Как осуществляется защита прав отцовства и материнства

«Права детей в России»

Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что дети во всем мире нуждаются в специальной правовой защите. Ребенок и его права должны защищаться законом. По международным нормам и по российскому законодательству ребенком признается лицо, не достигшее совершеннолетнего возраста.

Можно выделить следующие основные права ребенка, гарантированные Конституцией РФ:

-право на свободу и личную неприкосновенность,

-право на охрану здоровья и медицинскую помощь,

-право на воспитание в семье,

-право на образование,

-право на жилище,

Так, право на жизнь является неотъемлемым правом человека, так как возникает с момента его рождения и ограничению не подлежит. Данное право подразумевает под собой запрет на произвольное лишение человека жизни, а также ответственность государства за обеспечение охраны жизни. В связи с этим, государством принимаются меры, направленные на защиту жизни каждого человека, например, путем установления уголовной ответственности. Жизнь детей является наивысшей ценностью, поэтому все законы, принятые во исполнение Конституции РФ, направлены в первую очередь охрану жизни детей, создание благоприятных условий для их проживания.

Право на свободу составляет фундамент всех индивидуальных прав, является главной ценностью права и критерием правового государства. Защита личной свободы — физической и психической неприкосновенности — есть ограждение от зависимости, давления и принуждения. Свобода заключается в возможности жить по-своему, по собственному самовыражению, делать все, что не приносит вреда другому человеку, а также в отсутствии препятствий к совершению действий. Свобода является противопоставлением всякому рабству и неволе, физическому и духовному насилию и принуждению. Так, торговля детьми, их похищение и эксплуатация, в том числе рабский труд детей, в Российской Федерации запрещены. За совершение таких действий также установлена уголовная ответственность.

Согласно Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Под охраной здоровья населения понимается комплекс мер различного характера (экономического, социального, правового, научного, санитарно-эпидемиологического и др.), направленных на поддержку и укрепление здоровья каждого человека, а также предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей. Кроме того, согласно действующему законодательству несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет вправе самостоятельно принимать решение о согласии на медицинское вмешательство или об отказе от него.

Из положений Конституции РФ следует, что каждый ребенок имеет право на воспитание в семье. Детство и семья находятся под защитой государства. Семья, материнство, отцовство и детство являются социальными ценностями общества. Защита семьи, материнства, отцовства и детства осуществляется государством, общественными объединениями, системой нравственных ценностей, сложившихся в обществе. Забота о семье, материнстве, детстве, отцовстве означает создание обществом и государством социально-экономических, политических, идеологических и нравственных предпосылок для прочной, здоровой семьи, полноценного материнства, отцовства и детства, заботу о матери и ребенке, охрану их прав. Воспитание ребёнка в семье является приоритетным. Каждый ребенок имеет право на заботу со сторону родителей. Государством принята целая система социальных мер поддержки семей, в которых воспитываются дети (например, поддержка многодетных семей). Никто не может просто так забрать ребенка у родителей и разрушить семью. Однако иногда в силу жизненных обстоятельств у ребенка может не быть своей семьи и родителей. В связи с этим, государством предусмотрена возможность устройства детей в другую семью (например, посредством усыновления, установления опеки, устройства в приёмную семью).

Каждый ребенок имеет право на образование. Получение основного общего образования обязательно, поэтому родители или лица, их заменяющие, должны обеспечить получение детьми основного общего образования. Кроме того, каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Чтобы каждый ребенок мог получить образование, законодательством предусмотрены:

-различные виды образовательных учреждений, в том числе образовательные учреждения для детей-инвалидов;

-многообразие форм обучения, в том числе самообразование, семейное образование, домашнее обучение;

-возможность использования образовательных технологий, в том числе дистанционное и электронное обучение;

-меры социальной поддержки и стимулирования, например, в предусмотренных Законом случаях обеспечение транспортом, питанием и местами в общежитии, выплата стипендий, материально помощи и т.д. Жилище является одним из важнейших материальных условий жизни человека (наряду с пищей, водой, одеждой и др.).

Конституционное право на жилище означает юридически гарантированную возможность каждого быть обеспеченным постоянным жилищем. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. Таким образом, право ребенка на жилище, как правило, обеспечивается его законным представителем. Лицам, которые не имеют жилья и возможности приобрести его самостоятельно, государством предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем по договорам социального найма, предоставления субсидий, жилищных сертификатов и т.д.

