Есть ли выплаты пенсионерам при сокращении штата

Выплаты при сокращении пенсионера

Выплачивается ли пособие при сокращении пенсионера — однозначно да. На эту категорию работающих распространяются все гарантии (правовые и финансовые), предусмотренные нормами ТК РФ при увольнении по инициативе работодателя.

Разрешает ли закон увольнять пенсионера по сокращению штата

Трудовой кодекс запрещает дискриминировать по возрасту и состоянию здоровья, в том числе пенсионеров. Профессиональные и деловые качества — единственное основание для начала и прекращения трудовых отношений (ч. 2 ст. 3 ТК).

Никакими преимуществами работающие пенсионеры не пользуются, поскольку не перечислены в категории льготников (ч. 2 ст. 179 ТК), к которым относятся:

  • имеющие двух и более иждивенцев;
  • единственный кормилец в семье;
  • получившие профзаболевание или увечья у данного работодателя;
  • инвалиды Великой Отечественной войны и боевых действий;
  • повышающие квалификацию по направлению без отрыва от производства.

Нельзя увольнять сотрудника, находящегося в отпуске или на больничном (ст. 81 ТК). Увольнение пенсионеров по сокращению штата происходит по общим правилам (ч. 1 ст. 179 ТК), и для сомнений, положено ли пенсионеру выходное пособие при увольнении, нет оснований: эта категория занятых имеет право на выплату. Порядок расторжения договора с пенсионерами регламентируется статьями 179, 180 ТК. Чтобы все сделать правильно, следует выполнить следующие основные действия:

Предупредить центр занятости о предстоящем сокращении работников:

Выплатить все причитающиеся при расчете суммы и компенсацию.

Выплаты и компенсации пенсионеру

Увольнение по инициативе работодателя, платят ли пенсионерам пособие по сокращению, сроки и порядок выплат и компенсаций регулируются ст. 178 ТК. При расторжении договора выплачиваются:

  • заработная плата за отработанное время;
  • начисленные премии и другие положенные выплаты за выполненную работу;
  • компенсация за неиспользованный отпуск;
  • пособие за первый месяц после сокращения.

Размер пособия зависит от категории увольняемого:

  • штатным выплачивается сумма, равная среднему месячному заработку (ст. 178 и 318 ТК);
  • сезонным — исходя из двухнедельного среднего заработка (ст. 296 ТК).

Количество месяцев, за которые выходное пособие при сокращении пенсионера определяется сроком трудоустройства:

  • если бывший сотрудник в течение месяца не нашел новую работу, компенсация выплачивается в обычные дни выдачи зарплаты;
  • получение средств за третий месяц подтверждается официальным документом из службы занятости (ч. 2 ст. 178).

В любом случае для получения средств бывший сотрудник обращается с заявлением.

Решение службы занятости обжалуется, если работодатель считает его неправомерным (п. 2.2 , ч. 1 ст. 218 КАС). Подача жалобы не освобождает от выплаты бывшему работнику — пособие при сокращении штатов пенсионерам придется перечислить (ст. 236 ТК и ст. 5.27 КоАП). Если суд признает решение службы занятости незаконным, средства будут выплачены за счет бюджета.

Пример расчета выходного пособия

Компенсация при сокращении штата выплачивается как за выходные, так и за праздничные дни. В расчет берется среднедневной заработок, который рассчитывается на основании зарплаты за предшествующие 12 месяцев (п. 4 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. постановлением правительства №922 от 24.12.07). Расчет среднедневного заработка осуществляется последовательным делением столбцов 2, 3 и 4.

Среднедневной заработок Годовой заработок Количество месяцев в году Среднее количество дней в месяце
1 2 3 4
Средний заработок за один день работы Годовой заработок сотрудника (за 12 месяцев) 12 29,3
1 848,6 650 000,0 12 29,3

Например, выходное пособие при увольнении пенсионера за первый месяц рассчитывается умножением среднего дневного заработка на количество рабочих дней после увольнения. Количество рабочих дней определяется по графику работы организации: если работник уволен 23.07.2020, рабочие дни считаются с 24.07.2020 по 23.08.2020. При исчислении размера выходного пособия и среднего месячного заработка в периоде, подлежащем оплате, следует учитывать и нерабочие праздничные дни (ч. 4 ст. 112 ТК). Величина выплаты уволенному сотруднику составит 1 848,6 х 23 = 42 517,8 руб.

