Как войти в реестр фссп коллекторских агенств

Мягкая сила Как на самом деле работают российские коллекторы

Слово «коллектор» наводит дрожь на граждан: деятельность профессиональных взыскателей долгов обросла множеством слухов и мифов. Генеральный директор коллекторского агентства «ЭОС» Антон Дмитраков развенчивает мифы об индустрии и рассказывает, что делать должнику и как ему погасить долг.

О долгах и их видах

По данным Банка России, около 40 миллионов человек в нашей стране имеют кредит. На начало ноября 2020 года сумма всех кредитов составила 19,7 триллиона рублей — безусловно, впечатляющая цифра. Около семи миллионов граждан (население целого мегаполиса!) имеют просроченные кредиты, то есть такие, по которым выплаты банкам не производились больше трех месяцев. Один человек может взять несколько кредитов, поэтому количество просроченных кредитов превышает число должников — их около 12 миллионов. С начала года сумма просроченных кредитов выросла на 25 процентов и продолжает расти высокими темпами, к 1 ноября суммарно составив 1,9 триллиона рублей. Именно просроченные долги являются долгами в прямом смысле этого слова: из-за них обращаются в суд, а также либо прибегают к помощи коллекторских агентств, либо продают этим агентствам долги заемщиков.

О коллекторских агентствах

Первый и самый распространенный миф: коллекторы — это те, кто занимается взысканием долгов. В большинстве случаев это не так. Помимо коллекторов долги имеют право взыскивать и первичные кредиторы — банки и микрофинансовые организации (МФО), — то есть непосредственно те, кто выдает кредиты и займы. Деятельность этих организаций, в отличие от работы профессиональных коллекторов, регулируется не так строго. Часто в рассказах о столкновении с неприемлемыми методами взыскания упоминаются «проделки коллекторов», которые к подобным инцидентам не имеют никакого отношения, так как в реальности нарушения допускали банки и МФО. Отдельно стоит упомянуть ЖКХ: долги в этой сфере, как правило, взыскивают поставщики ресурсов или управляющие компании ЖКХ, однако их тоже часто называют коллекторами, хотя работа профессиональных коллекторов в сфере ЖКХ серьезно ограничена законом.

Деятельность коллекторских агентств абсолютно законна. Профессиональное взыскание регулируется Федеральным законом №230 (№230-ФЗ) «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»». Коллекторские агентства должны числиться в государственном реестре Федеральной службы судебных приставов (ФССП). ФССП России регулирует деятельность коллекторов, принимает жалобы граждан на агентства, проводит проверки и составляет протоколы об административных правонарушениях.

Требования к работникам коллекторских агентств, установленные государством, зачастую выше, чем к отдельным категориям государственных служащих. Работник коллекторского агентства не только не может иметь судимостей в прошлом — даже вовремя неоплаченный штраф ГИБДД, попавший к судебным приставам, будет поводом для его увольнения.

Что делать, если ваш долг приобрели коллекторы

Банк уступил долг коллекторам? Главное — не паникуйте. Помните, что из этой ситуации находят выход миллионы людей и в России, и во всем мире — и находят успешно! Это рядовая проблема, и ее можно решить.

Найдите полную информацию о коллекторском агентстве, которому банк продал задолженность, и проверьте, состоит ли оно в государственном реестре. Для этого нужно зайти на сайт ФССП России, где реестр выложен в свободном доступе. Найти агентство по названию или по ИНН не составит труда.

Не стоит использовать в качестве источника об искомом коллекторском агентстве многочисленные форумы, где о коллекторах распространяются яркие эмоциональные байки. Зачастую такие форумы — это скрытые, а то и явные площадки по продвижению так называемых антиколлекторов (организаций, обещающих гражданам уладить проблемы с долгами). Поддавшись на «сказочные» предложения антиколлекторов о списании всех долгов, неопытный должник может потерять существенную сумму денег, но так и не решить своей проблемы.

Найдите сайт коллекторского агентства. Наличие у компании работающего сайта с указанием всей информации и контактных данных — один из главных признаков законопослушного агентства. Для примера, вот так выглядит сайт агентства «ЭОС». Другой важный признак — членство компании в Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА). Это единственная саморегулируемая организация на рынке, которая объединяет профессиональных коллекторов, формирует и контролирует строгие стандарты их работы.

Помните: деятельность профессиональных коллекторских агентств регулируется положениями специального федерального закона №230 (№230-ФЗ), в котором определены права и обязанности должников и взыскателей, а также частота и порядок их взаимодействия. То есть буквально: сколько раз в день, неделю, месяц и по каким дням (выходные, праздники, будни) должнику могут звонить и наносить визиты. Внимательно прочитайте текст №230-ФЗ — он доступен в интернете.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ КОЛЛЕКТОРСКОГО АГЕНТСТВА В РОССИИ

С 03.07.2016 вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее — ФЗ № 230 ). Именно с этой даты деятельность всех коллекторских агентств ( коллекторов ) в России получила правовое регулирование.

Для осуществления коллекторской деятельности необходимо внести сведения о лице в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (далее — реестр коллекторов ).

Ведение реестра коллекторов, а также надзор за коллекторской деятельностью в России осуществляет Федеральная служба судебных приставов ( ФССП России ).

