Формы сотрудничества государства и бизнеса

Государство и бизнес: формы сотрудничества.

Коль скоро мы говорим о том, что Россия является полноценным участником рыночных отношений, то довольно своевременным является вопрос об эффективном использовании всех имеющихся в нашем арсенале рыночных институтов. И конечно, определяющим при ответе на этот вопрос будет соотношение степени влияния государства и бизнеса на российскую экономику. Вряд ли влияние двух этих факторов может уравновешивать друг друга, возможно, они никогда и не будут равны, но нам жизненно важно выяснить перспективы и формы возможного сотрудничества государства и бизнеса.

Недавно появившаяся в российском обществе идея о государственно-частном партнерстве как нельзя лучше показывает, что российская экономика наконец-то увидела возможные варианты своего развития. Однако данная концепция требует серьезного осмысления и детального анализа.

Именно эту цель преследует межвузовская научно-практическая конференция аспирантов и студентов «Бизнес в России: государственно-частное партнерство», организованная ведущими вузами России – Московской государственной юридической академией, Финансовой академией при Правительстве Российской Федерации, Государственным университетом – Высшая школа экономики и Российской экономической академией им Г.В. Плеханова. Задачей организаторов конференции является изучение как экономических, так и правовых аспектов партнерства государства и бизнеса, включая нерешенные до сих пор проблемы и новые формы взаимодействия. В этом отношении данный проект является уникальным в своем роде.

Конференция «Бизнес в России» состоится 6 декабря 2006 г. в здании Финансовой академией при Правительстве Российской Федерации. Дынный проект усилиями четрых вузов проводится второй год подряд и призван не только аккумулировать лучшие научные работы по выбранной тематике, но и дать реальное видение современных проблем. Для этого организационной площадкой конференции выбраны вузы, занимающие лидирующие позиции в правовых и экономических дисциплинах. Более того, любая обозначенная проблема должны иметь выход на практическое решение заявленной проблемы. С этой целью в качестве экспертов конференции приглашены работники ведущих юридических, консалтинговых и венчурных компаний, которые должны дать правильное представление молодым ученым и практикам.

В 2005 г. конференция «Бизнес в России: правовая и финансовая среда» проводилась в Московской государственной юридической академией и привлекла внимание большого количества заинтересованных лиц. Вызвано это в первую очередь оригинальным стерео подходом конференции, который позволяет рассмотреть заявленную проблему как с правовой, так и с экономической точек зрения. Надеемся, что и вторая конференция будет не менее успешной, учитывая актуальность ее тематики.

Перед участниками конференции стоят две достаточно сложные задачи. Первая из них связана с поиском и обоснованием наиболее приемлемых форм сотрудничества государства и бизнеса. Это касается как применения уже известных мировой практике форм государственно-частного партнерства, так и выработки новых, свойственных только российской экономике. Уже сегодня мы можем сказать, что в России довольно много примеров такого партнерства, но их явно недостаточно для бурного экономического роста.

Вторая задача касается формирования нового типа мышления, которое до конца еще не сформировано у людей, даже, несмотря на то, что Россия официально вот уже целых пятнадцать лет является страной с рыночной экономикой. России нужны специалисты, свободные от сложившихся стереотипов, готовые и не боящиеся открытого и, главное, равного диалога с представителями государственных органов, которые, в свою очередь, должны тоже понять необходимость взаимодействия с частными структурами. В этом и будет заключаться успех нового типов лидера – в умении вовремя увидеть основополагающие тенденции. Сегодня эта тенденция заключается в том, что и государство, и бизнес осознали огромную потребность друг в друге. Нам лишь необходимо понять в каких направлениях будет развиваться государственно-частное партнерство и на каких началах и принципах будут строиться отношения бизнеса и государства.

Надеемся, что конференция «Бизнес в России: государственно-частное партнерство» даст нам ответы на эти вопросы.

Оргкомитет конференции приглашает всех желающих принять участие в дискуссии. Конференция состоится 6 декабря 2006 г. по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, д. 49 (здание Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации). Начало конференции в 10.00

Вопросы сотрудничества государства и бизнеса разобрали в Университете Правительства Москвы

Для чего государству развивать сотрудничество с частным сектором? Какие успешные проекты государственно-частного партнерства (ГЧП) уже реализованы в Москве, России и за рубежом? Каковы правовые основы для реализации таких проектов? Какие риски существуют при заключении договора между государственным частным сектором? Ответы на эти вопросы госслужащие и инвесторы получили на трехдневной программе обучения управлению инвестиционными проектами в формате ГЧП, которая прошла в Университете Правительства Москвы 7-9 ноября.

