Когда трудовая инспекция стала рострудом

Запущен портал «Онлайнинспекция.рф», или Диалог и труд все перетрут

Уже больше года в нашей стране действует система «Открытое правительство», предполагающая как повышение прозрачности работы госорганов, так и упрощение процедуры оказания государственных услуг. В рамках «Открытого правительства» выделяется подсистема «Открытое министерство», предусматривающая соответствующий формат деятельности министерств и входящих в их состав федеральных служб и агентств – предоставление полной информации о своей деятельности, получение обратной связи от общества и реализация его запросов, оказание госуслуг в электронной форме, учреждение общественных советов и т. д.

Не стал исключением и Роструд – 5 ноября текущего года ведомство запустило новую уникальную интернет-систему «Онлайнинспекция.рф«, с помощью которой можно получить информационную и консультационную поддержку в сфере трудового права от специалистов ведомства, а также обратиться с жалобой. Этот принципиально новый для деятельности службы портал был разработан в рамках комплексного проекта «Открытая инспекция труда».

В день открытия ресурса заместитель руководителя Роструда Михаил Иванков презентовал проект «Онлайнинспекция.рф» в пресс-центре РИА Новости.

Надо отметить, что Роструд занимает лидирующие позиции среди федеральных государственных органов по доле «результативных» проверок. По итогам 2012 года ведомство вошло в первую пятерку наиболее результативных надзорно-контрольных органов по результатам ежегодного мониторинга Минэкономразвития России, а выявлением нарушений оканчивалось 76% проверок. Во многом это связано с тем, что Роструд проводит проверки по обращениям граждан, связанным с нарушением их трудовых прав. Однако Михаил Иванков подчеркнул, что в настоящее время перед Рострудом стоит задача кардинальным образом изменить принципы своей работы.

Более подробно о системе «Открытое правительство» и возможностях, которые она предоставляет, читайте в нашем материале «Открытое правительство: новый формат работы исполнительных органов».

В настоящее время работа контрольно-надзорных органов в стране строится по классической схеме: «Профилактика-выявление-пресечение». На сегодняшний день сохраняется противостояние инспектора и работодателя – инспектор заинтересован, прежде всего, выявлять и пресекать правонарушения, а первостепенная задача работодателя заключается в прохождении проверки с наименьшими потерями.

В то же время, некоторые западные страны уже приступили к формированию несколько иной модели контрольно-надзорной деятельности, предполагающей активное сотрудничество между государством в лице инспекторов и поднадзорными объектами. В рамках такой модели все участники этого процесса – работники, работодатели и инспекторы – преследуют общие цели соблюдения трудового законодательства. Задача перехода к такой модели работы была поставлена и Рострудом.

Цитата

Михаил Иванков, заместитель руководителя Роструда

«Мы полагаем, что уже сейчас созрела ситуация, при которой служба [Роструд. — Ред.] может и должна не только развивать инструменты взаимодействия с работниками, для того, чтобы работник мог более эффективно и оперативно получать защиту своих прав, но и выстраивать эффективные инструменты взаимодействия именно с работодателями. Это, как мы считаем, позволит нам одним из первых в стране начать переход от классической модели санкций (модели выявления правонарушений) к модели соответствия, то есть к содействию соблюдению требований законодательства о труде привлечь и работников, и работодателей. Мы полагаем, что изменятся миссия, технологии и направленность деятельности самой федеральной инспекции труда, у работников будет сформирована потребность в цивилизованных условиях труда, им будут предоставлены эффективные инструменты защиты своих трудовых прав, а работодатель должен быть переориентирован с решения задачи пройти проверку с наименьшими потерями к решению задачи активного обеспечения соблюдения трудового законодательства.»

Перед ведомством, по словам Михаила Иванкова, стоит также задача уменьшить количество невыявленных правонарушений, то есть тех правонарушений, которые неизвестны специалистам службы и о которых зачастую не догадывается работник и не знает сам работодатель.

Во многом решению этих задач будет способствовать проект «Онлайнинспекция.рф».

«Онлайнинспекция.рф» представляет собой комплекс консультативных и правовых сервисов, которые помогут и работникам, и работодателям в защите своих интересов в сфере трудовых отношений. В настоящее время портал предоставляет следующие возможности.

1. Получить руководство по решению той или иной проблемы в сфере трудовых отношений с помощью сервиса «Трудовой навигатор», включающего в себя разделы для работников и для работодателя. Раздел, адресованный работникам, включает в себя 15 инструкций по наиболее типичным и востребованным трудовым ситуациям, среди которых: «Мне не выплачена заработная плата», «Я считаю, меня незаконно привлекли к дисциплинарной ответственности», «Со мной не заключен трудовой договор в письменной форме», «Мне не оплачена сверхурочная работа» и т. д. Каждая инструкция раскрывает ряд последовательных действий, которые необходимо совершить работнику для защиты своих трудовых прав.

