Налогообложение ндпи угля

Налогообложение ндпи угля

7. Налог на добычу полезных ископаемых, уплачиваемый при добыче твердых полезных ископаемых

В рамках реализации основных направлений налоговой политики на предыдущие периоды в среднесрочной перспективе предполагалось реализовать комплекс мер по совершенствованию налога на добычу полезных ископаемых в части полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью. В частности, предполагалось в 2008 — 2009 годах перейти к максимально широкому использованию специфических налоговых ставок (в первую очередь, в отношении каменного угля, торфа, солей и т.д.).

В связи с этим будет активизирована работа по совершенствованию налогообложения добычи полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, с целью применения специфической ставки налога на добычу полезных ископаемых к добыче различных видов твердых полезных ископаемых, а также уточнения действующих норм законодательства о налогах и сборах в части определения налоговой базы, количества добытых полезных ископаемых и расходов на их добычу.

В частности, начиная с 2010 года предполагается перейти на взимание налога на добычу полезных ископаемых по углю на основании специфических налоговых ставок, дифференцированных в зависимости от вида угля. В качестве самостоятельных видов полезных ископаемых будут выделены антрацит, уголь коксующийся, уголь бурый и уголь за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, при этом для каждого вида угля будут установлены специфические налоговые ставки, что отражает наличие принципиально различных рынков угля с отличающимся уровнем цен. Специфические ставки налога по видам углей на 2010 год будут рассчитаны исходя из задачи обеспечения поступлений налога на добычу полезных ископаемых на уровне 2007 года с учетом фактически сложившегося уровня цен на уголь в 2008 году и их прогнозных значений на 2009 и 2010 годы. Так, за 1 тонну добытого антрацита будет установлена ставка 55 рублей, коксующегося угля — 70 рублей, бурого угля — 10 рублей, прочего угля — 34 рубля.

В рамках предлагаемого порядка налогообложения добычи угля будет предусмотрено периодическое применение к ставкам налога на добычу полезных ископаемых коэффициента-дефлятора, учитывающего изменение цен на уголь, определяемого ежегодно. Это позволит начиная с 2011 года автоматически индексировать налоговые ставки в соответствии с фактически сложившимся уровнем цен на уголь в предыдущем году.

В качестве существенного нововведения, позволяющего учесть при налогообложении затрат налогоплательщика на обеспечение безопасности труда при добыче угля предполагается установить возможность применения налогового вычета к исчисленной сумме налога в размере затрат, произведенных в целях обеспечения безопасности труда на участках недр с высоким уровнем метанообильности и склонностью угольных пластов к самовозгоранию. Предполагается также, что размер указанного налогового вычета не будет превышать 30% суммы исчисленного за налоговый период налога, а понесенные расходы как текущего, так и капитального характера, можно будет вычитать из суммы исчисленного налога в течение трех лет после месяца, в котором такие расходы были осуществлены.

Итоги «Недели горняка – 2020»

Одной из главных тем, которые были подняты на заседании клуба, стала проблема налогового регулирования горнопромышленных и энергетических проектов. В рамках ее обсуждения профессор кафедры экономики организации Финансового университета Наталия Харитонова представила анализ изменения системы взимания НДПИ в угольной промышленности. «ФГ» публикует ее статью, в которой в более развернутой форме изложены итоги изучения данной темы.

Практика налогообложения при добыче угля

Российская и зарубежная практика налогообложения пользования природными ресурсами основана на том, что природная рента, определяемая не факторами производства конкретного предприятия, а уникальностью месторождения добываемого природного сырья, принадлежит собственнику, которым в Российской Федерации согласно Федеральному закону РФ «О недрах» является государство.

Теории и практике известно несколько вариантов механизма изъятия природной ренты:

прогрессивное налогообложение прибыли;

налог на добычу полезных ископаемых;

плата за пользование месторождениями природных ресурсов;

специальные инструменты (соглашение о разделе продукции, корректировка налоговых ставок, возможность возмещения собственником природных ресурсов (государством) понесенных хозяйствующим субъектом расходов).

