Понятие и классификация источников предпринимательского права
4. Понятие и виды источников предпринимательского права
Источники предпринимательского права. Источники предприни-
мательского права представляют собой нормативно-правовые акты, регули-
рующие общественные отношения, складывающиеся в процессе осущест-
вления предпринимательской деятельности, и организационно-управленче-
ские отношения в сфере предпринимательства. Существуют некоторые
специфические особенности источников предпринимательского права, свя-
занные с характером предмета правового регулирования предприниматель-
ского права и федеративным государственным устройством Российской
Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в веде-
нии Российской Федерации находятся:
• федеральная государственная собственность и управление ею;
• установление основ федеральной политики и федеральные програм-
мы в области экономического развития Российской Федерации;
• установление правовых основ единого рынка;
• финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, де-
нежная эмиссия, основы ценовой политики;
• федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
• гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессу-
• правовое регулирование интеллектуальной собственности.
Классификаций источников предпринимательского права может
быть проведена по различным основаниям.
По юридической силе источники предпринимательского права делятся
на законы и подзаконные акты. Законы — нормативные правовые акты, при-
нимаемые представительными органами государственной власти. Все иные
нормативные правовые акты являются подзаконными. Это акты, принимае-
мые Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Фе-
дерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федера-
ции, министерствами и ведомствами.
По предмету правового регулирования источники предпринимательско-
го права можно подразделить на общие, специальные (собственно пред-
принимательские) и акты иных отраслей права, регулирующие отдельные
вопросы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
К общим источникам предпринимательского права относятся те норматив-
ные правовые акты, предмет правового регулирования которых охватывает
как вопросы предпринимательской деятельности, так и иные общественные
отношения. Специальные акты целиком посвящены регулированию отдель-
ных вопросов организации и осуществления предпринимательской дея-
По степени систематизации среди источников предпринимательского
права можно выделить кодифицированные нормативные правовые акты
Нормативный материал систематизируется в процессе нормотворче-
ской деятельности с целью приведения его в соответствие с системой регу-
лирования общественных отношений. Эти акты отличаются более высоким
качеством и являются головными в системе источников предприниматель-
6 зависимости от уровня органа, принявшего нормативный правовой
акт, в системе органов государственной власти источники предприниматель-
ского права делятся на:
— нормативные правовые акты, принятые федеральными органами ис-
полнительной власти. Акты данной группы действуют на всей территории
Российской Федерации, если иное не предусмотрено самим актом;
— нормативные правовые акты, принятые органами государственной
власти субъектов Российской Федерации. Эти акты принимаются в соот-
ветствии с актами федерального законодательства и действуют только на
территории конкретного субъекта Российской Федерации.
Таким образом, в систему источников предпринимательского права
• Конституция Российской Федерации;
• международные договоры Российской Федерации, общепризнанные
принципы и нормы международного права;
• нормативные правовые акты Президента Российской Федерации;
• нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации
и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
• нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
• корпоративные нормативные акты;
• обычаи делового оборота.
Конституция Российской Федерации как основной нормативный пра-
вовой акт в правовой системе страны закрепляет основные принципы, на
которых базируется законодательство государства, в том числе регулирую-
щее экономическую деятельность: равенство всех перед законом и судом,
недопустимость осуществления прав и свобод с нарушением прав и свобод
других лиц, признание и равная защита частной, государственной, муни-
ципальной и иных форм собственности; право каждого иметь имущество
в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолич-
но, так и совместно с другими лицами; недопустимость лишения имущества
иначе как по решению суда; неприкосновенность частной жизни, личной и се-
мейной тайны; свобода владения, пользования землей и другими природными
ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде или не нарушает
прав и законных интересов иных лиц, и т.д.
