Получить пенсионные накопления судье в отставке

Получить пенсионные накопления судье в отставке

Ст. 15 (за исключением п. 3) распространена на судей, ушедших на пенсию с этой должности, независимо от времени ухода на пенсию (ФЗ от 21.06.1995 N 91-ФЗ).

Статья 15. Отставка судьи

1. Отставкой судьи по смыслу настоящего Закона признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

2. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 2, 4, 9 и 11 пункта 1 статьи 14 настоящего Закона.

(в ред. Федеральных законов от 21.06.1995 N 91-ФЗ, от 15.12.2001 N 169-ФЗ, от 05.04.2005 N 33-ФЗ, от 28.06.2009 N 126-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Время работы в должности судьи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитывается в стаж работы судьи в полуторном размере.

(абзац введен Федеральным законом от 21.06.1995 N 91-ФЗ)

3. Ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера ежемесячного денежного вознаграждения по оставляемой должности. При этом судье, ранее уходившему или удалявшемуся в отставку, учитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента прекращения последней отставки.

(в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Ушедшему или удаленному в отставку судье, назначенному на должность до 1 января 2012 года, размер выходного пособия, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи, в части, превышающей трехкратный средний месячный заработок, умножается на коэффициент 1,15.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 330-ФЗ)

4. Судье после ухода или удаления его в отставку выплачивается компенсация на приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

О выявлении конституционно-правового смысла п. 5 ст. 15 см. Постановление КС РФ от 19.02.2002 N 5-П.

Абз. 1 п. 5 ст. 15 распространяется на судей, переведенных в государственные организации и ушедших на пенсию с этой работы, а также на лиц, работавших на должности государственного арбитра и ушедших на пенсию с этой должности (ФЗ от 21.06.1995 N 91-ФЗ).

5. Пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин — 50) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи.

(в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в этой должности более 20 лет, ежемесячное пожизненное содержание увеличивается из расчета: за каждый год стажа работы свыше 20 лет — один процент указанного содержания, но всего не более 85 процентов ежемесячного денежного вознаграждения занимающего соответствующую должность судьи.

(абзац введен Федеральным законом от 21.06.1995 N 91-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абз. 3 п. 5 ст. 15 распространяется на судей, переведенных в государственные организации и ушедших на пенсию с этой работы, а также на лиц, работавших на должности государственного арбитра и ушедших на пенсию с этой должности (ФЗ от 21.06.1995 N 91-ФЗ).

Пребывающие в отставке судьи, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на получение ежемесячного пожизненного содержания и пенсии по инвалидности.

(абзац введен Федеральным законом от 21.06.1995 N 91-ФЗ)

П. 5.1 ст. 15 (в ред. ФЗ от 06.03.2019 N 25-ФЗ) распространяется в том числе на судей, ставших инвалидами до 06.03.2019 вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью.

5.1. Судье, ставшему в период осуществления своих полномочий инвалидом вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью, до приобретения им права на ежемесячное пожизненное содержание, ушедшему или удаленному в отставку в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи, выплачивается по его выбору ежемесячное денежное содержание по инвалидности либо пенсия по инвалидности на общих основаниях.

Ежемесячное денежное содержание по инвалидности указанной категории судей исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи, и устанавливается в следующем размере:

инвалидам I и II групп — 3 процента ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи за каждый полный отработанный год;

инвалидам III группы — 2 процента ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи за каждый полный отработанный год.

Ежемесячное денежное содержание по инвалидности устанавливается на срок, в течение которого соответствующее лицо признано в установленном законодательством Российской Федерации порядке инвалидом, но не более чем до реализации приобретенного им права на ежемесячное пожизненное содержание.

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 06.03.2019 N 25-ФЗ)

6. Отставка судьи прекращается в случае:

1) выявления после ухода судьи в отставку нарушений, допущенных им при исполнении полномочий судьи, являющихся основанием для наложения дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий судьи в соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 12.1 настоящего Закона, если не истек срок давности, установленный пунктом 6 статьи 12.1 настоящего Закона;

2) несоблюдения запретов и ограничений, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 3 настоящего Закона;

3) существенного, виновного, несовместимого с высоким званием судьи нарушения положений настоящего Закона и (или) кодекса судейской этики, порочащего честь и достоинство судьи, умаляющего авторитет судебной власти;

4) занятия деятельностью, несовместимой со статусом судьи;

5) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи;

6) смерти судьи или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 179-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Решение о прекращении отставки судьи либо о приостановлении отставки судьи в случаях, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона, принимается соответствующей квалификационной коллегией судей по собственной инициативе по месту прежней работы или постоянного места жительства судьи, пребывающего в отставке, либо по представлению органа судейского сообщества или председателя суда по месту прежней работы судьи, пребывающего в отставке. Решение квалификационной коллегии судей может быть обжаловано судьей в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

(п. 7 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 179-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2023 в п. 8 ст. 15 вносятся изменения (ФЗ от 08.12.2020 N 426-ФЗ).