Государственно-частное партнерство позволяет государству и бизнесу оказывать общественные услуги, извлекая взаимную выгоду. Так, государство может использовать финансы частных структур для экономического развития региона, а бизнес, в свою очередь, получает налоговые льготы и прибыль от эксплуатации созданных объектов.

Как государственной структуре привлекать к реализации проектов частный сектор, рассказал Максим Ткаченко, исполнительный директор Ассоциации «Центр развития ГЧП», руководитель аналитической группы Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по ГЧП. По его мнению, региональным представителям, заинтересованным в привлечении финансов со стороны, нужно равняться на столицу.

«Москва может себе позволить строить дороги за собственные средства. Но мы видим, что столица все чаще привлекает частные инвестиции и даже частные компетенции для развития отдельных отраслей инфраструктуры. Например, дублер Кутузовского проспекта строится практически целиком за счет частных средств», — подчеркнул Максим Ткаченко.

Спикер сообщил, что существует проблема, связанная с тем, что темой ГЧП занимается в основном экономический блок правительства. Отраслевики от этого процесса несколько оторваны. Иногда они даже не догадываются, что у них есть возможность привлекать дополнительные средства не только за счет госзаказа и классической аренды, но и за счет договоренности с частным сектором. Однако не стоит бояться новых форм, главное — грамотно подойти к реализации проекта и не пренебрегать важными этапами разработки:

«Начинать всегда стоит с концепции проекта, в которой нужно подробно описать цели, задачи и актуальность. Также важно сформулировать технические, правовые и экономические параметры, — отметил Максим Ткаченко. — Еще на старте вы должны для себя четко понимать, какой объект хотите получить. На этом этапе неплохо также сделать укрупненный анализ затрат, понять, нужна ли вообще концессия или можно обойтись госзаказом или классическим соглашением».

Тем, кто пока не чувствует уверенности в собственных силах, спикер посоветовал не упускать возможности получить помощь специалистов и полезные советы в режиме онлайн:

«У нас есть специальный сервис, где мы помогаем трезво оценить ситуацию с вашим проектом — единый портал ГЧП в России. Там для вас бесплатно сделают подробную экспертизу, количественную оценку потенциала проекта, определят риски и дадут рекомендации по доработке концепции», — сообщил Максим Ткаченко.

Основные инструменты ГЧП, которые появляются в законодательстве, разобрала со слушателями Ульяна Сергеевна Огородова — руководитель практики ГЧП и инфраструктурных проектов Althaus Group.

«Закон о государственно-частном партнерстве совершенно новый. Ему еще нет и двух лет, он понемногу раскачивается. Происходит первое пилотное структурирование, это все очень интересно», — рассказала Ульяна Огородова.

Важность процесса обучения отметил и Артем Барашев, руководитель проектного офиса «Юридическое сопровождение инвестиционной деятельности и ГЧП» ГБУ «Городское агентство управления инвестициями». Он обсудил со слушателями основные проекты ГЧП, которые реализуются в Москве.

Читайте также  Договор с заочниками

Отзывы участников

Виктор Кузьмин, ГБУ «Агентство инноваций города Москвы», главный специалист отдела проектной экспертизы:

«Узнал для себя очень много нового. Были детальные погружения в различные проекты, объяснили в целом специфику. Особенно полезной для меня стала информация о формах государственного частного партнерства, ведь это напрямую касается моей работы».

Игорь Мустяца, дирекция инвестиционных проектов и программ ЗАО «Лидер», менеджер инвестиционных проектов:

«Я недавно начал работать с этой темой, поэтому для меня обучение оказалось очень полезным. Теоретическую информацию я получаю в процессе работы; здесь мне понравилось, что мы разобрали и практические примеры».

Эльвира Москвина, префектура Зеленоградского административного округа города Москвы, консультант:

«Программа для меня новая, я получила разносторонние обширные знания. Особенно нужной мне показалась информация, касающаяся анализа юридических аспектов соглашений ГЧП. Сделав тестовую работу, поняла, что неплохо усвоила материал».

Евгений Соломатин, администрация города Рязани, начальник отдела:

«Организация на очень высоком уровне. Получил много сведений о сфере законодательства. Теперь, если будут такие проекты, мы будем понимать, как двигаться и работать».

