Что за компенсация за неиспользованный медицинское страхование

Что за компенсация за неиспользованный медицинское страхование

Статья 9. Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам

1. Не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;

2) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных:

а) с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

б) с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

в) с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

г) с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, а также спортивными судьями для участия в спортивных соревнованиях;

(в ред. Федеральных законов от 25.11.2009 N 276-ФЗ, от 29.02.2012 N 16-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) с увольнением работников, за исключением:

компенсации за неиспользованный отпуск;

суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка;

(пп. «д» в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;

ж) с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера;

з) с трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации, в связи с прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;

и) с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением:

выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;

выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;

компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников;

(абзац введен Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ)

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов:

а) физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;

б) работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

в) работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения), но не более 50 000 рублей на каждого ребенка;

4) доходы (за исключением оплаты труда работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

(в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 339-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому плательщиком страховых взносов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц, суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица, а также суммы пенсионных взносов плательщика страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения;

(в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 339-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) взносы работодателя, уплаченные плательщиком страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», в размере уплаченных взносов, но не более 12 000 рублей в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1) взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников, в размере уплаченных взносов;

(п. 6.1 введен Федеральным законом от 10.05.2010 N 85-ФЗ)

7) стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. В случае проведения отпуска указанными работниками за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета (включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

(п. 7 в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Действие положений пункта 8 части 1 статьи 9 (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.

8) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов в депутаты Государственной Думы, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном конституцией, уставом субъекта Российской Федерации, избираемых непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума Российской Федерации, иных групп участников референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;

(в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также государственным служащим федеральных органов государственной власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в их личном постоянном пользовании;

10) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерации отдельным категориям работников;

11) суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период;

12) суммы платы за обучение по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам работников;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13) суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения;

14) суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службы, лицами начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной службы и службы в указанных органах в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Читайте также  Образец договора на доставку питания

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15) суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации, кроме случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2011 N 379-ФЗ, от 01.12.2014 N 407-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. При оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. Аналогичный порядок обложения страховыми взносами применяется к выплатам, производимым физическим лицам, находящимся во властном (административном) подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании.

(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В базу для начисления страховых взносов помимо выплат, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, также не включаются:

1) в части страховых взносов, подлежащих уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации, — суммы денежного содержания (ежемесячного денежного вознаграждения) и иные выплаты, получаемые прокурорами и следователями, а также судьями федеральных судов и мировыми судьями, выплаты и иные вознаграждения, осуществляемые в пользу обучающихся в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде (включенном в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой) по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг;

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2010 N 428-ФЗ, от 18.07.2011 N 234-ФЗ, от 25.12.2012 N 269-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) в части страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, — любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, в том числе по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Внимание – мошенники!

Компенсация за неиспользованные медицинские услуги по полису ОМС

В начале 2018 года широкое распространение в сети Интернет получила новая мошенническая схема. Злоумышленники через спам-рассылку по электронной почте, социальные сети и рекламу в приложениях предлагают перейти потенциальным жертвам на сайт несуществующей организации —Единый центр компенсации по страховым случаям (также называемой Центр компенсации неиспользованных медицинских услуг) — для проверки полиса обязательного медицинского страхования (ОМС) на «выплаты за неиспользованные медицинские и прочие услуги», якобы предоставляемые жителям России и ближнего зарубежья на основании несуществующего документа —«Соглашения о социальных компенсациях» № 367 РК/2017 от 11 мая 2017 г.

После заполнения формы проверки документов каждому посетителю сайта обещаются шестизначные выплаты (в размере более 100 тыс. рублей) на основании данных из базы несуществующей «Единой платформой страховщиков», для получения доступа к которой необходимо оплатить услугу «Доступ к базам страховых компенсаций» (обычно фиксированная плата предлагается в размере 195-250 рублей).