Практика зарубежных стран ориентирована на создание системы изъятия природной ренты, основанной на использовании нескольких элементов механизма налогообложения одновременно, что позволяет оптимизировать поступление налоговых платежей в доход государства от пользователей недр.

До 2002 года в России действовала система нескольких видов платежей и сборов за пользование природными ресурсами, которая с принятием Налогового кодекса РФ была трансформирована в налог на добычу полезных ископаемых. При этом налоговая ставка существует в двух вариантах: либо в процентах от стоимости извлеченного из недр природного ресурса за минусом расходов, связанных с его добычей, либо в твердых ставках с каждой физической единицы (т, м³) добытого природного ресурса. В абсолютном выражении указанный налог является лидером в составе доходных статей консолидированного бюджета. В 2018 году его величина превысила 6,1 трлн руб.

Следует подчеркнуть, что доля НДПИ с добычи угля невелика (0,2%, или около 10 млрд руб. в составе годового консолидированного бюджета). Несмотря на то, что в России, занимающей 2-е место в мире по запасам, 6-е место в мире по добыче и 3-е – по экспорту, имеется явно выраженная тенденция к увеличению добычи каменного угля и поставки его за рубеж.

Динамика добычи и экспорта угля в России


Перспектива дальнейшего наращивания добычи каменного угля связана в России с развитием углехимии, поскольку в сравнении с нефтью и газом уголь (при использовании его в качестве топлива) оказывает более существенное негативное воздействие на окружающую природную среду. В связи с этим доля каменного угля как топливно-энергетического ресурса в составе топливно-энергетического баланса (далее – ТЭБ) неуклонно снижается (в настоящее время не более 26% в общемировом балансе и около 15% – в российском), уступая место более экологически чистым видам топлива, в том числе и возобновляемым природным ресурсам (энергии солнца, ветра, приливов), а также биологическому топливу.

В отношении каменного угля принятым в 2002 году НК РФ была установлена ставка в размере 4% от стоимости добытого сырья за минусом понесенных угледобывающим предприятием расходов. По существу речь шла об изъятии дополнительного дохода по аналогии с налогообложением прибыли. При этом механизм не предполагал дифференциацию налоговых изъятий в зависимости от качества добываемого угля. До 1 апреля 2011 года видами полезного ископаемого признавались уголь каменный, уголь бурый, антрацит и горючие сланцы. С 1 апреля 2011 года видами добытого полезного ископаемого, подлежащего обложению НДПИ, являются антрацит, уголь коксующийся, уголь бурый и прочие угли, за исключением антрацита, угля коксующегося, угля бурого и горючих сланцев. В отношении антрацита налоговая ставка была установлена в размере 47 руб. за 1 т, угля коксующегося – 57 руб. за 1 т, угля бурого – 11 руб. за 1 т и в отношении угля коксующегося и угля бурого – 24 руб. за 1 т (за исключением антрацита). При этом по желанию налогоплательщика подлежащую перечислению сумму налога можно уменьшать (до 30%) на величину расходов, направленных угледобывающим предприятием на обеспечение безопасных условий и охраны труда при добыче угля (ст. 343.1 НК РФ).

Указанные налоговые ставки действуют по настоящее время. При этом предполагается обязательная корректировка величины ранее принятых ставок на значение коэффициента-дефлятора, устанавливаемого по каждому виду угля ежеквартально с учетом изменения цен на добываемый природный ресурс (порядок применения коэффициентов-дефляторов определен порядком, установленным Постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 № 902).

Результаты анализа фактических значений вышеуказанных коэффициентов по видам угля за период с I квартала 2012 года по I квартал 2020 года (рис. 2) свидетельствуют о том, что налоговая ставка по антрациту увеличилась за рассматриваемый период в 2,233 раза, по коксующимся углям – в 1,034 раза, по бурому углю – в 1,831 раза и по прочим видам угля – в 1,534 раза, что предполагает неуклонный рост поступлений в консолидированный бюджет налога на добычу угля. Не только за счет изменения физической массы добываемого природного ресурса, но и корректировки ставок в связи с колебанием мировых цен на каменный уголь.