Помимо этого, в России уже длительное время существует Уполномоченный по правам ребёнка, деятельность которого направлена только на защиту прав детей.

КС обобщил правовые позиции о защите материнства, отцовства и детства

Конституционный Суд РФ опубликовал информационно-тематическое собрание своих правовых позиций о защите материнства, отцовства и детства по состоянию на июль 2020 г.

В Постановлении № 25-П/2011 КС отметил, что лишение одиноких матерей – госслужащих, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет, государственной защиты, которая в случае увольнения по инициативе представителя нанимателя гарантируется законодательством женщинам, проходящим военную или правоохранительную службу, равно как и тем женщинам, которые осуществляют деятельность по трудовому договору, недопустимо, поскольку в нарушение конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности не имеет разумного и объективного оправдания и не основано на особенностях государственной гражданской службы.

Согласно Постановлению № 28-П/2011 на обоих родителей может распространяться и господдержка, в которой нуждается семья, имеющая ребенка, не достигшего трехлетнего возраста и потому требующего особого ухода, тем более если в такой семье воспитываются несколько малолетних детей. Соответственно, при определении мер господдержки, направленных на обеспечение материального благополучия семьи, многодетным семьям, воспитывающим малолетних детей, должна предоставляться повышенная защита, поскольку в таких случаях мать зачастую не может осуществлять трудовую деятельность в силу необходимости ухаживать за детьми и воспитывать их, поэтому единственным кормильцем является отец.

КС отметил, что предоставление гарантии, закрепленной в ч. 4 ст. 261 ТК РФ, не может ставиться в зависимость исключительно от того, кто из родителей работает, а кто ухаживает за детьми, поскольку дифференциация, основанная лишь на указанном критерии и не учитывающая всех обстоятельств, значимых для выполнения родителями обязанности по содержанию и воспитанию детей надлежащим образом, снижает эффективность системы господдержки института семьи и в условиях недостаточности мер социальной защиты работников с семейными обязанностями может приводить – в нарушение конституционных принципов равенства и справедливости – к не имеющим объективного и разумного оправдания различиям в положении семей, воспитывающих малолетних детей.

В Постановлении № 31-П/2012 КС указал, что п. 4 ч. 1 ст. 33 и подп. «а» п. 3 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе во взаимосвязи с ч. 3 ст. 37 этого закона, по существу, составляют единое нормативное положение, которое, допуская увольнение с государственной гражданской службы (расторжение служебного контракта) по инициативе представителя нанимателя проходящих госслужбу беременных женщин, не находящихся в отпуске по беременности и родам, в случаях, не связанных с ликвидацией соответствующего госоргана, в том числе при совершении дисциплинарного проступка, вводит различия в объеме гарантий для таких женщин, предоставляемых в системе действующего правового регулирования, на основании только одного признака – сферы профессиональной деятельности, а следовательно, не соответствует Конституции РФ.

КС заметил, что это не означает, что при совершении дисциплинарного проступка беременные женщины – госслужащие, – исходя из правового статуса государственных гражданских служащих и учитывая требования, предъявляемые к ним в связи с осуществлением задач по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Федерации, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, – полностью освобождаются от дисциплинарной ответственности. В подобных случаях к государственному гражданскому служащему может быть применено дисциплинарное взыскание – при условии установления факта совершения дисциплинарного проступка, – с учетом его тяжести, степени вины госслужащего, обстоятельств, при которых совершено деяние, и предшествующих результатов исполнения госслужащим своих должностных обязанностей (ч. 3 ст. 58 Закона о государственной гражданской службе).

В Постановлении № 13-П/2018 КС указал, что наделение законодателя субъекта РФ полномочием устанавливать и отменять дополнительные меры соцподдержки отдельных категорий граждан не означает, что он обладает неограниченной свободой усмотрения и может произвольно отказываться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств. Напротив, он должен, предпринимая все усилия к их сохранению, находить баланс конституционно значимых ценностей, публичных и частных интересов, а если, с учетом состояния бюджета субъекта Федерации, это объективно невозможно, – по крайней мере, максимально смягчить негативные последствия для лиц, имевших основанные на законодательном регулировании ожидания и рассчитывавших на получение соответствующих мер соцподдержки. Иное, подчеркнул Суд, не только противоречило бы природе социального государства, но и расходилось бы со следующим из Конституции и обращенным к органам публичной власти требованием обеспечения признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов.