Если жертва мошенников соглашается оплатой за несуществующую услугу, происходит переход на сайт платежной системы, работающей только на прием денег. После списания предложенной к оплате суммы ничего не происходит.

После первой оплаты доверчивому человеку предлагается также заплатить за другие несуществующие услуги в более высоком размере (за проверку личных данных, за защитный ПИН-код, за шифрованный ключ безопасности и т.д. до тех пор, пока у жертвы не закончится деньги или она сама не заподозрит обман). В итоге с прибылью всегда остаются только мошенники.

Единый центр компенсаций по страховым случаям — что это?

Мошенники снова пользуются печально зарекомендовавшей себя схемой обмана в Интернете на тему «получи от государства положенные тебе деньги, которые от тебя скрывают». К сожалению, тема «скрытых выплат» до сих пор пользуется большим спросом среди граждан России, особенно среди старшего поколения. Аналогичным образом осенью 2017 года угрожающие масштабы приобрел другой вид мошенничества — страховые выплаты по СНИЛС, который прекратил свое распространение только после того, как на него отреагировали официальные ведомства (в частности, Пенсионный фонд России).

В новой версии «бесплатный сыр» предлагается получить от лица некого «Единого центра компенсаций по страховым случаям» (сокращенно ЕЦКСС или ЕКЦСС, но это не важно, потому что такая организация не существует и название может меняться), якобы предоставляющей через свой сайт услуги посетителям по поиску и получению несуществующих «неоплаченных страховых случаев» по полисам обязательного медицинского страхования (ОМС) через закрытые базы страховых компаний, которые не афишируют возможность получение компенсаций на «сотни миллионов рублей» рядовыми гражданами.

Необходимо понимать, что вся эта история — один большой обман, и никаких денег на самом деле не существует. Сайт «Центра компенсации неиспользованных медицинских услуг» существует с единственной целью — обманным путем завладеть деньгами доверчивых граждан. Это мошенничество!

«Соглашение о социальных компенсациях» № 367 РК/2017 от 11 мая 2017 г.

Для большей убедительности мошенники ссылаются на несуществующий нормативный документ, на основании которого якобы предусматривается возможность получения баснословных выплат — это«Соглашение о социальных компенсациях» № 367 РК/2017 от 11.05.2017 г. (в ранних версиях указывалось такое же придуманное постановление Правительства РФ№ 5123-64пп от 19.01.2018 г.).

Как заверяют мошенники, компенсации по указанному документу полагаются посетителям сайта за «неоплаченные страховые случаи», оплата по которым якобы предусматривается полисом медицинского страхования (на самом деле это обман — никаких выплат по полису ОМС не предусматривается!) и которые не оформляются гражданами из-за сложности процедуры и отсутствия времени. Тем не менее, деньги по этим страховым случаям якобы «выделяются из бюджета», остаются на счетах в страховых компаниях и могут быть востребованы гражданами в течение 3 лет после их начисления. Сделать это и предлагается через сайт мошенников.

Также для повышения убедительности на сайте приводятся многочисленные вымышленные отзывы от имени людей, якобы получивших предлагаемые компенсации (хотя прямой возможности опубликовать на сайте комментарий не предусмотрено). Делается это для того, чтобы еще больше сбить с толка и склонить будущую жертву к обману.

Выплаты по полису обязательного медицинского страхования (ОМС) — правда или ложь?

Злоумышленники пользуются неосведомленностью рядовых гражданах о принципах работы системы обязательного медицинского страхования в России, которая полностью исключает возможность получения гражданами каких-либо страховых выплат и компенсаций по полису ОМС!

Дело в том, что деньги, поступающие в систему ОМС, распределяются только по медицинским организациям, оказывающим бесплатные медицинские услуги! Эти деньги в действительности идут на оказание бесплатной медицинской помощи населению, на приобретение лекарственных препаратов и расходных материалов, заработную плату медицинских работников, содержание пациентов в стационаре, ведение хозяйственной деятельности и т.п.

