Какое ведомство регистирует по месту жительства

Как оформить регистрацию по месту жительства в Москве

1. В чем разница между регистрацией по месту жительства и регистрацией по месту пребывания?

Место жительства — это жилье, в котором человек проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), по договору найма специализированного жилого помещения или на каких-либо других основаниях постоянно (преимущественно). Место пребывания — это, соответственно, жилье, которое человек занимает на тех же основаниях, но временно.

О смене места жительства нужно сообщать в орган ГУВМ МВД в течение 7-ми дней. Регистрацию по месту пребывания необходимо оформлять только в том случае, если вы планируете жить на новом месте более 90 дней.

Регистрация, как по месту жительства, так и по месту пребывания, производится в срок от 3-х до 8-ми дней в зависимости от способа подачи документов.

2. Нужно ли согласие других жильцов, чтобы зарегистрироваться по месту жительства?

Если речь идет о жилье, которое находится в частной собственности, и вы — его собственник (или собственник доли в нем), вам не нужно получать ничье согласие. Если вам не принадлежит даже доля в помещении, вы можете зарегистрироваться в нем по месту жительства только с согласия всех собственников. Согласие собственников выражается на личном приеме в регистрирующих органах письменно. Если у собственника нет возможности присутствовать лично, он может оформить нотариально заверенное согласие.

Если вы наниматель жилья, которое находится в государственной или муниципальной собственности, по договору найма, социального найма или безвозмездного пользования, вам также не нужно получать согласие других нанимателей. Если же вы не указаны в договоре найма, социального найма или безвозмездного пользования, зарегистрироваться в жилом помещении по месту жительства вы можете только в случаях:

  • если вы ребенок (до 14 лет) нанимателя помещения;
  • если вы являетесь другим членом семьи нанимателя и против вашей регистрации не возражают все участники договора найма, социального найма или безвозмездного пользования и наймодатель (в лице Департамента городского имущества Москвы).

Согласие членов семьи нанимателя предоставляемого вам жилья (достигших 14 лет) выражается на личном приеме письменно. Если нет возможности присутствовать лично, согласие можно заверить нотариально. Также необходимо будет заключить дополнительное соглашение к договору найма.

3. Какие нужны документы?

Чтобы зарегистрироваться по месту жительства, вам понадобятся:

  • документ , удостоверяющий личность;
  • заявление о регистрации по месту жительства (по форме № 6, заполняется на личном приеме или онлайн на портале государственных услуг Российской Федерации);
  • документ , являющийся основанием для проживания по указанному адресу (свидетельство о праве собственности на жилплощадь, в случае если вы являетесь ее владельцем (совладельцем); заявление человека, предоставляющего жилье; договор найма, социального найма; решение суда о признании права пользования жилым помещением).
  • акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (при установлении опеки или попечительства).

Чтобы зарегистрировать по месту жительства несовершеннолетнего ребенка до 14 лет, одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства законному представителю понадобятся:

  • свидетельство о рождении ребенка, не достигшего 14 лет;
  • документы, удостоверяющие личности законных представителей;
  • акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (при установлении опеки или попечительства) — в случае необходимости.

Владельцу жилья или нанимателю (если вы не владелец или не указаны в договоре найма) в свою очередь понадобятся:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, подтверждающий право на владение этим жильем.

4. Куда подавать заявление?

Подать документы для регистрации по месту жительства можно:

  • онлайн, через портал государственных услуг Российской Федерации;
  • в центре госуслуг «Мои документы» того района, где находится жилье;
  • в управляющей компании вашего дома, если она предоставляет услуги паспортного стола.

Жители Троицкого и Новомосковского административных округов могут записаться на подачу документов в МФЦ, воспользовавшись услугой на mos.ru.

Если вы подаете документы лично, вам придется приходить дважды: сначала подать документы, потом получить. В первый визит, для подачи документов, придется прийти и вам, и тем, кто предоставляет жилье (если вы не собственник). Второй раз, для получения паспорта с проставленным в нем штампом о регистрации по месту жительства можете прийти только вы.

