Краткое описание работы художественного руководителя

Prom-Nadzor.ru

Вы здесь

Должностная инструкция художественного руководителя

[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия] [должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию] [число, месяц, год]

Должностная инструкция художественного руководителя [наименование организации, учреждения и т. п.]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Художественный руководитель относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется руководителю Учреждения культуры.

1.2. На должность художественного руководителя принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж творческой работы не менее 5 лет.

1.3. Художественный руководитель принимается и увольняется с работы приказом руководителя Учреждения культуры.

1.4. Художественный руководитель должен знать:

— Конституцию Российской Федерации;

— законы Российской Федерации и решения Правительства Российской Федерации по вопросам культуры и искусства;

— региональные нормативные документы по вопросам культуры и искусства;

— внутренние документы Учреждения культуры;

— организацию театрального (музыкального) производства;

— психологию управления и творческого труда;

— современную и классическую отечественную и зарубежную драматургию и музыкальную литературу;

— классический и современный репертуар музыкальных театров и концертных организаций;

— основы организации труда, трудового законодательства и авторского права;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2. Должностные обязанности

В рамках своих должностных обязанностей художественный руководитель:

2.1. Осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства и Устава Учреждения культуры и является организатором всего комплекса его творческой и производственной деятельности.

2.2. Несет ответственность за творческие и экономические результаты работы.

2.3. Обеспечивает художественное качество репертуара, способствующего формированию и удовлетворению потребностей населения в сценическом и музыкальном искусстве.

2.4. Определяет готовность спектаклей и принимает решения об их публичном исполнении.

2.5. Ведет работу с авторами в целях создания литературных (музыкальных) произведений для формирования репертуара театра.

2.6. Обеспечивает разработку и выполнение обязательств по заключенным договорам.

2.7. Организует работу по развитию творческих связей с коллективами предприятий, учреждений, организаций, предпринимателями с целью пропаганды театрального, музыкального искусства и привлечения внебюджетных средств на его развитие.

2.8. Принимает меры по обеспечению Учреждения культуры квалифицированными кадрами, их правильной расстановке и рациональному использованию.

2.9. Создает необходимые условия для творческого роста художественного персонала.

2.10. Обеспечивает органическое сочетание экономических и административных методов руководства, моральных и материальных стимулов для развития активности работников в творческо-производственной деятельности.

2.11. Способствует формированию и сохранению в коллективе благоприятного морально-психологического климата.

2.12. Поручает решение отдельных вопросов, входящих в его компетенцию, другим работникам Учреждения культуры.

3. Права

Художественный руководитель имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства Учреждения культуры, касающимися его деятельности.

3.3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

3.4. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.

3.5. Требовать от руководства Учреждения культуры оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.6. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.7. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством.

4. Ответственность

Художественный руководитель несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

История театра

Московский театр «Современник» основан группой молодых актеров в 1956 году. В послевоенной истории страны, в годы разоблачения культа личности он стал первым театром, рожденным свободным творческим объединением группы единомышленников и сумевшим отстоять себя как целостный художественный коллектив.

Основатели театра — Олег Ефремов, Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков и другие, присоединившиеся к ним, были недавними выпускниками Школы-студии Московского Художественного театра. «Современник» родился в годы, когда театр отделяла от жизни невидимая, но глухая стена, когда косность театральной системы практически мумифицировала наследие основателей МХАТ. Именно в протесте против этой «мертвечины», для того, чтобы в новых условиях, осваивая и развивая метод К.С. Станиславского, доказать жизнеспособность психологического театра, молодые актеры создали свой театр.

Во главу своих художественных устремлений создатели «Современника» ставили актерский ансамбль, подлинное проникновение во внутренний мир героев, в психологию человека, они стремились вернуть на сцену живого человека. В их героях зрители узнавали самих себя. Впервые за долгие годы на сцену пришли подлинные люди со своими ежедневными проблемами, горестями и надеждами. Программное устремление молодого театра — говорить с современниками языком современности — было понято и поддержано публикой. Очень скоро «Современник» стал любимым театром молодежи и интеллигенции.

Основой репертуара «Современника» всегда были произведения, созданные современными авторами. Но не все пьесы, написанные специально для театра, смогли появиться на его сцене, но в первые десять лет жизни «Современник» старался быть театром, который говорит со своим зрителем с помощью пьес драматургов, отражающих в своем творчестве реалии и проблемы современного мира. Театр хотел выговориться в отпущенное ему время, как бы предчувствуя, что это время может пройти.

Уже на первом спектакле молодого театра — «Вечно живые» Виктора Розова — зрители и критика обратили внимание на сильный актерский потенциал вчерашних студентов. Имена Олега Ефремова, Галины Волчек, Евгения Евстигнеева, Лилии Толмачевой, Олега Табакова, Игоря Кваши стали широко известны. Почти в каждой новой работе театр открывал новые возможности молодой труппы. Руководитель театра Олег Ефремов стимулировал в актерах занятия режиссурой, поощрял самостоятельные работы, привлекал близких по духу молодых режиссеров.

