае производится линейным способом (п. п. 17, 18 ПБУ 6/01).

При линейном способе амортизация начисляется ежемесячно исходя из первоначальной стоимости объекта ОС и нормы амортизации, рассчитанной исходя из срока его полезного использования (абз. 2, 5 п. 19 ПБУ 6/01). Срок полезного использования объекта ОС устанавливается при принятии его к учету в порядке, предусмотренном п. 20 ПБУ 6/01, например исходя из ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью.

Амортизация по приобретенному объекту ОС начисляется начиная с месяца, следующего за месяцем его принятия к учету (п. 21 ПБУ 6/01).

Сумма амортизации ежемесячно признается расходом по обычным видам деятельности (п. п. 5, 16, 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Согласно п. п. 8, 9 ПБУ 13/2000 бюджетные средства, полученные на финансирование капитальных затрат, относятся на финансовый результат организации. На дату ввода в эксплуатацию объекта ОС сумма целевого финансирования учитывается в качестве доходов будущих периодов, что отражается записью по дебету счета 86 и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». А затем по мере начисления амортизации относится на финансовые результаты организации. Это отражается бухгалтерскими записями по дебету счета 98 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы» (Инструкция по применению Плана счетов).

В месяце получения гранта

Отражено выделение организации гранта

Решение о выделении гранта

Получены средства выделенного гранта

Выписка банка по расчетному счету

При принятии объекта ОС к учету

Отражены затраты на приобретение объекта ОС

Отгрузочные документы продавца

Отражен НДС, предъявленный продавцом ОС

НДС, предъявленный продавцом объекта ОС, включен в его стоимость

Приобретенное имущество включено в состав ОС

Акт о приеме-передаче объекта основных средств,

Инвентарная карточка учета объекта основных средств

Полученный грант включен в состав доходов будущих периодов

Произведен расчет с продавцом объекта ОС

Выписка банка по расчетному счету

Ежемесячно начиная с месяца, следующего за месяцем принятия к учету объекта ОС, в течение срока его полезного использования

Признан прочий доход в сумме начисленной амортизации

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Налоговая база по НДС увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации получение гранта связано с оплатой расходов на приобретение объекта ОС, а не с оплатой реализованных организацией товаров (работ, услуг). Соответственно, сумма полученной субсидии в налоговую базу по НДС не включается (Письмо Минфина России от 27.05.2013 N 03-03-06/4/18923, п. 1 Письма ФНС России от 29.09.2008 N ШТ-15-3/1078@).

Предъявленный продавцом НДС со стоимости объекта ОС, который приобретен организацией за счет гранта, полученной из бюджета бюджетной системы РФ, к вычету не принимается. Данная сумма налога учитывается для целей налогообложения прибыли единовременно в составе прочих расходов на основании ст. 264 НК РФ. Это следует из п. 2.1 ст. 170 НК РФ.

Доплнительную информацию смотрите по ссылке:

Налог на прибыль организаций

Согласно абз. 1 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами, в виде полученных грантов. В целях гл. 25 НК РФ грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет условиям, перечень которых приведен в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ (абз. 2 и 6 указанного подпункта).

Абзацами 7 и 8 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ определено, что условиями предоставления грантов, в частности, являются:

-гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ, а в случае предоставления грантов Президента Российской Федерации — на осуществление деятельности (программ, проектов), определенной актами Президента Российской Федерации;

-гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

Следовательно, при соблюдении вышеуказанных условий для целей налогообложения сумма гранта не учитывается в составе доходов.

Амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой) и используются им для извлечения дохода. Амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Читайте также  Основное средство автомобиль налог на имущество

В силу пп. 7 п. 2 указанной статьи не подлежит амортизации имущество, приобретенное (созданное) за счет средств, поступивших в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Следовательно, основное средство, приобретенное организацией за счет денежных средств в виде гранта, амортизации не подлежит.

Применение ПБУ 18/02

В рассматриваемой ситуации организация в бухгалтерском учете ежемесячно признает доход в размере части стоимости полученного в рамках целевого финансирования объекта ОС, а также расход в сумме начисленной по этому объекту ОС амортизации. В налоговом учете при получении гранта и приобретении за его счет имущества ни доходов, ни расходов не возникает.

По общему правилу доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода, но не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов, признаются постоянными разницами (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).

