Проверить процедура регистрация некомерческой отрганизации

Регистрация

Государственная регистрация некоммерческой организации при создании

Прежде чем создавать некоммерческую организацию, необходимо ознакомиться с нормативно — правовой базой, устанавливающей порядок создания НКО. Следует обратить внимание на положения Гражданского кодекса РФ (Часть 1. Глава 4 — §1, §6, §7), Федеральный закон от 19.05.1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральный закон от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; Федеральный закон от 11.08.1995 г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Определение организационно-правовой формы.
Если вы приняли твердое решение создавать некоммерческую организацию, первым Вашим шагом станет определение ее организационно-правовой формы. НКО может быть создана в форме:

  • общественной организации;
  • общественного движения;
  • ассоциации или союза;
  • фонда;
  • учреждения;
  • автономной некоммерческой организации;
  • религиозной организации;
  • и др.

Разработка устава.
Далее вы переходите к следующему, ответственному и кропотливому этапу – разработке устава будущей организации.
Устав – основной учредительный документ, определяющий установочные положения, связанные с организацией деятельности создаваемого объединения. Устав должен содержать:

  • наименование, цели объединения, его организационно-правовую форму;
  • структуру организации, ее органы, территорию, в пределах которой она осуществляет свою деятельность;
  • условия и порядок приобретения и утраты членства, права и обязанности членов;
  • компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;
  • порядок внесения изменений и дополнений в устав;
  • источники формирования денежных средств и иного имущества организации, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;
  • порядок реорганизации и (или) ликвидации организации.

В случае использования организацией символики ее описание должно содержаться в уставе.

Принятие решения о создании организации.
Учредители (учредитель) на общем собрании (или единолично) принимают решение о создании организации. Данное решение оформляется протоколом общего собрания учредителей (решением единственного учредителя). После этого закон отводит 3 месяца, в течение которых в уполномоченный орган (Управление Министерства юстиции России по Владимирской области) должны быть предоставлены необходимые для регистрации документы.

Подготовка документов для регистрации.
Для государственной регистрации некоммерческой организации необходимо собрать следующий пакет документов:

  • Устав представляется в регистрирующий орган в 3 экземплярах.
  • Заявление, подписанное уполномоченным лицом (заявителем), составленное по форме №Р11001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств». Заявление прошивается и подается в уполномоченный орган в 2 экземплярах.
  • Решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов. Это может быть протокол общего собрания учредителей, либо решение единственного учредителя (для АНО). Протокол (решение) прошивается и подается в уполномоченный орган в 2 экземплярах.
  • Документ об уплате государственной пошлины. Размер государственной пошлины при регистрации некоммерческой организации в соответствии с действующим законодательством составляет 4000 рублей.
  • При использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Подача документов.
Собранные документы подаются в уполномоченный орган — Управление Министерства Юстиции России по Владимирской области по адресу г. Владимир, ул. Спасская, д. 5. Документы подаются заявителем или лицом, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности.

Сроки государственной регистрации.
Общий срок предоставления государственной услуги Управлением Минюста России по Владимирской области, без учета времени на исполнение функций регистрирующим органом, не должен превышать:

  • для общественных объединений – 33 дней,
  • для религиозных организаций — одного месяца и трех дней или шести месяцев и трех дней (при проведении государственной религиоведческой экспертизы)
  • для иных некоммерческих организаций – 17 рабочих дней.

Регистрирующий орган (Управлением Федеральной налоговой службы России) в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения указанной записи, сообщает об этом в Управление Минюста России.
Выдача заявителю документов осуществляется не позднее трех рабочих дней со дня получения документов из регистрирующего органа.

ОТКАЗ И ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
Отказ в государственной регистрации.
Необходимо учитывать, что основаниями для отказа в государственной регистрации НКО являются следующие ситуации:

  • если учредительные и иные представленные для государственной регистрации документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
  • если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;
  • если наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;
  • если необходимые для государственной регистрации документы представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган;
  • если выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем по причинам, установленным Федеральным законом;
  • если решение о реорганизации, ликвидации некоммерческой организации, о внесении изменений в ее учредительные документы или об изменении сведений об организации принято лицом (лицами), не уполномоченным на то федеральным законом и (или) учредительными документами некоммерческой организации;
  • если установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения;
  • в случае если заявитель в предусмотренный срок не устранил основания для приостановления государственной регистрации некоммерческой организации.

Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации может быть обжалован в вышестоящий орган или в суд.
Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

Приостановление государственной регистрации.
В случае если представленные для государственной регистрации документы оформлены в ненадлежащем порядке, может быть принято решение о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации до устранения заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на три месяца. Неустранение заявителем этих оснований в установленный срок влечет за собой отказ в государственной регистрации.
Решение об отказе в государственной регистрации или о приостановлении государственной регистрации принимается в течение четырнадцати рабочих дней со дня получения представленных документов. При принятии решения заявителю сообщается об этом в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения с указанием оснований, вызвавших отказ в государственной регистрации или приостановление государственной регистрации.

Нужно ли Вам создавать НКО?

Создание НКО

Регистрация некоммерческих организаций

Регистрация некоммерческих организаций считается одной из наиболее трудоемких и длительных регистрационных процедур. Прежде всего, это обусловлено многообразием организационно-правовых форм, а также сложностями при разработке учредительных документов. Чтобы преодолеть этот порог, сразу озвучим несколько моментов, которые помогут при регистрации некоммерческой организации.

На сегодняшний день учредительными документами некоммерческих организаций являются (в отдельных случаях некоммерческая организация также может функционировать на основании общего положения об организациях данного вида):

  • Устав, утвержденный участниками и учредителями НКО (для таких форм некоммерческих организаций как фонд, общественная организация, некоммерческое партнерство, АНО и частное учреждение).
  • Для ассоциации и союза: Учредительный договор, заключенный между членами, и Устав.

В учредительных документах НКО должны содержаться:
• Наименование организации с указанием характера деятельности и организационно-правовой формы
• Юридический адрес
• Предмет и цели деятельности
• Порядок управления деятельностью
• Права и обязанности участников
• Сведения о филиалах и представительствах организации
• Условия приема и порядок выхода участников из НКО
• Порядок внесения изменений в учредительные документы
• Источники формирования имущества и порядок его использования
• Иные предусмотренные законодательством положения.

Требования, прописанные в учредительных документах некоммерческой организации, обязательны к исполнению всеми ее участниками и учредителями. Что касается законодательной основы работы некоммерческих организаций, то сегодня деятельность некоммерческих организаций, за исключением потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, а также дачных и иных товариществ, регулируется Гражданским кодексом РФ и Законом «О некоммерческих организациях». Отдельные организационно-правовые формы некоммерческих организаций — например, общественные объединения — действуют в соответствии с Законом «Об общественных объединениях». Что касается потребительских кооперативов и различных товариществ, то их деятельность также регулируется ГК Российской Федерации и рядом специальных законов (в частности: Закон «О потребительской кооперации в РФ», Жилищным кодексом и т.д.).

Участником некоммерческой организации может стать как гражданин России, так и иностранец, а также юридические лица. Количество участников некоммерческой организации не ограничено. Учредителем некоммерческих организаций может стать и один участник (за исключением случаев учреждения некоммерческих партнёрств, ассоциаций (союзов)).

Регистрация некоммерческих организаций любой организационно-правовой формы (за исключением потребительских кооперативов, органов госвласти и местного самоуправления, а также государственных и муниципальных учреждений) на сегодняшний день осуществляется территориальным органом Министерства Юстиции.

Основной вопрос, который интересует многих: по какому алгоритму необходимо проводить регистрацию некоммерческих организаций. Сейчас мы попробуем в этом разобраться.

Процедура регистрации выглядит следующим образом:

На начальном этапе Вам потребуется собрать и подготовить необходимый пакет документов, подробный перечень которых описан в специальном разделе нашего сайта. Далее нужно будет оплатить государственную пошлину за регистрацию некоммерческой организации. Несколько слов о государственной пошлине, уплачиваемой при регистраци некоммерческих организаций.