Если вы подадите заявление онлайн, вам в течение 3-х дней придет приглашение на проставление печати о регистрации по месту жительства в паспорте. Прийти придется как вам, так и тем, кто предоставляет вам жилплощадь. При себе нужно будет иметь:

  • документы, удостоверяющие личность;
  • документ, подтверждающий право на владение этим жильем;
  • документ, являющийся основанием для вашего проживания по указанному адресу.

Если жилье находится в государственной или муниципальной собственности, и вы не являетесь нанимателем, для регистрации по месту жительства понадобится сначала заключить дополнительное соглашение к договору найма.

5. Как оформить регистрацию для ребенка?

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей.

Для регистрации детей, не достигших 14 лет, и недееспособных граждан согласие собственников жилья не требуется. Соответственно, их присутствие во время подачи документов не нужно. Регистрация осуществляется по месту проживания родителей (одного из родителей), усыновителей или опекунов по заявлению одного из них. Если второй законный представитель ребенка зарегистрирован по месту жительства по другому адресу, потребуется его согласие.

Регистрация детей старше 14 лет производится на общих основаниях.

Отметка о регистрации детям до 14 лет в документ, удостоверяющий личность, не ставится. Вместо этого выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.

6. Как оформить регистрацию студенту и военнослужащему?

  • по месту жительства — на общих основаниях (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву);
  • по месту пребывания — при наличии отпускного билета или командировочного удостоверения (если срок отпуска или командировки превышает 90 суток).

Военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей.

Студенты очной формы обучения, получающие среднее профессиональное и высшее образование и проживающие в общежитиях, для регистрации по месту пребывания должны обращаться к уполномоченному должностному лицу учебного заведения. Сделать это нужно в течение трех дней со дня предоставления места в общежитии.

7. Какие документы можно оформить одним пакетом при смене места жительства в центрах госуслуг?

В центрах госуслуг «Мои документы» можно одним пакетом оформить документы и получить услуги, необходимые при смене места жительства:

  • резидентное разрешение на парковку;
  • внесение изменений в документы воинского учета (для военнообязанных);
  • оформление субсидии на оплату ЖКУ;
  • предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи (для тех, кто относится к соответствующей категории льготников);
  • расчет или перерасчет платежей за ЖКУ;
  • прием заявлений о запросе выплатного (пенсионного) дела (для получателей пенсии);
  • прием заявлений о доставке пенсии (для получателей пенсии);
  • прием заявлений на предоставление льготы по налогу на имущество физических лиц, земельному и транспортному налогам от физических лиц (для тех, кто относится к соответствующей категории льготников).

Обратите внимание, перечисленные услуги станут доступны только после получения паспорта с отметкой о регистрации.

Подробнее об оформлении документов одним пакетом можно узнать на официальном сайте центров госуслуг «Мои документы» или по телефону Единой справочной службы Москвы: +7 (495) 777-77-77.

8. В каких домах нельзя зарегистрироваться?

Если квартира находится в доме, который определен под снос, зарегистрироваться в ней невозможно. Регистрационный учет прекращается после выхода постановления Правительства Москвы о сносе того или иного дома.

ТП УФМС России

Информируем собственников (нанимателей) жилых помещений, что постановлением Правительства РФ от 15 августа 2014 г. N 809 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 17.07.1995г № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».

Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, являются территориальные органы Федеральной миграционной службы.

Обращаем ваше внимание на то, что ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации являются лица, предусмотренные перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (далее — лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов), а именно:
1. Должностные лица органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда.
2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации.
3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами.
4. Уполномоченные должностные лица многофункциональных центров оказания государственных (муниципальных) услуг.

Читайте также  Сроком хранения является период

П.8 Нарушение требований настоящих Правил влечет за собой ответственность граждан, нанимателей (собственников) жилых помещений, должностных лиц и лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Статья 19.15.2. КоАП РФ) Нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении)

П.3 Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий этого гражданина.
Фиктивной регистрацией гражданина по месту пребывания или по месту жительства является регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства на основании предоставления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

П.12. Органы регистрационного учета не позднее 3 рабочих дней со дня получения ими от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, за исключением случаев, предусмотренных абзацами пятым, шестым и девятым пункта 9 настоящих Правил, регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, в установленном порядке и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания.