Раздел для работодателей пока включает в себя всего пять инструкций («При оформлении на работу», «При заполнении трудовой книжки», «При изменении условий трудового договора» и т. д.) и рассчитан в основном на малые предприятия, только начинающие свою деятельность и не имеющие возможности оплачивать работу квалифицированных специалистов в сфере кадрового дела.

Кроме того, «Трудовой навигатор» позволяет скачать образцы необходимых заявлений (в том числе в суд и в прокуратуру), поскольку нередко работники и работодатели испытывают затруднения при составлении документов в произвольной форме.

На портале посетители могут оставить свои пожелания по поводу иных трудовых ситуаций, которые должны быть включены в состав «Трудового навигатора» в первую очередь.

2. Сообщить о проблеме. Благодаря этому сервису работники могут заявить о неправомерных действиях работодателя, заполнив соответствующее заявление в электронном виде непосредственно на портале. Для этого предлагается выбрать соответствующий раздел из рубрикатора. Наиболее часто работники, уже успевшие оценить преимущества «Онлайнинспекции.рф», сталкиваются с задержками выплаты зарплаты (28 проблем), невыплатой расчета при увольнении (23 проблемы), незаконными увольнениями (11 проблем) и т.д. 1 Кроме того, активно обжалуются и иные, не поименованные в рубрикаторе прямо, нарушения трудовых прав (24 проблемы).

Обязательным условием направления жалобы является предоставление информации о заявителе, позволяющей его идентифицировать. При этом гражданин может как сделать эти сведения открытыми для остальных посетителей, так и скрыть их, выбрав какой-либо ник на портале (но и в таком случае в Роструд поступит именно персонифицированная информация).

Ответ на заявление от специалистов Роструда поступит на указанный в заявлении адрес электронной почты в течение 30 дней с момента его подачи.

3. Ознакомиться с часто задаваемыми вопросами. Раздел «Вопрос-ответ» сегодня содержит около 100 наиболее часто встречающихся в практике Роструда вопросов. Ответы на них имеют необычный формат и состоят из двух частей – в первой дается краткий ответ в доступной обычному гражданину форме, а вторая содержит правовое обоснование ответа со ссылками на нормы трудового законодательства.

Со временем планируется довести количество распространенных вопросов до 1000, а также систематизировать их в тематическом рубрикаторе и внедрить интеллектуальную поисковую систему.

4. Задать свой вопрос дежурному инспектору. Квалифицированный ответ специалиста Роструда будет направлен заявителю в течение в течение трех суток с момента публикации вопроса на портале. Иными словами, срок представления ответа сокращен в 10 раз по сравнению с общим порядком 2 . Все технологии подготовки ответов, по словам Михаила Иванкова, уже отработаны, и заявленный срок должен соблюдаться для всех вопросов независимо от их сложности.

5. Оценить рейтинг конкретного работодателя. Система рейтингов включает в себя два подраздела: сведения о работодателях, удостоенных сертификата доверия, а также сведения о работодателях, на которых поступили жалобы.

К первым относятся работодатели, которые по своей инициативе продекларировали свою готовность к соблюдению трудовых прав работников и наличие необходимых внутренних ресурсов для этого, что впоследствии было подтверждено проверкой. Этот механизм действует уже несколько лет, и на сегодняшний момент более тысячи работодателей, взявших на себя повышенные обязательства по обеспечению трудовых прав, получили сертификаты доверия.

Во второй рейтинг попадают работодатели, в отношении которых проводятся проверки по жалобам работников – как поступивших через портал, так и поданных в подразделения Роструда лично или по почте. Кроме того, в этот рейтинг заносятся также работодатели, у которых были выявлены недочеты по итогам плановой проверки.

Поиск в обоих подразделах можно проводить по региону, а также по названию работодателя. Этот сервис также будет развиваться, как и сами технологии построения рейтингов – в том числе с учетом результатов работы портала. При этом для целей рейтингования будут учитываться только те жалобы, которые были признаны обоснованными.

Михаил Иванков отметил, что вопрос времени нахождения работодателя в рейтинге недобросовестных работодателей сейчас обсуждается, и уже есть несколько вариантов его решения. Первый из них, который задействован в настоящее время, предполагает исключение работодателя из рейтинга через какое-то время после того, как проблема была устранена. Но поступают и другие предложения, в том числе от фокус-групп, с помощью которых проводилось тестирование портала. В частности, существует мнение о необходимости оставлять работодателя в рейтинге даже при условии устранения им проблемы с соответствующей пометкой о разрешении трудового конфликта.

6. Принять участие в обсуждении связанных с трудовыми отношениями вопросов на форуме. Помимо обсуждения спорных трудовых ситуаций, пользователи имеют возможность выдвигать инициативы и предлагать способы решения тех или иных проблем. Кроме того, на форуме можно оставить оценку работе сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Роструда в целом.

7. Узнать о решенных проблемах. Пока этот раздел не заполнен, поскольку «Онлайнинспекция.рф» только начала работу, однако впоследствии все посетители портала смогут отслеживать ход разрешения трудового конфликта и оставлять свои комментарии по этому поводу.