8. Отставка судьи прекращается также в случае повторного назначения (избрания) его на должность судьи, за исключением случая назначения (избрания) судьи, пребывающего в отставке, судьей конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации.

(п. 8 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 179-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Судья, отставка которого прекращена, имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ДМО граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией

Правовое обеспечение:

Федеральный закон от 04.03.2002 № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» (далее по тексту Закон от 04.03.2002 № 21-ФЗ). Вступил в силу с 1 января 2002 года, а в отношении граждан, награжденных орденом Ленина – с 1 января 2003 года.

Круг лиц, имеющих право на дополнительное материальное обеспечение

Право на дополнительное материальное обеспечение имеют:

  • Граждане Российской Федерации, получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье (далее — пожизненное содержание судьи), и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.

Дополнительное материальное обеспечение назначается:

  1. Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации;
  2. гражданам, награжденным орденом Святого апостола Андрея Первозванного;
  3. гражданам, награжденным орденом Ленина;
  4. гражданам, награжденным орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени, гражданам, награжденным орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, гражданам, награжденным орденом «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени;
  5. гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней;
  6. Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации;
  7. гражданам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней;
  8. лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР);
  9. гражданам, награжденным орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней;
  10. чемпионам Олимпийских игр, чемпионам Паралимпийских игр, чемпионам Сурдлимпийских игр.
Читайте также  Если приставы наложили арест имущество несоразмерно долгу

Гражданам, имеющим право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Законом от 04.03.2002 № 21-ФЗ, на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с иными нормативными актами, на предусмотренную законодательством Российской Федерации ежемесячную доплату к пенсии, устанавливаемую лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР, на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты), устанавливаемую в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской службы Российской Федерации или должностей муниципальной службы, на оклады за звания действительного члена и члена — корреспондента Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии художеств и Российской академии архитектуры и строительных наук, назначается либо дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Законом от 04.03.2002 № 21-ФЗ, либо одна из иных указанных выплат по их выбору.

Гражданам, имеющим одновременно право на получение дополнительного материального обеспечения по нескольким основаниям, предусмотренным в пункте 2 статьи 1 Закона от 04.03.2002 № 21-ФЗ, дополнительное материальное обеспечение устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер, вне зависимости от количества званий и наград.

Размер дополнительного материального обеспечения

При определении размера дополнительного материального обеспечения применяется размер социальной пенсии, указанный в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 №166-ФЗ на день установления дополнительного материального обеспечения.

При изменении (индексации) в соответствии с законодательством Российской Федерации размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ, одновременно повышается размер выплачиваемого дополнительного материального обеспечения исходя из этого увеличения.

Категории граждан, имеющие право на получение дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся заслуги перед Российской Федерацией Размеры ДМО в % от размера социальной пенсии
Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации 415%
Граждане, награждённые орденом Святого апостола Андрея Первозванного 415%
Граждане, награжденные орденом Славы трёх степеней 415%
Граждане, награждённые орденом «За заслуги перед Отечеством» 1 степени 415%
Граждане, награжденные орденом Ленина 330%
Граждане, награждённые орденом «За заслуги перед Отечеством» 2 степени, граждане, награждённые орденом «За заслуги перед Отечеством» 3 и 4 степени 330%
Лауреаты Ленинской премии, лауреаты государственных премий СССР и лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР) 330%
Граждане, награждённые орденом Трудовой Славы трёх степеней 250%
Граждане, награждённые орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» трёх степеней 250%
Чемпионы Олимпийских игр, чемпионы Паралимпийских игр, чемпионы Сурдлимпийских игр 250%

Порядок назначения и выплаты дополнительного материального обеспечения

Дополнительное материальное обеспечение назначается и выплачивается органом, осуществляющим назначение и выплату соответствующей пенсии или пожизненного содержания судьи.

