Закон о незаконной охоте на 2019 год

Органы прокуратуры районов и городов Приморского края:

Уголовная ответственность за незаконную охоту

Статьей 258 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконную охоту.

Предметом преступления являются охотничьи ресурсы – объекты животного мира, которые в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» определено, что незаконной является охота с нарушением требований законодательства об охоте, в том числе охота без соответствующего разрешения на добычу охотничьих ресурсов, вне отведенных мест, вне сроков осуществления охоты и другое.

Согласно положениям указанного Пленума Верховного Суда Российской Федерации причиненный незаконной охотой ущерб относится к крупному исходя не только из количества и стоимости добытых, поврежденных и уничтоженных животных, но и с учетом иных обстоятельств содеянного, в частности, экологической ценности, значимости для конкретного места обитания, численности популяции этих животных.

Ответственность за незаконную охоту возникает в случае причинения крупного ущерба; применения механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей; в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена; на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Кроме того, предусмотрена ответственность за совершение такого деяния лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинившее особо крупный ущерб.

Согласно примечанию к статье крупным ущербом признается ущерб в размере 40 тыс. рублей, особо крупным – 120 тыс. рублей.

Исчисление причиненного ущерба производится в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2011 № 948.

Федеральным законом от 27.06.2018 № 157-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» ужесточена уголовная ответственность за незаконную охоту. Так, максимальная санкция за совершение данного преступления предусматривает лишение свободы на срок от 3 до 5 лет. Кроме того, предусмотрен штраф в размере от 500 тыс. до 1 млн рублей.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ
«Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

27 декабря 2009 г., 31 мая, 28 декабря 2010 г., 14 июня, 1, 18 июля, 21 ноября, 6 декабря 2011 г., 7 мая, 2, 23 июля, 28 декабря 2013 г., 23 июня, 14 октября 2014 г., 23 июня 2016 г., 29 июля 2017 г., 7 марта, 3 августа 2018 г., 2 августа 2019 г., 18 февраля, 24 апреля, 20 июля, 22 декабря 2020 г., 11 июня 2021 г.

Принят Государственной Думой 17 июля 2009 года

Одобрен Советом Федерации 18 июля 2009 года

ГАРАНТ:

Об особенностях правового регулирования отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Республики Крым см. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 309-ФЗ

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Федеральный закон направлен на урегулирование отношений в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Закреплены такие виды охоты, как промысловая, любительская и спортивная. Предусмотрена охота в целях осуществления научно-исследовательской, образовательной деятельности, акклиматизации и переселения охотничьих ресурсов, обеспечения ведения традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.

Любой из перечисленных видов охоты может осуществляться при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов (за исключением отдельных случаев).

Определен правовой статус охотника. Ему выдается охотничий билет. Сведения об указанных лицах и о выданных билетах заносятся в охотхозяйственный реестр.

Для получения билета необходимо сдать охотничий минимум.

Для каждого региона установлен лимит на добычу охотничьих ресурсов (за исключением отдельных видов).

Земельные, лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий можно арендовать на основании охотхозяйственных соглашений. Они заключаются на срок от 20 до 49 лет по результатам проведения аукционов.

Федеральный закон вступает в силу с 1 апреля 2010 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 апреля 2010 г., за исключением части 4 статьи 20, частей 2-13 статьи 21, пунктов 2, 3 и 5 статьи 62, пунктов 4 и 5 статьи 65 настоящего Федерального закона, которые вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 28 июля 2009 г. N 137, в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 июля 2009 г. N 30 ст. 3735

Постановлением Конституционного Суда РФ от 25 июня 2015 г. N 17-П часть 3 статьи 71 настоящего Федерального закона признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой на ее основании в системе действующего правового регулирования решается вопрос о сроках охотхозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, заключаемых без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений лицами, имеющими долгосрочные лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 декабря 2021 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 455-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2021 г.

Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2020 г.

Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 147-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 мая 2020 г.