Система ОМС не предусматривает никаких денежных выплат и компенсаций гражданам, обращавшимся или не обращавшимся за медицинской помощью. И в ней не существует такого понятия, как «выделенные, но непотраченные (невостребованные) деньги» — все средства из ФОМС направляются только в медицинские учреждения (поликлиники и больницы) за фактически оказанные населению услуги в рамках государственной бесплатной медицины!

То есть никаким образом получить «неиспользованные медицинские услуги» в виде денежной компенсации закон не предусматривает! Если пациент не обращался за медицинской помощью, то государство не выделяло денег на его бесплатное лечение и медицинская организация не получила их за услуги в рамках системы ОМС, которые не были оказаны. Эти деньги просто остаются нераспределенными в Фонде ОМС, и получить их не может никто!

Читайте также  Образец объяснительной об утере чека

Необходимо также обратить внимание на следующие два важных обстоятельства:

  1. Средства в систему ОМС в России могут поступать из двух источников — в виде страховых взносов от работодателя за работающих граждан и из региональных бюджетов — за неработающих. Эти деньги не удерживаются с зарплаты работников, и сами граждане напрямую не несут никакой финансовой нагрузки на ее содержание.
  2. Необходимо не путать систему обязательного медицинско-го (представленную ФОМС и страховыми взносами работодателей на ОМС) и обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (представленную ФСС и взносами работодателей на обязательное соцстрахование):
    • из ФОМС граждане не имеют право на получение каких-либо денежных выплат и компенсаций, но вместо этого могут пользоваться бесплатно услугами государственного здравоохранения;
    • из ФСС работающим гражданам выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности (оплата по больничному листу в качестве компенсации утраченной заработной платы) и в связи с материнством (по беременности и родам, при рождении и по уходу за ребенком) — но это уже совсем другая история!

Будьте бдительны и не дайте себя обмануть!

Компенсация неиспользованных медицинских услуг по полису ОМС

По полису ОМС граждане России имеют право на бесплатную медицинскую помощь. Но такая необходимость может не возникать долгое время. Возможно ли в таком случае получить денежную компенсацию за неиспользованные медицинские услуги?

ОМС – платный или бесплатный полис

Медицинская помощь в рамках ОМС бесплатна только относительно. На содержание больницы, зарплаты работникам, аппаратуру и лекарственные препараты нужны немалые деньги.

Государственный бюджет не может в полном объеме финансировать здравоохранение. Поэтому была сформирована система ОМС, регулируемая ФЗ №326 от 29.11.2010 г.

Согласно этому закону, средства на здравоохранение перераспределяются следующим образом:

  1. Каждый предприниматель или организация платят отчисления в фонд обязательного медицинского страхования.
    Эти взносы составляют 5,1% от заработной платы каждого работника.
    ИП оплачивают взносы за себя в размере 5840 рублей ежегодно и за работников согласно общему алгоритму.
  2. Полученные таким образом деньги Единым фондом ОМС направляются в страховые компании, осуществляющие деятельность по обязательному медицинскому страхованию.
  3. Граждане РФ имеют право получить полис ОМС в любой страховой компании.
    За нетрудоспособных граждан (детей, инвалидов или пенсионеров) отчисления в фонд платят местные власти.
    За безработных отчисления в фонд не поступают, но эта категория населения также может получить бесплатную помощь.
  4. При необходимости человек обращается в медицинское учреждение, которое затем отправляет информацию в страховую компанию (СК). Именно СК оплачивает поликлинике или больнице все оказанные медицинские услуги.
  5. Зачастую на лечение больного тратится гораздо больше средств, чем было получено. В таком случае лечение продолжается за счет оставшихся отчислений.
    Остаток формируется из взносов, не обратившихся за помощью граждан. Если и этих средств оказалось недостаточно, то лечение оплачивается из государственного бюджета.