Дополнительное материальное обеспечение назначается со дня обращения за ним, но не ранее дня, с которого назначается соответствующая пенсия или пожизненное содержание судьи.

Выплата дополнительного материального обеспечения производится одновременно с выплатой соответствующей пенсии или пожизненного содержания судьи.

Дополнительное материальное обеспечение не выплачивается в период выполнения оплачиваемой работы.

Выплата дополнительного материального обеспечения прекращается в случаях лишения получателя государственных наград и званий, предоставляющих право на такое обеспечение, а также установления недостоверных или необоснованных данных, на основании которых было назначено дополнительное материальное обеспечение.

Выплата дополнительного материального обеспечения возобновляется в случае восстановления гражданина в правах на государственные награды и звания.

Получателю дополнительного материального обеспечения, проживающему в государственном или муниципальном стационарном учреждении социального обслуживания, дополнительное материальное обеспечение выплачивается в полном размере.

Суммы дополнительного материального обеспечения, причитающиеся его получателю и недополученные им в связи со смертью, выплачиваются его наследникам на общих основаниях.

Перечень документов, необходимых для назначения дополнительного материального обеспечения

Граждане, имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения представляют следующие документы:

  • удостоенные званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, Героя Социалистического Труда — книжку и грамоту к соответствующей государственной награде;
  • награжденные орденом Ленина, орденом Святого апостола Андрея Первозванного, орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени, орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, орденом «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, орденом Славы 1, 2 и 3 степени, орденом Трудовой Славы 1, 2 и 3 степени, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах» 1, 2 и 3 степени — соответствующее удостоверение к государственной награде Российской Федерации или орденскую книжку;
  • лауреаты Ленинской премии, государственной премии СССР, государственной премии Российской Федерации (РСФСР) — диплом лауреата, постановление Правительства Российской Федерации о присуждении премии Правительства Российской Федерации и присвоении звания лауреата, Указ Президента Российской Федерации о присуждении премии;
  • чемпионы Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр — справку Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту (либо его правопреемника).

В случаях отсутствия перечисленных выше документов принимаются справки архивных учреждений.

Сведения о личности гражданина Российской Федерации, о возрасте, месте жительства и принадлежности к гражданству Российской Федерации устанавливаются по его паспорту и иным документам, удостоверяющим личность.

Факт получения гражданином Российской Федерации пенсии (ежемесячного пожизненного содержания, выплачиваемого пребывающему в отставке судье) устанавливается по пенсионному делу пенсионера (документам о назначении ежемесячного пожизненного содержания судье).

Конституционный суд изменил порядок назначения пенсий судьям

Проверял Конституционный суд (КС) ч. 5 ст. 2 закона «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», п. 5 ст. 15 и п. 7 ст. 20 закона о статусе судей.

Судье в отставке, согласно действующему законодательству, выплачивается пенсия на общих основаниях. Если он имеет стаж работы судьей больше 20 лет, то он может выбрать – получить пенсию на общих основаниях или пожизненное содержание в 80% от зарплаты, которое не будет облагаться налогами. Если стаж работы у судьи на момент выхода на пенсию меньше 20 лет, то размер содержания будет меньше, и, соответственно, чем больше стаж, тем больше денег будет получать судья в отставке.

Геннадий Рязанов работал судьей с 2004 года. В декабре 2013 года ему стало плохо, он заболел, а через пять дней попал в больницу. Спустя полгода ему установили инвалидность без срока переосвидетельствования. Что именно за «общее заболевание» поразило судью – не сообщается.

Осенью 2014 года (через два месяца после присвоения инвалидности) квалифколлегия судей Смоленской области прекратила его полномочия из-за состояния здоровья. Во время увольнения ему выплатили выходное пособие и все. Пожизненное содержание не назначили, ведь его стаж работы судьей был всего 10 лет (нужно как минимум 20). Зато Рязанову установили трудовую пенсию по инвалидности – 14 475 руб.

В 2015 году бывший судья Рязанов обратился в управление Суддепа и попросил назначить себе ежемесячные выплаты в размере судейской зарплаты. По закону он имел бы на это право, если бы его болезнь, из-за которой он стал инвалидом, была связана с исполнением судейских обязанностей. Но он не смог это подтвердить, и ему отказали в выплате.

