Порядок добровольной ликвидации

Комментарии к законодательству

Защита кредиторов ликвидированного юридического лица возможна только путем обжалования ненормативного акта регистрирующего органа – решения о внесении сведений в ЕГРЮЛ. Данное право кредитора закреплено в ч. 1 ст. 198 АПК РФ, где указано условие обжалования, а именно – не соответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и нарушение им прав и законных интересов кредитора в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оспаривание ликвидации юридического лица в соответствии с действующим законодательством возможно, но представляется достаточно проблематичным. Это связано с рядом материально- и процессуально-правовых трудностей, которые возникают в процессе оспаривания и обусловлены последствиями такого оспаривания.

Сугубо процессуальная проблема заключается в том, что в момент оспаривания предприятия уже ликвидировано, и привлечь его к участию в деле невозможно. Но в соответствии со ст. 270, 288 АПК РФ отсутствие привлечения ЮЛ является безусловным основанием для отмены решения суда.

Что касается материально-правовых оснований, то первое, на что стоит обратить внимание, это установленный в п. 4 ст. 198 АПК РФ срок, в течение которого может быть подано заявление в суд об оспаривании ненормативного акта регистрирующего органа. Указанный срок составляет три месяца, с момента, когда организации стало известно о нарушении прав и законных интересов. Определить данный момент достаточно сложно, т.к. созданная в процессе ликвидации ликвидационная комиссия обязана в течение двух месяцев опубликовывать данные о ликвидации предприятия в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 1 ст. 63 ГК РФ). Кроме того, ликвидационная комиссия обязана принять меры к выявлению кредиторов и письменно уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица. Поэтому вероятность того, что кредитор не знал о проходящей ликвидации, практически равна нулю. И, следовательно, уложиться в трехмесячный срок достаточно проблематично, учитывая, что решение о внесении записи в ЕГРЮЛ уже вынесено, вступило в силу и выдан исполнительный лист. А данные процессуальные действия чаще всего бывают затянуты по времени более, чем на три месяца.

Вместе с тем в ст. 22 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрен специальный срок. В статье указано, что исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

В большинстве случаев течение указанного срока давности начинается с момента официального опубликования решения регистрирующего органа об исключении недействующего юридического лица в Вестнике государственной регистрации. Именно с этого момента лицо должно было узнать о нарушении своего права. При этом в каждом конкретном случае суд оценивает все обстоятельства, в том числе и определяет момент начала и окончания течения срока исковой давности, предусмотренного настоящей статьей. По истечении срока исковой давности указанные лица утрачивают право на судебное обжалование решения регистрирующего органа, за исключением случаев, когда пропущенный срок восстанавливается на основании судебного акта (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.02.2010 по делу № А53-9580/2009).

Представляется, что в данном случае должен применяться годичный срок, указанный в ФЗ 08.08.2001 № 129-ФЗ, в качестве специальной нормы, установленной для оспаривания решения налогового органа о ликвидации ЮЛ.

Как показывает судебная практика, случаи удовлетворения требований кредитора о признании решения налогового органа недействительным имеют место (Постановление ФАС Московского округа от 22.09.2011 по делу № А40-22042/11-84-1, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.07.2011 по делу № А78-2635/2010). Наиболее распространенным основанием для удовлетворения является несоблюдение установленных законом требований к процедуре ликвидации. В качестве примера выступает представление документов, свидетельствующих об отсутствии имущества у предприятия, в то время, как суд установил наличие такого имущества (Постановление ФАС Московского округа от 11.10.2010 № КГ-А40/9931-10,2 по делу № А40-72974/09-120-387). Также в случае предоставления обществом недостоверного ликвидационного баланса и невыполнении своих обязательств перед кредиторами суд отказал в признании незаконным решения налогового органа об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией общества (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2010 № 09АП-11430/2010 по делу № А40-3235/10-149-46).

Отдельно необходимо указать, что до внесения сведений в ЕГРЮЛ о ликвидации кредитор предъявляет свои требования к ликвидационной комиссии, как единственному действующему органу предприятия в период ликвидации. После внесения сведений в ЕГРЮЛ обращаться нужно уже к налоговому органу, который произвел соответствующую запись о ликвидации.