К исходу 60-х Московский театр «Современник» был сложившимся художественным организмом, с ярко выраженными творческими и гражданскими устремлениями, с сильной талантливой труппой. Театр много ездил по стране, и везде, где бы ни появлялись афиши «Современника», залы были заполнены до отказа. Спектакли «Современника»: «Вечно живые», «В день свадьбы», Традиционный сбор» Виктора Розова, «Пять вечеров», «Старшая сестра», «Назначение» Александра Володина, «Голый король» Евгения Шварца, «Без креста!» по Владимиру Тендрякову, «Двое на качелях» Уильяма Гибсона, «Всегда в продаже» Василия Аксенова, «Обыкновенная история» по Ивану Гончарову, «Баллада о невеселом кабачке» Эдварда Олби, «На дне» М. Горького и многие другие стали театральной легендой.

Кризис наступил в 70-ом. Уже с конца шестидесятых годов «оттепель» стала сменяться холодным дыханием нового времени.

Работать театру стало трудно. Впрочем, ему и раньше не было легко, не все замыслы были осуществлены и в годы «оттепели», но тогда коллектив был един, и это помогало держать круговую оборону против произвола цензуры. В семидесятом же произошел раскол. Приняв приглашение возглавить МХАТ, ушел из театра его основатель и руководитель Олег Ефремов. За ним труппу покинула значительная часть ведущих актеров. Театр оказался обескровлен, лишен репертуара, к тому же перед ним стояла проблема смены поколений.

Уход Ефремова многие восприняли как конец «Современника». Особенно мысль о конце пришлась по душе прессе, которая, под аккомпанемент рассуждений об исторической исчерпанности миссии «Современника», многое сделала, чтобы внушить эту мысль зрителю.

Таким, в самых общих чертах было положение театра, когда в 1972 году труппа проголосовала за то, чтобы художественное руководство театров приняла на себя Галина Волчек.

Вопреки прогнозом театр не умер. Но восстановить разрушенное было нелегко.

В труппу пришли новые актеры и среди них Марина Неёлова, Валентин Гафт, Лия Ахеджакова, Авангард Леонтьев.

Упорно работает над современной темой режиссер Галина Волчек. Она привлекает к сотрудничеству с театром одного из крупнейших мастеров современной прозы Чингиза Айтматова. Спектакль по пьесе Ч. Айтматова и К.Мухамеджанова «Восхождение на Фудзияму», поставленный Галиной Волчек в 1973 году, показал, что театр не растерялся, что он верен своим художественным и гражданским принципам, что «Современник» жив! Сегодня с этим уже никто не спорит.

Этапной для театра стала и следующая работа Галины Волчек «Эшелон» по пьесе Михаила Рощина, написанная специально для конкретных исполнителей ролей.

В афише театра рядом с уже хорошо известными именами Виктора Розова и Александра Володина появились имена новых авторов «Современника» — Михаила Рощина, Александра Вампилова, Аллы Соколовой, Василия Шукшина, Александра Галина и других.

Шаг за шагом, привлекая и открывая новые имена, театр формирует репертуар, стараясь идти в ногу со временем. Он внимательно следит за современным литературным процессом. В 70-е годы возобновляется творческая дружба театра с писателем Константином Симоновым. Театр включает в репертуар сценические редакции его повестей «Из записок Лопатина» и «Мы не увидимся с тобой». Особенно был увлечен адаптацией литературных произведений для театра режиссер Валерий Фокин. Он перенес на сцену повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» и повесть Григория Бакланова «Навеки девятнадцатилетние». Эта линия в репертуар театра будет продолжена.

Крупнейшей победой в освоении литературного материала средствами театра стал поставленный в 1989 году Галиной Волчек спектакль «Крутой маршрут» по автобиографической книге Евгении Гинзбург. Его значение никак не исчерпывается решением проблем сценической адаптации прозы, в этом спектакле выразилось зрелость художественного почерка всего коллектива и его гражданских, человеческих убеждений. Спектакль «Крутой маршрут», получивший международное признание во время гастролей «Современника» в США, Германии, Финляндии, убедительно продемонстрировал творческое состояние театра на современном этапе.

Читайте также  Переуступка права требования оплаты выполненных работ договор

Творческое сотрудничество Галины Волчек и Александра Гетмана (автора переложения для сцены), начатое на «Крутом маршруте», успешно продолжилось спустя десять лет — в репертуаре «Современника» появился спектакль «Три товарища», мгновенно и по праву ставший одной из визитных карточек театра.

«Современник», как уже было сказано, одну из главных своих задач видел в необходимости говорить со зрителем на языке современности. Из более чем ста спектаклей, поставленных на сцене театра за все годы его существования, почти две трети написаны авторами специально для «Современника» и впервые увидели свет рампы именно на его сцене. Отсюда началось шествие пьес Людмилы Петрушевской, Александра Галина, Владимира Гуркина, Николая Коляды и многих других по многим сценам нашей страны и за рубежом.

Оставаясь верным современности, театр ищет ее теперь и в классике, сквозь призму которой стремится увидеть живую, сегодняшнюю проблему.

