Обязанности собственников смежные участки земли

Хотите зарегистрировать лишние сотки – придется обсудить границы участка с соседом

В сентябре вступит в силу закон, который позволит владельцам земельных участков регистрировать в собственность излишки используемой земли. Но прежде нужно будет согласовать границы участков с соседями. Как это сделать, чтобы не пришлось потом спорить в суде?

Президент Владимир Путин одобрил поправки в законы о кадастровой деятельности и государственной регистрации недвижимости 1 . Согласно новым правилам, если при проведении кадастровых работ выяснится, что владелец участка использует землю, которая в документах не значится, он сможет оформить излишки в собственность.

При этом обязательным условием изменения границ земельного участка является их согласование с соседями – собственниками смежных участков.

В каком случае потребуется уточнение границ участка?

Провести процедуру уточнения местоположения границ земельного участка рекомендуется в следующих случаях:

  • при отсутствии в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
  • если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ участка установлены с точностью, которая ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
  • если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границы участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержится несколько значений координат указанной характерной точки);
  • при исправлении ошибки в сведениях ЕГРН, в том числе реестровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.

С кем нужно будет согласовать границы участка?

Согласование необходимо с лицами, которые обладают смежными участками на праве собственности.

Если же земельные участки находятся в государственной (муниципальной) собственности, то обсуждать местоположение границ нужно с лицами, которые обладают этими участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования. При этом согласование с учреждениями, казенными предприятиями, органами государственной власти и местного самоуправления не требуется.

Если смежный участок находится в государственной (муниципальной) собственности и предоставлен по договору аренды на срок более 5 лет, то согласовать границы нужно как с собственником, так и с арендатором.

Как согласовывать границы участка с соседями, чтобы не допустить земельных споров?

Судебные тяжбы, связанные с определением границ земельных участков, в числе самых сложных и длительных, поэтому важно урегулировать спор на стадии согласования границ. Чтобы их установить, собственник должен обратиться к кадастровому инженеру. Он проведет процедуру согласования границ индивидуально со всеми соседями или на общем собрании. По итогам составляется акт согласования, который подписывают все заинтересованные стороны.

Что будет, если кадастровый инженер не сможет связаться с соседом-смежником?

Собрание для согласования границ без установления их на местности проводится в ближайшем населенном пункте или в том, где земельные участки расположены. При этом кадастровый инженер может определить иное место по согласованию с заинтересованными лицами.

Им или их представителям извещения о проведении собрания вручаются под расписку. Извещения также могут быть направлены по адресам электронной почты или почтовым адресам лицам, право которых на объект недвижимости зарегистрировано или в пользу которых зарегистрировано ограничение права или обременение объекта недвижимости.

Эти адреса обычно содержатся в ЕГРН. Однако подобная информация может и отсутствовать. В таких случаях допускается извещение о проведении собрания путем публикации сообщения в средствах массовой информации. Обычно таким СМИ является официальная газета муниципалитета.

Кроме того, независимо от наличия или отсутствия информации об адресах заинтересованных лиц, извещение будет опубликовано в СМИ, если:

  • смежный земельный участок расположен в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
  • земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками.

Если после извещения собственник или иной правообладатель не явился на собрание либо принял в нем участие, но не заявил возражений, местоположение границ земельного участка с его стороны считается согласованным.

Как не пропустить собрание, на котором будут согласовываться границы участков?

Собственнику следует внести свои контактные данные в ЕГРН через МФЦ. В противном случае границы земельных участков могут быть согласованы без его участия.

Как было указано выше, в некоторых случаях извещение о проведении собрания публикуется только в средствах массовой информации. Поэтому необходимо регулярно изучать местные СМИ.

Что делать, если владельцы участков не согласны с расположением смежных границ?

В этом случае владельцы участков должны подготовить письменные возражения и направить их кадастровому инженеру. Он зафиксирует их в акте согласования.

При наличии возражений орган регистрации прав приостановит учетно-регистрационные действия, а решать разногласия соседям придется уже в суде.

При этом согласование границ земельного участка является правом, а не обязанностью собственника. Поэтому для отказа в согласовании границ не требуются юридические основания.

Как в суде решаются споры о согласовании границ земельных участков?