Второй вопрос, вызывающий трудность, заключается в отсутствии имущества у вновь восстановленного предприятия. В случае, если суд примет решение о том, что внесение записи в ЕГРЮЛ было осуществлено с нарушением закона, и запись будет отменена, то предприятие будет считаться вновь действующим. Но главная задача, стоящая перед кредитором, а именно получение определенной задолженности от ликвидированного предприятия, не может быть достигнута по причине отсутствия у последнего имущества. Анализ действующего законодательства позволяет говорить, что оно не содержит прямого указания на обязанность вернуть или право истребовать имущество, которое было распределено в процессе ликвидации предприятия. Данный механизм просто не предусмотрен действующим законодательством.

Оспаривать сделки по отчуждению и признавать их недействительными нет никаких оснований. Нельзя также истребовать имущество из чужого незаконного владения или от добросовестного приобретателя. Нет причины говорить и о том, что распределенное имущество можно рассматривать как неосновательное обогащение, и как следствие об обязанности его вернуть.

Таким образом, вернуть имущество восстановленному юридическому лицу невозможно, и тем более нельзя говорить о каком-либо автоматическом возвращении распределенного ликвидационной комиссией имущества, имевшегося у общества на момент принятия решения о ликвидации.

Между тем один из основных признаков юридического лица состоит в том, что общество имеет «обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом» (п. 1 ст. 48 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Во исполнение данной нормы суды отказывают в удовлетворении различных требований к ликвидированной организации, например, о признании сделки недействительной (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.03.2010 по делу N А17-6805/2008), по трудовым спорам (Апелляционное определение Омского областного суда от 21.11.2012 по делу N 33-7307/2012).

В момент завершения ликвидации юридического лица прекращается его правоспособность (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

И, как следствие, признание записи в ЕГРЮЛ недействительной и восстановление юридического лица, не является автоматическим основанием удовлетворения требований кредитора. Это невозможно осуществить по причине отсутствия у предприятия имущества.

Отдельно нужно указать, что на момент восстановления юридического лица его органы оказываются не сформированными, т.к. в процессе ликвидации действует ликвидационная комиссия, которая и является органом предприятия. Говорить об автоматическом восстановлении прежних органов нет законных оснований. В конечном счете в юридическом лице помимо отсутствия имущества и сформированных органов не будет и ликвидационной комиссии.

Читайте также  Независимый форум судебных экспертов

Проведенный анализ свидетельствует о многочисленных дефектах, неизбежных при проведении процедуры восстановления юридического лица.

На основании вышеизложенного следует констатировать, что действующее законодательство не предусматривает не только механизма восстановления юридического лица, но и последствий данных действий. Нельзя забывать, что как технически, так и юридически очень сложно себе представить такой институт, как восстановление юридического лица без восстановления его имущества, которое получило уже новых собственников.

На основании изложенного можно прийти к выводу, что оспаривание решения налогового органа о ликвидации предприятия не будет способствовать удовлетворению требований кредитора. Это обусловлено отсутствием имущества у юридического лица, которое может быть восстановлено.

Порядок действия лиц, принявших решение о ликвидации кредитной организации

В процессе ликвидации правоспособность юридического лица, в том числе кредитной организации, должна иметь строго целевой характер. При добровольной ликвидации она сводится к полномочиям лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица, и ликвидационной комиссии, определяемым статьями 62 и 63 ГК РФ. Сделки, совершаемые в этот период, должны быть направлены исключительно на завершение деятельности кредитной организации и осуществление расчетов с ее кредиторами.

Согласно статье 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что оно находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени такого лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме.

В связи с этим уведомление о принятии юридическим лицом решения о ликвидации по форме Р 15016, установленной Приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@, кредитная организация, учредители (участники) которой приняли решение о ее добровольной ликвидации, направляют на основании пункта 10 Указания № в электронном виде в Восточный или Западный центр допуска финансовых организаций Департамента допуска и прекращения деятельности финансовых организаций (по подведомственности) для направления его Банком России в уполномоченный регистрирующий орган.

Одновременно, в соответствии с Приказом ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ сведения о принятом юридическим лицом решении о его ликвидации подлежат опубликованию в «Вестнике государственной регистрации».

Кроме того, для опубликования объявления о ликвидации кредитной организации, в том числе в случае ее добровольной ликвидации в «Вестнике Банка России», ликвидационная комиссия, в соответствии с Указанием Банка России от 22.04.2009 № , направляет его в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения кредитной организации. Данное объявление содержит в том числе информацию о порядке и сроке предъявления требований кредиторами к кредитной организации.