П.30. Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, по истечении сроков, указанных в их заявлениях о регистрации по месту пребывания.
При досрочном убытии гражданина из жилого помещения, не являющегося его местом жительства, этот гражданин либо лицо, предоставившее ему жилое помещение для временного проживания, обращается с заявлением в произвольной форме о снятии его с регистрационного учета по месту пребывания с указанием даты убытия (если такая дата известна) либо направляет заявление почтовым отправлением или через Единый портал в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.
Собственник (наниматель) жилого помещения в случае получения уведомления о регистрации по месту пребывания гражданина, которому он не давал согласие на временное проживание, может подать заявление в произвольной форме об аннулировании этому гражданину регистрации по месту пребывания в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.
Снятие с регистрационного учета по месту пребывания граждан, которым отказано территориальными органами Федеральной миграционной службы в признании вынужденными переселенцами, осуществляется на основании принятого этими органами решения об отказе в признании вынужденными переселенцами.
Снятие гражданина с регистрационного учета по месту пребывания производится органами регистрационного учета в случае выявления факта фиктивной регистрации такого гражданина по месту пребывания в жилом помещении, не являющемся местом его жительства, в котором этот гражданин зарегистрирован, — на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном Федеральной миграционной службой.

П.31. Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае:
а) изменения места жительства — на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в 3-дневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета;
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.08.2002 N 599, от 11.11.2010 N 885)
б) призыва на военную службу — на основании сообщения военного комиссариата;
в) осуждения к лишению свободы или принудительным работам — на основании вступившего в законную силу приговора суда;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.08.2014 N 809)
г) признания безвестно отсутствующим — на основании вступившего в законную силу решения суда;
д) смерти или объявления решением суда умершим — на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;
е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением — на основании вступившего в законную силу решения суда;
ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации — на основании вступившего в законную силу решения суда;
з) изменения гражданином, указанным в пункте 26(1) настоящих Правил, маршрутов кочевий, в результате которого такие маршруты стали проходить за границами муниципального района, по адресу местной администрации поселения которого он зарегистрирован по месту жительства, — на основании заявления гражданина в письменной форме с приложением документа, подтверждающего ведение гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни;
(пп. «з» введен Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 312)
и) прекращения гражданином, указанным в пункте 26(1) настоящих Правил, кочевого и (или) полукочевого образа жизни — на основании заявления гражданина в письменной форме;
(пп. «и» введен Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 312)
к) выявления факта фиктивной регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, в котором этот гражданин зарегистрирован, — на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном Федеральной миграционной службой.
(пп. «к» введен Постановлением Правительства РФ от 15.08.2014 N 809)

П.32. При снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства по основаниям, предусмотренным подпунктами «в» — «ж» и «к» пункта 31 настоящих Правил, соответствующие документы могут быть представлены заинтересованными физическими и юридическими лицами.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.08.2014 N 809)
При этом, в случае если заинтересованным физическим или юридическим лицом не представлено свидетельство о смерти, орган регистрационного учета запрашивает информацию о государственной регистрации смерти в органах записи актов гражданского состояния в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.10.2011 N 869)

П.35. В случае непредставления гражданином в орган регистрационного учета для регистрации по месту пребывания или по месту жительства заявления по установленной форме и иных документов в срок, установленный законодательством Российской Федерации, наниматель (собственник) жилого помещения, в котором проживает гражданин, по истечении установленного законодательством Российской Федерации срока уведомляет в течение 3 рабочих дней орган регистрационного учета о проживании гражданина в указанном жилом помещении по форме согласно приложению.

П.36. Наниматель (собственник) жилого помещения вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте проживания гражданина без регистрации при личном обращении, по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал.