Что делать, если положенные суммы не выплачивают

В результате увольнения по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК (сокращение численности или штата работников) у сотрудника-пенсионера должны быть:

  • полный расчет и выходное пособие за первый месяц;
  • трудовой договор;
  • приказ о сокращении численности или штата работников;
  • уведомление о сокращении численности или штата работников;
  • приказ об увольнении в связи с сокращением численности или штата работников;
  • трудовая книжка с записью об увольнении в связи с сокращением численности или штата работников;
  • справка о сумме заработка за два года.

Если положенные суммы не выплачены, лучшее решение — обращение с исковым заявлением в суд. На основании решения суда выдадут исполнительный лист, по которому службой судебных приставов положенные суммы будут взыскиваться в первоочередном порядке. Это важно, если работодатель имеет большую задолженность перед контрагентами по гражданско-правовым договорам или проходит процедуру банкротства.

Увольнение пенсионера по сокращению штатов

lori-0022637924-bigwww.jpg

Похожие публикации

В сложное экономическое время многие работодатели вынуждены прибегать к кардинальной мере — сокращению штата работников. Причинами для сокращения сотрудников могут быть: реорганизация; снижение объемов производства, при котором происходит высвобождение излишнего числа работников; смена основного вида деятельности, в результате которой могут быть полностью исключены некоторые должности, повлекшие сокращение штата. В подобных случаях работодатели зачастую стремятся в первую очередь сократить пенсионеров с постоянной работы. Как сократить пенсионера по закону?

Как сократить пенсионера по закону

Ранее в правовой практике действовали нормы, которые позволяли сокращать пенсионеров по причине приобретенных ими пенсионных прав. Но с 1992 года наступление определенного возраста у работника не может служить причиной для увольнения пенсионера по сокращению (за исключением отдельных профессиональных категорий). Некоторые работодатели во время сокращения штата сотрудников руководствуются тем, что пенсионеры являются относительно защищенной категорией граждан по отношению к прочим работникам, так как они имеют другой вид дохода. Но это противоречит нормам закона и может быть истолковано, как несоответствие принципу равенства прав и возможностей работников (ч.1 ст. 2 ТК РФ) и дискриминация определенной категории сотрудников (ст. 3 ТК РФ).

Увольнение пенсионера по сокращению штатов, как и прочих категорий работников, допускается лишь в том случае, если нет возможности его дальнейшего трудоустройства, то есть в организации нет свободных вакансий, которые могут быть предложены пенсионеру в соответствии с занимаемой им должности и заработку, а также состоянию здоровья. Или в том случае, если пенсионер отказался от предложенной им замещающей должности. Перед принятием решения о сокращении пенсионера, ему должны быть предложены все имеющиеся альтернативные вакансии.

Согласно ч.1 ст.179 ТК РФ, у пенсионеров могут быть преимущества при сокращении, так как зачастую они имеют большую квалификацию по отношению к другим категориям работников.

После сокращения пенсионера какие выплаты он может получить?

Увольнение по сокращению штатов пенсионеров. Выплаты

Увольнение пенсионеров по сокращению штатов предполагает компенсации. В 2016 году по ст. 178 ТК РФ сокращенные пенсионеры должны получить от бывшего работодателя следующие компенсационные выплаты:

  • среднемесячный заработок в виде выходного пособия в день увольнения;
  • среднемесячный заработок за период трудоустройства, не превышающий двухмесячную зарплату со дня увольнения;
  • среднемесячный заработок в течение третьего месяца со дня увольнения. Он назначается органом службы занятости, если уволенный работник обратился к ним в течение двух недель после сокращения и при этом не был им трудоустроен в это время (письмо Министерства финансов от 15.03.06 г. № 03-03-04/1/234).

При сокращении пенсионеров выплачивается ли пособие за третий месяц?