Читайте также  Вопросы по качеству ремонта

Однако пересчет налоговых ставок с учетом ослабления позиции российского рубля за указанный период позволил выявить несколько иную тенденцию (табл. 1). Учитывая, что в балансе добываемого в России угля на антрацит, по которому налоговая ставка возросла более чем в 2 раза, приходится менее 5%, ожидаемого прироста в абсолютном выражении налоговых поступлений в бюджет с добычи угля за счет корректировок ставок фактически не произошло.

Рассмотрим последствия изменения механизма взимания НДПИ с угольных предприятий на примере крупнейшей угледобывающей компании России – АО «СУЭК», используя официально опубликованные данные.

Следует подчеркнуть, что на долю вышеназванной компании приходится треть добываемого в России угля. В связи с этим можно говорить о том, что в целом по угледобывающей отрасли переход на твердые ставки налогообложения в российских рублях, даже с учетом корректировки на коэффициент-дефлятор, привел к относительному снижению налоговой нагрузки на угледобывающий бизнес (см. табл. 3), что, безусловно, способствовало росту инвестиционной активности, но одновременно является одной из причин крайне низкого вклада налога на добычу угля в консолидированный бюджет России (не более 30 руб. в пересчете на усредненную ставку по видам угля на каждую тонну добытого природного ресурса).

Безусловно, отрасли необходимы собственные ресурсы в виде чистой прибыли для развития бизнеса. Данные официальной отчетности АО «СУЭК» свидетельствуют о том, что рост угольных активов составил более чем 3 раза за период с 2010 по 2018 год, что связано не только с технологическим совершенствованием, но и с цифровизацией бизнес-процессов.

Но в целом вклад угледобывающих предприятий в консолидированный бюджет за счет НДПИ в настоящее время более чем скромный. В связи с этим напрашивается вывод о необходимости (по прошествии почти 10 лет с момента последнего реформирования механизма изъятия НДПИ при добыче угля) ввести необходимые поправки в созданную систему. Например, учитывать влияния на величину налоговой ставки динамики курса рубля, особенно в период резких его колебаний. Очевидно, целесообразно рассмотреть возможность установления налога на дополнительный доход от добычи угля. В противном случае будет поддерживаться миф о государстве как собственнике запасов угля, которое не получает даже одного доллара за каждую тонну добытого ценнейшего ресурса, из которого, кроме использования его в качестве топлива (далеко не экологичного), можно получать огромное количество принципиально новых видов углехимической продукции благодаря применению современных технологий переработки угля.

Перспектива получения из угля продуктов с высокой добавленной стоимостью остается для России приоритетной задачей. Для этого необходимо сконцентрировать инвестиционные ресурсы в направлении конверсии угля в нетопливные продукты, более широко вовлекать в научные исследования кадровый потенциал ученых, использовать меры государственной поддержки по развитию углехимических кластеров, а также предприятий специального машиностроения на территориях, ориентированных на добычу угля, одного из ценнейших видов минерального сырья.

Налогообложение ндпи угля

Проект N 432940-4

Вносится депутатами Государственной Думы
Г.В.Гудковым, В.Д.Катальниковым,
В.Б.Шубой, В.Л.Горбачевым

Статья 1

Внести в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 33, ст. 3429; 2002, N 1, ст. 4; N 22, ст. 2026; 2003, N 28, ст. 2886; 2004, N 34, ст. 3517; 2005, N 30, ст. 3118; 2006, N 31, ст. 3436, 3450; 2007, N 1, ст. 31) следующие изменения:

1) подпункт 1 пункта 2 статьи 337 изложить в следующей редакции:

«1) уголь и горючие сланцы:

уголь коксующийся (относящийся в соответствии с требованиями государственных стандартов Российской Федерации по технологическим параметрам к маркам: ГЖО, ГЖ, Ж, КЖ, К, КО, КСН, КС, ОС, ТС);

уголь за исключением коксующегося угля;

2) пункт 2 статьи 338 изложить в следующей редакции:

«2. Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением угля и горючих сланцев, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 340 настоящего Кодекса.