П.37. Нарушение срока уведомления органа регистрационного учета о проживании гражданина без регистрации влечет за собой ответственность нанимателя (собственника) жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.»

Какое ведомство регистирует по месту жительства

ВОЕННОЕ ПРАВО

Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.

АРМИЯ РОССИИ

СМИ «Обозник». История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих

Регистрация военнослужащих по месту жительства по адресам воинских частей и ее юридическое значение

В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Согласно нормам ст. 1 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. N 5242-I ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона. Военнослужащие как особая категория государственных служащих, выполняющая важную государственную функцию по обеспечению вооруженной защиты государства, по своему статусу, закрепленному в законодательстве*(1), ограничиваются в праве на свободу передвижения и выбора места жительства или пребывания, так как их место жительства или место пребывания определяются интересами обороны государства и зависят от места прохождения военной службы.

Читайте также  Страхование от смерти

Тем не менее, в соответствии с законодательными нормами все граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, предписывают всем гражданам в семидневный срок с момента прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам для регистрации.

Однако регистрация по месту жительства — это не только обязанность. Хотя законодатель и установил, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, многие права и свободы, вытекающие, например, из договоров или нормативных правовых актов, ставятся в зависимость от наличия регистрации по месту жительства или по месту пребывания*(2). Такие права в большинстве своем не могут быть ограничены статусом военнослужащего и должны осуществляться свободно. Поэтому законодатель предусмотрел гарантию для военнослужащих иметь возможность исполнять законные обязанности и полноценно использовать свои права и свободы. Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих-граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.

Последнее время в федеральном органе исполнительной власти, в котором автор настоящй статьи проходит военную службу, широкую практику получили обращения военнослужащих по команде о регистрации их по месту жительства по адресам воинских частей. Неправомерность большинства таких обращений побудила автора к написанию настоящей статьи. Необходимо обратить внимание на то, что норма п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» содержит в себе ряд условий, при одновременном наступлении которых должна осуществляться регистрация по адресам воинских частей.
Во-первых, регистрация военнослужащих по месту жительства по адресам воинских частей предусмотрена при прибытии военнослужащего к новому месту военной службы. Теоретически можно предположить, что военнослужащие, заключающие первый контракт о прохождении военной службы и прибывающие для прохождения военной службы к первому (но не новому) месту военной службы, лишены возможности зарегистрироваться по месту жительства по адресам воинских частей. Однако здесь следует учитывать, что граждане до поступления на военную службу уже обязаны иметь регистрацию по месту жительства, и практика показывает, что нет таких лиц, которые заключали контракт о прохождении военной службы, не имея при этом регистрации по месту жительства. Возможно, что у такого военнослужащего имеется регистрация в другом населенном пункте, отличном от места дислокации воинской части, но в этом случае необходимо регистрироваться по месту пребывания по адресу воинской части.
Косвенным подтверждением необходимости выполнения первого условия для регистрации военнослужащих по месту жительства по адресам воинских частей может послужить вывод, сделанный в определении Ленинградского окружного суда от 25 октября 2010 г. N 795-КГ по делу о рассмотрении кассационной жалобы воинского должностного лица на решение Великоновгородского гарнизонного военного суда от 8 сентября 2010 г. по заявлению майора Н.
Суд указал следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по установленным нормам регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Именно указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Следовательно, гарантия предоставления жилых помещений либо, в случае их отсутствия, выплаты компенсации за наем (поднаем) жилых помещений предоставляется только военнослужащим и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих.

