96 закон об инвалидности в 2019

Анализ состояния инвалидности взрослого населения (лиц старше 18 лет)

В 2020 году впервые признано инвалидами лиц старше 18 лет всего 6 335чел. (2018г.- 7 548чел.; 2019г.- 7 339чел.), в том числе в трудоспособном возрасте — 2 390 чел. (2018 г.- 2 997 чел.; 2019 г.- 2 812 чел.). В течение последних двух лет наблюдается тенденция снижения числа впервые признанных инвалидами взрослого контингента лиц, как в трудоспособном возрасте, так и в пенсионном.

В структуре лиц взрослого контингента, впервые признанных инвалидами, пенсионный возраст составляет 62,3%; трудоспособный — 37,7%. Причем, выявляется тенденция увеличения удельного веса лиц пенсионного возраста и снижения доли лиц трудоспособного возраста.

Уровень первичной инвалидности лиц старше 18 лет в среднем по области составил 65,6 на 10 тыс. соответствующего населения (2018г.- 76,8; 2019г.- 75,4). Показатель стабильно все еще превышает аналогичные показатели по Российской Федерации (2018г.- 54,8; 2019г.- 54,6) и по Центральному Федеральному округу (2018г.- 55,1; 2019г.- 54,6), но имеется тенденция его снижения (за 2 последних года он стал ниже на 11,2%).

Уровень первичной инвалидности трудоспособного населения — 37,42 на 10тыс. соответствующего населения (2018г.- 46,43; 2019г.- 44,5), этот показатель также стабильно превышает аналогичные показатели по Российской Федерации (2018г.- 35,2; 2019г.- 34,2) и по Центральному Федеральному округу (2018г.- 33,9; 2019г.- 33,0), но также отмечается тенденция его снижения (за 2 последних года снижение составило 9%).

Уровень первичной инвалидности населения в пенсионном возрасте — 120,44 на 10тыс. соответствующего населения (2018г.-135,0; 2019г.- 132,8), что также выше аналогичных показателей за 2018-2019гг. по Российской Федерации (2018г.- 96,7; 2019г.- 96,6) и Центральному Федеральному округу (2018г.- 96,9; 2019г.- 96,1). Наблюдается тенденция снижения и этого показателя (на 14,52% за 2 последних года).

В структуре первичной инвалидности по классам болезней первые 3 ранговых места занимают болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани; но в 2019г. на первое ранговое место во всех возрастных группах взрослого населения, а в 2020г. и в трудоспособном возрасте, вышли злокачественные новообразования. Причем, уровень первичной инвалидности вследствие болезней системы кровообращения, как в трудоспособном возрасте, так и в пенсионном по сравнению с 2018г. имеет тенденцию снижения. В сравнении с 2018 годом уровень первичной инвалидности вследствие злокачественных новообразований снизился как в трудоспособном возрасте, так и в пенсионном возрасте — соответственно на 27,7% и 7,6%. Вследствие болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани отмечается снижение уровня первичной инвалидности в трудоспособном возрасте (на 85,6%) и в пенсионном (на 22,6%).

В структуре лиц, впервые признанных инвалидами старше 18 лет, по группам инвалидности:

  • инвалиды 1 группы составляют 22,2%;
  • 2 группы — 28,6%;
  • 3 группы — 49,2%.

По-прежнему самая многочисленная 3-я группа инвалидности, в анализируемом году снижение её доли незначительное — на 0,2%, а рост доли инвалидов 1 группы на 0,3%.

Заместитель руководителя по экспертной работе ФКУ «ГБ МСЭ по Брянской области» Минтруда России Н. А. Гутникова

Правовое просвещение

  • Правовое просвещение /
  • Онлайн-марафон /
  • Ликбез /
  • Актуально
  • Ликбез
  • Правовые мероприятия в регионах
  • Осторожно, мошенники!

Какие нужны документы для оформления пенсии по инвалидности?

Для оформления пенсии по инвалидности нужно представить заявление о назначении пенсии, документы, удостоверяющие личность, возраст и гражданство лица, а также иные документы в зависимости от вида пенсии.