Налоговая база при добыче угля и горючих сланцев, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.»;

3) пункт 3 статьи 339 изложить в следующей редакции:

«При этом если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, за исключением угля и горючих сланцев, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.

Фактическими потерями полезного ископаемого, за исключением угля и горючих сланцев, признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого.

При добыче угля и горючих сланцев количество добытого полезного ископаемого определяется по замерам горных выработок с учетом фактических эксплуатационных потерь полезного ископаемого.

Фактические потери (при добыче угля и горючих сланцев фактические эксплуатационные потери) полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.»

а) абзац 2 подпункта 1 пункта 1 изложить в редакции:

«В целях настоящей главы нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери (при добыче угля и горючих сланцев фактические эксплуатационные потери) полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.»;

б) пункт 1 дополнить подпунктом 10 следующего содержания:

«10) горючих сланцев.»;

в) абзац 5 пункта 2 признать утратившим силу;

абзацы 6 — 32 пункта 2 считать абзацами 5 — 31;

г) пункт 2 дополнить абзацами 32 и 33 следующего содержания:

«40 рублей за 1 тонну добытого угля коксующегося. При этом указанная налоговая ставка последовательно умножается на коэффициент, характеризующий географическое положение участка недр (Кг), на коэффициент, характеризующий метанообильность участка недр (Км) и на коэффициент, характеризующий склонность к самовозгоранию пластов на участке недр (Кс), которые определяются в соответствии с пунктами 5, 6 и 7 настоящей статьи: 40 х Кг х Км х Кс;

9 рублей за 1 тонну добытого угля (за исключением угля коксующегося). При этом указанная налоговая ставка последовательно умножается на коэффициент, характеризующий географическое положение участка недр (Кг), на коэффициент, характеризующий метанообильность участка недр (Км) и на коэффициент, характеризующий склонность к самовозгоранию пластов на участке недр (Кс), которые определяются в соответствии с пунктами 5, 6 и 7 настоящей статьи: 9 х Кг х Км х Кс.»;

абзац 33 пункта 2 считать абзацем 34;

д) абзацы 10 — 13 пункта 4 признать утратившими силу;

абзац 14 пункта 4 считать абзацем 10;

е) дополнить пунктами 5, 6 и 7 следующего содержания:

«5. Коэффициент, характеризующий географическое положение (Кг), определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, установленном настоящим пунктом.

Для угля, добываемого на участках недр, расположенных полностью или частично в Республике Коми и Архангельской области, применяется для угля коксующегося коэффициент (Кг) равный 0,7, и для угля (за исключением угля коксующегося) коэффициент (Кг) равный 0,5.

Для угля, добываемого на участках недр, расположенных полностью или частично в Новосибирской области, Республике Алтай и Алтайском крае, применяется для угля коксующегося коэффициент (Кг) равный 0,5, и для угля (за исключением угля коксующегося) коэффициент (Кг) равный 0,5.

Для угля, добываемого на участках недр, расположенных полностью или частично в Кемеровской области применяется для угля коксующегося коэффициент (Кг) равный 0,5 (за исключением Междуреченского района) и коэффициент (Кг) равный 0,7 в Междуреченском районе, и для угля (за исключением угля коксующегося) коэффициент (Кг) равный 0,5.

Для угля, добываемого на участках недр, расположенных полностью или частично в Республике Бурятия, Республике Тыва, Республике Хакасия, Красноярском Крае (за исключением территории Таймырского автономного округа), Иркутской области и Читинской области, применяется для угля коксующегося коэффициент (Кг) равный 0,3, и для угля (за исключением угля коксующегося) коэффициент (Кг) равный 0,3.