Следует обратить более пристальное внимание на второе условие для осуществления регистрации — наличие необходимости обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, которое следует из того, что военнослужащие регистрируются до получения жилых помещений по установленным нормам. Такая необходимость может быть установлена и закреплена только путем признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении (в том числе и служебном), постановки его на соответствующий учет уполномоченным органом. Этим действиям непременно должна предшествовать процедура проверки жилищных условий военнослужащего и членов его семьи для установления наличия или отсутствия оснований для жилищного обеспечения.
В совокупности оба названных условия дают право военнослужащему совместно с членами его семьи зарегистрироваться по месту жительства по адресу воинской части. В то же время часто возникают такие ситуации, когда военнослужащие прибывают к новому месту службы, где жильем они обеспечены и регистрируются по месту жительства. Оснований для их жилищного обеспечения не имеется и соответственно регистрации по адресу воинской части также. Но впоследствии по различным причинам у них ухудшаются жилищные условия и появляются основания для жилищного обеспечения. Могут ли в таком случае военнослужащие зарегистрироваться по месту жительства по адресу своей воинской части, если первое условие — прибытие к новому месту военной службы, наступило не одновременно со вторым условием? Можно сказать, что складывается противоречивая ситуация, когда одни «бесквартирные» военнослужащие могут быть зарегистрированы по месту жительства по адресам воинских частей, а другие «бесквартирные» не могут, так как не прибывали к новому месту службы, хотя обе категории равны по своему социальному положению. Однако здесь необходимо учитывать те обстоятельства, которые привели к созданию негативной жилищной ситуации.

Среди военнослужащих укрепилось неправомерное и необоснованное понимание института регистрации по адресу воинской части как инструмента для последующего жилищного обеспечения, как основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях. Считается, что такая регистрация ведет к автоматическому принятию на учет в качестве нуждающихся в жилищном обеспечении, а не наоборот, как видится автору настоящей статьи, признание нуждающимся порождает обязанность зарегистрировать военнослужащего по месту жительства по адресу воинской части при отсутствии у него жилых помещений, пригодных для проживания, и при соответствующем волеизъявлении. Утвердившись во мнении о неизбежности предоставления жилья в случае наличия штампа в паспорте с юридическим адресом воинской части, военнослужащие начинают «натягивать» свои жилищные условия на основания для признания их не имеющими жилых помещений. Самая распространенная схема превращения в «бумажных» бомжей довольно проста: жилое помещение, находящееся в собственности, передается супругу(е) или какому-нибудь родственнику, затем оформляется развод или иное прекращение семейных отношений, а после в судебном порядке собственник выселяет военнослужащего как бывшего члена семьи из жилого помещения со снятием с регистрационного учета по месту жительства. При этом, некоторыми органами регистрационного учета во время снятия с регистрации выдаются листки убытия с необоснованной отметкой о том, что гражданин убывает с предыдущего места жительства к месту прохождения военной службы, что дает военнослужащим веские основания утверждать, что должностные лица воинской части обязаны обратиться в территориальный орган ФМС России для регистрации таких военнослужащих по месту жительства по адресу воинской части.

Автор настоящей статьи полагает, что в таких случаях военнослужащие не имеют права на регистрацию по месту жительства по адресам воинских частей, а также оснований для их жилищного обеспечения. Следует иметь в виду, что регистрация «при части» неразрывно связана с прохождением военной службы по контракту и вызвана спецификой и особенностями военной службы, а прекращение прав на жилое помещение и снятие с регистрационного учета, вытекающие из семейных, жилищных, гражданских и иных правоотношений, никаким образом не связаны со статусом военнослужащего и прохождением военной службы. Соответствующим органам военного управления необходимо отказывать таким военнослужащим в регистрации по месту жительства по адресу воинской части, а при рассмотрении вопроса о признании военнослужащего нуждающимся в жилом помещении применять норму о намеренном ухудшении жилищных условий. Такой отказ основывается на отсутствии соблюдения условия прибытия к новому месту службы и необходимости жилищного обеспечения по месту службы. Практика показывает, что многие военнослужащие сознательно занимают абсолютно пассивную позицию в процессе судопроизводства по делам об их выселении и снятии с регистрационного учета. В судебных решениях указывается, что ответчик не принял участие в заседании, либо признает исковые требования, либо не возражает против них и просит удовлетворить иск в полном объеме. Об обжаловании решений во второй инстанции речи даже не идет. Это справедливо наталкивает на мысль о намеренных действиях военнослужащих, влекущих к созданию оснований для жилищного обеспечения и регистрации по адресам воинских частей. Даже несмотря на отдельные случаи вынужденного выселения с места жительства со снятием с регистрационного учета, при котором военнослужащий употребил все возможные способы защиты своих прав, регистрация по месту жительства по адресам воинских частей обусловливается только обстоятельствами прохождения военной службы, а не иными обстоятельствами, вытекающими из гражданских, семейных, жилищных и иных правоотношений.