  1. за государственную регистрацию юридического лица (в том числе и НКО), за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц и (или) государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий, — 4 000 рублей;
  2. за государственную регистрацию политической партии, а также каждого регионального отделения политической партии — 2 000 рублей;
  3. за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства, — 20% размера государственной пошлины, установленного для государственной регистрации юридических лиц.

Согласно статье 28 Закона N 374-ФЗ данные изменения вступают в силу в течение месяца со дня его официального опубликования — 29.01.2010 (опубликован в «Российской газете» 29.12.2009 N 252).
Размер государственной пошлины за государственную регистрацию некоммерческой организации определяется датой представления заявителем документов для государственной регистрации некоммерческой организации.

После этого осуществляется подача документов в регистрирующий орган. Когда процедура регистрации будет завершена, необходимо получить готовые документы. На следующем этапе Вам нужно будет поставить свою организацию на учет в налоговом органе. Далее следует получение кодов статистики, изготовление печати, а также открытие расчетного счета в банке. Также необходимо будет поставить свою организацию на учет во внебюджетных фондах РФ.

Ключевым является вопрос относительно того, какие документы необходимы для подачи в регистрирующий орган. Регистрация некоммерческих организаций предполагает подачу следующего пакета документов:

  • Заявление о регистрации некоммерческой организации (№ PН0001) – 2 экземпляра
  • Устав Вашей компании – 3 экземпляра (первый – для архива налоговой инспекции, второй – для архива Министерства Юстиции, третий – выдается на руки заявителю после завершения процедуры регистрации)
  • Протокол общего собрания учредителей, либо единоличное решение единственного учредителя о создании некоммерческой организации
  • Квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины
  • Документы, подтверждающие местонахождение организации (юридический адрес)

Отметим, что документы для регистрации некоммерческой организации необходимо предоставить в регистрирующий орган не позднее чем через три месяца с того момента, как будет принято решение о создании.

Территориальный орган Росрегистрации рассматривает поданные документы в течение 14 дней. Если будет принято положительное решение о регистрации Вашей организации, Министерство Юстиции направит все необходимые документы в налоговый орган (для внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц). Внесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ осуществляется не позднее чем через 5 дней после получения документов. В течение 3 дней с момента получения информации о внесении записи о Вашей организации в ЕГРЮЛ Минюст выдает свидетельство о государственной регистрации Вашей некоммерческой организации.

Именно в таком порядке проходит регистрация некоммерческих организаций.

Во многом тонкости и нюансы данной процедуры зависят от выбранной организационно-правовой формы. Но основной сложностью при регистрации некоммерческих организаций является разработка устава. С коммерческими организациями дела обстоят значительно проще – многие используют типовой вариант устава, найденный в интернете, или в справочно-правовой системе («Консультант плюс», «Гарант»). В случае с некоммерческими организациями каждый устав является индивидуальным. Многие пункты будут отличаться в каждой конкретной компании, поэтому шаблонов тут быть не может. Также ситуация усложняется тем, что регистрирующий орган внимательно и придирчиво изучает каждый устав (существует большая вероятность получения отказа).

Это основные сложности, которые связаны с регистрацией некоммерческих организаций.

Но закончить всё-таки хотелось бы на позитивной ноте. Выделим основное преимущество некоммерческих организаций. Оно заключается в наличии налоговых льгот, поскольку целевые поступления в некоммерческих организациях не считаются доходом и не облагаются налогами. Некоммерческие организации регистрируются не для выгоды и стабильного извлечения прибыли, а для достижения социальных, культурных, научных и прочих целей, направленных на различные общественные блага.

Электронный журнал о благотворительности

Филантроп

  1. Home
  2. Анализ
  3. Инструменты для НКО
  4. Проверка минюста: как избежать ошибок

Проверка минюста: как избежать ошибок

Каждый год Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы в плановом порядке проверяют деятельность некоммерческих организаций на соответствие закону и их учредительным документам. Юрист Благотворительного фонда развития филантропии «КАФ» Константин Воробьёв изучил результаты всех проверок некоммерческих организаций Главным управлением Министерства юстиции РФ по Москве за 2019 год, нашёл наиболее частые нарушения и способы их исправить.