Дорогое лечение или лечение с применением высоких технологий, медицинские исследования, бесплатное лекарственное обеспечение финансируются в определенном соотношении за счет средств ОМС и государственного бюджета.

Осторожно – мошенники

Разобравшись в системе движения средств на медицинское обеспечение, можно сделать вывод, что страховые компании не имеют финансового излишка.

Но находятся люди и даже организации, которые пытаются нажиться на неосведомленности граждан.

Мошенники распространяют информацию, о несуществующей компенсации за неиспользованные медицинские услуги. А затем предлагают свою помощь в получении выплаты.

Обычно мошенники работают через сайты в интернете, с громкими названиями, например «Единый центр компенсации медицинских услуг».

Чтобы придать сайту солидность, мошенники ссылаются на несуществующие законы и нормативные акты.
Например «Соглашение о социальных компенсациях» № 367 РК/2017 от 11.05.2017 г.

На сайте предлагается заполнить анкету (ФИО, номер полиса), чтобы рассчитать стоимость накопленной компенсации.

На самом деле эти данные не имеют никакого значения. Сайт выдает случайную сумму в заложенном диапазоне (обычно около 100 тыс. рублей) и просит ввести данные банковской карты для перевода.

В конце появляется сообщение о необходимости заплатить небольшой взнос (100-300 рублей), чтобы открыть счет на сайте, получить доступ или проверить карту. После оплаты взноса никакой компенсации на карту не поступит.

Если человек оплатил взнос, то с сайта продолжат приходить новые варианты оплаты несуществующих услуг (пин-код, проверка данных, ключ безопасности). Это будет продолжаться до тех пор, пока пользователь не заподозрит обман или у него не закончатся деньги.

Громкое, официальное название, обращение к нормативным документам или постановлениям, а главное возможность получить крупную сумму, усыпляет бдительность.
Особенно часто на такие уловки попадаются пенсионеры.

Сумма первого взноса небольшая, чтобы не вызвать подозрение, но с каждым разом она будет увеличиваться.

Посещаемость сайтов мошенников огромна. Неизвестно сколько человек, посетивших страницу, оплатили небольшой «взнос». Поэтому прибыль мошенников может достигать сотен тысяч рублей.

Человек, который уже отдал некоторую часть денег, не захочет их терять, остановившись на полпути. Поэтому небольшая потерянная сумма может возрасти в несколько раз.

Можно ли получить выплаты по полису ОМС

Теоретически получить деньги от страховой компании можно только в случае необходимости компенсировать стоимость проведенного лечения или исследований.

Речь идет о компенсации только тех анализов и процедур, которые должны проводиться по системе ОМС – быть бесплатными для застрахованного.

Такая компенсация возможна в случае, если пациент вынужден самостоятельно оплатить лечение или препараты, в случае если в бесплатном медицинском учреждении не было возможности получить помощь.

Причиной может стать, например, отсутствие специалиста или оборудования.

Не будет возможности требовать компенсацию, если:

  • вы сделали анализы или оплатили лечение по устной просьбе или совету лечащего врача;
  • если получили направление на обычном листке, даже с печатью поликлиники и врача.

После проведения исследования или проведения лечения необходимо сохранить направление, чеки и договор на оказание услуг.
Это нужно для подтверждения расходов и установления суммы компенсации.

После этого нужно написать заявление в страховую компанию по установленной форме и приложить к нему документы.

Других вариантов получения денег со страховой компании по полису ОМС нет, и хотя теоретическая возможность получения компенсации за потраченные средства существует, автору неизвестно ни одного случая ее практической реализации.

Есть возможность оформить налоговый вычет за лечение.

Это выгодно, если сумма лечения велика. Налоговый вычет составляет 13 % от потраченной суммы. Но эти средства возвращаются при условии, что гражданин данную сумму выплачивал ранее в виде подоходного налога.

Налоговый вычет не имеет связи со средствами по ОМС.