Читайте также  Пояснительное письмо в суд образец

Между тем, заметил КС, законодатель Ставропольского края, отменяя меру соцподдержки многодетных семей в виде материнского (семейного) капитала, не предусмотрел компенсаторный механизм, направленный на смягчение неблагоприятных последствий такой отмены для семей, которые в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей приобрели право на получение данной выплаты на основании ранее действовавшего правового регулирования. Тем самым были нарушены принципы социального государства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, а также требования справедливости и соразмерности, которые должны соблюдаться при осуществлении правового регулирования в этой сфере, что несовместимо с положениями Конституции.

Адвокат АП Воронежской области Екатерина Задорожняя в комментарии «АГ» посчитала, что КС справедливо указал, что соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение как федеральных, так и региональных законов. Не допускается произвольный отказ со стороны государства или его органов от взятых на себя ранее обязательств.

Она отметила, что на практике человека могут лишить права на льготы, какой-либо вид социальной помощи или гарантии из-за принятия нового закона или отмены старого. «Например, в моей практике был случай, когда одинокая мать больше года была вынуждена судиться с региональными властями за квартиру для ребенка-инвалида с психическим заболеванием. Согласно Постановлению Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378 “Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире”, форма заболевания ребенка исключала совместное проживание с ним других членов семьи. Ребенок имел право на отдельную квартиру от государства. Однако в соответствии с Приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 г. № 987н то же самое заболевание уже не было включено в Перечень заболеваний, дающих право на отдельную жилплощадь. Проблема заключалась в том, что со справкой о наличии заболевания, дающего право на жилплощадь, женщина обратилась в один орган в период действия Постановления Правительства РФ № 378, а с заявлением о предоставлении квартиры – в другой и уже после отмены данного нормативного акта. Сформированный КС в Постановлении № 13-П/2018 подход помог нам отстоять право доверительницы на жилплощадь для ребенка, а ей – получить квартиру», – рассказала адвокат. Екатерина Задорожняя добавила, что ранее суды просто отказывали в требованиях, ссылаясь на утрату юридической силы норм, предоставляющих гражданам те или иные льготы, гарантии и права. Она выразила надежду, что теперь работы в этом направлении станет меньше.

Адвокат АП Вологодской области Екатерина Юрчак заметила, что во исполнение данного постановления в Закон Ставропольского края были внесены изменения, предусматривающие для ранее имевших право на получение регионального семейного капитала семей незначительные в сравнении с суммой материнского капитала меры соцподдержки, экономически несопоставимые с теми мерами, на необходимость реализации которых указывал КС.

«За время действия нормы о выплате материнского капитала ни одна семья региона не успела его получить – приостановление действия указанной нормы совпало с датой, когда первые семьи могли бы обратиться за выплатой. Последовавшее формальное исполнение региональным законодателем требований Конституционного Суда приводит к мысли о том, что данный Закон принимался не с обозначенной в нем целью повышения социального благосостояния многодетных семей и стимулирования демографического роста, а исключительно с популистскими политическими целями, ради создания видимости благополучного социально-экономического климата в регионе», – посчитала Екатерина Юрчак.

Кроме того, добавила адвокат, КС не уточнил механизм установления и размеры таких компенсаций, справедливо сочтя для себя невозможным предопределить дискрецию регионального законодателя. Однако, по мнению адвоката, представляется, что такие компенсации не должны были быть меньше выплат, на которые многодетные семьи рассчитывали в период действия закона.

В заключение Екатерина Юрчак отметила, что постановление КС не решило проблему произвольного отказа государства от взятых на себя социальных обязательств.

Согласно Постановлению № 26-П/2020, по смыслу положений законодательства об отдельных видах госслужбы, а также разъяснений Верховного Суда РФ к лицам, воспитывающим ребенка без матери (отца), можно отнести тех, кто самостоятельно воспитывает ребенка, если другой родитель умер, безвестно отсутствует, признан недееспособным (ограниченно дееспособным), лишен родительских прав или ограничен в них, долгое время проходит лечение в медицинской организации, отбывает наказание в виде лишения свободы, уклоняется от воспитания детей или от защиты их прав и интересов либо отказался взять своего ребенка из оказывающей социальные услуги, медицинской, образовательной или аналогичной организации. При этом как действующие в сфере госслужбы законы, так и Постановление Пленума ВС от 28 января 2014 г. № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» не содержат исчерпывающего перечня обстоятельств, свидетельствующих о воспитании ребенка без участия матери (отца), допуская тем самым учет разнообразных факторов (объективных причин), препятствующих родителю участвовать в воспитании ребенка и уходе за ним.