Нормы Конституции как источника предпринимательского права можно
разделить на две группы:
1) общие нормы, регулирующие основополагающие вопросы государст-
венной и общественной жизни, обусловливающие и обеспечивающие дея-
тельность субъектов предпринимательства, закрепляющие принципы того
≪пространства≫, в котором осуществляется предпринимательская деятель-
2) специальные нормы, относящиеся непосредственно к предпринима-
тельской деятельности, определяющие основополагающие принципы дея-
тельности ее субъектов.
Международные договоры Российской Федерации, общепризнан-
ные принципы и нормы международного права. Конституция России за-
крепляет, что общепризнанные принципы и нормы международного права
и международные договоры Российской Федерации являются составной
частью ее правовой системы. Если международным договором Российской
Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то
применяются правила международного договора.
В Российской Федерации предпринимательская деятельность осущест-
вляется в соответствии с принципами, закрепленными целым рядом между-
народных соглашений, среди которых можно назвать Всеобщую декларацию
прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных
и культурных правах 1966 г., которые имеют общий характер и закрепляют
право на предпринимательскую деятельность. Среди международных актов,
являющихся источниками предпринимательского права России, следует на-
звать, например, Конвенцию ООН о договорах международной купли-прода-
жи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.), Евразийскую патентную конвенцию
(Москва, 9 сентября 1994 г.).
Федеральные законы. Федеральные законы развивают и конкретизи-
руют конституционные нормы, относящиеся к регламентации предпринима-
тельства в Российской Федерации, и являются основными источниками пра-
вового регулирования как общественных отношений по осуществлению
предпринимательской деятельности ее субъектами, так и отношений по го-
сударственному воздействию на предпринимательскую деятельность.
Прежде всего, федеральными законами определяются основы россий-
ской экономики, формулируются общие условия, в которых предприниматели
осуществляют свою деятельность. Таковы, например, федеральные законы от
14 июня 1995 г. ≪О государственной поддержке малого предпринимательства
в Российской Федерации≫, от 23 июня 1999 г. ≪О защите конкуренции на рынке
финансовых услуг≫ и от 17 августа 1995 г. ≪О естественных монополиях≫.
Ряд федеральных законов регулирует правовое положение субъектов
предпринимательской деятельности вотдельныхсферах предпринимательст-
ва, формулируя требования к таким субъектам и особенности их деятельности.
Это, например, федеральные законы от 10 июля 2002 г. ≪О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)≫, от 3 февраля 1996 г. ≪О бан-
ках и банковской деятельности≫, от 24 ноября 1996 г. ≪Об основах турист-
ской деятельности в Российской Федерации≫, от 27 ноября 1997 г. ≪Об орга-
низации страхового дела в Российской Федерации≫ и от 26 августа 1995 г.
≪Об акционерных обществах≫.
Правовое регулирование оборота отдельных видов объектов граждан-
ских прав содержат, в частности, федеральные законы от 26 мая 2003 г. ≪Об
электроэнергетике≫ и от 22 апреля 1996 г. ≪О рынке ценных бумаг≫.
Указы и распоряжения Президента Российской Федерации прини-
маются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федераль-
ными законами. Непосредственно к регулированию предмета предпринима-
тельского права относится, например, Указ от 21 марта 1996 г. № 408 ≪Об
утверждении Комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков
Постановления Правительства Российской Федерации, норма-
тивные акты федеральных органов исполнительной власти являются
подзаконными актами, т.е. должны приниматься в строгом соответствии
с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами
и распоряжениями Президента Российской Федерации. На регулирование
предпринимательской деятельности направлены, в частности, следующие
нормативные акты: постановления Правительства от 7 декабря 2000 г.
№ 927 ≪О государственной поддержке развития фермерства и других субъ-
ектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве≫ и от 10 апреля
2002 г. № 228 ≪О мерах по повышению эффективности использования фе-
дерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федераль-
ных государственных унитарных предприятий≫, распоряжение Министерст-
ва государственного имущества Российской Федерации от 16 февраля 2000 г.