Как узнать о проверке

Особенность плановых проверок — возможность к ним заранее подготовиться, так как календарный план проверок НКО публикуется в ноябре-декабре предыдущего года. Посмотреть, не запланирована ли проверка вашей организации в 2020 году, можно как на сайте соответствующего управления Минюста России, так и во ФГИС «Единый реестр проверок» — https://proverki.gov.ru/.

Перечень запрашиваемых для проверки документов легко найти, и в нём редко бывают сюрпризы. Обычно помимо учредительных документов запрашивают все документы, так или иначе связанные с управлением организацией (протоколы органов управления, приказы директора), программной деятельностью, распоряжением денежными средствами (договоры, акты, отчёты, выписки со счетов), финансовой и бухгалтерской отчётностью — есть время привести дела в порядок.

Нарушения, обнаруженные у московских некоммерческих организаций в 2019 году, рассмотрены в следующем виде: сперва те, что содержатся в учредительных документах, затем — в протоколах и решениях органов управления и, наконец, выявленные в текущей деятельности НКО.

1. Ошибки в уставе организации

Казалось бы, при регистрации НКО, внесении изменений в устав Минюст России и так чрезвычайно тщательно проверяет каждую формулировку на соответствие требованиям законодательства, к чему проверять повторно?

Однако законодательство часто меняется, а в положениях основного документа организации остаются устаревшие нормы, которые могут прямо противоречить новым законам, поэтому задача проверяющего органа — напомнить НКО о необходимости приведения их в соответствие всем требованиям.

  • Определение НКО

Если устав был зарегистрирован до 2014 года, есть большая вероятность, что в нём будет даже некорректное определение организационно-правовой формы некоммерческой организации. Так, в результате реформы корпоративного законодательства в определении фонда и автономной некоммерческой организации появилось указание на то, что это «унитарная» организация. Если в уставе фонда/АНО это не найдёт отражения, Минюст России непременно заметит несоответствие положений устава статье 123.17/123.24 ГК РФ.

Что нужно сделать: проверить, что определение организационно-правовой формы и её признаки в уставе актуальны (Глава 4 ГК РФ).

  • Компетенции органов управления НКО

Самая частая ошибка — неверно указана исключительная компетенция органов управления НКО. Важно обратить внимание, что в уставе должен быть полный перечень всех вопросов, решение которых относится к компетенции высшего органа управления.

Неоднократно ГУ Минюста России по Москве выявляло, что к компетенции высшего органа управления не были отнесены следующие вопросы:

  • утверждение годового отчёта и бухгалтерской (финансовой) отчётности;
  • принятие решений о создании организацией других юридических лиц, об участии организации в других юридических лицах;
  • принятие решений о создании филиалов и об открытии представительств организации;
  • принятие решений о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;
  • утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора организации;
  • одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом;
  • принятие решений о размере и порядке уплаты участниками (членами) общественной организации/ассоциации членских и иных имущественных взносов.

В учредительном документе также обязательно должно быть отражено, что по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления решения принимаются либо единогласно, либо квалифицированным большинством голосов путём проведения очного голосования.

Вместе с тем проверяющий орган обращал внимание, что в уставе должны быть не только верно определены порядок формирования и срок полномочий органов управления, но и корректно указаны их названия. Так, в частности, высший орган управления не может быть назван «правлением» в фонде, «советом/правлением/президиумом» — в ассоциации, общественной организации, так как в соответствии с главой 4 ГК РФ эти названия предусмотрены для коллегиального исполнительного органа некоммерческой организации.

Что нужно сделать: проверить, чтобы формулировки устава об органах управления НКО в точности соответствовали статьям 28 и 29 ФЗ «О некоммерческих организациях», а также нормам главы 4 ГК РФ статьи 10 ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)» и положениям ФЗ «Об общественных объединениях».