Федеральный закон от 18 февраля 2020 г. N 26-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 февраля 2020 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 296-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 августа 2019 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 291-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 августа 2019 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 января 2020 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 321-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 54-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 сентября 2018 г.

Читайте также  Тенгиз озманов дато биография

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 206-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 201-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 137-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 398-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 мая 2010 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Браконьеры-«фарщики» получили условные сроки

Автор: Administrator | 11 Декабря 2019

Три жителя Майминского района и Горно-Алтайска признаны судом виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 258 УК РФ (незаконная охота, совершенная с применением механического транспортного средства группой лиц по предварительному сговору).

По версии следствия, ночью 8 ноября 2018 года обвиняемые на территории охотничьих угодий Майминского района, используя автомобиль и подключенное к нему световое устройство «лампу-фару», а также огнестрельное оружие, осуществляли поиск, обнаружение, выслеживание и ослепление диких животных с целью их незаконной добычи. Браконьеров задержали сотрудники полиции и Комитета по охране животного мира Республики Алтай.

Однако 20 февраля 2019 года Майминский районный суд принял решение о прекращении уголовного дела в связи с деятельным раскаянием обвиняемых. Природоохранный прокурор обжаловал это решение, Верховный суд Республики Алтай его отменил и направил дело на новое рассмотрение.

29 августа 2019 года Майминский районный суд вынес новый приговор по делу и назначил всем троим наказание в виде лишения свободы сроком 1 год и 6 месяцев условно. Указанный приговор также был обжалован адвокатами обвиняемых в Верховный суд Республики Алтай.

5 декабря 2019 года Верховный суд Республики Алтай оставил приговор Майминского суда без изменения, приговор вступил в законную силу.

Уважаемые охотники . Комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай просит Вас соблюдать требования законодательства в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, во избежание подобных последствий.

Усиление контроля за осуществлением охоты на путях сезонной миграции косули сибирской.

Автор: Administrator | 11 Декабря 2019

Комитетом охраны животного мира Республики Алтай усилен контроль за осуществлением охоты на путях сезонной миграции косули сибирской.

На основании плана совместных мероприятий к проведению рейдов привлекаются сотрудники ОМОН и СОБР Управления Росгвардии по Республике Алтай. В Майминском, Чойском и Шебалинском районах в целях пресечения незаконной охоты запрещенными способами — с использованием механических транспортных средств и световых устройств в ночное время суток, незаконной транспортировки продукции охоты, к проведению рейдовых мероприятий дополнительно привлекаются экипажи УГИБДД МВД по Республике Алтай, а также сотрудники МВД по Республике Алтай.

За истекший период государственными инспекторами Комитета проведено 350 охранно-рейдовых мероприятий, выявлено 296 нарушений административного и уголовного законодательства об охоте. За аналогичный период 2018 года было выявлено 212 нарушений. Наложено административных штрафов на сумму 190 тыс. рублей, изъято 72 единицы огнестрельного оружия, в том числе 13 единиц, незарегистрированного в установленном порядке в органах МВД по Республике Алтай, поданы иски в суд о возмещении вреда причинённого животному миру Республики Алтай в результате незаконной добычи особей сибирских косуль: по Онгудайскому району — в сумме 120 тыс. рублей, по Усть-Канскому району — в сумме 120 тыс. рублей, по Усть-Коксинскому району — 200 тыс. рублей. Всего подано исков на сумму 440 тыс. рублей, предъявленные иски удовлетворены, причиненный вред возмещен.

За совершение незаконной охоты на территории Майминского района запрещенными способами охоты – с применением механических транспортных средств (легкового автомобиля) и световых устройств три жителя Майминского района и г. Горно-Алтайска признаны судом виновными, им назначено наказание в виде лишения свободы сроком 1 год и 6 месяцев условно.

Запретить добычу (вылов) китообразных в учебных и культурно-просветительских целях

Автор: Administrator | 17 Октября 2019

За период с 2011 по 2015 год в российских водах коммерческими компаниями было отловлено 29 косаток, сотни белух и дельфинов для культурно-просветительских целей.