Читайте также  Претензия на некачественный продукт питания образец

Для угля, добываемого на участках недр, расположенных полностью или частично в Республике Саха (Якутия), Приморском крае, Хабаровском крае, Амурской области, Камчатского края, Магаданской области, Сахалинской области, Еврейской автономной области, Чукотском автономном округе и на территории Таймырского автономного округа, применяется для угля коксующегося коэффициент (Кг) равный 0,5, и для угля (за исключением угля коксующегося) коэффициент (Кг) равный 0.

Для угля, добываемого на участках недр, расположенных в административных образованиях, не поименованных в настоящем пункте, применяется коэффициент (Кг) равный 1. Для угля, добываемого на участках недр, расположенных в нескольких административных образованиях, применяется наименьшее значение коэффициента (Кг).

6. Коэффициент, характеризующий метанообильность (Км), определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, установленном настоящим пунктом.

Если величина относительной метанообильности конкретного участка недр (М) меньше 15, коэффициент Км определяется путем вычитания из 1 величины относительной метанообильности, деленной на 15:

Если величина относительной метанообильности конкретного участка недр больше или равна 15, применяется коэффициент Км равный 0.

Рассчитанный в порядке, определенном настоящим пунктом, коэффициент Км округляется до 4-го знака в соответствии с действующим порядком округления.

Показатель относительной метанообильности определяется на основании акта, ежегодно утверждаемого налогоплательщиком и территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции в области горного надзора и промышленной безопасности, в срок не позднее срока уплаты налога за первый налоговый период календарного года, в котором подлежит применению коэффициент Км.

При отсутствии утвержденной величины относительной метанообильности конкретного участка недр, отличной от 0, применяется коэффициент Км, равный 1.

7. Коэффициент, характеризующий склонность к самовозгоранию (Кс), определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, установленном настоящим пунктом.

Для угля, добываемого на конкретном участке недр, отнесенного к категории «не склонные к самовозгоранию», применяется коэффициент Кс равный 1.

Для угля, добываемого на конкретном участке недр, отнесенного к категории «склонные к самовозгоранию», применяется коэффициент Кс равный 0,5.

Для угля, добываемого на конкретном участке недр, отнесенного к категории «весьма склонные к самовозгоранию», применяется коэффициент Кс равный 0.

Категория склонности к самовозгоранию определяется на основании акта, ежегодно утверждаемого налогоплательщиком и территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции в области горного надзора и промышленной безопасности, в срок не позднее срока уплаты налога за первый налоговый период календарного года, в котором подлежит применению коэффициент Кс.

При отсутствии утвержденной величины склонности к самовозгоранию, отличной от 0, применяется коэффициент Км, равный 1.»

5) абзац 2 пункта 1 статьи 343 изложить в следующей редакции:

«Сумма налога по нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутному газу, газу горючему природному из всех видов месторождений углеводородного сырья, углю и горючим сланцам исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы.»

6) дополнить статьей 345_1 следующего содержания:

«Статья 345_1. Порядок представления сведений органами управления государственным фондом недр, а также органами, осуществляющими контроль и надзор в сфере природопользования


1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленном порядке ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых, направляет в налоговые органы данные государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1-е число каждого календарного года, включающие:

наименование пользователя недр;

реквизиты лицензии на право пользования недрами;

сведения о накопленной добыче нефти (включая потери при добыче) (N) и начальных извлекаемых запасах нефти, утвержденных в установленном порядке, с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче) (V) всех категорий по каждому конкретному участку недр;

сведения о добыче угля коксующегося и угля за исключением угля коксующегося и фактических потерях при добыче (в разрезе пластов).

Данные предоставляются после выпуска государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1-е число каждого календарного года, но не позднее 1-го числа следующего календарного года.

2. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции в области горного надзора и промышленной безопасности, в срок до 15 числа месяца, следующего за первым налоговым периодом очередного календарного года, направляют в налоговые органы сведения об утвержденных показателях относительной метанообильности конкретного участка недр, а также сведения об утвержденных категориях склонности пластов угля к самовозгоранию.».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
«О внесении изменений в главу 26 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации»
(дифференциация НДПИ)

— создания экономических условий для реализации программы технического перевооружения предприятий угледобычи, направленной на обеспечение современного уровня безопасности шахтерского труда и на повышение производительности угледобывающих предприятий;

— повышения конкурентоспособности угольного топлива на внутреннем рынке, что отвечает стратегической задаче ускоренного развития угольной энергетики.

В качестве меры по администрированию налога предусмотрен переход от адвалорной к специфической форме ставки НДПИ. Для этого в качестве самостоятельных видов полезных ископаемых выделены уголь коксующийся и уголь (за исключением угля коксующегося), установлены два уровня специфической ставки, что отражает наличие двух принципиально различных рынков угля с кратно отличающимся уровнем цен.

Значения ставок НДПИ (40 руб./т и 9 руб./т) определены исходя из условия не ухудшения налоговых условий для большинства угледобывающих предприятий.

Факторы, по которым вводятся поправочные коэффициенты к специфическим ставкам НДПИ, выбраны с учетом следующих требований:

— необходимость учета при дифференцированном налогообложении факторов, оказывающих наибольшее влияние на условия развития угледобывающей отрасли;

— простота и прозрачность администрирования, предполагающая минимизацию количества учитываемых факторов.

К числу таких факторов отнесены экономико-географический фактор, определяемый размещением основных районов добычи угля относительно рынков угольной продукции и фактор безопасности добычи угля, которая зависит от метанообильности шахт и от склонности угольных пластов к самовозгоранию.

Технологические различия в добыче угля (разделение на открытую и подземную добычу) не учитываются при дифференциации налогообложения, так как в результате реализованной в отрасли программы реформирования, более затратная подземная технология применяется при добыче углей более высокого качества, обеспечивающего конкурентоспособность этих углей в отрасли по соотношению цен и затрат в добыче.

С целью улучшения условий межтопливной конкуренции, учета различий в транспортном плече для углей различных бассейнов, а также для предотвращения неоправданного роста стоимости топлива и энергии в удаленных и изолированных районах, предусмотрено применение поправочного коэффициента Кг, дифференцированного по пяти географическим зонам (табл.1). Величина поправочных коэффициентов определена с учетом различий в транспортном плече и стоимости альтернативных видов энергии в изолированных районах.

Рост налогов в металлургии может снизить экспорт угля

В планах Минфина получить в результате всей реформы налогообложения металлургии, горнодобывающей отрасли и производителей удобрений в 2022-2024 гг. более 0,5 трлн руб. В ведомстве на запрос «РГ» не ответили, но, по данным РБК, на черную металлургию и производителей коксующегося угля из этой суммы ежегодно придется около 130 млрд рублей ежегодно.

Причины повышения налоговой нагрузки понятны, в 2021 году стремительно выросли цены на чугун, сталь и уголь. Отечественные компании в этих отраслях все частные, в бюджет идут только фискальные сборы, а налогообложение не привязано к мировым ценам. В результате государство недополучает доходы. Весной этого года первый вице-премьер Андрей Белоусов говорил о том, что бюджет от металлургических предприятий недополучил около 100 млрд рублей. Ситуацию решили исправить, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) привязать к мировым ценам, дифференцировать налог на прибыль относительно ее объемов и ввести акциз на сталь. Угольщиков коснулись только два первых нововведения.

На фоне мировой цены на коксующийся уголь, достигшей максимума за десятилетний период (например, австралийский уголь сейчас котируется на уровне, превышающем 500 долл. за тонну), действующая величина НДПИ в России составляет доли процента от цены, отмечает замглавы направления «Экономика отраслей ТЭК» ЦСР Сергей Колобанов. По его мнению, планируемое повышение НДПИ до величины 1,5% от мировой цены даже в ситуации низких цен (ниже 100 долл. за тонну) увеличит размер НДПИ для коксующегося угля незначительно и почти не повлияет на его конкурентоспособность на внешнем рынке.