Кроме того, этот ресурс призван также стать инструментом общественного контроля за деятельностью Роструда, и в частности, будет использован при построении рейтинга инспекций.

8. Ознакомиться с новостями трудового законодательства и деятельности Роструда.

Как подчеркнул Михаил Иванков, на сегодняшний день «Онлайнинспекция.рф» находится только на первом этапе своего развития.

В скором времени планируется запустить новые сервисы:

  • электронная система досудебного обжалования, которая будет полезна и работникам, и работодателям;
  • система памяток для работников с условным названием «Имею право» в виде энциклопедий решенных трудовых проблем;
  • профиль работодателя;
  • профиль инспекции;
  • рейтинг инспекций Роструда;
  • система проверочных листов для работодателей, с помощью которой работодатель может самостоятельно пройти проверку и убедиться, что нарушения трудового законодательства отсутствуют, либо увидеть, что предстоит сделать.
Читайте также  Причины повышения оклада работнику

Кроме того, Роструд планирует запуск инновационного сервиса «Электронный инспектор«. Сервис позволит работодателю не просто пройти внутреннюю самопроверку, но и выработает персональные рекомендации. Эти своеобразные «дорожные карты» будут направлены как на решение тех проблем, которые уже существуют у того или иного работодателя, так и на разработку плана действий по созданию еще более благоприятных условий для работника.

Наконец, позже будет запущен еще один сервис – «Привлекательный работодатель«. С его помощью соискатели смогут оценить того работодателя, к которому планируют пойти на работу, и увидеть реальную ситуацию в сфере соблюдения трудового законодательства внутри организации.

Одной из главных задач проекта «Онлайнинспекция.рф» должно стать единое для государства, работодателя и работника понимание положений трудового законодательства, в том числе в части организации и проведения проверок. Все эти вопросы должны стать открытыми как для работодателя, так и для работника. Более того, размещенные на ресурсе ответы на вопросы и предлагаемые варианты решения трудовых конфликтов станут обязательными и для инспекторов Роструда, что позволит исключить привлечение работодателя к ответственности, если он действовал в соответствии с инструкцией или ответом на вопрос.

Документы по теме:

Новости по теме:

1 По состоянию на 9 октября 2013 года.
2 Часть 1 ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Трудовая инспекция

Общие положения трудовой инспекции

В соответствии со ст. ст. 353, 354 , 356 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы Федеральной инспекции труда, являющиеся единой централизованной системой государственных органов.

Органом Федеральной инспекции труда является Федеральная служба по труду и занятости, находящаяся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Территориальными органами Роструда являются трудовые государственные инспекции, осуществляющие непосредственное взаимодействие с организациями-работодателями.

Роструд руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России, которому Роструд подчинен, Положением «О Федеральной службе по труду и занятости», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324, и другими нормами законодательства.

В частности, трудовые инспекции обязаны исполнять требования Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора (контроля)», которым установлены особые правила при проведении проверок.

Роструд осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации. К числу специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, согласно ст. 353 ТК РФ помимо Федеральной инспекции труда относятся и другие государственные органы. Например, Ростехнадзор (ст. ст. 366, 367 и 369 ТК РФ), Генеральный прокурор, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ.

Ростехнадзор может проверять исключительно нормы по охране труда работников, но только в организациях промышленной деятельности, подпадающей под действие норм Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Тогда как государственная инспекция труда может проверять любые нормы трудового права, в том числе и в организациях промышленности, и по отношению к работникам, выполняющим соответствующие виды деятельности, относящиеся к сфере надзора, обеспечивающего промышленную безопасность.

Перечень полномочий трудовой инспекции очень обширен и построен в соответствии с положениями Конвенции Международной Организации Труда 1947 г. N 81 и ст. 356 ТК РФ.

К полномочиям трудовой инспекции помимо контроля и надзора за соблюдением работодателями трудового законодательства относятся:

анализ обстоятельств и причин нарушений, принятие мер по их устранению и восстановлению, а также направление соответствующей информации в федеральные органы исполнительной власти, правоохранительные органы, суды;

рассмотрение дел об административных правонарушениях;

принятие участия в расследовании несчастных случаев на производстве или проведение расследования,

полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.

К полномочиям территориальных структур Роструда согласно ст. 357 ТК РФ отнесены:

посещать для проведения инспекции организации, работодателей — физических лиц в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца;

запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства;

при наличии заключений государственной экспертизы направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений;

выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда и т.д.;

запрещать использование работниками средств индивидуальной и коллективной защиты, не имеющих сертификатов соответствия;

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы;

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства.

Сложилось мнение, что трудовая инспекция может прийти в организацию с проверкой, только если от работника организации поступила жалоба на работодателя. Однако это не совсем так. Роструду предоставлено право проводить проверки соблюдения работодателями законодательства о труде. Эти проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми.

Плановые проверки по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора), а также в целях проверки выполнения работодателями обязательных требований.