Принимая решение обратиться в суд, необходимо понимать возможные риски. Дело в том, что законодательство не предусматривает определенного способа защиты прав в такой ситуации. Человек, подавший иск, рискует получить отказ в удовлетворении заявленных требований.

Судебная практика весьма противоречива. Федеральные суды некоторых округов в своих постановлениях допускают возможность понуждения смежного землепользователя к согласованию. В то же время другие суды приводят аргументы, свидетельствующие о невозможности удовлетворения такого требования. Главный из аргументов – в соответствии с законом согласование акта является правом, а не обязанностью.

Когда суд обязывает смежного землепользователя согласовать границы земельного участка, процесс исполнения судебного акта может затянуться. Особенно в том случае, если горе-сосед целенаправленно отказывается от согласования, планируя подзаработать на этом.

При таких обстоятельствах можно подать иск о признании права собственности на участок в определенных границах, что сделает судебный акт в случае удовлетворения иска более исполнимым.

При подготовке иска необходимо помнить: если неизвестно местонахождение лица, которого необходимо привлечь к участию в деле, заявитель может обратиться в суд с ходатайством об оказании помощи в его розыске. В случае удовлетворения ходатайства суд может истребовать эту информацию у органов ФМС, МВД, нотариусов и т.п.

Также стоит иметь в виду: почти во всех подобных делах суд проводит судебную землеустроительную экспертизу. И оплатить эту экспертизу должен заявитель.

О том, как не доводить конфликт до суда и урегулировать его с помощью примирительной процедуры, читайте в публикации «Медиация: разрешаем споры без суда».

1 Федеральный закон от 17 июня 2019 г. № 150-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О кадастровой деятельности” и Федеральный закон “О государственной регистрации недвижимости”» (вступит в силу через 90 дней после официального опубликования).

Органы прокуратуры районов и городов Приморского края:

Порядок оформления жителями многоквартирных жилых домов земельных участков, занимаемых этими домами, в общую долевую собственность

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности, в том числе, земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом с элементами озеленения и благоустройства и иные, входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Федеральный закон от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон), определяет специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Так, согласно части 2 статьи 16 Вводного закона, в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента введения в действие этого Кодекса.

В силу части 3 указанной статьи, в случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение землей, с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом.

Между тем, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 № 12-П данная норма признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Согласно указанному Постановлению это означает, что впредь обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

В силу пункта 4 статьи 16 Вводного закона формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

В городе Владивостоке услуги по формированию земельного участка под многоквартирным домом оказывает управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ул. Западная, 15). Процедура предоставления указанной услуги установлена Регламентом, утвержденным постановлением администрации г. Владивостока от 28.06.2011 № 1718, ознакомиться к которым можно на сайте: www.vlc.ru.

Согласно регламенту к заявлению необходимо приложить документ, удостоверяющий право собственности на помещение в данном доме, и копию документа, удостоверяющего личность заявителя.

Результатом предоставления данной муниципальной услуги является организация постановки земельного участка под многоквартирным домом на кадастровый учет с обязательным оформлением межевого плана и кадастрового паспорта земельного участка с выдачей заявителю кадастрового паспорта земельного участка.

Услуга предоставляется бесплатно. Формирование земельного участка осуществляется за счет средств местного бюджета. Предоставление услуги осуществляется в течение финансового года, которым предусмотрено финансирование организации постановки земельного участка под многоквартирным домом на кадастровый учет.

Вместе с тем, в силу части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории вправе обеспечить за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обратиться с заявлением в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю (г. Владивосток, ул. Приморская, 2) об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Читайте также  Договор дарения квартиры от бабушки внучке пример

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (абзац 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 5 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Несмотря на то, что государственная регистрация в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права общей долевой собственности домовладельцев на участок под многоквартирным домом не является условием возникновения и существования этого права, это право может быть внесено в Реестр по инициативе правообладателей.

Регистрацию права общей долевой собственности на недвижимое имущество осуществляет управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (г. Владивосток, ул. Посъетская, 48).