Многие животные были проданы или переданы в «аренду» в зарубежные океанариумы за миллионы долларов, а многие погибли во время отлова, запутавшись в сетях, или в течение короткого времени после него, не справившись со стрессом и болезнями.

В 2016 и 2017 годах ученым, общественным организациям и активистам удалось не допустить выдачи разрешений на отлов косаток в связи с отсутствием обоснованных научных данных по численности и состоянии запасов этих животных. Эти два года отлов косаток не проводился.

Однако осенью 2017 года и весной 2018 государственная экологическая экспертиза Росприроднадзора одобрила отлов 13 косаток, 335 белух, 20 тихоокеанских белобоких дельфинов в Дальневосточных морях. Почти все морские животные отлавливаются для культурно-просветительских целей и предназначены, в основном, для продажи в китайские океанариумы.

В июле 2018 г. Генеральная прокуратура РФ вынесла постановление о направлении материалов проверки в Следственный департамент МВД России для решения вопроса об уголовном преследовании по части 4 статьи 159 (мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере) Уголовного кодекса РФ руководителей 4 коммерческих компаний. Эти компании в 2012 — 2015 годах предоставили в органы Росрыболовства ложные сведения о намерении использовать косаток в культурно-просветительской деятельности, а на самом деле семь отловленных особей содержали на базах Приморском и Хабаровском краях и впоследствии отправили за рубеж. То есть, продажа китообразных является незаконной. Однако компании и недобросовестные чиновники пользуются пробелами в законодательстве и оформляют передачу животных в иностранные океанариумы.

Читайте также  Ифнс солнечногорского района московской области официальный сайт

В настоящее время в бухте Средней в Приморском крае, недалеко от г. Находка, в тесных вольерах содержится 90 белух и 11 косаток, отловленных в 2018 году четырьмя коммерческими компаниями. Планами работ при осуществлении рыболовства в культурно-просветительских целях этих компаний предусмотрена поставка отловленных морских млекопитающих в российские и зарубежные океанариумы.

Росприроднадзор уже отказал в выдаче разрешений СИТЕС на экспорт 25 белух, а Генеральная прокуратура РФ внесла предостережение в адрес Росрыболовства о недопустимости нарушений закона при предоставлении прав вылова водных биологических ресурсов в культурно-просветительских целях в 2019 году.

Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Приморскому краю возбуждено уголовное дело по факту незаконного вылова биоресурсов по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.256 УК РФ (незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов). Все животные в бухте Средняя арестованы.

Одновременно общественные организации «Экологическая вахта Сахалина», Клуб «Бумеранг» и «Друзья океана» оспаривают положительное заключение государственной экологической экспертизы на добычу косаток. Гринпис России собирает подписи за запрет выдачи разрешений на экспорт косаток и белух. Ученые и специалисты в области морских млекопитающих из МГУ им. М.В.Ломоносова, Камчатского филиала Тихоокеанского института географии ДВО РАН, Тихоокеанского океанологического института им. В.И.Ильичева, Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН, СПбГУ направили в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы обоснование, что отлавливать косаток в Охотском море недопустимо.

Граждане Российской Федерации с помощью различных петиций, обращений, социальных сетей выражают категорическое неприятие живоотлова любых морских млекопитающих и использования их в океанариумах и дельфинариях.

В настоящее время не существует технологий отлова китообразных без причинения вреда остальным членам их семьи. Косатки и белухи охотятся и передвигаются семьями, их социальные связи очень крепки. В процессе отлова попадают в сети и запутываются крупные взрослые особи, беременные самки и сеголетки. Распутать и выпустить взрослых китов часто не представляется возможным, поэтому во время отлова погибают и травмируются другие члены семьи.