№ 188-р ≪Об утверждении Примерного устава федерального государствен-
ного унитарного предприятия≫.
Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Принятие субъектами Федерации нормативных актов по вопросам, относя-
щимся к предпринимательской деятельности, должно происходить в строгом
соответствии с принципами разграничения предметов ведения и полномочий
в данной сфере между Российской Федерацией и ее субъектами. В качестве
примера нормативных актов субъекта Российской Федерации по вопросам
осуществления предпринимательской деятельности можно привести пос-
тановление правительства Москвы от 15 июня 1999 г. №542 ≪О создании,
реорганизации, ликвидации государственных и муниципальных унитарных
предприятий и учреждений города Москвы и об участии города Москвы
в хозяйственных обществах≫.
Корпоративные (или так называемые локальные) нормативные акты
как источник предпринимательского права представляют собой акты норма-
тивного характера, принимаемые предприятиями, организациями, их органами. управления и регулирующие вопросы коммерческой и внутренней организаци-
онной деятельности этих предприятий. Это, например, стандарты предприя-
тий; положения об органах управления и контроля на предприятии; инструкции
о порядке взаимодействия структурных частей организации в процессе хо-
зяйственной деятельности; положения о коммерческой тайне предприятия.
Обычаи делового оборота как источник предпринимательского
права. В систему источников предпринимательского права входят и обычаи
делового оборота. Для установления наличия обычая делового оборота не-
обходимо, чтобы сложившееся, широко применяемое и не предусмотренное
законодательством правило поведения применялось в какой-либо области
предпринимательства. Обычаи делового оборота, противоречащие обяза-
тельным для участников соответствующего отношения положениям законо-
дательства или договору, не применяются.
Обычай делового оборота подлежит применению для регулирования
предпринимательских отношений в случае, если отсутствует не только нор-
ма закона, подлежащая применению в том или ином конкретном случае, но
и отношения между сторонами не урегулированы их договором. Обычаи по-
лучили широкое распространение при регулировании вопросов внешнетор-
говой деятельности, при осуществлении морских перевозок.
Для формирования законодательства, регулирующего осуществление
предпринимательской деятельности, очень важны акты высших судебных
органов Российской Федерации: Конституционного Суда, Верховного Суда,
Высшего Арбитражного Суда. Акты высших судебных органов и судебная
практика не являются источниками предпринимательского права России,
поскольку не содержат норм права, однако также играют важную роль для
развития системы источников предпринимательского права, так как спо-
собствуют формированию единого правопонимания у субъектов предприни-
мательской деятельности и государственных правоприменительных органов
и созданию единой модели правоприменения.
На практике не всегда предпринимательское отношение получает
должное правовое регулирование в виде нормы того или иного законода-
тельного акта, не всегда существует и обычай делового оборота, который
можно было бы применить в конкретном случае. Действующее законода-
тельство устанавливает правила применения законодательства в таких слу-
чаях. Такие пробелы предпринимательского законодательства восполняют-
ся путем применения:
• закона, регулирующего сходные отношения (аналогия закона);
• общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия
Для применения аналогии закона и аналогии права необходимо наличие
— неурегулированность соответствующих отношений законодательст-
вом и соглашением сторон;
— отсутствие обычая делового оборота;
— наличие схожего законодательства;
— непротиворечие существу соответствующих отношений.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Предпринимательское право России
Понятие и виды источников предпринимательского права
В современной теории права выражение «источник права» чаще используется в двух значениях: в материальном и формальном. В первом значении под ним понимается сила, создающая право. Такой силой прежде всего является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.
Во втором (формальном) значении под источником права понимается форма выражения государственной воли. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы. Именно последнее значение источника права преобладает в учебной и научной литературе.
Обычно в теории и истории источников (форм) права применительно к Российской Федерации принято говорить о трех ее видах: о правовом обычае, нормативном договоре и нормативном акте. Вместе с тем не надо забывать о применении на территории Российской Федерации норм международного права и международных договоров (ст. 7 ГК).