Как вернуть деньги за лечение — налоговый вычет

Возврат средств за лечение производится в соответствии со статьей 219 НК РФ.
Оформить налоговый вычет можно за себя, родителей, детей или супругов.

Существует два вида лечения, на которые можно оформить налоговый вычет:

  • не дорогостоящее (код 1);
  • дорогостоящее (код 2).

Код, указывается в «Справке об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы». Вид лечения (код) указывается в справке на основании Перечня медицинских услуг и медикаментов.

Перечень медицинских услуг, на которые пациент имеет право получить налоговый вычет, утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 201.

Справку нужно самостоятельно скачать по ссылке и предоставить для заполнения в медицинское учреждение, услуги которого вы оплачиваете. Ее заполнит бухгалтер больницы или поликлиники.

Для не дорогостоящего лечения сумма вычета не может превышать 120 тыс. рублей в год.

Максимальная сумма вычета, в этом случае, может составить 13 % от 120 тысяч, то есть 15600 рублей.

Для дорогостоящего лечения выплата ограничивается только суммой налога НДФЛ, выплаченной гражданином и может быть равной и 20, и 40, и 60 тысячам рублей.

Для оформления налогового вычета лицам, обязанным представлять налоговую декларацию, необходимо написать заявление в налоговую службу.

Тем, кто не имеет прямого отношения к налоговой отчетности нужно обратиться к своему работодателю.

Документы необходимые для налогового вычета:

  • заявление;
  • налоговая декларация год, в который проводилось лечение (при необходимости);
  • справка 2-НДФЛ;
  • паспорт;
  • документы, подтверждающие родственные связи (при необходимости);
  • договор на лечение;
  • чеки, квитанции;
  • лицензия медицинского учреждения, в котором проводилось лечение;
  • банковские реквизиты.

Заявление может быть написано на возврат средств по лечению, которое проводилось не более трех лет назад.

Рассмотрение заявления обычно продолжается до 3 месяцев, а после принятия решения в течение 10 дней заявителю отправляют результат.
Если решение положительное, то в течение 30 дней налоговый вычет будет перечислен на указанные реквизиты.

Если гражданин оплачивал услуги, которые входят в перечень бесплатных, то заявление с прикрепленными чеками необходимо написать в страховую организацию.

Компенсации за неиспользованные медицинские услуги как вида выплат не существует.

Возместить расходы на лечение можно исключительно при помощи налогового вычета или через страховую компанию за оплаченные услуги и лекарства, предполагаемые как бесплатные.

Читайте также  Прикубанский округ к какой налоговой относится

Расчет компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении

эксперт Контур.Школы по бухгалтерскому учету, зарплате, кадрам, трудовому праву

Алгоритм и пример расчета компенсации работникам

При увольнении работнику необходимо выплатить компенсацию за все неиспользованные дни ежегодного основного и дополнительного отпуска.

Компенсацию за неиспользованный отпуск считают аналогично отпускным:

  • порядок расчета предусмотрен в Постановлении Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее — Положение № 922).

Чтобы полностью разобраться в том, как правильно считать и выплачивать зарплату, средний заработок, пособия, командировочные и пр., запишитесь на онлайн-курс Контур.Школы «Расчеты с персоналом по оплате труда». По итогам обучения вы получите удостоверение о повышении квалификации.

Алгоритм расчета компенсации за неиспользованный отпуск

  • Шаг 1. Определить расчетный период

Расчетный период — это 12 месяцев, предшествующих месяцу увольнения:

  • Пример: при увольнении в ноябре 2021 года расчетный период будет с 01.11.2020 по 31.10.2021 г.

Если работник увольняется в последний день месяца, то месяц увольнения входит в расчетный период.

  • Пример: при увольнении 30.11.2021 расчетный период будет с 01.12.2020 по 30.11.2021 г.
  • Шаг 2. Определить состав выплат, включаемых в расчет среднего заработка

В расчет включаются только те выплаты, которые входят в состав заработной платы. Например, не включается в расчет средний заработок или компенсации.