Виды пенсий по инвалидности

В зависимости от категории лиц, к которой относится инвалид, устанавливается один из следующих видов пенсии по инвалидности (п. 2 ст. 6 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; пп. 3, 5 п. 1, п. п. 4, 6 ст. 5, п. 2 ст. 8 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ; ст. 2, п. «б» ч. 1 ст. 5, ст. 19 Закона от 12.02.1993 N 4468-1):

1) страховая пенсия;

2) пенсия в рамках пенсионного обеспечения, в том числе:

• пенсия по инвалидности, назначаемая по Закону N 166-ФЗ, в частности, военнослужащим, ставшим инвалидами при прохождении военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, участникам ВОВ, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф (далее — государственная пенсия по инвалидности);

• пенсия по инвалидности, назначаемая по Закону N 4468-1, в частности, военнослужащим, ставшим инвалидами при прохождении военной службы в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (далее — военная пенсия);

• социальная пенсия по инвалидности нетрудоспособным.

Рассмотрим далее документы, которые необходимы для назначения пенсии по инвалидности. Отметим, что необходимые для установления пенсии документы и сведения у вас могут запросить только в случае, если они не находятся в распоряжении территориального органа ПФР, государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций. Возможно также оказание содействия гражданину в истребовании документов, которые он обязан предоставить, путем направления соответствующих запросов (ч. 7 ст. 21 Закона N 400-ФЗ; п. 50 Перечня, утв. Приказом Минтруда России от 28.11.2014 N 958н; п. п. 46, 63 Административного регламента, утв. Постановлением Правления ПФР от 23.01.2019 N 16п; п. п. 4, 5 Временного порядка, утв. Постановлением Правления ПФР от 26.08.2020 N 603п).

Для назначения пенсии по инвалидности в общем случае потребуются (п. п. 2 — 4, 53 Перечня; п. 19 Административного регламента):

1) заявление о назначении пенсии;

2) документы, удостоверяющие личность гражданина, а также подтверждающие его возраст, место жительства (место пребывания, место фактического проживания) и гражданство, в том числе паспорт гражданина РФ;

3) документы, подтверждающие личность и полномочия представителя (при обращении в территориальный орган ПФР (далее — ТО ПФР) через представителя).

По своему усмотрению вы можете также представить документ, подтверждающий регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования. В частности, он может понадобиться вам при заполнении заявления о назначении пенсии (п. п. 2, 50 Перечня; п. 49 Административного регламента).

Обратите внимание! С 01.04.2019 страховое свидетельство не выдается.

Взамен введен документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета и содержащий сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета. Страховые свидетельства, выданные до 01.04.2019, сохраняют свое действие и обмену не подлежат (ч. 2 ст. 16 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ; п. 6 ст. 1, ст. ст. 7, 9 Закона от 01.04.2019 N 48-ФЗ).

Также необязательно представлять выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выданную федеральным учреждением МСЭ (п. п. 74, 75 Перечня).

Документы для назначения страховой пенсии по инвалидности

Для назначения страховой пенсии по инвалидности помимо общих документов понадобятся, в частности, следующие документы (ст. ст. 11, 12, ч. 10 ст. 15, ч. 4, 5, 9 ст. 17 Закона N 400-ФЗ; пп. «б» п. 8, п. п. 9, 82 — 84, 126 Перечня; п. п. 2, 10 — 18, 27, 43 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015; п. 22 Административного регламента):

1) документы, подтверждающие периоды работы и иной деятельности, иные периоды, включаемые в страховой стаж, в том числе трудовая книжка, трудовые договоры, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу зарплаты, документы из налоговых органов об уплате обязательных платежей, военный билет;

2) документы, подтверждающие дополнительные условия страховой пенсии по инвалидности и обстоятельства, учитываемые при определении ее размера, например:

Читайте также  Образец акта осмотра залития квартиры

• документы об обстоятельствах, с учетом которых исчисляется размер трудовой пенсии по инвалидности (без учета фиксированного базового ее размера) по состоянию на 31.12.2014;

• документы о нетрудоспособных членах семьи, в том числе находящихся на иждивении, в частности документы о доходах всех членов семьи;

• документы о периодах работы и проживании в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том числе паспорт гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства в указанных районах;

• документы о периодах прохождения военной службы, а также об увольнении со службы начиная с 01.01.2002 и неприобретении права на пенсию за выслугу лет, пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание за счет средств федерального бюджета.

В случае вашего согласия на назначение страховой пенсии на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, имеющихся в распоряжении ТО ПФР, дополнительные документы о стаже и заработке не требуются (п. 43 Административного регламента).