Согласно Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.02.2007 № 29, внесение в Реестр размера долей в праве общей долевой собственности на объект недвижимости собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется на основании сведений, содержащихся в представленном на государственную регистрацию решении (протоколе) общего собрания собственников, ином соглашении участников общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме (статья 15 Закона о введении в действие Жилищного кодекса, статья 245 Гражданского кодекса, пункт 39 Правил ведения ЕГРП). В названном документе также указываются сведения о собственниках конкретных помещений.

Свидетельство о государственной регистрации права в связи с государственной регистрацией права общей долевой собственности на объекты недвижимости собственнику помещения в многоквартирном доме не выдается. Сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимости включаются в свидетельство о государственной регистрации права, выдаваемое собственнику помещения в многоквартирном доме, посредством внесения в него описания объектов недвижимости и указания размера доли в праве общей собственности на него.

При этом необходимо помнить, что в силу принципа платности землепользования (пункт 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации) переход земельного участка под многоквартирным домом в собственность собственников помещений в этом доме означает возникновение у них обязанности по уплате земельного налога, который относится к местным налогам и плательщиками которого признаются организации и физические лица, обладающие на праве собственности земельными участками, расположенными в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (статьи 15, 387 и 388 Налогового кодекса Российской Федерации).

Размер земельного налога определяется пропорционально доле плательщика налога в праве общей собственности на соответствующий земельный участок.

Главными мотивами для оформления земли жителями многоквартирных жилых домов могут стать, во-первых, необходимость исключить вероятность застройки земли под окнами, появления гаражей, торговых павильонов, незаконных автостоянок, во-вторых, на законных основаниях использовать придомовую территорию для обустройства детских площадок, парковок, палисадников, других необходимых жителям объектов, в-третьих, исполнять обязанность по уплате земельного налога.

Перераспределение земельных участков

Одной из форм образования земельных участков является их перераспределение, в результате которого образуются новые земельные участки (ст. 11.2 ЗК РФ).

Земельные участки, из которых при перераспределении образуются новые участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (ч. 2 ст. 11.2 ЗК РФ).

Регистрация образуемых земельных участков происходит в порядке, установленном ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — ФЗ «О государственной регистрации недвижимости») (ст. 11.2 ЗК РФ и ст. 41 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

При перераспределении земельных участков их целевое назначение и разрешенное использование не меняется, за исключением случаев, установленных федеральным законом (ч. 3 ст. 11.2 ЗК РФ).

При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок (ч. 1 ст. 11.7 ЗК РФ). При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков (ч. 2 ст. 11.7 ЗК РФ).

Таким образом, основанием для перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности, является решение собственников о их перераспределении.

Порядок перераспределения земельных участков:

Согласно ч. 3 ст. 11.7 ЗК РФ перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 ЗК РФ.

В ст. 39.28 ЗК РФ установлены случаи и основания перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Подобное перераспределение допускается в следующих случаях:

— перераспределение таких земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

— перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

— перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

— земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Перераспределение указанных выше земель осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (ч. 2 ст. 39.28 ЗК РФ).

Перераспределение осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (ч. 3 ст. 39.28 ЗК РФ).

Обязательными приложениями к соглашению о перераспределении являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения (ч. 4 ст. 39.28 ЗК РФ).

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения осуществляется за плату, размер которой определяется Правительством РФ, субъектом РФ или органом местного самоуправления, в зависимости от того, в чьей собственности находился земельный участок (ч. 5 ст. 39.28 ЗК РФ).

Таким образом, порядок перераспределения земельных участков условно можно разделить на несколько этапов:

— принятие решения о перераспределении земельного участка или земельных участков;

— заключение соглашения о перераспределении земельного участка между собственниками;

— подготовку кадастрового паспорта земельного участка, который образуется в результате перераспределения;

— подачу документов на регистрацию в ЕГРН;

— получение выписки из ЕГРН после регистрации вновь образованного земельного участка после перераспределения.

Соглашение о перераспределении земельных участков:

Статьей 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Согласно установленному порядку для заключения данного соглашения граждане или юридические лица, собственники участков должны обратиться в уполномоченный орган с заявлением о перераспределении.