Возможно, проблема регистрации военнослужащих по адресам воинских частей может усугубиться тем, что с 1 января 2011 г. вступили в силу изменения в Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в соответствии с которыми заявление на регистрацию по месту жительства и иные документы могут быть представлены в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Автор настоящей статьи предлагает открыть дискуссию по теме осуществления регистрации военнослужащих по месту жительства по адресам воинских частей и приглашает других авторов высказать свои мнения по этой проблеме и поделиться опытом разрешения споров об отказе военнослужащим в регистрации по месту жительства по адресам воинских частей.

Читайте также  Будет ли повышение за выслугу лет бюджетникам

Д.Ю. Гайдин,
соискатель Московского пограничного института ФСБ России,
юрисконсульт подразделения Федеральной службы охраны Российской Федерации

«Право в Вооруженных Силах», N 2, февраль 2011 г.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ; Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ; Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237.
*(2) Например:
1) непременным условием выдачи потребительского кредита в коммерческом банке является наличие постоянной регистрации по месту жительства;
2) основанием для включения гражданина в списки избирателей является факт нахождения его места жительства на территории избирательного участка, подтверждаемый органами регистрационного учета в установленном порядке, т.е. отметка о регистрации;
3) транспортные средства регистрируются за физическими лицами по адресу, указанному в паспортах гражданина Российской Федерации или в свидетельствах о регистрации по месту жительства собственников, выдаваемых органами регистрационного учета.

Другие новости и статьи

Запись создана: Четверг, 18 Июнь 2020 в 0:31 и находится в рубриках Новости, Современность.

Можно ли прописаться через МФЦ по месту жительства: руководство к действию

Прописка, а точнее регистрация граждан по месту проживания/пребывания, это бесплатная государственная услуга. Оказывает ее Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области, однако сделать постоянную регистрацию можно в любом МФЦ региона. Оформить прописку взрослого человека и новорожденного ребенка в МФЦ удобнее всего, так как центры «Мои документы» вправе выдавать паспорта с уже измененными данными.

Схема работы обращения в МФЦ за регистрацией проста и легка, и не требует обращения в дополнительные службы и фирмы.

При обращении заявителя в МФЦ сотрудник центра проверит комплектность документов, а также убедится в том, что лицо, предоставляющее для прописки жилье, присутствует и имеет действующее удостоверение личности. Приняв бумаги, специалист заберет оригинал паспорта, взамен чего выдаст расписку, и назначит день, когда можно будет в том же МФЦ получить паспорт со штампом. Срок оказания услуги – 3 рабочих дня, однако в случае, если заявитель при обращении в МФЦ не представил документ, являющийся основанием для вселения в жилплощадь, то срок увеличится до 8 дней.

Какие нужны документы для регистрации по месту жительства через МФЦ? Гражданин может получить постоянную регистрацию в своей собственной квартире, а если ее нет, то на жилплощади, которую предоставит владелец жилища. Согласие собственника жилплощади – главное условие постановки на регистрационный учет, за исключением случаев, когда в семье есть ребенок до 14 лет. Прописка ребенка к родителям — один из случаев, когда НЕ требуется согласие собственника жилья или иных проживающих в данной квартире или доме.

Услуги регистрационного характера предоставляются через МФЦ бесплатно, госпошлину платить не нужно.