После получения кредитной организацией уведомления об аннулировании лицензии кредитная организация прекращает направлять в Банк России отчетность, предусмотренную Указанием Банка России от 08.10.2018 № , за исключением отчетности по форме 0409101 «Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации», и начинает составлять и представлять в Банк России отчетность, отражающую процесс ликвидации кредитной организации, в соответствии с Указанием Банка России от 05.06.2017 № .

Также в соответствии со статьей 23 Закона о банках промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс ликвидируемой в добровольном порядке кредитной организации должны быть согласованы с Банком России.

Порядок составления, представления в Банк России и согласования промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса при ликвидации кредитной организации регулируется Положением Банка России от 15.06.2017 № .

Принудительная ликвидация юридического лица

Закрытие бизнеса не всегда происходит по плану и зависит от решения собственников. Что такое принудительная ликвидация? Каковы ее причины? Кто может инициировать процедуру принудительной ликвидации юридического лица? Эти и другие вопросы рассмотрим в статье.

Варианты ликвидации юридического лица

Добровольная ликвидация – закрытие фирмы по решению ее собственников.

Принудительная ликвидация – закрытие по решению Суда.

Ликвидация компании налоговой – исключение из ЕГРЮЛ по решению регоргана.

Все вышеуказанные виды ликвидации в конечном итоге приводят к прекращению деятельности юрлица и исключению его из ЕГРЮЛ. Права и обязанности также полностью прекращаются, не переходят к иным лицам путем правопреемства.

Основания принудительной ликвидации юридического лица

Причины, по которым принимается решение закрыть организацию в принудительном порядке могут быть различны. Рассмотрим перечень оснований, предусмотренных Гражданским кодексом:

Нарушения законодательства при создании юрлица.

Отсутствие у компании разрешения/лицензии, если в соответствии с действующим законодательством РФ вид деятельности предполагает наличие обязательного разрешения/лицензии.

Если деятельность предприятия запрещена законодательством РФ.

Если общественная организация, общественное движение, благотворительный или иной фонд, религиозная организация, систематически занимается деятельностью, которая противоречит уставным целям таких организаций.

В случае если осуществление деятельности компании, в целях которой она создавалась, невозможна по тем или иным причинам.

Иные причины закрытия могут быть предусмотрены законом в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица.

Кто может обязать ликвидировать фирму через суд?

органы местного самоуправления;

Порядок принудительной ликвидации юридического лица

Принятие судом решения ликвидировать организацию, назначение ответственных лиц (обязанность по проведению процедуры закрытия фирмы возлагается на ее собственников, но если они игнорируют решение суда, или исполняют его некачественно, то суд может назначить арбитражного управляющего).

Уведомление регоргана о начале процедуры ликвидации и назначении Ликвидатора/Руководителя ликвидационной комиссии/Арбитражного управляющего.

Публикации в средствах массовой информации сообщений о том, что юридическое лицо планируется закрыть. Соответствующие сообщения должны быть опубликованы на Федресурсе и в журнале «Вестник».

Выявление и уведомление кредиторов компании. Проведение взаиморасчетов. Погашение имеющихся задолженностей.

Составление и утверждение Промежуточного ликвидационного баланса.

Уведомление регоргана о составлении Промежуточного ликвидационного баланса.

Составление и утверждение Ликвидационного баланса.

Подача в регорган заявления о ликвидации и ликвидационного баланса.

Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом

Если у фирмы нет денег на затраты по закрытию или собственников невозможно найти, такая компания подлежит исключению из ЕГРЮЛ. Налоговая имеет право в одностороннем порядке принять решение о закрытии юрлица и исключении его из ЕГРЮЛ. В этом случае учредителям ничего не нужно делать, только ждать пока регистрирующий орган все сделает самостоятельно.

Однако, этот способ закрытия накладывает отпечаток на руководителя и участников как «недобросовестных» лиц. После принудительной ликвидации юридического лица таким образом директор и участники не смогут занимать руководящие должности, быть учредителями в других организациях или создавать новые компании, в течение трех лет. Кроме того, исключение предприятия из реестра не означает, что к собственникам и директору нельзя предъявить претензий и привлечь их к субсидиарной ответственности.

Для принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке нужны серьезные основания. Добросовестные учредители, не нарушающие систематически и грубо законодательство, могут не бояться – принудительная ликвидация им не грозит.