Киты проплывают за сутки сотни километров, питаются различными морскими животными, имеют сложную социальную организацию, используют эхолокацию и многое другое, что невозможно сделать в ограниченных бетонных бассейнах, наполненных хлорированной водой. Продолжительность жизни китообразных в океанариумах на порядок ниже, чем в естественной среде обитания. Известны и многочисленные факты гибели морских млекопитающих в неволе, есть случаи, когда косатки кончают жизнь самоубийством, многократно ударяясь о стены бассейна.

Во всем мире отказываются от содержания морских млекопитающих в неволе именно по причине невозможности полноценно заменить этим животным естественную среду обитания, тем самым причиняя им страдания всю оставшуюся жизнь. Живоотлов признан жестоким даже Всемирной Ассоциацией Зоопарков и Аквариумов (WAZA). Реальной альтернативой отлову и содержанию в неволе принято считать наблюдение за китами в их естественной среде обитания. Такой природный туризм привлекает значительные рабочие места и инвестиции в регион и является образцом устойчивого природопользования.

Косатки, белухи и другие китообразные являются национальным достоянием нашей страны. В апреле 2018 года дальневосточная плотоядная популяция косатки была внесена в перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Камчатского края. С 1982 года Международной китобойной комиссией введен мораторий на коммерческую добычу больших китов.

Поэтому добыча (вылов) китообразных в учебных и культурно-просветительских целях должна быть полностью запрещена, а наблюдать этих животных нужно только в их естественной среде обитания.

Практический результат

Сохранение национального достояния Российской Федерации.

Сохранение биологического разнообразия российских морей.

Развитие туризма в естественных местах обитания морских млекопитающих.

Повышение имиджа Российской Федерации на международном уровне, как страны, принимающей высокие стандарты сохранения окружающей среды.

Незаконная охота: что грозит нарушителям

Сегодня охота – уже не жизненная необходимость, как было 100-200 лет назад. Тем не менее, есть те, кто любит пострелять дичь. Однако все должно быть в рамках закона, иначе не избежать административной и даже уголовной ответственности. Корреспондент «РИАМО в Люберцах» разобралась в вопросе и выяснила, что грозит за незаконную охоту.

Календарь охотника

В различных субъектах Российской Федерации каждый год устанавливаются свои сроки весеннего охотничьего сезона. Они зависят от особенностей местной фауны и погодных условий.

Срок весенней охоты на пернатую дичь в Московской области в 2019 году – с 13 по 22 апреля. Было разрешено охотиться на токующих самцов глухарей на току, на токующих самцов тетеревов из искусственного укрытия, на вальдшнепов на вечерней тяге, на селезней уток из искусственного укрытия с подсадной уткой, на гусей из искусственного укрытия.

К маю весенний сезон охоты 2019 года завершился по всей России, в том числе в Подмосковье. А значит, теперь каждый охотник должен строго следить за тем, чтобы в лесах не раздалось ни одного выстрела. Нарушителей ждет строгое наказание.

Административная ответственность

Возможные незаконные действия охотника и ответственность за них описывает статья 8.37 Кодекса об административных правонарушениях РФ «Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира».

Согласно пункту 1, нарушение правил охоты влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 4 тысяч рублей, на должностных лиц – от 20 до 35 тысяч рублей. При этом могут конфисковать орудия охоты и лишить права осуществлять охоту на срок до двух лет.

Согласно пункту 1.1, повторное нарушение в течение года влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4 до 5 тысяч рублей, на должностных лиц – от 35 до 50 тысяч рублей. Также могут конфисковать орудия охоты и лишить права осуществлять охоту на срок от одного года до трех лет.

Согласно пункту 1.2, нарушение установленных сроков охоты или осуществление охоты недопустимыми орудиями или способами приведет к лишению права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет для граждан. На должностных лиц наложат административный штраф в размере от 35 до 50 тысяч рублей и могут конфисковать орудия охоты.

Уголовная ответственность

За нелегальный отстрел дичи и браконьерство предусмотрена уголовная ответственность. Она описана в статье 258 Уголовного кодекса РФ «Незаконная охота».