  • Преобразование и ликвидация НКО

Нормы закона о преобразовании и ликвидации некоммерческих организаций также подверглись значительным изменениям за последнее время. Как следует из замечаний, вынесенных Минюстом России, в уставе должны быть чётко зафиксированы все организационно-правовые формы, в которые может быть преобразована некоммерческая организация, либо указано, что реорганизация не допускается. Что касается ликвидации, несмотря на то что положения, посвящённые данной процедуре, тщательно определены в законе, Минюст России требует подробного описания порядка ликвидации в уставе некоммерческой организации.

Что нужно сделать: проверить, все ли отражённые в уставе организационно-правовые формы преобразования НКО актуальны, установлен ли порядок ликвидации и соответствует ли он статье 63 ГК РФ, а также статье 19 ФЗ «О некоммерческих организациях».

  • Символика в уставе

Среди наиболее часто встречающихся нарушений — отсутствие описания символики в уставе. Исходя из информации на официальном сайте НКО, в представленных документах, письмах Минюст России делает вывод о наличии символики организации, главным образом — эмблемы (под эмблемой в большинстве случаев понимается изображение животного, явления природы или иного символа рядом с названием организации). В том случае, если символика есть, но она не описана в уставе, это будет считаться нарушением требований пункта 5 статьи 3 ФЗ «О некоммерческих организациях».

Что нужно сделать: проверить используется ли на фирменном бланке, официальном сайте организации эмблема, содержится ли её описание в уставе.

  • Другие ошибки

Следует отметить, что хоть и совсем в редких, однако достойных упоминания случаях Минюст России обнаружил следующие ошибки:

  • перечень учредителей в уставе организации не соответствует сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ;
  • устав содержит сведения о фирменном наименовании (допустимо только для коммерческих организаций), праве организовывать лотереи (допустимо только для специальных государственных органов), открытом перечне видов деятельности, которые может осуществлять организация (НКО имеет не общую, а специальную правоспособность);
  • к источникам формирования имущества в соответствии с уставом отнесены регулярные поступления от учредителя, однако не установлен сам порядок их поступления.

Из приведённых примеров нарушений можно сделать вывод, что законодательство о некоммерческих организациях на настоящем этапе развития не отличается стабильностью, поэтому отслеживание соответствия устава как основного документа организации таким изменениям является безусловной задачей каждой НКО.

Ошибки в оформлении деятельности органов управления

Анализ выявленных нарушений показывает, что серьёзное затруднение у некоммерческих организаций вызывает оформление решений или протоколов заседаний органов управления.

Чаще всего Минюст России указывает, что в представленных документах отсутствуют следующие сведения:

  • о времени проведения заседания;
  • об общем количестве членов (участников, учредителей) органа управления НКО на дату проведения заседания;
  • о количестве фактически присутствующих на заседании членов (участников, учредителей) органа управления и определении правомочности (кворума) заседания;
  • о лицах, проводивших подсчёт голосов.

Кроме этого, было выявлено, что нередко нарушается периодичность проведения заседаний органов управления, закреплённая в уставе организации, а также исключительная компетенция высшего органа управления, вопросы которой не могут быть переданы на рассмотрение иным органам управления организации.

Что нужно сделать: проверить регулярность проведения заседаний органов управления НКО, а также правильность оформления протоколов и решений указанных органов на соответствие уставу и требованиям, установленным статьёй 181.2 ГК РФ, пункты 4, 5 статьи 29 ФЗ «О некоммерческих организациях».

Ошибки в текущей деятельности

Тип ошибок, рассмотренных в этой главе, возникает в результате повседневной деятельности некоммерческой организации, поэтому чаще всего представлен в виде нарушения сроков совершения либо не совершения вовсе действий, предусмотренных законом.

  • Местонахождение, адрес

Исходя из представленных договоров, отчётов Минюст России проверяет информацию о местонахождении постоянно действующего руководящего органа НКО — директора/правления. В некоторых случаях должностное лицо, указанное в распоряжении о проведении проверки, может лично убедиться в достоверности путём выезда по адресу организации, указанному в ЕГРЮЛ.