Рязанов не согласился с отказом и подал в Промышленный районный суд Смоленска иск. Он утверждал, что право на ежемесячные выплаты ему дает п. 3 ст. 20 закона о статусе судей.

«В случае причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается возмещение в размере ежемесячного денежного вознаграждения судьи».

Закон о статусе судей

Суд определил приостановить производство по этому делу, потому что обнаружил неопределенность. Получается, что ч. 5 ст. 2 закона «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», п. 5 ст. 15 и п. 7 ст. 20 закона о статусе судей противоречат статьям Конституции, ведь не гарантируют судьям-инвалидам пожизненное содержание.

КС напомнил: для судей установлен специальный правовой механизм, который гарантирует им достойное и согласующееся с их высоким статусом пенсионное обеспечение. При этом в качестве условий приобретения судьями права на ежемесячное пожизненное содержание закон называет пребывание в отставке и наличие стажа работы в должности судьи не менее 20 лет, а в случае недостаточной продолжительности стажа – достижение определенного возраста. Судьи, не отвечающие данным требованиям, права на ежемесячное пожизненное содержание не приобретают.

При этом, указывает суд, судья, получивший инвалидность, вправе рассчитывать на поддержку государства. Если его инвалидность не связана со служебной деятельностью, то судья сам может выбрать себе пенсию из двух вариантов:

1. Преобразование в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных в период исполнения обязанностей судьи;

2. Назначение страховой пенсии по инвалидности без учета периода работы судей, чтобы по достижении возраста 55 лет приобрести право на ежемесячное пожизненное содержание.

Таким образом, при выборе первого варианта размер страховой пенсии по инвалидности судье в отставке определяется без учета его зарплаты, а сам он ставится в худшее, по сравнению с застрахованными лицами, положение, поскольку периоды работы в должности судьи оцениваются, как правило, аналогично периодам, в которые трудовая деятельность по уважительным причинам не осуществлялась.

Получается, что для судей, уволенных по состоянию здоровья, не предусмотрено специальное пенсионное обеспечение и нет никакого «адекватного правового механизма», по выражению КС, который позволил бы им получать выплаты, соотносимые с зарплатой.

Согласно второму варианту, размер страховой пенсии по инвалидности будет определяться только на основе стажа, приобретенного до назначения на должность судьи, то есть пенсия будет еще меньше, но по достижении 55 лет судья получит выбор между получением страховой пенсии по инвалидности и ежемесячным пожизненным содержанием.

Однако оба варианта ставят судью, вышедшего на пенсию из-за инвалидности, не в лучшее положение. Получается, что даже ежемесячное возмещение членам семьи умершего судьи больше, чем выплаты живому судье, но ушедшему на пенсию раньше, чем нужно. «Социальная защита от статуса умершего кормильца предоставляется семье в более значительном объеме, по сравнению с социальной защитой, предоставляемой судьям, ставшим инвалидами вследствие заболевания, не связанного с осуществлением служебной деятельности», – отмечает КС.

«Законодателю следует немедленно определить условия и порядок пенсионного обеспечения судей, ставших в период осуществления своих полномочий инвалидами вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью».

В итоге Конституционный суд признал не соответствующими Конституции положения ч. 5 ст. 2 закона «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» и п. 5 ст. 15 закона «О статусе судей в Российской Федерации». Суд постановил изменить их так, чтобы гарантировать судьям надлежащую социальную защиту как «лицам, обладающим особым конституционно-правовым статусом». Третью оспариваемую норму (п. 7 ст. 20 закона о статусе судей) КС не рассматривал, потому что она не подлежит применению в этом деле.

При этом действующий сейчас порядок назначения пенсий сохранится, пока законодатели не внесут в указанные нормы изменения.

Ознакомиться с текстом постановления Конституционного суда можно здесь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОМИССИИ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ от 25 ЯНВАРЯ 2018 г. № 5-КЭ

КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ЭТИКЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

О допустимости получения ежемесячной компенсационной выплаты судьей в отставке, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы,

а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном

постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет

от 25 января 2018 г. № 5-КЭ

Согласно Кодексу судейской этики, утвержденному VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012 (с изм., внесенными Постановлением IX Всероссийского съезда судей от 08.12.2016) (далее – Кодекс судейской этики), действие которого распространяется на всех судей Российской Федерации, в том числе на судей, пребывающих в отставке, судьи Российской Федерации обладают всеми правами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, с учетом ограничений, установленных для них законодательством Российской Федерации; положения Кодекса судейской этики, устанавливающие повышенные нравственно-этические требования к судье, обусловленные его статусом, не должны толковаться как ограничивающие гарантируемые Конституцией Российской Федерации его общегражданские права (пункты 3 и 4 статьи 1 Кодекса судейской этики).