Документы для назначения государственной пенсии по инвалидности

Перечень документов для назначения государственной пенсии по инвалидности определяется в зависимости от категории лица, которому назначается такая пенсия (п. 25 Перечня; п. п. 32 — 34 Административного регламента).

Так, для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению гражданам из числа космонавтов потребуются, в частности документы, подтверждающие, что гражданин не работает, а именно: трудовая книжка и (или) сведения о трудовой деятельности, сведения индивидуального (персонифицированного) учета (п. п. 35, 113 Перечня).

В свою очередь военнослужащим дополнительно потребуются документы (п. п. 26, 27, 110 Перечня):

• о сроках прохождения военной службы, в том числе военный билет, документы, выданные военкоматами, воинскими подразделениями, или архивная справка с указанием сроков прохождения и основания увольнения с военной службы;

• о нетрудоспособных членах семьи, в том числе иждивенцах;

• о проживании в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями. Участникам Великой Отечественной войны помимо перечисленных выше документов понадобится удостоверение участника ВОВ (пп. «б» п. 28, п. 109 Перечня).

Документы для назначения социальной пенсии по инвалидности

Для назначения социальной пенсии по инвалидности дополнительно потребуются, в частности, следующие документы (п. п. 41, 42, 44, 60 Перечня; п. п. 39, 41 Административного регламента):

• о постоянном проживании в РФ, в частности вид на жительство иностранного гражданина;

• о проживании в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями;

• о том, что гражданин является ребенком-инвалидом, инвалидом с детства.

При назначении социальной пенсии по инвалидности учитываются в том числе обстоятельства наступления инвалидности вследствие совершения гражданином преступления либо иных противоправных деяний или вследствие умышленного нанесения ущерба своему здоровью. Факт наступления инвалидности в связи с указанными обстоятельствами подтверждается заключением федерального учреждения МСЭ (п. 4 ст. 8, п. 2 ст. 9 Закона N 166-ФЗ; п. 94 Перечня).

Документы для назначения военной пенсии по инвалидности

Для назначения военной пенсии заявление и соответствующие документы подаются в пенсионные органы Минобороны России, МВД России, ФСИН, ФСБ России, Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ (ст. 51 Закона N 4468-1).

К таким документам в МВД России, в частности, относятся (п. 13.1 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 09.01.2018 N 7):

• выписка из приказа об увольнении сотрудника;

• заключение военно-врачебной комиссии;

• справка федерального учреждения медико-социальной экспертизы о группе инвалидности;

• справка ПФР о неполучении пенсии либо прекращении ее выплаты в случае обращения за назначением пенсии сотрудника, достигшего пенсионного возраста либо имеющего группу инвалидности.

Президент РФ подписал закон об упрощении подтверждения инвалидности

Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощении подтверждения инвалидности. Теперь для получения социальной поддержки людям с инвалидностью не нужно будет подтверждать свой статус справкой или предъявлять оригинал индивидуальной программы реабилитации. Законом предусматривается, что сведения из бюро медико-социальной экспертизы будут запрашиваться уполномоченными органами из федерального реестра инвалидов в электронном виде.

Как ранее отмечал Вячеслав Володин, документ «касается более 11 млн россиян с ограниченными возможностями».

«Региональные и муниципальные власти должны будут сами сверяться с данными федерального реестра, а для инвалидов с лета 2020 года отпадет необходимость получать отдельное местное разрешение на бесплатную парковку и [также отпадет] угроза штрафа за неоплату по незнанию», — сказал Председатель Государственной Думы.

Владимир Путин подписал и ряд других законов.

Поправки в бюджет

Закон предполагает увеличение бюджетных расходов на 256,5 млрд рублей. Это связано с тем, что объем ненефтегазовых доходов оказался больше прогнозного значения. Председатель ГД Вячеслав Володин ранее заявил, что изменения в бюджет носят адресный характер и решают вопросы, которые беспокоят людей. Подробнее о поправках можно узнать здесь.

Подача групповых исков

Новый закон даст возможность обращаться в суд с групповыми исками гражданам при наличии схожих требований при сходных обстоятельствах в отношении общего ответчика. Ранее возможность подавать такие иски предусматривалась только в арбитражном судопроизводстве, но теперь она есть и у граждан при обращении в суд общей юрисдикции. Подробнее читайте здесь.