Согласно пункту 1, незаконной считается охота, когда причинен крупный ущерб, когда применялись механические транспортные средства или воздушное судно, взрывчатые вещества, газы или иные способы массового уничтожения птиц и зверей, когда охотились на особо охраняемой природной территории или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. Также незаконно охотиться на птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена.

Эти правонарушения наказываются штрафом в размере до 500 тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет.

Также нарушителям грозят исправительные работы и даже лишение свободы на срок до двух лет.

Согласно пункту 2, более серьезное наказание последует, если незаконная охота причинила особо крупный ущерб или совершена лицом с использованием своего служебного положения, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Нарушителей ждет штраф в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет. Браконьера могут лишить свободы на срок от трех до пяти лет. Также его могут лишить права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Читайте также  Александр гобозов сетевой бизнес

Итоги весенней охоты в Подмосковье

Министр сельского хозяйства и природопользования Московской области Андрей Разин сообщил РИАМО, что в период весенней охоты 2019 года в Подмосковье было наложено порядка 200 тысяч рублей штрафов.

«Всего выявлено 186 административных правонарушений. Из них по 23 делам материалы переданы на рассмотрение в суд. Основные нарушения – это охота вне сроков и охота недопустимыми способами», – отметил Разин.

По словам министра, за период весенней охоты 2019 года в Подмосковье изъято две единицы охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия.

Охотников хотят обязать проходить обучение и сдавать экзамен

Где у оленя «зеркало» и зачем рыси «кисточки»

Так называемый охотничий минимум — на самом деле весьма объемный документ. Он включает правила охоты, требования техники безопасности и даже основы биологии диких животных. Например, охотник должен уметь отличать диких животных по внешнему виду, полу и возрасту, в том числе знать, как выглядят звери и птицы, внесённые в Красную книгу. Без этих знаний в том числе нельзя получить допуск в лес — охотничий билет. Но это на бумаге, на практике же будущий охотник обычно просто расписывается в журнале. Покончить с таким формальным подходом решили в Правительстве. Там подготовили законопроект об экзамене для получения охотничьего билета. Документ уже внесли в Госдуму.

Формальный поход больше не пройдёт

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, ужесточить требования к выдаче специальных документов потребовалось из-за роста нарушений в области охоты — их регистрируется более 50 тысяч ежегодно.

Так, в 2019 году охотники нарушали правила 52 тысячи раз. Чаще всего это угрожает жизни человека — самого охотника или других людей в лесу. Страдают от нерадивых охотников и животные.

В итоге два года назад в России было заведено 45 380 дел об административных нарушениях, связанных с несоблюдением правил охоты, а также 1392 уголовных дела по фактам незаконной охоты.

«В настоящее время закон обязывает граждан изучать охотминимум, но это удостоверяется обычной росписью в журнале охотничьего инспектора. По факту, это уже давно стало формальностью», — сказал ранее «Парламентской газете» глава Департамента государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства Минприроды Андрей Филатов.

Разработанный в Правительстве документ предлагает законодательно закрепить обязанности проходить обучение требованиям охотничьего минимума и сдавать экзамен на такие знания. После этого будущий охотник сможет, например, сказать, что «зеркало» — это светлое пятно на спине у оленя, а кисточки рыси нужны, чтобы лучше слышать.

Кто будет сдавать экзамен, а кто составлять вопросы

Как ожидается, сдавать экзамен будут граждане, которые впервые получают охотничий билет. Вопросы к тесту составит «уполномоченный федеральный орган исполнительной власти». А сами проверки начнутся с 1 сентября 2022 года.

Тем же проектом закона предусматривается, что при получении билета нужно будет предоставлять выписку о результатах медицинского освидетельствования, содержащую сведения об отсутствии противопоказаний к владению оружием.

Внести соответствующие изменения предлагается в Закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов», а также другие нормативные акты.

С принятием закона повысится уровень подготовки лиц, которые получают охотничьи билеты, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.