Полный комплект документов для прописки в квартире через МФЦ выглядит так:

  1. Паспорта РФ от собственника и заявителя;
  2. Заявление о регистрации по месту жительства по форме (подписывает собственник (наниматель) и гражданин), которое можно скачать и распечатать заранее, но заполнять лучше с сотрудником МФЦ во избежание ошибок;
  3. Документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение:
  • заявление лица/лиц (всех собственников), предоставившего гражданину жилое помещение;
  • решение суда о признании права пользования жилым помещением;
  • договор социального найма или найма жилого помещения государственного и муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию;
  • договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом;
  • свидетельство о регистрации права на жилое помещение;
  • решение суда о признании права пользования жилым помещением.
  1. Письменное согласие проживающих совместно с собственником/нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, если жилье не приватизированное.
  2. Домовая книга/поквартирная книга (в случае отсутствия соглашения собственника (собственников) жилого помещения с управляющей жилищным фондом организацией);
  3. Заявитель вправе предоставить адресный листок убытия формы № 7, выданный уполномоченным органом по прежнему месту жительства;

Родители должны четко знать, что после того, как они получили свидетельство о рождении ребенка, у них есть всего 7 дней, чтобы провести регистрацию. В противном случае они обязаны будут оплатить штраф. Отсутствие регистрации у ребенка не дает права получить детские пособия, оформление полиса ОМС, встать в очередь в детский сад, получить материнский капитал и другие льготы.

Напоминаем, что Оренбуржцы в будние дни с 8.30 до 20.30, а в субботу с 8.30 до 17.30 могут оформить документы по разным жизненным ситуациям в МФЦ по адресу: Шарлыкское шоссе, 1/2. Справки по телефону: 480-480.

Для справки: подать заявление на регистрацию по месту жительства заявитель может через портал госуслуг. Это займет не более 15 минут.

Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (в части приема и выдачи документов о регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации)

Для регистрации по месту пребывания:

— документ, удостоверяющий личность;
— заявление по форме в 1 экз. (ошибки и исправления не допускаются), (заявление о регистрации по месту пребывания подписывается заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении);
— документ, являющийся основанием для временного проживания в жилом помещении, права на которое не зарегистрированы в ЕГРН;
— акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (при установлении опеки или попечительства);
— письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя и всех участников долевой собственности (при необходимости, при обращении проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей), удостоверяется лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов проставлением штампа;
— договор социального найма жилого помещения заключенный в соответствии с жилищным законодательством РФ (по желанию заявителя);
— свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение (по желанию заявителя);
— выписку из ЕГРН (по желанию заявителя).

При регистрации по месту пребывания несовершеннолетних граждан со дня рождения и до достижения ими 14-летнего возраста:

— свидетельство о рождении несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста;
— паспорта законных представителей или близких родственников, находящихся вместе с несовершеннолетними гражданами, не достигшими 14-летнего возраста;
— акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (при установлении опеки или попечительства)
При регистрации по месту пребывания в общежитии граждан, обучающихся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования, одновременно с заявлением о регистрации по месту пребывания, заверенным должностным лицом организации, осуществляющей образовательную деятельность, представляется паспорт.

Для регистрации по месту жительства:

— документ, удостоверяющий личность;
— заявление по форме в 1 экз.;
— документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в ЕГРН;
— акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (при установлении опеки или попечительства);
— письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя, всех участников долевой собственности (при необходимости) удостоверяется лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов проставлением штампа;

При регистрации несовершеннолетних граждан со дня рождения и до достижения ими 14-летнего законный представитель представляет следующие документы:
— свидетельство о рождении несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста;
— паспорта законных представителей;
— акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (в случае необходимости);
— договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение, выписку из ЕГРН либо иной документ (по желанию заявителя).

Для снятия гражданина с регистрационного учета по месту пребывания:
— документ, удостоверяющий личность;
— заявление в произвольной письменной форме в 1 экз. (с указанием даты убытия (если такая дата известна));
— заявление в произвольной письменной форме об аннулировании гражданину регистрации по месту пребывания — представляется собственником (нанимателем) жилого помещения в случае получения уведомления о регистрации по месту пребывания гражданина, согласие на временное проживание которому он не давал, в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.

Для снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства:
— заявление о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы с указанием адреса выбытия;
— документ, удостоверяющий личность (свидетельство о рождении несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста.

Прием документов осуществляется по месту нахождения жилого помещения.