Борьба с «билетной мафией»

Смотрите также

Принят закон о повышении социальной защищенности сотрудников МВД

Спекулянтам — бой: как будет работать закон против «билетной мафии»

В соответствии с законом запрещается продавать билеты по цене выше той, что указана в самом билете. При этом уполномоченные лица смогут взимать с посетителей плату за сопутствующие услуги, например, за доставку билетов. Общая стоимость таких услуг должна быть менее 10% стоимости купленных билетов. При возврате билета зрителю вернут полную стоимость, если билет сдан не позднее чем за 10 дней, половину – не позднее чем за пять, 30% — не позднее чем за три дня. Полную стоимость вернут также в случае отмены или переноса мероприятия по инициативе организатора. Подробнее читайте по ссылке.

Расширена программа «Дальневосточный гектар»

В соответствии с новым законом земельный участок теперь можно получить в Бурятии и Забайкалье. На первом этапе — с 1 августа 2019 года до 1 февраля 2020 года — подать заявление о предоставлении «дальневосточного гектара» смогут только граждане РФ, зарегистрированные по месту жительства в Бурятии и Забайкалье. С 1 февраля по 1 августа 2020 года землю смогут получить граждане РФ, зарегистрированные по месту жительства в других субъектах ДФО. С 1 августа 2020 года заявление о предоставлении земельного участка сможет подать любой гражданин РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками Государственной программы по переселению в РФ соотечественников.

Повышение социальной защищенности сотрудников МВД

В соответствии с законом МВД России получило полномочия оперативно решать вопросы о выплатах единовременных пособий в случае гибели или получения увечья сотрудником органов внутренних дел, находившимся при исполнении служебных обязанностей.

министерства труда и социального развития Краснодарского края

Трудовые права инвалидов

04.10.2019 Обычная важность

Читайте также  Провести проверку качества сложно технического товара

Об особенностях труда инвалидов

По законодательству Российской Федерации инвалидом признается человек, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности, и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности заключается в том, что инвалид не может наравне с иными гражданами иметь такую же возможность и способность к трудовой деятельности.

Трудовое законодательство исходит из того, что инвалиды равны в трудовых правах с другими гражданами, но в силу объективных обстоятельств, Трудовой кодекс и другие нормативные акты устанавливают для них комплекс социальных гарантий.

Если инвалид не признан недееспособным, то он имеет право на трудовую деятельность в соответствии с группой инвалидности, индивидуальной программой реабилитации, и заключением медико-социальной экспертизы.

По соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя как при приеме на работу, так и впоследствии.

Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением.

Инвалидам предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск не менее 30 календарных дней в удобное для них время.

Работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы работающим инвалидам — до 60 календарных дней в году.

При принятии на работу инвалида работодателям важно помнить, что трудовые нормы не могут ухудшать положения работника-инвалида или ограничивать его права по сравнению с другими работниками. Условия оплаты и охраны труда, режим работы, порядок совмещения профессий (должностей), технические, санитарные, гигиенические, производственно-бытовые условия и иные условия трудового договора должны соответствовать нормативам.

Одной из основных социальных гарантий трудовых прав инвалидов — это установление квоты для приема на работу.

Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает дополнительные гарантии для инвалидов, которые состоят в трудовых отношениях:

— 92-я статья Трудового кодекса определяет, что работники-инвалиды I и II групп имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда;

— статья 96 Трудового кодекса РФ ограничивает работу инвалидов в ночное время. Инвалиды, с их письменного согласия, могут привлекаться к работе в ночное время, при условии, что такая работа не противоречит заключению медико-социальной экспертизы и индивидуальной программе реабилитации. Работодатель обязан письменно ознакомить работника-инвалида с правом на отказ от работы в ночное время;

— статья 99 Трудового кодекса ограничивает сверхурочные работы инвалидов. Привлечение к сверхурочной работе инвалидов допускается, также, с их письменного согласия и при условии, что это не запрещается медицинским заключением. И также, под роспись, они должны быть ознакомлены с их правом на отказ от сверхурочных работ.

Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни инвалидов любых групп допускается, тоже, исключительно с их согласия.

Обязан ли инвалид предоставлять документы свидетельствующие об инвалидности при устройстве на работу? Перечень документов, определенный статьей 65 ТК РФ, не требует предъявления документов подтверждающих наличие или отсутствие инвалидности.