В отношении одной организации (индивидуального предпринимателя) любым органом государственного контроля плановая проверка может быть проведена не более чем один раз в два года, а в отношении субъекта малого предпринимательства — не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Внеплановые проверки могут проводиться в отдельных случаях, перечисленных в п. 5 ст. 7 Закона N 134-ФЗ. Например, проверка будет проведена, если в уполномоченный орган поступит жалоба на нарушение прав и законных интересов работника или в случае возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества. В последнем случае проверка должна быть проведена также на основании соответствующего заявления лица, выявившего такие факты.

При проведении проверок работодатель имеет право знать, кто именно на него пожаловался, в случае если заявитель письменно подтвердит намерение раскрыть свою личность. Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в трудовую инспекцию, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

Чтобы убедиться в обоснованности и законности прихода трудового инспектора, необходимо проверить служебное удостоверение лица, уполномоченного совершать проверку, а также распоряжение о проведении проверки за подписью руководителя инспекции труда.

В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю согласно должны быть указаны следующие сведения:

номер и дата распоряжения (приказа) о проведении проверки;

наименование контролирующего органа;

фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение проверки;

наименование организации или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится проверка;

цели, задачи и предмет проводимой проверки;

правовые основания проведения проверки;

даты начала и окончания проверки.

Распоряжение о проведении проверки предъявляется инспектором руководителю организации, в которой запланировано контрольное мероприятие. Вместе с распоряжением инспектор должен ознакомить представителя работодателя со служебным удостоверением пришедшего с проверкой лица. Если эти требования не будут соблюдены, то работодатель имеет полное право отказать инспектору в проведении проверки (п. 1 ст. 7 Закона N 134-ФЗ).

Кроме того, можно позвонить в инспекцию и выяснить, были ли направлены проверяющие в организацию, а также целесообразно снять копии всех представленных инспектором документов. Мероприятие по контролю может проводить только то должностное лицо (или лица), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц.

В исключительных случаях, когда необходимы специальные исследования, срок инспекции может быть продлен, но не более чем на один месяц. Такого рода предложение должно исходить только от должностного лица, осуществляющего инспекцию, от руководителя органа государственного контроля или его заместителя.

Запрос

Запрос из трудовой инспекции о представлении пакета документов должен быть мотивированным. Вместе с ним работодателю должна поступить копия распоряжения о проведении проверки трудовой инспекцией. Это важный момент, поскольку в случае отсутствия распоряжения проверка не может считаться законной. Следовательно, при отсутствии копии приказа (распоряжения) представлять запрашиваемые документы нет необходимости.

В данной ситуации работодатель может либо проигнорировать запрос, либо попросить подтвердить его законность путем направления копии распоряжения о проверке. При этом запросить подтверждение законности проверки можно по телефону или по почте. Вести переписку предпочтительнее, поскольку в случае возникновения судебного спора будет легче отстоять свою позицию. К тому же, если не отвечать на запрос трудовой инспекции, можно спровоцировать проведение выездной проверки.

Работодатель представляет документы. При соблюдении всех формальностей, работодатель обязан представить инспекторам копии документов в течение десяти рабочих дней с момента получения запроса.

Оформление результатов проверки

Один экземпляр с копиями приложений вручают под роспись работодателю. Если представитель работодателя отказывается ознакомиться и подписать акт, инспектор делает соответствующую отметку. Исходя из практики, отказываться от получения акта бесполезно. В этом случае его вышлют по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Как только инспекторы получат почтовое уведомление, будет считаться, что акт вручен должным образом.

Предписание. Положения ст. 17 Закона N 294-ФЗ обязывают контролеров, обнаруживших какие-либо нарушения трудового законодательства, выдать предписание об их устранении и принять меры по контролю его исполнения. В предписании должны быть указаны сроки, в которые нарушение необходимо устранить. При этом законом запрещено вносить в предписание требование о проведении мероприятий по контролю за счет работодателя.

Читайте также  Акционерное общество открытого типа олби дипломат акции

За нарушение срока выполнения предписания организация может быть оштрафована на сумму от 10 000 до 20 000 руб., а руководитель — от 1000 до 2000 руб. Причем руководителя могут еще и дисквалифицировать на срок до трех лет. Это значит, что в течение этого срока он не сможет занимать руководящие должности. Такие санкции установлены в ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Журнал учета проверок. В ч. 8 ст. 16 Закона N 294-ФЗ на работодателей возложена обязанность вести журнал учета проверок. Его типовая форма утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141. Правда, никакой ответственности за его отсутствие не предусмотрено. Инспекторы лишь сделают в акте проверки запись об этом. Однако игнорировать ведение журнала не стоит — он является дополнительной гарантией законности проверки. В нем инспекторы, проводившие проверку, должны сделать записи о ее сроках, объеме и целях, а также указать реквизиты распоряжения, на основании которого проводилось мероприятие, выявленные при этом нарушения и выданные предписания.

Ответственность

Ответственность за нарушение трудового законодательства предусмотрена в ст. 5.27 КоАП РФ. Штраф для предпринимателей и должностных лиц согласно ч. 1 указанной статьи составляет от 1000 до 5000 руб., для организаций — от 30 000 до 50 000 руб.