  • Шаг 3. Определить средний дневной заработок
  • Шаг 4. Определить компенсацию за неиспользованный отпуск

Определение количества дней неиспользованного отпуска, подлежащих компенсации

  • Если работник проработал в организации 12 месяцев, в которые входит и сам отпуск (ст. 121 ТК РФ), то ему полагается ежегодный отпуск продолжительностью 28 календарных дней. Другими словами, полная компенсация выплачивается работнику, проработавшему у работодателя не менее 11 месяцев (п. 28 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР от 30.04.30 № 169).
  • Если увольняющийся работник не отработал период, который дает право на полную компенсацию неиспользованного отпуска, компенсация выплачивается пропорционально дням отпуска за отработанные месяцы (п. 29 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР от 30.04.30 № 169).

При исчислении сроков работы, которые дают право на компенсацию при увольнении:

  • излишки, составляющие менее половины месяца, исключаются из расчета;
  • излишки, составляющие более половины месяца, округляются до полного месяца. Компенсация выплачивается за 2,33 дня (28 дн. / 12 мес.) за каждый месяц работы.

Пример расчета компенсации

Ситуация: Павел Крайнов работал в организации с 1 по 18 июля. За этот период ему начислили 15 600 руб. Может ли Крайнов рассчитывать на компенсацию за неиспользованный отпуск? Если да, то за какое количество дней и в каком размере?

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск составляет 28 календарных дней.

Решение:

  1. Работник отработал больше половины месяца (18 дней), соответственно, он может рассчитывать на компенсацию за неиспользованный отпуск.
  2. Компенсацию следует выплатить за один месяц. Определяем дни, за которые следует начислить компенсацию: 28 дней / 12 месяцев = 2,33 дня.
  3. Определяем средний дневной заработок. В общем случае для определения компенсации за неиспользованный отпуск расчетный период составляет 12 календарных месяцев. Но работник расчетный период не отработал, соответственно, средний дневной заработок рассчитывается по нормам п. 7 Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.
    Если работник не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней за расчетный период и до начала расчетного периода, то в таком случае определять расчетный период нужно исходя из размера заработной платы, фактически начисленной за фактически отработанные работником дни в месяце наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка (п. 7 Положения № 922).

29,3 / 31 х (31–13) = 17,01 дня — это количество дней в неполностью отработанном месяце (июле), которые следует включить в расчет, где:

  • 9,3 — среднемесячное количество календарных дней,
  • 31 — количество календарных дней в июле,
  • 13 — количество дней, которые Крайнов не отработал в июле.

15 600 / 17,01 = 917,11 руб. — средний дневной заработок.

  1. Определяем компенсацию за неиспользованный отпуск: 917,11 х 2,33 = 2 136,87 руб.

Компенсация за неиспользованный отпуск: НДФЛ и взносы

Алексей Бондаренко, юрист, налоговый консультант:

«Вне зависимости от системы налогообложения, которую применяет организация, с компенсации за неиспользованный отпуск, связанной с увольнением, удержите НДФЛ (абз. 6 п. 3 ст. 217
НК РФ). Так как компенсация не является оплатой за выполненные трудовые обязанности, то датой получения сотрудником дохода будет не последний день месяца или последний день работы сотрудника (как при оплате труда, п. 2 ст. 223 НК РФ), а момент фактической выплаты дохода (п. 1 ст. 223 НК РФ).

Также нужно начислить взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний взносами в обычном порядке».

Компенсация за неиспользованную часть отпуска во время работы

Иногда работодатель может выплатить работнику компенсацию, не дожидаясь увольнения. Речь идет о дополнительном оплачиваемом отпуске, часть которого по письменному заявлению работника можно заменить денежной компенсацией во время работы у конкретного работодателя.