Отзыв спикера

Артем Барашев, руководитель проектного офиса «Юридическое сопровождение инвестиционной деятельности и ГЧП» ГБУ «Городское агентство управления инвестициями».

«По-моему, все прошло очень конструктивно и интересно. В основном на обучении присутствовали коллеги из Правительства Москвы, а им на ежедневной основе нужно будет внедрять полученные знания. Очень важно, что они познакомились с подходом, который уже достаточно давно сформировали мэр и имущественно-экономический блок. Это необходимо для единообразного подхода к реализации проектов».

Бизнес и государство: в чем взаимный интерес?

Экономическая нестабильность и засилье кризисных явлений в жизни страны непременно сказываются на таком важном сегменте, как бизнес. На сегодняшний день тему взаимодействия предпринимательских кругов и государственных структур можно назвать самой обсуждаемой в обществе, поскольку даже умам непосвященным понятно, что существование одного без другого просто невозможно. По этой причине очень важно осознавать, в чем проявляется взаимодействие государства и бизнеса и какую пользу они могут извлечь из обоюдной заинтересованности.

Функциональная значимость институтов

Говорить о высокой значимости и большой ответственности, которые берут на себя две самые важные составляющие любой страны, сегодня уже не приходится. Вполне понятно, что каждая из них делает свой вклад в благополучие каждого жителя отдельно и всего социума в целом. При этом каждый из институтов имеет свою сферу влияния, от которой, собственно, и зависит, как живет народонаселение.

Что определяет деятельность государства

Так, можно сказать, что государство имеет непосредственное отношение к:

  • обеспечению в обществе стабильности и безопасности жизни;
  • обеспечению социальных выплат;
  • регулированию экономических вопросов;
  • защите экологии и охране окружающей среды;
  • поддержке культурной составляющей общества.

На что влияет деятельность бизнеса

В свою очередь, бизнес-круги влияют на:

  • создание новых рабочих мест;
  • создание материальных благ для обеспечения жизнедеятельности общества;
  • развитие в социуме отношений собственности;
  • формирование спроса на товары и услуги.

При более детальном рассмотрении перечисленных сфер можно отметить, что ни одна из них не сможет функционировать исключительно при поддержке только лишь одного из рассматриваемых институтов. В любом случае для нормального развития данных процессов необходима эффективная модель взаимодействия общества, бизнеса и государственной власти.

Кроме того, выделить лидера в данном союзе невозможно, как и невозможно сказать, кто без кого сможет просуществовать дольше. Важным остается и понимание каждой из сторон своей ответственности в построении современного общества и здоровой атмосферы в нем. Такой подход даст возможность:

  • наладить конструктивный результативный диалог и взаимодействие бизнеса и власти;
  • поставить корректные цели и задачи;
  • определить инструменты и пути достижения целей.

Задача государства – обеспечить участие бизнеса в решении перечисленных вопросов на равных правах, а не отводить ему роль безвольного игрока, вынужденного подчиняться решениям власти.

Как происходит взаимодействие

Первое, что необходимо принимать во внимание, – что порядок построения отношений между двумя институтами регулируется на уровне законодательном. Согласно существующим законам, основное направление деятельности государства определяется как создание здоровых экономических условий для функционирования компаний. И если в задачу бизнеса входит только лишь выполнение перед страной своих налоговых обязательств, то от государственных органов зависят еще и культурная, социальная, политическая сферы.

Зарубежный опыт

Наблюдение за развитием взаимоотношений института власти и бизнеса в зарубежных странах приводит к выводам, что в более развитых и экономически стабильных государствах формы взаимодействия бизнеса и государства отличаются большим разнообразием, начиная от выполнения совместных контрактов, заканчивая образованием интегрированных корпораций и совместных предприятий.

Так, к примеру, российская схема построения отношений выглядит так: на рассмотрение власти поступают различные предложения от предпринимателей. Если принимается положительное решение, и проект получает одобрение, государство приступает к созданию определенной инфраструктуры, в рамках которой и будет осуществлена заявленная идея. Только после этого, собственно, начинается этап воплощения ее в жизнь.

Взаимодействие государства и бизнеса в зарубежных странах выглядит несколько иначе. Такой механизм, как правило, носит название Publiс Private Partnership и зиждется на проектах от государства, которые привлекают частные инвестиции для создания необходимой инфраструктуры и реализации плана.