В заявлении должны быть указаны (п. 2 ст. 39.29 ЗК РФ):

— Ф.И.О. и место жительства физического лица, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя;

— наименование и место нахождения юридического лица, а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ, ИНН, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

— кадастровый номер земельного участка или участков, перераспределение которых планируется осуществить;

— реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом;

— почтовый адрес и/или адрес электронной почты для связи с заявителем.

К заявлению о перераспределении земельных участков необходимо приложить следующие документы:

— копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на участок, принадлежащий заявителю (договоры купли-продажи, дарения и т.д., а также свидетельство о праве собственности или выписка из ЕГРН), в случае, если право собственности не зарегистрировано в ЕГРН;

— схему расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;

— документ, подтверждающий полномочия представителя (если заявление подается представителем);

— заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.

Заявление, а также документы, прилагаемые к нему, по выбору заявителя могут быть поданы или направлены в уполномоченный орган лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. 5 ст. 39.29 ЗК РФ).

Порядок и способы подачи заявлений, если они подаются в форме электронных документов с использованием сети Интернет, требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п. 5 ст. 39.29 ЗК РФ).

В срок не более тридцати дней уполномоченный орган обязан рассмотреть заявление и приложенные к нему документы и по результатам его рассмотрения данный орган обязан совершить одно из следующих действий:

— принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направить это решение с приложением указанной схемы заявителю;

— направить заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

— принять решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии любого из оснований, предусмотренных п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.

Читайте также  Бланк договора купли продажи скачать

При этом решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все имеющиеся основания отказа (п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ).

В случае если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок из земель, находящихся в государственной собственности, подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, срок рассмотрения заявления и приложенных к нему документов может быть продлен, но не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков. О продлении срока рассмотрения указанного заявления уполномоченный орган уведомляет заявителя (п. 8.1 ст. 39.29 ЗК РФ).

Лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков (п. 11 ст. 39.29 ЗК РФ).

В срок не более чем тридцать дней со дня представления в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка или земельных участков, образуемых в результате перераспределения, уполномоченный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания. Заявитель обязан подписать это соглашение не позднее чем в течение тридцати дней со дня его получения (п. 13 ст. 39.29 ЗК РФ).

Также необходимо обратить внимание, что указанная выше процедура заключения соглашения применяется лишь в случае, когда в перераспределении участвуют как земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, так и участки, находящиеся в частной собственности.

Соответственно, если речь идет о перераспределении земельных участков, находящихся только в частной собственности, то указанную выше процедуру проходить не требуется, и собственники земельных участков могут самостоятельно подписать между собой соглашение о перераспределении, самостоятельно обратиться в кадастровый орган, а впоследствии и в ЕГРН, для регистрации права собственности на вновь возникшие земельные участки.

Особенности перераспределения земельных участков,

находящихся в государственной и муниципальной собственности

Случаи и основания перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой регулируются ст. 39.27 ЗК РФ.

Законом установлены случаи, когда допускается перераспределение земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

— все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута;

— земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута;

— все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу.

В первых двух случаях перераспределение участков осуществляется на основании соглашений между уполномоченными органами, а в третьем случае на основании решения соответствующего органа (п. п. 2 и 3 ст. 39.27 ЗК РФ).

Если перераспределение осуществляется на основании утвержденного проекта межевания, то в соглашении или решении уполномоченного органа указываются реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории. Если же перераспределение осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка, то данная схема является обязательным приложением к соглашению или решению о перераспределении (п. п. 4, 5 ст. 39.27 ЗК РФ).

Соглашение о перераспределении земель должно также содержать обязательство сторон по обеспечению образования земельных участков, включая распределение бремени расходов, связанных с выполнением кадастровых работ по образованию земельных участков, а также информацию о правах, возникающих на образуемые земельные участки (п. 6 ст. 39.27 ЗК РФ).

Следует иметь в виду, что при наличии любого из указанных ниже обстоятельств соглашение о перераспределении не может быть заключено, а решение о перераспределении не может быть принято (п. 7 ст. 39.27 ЗК РФ):

— отсутствует письменное согласие лица, которому принадлежат участки на одном виде права;

— предусматривается перераспределение земельного участка, являющегося предметом аукциона, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;

— границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;

— имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка согласно п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ;

— предусматривается перераспределение земельного участка, в отношении которого подано заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предоставлении. Также необходимо обратить внимание, что согласно пп. 6 п. 8 ст. 41 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, является соответствующее соглашение или решение.