Нормативный правовой акт — основной источник права России в целом и предпринимательского в частности. Официальная доктрина не признает индивидуальные акты, которые рассчитаны на конкретный случай и обращены к отдельным лицам, в качестве источника права.
Нормативный договор как источник предпринимательского права. Прежде всего, следует отметить, что от нормативного договора необходимо отличать гражданско-правовой договор, в том числе публичный договор. Гражданско-правовой договор есть вид сделки (ст. 154 ГК), индивидуальный правовой акт.
В этом качестве гражданско-правовой договор не обладает такими свойствами права, как нормативность и общеобязательность. По этой причине нельзя полностью согласиться с распространенным в литературе мнением о том, что источником права является нормативный договор. В большинстве случаев договор играет роль индивидуального регулятора общественных отношений.
Причем сказанное относится в равной степени и к публичным договорам в области гражданского права. В силу ст. 426 ГК публичный договор — это договор, заключаемый коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанность по продаже товаров.
выполнению работ или оказанию услуг, которую такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. По общему правилу цена товаров (работ, услуг), а также иные условия публичного договора одинаковы для всех потребителей.
Таким образом, публичный договор относится к разновидности гражданско-правового договора, хотя и содержит элементы публичного права. Поэтому вряд ли можно признать верным утверждение В. С. Нерсесянца о том, что нормативно-правовое значение (в смысле источника права) имеет так называемый публичный договор. По мнению авторитетного ученого, положения публичного договора распространяются на неопределенное множество лиц и обязательны для сторон всех конкретных договоров, которые могут быть заключены на основе общих правил (норм) соответствующего публичного договора.
В данном случае произошло, на наш взгляд, смешение разных понятий — «публичного договора» и «публичной оферты». Именно положения (существенные условия) последней распространяются на неопределенное множество лиц, т. е. на тех, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК).
Публичный договор представляет собой конкретный гражданско-правовой договор, заключенный между коммерческой организацией и потребителем (например, договор банковского вклада). От публичного договора, юридическая конструкция которого очерчена ст. 426 ГК, надо отличать публично-правовой договор, используемый в конституционном (государственном), административном, финансовом, бюджетном, налоговом и других отраслях публичного права.
Нормативный характер договор приобретает при его заключении между государствами. Так, в силу ст. 7 ГК общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью правовой системы Российской Федерации. Более того, международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в п. 1 и 2 ст. 2 Кодекса, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.
Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила договора.
О нормативном договоре можно говорить применительно к публично-правовым соглашениям. Ю. А. Тихомиров предлагает следующую классификацию публично-правовых договоров: учредительные договоры; компетенционно-разграничительные соглашения; соглашения о делегировании полномочий; программно-политические договоры о дружбе и сотрудничестве; функционально-управленческие соглашения; договоры между государственными и негосударственными структурами; договоры о гражданском согласии; международные договоры.
Не вдаваясь в какую-либо дискуссию по этому вопросу, отметим, что приведенная классификация не является жесткой. Подвижность договоров и соглашений подчас затрудняет их строгое разграничение. В то же время надо посмотреть на содержание публично-правовых договоров, с тем чтобы отнести их либо нет к нормативным договорам.
И, наконец, правовой обычай как источник предпринимательского права. Правовой обычай — это неоднократно и достаточно широко применяемое правило поведения, отражающее правовое содержание общественных отношений, которому придана форма позитивного права. Эти свойства правового обычая отличают его от традиций, обыкновений и заведенного порядка. Разновидностью правового обычая являются обычаи делового оборота. В Гражданском кодексе РФ (ст. 5) дано определение обычаев делового оборота в какой-либо области предпринимательской деятельности.
1.2.2. Понятие и классификация источников предпринимательского права
К источникам предпринимательского права относят юридические формы закрепления норм права, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Они могут классифицироваться по различным критериями и основаниям.