Если в ходе проверки выявлены такие нарушения, в результате которых возникла непосредственная угроза жизни и здоровью людей, нанесения вреда животным, растениям, окружающей среде, возникновения чрезвычайных ситуаций, контролеры могут принять меры, направленные на недопущение возникновения таких ситуаций, вплоть до временного запрета деятельности субъекта проверки. Срок такого запрета согласно требованиям ст. 27.17 КоАП РФ составляет не более пяти суток до момента принятия решения суда, который может либо приостановить деятельность предприятия на срок до 90 суток, либо отказать контролирующему органу в удовлетворении его ходатайства о приостановлении работы.

Если руководитель организации совершит аналогичное нарушение еще раз, его могут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет на основании ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ , и в этот период он не имеет права занимать руководящие должности.

Информация о дисквалифицированных руководителях хранится в специальной базе данных, которую формирует МВД России. Поэтому у работодателей есть возможность проверить кандидатов на руководящие должности.

Когда трудовая инспекция стала рострудом

С вашей стороны на проверке должен присутствовать руководитель или должностное лицо.

Инспектор составляет акт по итогам проверки

И выдаёт вам один экземпляр заключения. Если вы возражаете против результатов инспекции или конкретных действий инспектора во время проверки, напишите об этом в акте.

Вы узнаёте, что и когда нужно исправить

Инспектор прилагает к своему решению предписание, протоколы экспертиз. В предписании укажут, какие ошибки нужно исправить и в какие сроки. По истечении этого времени инспектор проведёт повторную проверку. Если вы не успеете исправить нарушения, придётся заплатить штраф .

Инспектор ставит отметку в журнале учёта проверок

Проверяющий должен оставить запись в вашем журнале об итогах проверки, указать дату и время проведения проверки и подписаться под итоговым решением.

Вы обжалуете результат, если ваши права нарушили

Если вы не согласны с результатом проверки, подайте заявление в трудовую инспекцию в течение 15 календарных дней. Приложите к нему документы, доказывающие вашу правоту.

Организацию и порядок проведения плановых проверок регламентируют ст. 9 и 16 ФЗ-294 .

Внеплановые проверки

Проводятся, если истёк срок исполнения предписания или в трудовую инспекцию поступило обращение об определённом нарушении.

Порядок проведения такой проверки:

Инспекция получает обращение с жалобой

Перед тем как привести его в исполнение, инспекция проверит, кто направил запрос, — анонимные не рассматривают. Однако инспектор должен хранить имя заявителя в тайне .

Прокуратура согласовывает проверку

Выездную внеплановую проверку согласовывает прокуратура. Она может отказать в проведении проверки, если не найдёт для неё оснований.

Проверку проводят без согласования с прокуратурой в следующих случаях:

  • нарушены права неоформленных работников (ИП и подрядчиков в том числе), работодатель не захотел заключать трудовой договор или сделал это неправильно;
  • нарушения трудового законодательства угрожают жизни и здоровью сотрудников.

Пожаловаться на это может кто угодно, не только нынешние, но и бывшие сотрудники, жёны бывших сотрудников, ваш конкурент или журналист.

Приходит уведомление о начале проверки

Вас уведомят по электронной почте не менее чем за 24 часа до начала проверки. Могут приехать без предупреждения, если есть угроза жизни и здоровью сотрудников или работодатель не хочет заключать трудовой договор.

Приезжают проверяющие

Если поводом для визита стало истечение срока предписания предыдущей проверки, инспектор должен исполнить предписание: проверить исправление нарушений и, если потребуется, выписать штраф. Процесс проверки идентичен процессу при плановом визите. Его регламентирует ст. 10 ФЗ-294.

Документарные проверки

Их проводят в офисе трудовой инспекции. Инспектор к вам не поедет, но запросит документы, изучит акты предыдущих проверок и уведомления о начале предпринимательской деятельности.

Вы должны предоставить копии или электронные версии запрашиваемых документов в течение 10 рабочих дней ( ч. 4 и 5 ст. 11 ФЗ-294 ). Если в процессе проверки инспектор нашёл ошибки или несоответствия, он запросит пояснения. Их нужно сдать в те же сроки.

Выездные проверки

Назначают, если инспектору необходимо лично убедиться в достоверности сведений о предпринимательской деятельности (ч. 3 ст. 12 ФЗ-294).

Во время выездной проверки смотрят:

  • документы юрлица или ИП;
  • состояние работников;
  • состояние имущества: территории, зданий, строений, оборудования, транспорта, производимых и реализуемых товаров.

Выездную проверку проводят так же, как и внеплановую: только при предъявлении инспектором служебного удостоверения и в присутствии руководства компании.

Как подготовиться к визиту трудовой инспекции

К визиту трудового инспектора нельзя подготовиться за сутки. Занимайтесь охраной труда систематически: проводите аудиты, инструктажи, медосмотры сотрудников и оценку условий труда.