В случае, если проверяющий орган установит, что НКО не находится по данному адресу, это будет признано нарушением пункта 7 статьи 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым организация должна в течение трёх дней со дня наступления изменений уведомить об этом.

  • Отчёты о деятельности

Минюст России самостоятельно занимается поиском и рассмотрением сведений о сдачи НКО отчётов, предусмотренных, в частности, пунктом 3 статьи 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документов о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученного от иностранных источников.

Кроме того, проверке подлежит выполнение требований пункта 3.1 и пункта 3.2 статьи 32 приведённого выше закона о размещении организацией в Интернете или предоставлении средствам массовой информации для опубликования отчёта о своей деятельности либо сообщения о продолжении своей деятельности.

Соблюдение положений данного раздела должно быть наиболее значимым для НКО, поскольку неоднократное непредставление указанных сведений является основанием для обращения Минюста России в суд с заявлением о ликвидации данной организации.

  • Информация о филиалах или представительствах

Заметно реже проверяющий орган выявляет, что НКО ведёт деятельность вне места своего нахождения (арендует помещение, нанимает сотрудников, рассказывает об этом на сайте и т.п.), а информация о филиалах или представительствах организации не содержится в ЕГРЮЛ, что является нарушением требований статьи 55 ГК РФ и пункта 7 статьи 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», поскольку НКО в трёхдневный срок не уведомила об указанных изменениях.

  • Конфликт интересов

Отдельное внимание следует обратить на отсутствие одобрения высшего или надзорного органа в случае заключения сделки при конфликте интересов. К примеру, если Минюст России обнаружит возмездный договор НКО с другим юридическим лицом, в котором директором/учредителем является руководитель некоммерческой организации, а решение об одобрении указанной сделки не приложено — будет зафиксировано нарушение статьи 27 ФЗ «О некоммерческих организациях».

Что нужно сделать: проверить, все ли сведения об организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ, являются актуальными, удостовериться в полной сдаче отчётов, а также на регулярной основе осуществлять ревизию деятельности и документов организации.

Нарушение требований к запрашиваемым документам

Важно не только вести деятельность в соответствии с законом и учредительными документами, но и не совершить ошибок при подготовке документов, требуемых для проверки Минюстом России.

Так, в одном случае проверяющий орган указал, что непредставление в полном объёме документов, указанных в распоряжении о проведении проверки, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ, поскольку представляет собой неповиновение законному распоряжению должностного лица организации, уполномоченной на осуществление государственного контроля.

Помимо этого, необходимо представлять документы в надлежаще оформленном виде, а именно — копии должны быть сшиты, пронумерованы и подписаны уполномоченным лицом. Несоблюдение данного требования также может быть признано Минюстом России в качестве отдельного нарушения, поэтому особенно важно чрезвычайно внимательно относиться к сбору и подготовке документов и начинать этот процесс заранее.