По словам специалистов, именно такая форма взаимодействия является наиболее правильной. Обоснованием тому служит тот факт, что именно власть должна определять, каким должно быть партнерство с бизнесом и выльется ли оно в по-настоящему равноправное сотрудничество.

Нельзя не отметить, что западным странам присущ плюрализм в вопросе построения отношений между двумя основополагающими институтами. Он выражается в таких формах:

  • поддержание конкурентной среды, духа соперничества, что обеспечивает, в свою очередь, свободное развитие личности;
  • возможность получения максимальной прибыли, которая по своей сути является важнейшим, а зачастую и единственным показателем успеха;
  • отношения с государством как с политическим регулятором исключительно в ограниченный временной промежуток;
  • верховенство решений судебных инстанций в спорных вопросах между всеми участниками делового процесса.

Такая концепция позволяет власти играть роль арбитра, не дает ей возможности иметь предвзятое мнение и принимать упрежденные решения.

Как свидетельствует практика зарубежных держав, наиболее успешной схемой в построении диалога между двумя институтами является создание бизнес-ассоциаций, которые берут на себя функцию представления интересов всех форм бизнеса, начиная от малого, заканчивая крупным. Особенно актуальной такая форма взаимодействия является для государств с переходной экономикой, в которых традиция участия граждан в построении современных рыночных отношений находится на стадии формирования. Такой способ ведения диалога эксперты называют самым действенным в процессе оказания влияния на принимаемые властью решения.

Нельзя не отметить, что отличительной чертой, к примеру, Евросоюза, является гибкость внешней политики, что позволяет выстраивать ее на основании интересов бизнес-кругов. Данный метод без труда можно имплементировать и в российской экономике, но для этого нужно решить некоторые проблемы.

Российские реалии

Учитывая особенности ведения дел в нашей стране, можно сказать, что довольно распространенным является такое явление, как теневая экономика, что обусловлено нежеланием чиновников идти навстречу предпринимателям.

Кроме того, власть всегда заинтересована больше не в промежуточных процессах и результатах, а в результате. По этой причине, если он ее не устраивает, она берет на себя контроль за всеми финансовыми и товарными потоками.

Не меньшую обеспокоенность вызывает и отсутствие четких форм сотрудничества. При этом сами же предприниматели зачастую нарушают правила игры, что выражается в создании теневых схем, махинациях и навязывании своих условий. Самым верным решением в такой ситуации станет готовность обеих сторон идти на уступки и достижение компромиссов.

Читайте также  Когда нужно снимать машину с учета

Формы сотрудничества

Таким образом, весь спектр отношений между двумя структурами можно разделить на формальные и неформальные, коллективные и индивидуальные, гласные и скрытые, социально значимые и частные.

Основные формы взаимодействия власти и бизнеса можно определить так:

  • лоббизм – попытки определенных групп и общественных объединений продвинуть во власти свои идеи, выгодные для данных профессиональных образований;
  • коррупция как результат теневой экономики. Основная причина, по которой данная форма имеет место, заключается в быстроте принятия выгодных для бизнеса решений. Ее же можно назвать платой за возможность преступать закон, решение мелких бюрократических вопросов, тормозящих важные для бизнеса процессы;
  • согласительные процедуры – на их основании предприниматели получают возможность оспорить принятые властью решения на всеобщих обсуждениях. Данное явление в современной России пока является новым и на федеральном уровне не применяется;
  • заключение соглашений – данный метод более реален для сегодняшней страны и обычно выражается в таких уже хорошо известных формах, как установление квот на что-либо, выполнение планов, реструктуризация долгов и прочих вариантах договоренностей.

При этом инструментами достижения последних могут стать такие виды взаимодействия:

  • совместные государственно-частные компании;
  • лизинг и отношения аренды;
  • госконтракт;
  • концессия.

Учитывая тот факт, что малым предприятиям довольно сложно выйти на равный уровень партнерских отношений, самыми приемлемыми для нашей страны можно назвать как раз последние три варианта.

На какие проблемы следует обратить внимание

Не стоит забывать, что даже при взаимной заинтересованности друг в друге оба института должны учитывать ряд особенностей, которые тормозят достижение взаимопонимания.

Все ключевые проблемы взаимодействия бизнеса и власти зиждятся на одной простой особенности – нежелании последней рассматривать предпринимательство как равноправного партнера.