По субъектам правотворчества выделяются нормы, установленные органами государственной власти, органами местного самоуправления, негосударственными организациями и непосредственно народом посредством референдума. Преобладающую роль в регулировании предпринимательской деятельности играет государство в лице своих органов, которые принимают нормативные правовые акты в целях создания равных условий для субъектов предпринимательской деятельности, обеспечения конкуренции, защиты публичных интересов в рыночной среде.
Нормативные правовые акты в сфере предпринимательства классифицируются по юридической силе и их месту в иерархии актов. По этому критерию сложившаяся система предпринимательского законодательства подразделяется на Конституцию РФ, законы и подзаконные акты. Ранжированные по юридической силе нормативные правовые акты образуют вертикальную структуру. Такая иерархия актов обусловлена компетенцией правотворческого органа власти, принявшего акт. В то же время в нормативном правовом массиве выделяются положения общего характера, касающиеся всех видов предпринимательской деятельности (о регистрации и ликвидации субъектов предпринимательской деятельности, несостоятельности (банкротстве), конкуренции, инвестициях, инновациях и т. п.). Они образуют горизонтальную структуру предпринимательского законодательства, отличающуюся разнообразием актов по содержанию и форме.
В предпринимательском законодательстве в зависимости от предмета регулирования выделяют нормативные правовые акты, определяющие общие условия ведения предпринимательской деятельности (лицензирование, техническое регулирование, правила формирования имущественной основы, учет и отчетность, государственный контроль (надзор) за субъектами предпринимательской деятельности, саморегулирование и т. д.), и акты, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности (банковскую, страховую, аудиторскую, оценочную, рекламную, клиринговую, иные). Также отмечаются нормативные правовые акты, устанавливающие специальные правила ведения предпринимательской деятельности в различных сферах экономики (в энергетике, связи, на транспорте, и др.), а также акты, нацеленные на развитие предпринимательской среды и государственную поддержку предпринимательства (о промышленной политике, поддержке малого и среднего предпринимательства, о развитии инновационной инфраструктуры, фермерства и т. п.).
Ряд авторов в качестве критерия классификации предпринимательского законодательства рассматривают предметы ведения и полномочия РФ и субъектов РФ, установленные в ст.71–73 Конституции РФ. С этих позиций, различаются федеральные законы и подзаконные акты, принимаемые в сфере исключительного ведения РФ, законодательство в сфере совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также акты субъектов РФ. Например, к федеральному законодательству относится: регулирование федеральной государственной собственности; установление основ федеральной политики в области экономического развития РФ; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование и установление основ ценовой политики; регулирование федеральные энергетических систем, федерального транспорта и путей сообщения, информации и связи, внешнеэкономических отношений РФ; гражданское законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности. В совместном ведении РФ и субъектов РФ находится принятие актов в сфере владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, разграничения государственной собственности, установления общих принципов налогообложения и сборов в РФ, административное законодательство, и т. д.
В специальной литературе к источникам права относят нормативные акты организаций[5]. В связи с этим выделяется такой критерий классификации актов как масштаб их действия. С этой точки зрения различаются нормативные акты централизованного правового регулирования, осуществляемого органами государства, и локальные акты, принимаемые субъектами предпринимательской деятельности. Среди последних выделяются внутренние документы или локальные акты, принимаемые компетентными органами управления корпораций в соответствии с законодательством и регулирующие внутренние отношения в корпорации, имеющие общий характер и обязательные для всех участников корпоративных отношений[6]. Особый статус в законодательстве придается уставу корпорации. И.С. Шиткина полагает, что устав непосредственно не принадлежит к числу внутренних документов организации в их специальном (узком) понимании. Его статус – особый, это учредительный документ организации, который в иерархии корпоративных актов стоит выше всех других документов[7].