Галина Волчек обращается к пьесам А.П.Чехова. Еще в 1976 году в ее постановке появляется «Вишневый сад», а спустя шесть лет «Три сестры». В 1991 году Г.Волчек осуществила постановку пьесы Леонида Андреева «Анфиса», почти неизвестной в нашей стране, но во многом созвучной чеховской поэтике. В репертуаре театра — великая комедия Н.В.Гоголя «Ревизор», театр ставит Г.Ибсена и Л.Пиранделло, У.Шекспира и А. де Мюссе. Игорь Кваша поставил пьесу «Кабала святош» и специально для молодого поколения актеров — «Дни Турбиных». И в последние годы «Современник» очень часто обращается к классическому репертуару — в 1997 году Галина Волчек выпускает новую редакцию чеховского «Вишневого сада», на афише появляется ее постановка «Пигмалиона» Бернарда Шоу, Валерий Фокин ставит спектакль «Карамазовы и ад» по мотивам позднего Достоевского, приглашенный из Литвы режиссер Римас Туминас предлагает зрителю «Современника» свое решение трагедии Фридриха Шиллера «Мария Стюарт» — спектакль «Играем. Шиллера!».

Отчетливо понимая, что современный театр — единое пространство, «Современник» всегда проявлял пристальный интерес к зарубежной драматургии. Еще в первые годы становления здесь поставили пьесу Эдуардо де Филиппо «Никто», близкую неореалистической эстетике, «Пятую колонну» Эрнеста Хемингуэя, ставили здесь пьесы и «молодых рассерженных англичан» Джона Осборна и Арнольда Уэскера. Но наибольший успех в 60-е годы выпал на долю спектакля по пьесе американца Уильяма Гибсона «Двое на качелях».

Особую страницу составили две пьесы американского драматурга Эдварда Олби — «Баллада о невеселом кабачке» (1967) и «Кто боится Вирджинии Вульф?» (1984). Обе они стали событиями театральной жизни и надолго остались в репертуаре театра.

Работа над зарубежными произведениями продолжается: в репертуар театра вошли новые для нашего зрителя имена американских драматургов Теннесси Уильямса и Ариэла Дорфмана, израильского автора Йосефа Бар-Йосефа, итальянца Ренато Майнарди.

За пять десятилетий своей истории театр «Современник» много гастролировал. Он был в Сибири и в Средней Азии, на Дальнем Востоке и Закавказье, В Прибалтике и на Урале. Он побывал во всех страна Восточной Европы, а с недавнего времени в Италии, Германии, США, Швейцарии, Финляндии. Особое место в гастрольной судьбе «Современника» занимают поистине триумфальные гастроли в Нью-Йорке на Бродвее, состоявшиеся в 1996 и 1997 годах. Впервые после знаменитого тура Московского Художественного театра, который состоялся в 1924 году, русская труппа играла на Бродвее. «Три сестры» и «Вишневый сад» А.П.Чехова и «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург были приняты американским зрителем с огромным успехом. Свидетельством чему стало награждение театра общенациональной премией США в области драматического искусства «Drama desk award». Эта награда присуждается без малого сорок лет. И впервые за столь долгую историю премии ею был отмечен театр из-за рубежа — «Современник».

Как и любой театр, » Современник» знал взлеты и падения, пережил полосу кризиса и мгновения триумфа. Но в какой бы трудной ситуации ни оказывался театр, он всегда чувствовал поддержку своего зрителя, его заинтересованное, дружеское внимание. Пожалуй, именно эта поддержка, эта вера зрителей в свой театр и помогла «Современнику» выстоять.

Краткое описание работы художественного руководителя

Создан в 1898 г. К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко под названием Московский Художественный театр (МХТ), с 1919 г. — академический (МХАТ).

Открылся 14 октября 1898 спектаклем «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого в здании театра «Эрмитаж» (Каретный ряд, 3). С 1902 располагается в Камергерском переулке, в здании бывшего Лианозовского театра, перестроенного в том же году (архитектор Ф. О. Шехтель). Это здание в Камергерском – дар театру от легендарного мецената Саввы Морозова.

Началом Художественного театра считают встречу его основателей Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897 года. Имя «Художественно-Общедоступного» театр носил недолго: уже в 1901 году из названия было убрано слово «общедоступный», хотя ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов МХТ.

Ядро труппы составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где актёрское мастерство преподавал Вл. И. Немирович-Данченко (О. Книппер, И. Москвин, В. Мейерхольд, М. Савицкая, М. Германова, М. Роксанова, Н. Литовцева), и участники спектаклей руководимого К. С. Станиславским Общества любителей искусства и литературы (М. Лилина, М. Андреева, В. Лужский, А. Артем). Из провинции был приглашен А. Вишневский, в 1900 году в труппу принят В. Качалов, в 1903 году Л. Леонидов.

Подлинное рождение МХТ связано с драматургией А. П. Чехова («Чайка», 1898; «Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901; «Вишнёвый сад», 1904) и М. Горького («Мещане» и «На дне», оба — 1902). В работе над этими спектаклями сформировался новый тип актёра, тонко передающего особенности психологии героя, сложились принципы режиссуры, добивающейся актёрского ансамбля, создания общей атмосферы действия. Московский Художественный театр — первый в России театр, осуществивший реформу репертуара, создавший собственный круг тем и живший последовательной их разработкой от спектакля к спектаклю. Среди лучших спектаклей МХТ также «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1906), «Синяя птица» М. Метерлинка (1908), «Месяц в деревне» И. С. Тургенева (1909), «Гамлет» У. Шекспира (1911), «Мнимый больной» Мольера (1913) и др. С 1912 при МХТ для подготовки актёров в принципах мхатовской школы стали создаваться студии. В 1924 из этих студий в труппу вошли А. К. Тарасова, М. И. Прудкин, О. Н. Андровская, К. Н. Еланская, А. О. Степанова, Н. П. Хмелёв, Б. Н. Ливанов, М. М. Яншин, А. Н. Грибов, А. П. Зуева, Н. П. Баталов, М. Н. Кедров, В. Я. Станицын и др., которые наряду с вступившими в МХТ Б. Г. Добронравовым, М. М. Тархановым, В. О. Топорковым, М. П. Болдуманом, А. П. Георгиевской, А. П. Кторовым, П. В. Массальским стали выдающимися мастерами сцены. Из студий вышли также молодые режиссёры — Н. М. Горчаков, И. Я. Судаков, Б. И. Вершилов.

Сплотив вокруг себя молодых авторов, театр приступил к созданию современного репертуара («Пугачёвщина» К. А. Тренёва, 1925; «Дни Турбиных» М. А. Булгакова, 1926; пьесы В. П. Катаева, Л. М. Леонова; «Бронепоезд 14—69» Вс. Иванова, 1927). Яркое воплощение получили постановки классики: «Горячее сердце» А. Н. Островского (1926), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1927), «Мёртвые души» по Н. В. Гоголю (1932), «Враги» М. Горького (1935), «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937) по Л. Н. Толстому, «Тартюф» Мольера (1939), «Три сестры» Чехова (1940), «Школа злословия» Р. Шеридана (1940).

В годы Великой Отечественной войны поставлены «Фронт» А. Е. Корнейчука, «Русские люди» К. М. Симонова, «Офицер флота» А. А. Крона. Среди спектаклей последующих лет — «Последняя жертва» Островского (1944), «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого (1951), «Мария Стюарт» Ф. Шиллера (1957), «Золотая карета» Л. М. Леонова (1958), «Милый лжец» Дж. Килти (1962).

Но, несмотря на отдельные удачи, в 60-х гг. театр находился в кризисе. В репертуар всё чаще включались пьесы-однодневки, не безболезненно проходила смена поколений. Положение усугублялось тем, что любая критика официально ставшего государственным театра не допускалась. Желание выйти из кризиса побудило старейших актёров МХАТ пригласить в 1970 в качестве главного режиссёра воспитанника Школы-студии МХАТ О. Н. Ефремова, сумевшего в 70-х гг. вдохнуть новую жизнь в театр. Им были поставлены «Последние» М. Горького (1971), «Соло для часов с боем» О. Заградника (совместно с А. А. Васильевым, 1973), «Иванов» (1976), «Чайка» (1980), «Дядя Ваня» (1985) Чехова. Одновременно глубоко разрабатывалась и современная тема. Постоянными авторами театра стали А. И. Гельман («Заседание парткома», 1975; «Мы, нижеподписавшиеся», 1979; «Скамейка», 1984, и др.) и М. М. Рощин («Валентин и Валентина», 1972; «Эшелон», 1975; «Перламутровая Зинаида», 1987, и др.), ставились пьесы М. Б. Шатрова, А. Н. Мишарина. В труппу вошли И. М. Смоктуновский, А. А. Калягин, Т. В. Доронина, А. А. Попов, А. В. Мягков, Т. Е. Лаврова, Е. А. Евстигнеев, Е. С. Васильева, О. П. Табаков; в спектаклях работали художники Д. Л. Боровский, В. Я. Левенталь и др. Но постоянно разраставшуюся труппу становилось трудно объединить. Необходимость предоставлять работу актёрам вела к компромиссам и в выборе пьес, и в назначении режиссёров, что приводило в свою очередь к появлению явно проходных работ. В 80-х гг. был поставлен ряд значительных спектаклей крупными режиссёрами — А. В. Эфросом («Тартюф» Мольера, 1981), Л. А. Додиным («Кроткая» по Ф. М. Достоевскому, 1985), М. Г. Розовским («Амадей» П. Шеффера, 1983), К. М. Гинкасом («Тамада» А. М. Галина, 1986) и др., но общей творческой программы в театре не было. Разлад в театре привёл к конфликту. В 1987 коллектив разделился на две самостоятельные труппы: под художественным руководством Ефремова (с 1989 Московский Художественный академический театр имени А. П. Чехова; Камергерский переулок, 3) и Дорониной (Московский Художественный академический театр имени М. Горького; Тверской бульвар, 22).

Читайте также  Взносы в пфр ооо на усн

После смерти О. Ефремова в 2000 г. художественным руководителем МХАТ им. А. П. Чехова становится Олег Табаков, взявший курс на обновление репертуара (ставки сделаны как на классические произведения мировой драматургии — «Гамлет», «Вишневый сад», «Господа Головлевы», «Белая гвардия», «Король Лир», «Тартюф», так и на современную отечественную и зарубежную драматургию) и труппы (в нее вошли О. Яковлева, А. Леонтьев, А. Покровская, В. Хлевинский, В. Краснов, М. Голуб, С. Сосновский, К. Хабенский, М. Пореченков, А. Белый, М. Трухин и др.). К созданию спектаклей привлекаются лучшие силы современной режиссуры — А. Шапиро, С. Женовач, К. Серебренников, К. Богомолов, Ю. Бутусов, М. Брусникина, Е. Писарев, В. Рыжаков, М. Карбаускис. В 2001 году была открыта третья — Новая — сцена театра, предназначенная специально для экспериментальных постановок.

В 2004 году театр вернулся к первоначальному названию — Московский Художественный театр (МХТ), исключив из наименования слово Академический.

Весной 2018 г., после ухода из жизни О. П. Табакова, Художественный театр возглавил Сергей Женовач.

28 октября 2021 года в должность художественного руководителя МХТ вступил Константин Хабенский.

Музей МХАТ

С 1923 существует музей МХАТ. Основу его собрания составил фонд документов по истории театра вместе с личными фондами Станиславского, Немировича-Данченко и других крупных деятелей Художественного театра. Вначале музей располагался в здании театра, с 1939 — в Камергерском переулке (д. 3-а; здание — 1914 г., архитектор Ф. О. Шехтель). До 1969 музей подчинялся дирекции театра. В 1923—52 гг. музей возглавлял Н. Д. Телешов, в 1952-68 гг. — Ф. Н. Михальский (прототип администратора Фили из «Театрального романа» М. А. Булгакова). К 1969 музей перерос ведомственные рамки, был выведен из подчинения дирекции театра и стал музеем союзного подчинения. В музее, помимо исторических документов, находятся произведения театрально-декорационного искусства, мемориальные предметы, связанные с историей и современной творческой деятельностью Художественного театра.

В структуре музея: отдел рукописных фондов и книжных коллекций, отдел изобразительных фондов и мемориально-исторических коллекций, отдел экскурсионно-лекционной работы; филиалы — Дом-музей К. С. Станиславского (Леонтьевский переулок, 6) и Музей-квартира Вл. И. Немировича-Данченко (Глинищевский переулок, 5/7). При музее действует библиотека (около 13 тыс. единиц хранения).

Школа-студия МХАТ

В 1943 году при Художественном театре открыт театральный вуз — Школа-студия МХАТ имени Вл. И. Немировича-Данченко.

Профессия: Актер

Читать: 3 мин.

Получаю письма: «Помогите стать актёром». Отвечаю: «Бог поможет!»
Фаина Раневская

До Нового года всего ничего! А какие специалисты в Новый год отвечают за сказку и волшебство? Правильно, актеры! Артисты театров и цирков к концу декабря готовят новую программу. В канун праздника в кинотеатрах выходят все «розово-романтичные» мелодрамы про рождественское и новогоднее чудо. Стартует сезон детских елок. Актеры в режиме 24/7 играют новогодние спектакли, ведут праздничные концерты и развлекают детей и взрослых в костюмах дедов морозов и снегурочек.

Давайте разберемся, насколько интересно, сложно и актуально сегодня быть актером. Где учиться актерскому мастерству и какие качества в себе необходимо воспитать, чтобы добиться успеха на сцене?

Описание профессии

Актер (артист) — это профессиональный исполнитель ролей в театре, опере, кино, балете. В основе профессии лежит искусство перевоплощаться из одного образа в другой и таким образом воздействовать на зрителя — вызвать в нем переживания и эмоции, подталкивать к размышлениям.

Актер — это универсальный творческий специалист, который умеет петь, танцевать и даже выразительно молчать на сцене. Сами актеры ценят профессию за то, что они могут менять роли и проживать множество жизней. Сегодня он станет рыцарем, завтра переоденется женщиной, а в субботу утром будет играть зайчика или ковер-самолет.

Плюсы и минусы профессии

Ненормированный рабочий график
Нестабильный заработок
Гастроли и жизнь в гостиницах, не всегда в комфортных условиях
Для артистов балета и цирка велика вероятность получения травм

Какими качествами должен обладать (личные качества)

Актер — это профессия, больше подходящая экстравертам. Актер чувствует внимание поклонников не только на сцене, но и в личной жизни. Если вы не готовы к взаимодействию с большим количеством людей на съемочной площадке, постоянному общению с журналистами, то работать актером может быть тяжело психологически.
Кроме умения легко сходиться с людьми и творческих способностей, актеру нужны:
Умение выступать на публике (не бояться сцены)
Умение работать в команде
Отличная память
Трудолюбие
Ораторское мастерство
Выдержка и физическая подготовка
Абстрактное мышление
Уверенность в собственных силах
Энергичность

Где учиться

В театральных вузах и колледжах воспитывают будущих актеров. Там они учатся актерскому мастерству, сценическому движению и речи, акробатике, вокалу, танцу и многим другим профессиональным навыкам. Для успешного воплощения роли актеру нужно научиться ее анализировать, прочувствовать и буквально прожить жизнь своего персонажа.

Чтобы попасть в «мастерскую талантов», нужно будет пройти огромный конкурс — до 450 человек на место. Художественный руководитель, который в этот год набирает курс, разглядывает в будущем студенте не знания по школьным предметам, а, в первую очередь, талант. Абитуриента могут взять, даже если он никогда не занимался в театральной студии и у него низкие баллы ЕГЭ.

Самые известные творческие колледжи страны для будущих актеров, артистов и музыкантов:
✔ Российская академия музыки им. Гнесиных
✔ Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского
✔ Московская государственная академия хореографии
✔ Московский театральный колледж при Московском театре под руководством О. Табакова
✔ Московский государственный театральный колледж (техникум) имени Л.А. Филатова

Театральные вузы есть в большинстве городов Российской Федерации. К самым известным и престижным относятся:
✔ Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК)
✔ Высшее театральное училище (институт) им. М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России (ВТУ им. Щепкина)
✔ Российский университет театрального искусства — ГИТИС (ГИТИС)
✔ Театральный институт им. Бориса Щукина при Государственном академическом театре им. Евг. Вахтангова (ТИ им. Щукина)
✔ Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Где работать

Актер может работать ведущим или аниматором, сниматься в рекламе, быть stand-up комиком или youtube-блогером. Но желанную работу по специальности, можно найти:

• в театрах (Сатирикон, МХТ им. А.П. Чехова, Большой театр, Венская опера)
• в кино (Мосфильм, Ленфильм, Голливуд)
• в цирке (Московский цирк Никулина на Цветном бульваре, Cirque du Soleil)
• на эстраде

Оплата труда (диапазон зарплат)

Если не говорить о доходах звездных актеров и певцов, вроде Дмитрия Нагиева, Сергея Шнурова или Светланы Ходченковой, то
в среднем зарплата актера варьируется от 40 до 200 000 рублей в месяц.
Зарплаты в кино и на эстраде выше, чем в театре и цирке.

Карьерные возможности (рост)

Актер — профессия, где нет привычной карьерной лестницы. Можно стать популярным или заслуженным артистом, можно стать всемирно известным актером и получить Оскара. Но, если актер становится директором театра или режиссером в кино, то он перестает выступать и фактически меняет профессию.

Начало карьеры обычно связано со студенческими спектаклями в театре и ролями второго плана в кино. Обычно будущее место работы определяется тем, где и у какого художественного руководителя учится будущий актер. Со временем амплуа расширяется, и актеру может достаться заветная главная роль.

Перспективы профессии (актуальность, востребованность)

На сайтах поиска работы вы почти не найдете вакансий для актеров, только для аниматоров или актеров массовки. Но это не значит, что профессия не востребована. Просто актеров для нового спектакля или фильма ищут в театральных вузах и непосредственно в актерской среде.

Профессия актера известна с древнейших времен и всегда будет такой, несмотря на то, что отношение к артистам со стороны общества, государства или даже религии может изменяться. Драматическое искусство делает нашу жизнь ярче и духовно богаче, поэтому зрители будут всегда посещать театры, кинопоказы, а дети — любить цирк.

Как приблизиться к профессии актера

Профессия актера — это, как вы уже поняли, больше призвание, чем профессия. Для того, чтобы стать актером, требуется такая трудноуловимая и трудноизмеримая вещь, как талант. Если вы хотите связать свою жизнь со сценой, сначала разберитесь, есть ли у вас этот талант и интересно ли вам драматическое искусство в целом.

Что делать уже сейчас
✔ Посещайте драматический кружок или театральную студию дополнительно к школьным занятиям.
✔ Изучайте ораторское мастерство, вокал и танец.
✔ Ходите в кино, театры и на концерты. Анализируйте игру актеров.
✔ Попробуйте устроиться в театр или на съемочную площадку работать — раздавать афиши или работать в гардеробе. Вы увидите ежедневную работу актеров, репетиции. Позитивные и негативные моменты профессии станут очевидны.

Желаем каждому своего Оскара, Грэмми или ТЭФИ!

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать наши свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Формирование команды для проектной деятельности в учреждении культуры

Рогачева Ирина Валерьевна

Род деятельности: Культура

Номинация: Больше, чем профессия

Муниципальное образование: Ногинский м.р.

Кратко о себе: Работаю директором сельского дома культуры «Ямкино» сельского поселения Ямкинское, Ногинского района с сентября 2015 года. Образование: 1) высшее экономическое; 2) высшее педагогическое (МГПУ (педагогический университет), институт культуры, факультет: «Социально-культурная деятельность» магистратура. Общий стаж работы в культуре – 10 лет.

Читайте также  Налоговый вычет при покупке квартиры по программе

ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ ДЛЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ КУЛЬТУРЫ

Цель проекта:

Сформировать команду для реализации проектов в учреждении культуры с целью улучшения качества обслуживания населения.

Задачи проекта:

1. Диагностика эффективности команды на основе опросов, анкетирования. 2. Обоснование структуры и содержания деятельности команды в условиях реализации проектов в учреждении культуры; 3. Определение критериев, показателей и уровней оценки деятельности команды в реализации проектов в учреждении культуры. 4. Разработка и внедрение модели управления деятельностью команды 5. Составление и реализация Программы развития команды и ее внедрение в практическую деятельность СДК «Ямкино» 6. Подготовка и реализация проектов в СДК «Ямкино» для жителей сельского поселения Ямкинское 7. Анализ деятельности команды (отчеты, анкетирование и т.д.) с целью повышения эффективности и улучшения качества работы.

Описание проекта:

Содержание проекта:Формирование команды – это организация деятельности, направленной на объединения людей в группу, удовлетворяющую заданным требованиям.В проектной деятельности командная работа представляет собой наиболее эффективный способ решения поставленных перед учреждением задач. Проект представляет собой особую форму организации деятельности культуры, которая дает возможность привлекать альтернативные ресурсы, создавать и поддерживать взаимодействие государственных учреждений, коммерческих и общественных организаций, а так же выступает в виде эффективной современной модели управления в сфере культуры. Проектная деятельность — это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги. Проективная деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.Проектная деятельность в социально-культурной сфере представляет собой конгломерат экономического, кадрового, учебно-методического, технологического, педагогического, управленческого потенциала в деятельности социально-культурных учреждений. Важнейшими аспектами проектирования является удовлетворение потребностей разных социальных групп в культурных услугах, социальный характер, многообразие деятельности, создание культурного пространства Приоритетным направлением деятельности для учреждений культуры все больше становится реализация социокультурных проектов.Участие в проекте для сотрудников учреждений социально-культурной сферы должно быть значимым, помогающим развить и реализовать свой организаторский и творческий потенциал в атмосфере взаимоуважения, взаимопонимания. Социально-ориентированный проект — это программа, ориентированная на преодоление или профилактику различного рода проблем путем содержательных и структурных изменений в социокультурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности;- создание условий успешной самореализации человека за счет оптимизации его образа жизни, форм и способов его взаимодействия со средой.- это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность.Кадровое обеспечение проектной деятельности: (ПРИЛОЖЕНИЕ №1 «СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ»)Директор – в данном случае это руководитель проекта, лидер команды, который умело использует все ресурсы для достижения целей мероприятия. Он способствует тому, чтобы результаты достигались самими сотрудниками. Все члены команды выполняют конкретно поставленные руководителем задачи. Руководителю необходимо планировать потребности в человеческих ресурсах.Управление командой проекта – это комплексное, целенаправленное воздействие на команду в целом и отдельных работников в направлении обеспечения оптимальных условий для творческого, инициативного, созидательного труда для достижения поставленной цели.Основной задачей управления проектом для руководителя является: сформировать команду для работы по подготовке и реализации проекта, и сделать ее труд эффективным и производительным.Руководитель проекта планирует, организовывает, координирует и контролирует всю работу, взаимодействует со всеми подразделениями и ответственными лицами.Управление проектом (для директора) включает два аспекта:1. Определение целей мероприятия, разработка действий по их осуществлению и контроль за результатами2. Управление людьми в контексте данного проектаДля организации слаженной работы и получения необходимых результатов ему необходимо:- подобрать хорошую команду- поставить работу, в которой каждый знает свой участок общего дела и свой маневр- создать благоприятные внешние условия для успешной деятельности- установить необходимые контакты- уяснить перспективы данного проекта- разъяснять итоги и планы проекта инвесторам, спонсорам, партнерам, персоналу (т.е. подготовка благоприятных условий для продвижения и осуществления новых программ и проектов)- осуществлять финансовый контроль Руководитель проекта не только обладает лидерскими качествами и профессиональными знаниями, но и:- ориентируется на вопросы культурологи, социальной психологии, — знаком с современными культурными процессами в своей области,- у него развито чувство вкуса, гармонии, стиля, — он развит и продвинут в плане нравственной и интеллектуальной культуры.Художественный руководитель: составляет программы;сценарии, разрабатывает Положения о мероприятиях в рамках проекта, организовывает репетиции, координирует действия звукорежиссера, художника по свету, художника-оформителя, костюмерной, руководителей творческих коллективов, задействованных в программах и и мероприятиях; взаимодействует с зам.директора по АХР на предмет технического обеспечения; взаимодействует с рабочей группой по вопросам работы со спонсорами,участниками, зрителями; подготовки рекламной продукции;Заместитель директора по АХР – координирует работу тех.персонала (рабочие, уборщики, дворники), участвует (рабочие) в оформление залов, фойе, координирует работу служб безопасности по обеспечению охраны порядка и пожарной безопасности; готовит помещения для размещения коллективов — участников мероприятий проекта (рабочие, уборщики); обеспечивает питанием (судей, участников, организаторов, зрителей), взаимодействует с художественным руководителем по вопросам участия в репетициях и подготовке залов и фойе к мероприятиям (рабочие, уборщики); обеспечивает уборку помещений и придворовых территорий, а так же бесперебойную работу всех инженерных систем (инженер, электрик, сантехник). Рабочая группа (назначенные ответственные за определенный вид работ по подготовке и проведению мероприятий проекта из числа работников учреждения) — занимается разработкой рекламной продукции, отвечают за изготовление и размещение (распространение) афиш, баннеров, флаеров, грамот, дипломов, пригласительных билетов; размещение рекламы в СМИ, на сайте учреждения, на рекламных щитах города, взаимодействуют с художественным руководителем по вопросам: работы со спонсорами, работы с участниками (рассылка материалов и информации по мероприятиям). А так же взаимодействуют с звукорежиссером и художником по свету; во время мероприятий проекта осуществляет контроль за соблюдением правил мероприятий и списком участников, координируют работу кураторов (встречающих и размещающих коллективы участников), осуществляют регистрацию, информирование и выдачу, реквизита и др. участникам, контролируют выполнение всех требований организаторов проекта.Модель управления командой проекта: (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)Рассмотрим подробнее компоненты модели:1. Целевой компонент:Цель: управление деятельностью команды обеспечивающее повышение эффективности реализации проектов в учреждении культурыЗадачи: разработать методическое и диагностическое сопровождение управление процессом деятельности команды; оценить эффективность команды проекта; осуществить внедрение модели.2.Методологический компонент:Основными подходами в разработке модели управления процессом деятельности команды в реализации проектов в учреждении культуры стали,: — синергетический подход — деятельностный подход — компетентностный подход На основе рассмотренных подходов определены принципы управления процессом формирования команды- системностиоткрытости,диверсификации, Рассмотренные компоненты определяют функции (ПРИЛОЖЕНИЕ): планирование (определение целей и путей их достижения), — организация (мероприятия по реализации проекта и этапы его осуществления), — мотивация (стимулирование к деятельности), — координация(распределение деятельности мероприятия по времени и обеспечению структуры), — контроль (проверка выполненных целей и задач планирования на каждом этапе подготовки и реализации проекта), — учет(финансовый учет, количественный, кадровый), — анализ (подведение итогов), — отчетность (отчет о подготовке и реализации проекта).3.Содержательный компонент (содержание проекта)4.Деятельностный компонент отражает пути (тренинги, семинары, обучающие программы, деловые игры), формы (групповая, индивидуальная работа), технологии(технологии целеполагания, воспитания ответственности), методики (диагностика, опросы, анкетирование), средства работы с командой для повышения эффективности деятельности. 5.Критериально-оценочный отражает критерии оценки результатов деятельности команды в реализации проекта: показатели— мотивационно-ценностный(ценностные ориентиры; интерес к проектной деятельности; понимание сопричастности с общим делом потребность в саморазвитии, самосовершенствовании)- профессионально-деятельностный (представления о себе как о профессионале своего дела; навыки в постановке цели и ее достижении; использование профессиональных знаний и навыков в проектной деятельности)- личностный (организаторские способности личности; творческая самореализации в проектной деятельности; коммуникативная культура личности)уровни (низкий, средний, высокий)6.Организационный компонент предполагает организационно-управленческие условия:— внешней среды: гибкость вышестоящих организаций и органов местного самоуправления, их готовность к изменениям, взаимодействие и сотрудничество всех организаций данного субъекта самоуправления и культурно-досуговой деятельности, социально-экономическая среда.— внутренние условия: использование потенциала членов команды в повышении эффективности проектов; осуществление комплексного воздействия на личность с целью активизации ее потенциала; построение деятельности по реализации проекта, наличие квалифицированных кадров7.Результативный компонент отражает предполагаемый результат: повышение эффективности управления деятельностью команды в реализации проектов в учреждении культурыЭтапы формирования эффективной команды:1.Диагностирующий (анализ начального состояния)2.Мотивационный (мотивация на работу по повышению эффективности)3.Содержательный (содержание действий: составление программы развития команды; практическое внедрение разработок )4.Корректирующий (контроль исполнения заданного направления)5.Обобщающий (оценка результата).В процессе реализации проекта будут выполняться намеченные цели, создаваться новые условия, выявляться новые критерии и достигаться новые результаты.Проект рассчитан на 2 года (сентябрь 2015 — сентябрь 2017гг.)

Мероприятия в рамках проекта:

— «Фольклорный праздник «Осенины»; — Фестиваль живого звука «PROталины»; — спектакль «Жди меня»; — «Деревенские каникулы»; — «Мы – наследники победы» и другие

Охват проекта:

Проект рассчитан на: 1. Персонал СДК Ямкино», лаяльных участников клубных формирований (в основном молодежь) и активных жителей сельского поселения Ямкинское, участвующих в мероприятиях учреждения — 41 человек 2. Население Ямкинского поселения 4000 человек

Затраченные ресурсы:

1. интеллектуальные 2. временные: подготовка материалов для проекта заняла 2 месяца; проект (формирование команды и повышение эффективности ее работы) рассчитан на 2 года ( сентябрь 2015 — сентябрь 2017гг.)

Достигнутые результаты:

1) При внедрении программы развития команды повысилась ее эффективность 2) Сформированной командой были реализованы следующие проекты: — фольклорный праздник «Осенины»; — фестиваль живого звука «PROталины»; — спектакль «Жди меня»; — досуговые программы «Деревенские каникулы»; и другие. 3) Количество мероприятий учреждения в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилось на 35%, количество клубных формирований – на 33%

Дата старта проекта: 01.09.2015

Сайт проекта:

Ссылки на материалы проекта: tvnoginsk.ru/?p=9228 dk-yamkin.

Документы, подтверждающие достижения соискателя, реализацию проекта, сроки и стоимость проекта