В то же время в силу того, что доход и расход признаются в одинаковой сумме, у организации по данной операции не возникает разниц между бухгалтерской и налоговой прибылью, предусмотренных п. 3 ПБУ 18/02. В связи с этим, учитывая требование рациональности бухгалтерского учета (п. 6 ПБУ 1/2008), организация может не отражать в учете соответствующие указанным разницам постоянные налоговые актив и обязательство, предусмотренные п. 7 ПБУ 18/02.

Доходы и расходы по гранту

Прежде всего, следует подчеркнуть, что категория «грант«, используемая в системе МСФО, нередко в русскоязычных переводах МСФО называется «субсидией«.

Кроме того, учитывая специфику постсоветского пространства, где велика степень вмешательства государства в экономику, нужно сделать несколько оговорок относительно сферы действия МСБУ 20:

1. Увязка гранта с операционной деятельностью

Государственная помощь предприятиям отвечает определению государственных грантов согласно МСБУ 20 даже при отсутствии условий, конкретно увязываемых с операционной деятельностью предприятия, кроме требования работать в конкретных регионах или секторах промышленности. Соответственно, такие гранты не должны отражаться непосредственно в составе капитала как его увеличение.

2. Льготы по налогу на прибыль

В параграфе 2 МСБУ 20 оговорены специальные исключения из сферы действия стандарта. Среди прочего в этом параграфе упомянуты и налоговые льготы по налогу на прибыль:

Данный стандарт не применяется в отношении:

(b) государственной помощи, предоставленной предприятию в форме льгот при определении налогооблагаемой прибыли или налоговых убытков, определяемых или ограничиваемых исходя из величины обязательства по налогу на прибыль. Примерами таких льгот являются налоговые каникулы, инвестиционные налоговые кредиты, разрешение ускоренной амортизации и снижение ставок налога на прибыль.

Вместе с тем, если льгота по налогу на прибыль сопровождается некими ограничениями (целевыми условиями), то есть по сути представляет собой государственный целевой грант, то положения МСБУ 20 могут применятся для учета таких льгот.

Гранты подобного характера иногда называют инвестиционными налоговыми кредитами (ИНК).

Аудиторское руководство компании КПМГ, например, считает уместным применять в подобных случаях МСБУ 20 по аналогии:

. мы считаем, что руководство должно выбрать такой подход, который лучше всего отражает экономическую сущность конкретного ИНК. Если предоставление ИНК увязывается с выполнением каких-то условий, то более уместным может быть применение МСФО 20 по аналогии.

– Если следовать требованиям МСФО 20 по аналогии, то ИНК признаются в качестве дохода на протяжении периодов, необходимых для полного соотнесения соответствующего кредита с теми затратами, которые этот кредит призваны компенсировать.

Первоначально ИНК отражается в бухгалтерском балансе как дебиторская задолженность по расчетам с государством и как отложенный доход, и впоследствии представляется в отчете о прибылях и убытках либо как «прочие доходы», либо как уменьшение суммы соответствующих расходов, по ситуации 1 .

Требования по раскрытию:

В соответствии с параграфом 39 МСБУ 20 в финансовой отчетности должна быть раскрыта следующая информация:

(a) учетная политика, принятая для учета государственных грантов, в том числе методы, принятые для их представления в финансовой отчетности;

(b) характер и размер государственных грантов, признанных в финансовой отчетности, а также указание на другие формы государственной помощи, от которых предприятие получило прямую выгоду;

(c) невыполненные условия и прочие условные события, связанные с государственной помощью, которая была признана.

Пример раскрытия данных об учетной политике

В отчете компании ДТЭК за 2010 год в разделе примечаний «Основные положения учетной политики» указано:

Государственные гранты признаются по справедливой стоимости, если существует достаточная уверенность в том, что грант будет получен и что Группа выполнит все его условия. Государственные гранты на приобретение основных средств включаются в состав долгосрочных обязательств в качестве отсроченного дохода и учитываются как кредит в составе финансового результата равномерно в течение ожидаемого срока эксплуатации соответствующих активов.

Государственные гранты, относящиеся к какой-либо статье расходов, признаются в качестве дохода в течение периода, необходимого для равномерного использования гранта на расходы, которые он должен покрывать.