Кодекс судейской этики допускает возможность судьи заниматься различными видами внесудебной деятельности, включая научную, образовательную, творческую, общественную, благотворительную и иные виды деятельности, в том числе на платной основе, лишь тогда, когда это не противоречит законодательству о статусе судей в Российской Федерации и не причиняет ущерб интересам правосудия (пункт 2 статьи 14, статья 20).

Как исключения из общего запрета для судей заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, пункт 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 05.12.2017) «О статусе судей в Российской Федерации» (далее – Закон о статусе судей) устанавливает виды и условия иной оплачиваемой деятельности, которую может осуществлять судья, пребывающий в отставке.

Указанная норма не допускает расширительного толкования видов органов, учреждений, объединений, работа в которых совместима с публично-правовым статусом судьи.

Как следует из преамбулы Указа Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», данный Указ издан в целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан; круг получателей соответствующих ежемесячных компенсационных выплат определен в статье 1 Указа — неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за конкретными категориями нетрудоспособных граждан.

Во исполнение названного Указа Президента Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.2007 № 343 утверждены Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее — Правила).

В силу пункта 4 Правил компенсационная выплата назначается лицу, осуществляющему уход, независимо от родственных отношений и совместного проживания с нетрудоспособным гражданином.

Правилами установлен такой порядок, при котором выплаты, назначаются лицу, осуществляющему уход (в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним), но выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии (к пенсии лица, за которым осуществляется уход).

Это объясняется, с одной стороны тем, что установление таких выплат направлено на усиление социальной защищенности нетрудоспособных граждан, а с другой стороны, эти выплаты носят компенсационный характер и призваны частично восполнить потери для граждан, способных к труду, но не работающих ввиду осуществления ухода за нетрудоспособными лицами и не имеющих вследствие этого какого-либо дохода в виде заработка, пенсии, пособия по безработице и т.п.

Согласно подпунктам «в», «г», «д» пункта 9 Правил назначение лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида и размера, пособия по безработице либо выполнение этим лицом другой оплачиваемой работы, прекращает осуществление компенсационной выплаты.

Пунктом 5 статьи 15 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» предусмотрена особенность государственного пенсионного обеспечения судей, пребывающих в отставке, заключающаяся в предоставленном им праве выбора получения пенсии на общих основаниях или не облагаемого налогом ежемесячного пожизненного содержания.

По своей правовой природе ежемесячное пожизненное содержание судей, пребывающих в отставке, относится к социальным выплатам из бюджета, что подтверждает, в частности, Постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи».

Поэтому, хотя ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку, не указано в Правилах в качестве выплат, исключающих осуществление компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными лицами, пребывающий в отставке судья, получающий ежемесячное пожизненное содержание, не имеет права на получение ежемесячной компенсационной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1455, даже если он не достиг общего пенсионного возраста, не работает и фактически осуществляет уход за нетрудоспособным лицом, подпадающим под действие этого Указа.

Что же касается пребывающего в отставке судьи, которому не назначено ежемесячное пожизненное содержание, то в том случае, когда он не работает, является трудоспособным и фактически осуществляет уход за нетрудоспособным лицом, подпадающим под действие названного Указа Президента Российской Федерации, получение таким судьей соответствующей компенсационной судьи не может рассматриваться в качестве нарушения судьей запретов и ограничений, установленных Законом о статусе судей.

Рассматривая вопрос о том, является ли осуществление ухода за нетрудоспособным лицом и получение компенсационной выплаты, предусмотренной названным Указом Президента Российской Федерации, «иной оплачиваемой деятельностью», запрет на осуществление которой установлен в статье 3 Закона о статусе судей, комиссия по этике исходит из следующего.