Данная мера предусмотрена для всех работников, потерявших работу по инициативе работодателя по сокращению штата, в том числе и для высвобожденных пенсионеров. Но в жизни все не так просто. В судебной практике пенсионерам отказывают в назначении данной выплаты, так как вышедшие на пенсию граждане официально не являются безработными. И поэтому компенсация среднемесячного заработка им за третий месяц зачастую остается доброй волей работодателя.

При сокращении пенсионеров в 2017 году, выплаты должны быть компенсированы работодателем на общих основаниях, так же, как и в текущем.

Сокращение пенсионеров. Пошаговая инструкция

  1. После того, как было принято решение о проведении сокращения штата сотрудников, руководитель издает приказ о создании комитета, который должен будет определить, какие должности будут сокращены, в каком численном количестве и в лице каких работников;
  2. По итогу работы комиссии руководитель издает приказ с перечнем сокращаемых должностей, людей и датой расторжения договоров;
  3. Затем должно быть проведено уведомление о будущем сокращении сотрудников профсоюза, если он имеется, и центра занятости населения. Все сотрудники, в том числе пенсионеры, должны быть уведомлены о своем сокращении за два месяца в письменном виде в соответствии с п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ. В случае массового сокращения центр занятости должен быть уведомлен минимум за 3 месяца.
  4. Работнику должны быть предложены имеющиеся вакантные рабочие места, причем это можно сделать и после уведомления о сокращении, если в течение этого времени появилась свободная вакансия.
  5. После увольнения пенсионеру должны быть выплачены все полагающиеся ему компенсации.

Могут ли сократить пенсионера до истечения двух месяцев, после того, как он получил уведомление?

Да. В соответствии с ч.3 ст. 180 ТК РФ, если пенсионер в это время нашел другую работу, о чем письменно уведомил текущего работодателя, то он может быть уволен ранее указанного периода, с сохранением компенсационной выплаты за полные два месяца.

Выплата выходного пособия работающим пенсионерам при увольнении

Автор: Оксана Мун

Оксана Мун, ведущий юрисконсульт
oksana-nikola@mail.ru

Согласно ст. 178 Трудового кодекса РФ выплата выходного пособия сотрудникам предусмотрена при увольнении по сокращению штата. Уволенному сотруднику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником и в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

В соответствии с трудовым законодательством работающие пенсионеры приравнены в правах к остальным сотрудникам. Более того, в соответствии с нормами ст. 3 Трудового кодекса РФ, непредставление положенных гарантий и компенсаций пенсионерам можно расценивать как дискриминацию по возрасту. Таким образом, для пенсионеров не может быть исключений.

В случае сокращения пенсионера организация должна выплатить все, что предусмотрено трудовым законодательством остальным работникам.
Что касается применения исключительной нормы о сохранении среднемесячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения в отношении пенсионеров, то здесь нет однозначного мнения.

Одни специалисты считают, что гарантии при увольнении в связи с сокращением распространяются и на лиц, которым выплачивается пенсия по старости.
Рассмотрим пример: Решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 19 апреля 2012 года, дело № 2-1352/2012
Из материалов дела: Ж.И.В. обратилась в суд с иском, в котором просила взыскать с ФГУ высшего профессионального образования «Военная академия» (далее – Военная академия связи) задолженность по заработной плате (сохраняемый средней заработок в течение третьего месяца).

В обоснование своих требований указывает, что приказом Министра обороны РФ ликвидирован филиал Военной академии связи. В соответствии с приказом начальника филиала она была уволена с занимаемой должности инженера на основании п. 1 ч.1 ст. 81 ТК РФ с выплатой выходного пособия в размере среднего месячного заработка.

В соответствии со ст. 178 ТК РФ с целью получения среднего заработка по прежнему месту работы в течение третьего месяца, Центром занятости населения г. Новочеркасска ей была выдана справка о том, что она не была трудоустроена со дня увольнения.

Указанная справка и копия трудовой книжки сданы ей уполномоченному представителю филиала для осуществления выплаты.

Однако до настоящего времени выплата не произведена по причине того, что Ж.И.В. является пенсионером.

Изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

Гарантия выплаты среднемесячного заработка в течение третьего месяца предусмотрена для всех сокращенных работников, в том числе и для высвобождаемых пенсионеров.

Статья 178 ТК РФ не предусматривает в качестве обязательного условия признание лица безработным.