Государственная регистрация некоммерческих организаций

Описание услуги

О государственной услуге

  • руководитель постоянно действующего руководящего (исполнительного) органа регистрируемой некоммерческой организации или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от ее имени;
  • учредитель (учредители) некоммерческой организации при ее создании;
  • руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемой некоммерческой организации;
  • конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации некоммерческой организации;
  • иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
  • межрегиональных, региональных и местных общественных объединений;
  • региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий;
  • местных религиозных организаций;
  • централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации; религиозных организаций (в том числе учреждений), образованных указанными централизованными религиозными организациями;
  • иных некоммерческих организаций, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации некоммерческих организаций.
  • общероссийских и международных общественных объединений;
  • политических партий;
  • отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций;
  • Торгово-промышленной палаты Российской Федерации; торгово-промышленных палат, созданных на территории нескольких субъектов Российской Федерации;
  • централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации; религиозных организаций (в том числе учреждений), образуемых указанными централизованными религиозными организациями.
  • заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
  • учредительные документы некоммерческой организации;
  • решение о создании некоммерческой организации и об утверждении
  • ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов;
  • сведения об учредителях (указываются в соответствующем приложении
  • к заявлению);
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией (указываются в соответствующей графе заявления);
  • при использовании в наименовании некоммерческой организации личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование;
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя — иностранного лица;
  • копии учредительных документов, свидетельства о регистрации или иных правоустанавливающих документов иностранной неправительственной некоммерческой организации (для отделения иностранной неправительственной некоммерческой организации).
  • заявление о включении некоммерческой организации в предусмотренный пунктом 10 статьи 13¹ Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, – для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
  • заявление о государственной регистрации ликвидации;
  • ликвидационный баланс;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 — 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Указанный документ представляется по межведомственному запросу Минюста России или его территориального органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
  • При ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства представляется определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
  • заявление о государственной регистрации изменений, вносимых
  • в учредительные документы;
  • решение о внесении изменений в учредительные документы;
  • учредительные документы некоммерческой организации в новой редакции;
  • документ об уплате государственной пошлины.
  • заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы;
  • решение (протокол, выписка из протокола) руководящего органа некоммерческой организации, подтверждающее в установленных законодательством Российской Федерации случаях сведения о некоммерческой организации, подлежащие изменению в Едином государственном реестре юридических лиц.
  • В случае внесения изменений в сведения об отделении (организации) общественного объединения в связи с изменениями, внесенными в устав общественного объединения, на основании которого данное отделение (организация) действует, представляется также устав общественного объединения, заверенный его центральным руководящим органом в двух экземплярах.

Требования к оформлению документов:

Все документы на государственную регистрацию представляются на русском языке. Документы иностранных организаций представляются на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства с переводом на русский язык и должны быть удостоверены. Все документы, кроме документов, представляемых в электронной форме, и учредительных документов некоммерческой организации, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. Учредительные документы некоммерческой организации представляются в трех подлинных экземплярах, за исключением документов, представляемых в электронной форме. Два экземпляра учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса. Листы всех экземпляров учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы. Документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки. Протокол (выписка из протокола) учредительного съезда (конференции) или общего собрания, заседания высшего органа управления (высшего руководящего органа) организации, содержащий решение о создании некоммерческой организации, об утверждении ее учредительных документов и об избрании (назначении) органов (о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов), должен содержать: дату и место проведения учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания; список учредителей — участников учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания; сведения о количественном и персональном составе (фамилия, имя, отчество) рабочих органов (президиума, секретариата и иных); существо принятых решений и результаты голосования по ним; сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах руководящих и контрольно-ревизионных органов; фамилию, инициалы и личную подпись председателя и секретаря съезда (конференции), общего собрания, заседания, ответственных за составление протокола. Протокол (выписка из протокола) заседания высшего, иного уполномоченного органа управления некоммерческой организации, содержащий решение о внесении изменений в учредительные документ и (или) об изменении иных сведений, подлежащих внесению в Единый государственный реестр юридических лиц, помимо вышеуказанных сведений, должен содержать: в случае проведения заседания в форме съезда (конференции) — сведения об утверждении нормы представительства делегатов, о количестве избранных и фактически присутствующих на заседании делегатов, о соблюдении положений устава некоммерческой организации в части определения правомочности (кворума) заседания высшего или иного уполномоченного органа управления; в случае проведения заседания в форме общего собрания (заседания) — сведения об общем количестве членов (участников, учредителей) высшего или иного уполномоченного органа управления некоммерческой организацией на дату проведения заседания и о количестве фактически присутствующих на заседании членов (участников, учредителей), о соблюдении положений устава некоммерческой организации в части определения правомочности (кворума) заседания высшего или иного уполномоченного органа управления. Платежное поручение или иной документ об уплате в соответствующий бюджет государственной пошлины за государственную регистрацию некоммерческой организации представляется в подлиннике. Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией, указываются в заявлении, подписанном уполномоченным лицом. Подтверждение заявителем указанных сведений иными документами не требуется. Официальные документы и акты, представленные организациями и учреждениями иностранных государств, не являющихся участниками Гаагской конвенции от 5 октября 1961 г., принимаются к рассмотрению при наличии консульской легализации, которую совершают консульские учреждения Российской Федерации за границей и Консульское управление Министерства иностранных дел Российской Федерации. Официальные документы и акты, представленные организациями и учреждениями иностранных государств — участников Гаагской конвенции от 5 октября 1961 г., принимаются к рассмотрению при принятии решения о государственной регистрации некоммерческой организации без консульской легализации документов, при наличии на них апостиля, удостоверяющего подлинность подписи, должность лица, подписавшего документ, и подлинность оттиска печати или штампа, которым заверен этот документ. Официальные документы, полученные из стран СНГ, принимаются к рассмотрению без какого-либо специального удостоверения, если такие документы изготовлены и засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и заверенных оттиском печати с воспроизведением государственного герба.