«Несомненно, действующий сейчас подход — недостаточный для того, чтобы с полной уверенностью утверждать, что будущий охотник действительно обладает всеми необходимыми навыками», — сказал депутат «Парламентской газете».

Какие ещё требования ужесточат

Напомним, в конце июня президент Владимир Путин подписал закон, который повышает до 21 года возраст приобретения охотничьего оружия и длинноствольного оружия самообороны.

Документ также вводит дополнительные основания для отказа в выдаче лицензии на такое оружие. Например, её не будут выдавать россиянам с двумя и более погашенными судимостями. А для водителей, которых поймали за рулём в нетрезвом виде, вводится временный запрет.

Такой проект закона ранее в Госдуму внёс Госсовет Республики Татарстан. Там же подготовили документ, обязывающий соцсети удалять информацию о самодельном изготовлении бомб и огнестрельного оружия. Сейчас он находится на рассмотрении.

Кроме того, замглавы Комитета Совета Федерации по экономической политике Валерий Васильев предложил пересмотреть перечень разрешённого для приобретения гражданами оружия.

«В качестве охотничьего оружия порой регистрируются виды стрелкового вооружения, которые в некоторых странах используются как штурмовые винтовки, и с этим вопросом действительно надо разобраться», — цитирует сенатора РИА «Новости».

Валерий Васильев также отметил, что законодательные органы продолжают работать над совершенствованием Закона «Об оружии». «В настоящее время в парламенте находится на рассмотрении шесть законопроектов по различным аспектам данного вопроса. В том числе, касающиеся урегулирования проблем хранения, возврата и уничтожения оружия и патронов к нему, в части увеличения срока действия разрешений на хранение и ношение охотничьего оружия, на ужесточение контроля за оборотом оружия и так далее»,- сказал Васильев «Парламентской газете».

Ондатру уравняют в правах с зайцем и горностаем

Изменить предлагают не только правила выдачи разрешения на оружие, но и правила охоты. Так, Минприроды предлагает ограничить использование отдельных видов оружия при охоте на некоторых животных.

Действующие правила запрещают охотиться на зайца, дикого кролика, белку, хоря, куницу, норку и горностая с длинноствольным оружием с нарезным стволом калибром более 5,7 миллиметра. Минприроды предложило добавить к ним ондатру.

Ещё одно изменение касается определения зон нагонки и натаски охотничьих собак. Ранее их можно было установить в том числе и документами внутрихозяйственного охотустройства. По новым правилам это разрешат делать только в документах территориального охотустройства.

Соответствующий проект документа уже подготовлен. Предполагается, что он вступит в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 16 июня 2026 года.

Но есть и хорошие новости

Стоит отметить, что последние инициативы носят не только запретительный характер. Есть и предложения, которые помогут упростить жизнь охотников.

Так, в России теперь разрешено охотиться на сельхозземлях в пределах 30 километров от населённых пунктов и в лесах «зелёных зон». Такие поправки в Земельный и Лесной кодексы вступили в силу 22 июня 2021 года.

С 2016 года любая деятельность на землях сельхозназначения в 30-километровой границе от населённых пунктов была запрещена, чтобы предотвратить сокращение таких земель, хотя охота не затрагивает сельскохозяйственное производство.

Для этого власти республики разработают правовую базу и специальное программное обеспечение, а также выдадут инспекторам оборудование, с помощью которого они смогут проверять электронные разрешения.

В настоящее время весь документооборот для выдачи разрешений на охоту ведется на бумаге, за самим документом нужно являться лично. Появление цифровых разрешений сделает эту государственную услугу более удобной для граждан, считает депутат Госдумы Николай Валуев.

«Не надо будет ездить в районные центры, а при наличии Интернета человек сможет получить документ, не выходя из дома. Это гораздо проще и с точки зрения контроля выдачи документов, государству станет удобнее вести статистику», — сказал ранее «Парламентской газете» депутат.