В связи с изложенным, суд решил взыскать с Военной академии связи в пользу Ж.И.В. сохраняемый средний заработок на период трудоустройства в течение третьего месяца.

Данной позиции придерживаются и органы службы занятости, так, например, в своем письме № 1754-61 Федеральная служба по труду и занятости пояснила, что у органов службы занятости нет достаточных оснований для принятия в отношении пенсионеров решений об отказе в сохранении за ними в течение третьего месяца со дня увольнения среднего месячного заработка, так же как нет основания для отказа в выдаче пенсионерам соответствующих справок. Минфин России в письме от 15.03.2006 г. № 03-03-04/1/234 придерживается той же точки зрения.

На основании изложенного можно сделать вывод, что если после увольнения пенсионер в течение двух недель обращается в службу занятости, он имеет право на получение среднемесячного заработка в течение трех месяцев со дня увольнения.

Другие специалисты полагают, что в ст. 178 ТК РФ сохранение среднего заработка на третий месяц трудоустройства возможно при условии обращения в орган службы занятости населения, и в данной ситуации необходимо учитывать положения ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» (далее – Закон № 1032-1). В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона № 1032-1 безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению. Таким образом, по смыслу Закона № 1032-1 пенсионер, получающий пенсию, не может быть признан безработным. Соответственно служба занятости не должна регистрировать такого гражданина в качестве безработного, и у нее не возникнет обязанности по трудоустройству, а выплаты сокращенному пенсионеру работодатель будет производить не свыше двух месяцев. Данную позицию поддерживают некоторые суды.

В качестве примера рассмотрим: Апелляционное определение Московского областного суда по делу № 33-25022/2012

Из материалов дела: Р.Н.С. обратилась с иском к ООО «СП Русь-Инвест» о признании незаконным отказа в выплате среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения, взыскании денежных средств из расчета средней заработной платы за третий месяц со дня увольнения по сокращению штата, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование своих требований указала, что работала в ООО «СП Русь-Инвест» в должности бухгалтера, уволена в связи с сокращением штата работников. При увольнении ей было выплачено пособие в размере средней заработной платы и средняя заработная плата за второй месяц со дня увольнения. В течение двухнедельного срока со дня увольнения она обратилась в службу занятости населения, однако не была трудоустроена.

Истринским центром занятости населения было принято решение о сохранении средней заработной платы за третий месяц со дня увольнения.

При обращении к ответчику с требованиями выплатить среднюю заработную плату за третий месяц со дня увольнения, был получен отказ, ввиду того, что данная выплата не предусмотрена в отношении пенсионеров.

Решением Истринского городского суда Московской области от 13.09.2012 г. в удовлетворении исковых требований Р.Н.С. отказано.

Не согласившись с постановленным решением, истица обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.

Выдача решений, предоставляющих гражданам возможность на получение заработной платы за третий месяц нетрудоустройства, осуществляется службой занятости в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 г. № 458 «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан».

Согласно п. 1 указанного выше Порядка, в органах занятости регистрируются только трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (дохода).

В силу ст. 28 Закона от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ», граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными. Часть 2 ст. 178 ТК РФ предусматривает возможность сохранения среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения работникам, обратившимся в двухнедельный срок после увольнения в орган службы занятости населения по решению этого органа не во всех, а только в исключительных случаях. При отсутствии таких исключительных случаев применению подлежат положения ч. 1 указанной статьи.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что указанные истицей обстоятельства для выплаты среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения по сокращению штата работников не могут быть рассмотрены в качестве исключительных, как требует ч. 2 ст. 178 ТК РФ, поскольку положениями указанной нормы эти обстоятельства предусмотрены в качестве обязательных условий, соблюдение которых необходимо для сохранения за работником заработка в течение третьего месяца со дня увольнения.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебной коллегией учитывалось и то обстоятельство, что истица является пенсионером, получает пенсию по старости, в связи с чем не может быть признана безработной в силу ч. 3 ст. 3 Закона от 19.04.1991 г. № 1032-1, поскольку она имеет определенные средства к существованию, то есть является социально защищенной.