Соответствующая компенсационная выплата, «присоединяемая» к пенсии лица, за которым осуществляется уход, по своей правовой природе является одной из установленных государством мер социальной поддержки определенной категории нетрудоспособных граждан, нуждающихся в постороннем уходе, и предполагает лишь частичную компенсацию потерь неработающего, способного к труду лица, осуществляющего такой уход.

Осуществление ухода в рассматриваемых правоотношениях не закрепляется рамками какого-либо договора (трудового договора либо гражданско-правового договора по оказанию услуг).

Сроки, объем выполняемой работы либо оказываемых услуг в данном случае участниками рассматриваемых правоотношений и законодателем не регламентируются. Размер компенсационной выплаты, осуществляемой за счет средств федерального бюджета, также не зависит от усмотрения (соглашения) участников рассматриваемых отношений.

В соответствии с действующим пенсионным законодательством период ухода, осуществляемого неработающим трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет включается в страховой стаж (пункт 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О страховых пенсиях»).

Предусмотренный статьей 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» зачет в страховой стаж указанных в ее части первой периодов по буквальному содержанию названной нормы производится «наравне с периодами работами и (или) иной деятельности». Такие периоды законодатель именует «иными периодами», включение которых в страховой стаж не связывает ни с начислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, ни с осуществлением работы и (или) иной деятельности.

Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, является частным случаем включения в страховой стаж нестраховых периодов, но в указанный период, трудоспособный гражданин, осуществляющий уход и получающий соответствующую компенсационную выплату, не относится к числу занятых граждан (статья 2 Закона РФ от 19 апреля1991 г. № 1032-1 (ред. от 29.07.2017) «О занятости населения в Российской Федерации»).

Таким образом, с позиции федерального законодательства, регулирующего пенсионное обеспечение, занятость населения, такой гражданин также относится к категории неработающих граждан.

Поэтому осуществление ухода за нетрудоспособным лицом, подпадающим под действие Указа Президента Российской Федерации № 1455 с назначением предусмотренной этим Указом компенсационной выплаты по своим параметрам явно не является предпринимательской деятельностью либо иной оплачиваемой деятельностью, запрет на осуществление которой вытекает из особого публичного статуса судьи.

Назначение такой выплаты неработающему, трудоспособному, фактически осуществляющему уход за нетрудоспособным лицом пребывающему в отставке судье, которому не назначено ежемесячное пожизненное содержание, не может рассматриваться в качестве нарушения судьей запретов и ограничений, установленных Законом о статусе судей.

Эта позиция не подразумевает допустимость такого положения, когда пребывающий в отставке судья, не получающий ежемесячного пожизненного содержания, осуществляет уход за несколькими нетрудоспособными лицами с назначением компенсационной выплаты в отношении каждого из них. В таком случае, независимо от юридических оснований получения выплат, могут фактически возникнуть основания для вывода о несоблюдении пребывающим в отставке судьей установленных Законом о статусе судей ограничений.

Учитывая рекомендательный характер заключений комиссии, судья всегда обязан самостоятельно определять соответствие своей деятельности публично-правовому статусу судьи и требованиям Кодекса судейской этики.

Пенсия в наследство

Уточним — речь идет о деньгах, которые отчисляют честные работодатели в Пенсионный фонд за своих сотрудников.

Далеко не все наши граждане знают, что по закону если человек умер до выхода на заслуженную пенсию, то его ближайшие родственники могут получить его пенсионные накопления. Под ближайшими родственниками понимаются дети, супруг и родители, а также сестры, братья, дедушки, бабушки и внуки.

Все сказанное прописано в пункте 12 статьи 9 Закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Кстати, получить пенсионные накопления могут и другие граждане, ближайшими родственниками не являющиеся. Но это возможно только в том случае, если завещатель напишет об этом в заявлении.

Наша история началась с трагедии в Кемеровской области.

Там на одном из местных предприятий погиб мужчина. Он был муж и отец двоих детей. Его вдове после гибели супруга пришлось очень тяжело. Сначала женщина оформила пенсию по потере кормильца, потом долго судилась с предприятием за компенсацию морального вреда, которую без суда предприятие платить не собиралось. На эти выматывающие и долгие суды ушли не месяцы, а годы. Ну а потом женщина занималась детьми, долгами покойного. И только через восемь лет после несчастья совершенно случайно наша героиня узнала, что имеет право еще и на пенсионные накопления мужа.