Не допускается замена денежной компенсацией ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам и работникам в возрасте до 18 лет, а также работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в соответствующих условиях (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении).

Существуют отпуска, превышающие 28 дней, но не подлежащие компенсации в период работы, так называемые удлиненные отпуска. Например, компенсация за неиспользованный удлиненный ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней, который предоставляется инвалидам, может быть выплачена только при увольнении.

Стимулирующие выплаты работникам, оказывающим помощь пациентам с COVID-19

«горячая линия» Минздрава Чувашии по вопросам стимулирующих выплат работникам, оказывающим помощь пациентам с COVID-19: 8 (8352) 26-14-14 .

О выплатах стимулирующего характера медицинским работникам при COVID-19 в 2020 году.

На сегодня действуют следующие выплаты медработникам и иным сотрудникам, задействованным в борьбе с COVID-19:

  • Средства фонда социального страхования будут направлены на выплаты с ноября 2020 г. до конца 2021 года

Выплата осуществляется врачам, среднему и младшему медперсоналу, работающим как в стационаре, так и в поликлинике, в службе скорой помощи, медицинским работникам патологоанатомических служб, а также Фельдшерам и медсестрам по приему вызовов «скорой», водителям скорой помощи

(за смену в рублях, в которой была оказана медицинская помощь по лечению больных COVID-19, или медработник контактировал с больными COVID-19)

  • Дополнительные средства федерального бюджета будут направлены на выплаты в ноябре — декабре 2020 года

В Чувашской Республике дополнительные социальные выплаты определены медицинским работникам службы скорой медицинской помощи и «ковидных» стационаров, которые до 1 ноября получали стимулирующие надбавки к зарплате по 2м федеральным постановлениям, а с 1 ноября – по одному.

  • Средства республиканского бюджета (период действия март — декабрь 2020 г.)

В целях максимальной мобилизации медицинских работников на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции принято решение по выделению средств республиканского бюджета Чувашской Республики (за работу в марте-декабре) на стимулирующие выплаты медицинским и иным работникам, не попадающим под федеральное вознаграждение, но задействованным в борьбе с коронавирусом (это в основном прочий немедицинский персонал, работающий также и в «красных зонах», и в поликлиниках).

С марта 2020 в Чувашской Республике направлено на выплаты медицинским работникам уже более 2 млрд. рублей:

— за счет федеральных средств (в т.ч. Фонда социального страхования) 1 997,8 млн. рублей;

— средств республиканского бюджета – 140,7 млн. рублей.

По Постановлениям Правительства Российской Федерации № 415 и 484, действовавшим до 1 ноября, получили выплаты более 8,8 тыс. медработников на сумму 1503,0 млн. рублей.

На оплату отпусков и выплату компенсации израсходовано 30,1 млн. рублей федеральных средств, получили отпускные и компенсации за неиспользованный отпуск 6,7 тыс. человек

Специальные социальные выплаты, которые осуществляются Фондом социального страхования, с 1 ноября получили более 7,7 тыс. медиков Чувашии.

Чтобы медицинские работники не потеряли в тех выплатах, которые им осуществлялись до 1 ноября в Чувашской Республике за счет выделенных дотаций федерального бюджета в сумме 116,1 млн. рублей определены дополнительные социальные выплаты медицинским работникам службы скорой медицинской помощи и «ковидных» стационаров, которые до 1 ноября получали стимулирующие надбавки к зарплате по 2м федеральным постановлениям, а с 1 ноября – по одному. Средства на дополнительные социальные выплаты направлены в медицинские организации, начались выплаты сотрудникам за ноябрь.

Выделены средства республиканского бюджета Чувашской Республики (за работу в марте-декабре) на стимулирующие выплаты медицинским и иным работникам, не попадающим под федеральное вознаграждение, но задействованным в борьбе с коронавирусом, — 140,7 млн. рублей. Получают выплаты около 2 тыс. сотрудников 40 медицинских организаций.