Классификация источников предпринимательского права
1) По юридической силе источники предпринимательского права делятся на законы и подзаконные акты.
Законы — нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти. Например, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. Ф З «Об акционерных обществах» .
Все иные нормативные правовые акты являются подзаконными. Это акты, принимаемые Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерствами и ведомствами.
2) По предмету правового регулирования источники предпринимательского права можно подразделить на общие, специальные (собственно предпринимательские) и акты иных отраслей права, регулирующие отдельные вопросы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
К общим источникам предпринимательского права относятся те нормативные правовые акты, предмет правового регулирования которых охватывает как вопросы предпринимательской деятельности, так и иные общественные отношения. К данной группе источников относится, в частности. Конституция Российской Федерации.
Специальные акты целиком посвящены регулированию отдельных вопросов организации и осуществления предпринимательской деятельности.
К актам иных отраслей права, регулирующим отдельные вопросы осуществления предпринимательской деятельности, относятся, например. Уголовный кодекс Российской Федерации Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях , устанавливающие ответственность за правонарушения в сфере предпринимательства. Нормативные правовые акты данной группы имеют как бы «двойной» статус: они одновременно являются источниками предпринимательского права и входят в систему источников еще какой-либо отрасли или подотрасли права.
3) По степени систематизации среди источников предпринимательского права можно выделить кодифицированные нормативные правовые акты и иные.
Нормативный материал систематизируется в процессе нормо-творческой деятельности с целью приведения его в соответствие с системой регулирования общественных отношений. Эти акты отличаются более высоким качеством и являются головными в системе источников предпринимательского права.
Основным кодифицированным источником предпринимательского права является Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая ).
Гражданский кодекс формулирует легальное понятие предпринимательской деятельности; закрепляет условия осуществления предпринимательской деятельности; содержит нормы о субъектах предпринимательской деятельности, в том числе о статусе юридических лиц, и основных объектах гражданских прав; устанавливает формы реализации права на предпринимательскую деятельность положения об обязательствах, в частности договорных; формулирует правила об ответственности в сфере предпринимательства.
4) В зависимости от уровня органа, принявшего нормативный правовой акт, в системе органов государственной власти источники предпринимательского права делятся на:
— нормативные правовые акты, принятые федеральными органами государственной власти, например. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1993 г. № 1233 «О переоценке основных фондов (средств) предприятий и организаций» . Акты данной группы действуют на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено самим актом;
Источники российского предпринимательского права
Как вид профессиональной активности, предпринимательство сильно отличается от других сфер человеческой деятельности. Поскольку в ходе своей деятельности абсолютно все бизнесмены стремятся получить максимально возможную прибыль, оно подвергается довольно жёсткому государственному регулированию.
Понятие и сущность источников предпринимательского права
Данный вид права регулирует отношения между субъектами предпринимательства. Выделение его в отдельную отрасль обусловлено как минимум тремя предпосылками:
- Предпринимательство качественно отличается от других сфер человеческой активности.
- В качестве субъекта предпринимательской деятельности может выступать государство.
- Правовое взаимодействие государства и рынка осуществляется методами, отличными от методов других отраслей права.
Предпринимательское право возникло в конце XIX века в форме частного торгового права и было связано с бурным развитием торговли в дореволюционной России и возникающими разногласиями между участниками процесса.
Сейчас основным признаком предпринимательских правоотношений является профессиональная производственно-хозяйственная деятельность.
Предпринимательское право имеет свои источники. В самом общем виде это законодательно закреплённые правовые стандарты отношений между субъектами предпринимательства.
Источник предпринимательского права — это внешняя форма выражения норм предпринимательского права, то есть разнообразные способы фиксации, закрепления сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.
http://www.plam.ru/bislit/predprinimatelskoe_pravo/p2.php
Классическое деление источников права на 4 вида в зависимости от их документальной формы
Источники права следует изучать с материальной, идеологической, исторической, политической и юридической точек зрения:
- В качестве материальной основы предпринимательского права рассматривают экономические приоритеты хозяйствующих субъектов. В результате образуется система отношений для построения оптимальных норм предпринимательского права.