КС отметил, что, учитывая такие факторы, необходимо исходить из целей соответствующего правового регулирования, включающих выполнение конституционных требований по обеспечению жизненно важных интересов ребенка, созданию условий, способствующих его всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию. Это означает, что, разрешая вопрос об увольнении военнослужащего по основанию, предусмотренному абз. 5 подп. «в» п. 3 ст. 51 Закона о воинской обязанности и военной службе, как воинские должностные лица, так и суды, рассматривающие дела данной категории, должны принимать во внимание весь комплекс обстоятельств, имеющих значение для реализации указанных целей, включая оценку состояния здоровья ребенка и зависящую от такой оценки возможность посещения им дошкольной образовательной организации, а также наличие или отсутствие причин, препятствующих второму родителю участвовать в воспитании ребенка и уходе за ним.

Екатерина Задорожняя отметила, что и российское, и европейское законодательство строится на принципе равенства и равноправия мужчин и женщин, отцов и матерей, безработных и выполняющих свои профессиональные обязанности, поэтому нет ничего удивительного в том, что КС указал на необходимость равной защиты прав и интересов как матерей, так и отцов, воспитывающих детей как совместно, так и одиноко, приравняв в правах к одиноким матерям иных лиц, воспитывающих ребенка одиноко в силу обстоятельств.

«Модель семьи в современном обществе претерпела изменения. Сегодня это не обязательно папа, мама и ребенок. С воспитанием детей успешно справляется и один из родителей, который может стать одиноким как осознанно (рождение ребенка без отца), так и в силу обстоятельств (смерть супруга, лишение его родительских прав, уклонение от воспитания ребенка и т.п.), а порой родителей и вовсе заменяет бабушка или иные родственники. Почему воспитывающий ребенка человек должен иметь меньшие гарантии и возможности защиты только потому, что не работает по трудовому договору, а служит по контракту, или только потому, что он одинокий папа, а не мама несовершеннолетнего ребенка?» – задалась вопросами адвокат.

Екатерина Задорожняя добавила, что равные обязанности и права родителей, провозглашенные Семейным кодексом РФ, должны быть обеспечены равными гарантиями и мерами поддержки. И мать, и отец, имеющие несовершеннолетних детей и воспитывающие их одиноко, находятся в сложном положении: им одновременно необходимо как выполнять профессиональные обязанности, чтобы содержать семью, так и принимать активное участие в воспитании ребенка, не имея при этом поддержки в лице второго родителя. «Кому, как не государству, взять на себя функцию по защите одиноких родителей, распространив гарантии, которые предоставляются одиноким матерям, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет, включая гарантии, направленные на предотвращение потери ими работы (увольнения с госслужбы) и утраты заработка (денежного содержания), – в частности запрет увольнения по инициативе работодателя (представителя нанимателя) в связи с сокращением численности или штата, – и на одиноких отцов, а гарантии, предоставленные матерям, работающим по трудовым договорам, предоставить также и тем мамам, которые проходят военную службу, службу в правоохранительных органах или занимают должности государственной гражданской службы?» – подчеркнула она.

По мнению адвоката, закономерно, что как одинокие родители, так и родители, воспитывающие ребенка совместно, – независимо от того, проходят ли они государственную гражданскую, военную службу, службу в правоохранительных органах либо работают по найму, – будут иметь равную защиту и равные гарантии. Тем самым родителям, независимо от места выполнения ими своих профессиональных обязанностей, гарантировано равенство в сфере труда. Обратное, полагает Екатерина Задорожняя, означало бы нарушение конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности.

Обеспечение прав детей в сфере исполнения федерального законодательства — Прокуратура Ульяновской области

Обеспечение прав детей в сфере исполнения федерального законодательства

  • 23 июня 2020, 11:34

Основополагающим правовым актом в сфере охраны здоровья является Конституция Российской Федерации. В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1).

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ч. 2).

Право человека на охрану здоровья и медицинскую помощь, обязанность государств развивать систему медицинской помощи и обеспечивать ее доступность для населения предусмотрены в важнейших международных правовых актах (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 24 Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1989 году).

Читайте также  Какой процент развода в чувашии

С учетом важнейших конституционных положений принят системообразующий Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №323-ФЗ).