Работа над ошибками: как исправить наложение земельных границ

Многие участки в России пересекаются и накладываются друг на друга. Собственник может не знать, что де-юре занимает часть чужой земли, но это не спасет его от штрафов и опасности потерять «кусок» своего участка. Эксперты рассказали, как привести юридические границы в кадастре в соответствие с фактическими до суда или в суде, а когда этого и вовсе не стоит делать. Они посоветовали, когда есть смысл покупать участок с пересечениями, а когда нет, и поделились, как проверить землю перед сделкой.

Наложение участков – распространенная история, а виноваты в этом обычно кадастровые инженеры. Например, они неверно определили координаты поворотных точек, не учли фактическое расположение объектов. “Уехать” в сторону может целая улица или даже поселок – это происходит в случае так называемого “линейного смещения”, когда межевание проводилось давно и плохо, а вместо натурных замеров недостающие точки дорисовывали на бумаге, рассказывает руководитель практики “Межевание, кадастр, регистрация” “Содружества земельных юристов” Юлия Бузанова.

Но главное различие смещений не в их типе, а в том, затрагиваются ли права соседей. Если да, то пересечения могут быть чреваты не только спорами с соседом, но и административными штрафами по ст. 7.1 КоАП за самовольное занятие чужого участка (например, забором, домом, баней и т. п). Они рассчитываются в процентах от кадастровой стоимости занимаемой земли, но составляют не менее 5000 руб. для физических и не менее 100 000 руб. для юридических лиц. Штрафуют за это все чаще, причем не только злостных нарушителей, но и тех, кто не знал, что определенный “кусочек” не входит в его участок, делится Бузанова. Что еще хуже, можно потерять часть участка, чьи границы пересекают другие, предупреждает управляющий партнер Адвокатского бюро “Юг” Юрий Пустовит.

Вопрос исправления наложений актуален еще и потому, что с 1 января 2018 года вступит в силу запрет на любые сделки с участками, не имеющими официальных границ. Их 59%, согласно данным Росреестра конца 2016 года. Чтобы продать или завещать землю, необходимо уточнить ее границы. А в случае наложений в более выгодном положении окажется тот из соседей, кто первым провел межевание и поставил участок на кадастровый учет.

Если собственники столкнулись с пересечениями, юридические границы надо приводить в соответствие с фактическими. Для начала стоит попытаться решить проблему мирно.

1. Досудебное урегулирование

Если ошибка в реестре (дело рук кадастрового инженера), то Росреестр обязан исправить ее, когда получит подтверждение такой ошибки (корректный межевой план). Но чиновники обычно осторожничают, если видят риск спора с соседями, а чаще всего он есть. Поэтому придется согласовывать с ними межевой план. Самое главное – заручиться их согласием: оно поможет решить вопрос без суда.

Бузанова советует обратиться в Росреестр и в том случае, если кто-то из соседей отказался подписать акт согласования границ. Чиновники, конечно, отклонят заявление. Но их официальный отказ подтвердит, что заявитель соблюдал обязательный претензионный порядок. И что единственный для него выход – обратиться в суд.

В деле А65-14074/2016 судья Верховного суда отказался передавать жалобу на рассмотрение в экономколлегию, поскольку заявитель не доказал, что соблюдал досудебный порядок.

2. Обращение в суд: заявить правильные требования

В практике сложилось два подхода: оба распространенные, но лишь один из них правильный.

– Иск об исключении из госудаственного кадастрового учета сведений о границах участка, который поставлен на учет с ошибкой (как, например, в деле А13-12775/2016). В некоторых регионах суды делают только так, но этот способ неверный, утверждает Пустовит. Ведь если исключить сведения о границах участка, он сам перестанет существовать как объект права, поясняет юрист. В то же время п. 3 ст. 61 закона о госрегистрации недвижимости разрешает исправлять реестровые ошибки, если это “не влечет возникновение, прекращение или переход зарегистрированного права собственности”.