Поэтому решение о том, предоставлять информацию об инвалидности или нет, лежит на самом работнике.

Если гражданин сообщил работодателю о своей инвалидности, то соответствующие документы должны быть представлены.

Трудовой кодекс не содержит прямого отказа на прием на работу инвалида при отсутствии заключения медико-социальной экспертизы и индивидуальной программы реабилитации, однако, работодатель не может сам определить, какой режим рабочего времени и времени отдыха, условия труда соответствуют инвалиду, поэтому инвалид обязан предоставить индивидуальной программы реабилитации и заключение медико-социальной экспертизы. Медицинские заключения о режиме неполного рабочего времени, снижении нагрузки и других условиях труда работающих инвалидов обязательны для исполнения работодателем.

Инвалид вправе отказаться от реализации индивидуальной программы реабилитации, как в части, так и в целом. В этом случае, согласно статьи 11 Закона «О социальной защите инвалидов…», работодатель освобождается от ответственности за неисполнение индивидуальной программы реабилитации работника – инвалида.

Трудовой кодекс РФ прямо запрещает работодателю требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором.

С письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей), а по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ.

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

Стороны могут договориться только о таких изменениях условий, которые не будут нарушать рекомендуемый инвалиду режим труда и отдыха, правила охраны труда на его рабочем месте.

Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель — досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее, чем за три рабочих дня.

Законом предусмотрены случаи, в которых временный перевод на другую работу может осуществляться без согласия работника, и никаких исключений для сотрудников, имеющих инвалидность, эти нормы не содержат – катастрофы, производственные аварии, несчастные случаи и т.д. Однако, перевод не может быть осуществлен на работу, противопоказанную работнику по состоянию его здоровья.

Все изменения условий трудового договора стороны обязаны закрепить в дополнительном соглашении к нему.

Возможна и ситуация, когда работодатель не может создать условия, указанные в индивидуальной программе реабилитации (ст. 72.1 ТК РФ), либо сам работник отказывается от перевода на другую работу. В этом случае трудовой договор придется расторгнуть — основание п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ — отсутствие у работодателя соответствующей работы. При увольнении сотруднику выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.

В соответствии со ст. 262 Трудового кодекса РФ родителям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за детьми-инвалидами. Но право на эти дополнительные выходные дни имеют только родители, опекуны или попечители.

Работник, если он оформил документы на усыновление или удочерение ребенка, также имеет право на четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня.

Если у работника возникает право на дополнительные дни отдыха, то в соответствии с действующим законодательством, эти дни могут быть использованы одним из родителей или усыновителей, либо разделены ими между собой по усмотрению.

Работнику необходимо предоставить работодателю справку, подтверждающую, что другой родитель не использовала эти дни по своему месту работы или же использовала их частично и документ определяющий статус сотрудника по отношению к ребенку.

Особенности поступления на гражданскую службу и ее прохождения инвалидами

Инвалиды относятся к категории лиц, которая нуждается в защите и особом отношении со стороны государственных органов.

Деятельность государственных органов как работодателей в отношении данной категории лиц должна быть направлена на создание для инвалидов условий для осуществления профессиональной служебной деятельности с учетом возможностей их здоровья.

Читайте также  Можно ли оформить осаго на автобус онлайн

Рабочие места для данной категории лиц квотируются работодателями.

Так, в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

Вместе с тем статьей 4 Федерального закона № 79-ФЗ предусматривается равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия её прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона № 79-ФЗ гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий находиться на гражданской службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или её прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения.

В этой связи при отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу, подтвержденного заключением медицинского учреждения, гражданин, способный по своим деловым качествам профессионально обеспечивать выполнение функций, возложенных на соответствующий государственный орган, может быть принят на гражданскую службу.

Принцип равного доступа к гражданской службе реализуется посредством участия граждан в конкурсе.

В этой связи предусмотренные Федеральным законом № 181-ФЗ квоты для приема инвалидов не устанавливаются государственными органами.

Вместе с тем государственными органами должны приниматься меры по повышению осведомленности инвалидов о возможности поступления на гражданскую службу и участия в конкурсе, а также иных оценочных процедурах.

В этих целях на официальном сайте государственного органа рекомендуется размещать отдельное объявление, адресованное обозначенной категории лиц. Пример данного объявления, содержащего информацию для инвалидов, заинтересованных в поступлении на гражданскую службу, содержится в Приложении № 5.