Согласно ст. 4 указанного Федерального закона №323-ФЗ одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет охраны здоровья детей.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона №323-ФЗ государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей (ч.1). Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями (ч. 4).

В силу ст. 10 Федерального закона от №323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (п.5).

Согласно ч. 2 ст. 19 названного Федерального закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Для осуществления предоставляемых несовершеннолетним прав на бесплатное получение медицинской помощи одной из ключевых гарантий является правовая регламентация финансового обеспечения, источники которого также обозначены Федеральным законом №323-ФЗ, Федеральный закон от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» формирует систему обязательного медицинского страхования, которое является одним из видов обязательного социального страхования. Средства, аккумулируемые в рамках обязательного медицинского страхования, составляют финансовую основу государственной системы здравоохранения.

В соответствии со ст. 80 Федерального закона №323-ФЗ Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – Программа) устанавливает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также устанавливает требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Согласно ст. 81 Федерального закона №323-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – Территориальные программы).

В соответствии со ст. 29 Федерального закона №323-ФЗ организация охраны здоровья осуществляется, в том числе, путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 3 ст. 80 Федерального закона №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках Программы и Территориальных программ не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи, ежегодно утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утверждён Перечень групп населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (далее – Перечень групп населения).

Согласно указанному Перечню групп населения дети первых трех лет жизни, а также дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет и дети-инвалиды в возрасте до 18 лет имеют право на бесплатное получение всех лекарственных средств, включенных в Перечень лекарственных препаратов. Кроме того, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет имеют право на бесплатное получение средств медицинской реабилитации (по медицинским показаниям).

В соответствии с п. 7 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 №4н (приложение № 1 к приказу) факт выдачи рецепта на лекарственный препарат законному представителю или уполномоченному лицу фиксируется в медицинской документации пациента.

Таким образом, для бесплатного получения лекарственного препарата, включенного в Перечень лекарственных препаратов, лечащий врач обязан выписать рецепт на соответствующем бланке установленного образца. Сведения о назначенном лекарственном препарате (наименование лекарственного препарата, дозировка, способ введения и применения, режим дозирования, продолжительность лечения и обоснование назначения лекарственного препарата) врач должен внести в медицинскую документацию.

Правовое регулирование в сфере здравоохранения детей осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с эпидемиями, ликвидация их последствий. Поэтому по вопросам медицинской помощи и лечения принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Органы государственной власти субъектов РФ по вопросам здравоохранения принимают свои законы, в которых также закреплено право на бесплатное получение медицинской помощи.

Таким образом, право на получение бесплатной медицинской помощи детям предусмотрено нормативными правовыми актами всех уровней власти.

Как новая Конституция защитит социальные права граждан

Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин

Смотрите также

Полный текст поправок к Конституции: что меняется?

Вячеслав Володин: поправки Президента РФ в Конституцию наполняют норму о социальных обязательствах государства конкретным содержанием

«Стоит отметить поправки Президента РФ Владимира Владимировича Путина, который предложил норму о социальных обязательствах государства сделать нормой прямого действия. Речь идет о минимальном размере оплаты труда, который не может быть ниже прожиточного минимума. Это также обязательная индексация пенсий, которая должна ежегодно проводиться. Это все наполняет нормы конкретным содержанием», — говорил он.

МРОТ не меньше прожиточного минимума

«Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации», — таким пунктом дополняется статья 75 в новой редакции Конституции.

Эта статья дополняет гарантии, уже закрепленные в статье 7 Конституции, что «в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Регулярная индексация пенсий

«В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом», — также будет гласить ч. 6 статьи 75.

Регулярная индексация соцвыплат

«В Российской Федерации, в соответствии с федеральным законом, гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат», — еще один пункт новой редакции данной статьи.

Защита семьи и детей

Поправками в Основной закон закрепляется защита и сохранение традиционных ценностей – «защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях» (ст. 72, ч. 1, п. Ж 1 ).

Кроме того, подчеркивается, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения» (ст. 67.1, ч. 4).

Гарантия благосостояния граждан

Конституция РФ дополняется статьей 75 1 , которая гласит: «В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность».

