Где можно снять льготу на электричество

«Дачная амнистия»: Льготы, экономия на электроэнергии, налоговый вычет и другие преимущества регистрации недвижимости

На заседании Губернатора Московской области с членами областного Правительства и главами муниципалитетов заместитель Председателя Правительства Московской области-министр экологии и природопользования региона Андрей Разин рассказал о ходе реализации закона о «дачной амнистии» в Подмосковье и выгоде зарегистрированного дома перед «теневым».

Как отметил Андрей Разин на практике люди не регистрируют недвижимость по нескольким причинам: не знают, как это сделать, боятся бюрократии и огромного количества документов, опасаются больших затрат на регистрацию и последующую оплату имущественных налогов. Однако в жизни для регистрации дома необходимы всего три документа: правоустанавливающий документ на земельный участок, техплан на объект, подготовленный кадастровым инженером, и заполненную декларацию, а единовременные затраты на регистрацию недвижимости окупятся преимуществами зарегистрированной недвижимости.

«Зарегистрированная недвижимость — это актив. Ее можно продать, подарить. Можно взять кредит под залог. Можно зарегистрироваться в этом доме и получать все социальные блага, которые дает сегодня регион, рассказал Андрей Разин.- Кроме того, пенсионеры освобождаются от уплаты налога на недвижимость, а в ряде городских округов Московской области действуют льготы для многодетных семей и других категорий граждан.

Также недавно принят закон, по которому работающие граждане могут получить возврат налога на доходы физических лиц от суммы, потраченной на строительство жилого дома. Такой имущественный налоговый вычет составит до 260 тыс. рублей.

Мало кто знает, что после регистрации загородного дома собственник может также уменьшить расходы на вывоз ТБО и электроэнергию. Тариф на вывоз ТБО пересчитывается, исходя из реального размера дома, в то время как до регистрации он взимается по установленному тарифу.

Андрей Разин отметил, что на зарегистрированные дома в сельской местности действует скидка 30% на электроэнергию. Так при оплате электроэнергии при регистрации загородного дома оплата электроэнергии снизится в среднем с 5 тысяч рублей до 3,5 тысячи рублей. Оплата за вывоз бытовых отходов также снижается, она составит примерно 460 рублей вместо 760 рублей.

Наталья Адигамова пояснила выгоду на конкретном примере: «Пользу от регистрации недвижимости можно показать на примере среднего дома площадью 150 кв.м. Изготовление технического плана для оформления такого дома будет стоить примерно 12 тысяч рублей, еще 6 тысяч рублей в год составит имущественный налог. Однако выгода от пересчета платы за вывоз мусора и применения сельского тарифа составит примерно 21 тысячу рублей в год. Получается, что в первый же год затраты на регистрацию недвижимости будут перекрыты выгодой от пересчета электроэнергии и вывоза мусора».

Еще одним преимуществом зарегистрированной дачи является то, что, проживая в летние месяцы за городом, можно получить пересчет оплаты за жилищно-коммунальные услуги по месту регистрации. Достаточно просто взять справку в СНТ или администрации округа, что в летние месяцы человек был за городом.

Среди не менее важных доводов в пользу регистрации загородной недвижимости и то, что газ можно провести только в зарегистрированный дом. То же самое касается страховых выплат в случае чрезвычайных ситуаций и компенсации стоимости недвижимости при изъятии земельных участков для государственных нужд – они бесспорны, только если недвижимость официально зарегистрирована.

Регистрируйте недвижимость и получайте бонусы!

Как открыть, закрыть или переоформить финансово-лицевой счет

1. Что такое финансово-лицевой счет?

Финансово-лицевой счет (ФЛС) — лицевой счет, в котором отражаются суммы начисленной и фактической оплаты жилого помещения по жилищно-коммунальным и иным услугам, предоставляемые из бюджета субсидии и льготы (при наличии) и другая информация .

Оформляется на жилое помещение и содержит уникальный код плательщика (КП).

Финансово-лицевой счет открывается на жилое помещение один раз, его номер не меняется, при этом он может быть переоформлен на нового собственника/нанимателя несколько раз.