Исходя из положений п. 17 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 г. № 458, пенсионеры могут являться субъектами трудовых правоотношений, на работающих пенсионеров распространяются гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ, однако безусловных оснований для применения в отношении них положений п. 2 ст. 178 ТК РФ вне зависимости от исключительных обстоятельств для таких выплат нет. В подобных случаях необходимо наличие весомых обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными по смыслу требований ч. 2 ст. 178 ТК РФ.

При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными сторонами доказательствами.

При анализе рассмотренных решений судов видно, что в практике отсутствует единство относительно вопроса о сохранении за уволенным пенсионером среднего месячного заработка в течение третьего месяца на основании ч. 2 ст. 178 ТК РФ, это свидетельствует о том, что данный вопрос является спорным.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В соответствии с Законом о занятости населения граждане, получающие пенсию по старости, не являются безработными. Статус безработного по Закону о занятости имеет значение для обеспечения граждан гарантиями в сфере социального обеспечения и не должен влиять на права, закрепленные трудовым законодательством. Гарантии уволенным работникам, предусмотренные в ч. 1 и 2 ст. 178 ТК РФ, не должны быть связаны с отсутствием статуса безработного по Закону о занятости населения. В противном случае налицо дискриминация указанных работников, что само по себе является недопустимым.

Таким образом, мнение большинства работодателей о том, что если сокращаемый работник по социальному статусу является пенсионером, он социально обеспечен, не отвечает требованиям трудового законодательства РФ, более того, нарушает конституционное право на равноправие, закрепленное в ст. 18, 19 Конституции РФ.

Калининградской области

Лицам пенсионного возраста

Пенсионеры , согласно п.3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее Закон) не могут быть признаны безработными, поскольку им назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная п. 2 ст. 32 настоящего Закона, либо страховая пенсия по по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.
Согласно п.2 ст. 32 Закона гражданам, не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, при отсутствии возможности для трудоустройства, по предложению органов занятости может быть назначена страховая пенсия по старости (по возрасту) досрочно, но не раньше, чем за 2 года до наступления указанного возраста.

Центр занятости населения Калининградской области поможет осуществить подбор подходящей работы для граждан пенсионного возраста. Для этого пенсионерам необходимо обратиться в Отделы по содействию занятости населения Калининградской области по месту своей регистрации, где им будут оказаны государственные услуги.
Информация о местонахождении и графике работы Отделов по содействию занятости населения размещена на интерактивном портале Центра занятости населения Калининградской области в разделе «Служба занятости»/»Центр занятости населения».

Услуги, которые могут получить граждане пенсионного возраста в Центре занятости населения:

  • содействие гражданам в поиске подходящей работы;
  • информирование о положении на рынке труда в Калининградской области;
  • организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
  • организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
  • профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование;
  • организация проведения оплачиваемых общественных работ;
  • заявление о предоставлении услуги по профессиональному обучению;
  • паспорт или документ, его заменяющий;
  • пенсионное удостоверение;
  • копию трудовой книжки.
  • рассматривает представленное пенсионером заявление о предоставлении услуги по профессиональному обучению и документы;
  • осуществляет проверку представленных документов на полноту включенных в них сведений;
  • производит отбор образовательной организации в соответствии с законодательством;
  • по согласованию с пенсионером оказывает государственную услугу по профессиональной ориентации.
  • выдает пенсионеру по результатам итоговой аттестации (экзамена) документы об образовании и (или) о квалификации.

  1. Заполнение анкеты.
  2. Предложение вакансий со стороны инспектора службы занятости в соответствии с возрастом пенсионера, его квалификацией.
  3. В случае не нахождения работы и подходящих вакансий для пенсионера, бывший работодатель выплачивает заработок за 3 месяц при наличии справки из Центра занятости населения.

Пенсионеру необходимо знать, что для обращения в Центр занятости населения закон отводит 14 дней. В трудовой книжке пенсионера должно быть зафиксировано, что окончание его деятельности на предприятии или в организации произошло не по собственному желанию работника, а по сокращению штатов. В этом случае законом разрешена постановка на учет в Центр занятости населения для оказания содействия в подборе подходящей работы.
Также в отношении граждан пенсионного возраста реализуется дополнительное мероприятие по содействию работодателям в обеспечении занятости отдельных категорий граждан.