Как осуществляется защита прав отцовства и материнства

(с изменениями на 29 марта 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Принят
Брянской областной Думой
31 января 2008 года

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, федеральными законами определяет основные направления государственной политики в области охраны семьи, материнства, отцовства и детства, осуществляет правовое регулирование отношений, возникающих с участием семьи, гарантирует материальную поддержку в семейном воспитании детей, выплату гражданам, имеющим детей, всех видов пособий, предусмотренных нормативными правовыми актами Брянской области, устанавливает дополнительные к предусмотренным федеральным законодательством меры социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые
в настоящем Законе

Для реализации целей настоящего Закона используются следующие понятия.

Семья — объединение двух или более лиц, основанное на родстве и (или) свойстве (браке, усыновлении (удочерении) и иных формах принятия детей на воспитание), связанное общностью жизни и ведением совместного хозяйства/ и (или) воспитанием детей, а также личными и имущественными правами и обязанностями, предусмотренными законодательством.

Читайте также  Предоставление 2 группы инвалидности

Материнство — происхождение ребенка от матери (материнство) в соответствии со статьей 48 Семейного кодекса Российской Федерации устанавливается на основании документов, подтверждающих рождение ребенка в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения — на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств.

Отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, устанавливается путем подачи в орган записи актов гражданского состояния совместного заявления отцом и матерью ребенка; в случае смерти матери, признания ее недееспособной, невозможности установления места нахождения матери или в случае лишения ее родительских прав -по заявлению отца ребенка с согласия органа опеки и попечительства, при отсутствии такого согласия — по решению суда.

Детство — период жизни и развития человека с момента его рождения до достижения совершеннолетия (18 лет).

Многодетная семья — зарегистрированная на территории Брянской области семья, имеющая в своем составе трех и более детей, находящихся на иждивении родителей, и воспитывающая их до восемнадцатилетнего возраста, а обучающихся образовательных организаций очной формы обучения любых организационно-правовых форм — до окончания обучения, а также детей, проходящих срочную военную службу по призыву, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет. (в ред. Закона Брянской области от 09.06.2014 N 40-З)

К многодетным семьям также относятся семьи, в которых наряду с родными и (или) усыновленными детьми воспитываются и совместно проживают дети, находящиеся под опекой (попечительством), приемные дети.

Неполная семья — семья, состоящая из матери (отца) с ребенком (детьми).

Малообеспеченная семья — семья со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в Брянской области (в ред. Закона Брянской области от 07.10.2008 N 81-З).

Молодая семья — семья, в которой возраст каждого из супругов либо одного из родителей в неполной семье с детьми не превышает 35 лет.

Студенческая семья — молодая семья, в том числе и неполная, в которой оба супруга (супруг) являются студентами (обучающимися) очной формы обучения в образовательной организации. (в ред. Закона Брянской области от 09.06.2014 N 40-З)

Одинокая мать (единственный родитель) — женщина, родившая ребенка вне брака и в свидетельстве о рождении ребенка у которой отсутствует запись об отце ребенка или запись произведена в установленном порядке. (в ред. Закона Брянской области от 09.06.2014 N 40-З)

Дети-инвалиды — лица в возрасте до 18 лет, которые имеют нарушения здоровья со стойкими расстройствами функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость их социальной защиты. (в ред. Закона Брянской области от 09.06.2014 N 40-З)

Социальная поддержка малообеспеченных семей — система гарантированных мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, оказываемых за счет средств областного и федерального бюджетов для решения возникающих проблем (социальные пособия, субсидии, социальные услуги, жизненно необходимые товары и др.), с которыми малообеспеченная семья не в состоянии справиться за счет внутренних ресурсов.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, — усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья. (в ред. Закона Брянской области от 09.06.2014 N 40-З)

Приемная семья — одна из форм устройства ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей, образуемая на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, заключенного между органами опеки и попечительства и приемными родителями.

Приемные родители — граждане (супруги или отдельные граждане), совершеннолетние лица обоего пола, проживающие на территории Брянской области и взявшие на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей. (в ред. Закона Брянской области от 09.06.2014 N 40-З)

лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

лиц, отстраненных от обязанностей опекунов (попечителей) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей; бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

Приемный ребенок — ребенок, оставшийся без попечения родителей, находящийся на воспитании в приемной семье. (в ред. Закона Брянской области от 09.06.2014 N 40-З)

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, — дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. (в ред. Закона Брянской области от 09.06.2014 N 40-З)

Группы социального риска к данной категории граждан относятся:

обучающиеся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования с доходом семьи ниже прожиточного минимума; (в ред. Закона Брянской области от 09.06.2014 N 40-З)