2. На кого может быть открыт финансово-лицевой счет?

Лицевой счет открывается на жилое помещение, однако, в соответствии с пунктом 2 статьи 153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги с момента заключения соответствующего договора или на основании другого правоустанавливающего документа несут:

  • наниматель жилого помещения по договору социального найма;
  • арендатор помещения государственного или муниципального жилищного фонда;
  • наниматель по договору найма жилого помещения государственного или муниципального фонда;
  • член ЖК с момента предоставления жилого помещения;
  • собственник с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 ЖК РФ, о внесении платы за капитальный ремонт;
  • лицо, принявшее от застройщика после получения им разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту.

Таким образом, лицевой счет может быть оформлен на кого-то из этих лиц.

3. Как открыть финансово-лицевой счет?

Открыть финансово-лицевой счет необходимо, если вы стали собственником нового объекта, например квартиры в новостройке. В том числе, это необходимо сделать, если вы получили квартиру в новостройке в рамках программы реновации.

Порядок действий перед открытием финансово-лицевого счета:

  • получить паспорт на счетчики электроэнергии и оформить акт их ввода в эксплуатацию у поставщика электроэнергии. Сделать это и договориться о времени визита специалиста можно в вашей управляющей компании в центре информирования по переселению вашего дома, если вы переезжаете в рамках программы реновации. Совместно с представителями управляющей организации нужно зафиксировать показания счетчиков воды в акте снятия показаний счетчиков. Согласовать время визита можно через единую диспетчерскую службу по номеру горячей линии: +7 (495) 539-53-53. Найти свою управляющую организацию можно на сайте «Дома Москвы»;
  • получить паспорта на счетчики воды и отопления (при их наличии) и оформить акт их ввода в эксплуатацию в управляющей организации;
  • открыть лицевой счет на получение услуг электроэнергии у поставщика электроэнергиии, при необходимости, заключить договоры с поставщиками услуг интернета и телефонной связи. Счета на получение услуг водоснабжения и отопления отдельно открывать не нужно;
  • заключить договор управления многоквартирным домом с управляющей компанией.

Для открытия лицевого счета понадобятся следующие документы:

  • паспорта всех собственников и зарегистрированных в жилом помещении;
  • свидетельство о праве собственности и/или выписка из ЕГРН;
  • акт приема-передачи квартиры;
  • акт снятия показаний счетчиков.

Обратиться с ними вы можете в районный центр госуслуг «Мои документы» или в вашу управляющую компанию, найти ее можно на сайте «Дома Москвы».

4. Как закрыть финансово-лицевой счет?

Процедура закрытия финансово-лицевого счета может понадобиться вам, если ваш дом сносят в рамках программы реновации. Во всех остальных случаях (купля-продажа вторичного жилья) используется переоформление счета.

По сути, при переезде в рамках реновации закрывается не финансово-лицевой счет, а счета на жилищно-коммунальные (в том числе электроэнергию) и иные услуги. Перед этим вам необходимо совместно с представителями управляющей организации зафиксировать показания счетчиков воды и электроэнергии в акте снятия показаний счетчиков. Для этого нужно лично обратиться в управляющую организацию, чтобы договориться о времени визита специалиста. Найти свою управляющую организацию можно на сайте «Дома Москвы».

Читайте также  Если исполняющий обязанности в командировке переназначить полномочия

Затем вам необходимо передать ключи от квартиры представителю управляющей организации. Согласовать время визита можно через единую диспетчерскую службу по номеру горячей линии: +7 (495) 539-53-53.

Следующими шагами станут передача показаний счетчиков и оплата всех счетов за жилищно-коммунальные услуги. Сразу после этого нужно закрыть счета:

  • на жилищно-коммунальные услуги — в вашу управляющую компанию, найти ее можно на сайте «Дома Москвы»;
  • на электроэнергию — у поставщика электроэнергии.

В случае наличия переплаты за жилищно-коммунальные услуги необходимо обратиться в управляющую организацию, а за электричество — к поставщику электроэнергии.

В случае отказа от оплаты задолженность за жилищно-коммунальные услуги может быть взыскана в судебном порядке управляющей организацией, а за электроэнергию — поставщиком электроэнергии.

Для закрытия лицевого счета вам понадобятся:

  • акт снятия показаний счетчиков (при наличии счетчиков в старой квартире);
  • справка о сдаче ключей от старой квартиры или акт приема-передачи старой квартиры.

5. Как переоформить финансово-лицевой счет?

При покупке квартиры на вторичном рынке или в других случаях перехода права собственности, а также при заключении договора пользования жилым помещением вам понадобится процедура переоформления финансово-лицевого счета. Сделать это необходимо, чтобы все коммунальные платежи приходили на имя нового собственника/пользователя, соответственно, на момент переоформления у вас должно быть оформлено право собственности / заключен договор пользования жилым помещением.

Чтобы оформить счет на себя, нужно обратиться в районный центр госуслуг «Мои документы» или в управляющую организацию, найти ее можно на сайте «Дома Москвы». Вам понадобятся следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт;
  • свидетельство о собственности / выписка из ЕГРН;
  • документ-основание для приобретения права собственности (например, договор купли-продажи, дарения), если квартира принадлежит вам на праве собственности;
  • договор найма, социального найма или аренды (то есть документ, подтверждающий право проживания на данной жилой площади), если квартира в найме/соцнайме.

Льгота

Для того чтобы использовать льготу при оплате за электроэнергию, ее необходимо оформить/продлить/переоформить в АО «Мосэнергосбыт» одним из удобных способов:

  • В Едином личном кабинете клиента во вкладке «Льготы» (с прикреплением необходимых документов);
  • Воспользоваться терминалом видеосвязи (Автоматизированная система «Видеоконсультант») с оператором Контактного центра, установленным в МФЦ. Часы работы: Пн-Пт с 08:30 до 20:00.
  • В любом отделении АО «Мосэнергосбыт».

В качестве заявителей могут выступать физические лица, проживающие в городе Москве и обладающие правом на льготы по оплате за электроэнергию в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации или города Москвы, и обратившиеся с заявлением. Интересы заявителей, могут представлять законные представители заявителей или иные лица, уполномоченные заявителем в установленном порядке.

В соответствии с законодательством РФ льготы по оплате электроэнергии предоставляются гражданам не более чем на одну квартиру (жилое помещение).

Для оформления льготы необходимо представить следующие документы:

  • Документ удостоверяющий личность заявителя (Паспорт);
  • Пенсионное удостоверение (для отдельных категорий граждан);
  • Документы, подтверждающие право заявителя и (или) членов его семьи на льготу по оплате за электроэнергию (Паспорт, свидетельство о рождении, справку МСЭ, удостоверение «Ветеран труда», справку, выдаваемую органами опеки и попечительства или руководителем воспитательного учреждения и т.д.);
  • Страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
  • Единый Жилищный Документ;
  • Текущие показания счетчика (на день обращения);
  • Документ, удостоверяющий личность представителя заявителя;
  • Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае обращения представителя заявителя (при обращении лица, уполномоченного заявителем в установленном порядке, — доверенность в простой письменной форме либо нотариально удостоверенная доверенность или доверенность, приравненная к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации)

Все документы должны быть представлены в оригинале или копии.

Обращаем Ваше внимание, что для получения льготы по категории многодетная семья предоставление выше указанных документов не требуется. Льгота оформляется на основании документа, удостоверяющего личность заявителя. Право на получение льготы в данном случае подтверждается на основании запроса сотрудника АО «Мосэнергосбыт», направляемого к информационной системе Общегородского регистра получателей мер социальной поддержки.

Ознакомиться с перечнем льготных категорий можно в Постановлении:

—>

Порядок уведомления, ограничения и возобновления режима потребления электрической энергии

На основании действующих Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. n 442, с учетом внесённых изменений (далее – Правила) гарантирующим поставщиком предусмотрено осуществление следующих действий:

Порядок введения ограничения/возобновления режима потребления электрической энергии

В соответствии с п.2. Правил ограничение режима потребления вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств:

а) получение законного требования судебного пристава-исполнителя о введении ограничения режима потребления;

б) нарушение потребителем своих обязательств, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности);

г) выявление факта бездоговорного потребления электрической энергии;

д) выявление ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя, которое установлено гарантирующим поставщиком, заключившим с этим потребителем в случаях, предусмотренных Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее — Основные положения ), договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) при отсутствии документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности;

е) поступление от потребителя заявления о введении в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики ограничения режима потребления в случае, если у потребителя отсутствует техническая возможность самостоятельного ограничения режима потребления;

ж) окончание срока, на который осуществлялось технологическое присоединение с применением временной схемы электроснабжения, или возникновение основания для его досрочного прекращения;

з) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;

и) необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя, или необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (объектах электросетевого хозяйства иных владельцев) либо на объектах по производству электрической энергии в случае, если проведение этих работ невозможно без ограничения режима потребления.

(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 24.05.2017 N 624)

В соответствии с п.6. Правил в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, не имеющего в отношении этих устройств и (или) объектов акта согласования технологической и (или) аварийной брони и не относящегося к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, вводится полное ограничение режима потребления по всем точкам поставки, указанным в договоре энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), не ранее чем по истечении 10 дней после дня уведомления указанного потребителя о введении полного ограничения режима потребления

Читайте также  Добровольная установление отцовства не биологическому отцу

В соответствии с п.7. Правил Потребитель, в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики которого вводится ограничение режима потребления, обязан осуществить самостоятельно полное ограничение режима потребления указанными энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики на дату, которая указана в уведомлении об ограничении режима потребления.

Самостоятельное ограничение режима потребления должно быть осуществлено до 12 часов дня, соответствующего дате, указанной в уведомлении о введении ограничения режима потребления.

Введение соответствующего ограничения режима потребления исполнителем (субисполнителем) со своих объектов электросетевого хозяйства не отменяет обязанности потребителя выполнить требование о самостоятельном ограничении режима потребления.

Инициатор введения ограничения и исполнитель (субисполнитель) вправе присутствовать при осуществлении потребителем самостоятельного ограничения режима потребления и снять показания приборов учета потребителя на дату и время введения ограничения режима потребления.

(п. 7 в ред. Постановления Правительства РФ от 24.05.2017 N 624)

7(1). Инициатор введения ограничения (исполнитель, субисполнитель), присутствующий при осуществлении потребителем самостоятельного ограничения режима потребления, вправе зафиксировать показания приборов учета и (или) выполнение (невыполнение) потребителем действий по самостоятельному ограничению режима потребления посредством составления акта о введении ограничения режима потребления.

7(2). В случае необеспечения исполнителю (субисполнителю, инициатору введения ограничения) потребителем доступа к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики, приборам учета при осуществлении этим потребителем действий по самостоятельному ограничению режима потребления исполнитель (субисполнитель, инициатор введения ограничения) составляет акт о необеспечении доступа.

В соответствии с п.19. Правил возобновление подачи электрической энергии или прекращение процедуры введения ограничения режима потребления с учетом положений пункта 19(2) Правил осуществляется после устранения потребителем оснований для введения ограничения режима потребления не позднее чем через 24 часа со времени получения инициатором введения ограничения уведомления об устранении потребителем оснований для введения ограничения режима потребления.

В соответствии с п.20. инициатор введения ограничения, являющийся гарантирующим поставщиком, энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией или производителем электрической энергии на розничном рынке, вправе потребовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке с потребителя, в отношении которого было введено ограничение режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте «б» пункта 2 Правил, компенсации понесенных расходов, связанных с оплатой действий исполнителя (субисполнителя) по введению ограничения режима потребления такого потребителя и возобновлению подачи электрической энергии, а также с совершением им действий, предусмотренных Правилами.

Порядок уведомления потребителя о введении ограничения режима потребления электрической энергии

Согласно требованиям, предусмотренным п.8. Правил Уведомление потребителя о введении ограничения режима потребления осуществляется способом, определенным договором энергоснабжения, договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), в том числе

посредством направления короткого текстового сообщения (далее — смс-сообщение) на номер мобильного телефона, указанный в соответствующем договоре для направления потребителю уведомления о введении ограничения режима потребления,

посредством направления сообщения на адрес электронной почты, указанный в соответствующем договоре для направления потребителю уведомления о введении ограничения режима потребления,
посредством публикации на официальном сайте инициатора введения ограничения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), зарегистрированном в качестве средства массовой информации,
посредством включения текста уведомления в счет на оплату потребленной электрической энергии (мощности), оказанных услуг по передаче электрической энергии и (или) услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а если указанными договорами ни один из данных способов не определен,
посредством опубликования в периодическом печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, или любым позволяющим подтвердить доставку указанного уведомления способом.

В случае если иное не предусмотрено договором энергоснабжения, договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), уведомление потребителя о введении ограничения режима потребления посредством направления смс-сообщения на номер мобильного телефона, указанный в соответствующем договоре, считается доставленным, а потребитель надлежащим образом уведомленным в день направления повторного смс-сообщения при условии, что инициатор введения ограничения направил потребителю повторное смс-сообщение в течение 2 дней, но не ранее истечения 24 часов со времени направления первого смс-сообщения.

В случае если иное не предусмотрено договором энергоснабжения, договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), уведомление потребителя о введении ограничения режима потребления, направленное по телекоммуникационным каналам связи в электронной форме с использованием электронной подписи, считается доставленным, а потребитель надлежащим образом уведомленным в день направления повторного уведомления при условии, что инициатор введения ограничения направил потребителю повторное уведомление в течение 2 дней, но не ранее истечения 24 часов со времени направления первого уведомления.

В случае уведомления потребителя о введении ограничения режима потребления посредством публикации на официальном сайте инициатора введения ограничения в сети «Интернет» или посредством опубликования в периодическом печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, потребитель считается надлежащим образом уведомленным о введении ограничения режима потребления в день публикации соответствующего уведомления.

Потребитель уведомляется о введении ограничения режима потребления однократно.

(п. 8 в ред. Постановления Правительства РФ от 24.05.2017 N 624)

По факту выявления бездоговорного или безучетного потребления.

В соответствии с требованием, предусмотренным п.192 Основных положений, по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес:

гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление;

лица, осуществившего бездоговорное потребление.

В соответствии с требованием, предусмотренным п.196 Основных положений Лицо, осуществившее бездоговорное потребление, обязано оплатить счет для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления в течение 10 дней со дня получения счета.

При отказе лица, осуществившего бездоговорное потребление, от оплаты указанного счета стоимость электрической энергии в объеме бездоговорного потребления взыскивается с такого лица сетевой организацией в порядке взыскания неосновательного обогащения на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии и счета для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления.

Согласно требованиям, предусмотренным п.24. Правил введение полного ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, не имеющего в отношении этих устройств и (или) объектов акта согласования технологической и (или) аварийной брони и не относящегося к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, либо частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии и имеющего в отношении этих устройств и (или) объектов акт согласования технологической и (или) аварийной брони, в котором указана величина технологической брони, либо частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии и относящегося к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и который имеет в отношении этих устройств и (или) объектов акт согласования технологической и (или) аварийной брони, в котором не указана величина технологической брони, осуществляется незамедлительно по выявлении факта бездоговорного потребления.

Читайте также  Проверка компенсации по полису обчзательного страхования

Соответствующее ограничение при необходимости проведения дополнительных мероприятий вводится не позднее 3 дней после дня выявления факта бездоговорного потребления, а если бездоговорное потребление выявлено в отношении лица, потребляющего электрическую энергию, которым или в интересах которого заключен с энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, у которой отсутствует право распоряжения электрической энергией, поставляемой такому лицу, и исполняется договор, обеспечивающий поставку ему электрической энергии (мощности), — по истечении 30 дней после дня получения таким лицом уведомления сетевой организации, содержащего указание на отсутствие у энергосбытовой (энергоснабжающей) организации права распоряжения электрической энергией в соответствующих точках поставки по договору.

Законно ли начислять плату за коммунальные услуги на не прописанных жильцов

Во-первых, хозяин жилья (собственник или наниматель по договору социального найма, наниматель служебной квартиры) в большинстве случаев сейчас оплачивает коммунальные услуги по показаниям приборов учета. В этом случае не имеет значения, сколько человек зарегистрированы в квартире по месту проживания (постоянно) или по месту пребывания (временно). Временная регистрация граждан в квартире обязательна, если они проживают в помещении свыше 90 суток, поясняет заместитель гендиректора Ассоциации «ЖКХ и городская среда» Дмитрий Гордеев. Но если в квартире нет приборов учета холодной и горячей воды, электроэнергии или бытового газа, то оплата коммунальных услуг происходит по нормативам потребления. В этом случае нормативы умножаются на количество проживающих граждан, и не обязательно зарегистрированных. Помимо начисления платы за коммунальные услуги на постоянно или временно зарегистрированных граждан плата должна начисляться на временных жильцов (гостей, например), которые проживают в квартире более 5 суток. Это требование Правил предоставления коммунальных услуг. Делать «прописку» временным жильцам, проживающим менее 90 дней, не обязательно, но нужно сообщить о гостях в управляющую организацию или ТСЖ. Таких «лишних» жителей учтут при начислении платы за коммунальные услуги. Если в квартире нет индивидуальных приборов учета, то исходя из количества проживающих делают расчет платы за газ, холодную и горячую воду, водоотведение, электроэнергию. Иногда могут пересчитать и плату за вывоз мусора (в некоторых регионах ее начисляют по количеству жильцов, в других — исходя из площади жилья).

Если хозяин квартиры, в которой нет индивидуальных приборов учета, не сообщил в срок о своих гостях или арендаторах, то соседи или управляющая организация могут составить акт о проживании этих жильцов. Порядок составления этого акта определен в п.56(1) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением правительства №354 от 6 мая 2011 года. Если владелец квартиры отказывается подписать акт, то его могут подписать представитель управляющей или ресурсоснабжающей организации, двое соседей и член совета многоквартирного дома (либо председатель ТСЖ или ЖСК). Затем этот акт передается в органы внутренних дел. В дальнейшем на основании акта управляющая организация или ТСЖ могут начислять плату за коммунальные услуги, исходя из уточненного количества проживающих граждан. Причем датой начала проживания временных жильцов, о которых не сообщил владелец квартиры, считается первое число месяца, в котором был составлен акт.

Направление акта в органы внутренних дел обусловлено тем, что помимо нарушения порядка оплаты коммунальных услуг высока вероятность нарушения правил регистрации граждан по месту жительства и пребывания. Однако на практике, отмечает Гордеев, и работникам управляющей организации, и председателю ТСЖ, и полицейскому будет очень сложно доказать, что эти люди действительно живут в квартире больше пяти дней (доказывать придется при споре, если недовольный собственник обратится, например, в суд, в госжилинспекцию или в прокуратуру). Если это и удается сделать, то обычно лишь благодаря честному признанию самих «временных» жильцов или неопровержимым доказательствам.

«На самом деле такие незафиксированные жители приносят убытки не управляющей организации или ТСЖ, а своим соседям. Если в квартире без счетчиков воды зарегистрирован один человек, а проживает пятеро, то, например, вода, которую израсходовали эти неучтенные люди, арифметически оплачивается как вода, которая была израсходована на содержание общего имущества в доме. Плата за нее распределяется пропорционально на всех добросовестных владельцев квартир в доме», — уточняет Гордеев.

Есть еще один случай применения нормативов потребления, исходя из количества человек. На этот раз без доказывания факта проживания. Согласно пункту 56(2) Правил коммунальных услуг при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Один собственник — значит один норматив, пять собственников — пять соответствующих нормативов.