Примеры раскрытия данных о грантах в виде тарифных компенсаций

В отчете открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» за 2011 г. раскрыта такая информация:

В марте 2012 года ОАО «Мурманская ТЭЦ» получило субсидию из областного бюджета Мурманской области в размере 103419 тыс. рублей на компенсацию выпадающих доходов в связи с предоставлением услуг теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.

В отчете компании ДТЭК за 2010 г. приведена такая информация о тарифных компенсациях:

Компенсация разницы в тарифах ОАО «Киевэнерго»:

Ассоциированная компания Группы – ОАО «Киевэнерго» – поставляет тепловую энергию потребителям в г. Киев по регулированным тарифам ниже себестоимости. Согласно текущего законодательства ОАО «Киевэнерго» имеет право на компенсацию разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными Киевской городской государственной администрацией. Данная компенсация подлежит согласованию с государственными, бюджетными и городскими органами власти и периодичность ее получения не установлена. ОАО «Киевэнерго»учитывает данную компенсацию как государственный грант и признает ее в составе доходов в момент получения вследствие неопределенности периода получения. В 2010 году ОАО «Киевэнерго» была получена компенсация разницы в тарифах, относящейся к 2008, 2009 и 2010 годам, в сумме 1902 миллионов гривен. Эта сумма была получена после изменения в учете инвестиции в ОАО «Киевэнерго» из имеющейся в наличии для продажи в ассоциированные компании, учитываемые по методу участия в капитале, и, соответственно, Группа признала свою долю доходов от получения компенсации. Учитывая значительность сумы компенсации разницы в тарифах и неопределенность получения, финансовые результаты ОАО «Киевэнерго» подвержены значительным колебаниям в зависимости от времени ее получения.

Примеры раскрытия данных по целевым налоговым льготам:

В отчете компании «Авангард» за 2009 год так описана статья, относящаяся к целевому НДС сельхозпроизводителей:

Предприятия группы признают доход от правительственных грантов по мере получения и использования фондов со специальных счетов. НДС, отраженный по кредиту, но не использованный на специальные нужды, раскрывается по статье «Целевое финансирование» (Target financing).

В отчете компании «Астарта» за 2009 год приводятся такие сведения:

Украинское законодательство обеспечивает несколько разных грантов и налоговых льгот для компаний агропромышленного сектора. Эти гранты и льготы устанавливаются Верховной Радой (парламентом), а также Министерством аграрной политики, Министерством финансов и Госкомитетом водной промышленности, таможенными властями и местными администрациями.

До 1-го января 2009 года предприятия Группы, занимающиеся производством и продажей сельхозпродуктов и удовлетворяющие определенным количественным признакам, были субъектом для спецрежима обложения НДС, в соответствии с которым чистый НДС перечислялся на специальные счета, и суммы, аккумулированные на этих счетах, позволялось использовать лишь на приобретение товаров, относящихся к сельхоздеятельности. Чистая сумма НДС, установленная на уровне предприятия, отражалась как отложенный доход в отчете о финансовом состоянии до тех пор, пока не понесены соответствующие расходы. После этого соответствующая сумма признавалась как доход в отчете о совокупной прибыли.

С 1-го января 2009 г. специальный режим обложения НДС был изменен, в результате чего чистый НДС-кредит, отраженный в отчете сельхозкомпаний, больше не может предъявляться к возмещению. В то же время сельхозкомпаниям предоставлено право оставлять в своем распоряжении чистые НДС-обязательства для использования соответствующих сумм на финансирование сельхоздеятельности без осуществления платежей на спецсчета. Поэтому, начиная с 1-го января 2009 года, чистые НДС-обязательства, определенные на уровне индивидуальных налогоплательщиков, признаются доходом в периоде возникновения. Чистый НДС-кредит списывается на затраты по мере возникновения.

Пример раскрытия данных о государственных грантах на капитальные инвестиции:

В отчете компании ДТЭК за 2010 приведена такая информация:

В 2004 году ПАО «ДТЭК Павлоградуголь» получило государственные гранты на финансирование капитальных инвестиций. Полученные суммы были отражены как доходы будущих периодов и их амортизированная стоимость переносится на доходы на протяжении срока эксплуатации соответствующих активов.

С 2005 года Группа не получала других государственных грантов.

В 2010 и 2009 годах в сумме государственных грантов произошли следующие изменения: