Мотоцикл на учет в гибдд через суд

Постановка на учёт транспортного средства на основании решения суда

Вечер добрый, господа юристы.
Предлагаю, на мой взгляд, интересную и нестандартную тему для дискуссии.
Предполагаю, что в процессе дискуссии, появиться истина.
Мне позвонил знакомый.
1,5 года назад он купил мотоцикл у друга, который в свою очередь купил этот мотоцикл в магазине в 1993 году.
Мотоцикл не был поставлен на учет. Человек, который его купил на нем не ездил (вообще не понятно, зачем он его покупал), мотоцикл стоял у него в гараже.
Когда он стал занимать там много места, он решил его продать.
При этом документы, подтверждающие факт покупки он потерял.
Где и в каком магазине он покупал мотоцикл он не помнит.
Мой знакомый захотел поставить мотоцикл на учёт в ГИБДД, но там ему сказали, что надо обратиться в суд, который сделает запрос по факту угона мотоцикла в ГИБДД, и когда подтвердиться, что мотоцикл не в угоне, то суд выдаст решения и на основании этого решения, ГИБДД поставит мотоцикл на учёт.
Вопросы такие:
1.) Что надо сделать моему знакомому, чтобы поставить на учёт мотоцикл в ГИБДД?
2.) Если будет иск в суд, кто является ответчиком?
3.) На основании чего, каких документов и чего другого, суд будет делать запрос в ГИБДД?
4.) Может у кого была похожая ситуация, тогда подскажите, что сделать?

1) Идете в ГАИ ставить на учет (без доков) — вас там посылают:-), уж не знаю каким образом, но надо взять справку, что тебя послали:-):-)
2) Идете в суд и составляете иск, что вас послали:-)
доводы в вашу пользу — техника у вас давно
— ваши знакомые знают про это тоже давно (свидетели или соучастники:-))

«уж не знаю каким образом, но надо взять справку, что тебя послали:-):-)» — пишется заявление о постановке на учет, получается отказ.
Этот отказ можжно обжаловать в суд, предоставить доказательства приобретения и просить суд признать средство зарегистрированным. Если ГИБДД заявит о возможном угоне, то пусть сами и предоставят суду справку о том, что средство числится в угоне, так как стороны обязаны предоставить доказательства, если их нет, то суд признает регистрацию.

«в ГИБДД, но там ему сказали, что надо обратиться в суд, который сделает запрос по факту угона мотоцикла в ГИБДД»» — просто шедевр.

Документы, которые необходимо представить для осуществления регистрации транспортного средства (ТС):
заявление;
документ, удостоверяющий личность гражданина, обратившегося за регистрацией;
документ, удостоверяющий полномочия гражданина представлять интересы собственника ТС;
документ об уплате госпошлины;
регистрационный документ или паспорт ТС, если он выдавался;
ТС;
документы, удостоверяющие право собственности на ТС, и номерной агрегат;
страховой полис ОСАГО;
регистрационные знаки ТС или «ТРАНЗИТ», а также регистрационные документы и номера государств регистрации ТС, ввезенных в Россию;
свидетельство о соответствии конструкции ТС требованиям безопасности в случаях изменения регистрационных данных в связи с изменением конструкции ТС.

Вот Вам выдержка отсюда: «Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел Российской Федерации»

п. 36:
Заявления собственников и владельцев транспортных средств, документы, удостоверяющие право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты либо подтверждающие снятие предусмотренных настоящими Правилами запретов и ограничений, копии документов, удостоверяющих полномочия гражданина представлять интересы собственника при совершении регистрационных действий, оформленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, документы об уплате установленных платежей, высвободившиеся регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки, включая регистрационные документы и регистрационные номера государств регистрации транспортных средств (если они не изъяты таможенными органами), ввезенных на территорию Российской Федерации, регистрационные знаки «ТРАНЗИТ», а также оригиналы паспортов транспортных средств, предназначенных для оформления и выдачи заявителю, сдаются в регистрационное подразделение.

В соответствии с Приказом МВД России от 4 июня 2007 года N 488

Если подлежащие сдаче в регистрационное подразделение паспорта транспортных средств, регистрационные документы или знаки утрачены, в заявлениях указываются обстоятельства их утраты.

Решение суда о признании права собственности и возложении обязанности по регистрации транспортного средства № 2-5061/2017

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Омск 28 ноября 2017 года

Кировский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Паталах С.А.,

при секретаре Небеснюк Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к МОТН и РАС ГИБДД УМВД России по о признании права собственности и возложении обязанности по регистрации транспортного средства,

ФИО1 обратился в суд с названным иском в обоснование указав, что в 1998 он приобрел на авторынке, расположенном по адресу: , транспортное средство — мотоцикл ЯВА-350, модель 360,00, 1973 года выпуска, с номерными агрегатами двигателя №, шасси №, заплатив продавцу ФИО5 500 рублей. На учет приобретенный мотоцикл он не поставил, так как последний требовал капитального ремонта. При этом указал, что договор купли-продажи и справка-счет на мотоцикл была выдана ему продавцом ФИО4, и впоследствии данные документы были истцом утеряны. Ранее указанное транспортное средство на учете не состояло, в настоящее время не состоит, в розыске не значится. Однако в постановке мотоцикла на регистрационный учет ему было отказано по причине отсутствия документов подтверждающих право собственности.

Просит суд признать за истцом право собственности на транспортное , с номерными агрегатами двигателя №, шасси №, а также возложить на ответчика обязанность произвести регистрацию транспортного , с номерными агрегатами двигателя №, шасси №, а также возложить на МОТН и РАС ГИБДД УМВД России по обязанность произвести регистрацию указанного транспортного средства.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Дополнительно суду пояснил, что в 1998 он приобрел мотоцикл, с указанного времени истец его отреставрировал. Однако за это время продавец умер. В ГИБДД ему отказали в регистрации спорного мотоцикла, так как не было представлено документов о праве собственности на транспортное средство. Прежний собственник транспортного был его соседом. С заявлением о постановке на регистрационный учет транспортного средства в регистрирующие органы он не обращался. В настоящее время документов, подтверждающих право собственности, как прежнего собственника, так и у него самого нет.

Представитель ответчика МОТН и РАС ГИБДД УМВД России по Омской области о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица УМВД России по Омской области о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил. Представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с под. 1 п.1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно ч. 3 ст. 218 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 234 ГК РФ, лицо — гражданин или юридическое лицо, — не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Как следует из искового заявления и пояснений истца, данных в ходе судебного заседания, в 1998 году он приобрел на авторынке, расположенном по адресу: , транспортное средство — мотоцикл с номерными агрегатами двигателя №, шасси №, заплатив продавцу ФИО5 500 рублей.

При этом договор купли-продажи и справка-счет на мотоцикл были выданы ему продавцом ФИО4, однако впоследствии данные документы истцом были утеряны.

Кроме того, ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 13).

Также из искового заявления следует, что истец в устной форме обратился в МОТН и РАС ГИБДД УМВД России по Омской области по вопросу постановки указанного транспортного средства на регистрационный учет, однако ему было отказано, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие право собственности, как прежнего собственника, так и истца.

Читайте также  Отказ в оказании благотворительной помощи образец

Федеральный закон № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения», определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установил порядок регистрации транспортных средств.

В силу п. 3 ст. 15 от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Из данной нормы следует, что отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, препятствует его регистрации. Таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.

В целях обеспечения полноты учета автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации Правительством Российской Федерации издано постановление № 938 от 12.08.1994 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

В соответствии с п. 8 Приказа МВД России от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», регистрация транспортных средств, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации.

Как установлено п. 15 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказа МВД России № 605 от 07.08.2013, для осуществления регистрационных действий заявителями предоставляются: документы на транспортное средство, номерные агрегаты в том числе паспорт транспортного средства; регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака (а также выдававшиеся ранее свидетельства о регистрации транспортных средств, технические паспорта (технические талоны) транспортных средств); документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, номерной агрегат в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К документам, удостоверяющим право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты относятся: заключенный в установленном порядке договор (купли-продажи, мены, дарения и другие договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации), удостоверяющий право собственности на транспортное средство, номерной агрегат; решения судов, судебные приказы, постановления органов принудительного исполнения судебных актов; свидетельства о праве на наследство; иные документы, удостоверяющие право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ № 938 от 12.08.1994 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающие возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Эксплуатация транспортных средств, не зарегистрированных в установленном порядке и не прошедших государственный технический осмотр, запрещена действующим законодательством.

Из приведенных законоположений следует, что регистрация транспортных средств, в подразделениях ГИБДД является обязательным условием для их использования собственниками в дорожном движении. При этом возможность такой регистрации связывается с соответствием транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения.

Истец в ходе судебного заседания не отрицал, что какие-либо документы на транспортное средство — мотоцикл ЯВА-350, модель 360,00, 1973 года выпуска, с номерными агрегатами двигателя №, шасси № у него отсутствуют.

В соответствии с ответом МОТН и РАС ГИБДД УМВД России по от ДД.ММ.ГГГГ, по данным Федеральной информационной системы Госавтоинспекции МВД России мотоцикл ЯВА-350, двигатель №, шасси № не регистрировался (л.д. 57).

При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства, в совокупности с вышеприведенными положениями закона, суд приходит к выводу о том, что не имеется оснований для признания права собственности в порядке ст. 234 ГК РФ, поскольку истцом не представлено документов подтверждающих возникновение у него, либо прежнего собственника права на указанное транспортное средство.

Таким образом, требования истца в названной части удовлетворению не подлежат.

Кроме того, суд приходит к выводу, что истцом требования предъявлены к ненадлежащему ответчику.

Исходя из положений ст. 11 ГК РФ, исковые требования предъявляются к лицам, нарушившим либо оспорившим какие-либо права, свободы или законные интересы истца.

В силу ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 40 ГПК РФ право выбора ответчика принадлежит истцу.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2008 № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству», если при подготовке дела судья придет к выводу, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, он с соблюдением правил ст. 41 ГПК РФ по ходатайству ответчика может произвести замену ответчика. Такая замена производится по ходатайству или с согласия истца.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2013 № 1626-О в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть третья статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе. Поэтому, если суд придет к выводу о том, что выбранное истцом в качестве ответчика лицо не является субъектом спорного материального правоотношения, обязанным удовлетворить право требования истца, принудительной реализации которого тот добивается в суде, суд обязан отказать в удовлетворении иска.

Истцом предъявлены требования к МОТН и РАС ГИБДД УМВД России по Омской области, которое является структурным подразделением УМВД России по Омской области, обеспечивающим, проведение государственного технического осмотра и регистрацию автотранспортных средств.

При этом органы ГИБДД не ведут реестр прав собственности на транспортные средства, а осуществляют регистрацию автомототранспортных средств, что является одновременно допуском к участию в дорожном движении и мерой по учету транспортных средств.

Таким образом, подразделения Госавтоинспекции не определяет право собственности на транспортное средство, а лишь при предъявлении необходимых документов, совершают регистрационные действия по постановке на регистрационный учет для допуска технически исправного транспортного средства к участию в дорожном движении.

Однако действия ответчика по регистрации автомототранспортных средств не влекут возникновение (прекращение) права собственности на указанные средства.

Таким образом, суд полагает, что МОТН и РАС ГИБДД УМВД России по Омской области является ненадлежащим ответчиком по рассматриваемому спору, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Исковые требования ФИО1 к МОТН и РАС ГИБДД УМВД России по о признании права собственности и возложении обязанности зарегистрировать транспортное средство — оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.А. Паталах

Мотивированное решение изготовлено 01 декабря 2017 года

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

СПАО «РЕСО-Гарантия» обратилось в суд с названным иском в обоснование указав, что дд.мм.гггг между СПАО «РЕСО-Гарантия» и ФИО4 заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности автомобиля транспортного средства AUDI S8, госуда.

СПАО «РЕСО-Гарантия» обратилось в суд с иском к Миколайчику И.И. о взыскании страхового возмещения в порядке суброгации, в обоснование указав, что дд.мм.гггг между истцом и ФИО1 заключен договор добровольного имущественного страхования (страховой .

Владелец? докажи!

РЕГИСТРАЦИЯ МОТОЦИКЛА БЕЗ ДОКУМЕНТОВ

Мотоциклисты частенько сталкиваются с трудностями при регистрации старых мотоциклов, документы на которые давно потеряны. По сути, ставить на учет такие аппараты запрещено, ведь ГИБДД регистрирует транспортные средства только за их собственниками, а право собственности подтверждается соответствующими документами — договором купли-продажи, справкой-счетом или иными подобными. К «иным» относится и решение суда.

Читайте также  Рассмотрение ходатайства в конце арбитражного процесса

Поэтому поставить на учет старый мотоцикл без документов можно, только обратившись в суд с заявлением об установлении юридического факта — вашего права собственности на мотоцикл. Естественно, здесь это право придется доказать. К сожалению, на подобного рода процессах не действует принцип презумпции невиновности — когда все неустранимые сомнения толкуются в пользу гражданина. Наоборот, закон обязывает гражданина доказать все обстоятельства, на которые он ссылается, и устранить эти самые «неустранимые сомнения». Исследовав все полученные по делу доказательства и убедившись в правомерности претензий заявителя, суд примет решение о признании за заявителем права собственности на мотоцикл. Вооружившись решением суда, можно смело идти в ГИБДД и ставить мотоцикл на учет.

Даже если на аппарат нет вообще никаких документов, в регистрационном отделе его обязаны зарегистрировать.

Самый простой способ доказать свое право собственности — привести свидетелей. Они покажут, что мотоцикл действительно был куплен вами давным-давно у какого-нибудь пенсионера, который этот аппарат и на учет-то никогда не ставил… Или то, что мотоцикл фактически находился в вашем владении пять лет и все это время вы «добросовестно, открыто и непрерывно» владели им. В этом случае наступает так называемая «приобретательная давность» (статья 234 Гражданского кодекса России) — и владелец автоматически становится собственником мотоцикла.

Сразу оговорюсь: не стоит обольщаться и тащить в суд друзей, которые покажут все что угодно. Перед допросом свидетелей судья предупреждает их об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. И если во время процесса (или даже после его завершения) выяснится, что свидетели говорили неправду, против них могут возбудить уголовное дело. Как и против заявителя, обвинив его, например, в мошенничестве.

Любые процессы по установлению юридических фактов, и особенно по установлению права собственности, штука непростая. Как правило, одних показаний свидетелей бывает недостаточно, и заявителю все-таки приходится искать хоть какие-нибудь документы, подтверждающие его права на технику. И чем больше убедительных бумажек он сможет предоставить, тем больше у него шансов доказать свою правоту.

РЕГИСТРАЦИЯ МОТОЦИКЛА, ПРИОБРЕТЕННОГО ПО ДОГОВОРУ КУПЛИ-ПРОДАЖИ, ЗАКЛЮЧЕННОМУ В УСТНОЙ ФОРМЕ

Мотоцикл считается движимым имуществом. Именно поэтому закон позволяет покупать и продавать мотоциклы по договорам купли-продажи, заключенным в устной форме. Причем, если сделка исполняется при самом ее совершении (когда передача и мотоцикла, и денег происходит одновременно), устная форма допускается независимо от цены сделки. В этом случае при обращении в ГИБДД мотоцикл обязаны зарегистрировать при предъявлении ПТС с отметкой о снятии его с учета.

Но это идеальный вариант, который встречается, увы, только на бумаге. Нежелание сотрудников госинспекции ставить на учет мотоциклы, купленные таким образом, объяснить очень просто, и понять гаишников тоже: за обоснованность постановки на учет они несут личную, служебную и уголовную ответственность. Если позже выяснится, что мотоцикл угнан, спросят не только с угонщика, но и с должностного лица, принявшего решение о регистрации этого аппарата: мол, плохо проверил. Поэтому ГИБДД ищет любые предлоги, чтобы отказать в регистрации вообще каких-либо транспортных средств, приобретенных по устным сделкам. Заявителю чаще отказывают в постановке мотоцикла на учет без объяснения причин и выдачи письменного отказа. А раз письменного отказа нет, заявитель не может его даже обжаловать, потому что представитель отдела ГИБДД, не моргнув глазом, скажет, если его спросит проверяющий, что к ним вообще никто не обращался по регистрации этого конкретного мотоцикла!

Если все же задаться целью поставить мотоцикл на учет на основании устного договора, то придется добиться от ГИБДД этого письменного отказа. А вот с ним можно идти жаловаться в суд. Судья будет обязан проверить все обстоятельства сделки, в частности, пригласит и допросит продавца. Если все «чисто», суд обяжет ГИБДД поставить мотоцикл на учет.

Вот только с момента обращения в ГИБДД до вынесения решения суда пройдет полгода, а то и больше. Думаю, овчинка выделки не стоит, так что гораздо проще и быстрее все сделки по приобретению техники оформлять письменно. Тем более, что договор купли-продажи не требует никакого заверения, а для его законности достаточно двух подписей — продавца и покупателя.

Как Чехов попал в аварию

На эти, как оказалось, важные вопросы ответ дал Верховный суд в обзоре судебной практики. Это, по сути, конкретные рекомендации для всех остальных судов, как принимать решения в подобных ситуациях.

Некоторые страховые компании, а также некоторые судьи, как выяснилось, не знают, с какого момента наступает право собственности на движимое имущество, то есть автомобиль. В результате первые отказывают в выплате после аварии, а вторые поддерживают их в заблуждениях.

Итак, в апреле 2014 года в Ростове-на-Дону произошла авария. Водитель Зайцева врезалась в машину Чехова. Эксперты оценили ущерб в 105 тысяч рублей. Однако страховая виновника аварии отказала в выплате. Она сослалась на то, что автомобиль якобы не принадлежит Чехову. Согласно паспорту транспортного средства, а также свидетельству о регистрации, машина зарегистрирована в ГИБДД за другим человеком. А поэтому он не собственник машины и претендовать на выплаты не может. И это несмотря на то, что у него есть договор купли-продажи, акт приема-передачи автомобиля, а также договор ОСАГО, заключенный именно на основании этих документов, с другой страховой компанией.

В общем, страховщики горазды искать отговорки, лишь бы не платить по счетам. Однако и суд первой инстанции подтвердил справедливость их претензий. Его поддержал и суд апелляционной инстанции. Мол, машину с регистрационного учета не снимали, на новый, за Чеховым, не ставили. А поэтому не принадлежит она Чехову, несмотря на то, что он заплатил за нее деньги и получил ее в собственность согласно договору купли-продажи и акту приема-передачи.

Однако Верховный суд с таким решением не согласился. В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 223 ГК РФ, моментом возникновения права собственности у приобретателя вещи по договору является момент ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

Иное — это недвижимое имущество. Право собственности в этом случае подлежит государственной регистрации. И только после этой процедуры, получив на руки соответствующий документ, владелец становится полновластным собственником. Но к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Кстати, к недвижимым вещам относятся также воздушные и морские суда, а также суда внутреннего плавания. Они тоже подлежат государственной регистрации.

Однако автомобили, мотоциклы и прочее относятся к движимому имуществу. Государственная регистрация прав на них не распространяется. Регистрация транспортных средств носит учетный характер и не служит основанием для возникновения на них права собственности. То есть без регистрации автомобиль не может ездить по дорогам общего пользования. Это прописано в законе о безопасности дорожного движения. Исключения сделаны для тех, кто только что приобрел автомобиль. Для постановки на регистрационный учет им отпущено 10 суток.

Гражданский кодекс РФ и другие федеральные законы не содержат норм, ограничивающих правомочия собственника по распоряжению транспортным средством в случаях, когда это транспортное средство не снято им с регистрационного учета. Отсутствуют в законодательстве и нормы о том, что у нового приобретателя транспортного средства по договору не возникает на него право собственности, если прежний собственник не снял его с регистрационного учета. Таким образом право собственности на автомобиль возникает с момента передачи его новому собственнику на основании договора купли-продажи при подписании акта приема-передачи.

А на кого автомобиль зарегистрирован в ГИБДД — никого не должно беспокоить, кроме предыдущего собственника. Суды всего этого не учли. Поэтому Верховный суд вернул дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, чтобы решение было принято с новыми вводными.

Надо сказать, что собственник автомобиля обязан зарегистрировать машину в ГИБДД в течение 10 суток. Владение автомобилем накладывает определенные обязательства. Хотя бы по уплате налога на транспортное средство. При этом не важно эксплуатируется оно или нет.

При этом в налоговой инспекции, а также в ГИБДД договор купли-продажи и акт приема-передачи считаются документами, которые подтверждают переход права собственности. А у страховщиков почему-то нет.

Регистрация мотоцикла в РФ

Как зарегистрировать мотоцикл, если нет документов, вы его собрали сами или владелец транспортного средства умер

Если вы собрались купить мотоцикл, то следует знать, что без регистрации покататься на нем не получится. Точнее говоря — ездить на незарегистрированном транспортном средстве в городе запрещено и его легко могут конфисковать уполномоченные представители органов власти. Впрочем, если у вас есть необходимые документы, то пройти процедуру регистрации достаточно просто. Но как зарегистрировать мотоцикл без документов или если он самодельный? Это уже намного сложнее, ведь бумаг нет. Однако ничего невозможного нет.

Читайте также  Если отец ребенка инвалид положены ли льготы

Кто должен ставить мотоцикл на учет

Эту процедуру должен выполнять новый владелец. Конечно, нередко возникает вопрос — как зарегистрировать мотоцикл в России если хозяин умер? В этом случае хорошую помощь окажет юрист, однако на деле все проходит достаточно просто — вам нужно лишь доказать, что вы являетесь новым владельцем (допустим, предъявить договор о покупке или получении ТС в наследство). В некоторых случаях, это придется делать через суд (если не все документы были собраны) или другие ответственные инстанции.

Снимать его с учета перед продажей необходимости нет, что упрощает процесс продажи, но вот покупку делает несколько более тяжелой. Так что, если мотоцикл был приобретен недавно, заняться его регистрацией следует немедленно. Помните, что по срокам есть ограничения:

  1. При покупке на территории России у вас есть всего 10 дней на процедуру. Этого хватит для подготовки необходимых документов и прохождения комиссии;
  2. При покупке за пределами страны — за 5 дней с момента прохождения границы (ведь все документы на ТС уже будут у вас).

Впрочем, здесь есть важный нюанс, о котором знают не все мотолюбители. А именно — есть мотоциклы, которые не нужно официально регистрировать в органах ГИБДД, и это те, что официально признаются спортивными:

  1. Питбайки;
  2. Кроссовые модели.

Их не нужно регистрировать просто потому, что в конструкции отсутствуют световые приборы и сигналы поворотов. А то значит, что их нельзя использовать в черте города — только на специально оборудованных треках. Поскольку вы не собираетесь показываться на нем в городе (перевозить его вообще можно лишь в кузове автомобиля или в прицепе), то и регистрацию проходить необязательно.

Исключением могут быть:

  1. Супермото;
  2. Эндуро.

Эти варианты спортбайков можно использовать в черте города, поскольку они имеют поворотники и сигнальные огни. Поэтому, если вы собираетесь появляться на них в городе, то обязаны пройти регистрацию.

Несколько лет назад можно было не регистрировать скутеры. Однако современное законодательство (с начала 2019-го года), требует проходить регистрацию и их владельцам.

Насколько сложно и долго регистрировать мотоцикл в ГИБДД

Если интересует, как зарегистрировать мотоцикл без документов в ГИБДД, то это уже весьма сложная процедура. И сильно отличается от того, как это делают счастливые обладатели необходимых бумаг:

  1. Сначала нужно пройти техосмотр (за свой счет);
  2. Получить ОСАГО (обязательное требование);
  3. Стать на учет, предъявив документы, подтверждающие право собственности.

Учитывайте, что при покупке байка у официального дилера (в салоне), то для прохождения осмотра его нужно доставить на автомобиле (перевозка или эвакуатор). В ином случае вы скорее всего получите штраф.

Получить страховку также труда не составит. Посетите ближайшее отделение компании, которая занимается такой работой, и предъявите следующие документы:

  1. Талон техосмотра;
  2. Водительское удостоверение (требуется категория А).
  3. Предоставьте документы на транспорт (техпаспорт).

Не имея необходимых документов поставить транспорт на учет нельзя. Ведь право собственности позволяет установить, что мотоцикл не краденный и был ввезен легально. Чтобы стать на учет вам потребуется следующее:

  1. Оригинал ОСАГО, выписанный на ваше имя (ка владельца мотоцикла);
  2. Техпаспорт байка;
  3. Номера транзитные (если есть);
  4. Заявление (ваша официальная просьба стать на учет);
  5. Паспорт владельца ТС;
  6. Подтверждение уплаты пошлины;
  7. Подтверждение того, что мотоцикл принадлежит вам;
  8. Документы с таможни (лишь в том случае, если байк был приобретен за границей).

Во время учета инспектор будет сверять номер рамы с указанным в документах. Поэтому важно, чтобы рядом находился и сам мотоцикл. После документального подтверждения остается лишь получить новые номера.

Регистрируем мотоцикл без документов

Можно ли и как зарегистрировать мотоцикл без документов? В действительности можно, но здесь есть ряд нюансов, так что придется долго ждать и готовить деньги. Вы должны подтвердить то, что законно совершили покупку. Для этого используется постановление суда (точнее говоря — копия решения), в котором указывается имя нынешнего официального владельца. Также важно провести идентификацию мотоцикла (указать все необходимые данные — марку и модель, идентификационный номер и год выпуска).

Важно учесть, что во время этой процедуры мотоцикл считается новым, что подтверждает налоговый кодекс и закон о транспортных средствах в целом. Для прохождения регистрации нужно будет оценить конструкцию нового мотоцикла, его технического состояния и проверить, насколько они соответствуют правилам, стандартам и нормативам страны.

Поэтому, если вас интересует, как зарегистрировать мотоцикл старый и без документов в России, то нужно обратиться в суд и ГИБДД. Если транспортное средство не числится в угоне, и вы имеете достаточно оснований для подтверждения права собственности, то вся процедура пройдет достаточно быстро.

Если байк был приобретен давно, то нужно составить иск о признании права собственности по давности покупки. Главная суть действия — доказать, что вы имеете право пользоваться мотоциклом длительное время и никто не сможет оспорить ваше право владения мотоциклом (вы должны были его использовать не менее 5 лет до этого). Как вариант, можно ограничится одним иском о признании права собственности — здесь все зависит от ситуации. Так что данный вопрос лучше проконсультировать с адвокатом.

Сертификат соответствия получить просто — обращайтесь в предприятие, которое может сертифицировать все колесные транспортные средства. Специалисты проведут необходимые тесты и, если все комплектующие байка будут соответствовать стандартам, то вы получите долгожданный документ. Однако если мотоцикл не просто старый, а уже технически устаревший и не соответствует нормам, то документ вы получить не сможете. И байк нужно будет ремонтировать (менять старые детали).

Как зарегистрировать самодельный мотоцикл

Допустим, вы настоящий мастер и самостоятельно собрали байк своей мечты или заказали эту работу у опытных механиков. В последнем случае вся процедура регистрации ложится уже на их плечи и вы, как владелец, можете спокойно отдыхать. Но что делать, если это вы собрали его из запчастей (пусть и приобретенных у официальных дилеров)? Можно ли и как зарегистрировать мотоцикл без документов если он самодельный?

Эту процедуру нельзя назвать простой и быстрой. Однако она все же выполнима, особенно если хватило терпения собрать действующий байк. Лучше всего заняться подготовкой документов до начала такого строительства — зайдите в ближайшее отделение ГИБДД и узнайте адрес ближайшей компании сертификации. Или сделайте это после того, как получите готовое транспортное средство.

Теперь нужно сделать следующее:

  1. Создать письмо, в котором будут находиться все чертежи вашего мотоцикла (строить «на глазок» без схем нельзя), эскизы деталей и все технические расчеты и отправить данные документы в сертификационный центр;
  2. Специалисты проведут оценку транспортного средства. Это может быть либо переделка существующей модели, либо действительно уникальное творение с собственной рамой и техническими характеристиками. Это отражается в документах;
  3. Если мотоцикл собран «с нуля» и не является переделкой, то им занимаются специалисты сервиса сертификации. Если это переделка, то им, кроме центра сертификации, будет заниматься еще и ГИБДД (нужно установить, не создан ли он из деталей от угнанных байков);
  4. Отвезти мотоцикл после его полной сборки в сервис сертификации (отвозить только на специальном транспорте). Здесь он пройдет технические испытания. При необходимости механики подскажут, что нужно переделать (или — доделать), чтобы он соответствовал нормам и правилам, укажут недочеты в конструкции;
  5. После их исправления байк проходит дополнительный тест. Вы получаете необходимый документ и можете отправляться в ГИБДД для регистрации.

Если вы проделаете все эти шаги, то вопросов как зарегистрировать мотоцикл самодельный, а не от брокера, уже не возникнет — с этим документом вся процедура уже не отличается от стандартной и занимает столько же времени. В конце вы получаете новые номера и можете спокойно использовать байк в городской черте.

В любом случае, если возникают вопросы можно ли и как зарегистрировать мотоцикл самодельный или старый, а также другие (например, что делать, если прямоток на мотоцикле отсутствует) намного лучше обратиться к специалистам. А это — либо опытные юристы, разбирающиеся именно в таких вопросах, либо механики в сертификационных центрах.