Ликвидация юридического лица

Ликвидация юридического лица — прекращение существования юридического лица путём внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Читайте также  Договор пожертвования между ип и администрацией

Ликвидация юридического лица влечет утрату им гражданской правоспособности.

Ликвидация юридического лица также рассматривается как юридическая процедура, процесс, порядок осуществления которой определен законом.

В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, ликвидация юридического лица означает его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам за исключением случаев, предусмотренных законом.

Виды ликвидации юридического лица

Все основания ликвидации юридического лица можно разделить на две большие группы: добровольные и принудительные.

В первом случае ликвидация происходит по решению учредителей компании, во втором — по решению суда. Судебное производство в таком случае возбуждается по заявлению уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления.

Принудительная ликвидация юридического лица

Гражданский кодекс Российской Федерации содержит лишь примерный перечень оснований для ликвидации юридического лица.

К таковым можно, в частности, отнести:

Нарушение закона при создании юридического лица в случае, если такие нарушения носят неустранимый характер.

Осуществление деятельности без соответствующей лицензии.

Грубые или неоднократные нарушения действующего российского законодательства.

Нарушение некоммерческой организацией цели её создания.

Данный перечень не является исчерпывающим.

Отдельные законодательные акты содержат иные основания для принудительной ликвидации юридического лица.

В частности, к таковым можно отнести нарушение юридическим лицом законодательства об обороте наркотиков и психотропных веществ, о стоимости чистых активов и др.

Добровольная ликвидация юридического лица

Юридическое лицо ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Принятие решения о ликвидации юридического лица

Добровольная ликвидация юридического лица начинается с принятия соответствующего решения. Оно принимается либо учредителями компании, либо прочими органами, уполномоченными на то уставом. Главное, чтобы такое решение было принято и оформлено в соответствии с действующим законодательством РФ.

После принятия и оформления надлежащим образом решения о ликвидации, в течение трёх дней нужно уведомить об этом регистрирующий (налоговый) орган.

Нарушители этого правила могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере пяти тысяч рублей.

К указанному уведомлению прилагается также решение о ликвидации.

Получив данные документы регистрирующий (налоговый) орган, вносит соответствующие сведения в ЕГРЮЛ и выдает соответствующее Свидетельство.

С этого момента запрещено вносить любые изменения в учредительные документы. Кроме того, теперь ликвидируемая компания не может выступать в качестве учредителя прочих юридических лиц.

Ликвидационная комиссия

Учредители или орган, который принял решение о ликвидации юридического лица, должны получить одобрение со стороны регистрирующего (налогового) органа.

Для этого ему направляется Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора.

Регистрирующий (налоговый) орган вносит в ЕГРЮЛ сведения о создании ликвидационной комиссии и выдает представителю юридического лица соответствующее свидетельство, а также выписку из ЕГРЮЛ.

Следующим шагом станет уведомление банка о составе ликвидационной комиссии. Кредитная организация должна будет переоформить подпись в учетной карточке на председателя комиссии, а также на того, кто ответственен за оформление бухгалтерской документации на время ликвидации.

В состав ликвидационной комиссии, как правило, входит руководитель компании, некоторые её работники (юрист,экономист, бухгалтер и так далее), её учредители.

Официальное объявление о ликвидации юридического лица

Закон возлагает на юридическое лицо обязанность официально объявить о предстоящей ликвидации.

Делается это для того, чтобы все кредиторы имели возможность предъявить свои требования к ликвидируемой компании.

Для этого нужно дать объявление в журнал «Вестник государственной регистрации», уполномоченный публиковать подобного рода сведения.

Уведомление работников ликвидируемой компании и службы занятости

О предстоящей ликвидации работников компании письменно уведомляют не менее чем за два месяца до предстоящего увольнения.

Уведомление о массовом увольнении отправляется также и в службу занятости того населённого пункта, где расположена ликвидируемая компания.

Не позднее чем за два месяца до предстоящего увольнения туда направляются персональные сведения о каждом из сотрудников: об их профессии, специальности, квалификацию, а также о размере их оплаты труда.

В соответствии с действующим трудовым законодательством ликвидируемая компания обязана оплатить заработную плату каждому из сотрудников до момента увольнения, а также выплатить им выходное пособие.

Кроме того, за работниками сохраняется заработная плата и на время их дальнейшего трудоустройства на срок от двух до трёх месяцев.