Читайте также  Проверить процедура регистрация некомерческой отрганизации

С этим согласен аналитик «Финам» Алексей Калачев. Конечно, рост налоговой нагрузки не пройдет бесследно для экономики предприятий, но при текущей рыночной конъюнктуре никак не может поставить производителей на грань разорения, считает он. К тому же рассматривается вариант с плавающей ставкой НДПИ, величина которой также будет коррелировать с ценами, уточнил эксперт.

Здесь, впрочем, есть несколько нюансов. Доля коксующегося угля из России в общих объемах угольного экспорта составляет чуть менее 14% (в 2020 году 29,1 млн тонн из 212,2 млн тонн, на 12,4 млрд долл.), но она ежегодно увеличивается. При этом качество нашего угля ниже, чем у мирового лидера по его производству — Австралии. К тому же стоимость доставки угля до потребителей из Австралии минимум в 2 раза ниже, чем из России. Это связано с тем, что основные угольные бассейны расположены внутри континента, а в Австралии на побережье или недалеко от него.

В 2021 году Китай (крупнейший мировой производитель стали, 53% мирового производства) прекратил закупать австралийский уголь по политическим причинам и перешел на коксующийся уголь из США, Монголии и Канады. С этими странами у России конкуренция по ценам очень жесткая, а по стоимости доставки мы им также проигрываем. Пока нарастить экспорт в Китай нам не позволяют инфраструктурные ограничения, но реконструкция Байкало-Амурской магистрали идет, а увеличивать объемы экспорта угля Россия планирует именно в восточном направлении. В этой ситуации любой, даже незначительный рост себестоимости добычи может оказаться решающим.

С точки зрения главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, запланированная реформа во многом справедливая, например, нефтяники платят в разы больше угольных компаний, но сам НДПИ устарел. Его повышение влияет на запуск новых проектов и инвестиции. Если продолжать аналогию с нефтянкой, то разумнее было бы ввести для угольной отрасли аналог налога на дополнительный доход (НДД), который рассчитывается от прибыли предприятий. Он оказывает меньшее негативное воздействие на рентабельность производство и конкурентоспособность продукции, считает эксперт.

Глава Минэкономразвития: НДПИ для майнинга будет учитывать уровень мировых цен, при их падении будет возврат к действующей системе налогообложения

«Что касается НДПИ, там было несколько важных моментов, по крайней мере, для нас. Первое — это чтобы система налогообложения была реально гибкая. Иными словами, сейчас хорошая конъюнктура, и мы все на нее ориентируемся. И действительно, есть рентабельность, есть понимание, что (компании) могут и готовы платить больше. Но такая конъюнктура не вечна, все commodities развиваются по циклу. Если мы действующий подход сделаем при любых условиях, то это может повлиять на планы по инвестициям, — сказал он. — Поэтому очень важно, что вот в тех предложениях, которые сейчас ближе к компромиссу, мы договорились, что будут зафиксированы некоторые ценовые отсечения, когда мы возвращаемся к действующему уровню налогообложения. Это важный момент, это дает гибкость».

Как заявил журналистам в четверг глава РСПП Александр Шохин, по итогам встречи кабмина с представителями крупного бизнеса была достигнута договоренность о введении акциза на жидкую сталь с 2022 года в размере 2,7%, ставка НДПИ на железную руду составит 4,8%.

«По НДПИ договорились по ставкам. Нашли компромиссные цифры. По (железной) руде — 4,8%, по жидкой стали — 2,7%. По минеральным удобрениям компромисс был достигнут», — сказал он, комментируя итоги встречи.

«Сам механизм, конечно, в ходе реализации этих предложений может быть отмониторен, скорректирован и так далее», — добавил Шохин, отметив, что, согласно договоренностям, ставки будут действовать три года.

Глава РСПП назвал «жаркой» дискуссию по НДПИ, обратив внимание, что не по всем вопросам удалось достигнуть компромисса.