– Иск о корректировке в ГРН сведений о границах и площади земельного участка (как в деле А09-4250/2016). Такие требования Пустовит считает верными: нужно исправить границы объекта, который поставлен на учет с ошибкой, заменить одни координаты на другие, даже если придется “обрезать” часть площади соседа.

3. Обращение в суд: определить состав ответчиков и третьих лиц

Если орган Росреестра отказал в исправлении границ, Бузанова советует привлечь его ответчиком, в противном случае – третьим лицом. В то же время суды могут быть разного мнения о роли Росреестра в процессе, предупреждает она.

Гражданская коллегия Верховного суда отправила на пересмотр «земельное» дело 4-КГ15-38, потому что нижестоящая инстанция не предложила истцу привлечь ответчиком Росреестр. Но это надо было сделать, ведь именно он виноват в кадастровой ошибке и ему ее исправлять после разрешения спора.

Кроме того, обязательно привлечь к делу всех, чьи интересы могут быть затронуты в ходе исправления границ.

4. Обращение в суд: рассмотрение иска

В суде необходимо доказать реестровую ошибку. В этом пригодится не только межевой план, полученный до суда, но и при необходимости судебная землеустроительная экспертиза, которую назначают по ходатайству стороны. Специалист не только ответит на вопрос о причинах наложения, но и предложит варианты, как его можно исправить.

Суд же выяснит, чьи границы появились на местности раньше – здесь действует принцип «Кто первый их в кадастр внес, тот и прав», рассказывает Бузанова. Еще суд узнает, какова причина ошибки и правомерно ли собственник владеет земельным участком в конкретной площади и конфигурации, продолжает юрист.

Читайте также  Образец искового заявления на опекуна алименты

Суды могут отказаться удовлетворять требование об исправлении ошибки, потому что есть спор о праве. Это причина абсолютного большинства всех отказов, но они не основаны на законе, уверяет Пустовит.

Суды, которые отказывают в иске об исправлении реестровой ошибки из-за спора о праве, никогда не объясняют, почему его там не может быть. Какая норма права не позволяет быть спором о праве делу об исправлении ошибки? Ведь разрешают его в исковом производстве, которое как раз для этого и предназначено. К тому же суды всегда исследуют, на каком правовом основании участки принадлежат каждой из сторон.

Управляющий партнер АБ «Юг» Юрий Пустовит

Перед покупкой: проверить кота в мешке

Как видно, процедура исправления наложений непростая и может стоить много денег и времени. Но главная сложность, пожалуй, не в бюрократических барьерах, а в конфликте интересов, который может отодвинуть решение проблемы на долгие годы.

В нашей практике в Солнечногорском районе Московской области группа земельных участков де-юре смещена на несколько метров. В итоге некоторые (в том числе производственные) здания расположены фактически на соседних территориях. Ситуация затронула нескольких землепользователей, поэтому они уже несколько лет боятся поднимать этот вопрос.

Антон Шаматонов, партнер «Мозго и партнеры»

Вместо того, чтобы решать проблему (или же не сумев решить), собственник может захотеть продать свой участок. А иной продавец и вовсе не знает о наложении границ, если он долго владел землей и к нему не предъявляли претензий. Такие участки “со скелетом в шкафу” продаются достаточно часто, отмечает Бузанова. Обычно покупателям достаточно кадастрового плана, поэтому о расхождениях они узнают позже, когда нужно, например, разделить участок, или возник спор с соседом, рассказывает Елена Черкасова из юрфирмы “Мозго и партнеры”. По ее словам, покупатели редко узнают о наложении границ на этапе приобретения объекта, но если уж узнают – это должно многих отпугивать, особенно если есть другие варианты.

Чтобы избежать проблем в будущем, есть смысл проверить участок, прежде чем отдавать за него деньги. Надо не только свериться с ЕГРН, но и попросить кадастрового инженера показать на самом участке его юридические границы. Это рекомендует Юлия Жадан из АБ “Степанов и Аксюк”. Проверять нужно и застроенные, и незастроенные участки, настаивает она.

Если проблема с покупаемым участком не глобальная (например, забор огораживает пустующий участок земли или пересечение границ не нарушает прав соседей), можно прикинуть, сколько времени и сил уйдет на исправление недостатка. Тогда будет ясно, стоит ли просить продавца о скидке или предложить ему привести все в порядок самому.