Уведомление каждого кредитора лично

Подача объявления в газету о предстоящей ликвидации, не освобождает ликвидационную комиссию от обязанности уведомлять каждого кредитора персонально.

Для этих целей им направляется письменное сообщение о предстоящей ликвидации с указанием срока для заявления своих требований.

Этот срок не может быть менее двух месяцев.

Налоговая проверка, проверки со стороны прочих государственных органов

Согласно действующему законодательству, ликвидируемая организация может быть подвергнута выездной налоговой проверке. Как правило, налоговики проверяют ликвидируемую компанию в течение двух-трех месяцев.

В случае выявления фискальным органом недоимок по налогам, он вынесет решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Ликвидируемая компания должна будет оплатить не только все долги в бюджет, но также и пени, и штрафы.

Кроме того, ликвидируемое юридическое лицо должно также урегулировать все вопросы с внебюджетными фондами — Фондом занятости, ФСС (Фондом социального страхования), Пенсионным фондом. Каждая из указанных организаций имеет право назначить свою проверку деятельности юридического лица, находящегося в стадии ликвидации.

Выявление дебиторской задолженности

Для того чтобы у компании были деньги на удовлетворение требований кредиторов, ей необходимо взыскать задолженность со своих должников.

С этой целью ликвидационная комиссия проводит претензионную и судебную работу с ними.

Также ликвидируемая компания должна провести сверку расчетов с каждым из должников.

Составление промежуточного ликвидационного баланса

По истечении двух месяцев с момента опубликования объявления о начале ликвидации, комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс по форме обычного бухгалтерского баланса.

В промежуточном ликвидационном балансе отражаются данные обо всем имуществе организации, а также о заявленных требованиях кредиторов и результатах их рассмотрения.

Правом утверждения промежуточного ликвидационного баланса обладают учредители (участники) юридического лица или иной орган, принявший решение о его ликвидации.

Как и в остальных случаях, об этом шаге необходимо сообщить в регистрирующий (налоговый) орган.

С этой целью подается Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме, утвержденной Правительством РФ.

Одновременно подается и сам промежуточный ликвидационный баланс.

Налоговый орган, в свою очередь, вносит запись о его утверждении в ЕГРЮЛ и выдает ликвидируемой организации соответствующее свидетельство и выписку из ЕГРЮЛ.

Инвентаризация

В процессе ликвидации юридического лица также проводится инвентаризация его имущества и (или) обязательств. Данное мероприятие осуществляется на основании Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Погашение требований кредиторов. Очередность

После выездной налоговой проверки ликвидационная комиссия должна приступить к выплатам кредиторам. Гражданский кодекс РФ устанавливает очередность, в которой это следует делать.

К кредиторам первой очереди относятся те, перед которыми у ликвидируемой компании есть обязательства, возникшие из причинения вреда жизни и здоровью, а также морального вреда.

Ко второй очереди относятся кредиторы, которым ликвидируемая компания должна выплатить выходные пособия и задолженности по зарплате, а также вознаграждения по авторскому праву.

Читайте также  Как отвечать на вопрос причина увольнения

К кредиторам третьей очереди относятся бюджеты всех уровней, а также внебюджетные фонды.

К кредиторам четвёртой очереди относятся все остальные лица, перед которыми у ликвидируемой организации имеются денежные или имущественные обязательства.

Составление ликвидационного баланса

Удовлетворив все требования кредиторов, ликвидационная комиссия приступает к составлению ликвидационного баланса.

Данный документ мало чем отличается от обычного квартального баланса.

Утверждается он учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица и в необходимых случаях согласовывается с регистрирующим (налоговым) органом.

Государственная регистрация в связи с ликвидацией юридического лица

Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает, что моментом завершения ликвидации юридического лица считается момент внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Именно с этой даты юридическое лицо прекращает своё существование.

Дополнительные способы ликвидации юридического лица

Ликвидация путём реорганизации (слияние, поглощение, преобразование) влечёт за собой прекращение существовавшего ранее юридического лица.

Но при собственно ликвидации неисполненные обязательства погашаются и не подлежат дальнейшему исполнению.

При реорганизации происходит правопреемство и погашения неисполненных на момент реорганизации обязательств не происходит.