лица, ведущие асоциальный образ жизни, страдающие алкоголизмом, наркоманией, больные ВИЧ-инфекцией, сифилисом; (в ред. Закона Брянской области от 09.06.2014 N 40-З)

лица, имеющие тяжелую соматическую патологию (несущие большие затраты на лечение). (в ред. Закона Брянской области от 09.06.2014 N 40-З)

Семьи группы риска — семьи социально опасной ориентации (социальный паразитизм, азартные игры, криминальная среда и преступность, принадлежность к экстремистским объединениям), семьи, где родители не исполняют свои обязанности по воспитанию детей, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, а также многодетные, неполные семьи, семьи, имеющие детей-инвалидов, семьи несовершеннолетних матерей.

Нужды ребенка — материальные потребности на его содержание (обеспечение питанием, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости), а также воспитание, образование, оздоровление и в случае необходимости — улучшение жилищных условий, обеспечиваемые всеми видами социальной поддержки (алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты), которые направляются на необходимые для развития и выживания детей цели. (в ред. Закона Брянской области от 09.06.2014 N 40-З)

Статья 2. Правовые основы законодательства Брянской
области о защите прав семьи, материнства, отцовства и детства

Защита прав семьи, материнства, отцовства и детства в Брянской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Брянской области, настоящим Законом, иными законами и нормативными правовыми актами Брянской области. (в ред. Закона Брянской области от 09.06.2014 N 40-З)

Статья 3. Государственная политика Брянской области
по охране семьи, материнства, отцовства и детства

Охрана семьи, материнства, отцовства и детства является приоритетным направлением государственной политики Брянской области.

Основными задачами государственной политики Брянской области по охране семьи, материнства, отцовства и детства являются:

1) реализация региональной семейной политики на территории Брянской области;

2) проведение демографической политики, направленной на увеличение численности населения Брянской области;

3) обеспечение условий для повышения уровня жизни малообеспеченных семей за счет реализации системы мер социальной поддержки;

4) улучшение положения детей, беременных женщин, матерей, отцов и граждан, имеющих на воспитании детей;

5) оказание правовой помощи и социальной поддержки семье, материнству, отцовству и детству;

6) обеспечение условий совмещения профессиональных и семейных обязанностей работающими гражданами, имеющими детей, в том числе путем развития системы организаций дополнительного образования, дошкольных образовательных учреждений; (в ред. Закона Брянской области от 09.06.2014 N 40-З)

7) взаимодействие органов государственной власти Брянской области с органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими и физическими лицами в сфере охраны семьи, материнства, отцовства и детства.

(часть исключена на основании Закона Брянской области от 09.06.2014 N 40-З)

Статья 4. Полномочия органов государственной власти
Брянской области в сфере охраны семьи, материнства,
отцовства и детства

1. Брянская областная Дума:

1) принимает законы в сфере охраны семьи, материнства, отцовства и детства, демографии и осуществляет контроль за исполнением областного бюджета в части реализации программ (подпрограмм) в сфере охраны материнства, отцовства и детства, демографии; (в ред. Закона Брянской области от 09.06.2014 N 40-З)

2) осуществляет грантовую, стипендиальную, премиальную и другие формы поддержки одаренных детей в области образования, культуры, молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма.

2. Правительство Брянской области: (в ред. Закона Брянской области от 09.06.2014 N 40-З)

1) защищает права и законные интересы семьи, материнства, отцовства и детства;

2) осуществляет социальную защиту и социальную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства;

3) создает поэтапную систему экономического стимулирования рождаемости;

(пп. 4., 5. исключены на основании Закона Брянской области от 09.06.2014 N 40-З)

6) защищает семью от необоснованного вмешательства в осуществляемый ею воспитательный процесс;

7) организует консультации и оказание правовой, экономической и психолого-педагогической помощи представителям семей по вопросам воспитания детей и взаимоотношений в семье;

8) содействует созданию условий для семейного отдыха совместно с профсоюзными, молодежными, детскими, общественными организациями и объединениями;

(п. 9. исключен на основании Закона Брянской области от 09.06.2014 N 40-З)

10) в целях реализации конституционного права граждан Брянской области на охрану здоровья и квалифицированную медицинскую помощь ежегодно утверждает территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; (в ред. Закона Брянской области от 09.06.2014 N 40-З)

(п. 11. исключен на основании Закона Брянской области от 09.06.2014 N 40-З)