Наймите специалиста по охране труда или научитесь сами

Если в штате менее 50 человек, охраной труда может заниматься руководитель. Для этого нужно пройти платное обучение в центре, аккредитованном Минтрудом России, получить диплом и удостоверение. Те же самые правила действуют и для индивидуальных предпринимателей.

Если в штате более 50 сотрудников, нужно нанять специалиста.

Проводите инструктажи

Для всех новых сотрудников, с которыми вы заключаете трудовой договор, нужно проводить вводный инструктаж (в том числе если вы ИП). Дату, время и результат инструктажа записывайте в специальном журнале. Попросите сотрудников оставить подпись рядом с этой записью и подтвердить, что они прошли проверку.

Инспектор захочет посмотреть этот журнал, когда приедет с визитом. Если обнаружит, что инструктаж не провели, оштрафует .

Организуйте медосмотры для сотрудников

Медосмотр — это не самостоятельная диспансеризация в поликлинике. Работодатель организует и оплачивает медосмотр, а медицинский центр, у которого есть лицензия на такой вид деятельности, его проводит.

Кому и как часто нужно проходить медосмотр, разъясняет закон. Регулярность зависит от должности и условий работы. Например, работник общепита посещает врачей один раз в год , машинист крана — один раз в два года. Есть исключения: сотрудников младше 21 года, занятых на любой работе, нужно отправлять на медосмотр раз в год.

По поводу офисных сотрудников, работающих за компьютерами (бухгалтеров, операторов, менеджеров), в законе конкретных указаний нет. Общая практика такова: если условия труда в норме, отсутствуют вредные и опасные факторы, медосмотр проводить необязательно.

Проводите специальную оценку условий труда (СОУТ)

Это нужно делать в любой компании и любому ИП с наёмными работниками раз в пять лет. Спецоценкой занимаются организации, аккредитованные министерством труда. Они смотрят на условия работы и вредные факторы (количество света, шума и пыли в помещении) и проверяют их соответствие нормам.

После проверки эксперт всё описывает в отчёте, а вы подаёте об этом декларацию в Роструд и знакомите сотрудников под подпись с результатами проверки их рабочих мест.

Трудовая инспекция

Трудовая инспекция – это система государственных органов для осуществления государственного надзора и контроля за выполнением и соблюдением работодателями требований трудового законодательства.

Государственный надзор и контроль осуществляется путем проведения проверок в отношении юридических лиц любой формы собственности и организационно-правовой формы, а также физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники.

Задачи трудовой инспекции

Основными задачами трудовой инспекции являются:

— контроль за соблюдением норм трудового права работодателями, осуществляемый путем проведения плановых и внеплановых проверок;

— надзор за осуществлением социальных выплат и государственной поддержки безработным гражданам и льготным категориям органами;

— надзор за соблюдением порядка расследования несчастных случаев, произошедших на производстве и их учета на предприятии;

— надзор за деятельностью органов опеки и попечительства, в отношении недееспособных лиц;

— рассмотрение коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых за счет государства.

-информирование работников и работодателей по вопросам трудового законодательства;

— проведение экспертизы условий работы на предмет опасных и вредных условий с целью предоставления работникам компенсаций;

— оценка соблюдения правил охраны труда на предприятии.

Основания для проведения проверки

Трудовая инспекция проводит проверки в следующих случаях:

— при поступлении заявлений от сотрудников организации о фактах нарушения работодателем трудового законодательства;

— при наличии жалобы со стороны работника предприятия о нарушении его трудового права. К таким нарушениям, например, относятся:

— задержка выплаты или невыплата заработной платы;

— неверный расчет компенсаций при увольнении;

— невыплата пособий или оплаты за сверхурочную работу;

— отсутствие желания работодателя заключать трудовой договор;

— некорректно оформленный трудовой договор, влекущий за собой нарушение прав работника;

— несоответствие фактических условий труда формулировкам трудового договора.

— при поступлении от сотрудника предприятия просьбы о проверке соответствия его рабочего места условиям требований Охраны труда;

— по окончании срока для устранения нарушений трудового законодательства, предписанных работодателю.

Формы и виды контроля

Инспекция труда может проводить как плановые, так и внеплановые проверки, которые, в свою очередь, делятся на документарные и выездные.

Плановая проверка

Плановая проверка проводится по истечении трех лет с момента:

Читайте также  Судебный пристав плетнева г волгоград

— окончания проведения последней плановой проверки;

— начала фактического осуществления предпринимательской деятельности.

При этом плановые мероприятия могут носить комплексный или тематический характер.

При проведении комплексной проверки осуществляется контроль по соблюдению требований трудового законодательства по комплексу общих вопросов трудового законодательства, например, по комплексу вопросов охраны труда.

При проведении проверок тематического характера проверяют выполнение того или иного раздела трудового законодательства.

К тематическим проверкам относятся проверки условий труда работников особых категорий, а также проверки по выполнению требований законодательства об оплате труда, ведению трудовых книжек, соблюдению порядка заключения коллективных договоров и внесения в них изменений и дополнений.

Внеплановая проверка

Внеплановые проверки назначаются в промежутках между плановыми поверками.

Основаниями для их назначения являются:

— истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

— поступление в Роструд заявлений, информации о фактах возникновения угрозы или уже произошедшего причинения вреда жизни, здоровью граждан;

— обращений работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

— запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;

— распоряжение руководителя органа Роструда (его заместителя), изданное в соответствии с поручениями Президента РФ или Правительства РФ.

Документарная проверка

Документарная проверка проводится по месту нахождения территориальных органов трудовой инспекции.

В ходе данного мероприятия запрашиваются следующие документы:

— документы, которые подтверждают правильное оформление трудовых отношений (трудовые договоры, приказы о приеме и увольнении, штатное расписание, должностные инструкции, трудовые книжки, книга учета движения книжек и т.д.);

— нормативные акты, утвержденные работодателем. К таким документам, например, относятся:

-положение об оплате труда и премировании;

-правила внутреннего трудового распорядка;

— инструкции по охране труда;

— другие нормативные акты.

Причем представляются запрашиваемые документы в оригиналах с документами, которые подтверждают, что сотрудники с ними ознакомлены;

— документы, связанные с учетом рабочего времени и отдыха (табель учета рабочего времени, графики отпусков, больничные, приказы об отпуске и т.д.);

— документы, связанные с оплатой труда. К таким документам относятся платежные ведомости на выплату заработной платы, расчетные листки, лицевые счета работников и т.д.

Выездная проверка

Выездная проверка назначается в том случае, если при документарной проверке трудовая инспекция не удостоверилась в полноте и достоверности сведений, которые содержались в документации проверяемого работодателя, или в случае, когда невозможно оценить, как выполняются нанимателем требования трудового законодательства.

При выездной проверке устанавливается, какие меры предпринимаются работодателем для выполнения требований трудового законодательства.

Также проверяются соответствие рабочих мест количеству сотрудников, состояние используемых оборудования, транспортных средств, территории, зданий, помещений и др.

Сроки проведения проверки

Срок проведения проверки не должен превышать 20 рабочих дней.

При этом есть исключения из этого правила, которые относятся к малым предприятиям.

Так, для малого предприятия срок проведения плановой проверки составляет 50 часов.

Для микропредприятия срок проведения плановой проверки составляет 15 часов.

При этом при проведении внеплановой выездной проверки, а также любой документарной проверки малых предприятий вышеуказанное правило не действует и применяется общеустановленное количество дней проверки — 20 рабочих дней.

Если организация имеет филиалы, то срок проверки устанавливается для каждого обособленного подразделения.При этом общий срок проверки не может быть больше 60 рабочих дней.

В случае необходимости трудовая инспекция может продлить срок проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий не более чем на 15 часов.

При этом продление срока внеплановой и документарной проверок не допускается.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».

Как проходит проверка трудовой инспекции

Что проверяет трудовая инспекция при плановой проверке? В целом — соблюдение норм трудового законодательства. В частности — кадровую документацию, выплаты заработной платы и отпускных, условия труда и выполнение требований ОТ.

Нормы законодательства

Руководители организаций-работодателей должны представлять, к чему готовиться при проверках Государственной инспекции труда (ГИТ), какие у инспекторов ГИТ есть права и обязанности, отталкиваясь от следующих законодательных актов:

Основания для надзорных мероприятий

Для понимания причин интереса ГИТ к работе организации следует помнить то, какими бывают трудовые проверки, а именно: плановые и внеплановые.

Основания для планового контроля:

  1. Прошло уже 3 года с момента регистрации организации или заявления о начале её деятельности.
  2. Предыдущий плановый контроль имел место более 3 лет назад.

Основания для внепланового визита инспектора:

  1. Истечение срока исполнения предписания по результатам предыдущего визита.
  2. Распоряжение прокуратуры, правительства.
  3. Обращения в ГИТ по фактам нарушения в организации норм трудового законодательства (задержки с выплатами зарплаты, начисление зарплаты ниже МРОТ, несоблюдение правил техники безопасности, других законных прав работников).
  4. Направленная в ГИТ жалоба действующего или уже уволенного работника организации по поводу нарушения его прав.

Как часто происходят плановые проверки

Проводятся раз в 3 года, а их график на текущий год утверждается не позднее декабря предыдущего года. График публикуется на сайтах Роструда и Генпрокуратуры РФ. Такая частота даёт ответ на вопрос, за какой период проверяет трудовая инспекция — за последние 3 года.

С 01.01.2016 сроком на 3 года были введены «надзорные каникулы» — мораторий на проведение плановых неналоговых надзорных мероприятий субъектов малого бизнеса. Законом №480-ФЗ от 25.12.2018 они были продлены на 2019 и 2020 годы. Организациям, отнесённым статьёй 4 закона №209-ФЗ от 24.07.2007 года к субъектам малого предпринимательства, плановая проверка трудовой инспекции в 2020 году не грозит. Исключения: этот мораторий не действует в отношении компаний, род работы которых связан с социальным обслуживанием, здравоохранением, образованием, теплоснабжением, электроэнергетикой (ст. №21.5 закона №294-ФЗ), и со сферами деятельности, в которых введён риск-ориентированный подход. Полный перечень таких исключений приводится в ст. 1 закона №480-ФЗ.

Кроме того, мораторий не действует в отношении организации, которая в течение трех лет допускала грубые нарушения или лишалась какой-либо лицензии.

Как долго длятся проверки

Продолжительность инспекции ГИТ регламентирована, а максимальный срок плановой проверки трудовых инспекторов зависит от вида проверяемой организации:

  • компания с филиалами — до 2 месяцев;
  • компания малого бизнеса — до 5 часов;
  • микропредприятие — до 15 часов;
  • все другие организации — до 20 дней.

Ответ на вопрос о том, каков максимальный срок трудовой проверки внепланового характера в случаях микропредприятий и субъектов малого бизнеса, дан — ограничиваются общим сроком в 20 дней.

Как происходят проверки

Законом определена последовательность действий проверяющих:

  1. Оповещение организации о предстоящем визите.
  2. Запрос интересующих инспектора ГИТ документов с возможным последующим выездом инспектора в проверяемую организацию.
  3. Составление акта о результатах.
  4. Вынесение предписаний по результатам.

Плановые

Инспектор ГИТ обязан уведомить организацию не позднее чем за 3 дня до даты начала плановой проверки, которые бывают:

  1. Документарными — инспектор запрашивает заверенные копии интересующих его документов, которые должны быть ему предоставлены в течение 10 рабочих дней после запроса, и изучает их на своём рабочем месте.
  2. Выездными — инспектор выезжает по месту расположения организации и там знакомится с относящимися к предмету инспекции документами. Он обязан предъявить своё удостоверение и приказ о проведении проверки. Срок предоставления документов не регламентирован, но инспектор вправе потребовать к ним незамедлительный доступ. В случае большого объёма затребованных документов необходимо письменно уведомить об этом инспектора и запросить дополнительное время на их сбор.

Внеплановые

Инспектор ГИТ обязан уведомить организацию не позднее чем за 24 часа до начала внеплановой проверки. Однако, если она проводится на основании жалобы работника организации о нарушении работодателем его трудовых прав или требований трудового законодательства, что привело к появлению угрозы жизни и здоровью работников, то согласно ч.9 ст. 360 ТК РФ уведомление работодателя о планируемом посещении инспекторами не допускается. Изложенные в заявлении факты — это то, что проверяет трудовая инспекция по жалобе работника — и более ничего, что выходит за данные рамки.

Инспекторы ГИТ не имеют права требовать:

  • изъятия оригиналов документов;
  • нотариального заверения затребованных документов;
  • документов, не относящихся к предмету контроля;
  • при внеплановой проверке по жалобе сотрудника — документов, не имеющих отношения к этому работнику. Однако полномочия трудовой инспекции при проверке по жалобе такого рода позволяют запрашивать документы за всё время работы организации, а не как в других случаях — только за последние 3 года.

Документы, которые интересуют проверяющих

  1. Трудовые договоры с сотрудниками, их трудовые книжки, заявления и другие их документы и выданные справки.
  2. Штатное расписание, кадровые приказы, журналы учёта рабочего времени, графики отпусков.
  3. Больничные листы, данные о медосмотрах.
  4. Все бухгалтерские документы по любым выплатам сотрудникам.
  5. Правила внутреннего распорядка, положения об аттестациях, о защите данных, информации и коммерческой тайне.
  6. Документы по охране труда.
  7. Документальные доказательства того, что работники ознакомлены со всеми имеющими отношение к ним документами организации.

При проведении контрольных мероприятий инспекторы ГИТ пользуются контрольными листами — их можно изучить целиком в статье «Подготовьтесь к проверке, используя проверочные листы ГИТ по кадровым вопросам»

Результаты проверок

По результатам проверки ГИТ в 2 экземплярах составляется акт (для ГИТ и для проверяемой организации). Форма акта утверждена Минэкономразвития. Акт составляется немедленно после окончания мероприятия, но инспектор вправе издать этот акт в течение максимум 3 рабочих дней. Если выявлены нарушения, то к акту прилагается предписание по их устранению с указанием сроков исполнения. В случае, когда нарушения носят серьезный характер или нарушены сроки исполнения выданного предписания, инспектор ГИТ составляет протокол об административном нарушении и постановление о назначении административного наказания в виде штрафа. Работодатель вправе немедленно узнать результаты проверки трудовой инспекции, после чего у него имеется 15 дней на подачу на имя вышестоящего должностного лица проверяющей ГИТ своих возражений или 10 дней на судебное обжалование.

Самопроверка

Роструд внедряет систему самопроверок исполнения трудового законодательства (см. Письмо Роструда от 07.03.2018 N 837-ТЗ). В приказе даются методические рекомендации по проведению самопроверки с помощью сервиса «Электронный инспектор», а также форма акта.