Все обязательства переходят к правопреемнику, которому надлежит их исполнять наравне со своими собственными обязательствами.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Добровольная ликвидация предприятия: порядок, документы, сроки

Непростая ситуация в экономике, усиление давления на бизнес со стороны фискальных органов, сложности с «альтернативными» способами ликвидации и ряд других причин привели к увеличению спроса на ликвидацию юридических лиц по добровольному решению собственников.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей правопреемства к другим лицам. Как показывает практика, создать юридическое лицо намного проще и быстрее, чем юридически грамотно прекратить его существование. Именно поэтому многие собственники из-за сложности официальной процедуры предпочитают “избавляться” от своей фирмы нецивилизованным способом.

Такие методы, как смена собственников и единоличного исполнительного органа (генерального директора, директора) на “номиналов” или прекращение деятельности юридического лица в результате реорганизации в форме присоединения к “номинальной” организации, конечно, не имеют ничего общего с легитимными методами прекращения деятельности предприятия.

Для того чтобы собственникам и руководителям предприятий были понятны все этапы процедуры ликвидации, рассмотрим порядок добровольной ликвидации коммерческой организации (далее — предприятия).

• Собственники предприятия принимают решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), устанавливают порядок и сроки ликвидации. С этого момента к ликвидационной комиссии (ликвидатору) переходят все полномочия по управлению делами предприятия.
• В трёхдневный срок с момента принятия решения о добровольной ликвидации ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган как о принятом решении ликвидировать предприятие, так и о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора). При этом в налоговый орган подаётся “Уведомление о ликвидации юридического лица” (форма № Р15001).
• В результате регистрирующий орган вносит соответствующие записи в Единый государственный реестр юридических лиц, и в сведениях о состоянии юридического лица появляется запись: “находится на стадии ликвидации”.
• Ликвидационная комиссия (ликвидатор) помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации предприятия, порядке и сроках предъявления требований его кредиторами. Срок для предъявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев с момента публикации сообщения о ликвидации предприятия.
• Ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также в письменной форме уведомляет кредиторов о ликвидации предприятия.
• По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
• Собственники предприятия утверждают промежуточный ликвидационный баланс и уведомляют регистрирующий орган о его составлении.
• Если имеющихся у ликвидируемого общества денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества предприятия с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
• Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого предприятия производится ликвидационной комиссией (ликвидатором) в порядке очерёдности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество передаётся его собственникам пропорционально их долям в уставном капитале предприятия.
• После завершения расчётов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается собственниками.
• Вместе с “Заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией” (форма №Р16001) председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) подаёт в регистрирующий орган ликвидационный баланс.
• Одновременно с Листом записи об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц регистрирующий орган выдаёт уведомление о снятии предприятия с налогового учёта по месту его нахождения.
• Процедура ликвидации предприятия завершается архивацией документов по личному составу предприятия и их сдачей на хранение в архивные органы.
• После подписания акта сдачи документов по личному составу в архивные органы председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уничтожает печать предприятия в соответствии с составленным актом. На момент уничтожения печати все счета предприятия в банках должны быть закрыты.

Процедура ликвидации — достаточно сложный и долгий процесс. Перед тем как начать ликвидацию предприятия, собственники и руководители должны чётко помнить, что от них требуется непосредственное участие в некоторых этапах процедуры. Это, в частности, относится и к главному бухгалтеру. На его плечи ложится основная работа по подготовке и составлению промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов, а также непосредственно проверка предприятия в налоговом органе и внебюджетных фондах. Облегчить работу бухгалтера может посредническая организация, с которой можно заключить договор на бухгалтерские и аудиторские услуги.

Практика показывает, что ликвидировать “нулевую компанию” (предприятие, в котором не велась финансовая деятельность, не начислялась и не выдавалась заработная плата) можно в срок до трёх месяцев. Если же на предприятии велась финансово-хозяйственная деятельность (предприятие не являлось “нулевой компанией”), то срок ликвидации может увеличиться за счет проведения налоговой и/или таможенной проверки.

Изменения в законодательстве от 01 сентября 2017 г. определили максимальный срок добровольной ликвидации Общества с ограниченной ответственностью (самой распространенной правовой формы в нашем законодательстве) как один год. В случае, если процедура ликвидации не может быть завершена в этот срок, указанный срок может быть продлен в судебном порядке, но не более, чем на шесть месяцев. Повторное принятие решения о добровольной ликвидации возможно не ранее чем по истечении шести месяцев.

Процедура ликвидации предприятия прописана одинаково и для крупных, и для маленьких предприятий, то есть упрощённый порядок добровольной ликвидации законодательно не предусмотрен.