Руководитель практики “Межевание, кадастр, регистрация” “Содружества земельных юристов” Юлия Бузанова

Если реестровая ошибка обнаружилась после покупки, ее нужно исправить, не дожидаясь, пока ее заметят органы власти или соседи. Это поможет сберечь время, деньги и нервы, уверяет Бузанова. Если же ошибку невозможно исправить, это повод подать иск к продавцу об уменьшении цены или расторжении договора, заключает Пустовит.

Обязанности собственников смежные участки земли

Управление Росреестра по Челябинской области

  • Об Управлении Росреестра
    • Руководство Управления
    • Структурные подразделения
    • Территориальные отделы Управления
    • Кадровая политика
      • Сведения о вакантных должностях
        • Второй этап проведения конкурсов
      • Результаты конкурсов и порядок их обжалования
      • Обучение
    • Личный прием должностными лицами Управления
    • Планы и показатели деятельности
      • Планы работ Управления Росреестра по Челябинской области
      • Статистическая и аналитическая информация о деятельности Управления
      • Обзор судебной практики
      • Сведения о проведенных проверках территориальных отделов
    • Противодействие коррупции
      • Нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции
      • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
      • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия)
      • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
      • Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация
    • Коллегиальные и совещательные органы
      • Коллегия Управления Росреестра
      • Комиссия по контролю за работой с обращениями граждан
      • Общественный совет
      • Совет по вопросам учетно-регистрационной деятельности
      • Молодежный совет
      • Оперативные совещания Управления Росреестра по Челябинской области
    • Защита государственной тайны и мобилизационная подготовка
      • Гражданская оборона
      • Пожарная безопасность
      • Патриотическое воспитание
      • Информационная безопасность
    • Охрана труда
    • Платежные реквизиты
  • Новости
  • Бланки и документы
    • Соглашения Управления Росреестра о взаимодействии и сотрудничестве
      • Соглашения с Многофунциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг
  • Регистрация прав
    • Выдача информации о зарегистрированных правах
    • О предоставлении услуг Росреестра в МФЦ
    • Перечень страховых организаций
    • Информация об изменениях в сведениях об объектах недвижимости
    • Электронные услуги
    • Сведения о сделках
    • Информация о кредитных организациях
    • Договор купли-продажи
  • Кадастровый учет
    • Кадастровая оценка
      • Документы, регламентирующие деятельность
      • Бланки заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости
      • Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости
      • Обобщенная информация о принимаемых комиссией решениях
      • Буклет
      • Как узнать и пересмотреть кадастровую стоимость недвижимости
    • Государственный земельный контроль
      • Нормативно-правовые акты в сфере государственного земельного контроля
      • Планы и отчеты проверок по соблюдению лицами земельного законодательства
      • Результаты проверок соблюдения земельного законодательства
      • Профилактика правонарушений в области государственного земельного надзора
    • Землеустройство и мониторинг земель
    • Геодезия и картография
      • Типичные нарушения кадастровыми инженерами требований, установленных нормативно-техническими документами при выполнении геодезических работ в составе кадастровых
      • Информация для кадастровых инженеров
    • Информация по документам, подготовленными кадастровыми инженерами
    • Апелляционная комиссия по обжалованию решений о приостановлении государственного кадастрового учета
    • Комплексные кадастровые работы
    • Сведения о зонах с особыми условиями использования территории
  • Контактная информация
    • Обращение граждан
  • Саморегулируемые организации
    • Информационные и аналитические материалы
    • Подготовка арбитражных управляющих
    • Контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организций арбитражных управляющих
    • Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков
  • Вы здесь:
  • Главная
  • Новости
  • Сосед межует свой участок и просит подписать акт согласования границ – что нужно знать

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области разъясняет вопросы согласования местоположения границ земельных участков.