- Идеологическими предпосылками для формирования определённой системы предпринимательского права является уровень правосознания как отдельных групп людей, так и всего общества в целом.
- В историческом аспекте исследуется правовое наследие предыдущих поколений.
- Политическим источником предпринимательского права является государство и государственные органы, ответственные за регулирование этой отрасли.
- С юридической точки зрения, в качестве источника предпринимательского права рассматривают формы и методы государственного регулирования бизнеса. Совокупность юридических источников непрерывно изменяется, расширяется, совершенствуется.
Классификация источников российского предпринимательского права
Источники предпринимательского права классифицируют по различным признакам.
По субъектам законотворчества различают правовые нормы, установленные:
- государством;
- местными органами самоуправления;
- негосударственными структурами;
- непосредственно населением в результате референдума.
По степени влияния и месту в законодательной иерархии выделяют следующие уровни:
- Конституция РФ;
- Гражданский, Налоговый и другие кодексы РФ;
- федеральные законы РФ;
- подзаконные акты;
- нормативно-правовые акты субъектов РФ;
- муниципальные правовые акты.
Главным ресурсом предпринимательского, как, впрочем, и любого другого права, является Конституция РФ.
В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Конституция РФ п. 1 ст. 8
Основным источником предпринимательского права является Конституция РФ
Основной закон нашей страны:
- устанавливает основные правила правового регулирования предпринимательства в стране;
- гарантирует права и обеспечивает интересы субъектов предпринимательства на уровне, который не может быть ограничен;
- закрепляет и разделяет права собственности РФ и субъектов РФ.
На второй ступени иерархической лестницы находятся кодексы РФ. Основная часть норм, регулирующих предпринимательскую деятельность, относится к Гражданскому кодексу РФ. В нём дано определение предпринимательства и регламентированы его организационные аспекты, обозначены легитимные виды хозяйственных договоров и т. п.
Третья ступень — федеральные законы:
- регулирующие отдельные рынки;
- устанавливающие и изменяющие требования к субъектам предпринимательства;
- регламентирующие требования к отдельным видам хозяйственной деятельности;
- определяющие правовой статус хозяйствующих субъектов.
К подзаконным относятся нормативные акты Президента и Правительства РФ, а также акты, издаваемые на уровне отдельных министерств и ведомств.
Субъекты РФ в рамках действующей Конституции могут принимать свои законы, которые не должны вступать в противоречие с федеральным законодательством.
И, наконец, на муниципальном уровне тоже могут издаваться собственные законы, актуальные только при реализации права собственности на имущество.
Законодательные акты всех уровней призваны обеспечить свободу предпринимательства в РФ
Обычаи делового оборота
Отдельно следует выделить правовые обычаи или обычаи делового оборота.
Обычаем делового оборота признаётся сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Гражданский кодекс РФ, ст.5
http://kodeks.systecs.ru/gk_rf/
ГК РФ допускает использование таких обычаев:
- при проверке качества товаров и услуг;
- при установлении момента перераспределения рисков непреднамеренной порчи и гибели товаров;
- в ряде частных случаев использования правил о подряде;
- при определении соответствия комплектности поставки товара;
- при оформлении договора банковского вклада.
Доказательства актуальности обычая делового оборота должна предоставить сторона, которая на него ссылается
В предпринимательской практике применяются как регламентированные каким-либо актом, так и нигде не зафиксированные обычаи делового оборота. Доказательства актуальности обычая должна предоставить сторона, которая его использует.
Видео: доступно и подробно о предпринимательском праве
Знание основных ресурсов предпринимательского права актуально как для начинающих, так и для опытных предпринимателей. Эти источники постоянно изменяются — принимаются новые законы и прекращают действовать старые.