Такая позиция государства обусловлена рядом причин:

  • отсутствием эффективных механизмов принятия необходимых решений;
  • коррупцией;
  • стремлением власти добиться сразу двух результатов – не выйти за рамки закона и получить запланированный результат;
  • отсутствием прозрачности работы государственных служб;
  • низкой профессиональной подготовкой чиновников на различных уровнях государственного аппарата;
  • неэффективностью принимаемых решений.

Все это в конечном итоге ведет к тому, что бизнес не получает возможность осуществлять свою деятельность в нормальной экономической и политической обстановке; это толкает предпринимателей на поиск обходных путей. В такой ситуации уже сложно говорить о соблюдении интересов социума, поскольку каждый из институтов пытается отстоять свои цели. Кроме того, современные реалии не добавляют желания предпринимательским кругам вообще идти на диалог с государством, чему виной существующий опыт взаимоотношений государства и бизнеса: их характер определила постепенно уходящая в историю, но все еще имеющая огромное влияние административно-командная системе управления, которая применялась в СССР.

Государство и малый бизнес. Что мешает развитию: Видео

Информационно-аналитический журнал

Рассматривая взаимодействие системы образования и реального сектора экономики, очень важно видеть разницу между государственно-частным партнерством и иными формами сотрудничества бизнеса и области знаний. В статье рассматриваются три основных вектора взаимодействия образования и бизнеса.

Союз рубля и знаний

А.Н. ЛЕЙБОВИЧ, первый заместитель директора Федерального института развития
образования, член-корр. РАО, доктор педагогических наук, профессор

РАССМАТРИВАЯ взаимодействие системы образования и реального сектора экономики, очень важно видеть разницу между государственно-частным партнерством и иными формами сотрудничества бизнеса и области знаний. Их довольно много, и нередко государственно-частным партнерством ошибочно считается любая форма совместной деятельности этих сфер. Между тем существуют три основных вектора взаимодействия образования и бизнеса.

ПЕРВОЕ и наиболее типичное направление, сформировавшееся за последние годы, правильнее было бы называть благотворительностью. Это тот случай, когда работодатель или иной частный партнер безвозмездно передает образовательной организации определенные ресурсы, не предполагая и, по крайней мере, не имея юридических обязательств получить что-либо взамен. Такая форма сотрудничества является благотворительностью, и поскольку вокруг неё не сформирована система юридических соглашений, предполагающих разделение рисков и ответственности, прежде всего экономической, отсутствует четкое планирование результатов и сроков.

Следовательно, без конкретного проекта в системе взаимодействия сторон, обмена ресурсами, их объединения или совместного управления ими, такую деятельность нельзя считать государственно-частным партнерством. Это другие формы взаимодействия, безусловно, имеющие право на существование и подтверждающие на практике свою значимость, но с юридической точки зрения сводящиеся к благотворительности. Даже эндаумент по своей сути является разновидностью меценатства, спонсорской поддержки, только направленной на достаточно долгосрочную перспективу.

ВТОРЫМ значимым направлением стало социальное партнерство. Его особенность заключается в нацеленности, как правило, на создание определенных регулятивных механизмов, выходящих далеко за пределы интересов конкретного предприятия и определенного работодателя. Это вопросы и задачи, решаемые на уровне крупного территориального образования, субъекта федерации или страны в целом, либо создание инструментов, регулирующих деятельность конкретной отрасли: например, формирование профессиональных стандартов.

По форматам организации работы и способам её выполнения это типичная модель социального партнерства. Неслучайно, все документы, связанные с созданием профессиональных стандартов, проходили рассмотрение Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, координатором которой со стороны государства выступала заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец, бизнес-сообщество представлял председатель РСПП Александр Шохин, а интересы работников защищал председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков. Другим примером социального партнерства является создание советов при губернаторах по развитию профессионального образования, в которые входят работодатели, представители сферы образования, а иногда – науки и отраслевых министерств.

Все формы социального партнерства очень важны, но это процессные инструменты, направленные на поддержку в постоянном режиме системы взаимодействия и согласования интересов.

В КАЧЕСТВЕ третьего направления, связанного с совместной реализацией государством и бизнесом конкретных проектов в сфере образования, следует выделить государственно-частное партнерство.