Регистрация некоммерческих организаций в электронном виде — это удобно и современно!

Вниманию представителей НКО!

Регистрация некоммерческих организаций в электронном виде — это удобно и современно!

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области информирует о том, что в настоящее время на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (далее — ЕПГУ, Портал) обеспечена возможность предоставления Минюстом России и его территориальными органами государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций в электронном виде .

Как зарегистрироваться на ЕПГУ и получить услугу?

— зайдите и зарегистрируйтесь на gosuslugi . ru (для регистрации достаточно адреса электронной почты и номера мобильного телефона);

— внесите Ваши паспортные данные и СНИЛС, дождитесь проверки внесенных данных и получите доступ к базовым госуслугам;

— подтвердите учетную запись в ближайшем Центре обслуживания (выберите на Портале удобный Вам адрес, не забудьте взять паспорт и СНИЛС).

Для получения услуги по государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании авторизованному пользователю Портала -физическому лицу необходимо иметь квалифицированную электронную цифровую подпись (ЭЦП).

Получить ЭЦП можно в ближайшем удостоверяющем центре либо в многофункциональных центрах по предоставлению государственных и муниципальных услуг (МФЦ) по месту жительства заявителя.

В дальнейшем уже зарегистрированной некоммерческой организации необходимо пройти процедуру авторизации на Портале в качестве юридического лица и получить ЭЦП некоммерческой организации.

На Портале граждане могут зарегистрировать создание общественных объединений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций.

Юридические лица через Портал могут обратиться за внесением изменений в сведения об организации, изменений в учредительные документы юридического лица, а также за предоставлением услуг по реорганизации и ликвидации организации.

Процедура подготовки и направления документов для получения государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций услуги состоит из следующих этапов:

— из выпадающего списка услуг необходимо выбрать «Адресат заявления», т.е. соответствующий уполномоченный орган (Минюст России или его территориальный орган);

— заполнить поле «Наименование организации», выбрать требуемое значение поля «Организация, в отношении которой выполняются регистрационные действия»;

— заполнить соответствующую форму заявления, сформировать и прикрепить транспортный контейнер (заявление и другие документы, перечень которых установлен действующим законодательством, в зависимости от вида регистрационных действий и организационно-правовой формы некоммерческой организации);

— подписать транспортный контейнер квалифицированной электронной подписью заявителя (одного из заявителей) либо нотариуса или лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, засвидетельствовавшего подлинность подписи заявителя на направляемом одновременно с такими документами заявлении (уведомлении, сообщении) и направить его в соответствующий территориальный орган Минюста России.

Важно! Для корректного направления заявления в соответствующий территориальный орган Минюста России, при формировании транспортного контейнера необходимо использовать только программное обеспечение, разработанное Минюстом России, ссылка на которое находится в разделе «Прилагаемые документы», что соответствует шагу 3 при оформлении заявки в Минюст России на ЕПГУ. При этом размер транспортного контейнера не может превышать 5 Мб.

Результат предоставления государственной услуги при обращении через ЕПГУ поступает заявителю также в электронном виде по указанному им адресу электронной почты и на ЕПГУ.

В соответствии с пп. 32 п. 3 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях направления в регистрирующий орган документов в электронной форме государственная пошлина за государственную регистрацию юридического лица (за исключением государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий, государственной регистрации общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями), за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, не уплачивается.