«Компромисс был достигнут по производителям минеральных удобрений. Здесь по разным типам минеральных удобрений — несколько отличающиеся формулы. Это и дополнительные слагаемые, и дополнительные рентные коэффициенты, дополнительные специфические ставки НДПИ. И главный тут критерий был, с одной стороны, выйти на цифру дополнительных поступлений в бюджет, и с другой стороны, иметь возможность использовать рентный коэффициент 1 для СЗПК, СПИКов, для новых месторождений, — сказал Шохин на встрече кабмина с РСПП. — Эту норму мы применяли, когда год назад вводили повышенный коэффициент 3,5, но вот тут предлагаемый коллегами подход позволяет сохранить возможность и повышать сборы через НДПИ и, в то же время, сохранять льготный режим для реальных инвестиционных проектов».

Для калийных и фосфатных руд Минфин предлагал увеличить рентный коэффициент с 3,5 до 8,75, но без привязки НДПИ к ценам. По итогам совещания в четверг было решено, что НДПИ на фосфатную руду с 2022 года вырастет в два раза, а не в 2,5 раза, как предлагал Минфин, рассказал «Интерфаксу» источник, знакомый с достигнутыми договоренностями. Он уточнил, что базовая ставка для апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд будет сохранена на прежнем уровне — 4%. При этом повышающий рентный коэффициент вырастет с 3,5 до 7.

В черной металлургии ситуация, по словам главы РСПП, более сложная.

«Здесь у нас ассоциация «Русская сталь» дискуссию организовывала. Она продолжалась вплоть до совещания, в холле (перед совещанием) мы еще продолжали обсуждать эти темы. Еще раз подчеркну, что здесь компромисс нужен и внутри бизнеса. В частности, с учетом особой ситуации по электростали, введение акциза на жидкую сталь по-разному затрагивает компании со своей сырьевой базой и электросталеплавильщиков, которые такой базы не имеют. Тем не менее, думаю, что мы близки к тому, чтобы здесь найти развязки», — отметил он.

«Русская сталь» предлагала установить ставку акциза на жидкую сталь на уровне 2,5% вместо предлагаемых Минфином 3% от экспортной цены слябов в российских портах, если она выше $300 за тонну. Ставку НДПИ на железную руду, по мнению ассоциации, необходимо снизить до 2,96% от котировок в Китае (в предложении Минфина она равна 5,5%), но учитывать количество полезного компонента в добытой руде. В случае падения китайских котировок ниже $60 ставку предложено приравнять к 91 руб.

Для коксующегося угля ставку НДПИ, согласно документам к совещанию в четверг, которые имеются в распоряжении «Интерфакса», в качестве компромиссного решения, было предложено было оставить на уровне 1,5%, как и предлагал Минфин в проекте поправок в Налоговый кодекс. Она будет корректироваться на сумму сбора на налоговый вычет, связанный с расходами на безопасность. За бенчмарк предложено принять FOB HCC Australia (вместо предложенного изначально Минфином FOB US East Coast). В случае падения котировок на австралийский уголь ниже $100 за тонну, ставка НДПИ будет приниматься равной $1 по курсу рубля к доллару США.

Для комплексной руды Таймыра, которую добывает «Норникель», предложено сохранить базовую ставку в 730 рублей за тонну и рентный коэффициент 3,5. Но к этому показателю должна была добавляться ставка в 6% с привязкой к мировым ценам на металлы (LME).

Формула, изначально разработанная Минфином, предполагала увеличение базовой ставки НДПИ для черных металлов, удобрений и коксующегося угля до 6% и привязку налога к рыночным ценам на продукцию и объему добычи (сейчас НДПИ для майнинга привязан преимущественно к себестоимости руды), говорили ранее источники агентства. Для каждого вида руды предлагаются биржевые бенчмарки. Так, для черной металлургии — это спотовая котировка руды с содержанием железа 62% в Китае, для апатитового концентрата — FOB Morocco, для калия — FOB Baltic, для угля — FOB US East Coast. Установленный с 1 января рентный коэффициент для большинства видов сырья будет отменен.