Но оказалось, что предъявить права на пенсионные деньги мужа женщина по закону могла только в течение шести месяцев. А этот срок прошел давно. Знающие люди ей посоветовали попробовать восстановить упущенные сроки. Тогда вдова попробовала через суд восстановить упущенное время.

Вообще-то по закону Пенсионный фонд обязан рассылать уведомления, если у него есть информация о правопреемниках человека, который получал «белую» зарплату, его работодатель отчислял деньги на будущую пенсию, но работник до нее так и не дожил. Но такое строгое следование правилам, если и случается, то очень редко.

В суде истица рассказала, что опоздание со сроками произошло потому, что она вообще ничего не знала о возможности получить пенсионные деньги погибшего мужа. А Пенсионный фонд ничего ей об этом не сообщал. Эти обстоятельства истица и посчитала уважительными причинами пропуска срока предъявления своих требований.

Первая инстанция с такими доводами гражданки согласилась и пошла ей навстречу. Срок женщине суд восстановил. Районный суд в своем решении записал следующее — у женщины нет специальных юридических познаний, а смерть супруга была для нее большим стрессом. И еще в качестве аргумента районный суд добавил, что сразу после похорон истице пришлось отсуживать компенсацию морального вреда и разбираться в обстоятельствах несчастного случая, бороться за то, чтобы ее обеспечили жильем.

Плюс к этим очень не простым проблемам, на нее подал в суд банк из-за кредита мужа, по которому она была поручителем.

Но с мнением районных коллег категорически не согласился Кемеровский областной суд. Он истице отказал. По логике областных судей, мужчина при жизни не просил перераспределить свои пенсионные накопления. Ну, а Пенсионный фонд в сложившейся ситуации вообще не при чем, он ведь не располагал информацией, есть ли у него наследники.

Из всего перечисленного апелляция делает следующий вывод — никак нельзя заявить, что Пенсионный фонд не выполнил обязанность по уведомлению вдовы и вины пенсионного ведомства в том, что гражданка ничего не знала — нет.

На вроде бы резонный аргумент районного суда, что женщина не имела юридических знаний, апелляция ответила, что незнание закона ну никак не может считаться уважительной причиной пропуска срока. Ведь вдова же грамотная и вполне могла прочитать соответствующие законы, тем более, что все эти документы есть, и находятся в открытом доступе.

Понятно, что проигравшую суд вдову такое решение местных судей не устроило и она обжаловала вердикт областного суда в Верховном суде РФ.

Там ее гражданское дело изучили, доводы вдовы тщательно проверили и встали на сторону истицы. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда указала на вину в сложившейся ситуации Пенсионного фонда, который не известил гражданку о ее праве на пенсионные накопления супруга.

Высокий суд заявил, что в Пенсионном фонде прекрасно знали: правопреемник у умершего работника есть. И судьи Верховного суда, основываясь на материалах спора, легко доказали это утверждение.

Ведь именно вдова у них, в Пенсионном фонде оформляла пенсию по потере кормильца. Но и это был не единственный аргумент.

Кроме того, сказала Судебная коллегия по гражданским делам, не имеет значения, подавал ли умерший заявления при жизни или нет. Ведь его жена — правопреемник по закону, поэтому никакого отдельного волеизъявления для этого не нужно.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ посчитала законным и правильным учесть обстоятельства, связанные с личностью истицы: ее сильнейший стресс после трагической смерти супруга, последовавшие за этим многочисленные судебные разбирательства.

А еще Верховный суд РФ раскритиковал довод своих коллег из областного суда о незнании закона. Дело не в законе, сказали в высокой судебной инстанции. Просто вдова банально не знала, что на счете мужа есть некие накопления, которые, в случае смерти их хозяина, полагаются правопреемникам. Все это и изложил Верховный суд в своем определении.

Безусловно, обязательно надо подчеркнуть — это решение Верховного суда принято по одному конкретному делу и в отношении конкретной ситуации и конкретной вдовы. Но оно касается и всех остальных граждан, потерявших родственников.

Остальные граждане должны уточнить сведения о пенсионных накоплениях умершего, если не получали уведомления от Пенсионного фонда. И если выяснится, что пенсионные накопления есть, то надо смело идти по пути нашей героини — пойти в суд за восстановлением срока, а уже потом писать заявление о выплате пенсионных накоплений. Но, подчеркнем, все это возможно, если человек получал «белую» зарплату, а его работодатель уважал закон.