Анализ накопленного в стране опыта подводит к выводу, что реальных проектов государственно-частного партнерства, обладающих всеми присущими ему признаками, в сфере профессионального образования либо вообще нет, либо они существуют в порядке исключения, подтверждающего правило.

Впервые некоторые инструменты государственно-частного партнерства как элементы консолидации ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций были включены в разработанную Минобрнауки РФ Стратегию развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года. К ним, в частности, относятся концессионные соглашения. Постановлением правительства страны № 748 от 5 декабря 2006 года утверждено типовое положение о реализации концессионных соглашений, вслед за этим в ряде субъектов федерации были приняты соответствующие решения, но какая-либо конкретная работа в сфере профессионального образования по реализации концессионных проектов за все эти годы не видна.

Существуют и другие, более простые инструменты государственно-частного партнерства, но одним из его важнейших признаков является заключение системы соглашений, а не одной или двух договоренностей. Соглашение о намерениях рамочное соглашение, предусматривающие начало работы по государственно-частному партнерству остаются только элементом подготовительной работы, но не самой деятельностью.

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО предусматривает привлечение финансовых ресурсов – как правило, со стороны частного партнера, и использование ресурсов, находящихся в распоряжении или собственности государства: зданий, сооружений, оборудования, неимущественных прав. Поскольку в большинстве случаев распоряжаться ими могут только правительства субъектов федерации или Правительство РФ, то для реализации проекта государственно-частного партнерства необходимо принятие соответствующего закона или постановления. Проект государственно-частного партнерства должен предусматривать четко прописанные обязательства сторон и, самое главное, равноправные и юридически оформленные механизмы управления совместным проектом со стороны партнеров.

Читайте также  Отчет по страховым взносам строка 040

При анализе Федеральным институтом развития образования возможности реализации государственно-частного партнерства в области профессионального образования на современном этапе было обращено внимание на то, что в этой сфере бюджетные и автономные учреждения являются основной организационно-правовой формой, а она не дает, в полной мере, возможности реально управлять проектом государственно-частного партнерства. Например, в законе об автономных учреждениях четко предусмотрены права наблюдательных советов образовательных учреждений, причем эти права достаточно невелики. Частный партнер, входящий в состав наблюдательного совета, не сможет реально влиять на развитие совместного проекта, не получит возможности управлять собственными инвестициями в учреждение профессионального образования. Поэтому организационно-правовая форма объекта сферы образования (вуза, колледжа, ресурсного центра и т.п.) очень важна для выбора инструментов государственно-частного партнерства.

На практике для организации государственно-частного партнерства создаются специальные организации в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества, но, как правило, для реализации крупных проектов федерального уровня. При меньших масштабах возможны другие инструменты. Это могут быть юридически обязывающие соглашения, но их гарантом должен выступать субъект федерации в лице правительства или комитета по имуществу, поскольку автономное или бюджетное учреждение не являются собственником ресурсов. Ситуация достаточно проста: если частный партнер выделяет собственные ресурсы или привлекает заёмные – например, под создание учебного центра прикладных квалификаций, – то возникает вопрос о защите этих инвестиций и юридических гарантиях, что эти финансовые средства будут использованы на решение именно тех задач, которые интересуют предпринимателя. Юридически таких инструментов сегодня нет. Есть хорошие отношения директора техникума с директором завода, существуют иные определенные механизмы, но они с трудом воспринимаются современными бизнесменами, особенно зарубежными инвесторами.

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ не только учебное заведение стремится к привлечению ресурсов из компаний.

Предприятия не в меньшей степени заинтересованы в помощи вуза или ссуза при создании инфраструктуры подготовки и повышения квалификации кадров. Это первоочередные объекты для работы в области государственно-частного партнерства. Они могут представлять собой либо отдельные структуры, либо структурные подразделения, призванные заниматься чаще всего короткими программами профессионального обучения для подготовки высококвалифицированных специалистов.

Например, Центры профессиональных квалификаций, создаваемые на принципах государственно-частного партнерства, могут решать задачи, с которыми не в состоянии справиться массовое учреждение профобразования, поскольку в последнем выполняется много различных задач социализации, образования и обеспечивается достижение, в лучшем случае, среднего уровня квалификации. Задача достижения действительно современных знаний и компетенций может быть решена только объединением ресурсов частного бизнеса и государства, но не только потому, что бюджет не располагает достаточными ресурсами.