В Управлении Росреестра по Челябинской области подведены итоги состоявшейся недавно «горячей линии» на тему «Согласование местоположения границ земельных участков». Вопросы о межевании, которые были заданы специалистам, волнуют многих собственников земли. Управление Росреестра поясняет, что южноуральцам, владеющим наделами, паями и сотками в садовых некоммерческих товариществах, которые граничат с недвижимым имуществом других правообладателей, для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) результатов межевания обязательно потребуется согласовать границы с собственниками смежных участков. Это входит в обязанности специально обученного и аттестованного лица – кадастрового инженера, в этих целях помимо технической документации им составляется акт согласования. Такая необходимость вызвана тем, что при установлении границ могут быть нарушены права собственников или арендаторов соседнего участка. Соблюдение порядка процедуры согласования местоположения границ земельных участков всеми сторонами, в том числе и кадастровым инженером, защитит права участников данного процесса.

Многих позвонивших на «горячую линию» интересовал вопрос, что делать, если сосед просит согласовать общую границу между участками. Спрашивали также и о том, какие документы и сведения им надо представлять при проведении согласования границ. Всем были даны исчерпывающие ответы. Несколько человек, считающих, что сосед под предлогом проведения межевания предпринимает действия по изменению (увеличению) границ своего участка, ущемляя их интересы, также получили соответствующие разъяснения.

Публикуем ответы начальника отдела координации и анализа деятельности в учётно-регистрационной сфере Управления Росреестра Эрики Столяровой на некоторые из поступивших вопросов:

Вопрос от члена СНТ «Мысы» (Сосновский муниципальный район): Сосед межует свой земельный участок и просит подписать акт согласования местоположения границ земельного участка, а также просит указать в этом акте мои паспортные данные. Это действительно нужно делать по закону? Как узнать, нужно ставить свою подпись или нет?

Согласование местоположения границ земельного участка с правообладателями смежных участков является обязательной процедурой при подготовке документа (межевого плана) для внесения в ЕГРН сведений о границах участка. Подготовка межевого плана и составление акта согласования местоположения границ земельного участка осуществляются кадастровым инженером.

При проведении согласования границ земельного участка вам или вашему представителю необходимо предъявить кадастровому инженеру:

— документ, удостоверяющий личность (паспорт или документ его временно заменяющий);

— документ, подтверждающий полномочия представителя правообладателя (нотариальная доверенность или документ, подтверждающий, что вы являетесь законным представителем, например, свидетельство о рождении, если вы действуете за своего несовершеннолетнего ребенка);

— документ, подтверждающий право на земельный участок (только в случае, если вы не регистрировали это право в ЕГРН), например, государственный акт на право собственности на землю, выданный в 90-х гг.

В свою очередь кадастровый инженер обязан:

— проверить ваши полномочия (полномочия вашего представителя);

— обеспечить вам (или вашему представителю) возможность ознакомления с проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания;

— указать подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (не осуществляется, если границы можно определить на местности по природным объектам или объектам искусственного происхождения, например, по забору).

В случае согласия с расположением общей границы между вашим участком и участком соседа вам необходимо поставить свою подпись в акте согласования. На обороте этого акта будет отражено местоположение границ, которое вы согласовываете. В акт согласования включаются сведения о ваших фамилии и инициалах, а также реквизитах документа, удостоверяющего личность. На эти сведения в акте согласования распространяется действие закона о персональных данных. Согласие на обработку персональных данных является частью утвержденной формы акта согласования. Если же вы не согласны с расположением общей границы, необходимо обязательно направить кадастровому инженеру письменные возражения.

Вопрос от жителя Красноармейского района: Я не согласен с расположением общей границы со смежным участком, изображенной в межевом плане. Мой сосед может как-то внести сведения в государственный реестр без моего ведома?

В указанном случае препятствием для внесения в ЕГРН сведений о границах участка соседа могут являться ваши возражения о местоположении границ, направленные в письменной форме с их обоснованием кадастровому инженеру, которого нанял сосед. Кадастровый инженер при получении таких возражений обязан включить их в состав межевого плана и внести в акт согласования запись об их содержании. Обращаем особое внимание, что если кадастровый инженер вручил, направил или опубликовал извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ в установленном законом порядке, то границы участка будут считаться согласованными даже в случае, если вы проигнорируете это извещение и не будете участвовать в согласовании, либо если выразите свое несогласие только в устной форме.

В случае невозможности прийти к согласию между соседями по прохождению общей границы между их участками земельный спор может быть решен в судебном порядке.

Пресс-служба Управления Росреестра по Челябинской области