При появлении в числе претендентов инвалидов, в первую очередь, требуется оценить их способность к исполнению должностных обязанностей в соответствии с состоянием здоровья конкретного претендента.

Следует учитывать неправомерность отказа инвалиду в допуске к конкурсной или иной оценочной процедуре без объективных причин, а также проявления иных действий дискриминационного характера.

К числу форм возможной дискриминации в отношении инвалидов можно отнести:

— отказ в приеме на гражданскую службу, в том числе через отказ гражданину в допуске к конкурсным или иной оценочной процедуре, на основании наличия у него инвалидности;

— не соблюдение гигиенических требований к условиям труда инвалида;

— отсутствие в помещении, служебном месте специального оборудования под нужды инвалида;

— иные формы дискриминации.

Методические рекомендации по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости утверждены приказом Минтруда России от 9 ноября 2017 г. № 777.

При приеме на гражданскую службу инвалида в отдельных случаях требуется оснащение его служебного места специальным образом, учитывая степень ограничения к труду. Основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности утверждены приказом Минтруда России от 19 ноября 2013 г. № 685н. Гигиенические требования к условиям труда инвалидов (Санитарные правила СП 2.2.9.2510-09) (далее – Требования) утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача России от 18 мая 2009 г. № 30 «Об утверждении СП 2.2.9.2510-09».

В соответствии с Требованиями специальное служебное место требуется оборудовать в соответствии с тем, какие нарушения здоровья имеет гражданский служащий, чтобы исполнение должностных обязанностей для него было комфортным. Например, слабовидящий или слепой нуждается в установке видеоувеличителей, луп, адаптированных дисплеев. Ему понадобятся принтер для печати крупным шрифтом, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура. Средства для письма выполняются шрифтом Брайля. Если инвалид передвигается в коляске, то места в помещении для того, чтобы проехать и развернуться, должно быть достаточно. Рабочие столы тоже должны быть специальными: необходимо, чтобы рабочая поверхность могла быть установлена под разными наклонами, а отдельные части – на разной высоте.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона № 181-ФЗ инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

По сравнению с другими работниками инвалиды имеют дополнительные государственные гарантии, к числу которых относятся:

• сокращенная продолжительность рабочего времени для инвалидов I и II группы — не более 35 ч в неделю с сохранением полной оплаты труда (статья 92 ТК РФ, статья 23 Федерального закона № 181-ФЗ);

• ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней (статья 23 Федерального закона № 181-ФЗ);

• ограничения по продолжительности ежедневной работы (смены) — в соответствии с медицинским заключением (статья 94 ТК РФ);

• право на использование длительного отпуска без сохранения заработной платы — до 60 календарных дней в году (статья 128 ТК РФ).

Законодателем установлены и более жесткие ограничения в части привлечения инвалидов к:

— сверхурочным работам (статья 99 ТК РФ);

— работе в выходные и нерабочие праздничные дни (статья 113 ТК РФ);

— работе в ночное время (с 22:00 до 06:00).

Привлечение данной категории работников к таким работам допускается только с их согласия и при условии, что такие работы не запрещены им по состоянию здоровья (статья 96 ТК РФ, статья 23 Федерального закона № 181-ФЗ). При этом на работодателя возлагается обязанность в письменной форме ознакомить инвалида со своим правом отказаться от данных видов работ.

Кроме того, законодательством Российской Федерации также предусмотрены иные государственные гарантии для инвалидов.

Учитывая пункты 6 и 7 части 3 статьи 24 Федерального закона № 79-ФЗ, которыми к числу существенных условий служебного контракта отнесены условия профессиональной служебной деятельности и режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа), следует включить условия труда инвалида, отличные от обычных условий, в его служебный контракт.

Статьей 23 Федерального закона № 181-ФЗ, которая с учетом статьи 73 Федерального закона № 79-ФЗ субсидиарно применяется к отношениям, связанным с оформлением профессионально-служебных отношений с инвалидами, запрещено устанавливать в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условия труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и др.), ухудшающие их положение по сравнению с другими работниками.

Создание надлежащих условий труда для инвалидов, предоставление им государственных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации, а также формирование позитивной атмосферы взаимопонимания и чуткости будут способствовать созданию условий для повышения занятости данной категории лиц, их социализации и положительного психоэмоционального состояния.