Вливание значительных средств в подготовку специалистов высокой квалификации подразумевает убежденность в необходимости этой работы, а она достижима только при уверенности, что это действительно нужно экономике, что заинтересованная сторона вкладывает в образование и собственные средства. Не благие пожелания на попечительских советах, не разовая поддержка, а реальная деятельность становится сигналом заинтересованности бизнеса в проекте.

Поскольку сегодня интерес частного бизнеса к сфере профессионального образования достаточно велик, очень важно юридически грамотно подготовить в субъектах федерации систему типовых документов, посвященных реализации конкретных мероприятий: например, созданию учебного центра, формированию системы подготовки кадров внутри корпорации. Поэтому Федеральный институт развития образования планирует формировать, совместно с ведущими экспертами, представителями крупных компаний, заинтересованными органами государственной власти субъектов федерации рабочие группы для реализации пилотных проектов государственно-частного партнерства, обладающих наибольшим потенциалом.

Типы партнёрства в бизнесе

Бизнес-партнёрством называется договор между двумя предпринимателями о сотрудничестве. Договор может быть как письменным (предпочтительно), так и устным. Бизнес-партнёрство основано на том, что каждая сторона видит выгоду в совместных действиях и заинтересована в их проведении.

Бизнес-партнёрство помогает принимать более взвешенные решения после коллективного обсуждения. А объединение усилий компаний часто приводит к улучшению имиджа участников партнёрства и к результатам, которых в одиночку достичь намного сложнее. Происходит это за счёт сложения компетенций, а иногда и финансовых возможностей участников партнёрства.

Возможные формы организации партнёрства

Бизнес-партнёрство может строиться по-разному, в зависимости от целей и задач сотрудничества и от возможностей его участников.

Коммерческое/хозяйственное партнёрство

Цель такого сотрудничества — получение прибыли; эта форма преобладает в бизнес-отношениях. Как правило, это совместный бизнес нескольких юридических лиц или юридических лиц и отдельных граждан; максимальное количество участников партнёрства — 50. Пример — автопроизводители и автомобильные дилерские центры. Автопроизводители избавляют себя от розничных продаж, а автодилеры зарабатывают как на продаже авто, так и на их техобслуживании на своих СТО.

Некоммерческое партнёрство

Это вид сотрудничества некоммерческих организаций или некоммерческой организации и отдельных граждан для достижения общих для участников целей, не связанных с получением прибыли. Это могут быть культурные, социальные, научные цели. В то же время некоммерческое партнёрство даёт возможность ведения и предпринимательской деятельности, если она не является основной. Пример — работа групп/пабликов в социальных сетях. Договорившись об обмене аудиторией, группы активно рекомендуют друг друга, не получая непосредственно от этого прибыли, но надеясь в итоге расширить пул лояльных клиентов.

Плата за подключение к Пакету услуг «Первый шаг» — 0 руб. Открытие и обслуживание первого счета в рублях РФ — 0 руб. Внутрибанковские переводы на счета юридических лиц и ИП — 0 руб. 3 (Три) платежа в другие банки на счета юридических лиц и ИП — 0 руб. К Пакету услуг «Первый шаг» могут быть подключены только новые клиенты, не имеющие открытых расчетных счетов в Банке «Открытие». Обязательными условиями подключения и обслуживания в рамках Пакета услуг являются выпуск корпоративной карты и подключение к системе ДБО Банка. Обслуживание корпоративных карт «Бизнес карта»: первые 6 мес. — бесплатно, с момента совершения первой транзакции по карте, далее 149 руб. — ежемесячно. Категория карт может быть изменена. Услуги, не включенные в Пакет услуг, предоставляются в соответствии с условиями Сборника тарифов. Полные условия обслуживания, оформления и использования карт указаны в сборнике тарифов.

Полное/неограниченное партнёрство

Вариант сотрудничества, в котором партнёры несут равную ответственность за все решения и действия. Партнёрство охватывает все сферы деятельности участников — производство, сбыт, продвижение, финансовую деятельность. Каждый из них предоставляет другому помощь в том объёме, в котором это необходимо для достижения общей цели.

Ограниченное партнёрство

При выборе такой формы сотрудничества компании договариваются о взаимодействии по одному направлению или по одному конкретному проекту. Пример — строительство. Есть курирующий и организующий процесс генеральный подрядчик, есть компания-юридический партнёр проекта, есть поставщик материалов, есть строительно-монтажное управление. Каждый партнёр несёт ответственность только за свой участок работы.