Есть ли выплаты пенсионерам при сокращении штата

Документ : При сокращении штатов увольняемым пенсионерам выплачивается только выходное пособие

При сокращении штатов увольняемым
пенсионерам выплачивается только
выходное пособие

В почте редакции газеты «Все о бухгалтерском учете» нередко встречаются письма читателей, содержащие вопросы, связанные с увольнением с работы. В письмах наиболее часто содержатся вопросы о расчетах с работниками при их увольнении по инициативе собственника или уполномоченного им органа на основаниях, предусмотренных п.1 ст.40 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ Украины). Среди них львиную долю составляют вопросы о расчетах с пенсионерами, увольняемыми по указанной статье.

Пунктом 1 статьи 40 КЗоТа Украины предусмотрено, что бессрочные и срочные трудовые договоры могут быть расторгнуты по инициативе собственника или уполномоченного им органа (далее -работодатель) в случае изменений в организации производства и труда. К таким изменениям КЗоТ Украины относит:

— прекращение юридического лица путем его ликвидации, реорганизации или перепрофилирования;

— сокращение численности сотрудников (например, при недостаточном объеме работ; при сокращении работников одной квалификации и увеличении другой и т.п.);

— сокращение штатов, то есть изменение штатного расписания в сторону уменьшения численности работников.

В статье 49-3 КЗоТа Украины «Льготы и компенсации освобождаемым работникам» было указано, что в случае расторжения трудового договора на указанных выше основаниях работникам на период трудоустройства выплачивается средняя заработная плата (рассчитываемая по специальной методике), но не более чем за три месяца со дня увольнения с учетом выходного пособия. Начисление и выплата зарплаты производятся по последнему месту работы.

Выплату указанных средств работникам, увольняемым по п.1 ст.40 КЗоТа Украины, законодательство нашего государства не ставило и не ставит в зависимость от пола, возраста, вероисповедания и социального положения увольняемого. Это находит подтверждение и в постановлении Пленума Верховного Суда Украины от 24.12.99 г. N 3 «О практике применения судами законодательства об оплате труда». Например, в пункте девятом постановления записано, что при увольнении работника по п.1 ст.40 КЗоТа Украины ему выплачивается средняя заработная плата на период трудоустройства «независимо от того, получает ли это лицо пенсию».

Таким образом, пенсионерам, уволенным по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным п.1 ст.40 КЗоТа Украины, юридическим лицом выплачивается выходное пособие в размере средней заработной платы, а также средняя заработная плата в течение последующих двух месяцев, но при обязательном условии: в период производимых выплат бывший работник не трудоустроился. Факт нетрудоустройства подтверждается отсутствием соответствующей записи в трудовой книжке уволенного.

Сразу отметим, что описанный выше порядок бесспорно действует только в том случае, если увольнение пенсионера по п.1 ст.40 КЗоТа Украины произошло не позднее 31 декабря 2000 года. Вы, уважаемые читатели, конечно, вправе спросить: а с чем связана оговорка автора о сроках действия указанного порядка? С тем, что с 1 января текущего года вроде бы утратила силу упомянутая выше ст.49-3 КЗоТа Украины, на основании которой уволенным в течение двух месяцев осуществлялись выплаты средней заработной платы. Наверное, у читателей вновь возникает вопрос: почему статья «вроде бы утратила силу»? Объясним. 22 февраля с.г. газетой «Урядовий кур’ер» официально обнародован Закон Украины «О размерах взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования» (далее — Закон о размерах взносов), принятый еще 11.01.2001 г. При ознакомлении с его текстом создается впечатление, что ни разработчики проекта Закона о размерах взносов, ни депутаты, голосовавшие за его принятие, не подозревают о существовании Конституции: и ряд положений Закона о размерах взносов, и дата его вступления в силу — с 1 января 2001 года — все это, по нашему мнению, прямо или косвенно грубо нарушает требования Конституции Украины. Ну чего стоит такой «конституционный» пассаж: Закон о размерах взносов, как записано в п.1 ст.6, вступает в силу с 1 января сг., хотя в Конституции содержится конституционная норма, подлежащая безоговорочному выполнению и не допускающая какой-либо возможности ее иного толкования: «Закон вступает в силу через десять дней со дня его официального обнародования, если иное не предусмотрено самим законом, но не ранее дня его опубликования» (ч.5 ст.94 Конституции Украины). Добавим к этому, что «в Украине признается и действует принцип верховенства права. Конституция Украины имеет высшую юридическую силу. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей.

Нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия» (ст.8 Конституции Украины). Из сказанного напрашивается один-единственный вывод: Закон о размерах взносов официально подлежит выполнению как минимум с 22 февраля 2001 года, то есть сдаты официального обнародования, если, конечно, у нас правовое государство.

Возникшему законодательному казусу есть еще одно объяснение. В 1997 году, 21 ноября, Верховная Рада Украины приняла Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О занятости населения». Пункт первый его «Заключительных положений» предусматривал: редакция той части ст.26 Закона «О занятости населения», из которой вытекала необходимость изъятия ст.49-3 из КЗоТа Украины, вступала в силу с 1 января 1999 года. Но 4 декабря 1998 года Верховная Рада Украины приняла Закон, перенесший срок вступления в силу новой редакции упомянутой ст.26 на 1 января 2000 года, а 17 декабря 1999 года вновь принят Закон, определивший датой ее вступления в силу 1 января 2001 года. И произошло то, что произошло: с 1 января 2001 года вступила в действие новая редакция ст.26 Закона «О занятости населения», предусматривающая выплату пособия по безработице только через центры занятости населения (которые в соответствии с этим Законом не ставят пенсионеров на учет как безработных). Параллельно продолжала свое действие ст.49-3 КЗоТа Украины, на основании которой непосредственно предприятия осуществляли выплату средств работникам, уволенным по п.1 ст.40 КЗоТа Украины, в том числе и пенсионерам, на период их трудоустройства. И не исключено, что когда перед депутатами стала неизбежная дилемма — соблюдать требования Конституции Украины, демонстрируя тем самым уважение к ней, или же, закрыв глаза на требования Конституции, в очередной раз сэкономить на пенсионерах, — они выбрали второй вариант.

И совершенно обоснованно можно утверждать, что с 22 февраля 2001 года работники, уволенные по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным п.1 ст.40 КЗоТа Украины:

1. Получают выходное пособие в размере среднего месячного заработка (ст.44 КЗоТа) — это касается всех категорий увольняемых, в том числе и пенсионеров.

2. Имеют гарантированное государством право на получение пособия по безработице (кроме пенсионеров) в размере:

— 100 процентов средней заработной платы, которая выплачивалась им по последнему месту работы, — на протяжении 60-ти календарных дней;

— 75 процентов средней заработной платы — на протяжении последующих 90 календарных дней;

— 50 процентов — в течение последующих 210 календарных дней.

Следует отметить, что суммы выплат в качестве пособия по безработице, составляющие 75 процентов и 50 процентов средней заработной платы, не должны превышать размера средней зарплаты, сложившейся в народном хозяйстве соответствующей отрасли за предшествующий выплате месяц. Одновременно они же не должны быть ниже установленного законодательством размера минимальной заработной платы.

Выплаты указанных выше пособий по безработице осуществляются при условиях:

— регистрации уволенных в службе занятости в течение семи календарных дней после увольнения;

— получения статуса безработного, что возможно в случае, если в течение семи дней (некалендарных) зарегистрированному не было предложено подходящей работы.

Приведенные размеры пособий по безработице и периодичность их выплаты предусмотрены ст.26 Закона Украины от 01.03.91 г. «О занятости населения» (с последующими изменениями и дополнениями). Попутно повторимся, что этот Закон не предусматривает постановку на учет в качестве безработных лиц, получающих пенсии.

Еще раз подчеркнем: так как в п.»г» ч.З ст.2 упомянутого Закона записано, что не могут быть признаны безработными граждане, имеющие право на пенсию на основании законов Украины, то отныне пенсионеры, увольняемые по п.1 ст.40 КЗоТа Украины, будут получать только выходное пособие. А у работодателей развязаны руки для увольнения работающих пенсионеров по основаниям, предусмотренным п.1 ст.40 КЗоТа Украины.

«Все о бухгалтерском учете» N 21 (567) от 7 марта 2001 г.