Коллекторская деятельность в РФ регулируется следующими нормативными правовыми актами (НПА):

  1. Граждански й кодекс РФ (ГК РФ).
  2. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) (в частности, ст. 14.57 КоАП ).
  3. Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».
  4. Федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».
  5. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — ФЗ № 152 ).
  6. Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».
  7. Федеральный закон от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее — ФЗ № 23 0 ).
  8. Приказ ФССП России от 28.12.2016 № 823 «О порядке ведения государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, утверждении формы свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и формы заявления об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности».
  9. Приказ Минюста России от 30.06.2021 № 110 «Об утверждении порядка и сроков направления уведомления лицом, получившим право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал лица, включенного в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности» (действует с 01.07.2021).
  10. Приказ Минюста России от 30 .06.2021 № 109 «Об утверждении требований к оборудованию и программному обеспечению юридического лица, включенного в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности» (далее – Приказ Минюста № 109 ) (действует с 01.07.2021).
  11. Приказ Минюста России от 30 .06.2021 № 108 «Об утверждении формы отчета о деятельности по возврату просроченной задолженности, перечня документов и сведений, представляемых юридическим лицом, включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, а также сроков и периодичности их представления» (далее — Приказ Минюста № 108 ) (действует с 01.07.2021).
  12. Приказ ФССП России от 30.12.2019 № 550 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой судебных приставов государственной услуги по включению сведений о юридическом лице в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности» ( действует с 16.02.2020 ).
  13. Приказ ФССП России от 30.12.2019 № 551 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы судебных приставов по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр» ( действует с 16.02.2020 ).

ФЗ № 230 установлены следующие лицензионные требования для коллекторских агентств в целях их внесения в реестр коллекторов:

  1. соответствие стоимости чистых активов ( СЧА ), рассчитанной на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, размеру не менее 10 (десяти) миллионов рублей;
  2. заключение договора обязательного страхования ответственности за причинение убытков должнику при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности со страховой суммой не менее 10 (десяти) миллионов рублей в год ;
  3. наличие оборудования , программного обеспечения (ПО), соответствующего требованиям, установленным Приказом Минюста № 109;

наличие сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

включение через Роскомнадзор в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, в порядке, предусмотренном ФЗ № 152;

наличие уникального наименования , в том числе не имеющего сходства с наименованием органа государственной власти;

  • соответствие владельцев , работников и лиц, входящих в органы управления , установленным ФЗ № 230 требованиям.
  • Читайте также  Военнослужащему выходные за командировку

    Государственная пошлина за внесение сведений о юридическом лице в реестр коллекторов составляет 100 000 (сто тысяч) рублей.

    Срок рассмотрения ФССП России документов лицензиата в целях внесения сведений о нем в реестр коллекторов составляет 20 рабочих дней.

    По состоянию на 01.01.2021 в реестр коллекторов уже включены сведения о 362 коллекторских организациях, из которых: 101 находятся в Москве и Московской области, 21 в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, 240 в других регионах России.

    После внесения в реестр коллекторов юридического лицо обязано соблюдать лицензионные требования, а также выполнять требования ФЗ № 230 и иных нормативных правовых актов РФ, в том числе представлять обязательную отчетность о своей деятельности в ФССП России.

    Форма отчетности коллектора, порядок ее формирования и представления в ФССП России определен Приказом Минюста № 108.

    Коллекторы представляют в территориальный орган ФССП России отчетность :

    1. с 1 по 10 апреля — актуализированную по состоянию на 31 декабря истекшего года;
    2. с 20 по 31 августа — актуализированную по состоянию на 30 июня текущего года.

    К отчетности коллектора в обязательном порядке прикладываются:

    1. Документы , содержащие сведения о размере чистых активов коллектора, с приложением бухгалтерской отчетности, составленной на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления документов.
    2. Копия договора обязательного страхования ответственности за причинение убытков должнику при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.
    3. Сведения об учредителях (участниках), органах и работниках, а также обособленных подразделениях (при наличии) коллектора.

    Кроме этого, Приказом Минюста № 108 на коллекторов возлагается обязанность уведомления территориальный орган ФССП России в следующих случаях:

    1. прекращение договора обязательного страхования ответственности за причинение убытков должнику при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности до наступления нового срока представления отчета коллектора о деятельности по возврату просроченной задолженности ( в течение 3 (трех) рабочих дней со дня заключения нового договора );
    2. изменение сведений об учредителях (участниках) коллектора ( в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня государственной регистрации этих изменений);

    изменение сведений о членах совета директоров (наблюдательного совета), членах коллегиального исполнительного органа, единоличном исполнительном органе коллектора (в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня государственной регистрации этих изменений);

    внесенние изменений в Устав коллектора ( в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня государственной регистрации этих изменений);

  • создание или закрытие филиала, представительства или иного обособленного подразделения , изменения места их нахождения или места фактического осуществления деятельности ( в течение 3 (трех) рабочих дней );
  • изменение адреса (доменного имени) Интернет-сайта , юридического адреса и наименования коллектора (в соответствии с Приказом ФССП России от 30.12.2019 № 550 ).
  • Отдельно лицо (участник или акционер), получившее право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал коллекторского агентства , обязано в течение 5 (пяти) рабочих дней направить соответствующее уведомление об этом в само коллекторское агентство и в территориальный орган ФССП России.

    Дополнительные обязанности коллекторов в части порядка осуществления коллекторской деятельности установлены ст. 17 ФЗ № 230 :

    1. вести перечень работников, имеющих доступ к информации о должниках . При получении работником коллектора доступа к указанной информации он обязан дать расписку об ознакомлении с положениями ФЗ № 230 и об обязанности соблюдать конфиденциальность указанной информации в соответствии с ч. 3 ст. 6 ФЗ № 230 ( не вправе без согласия должника передавать (сообщать) третьим лицам или делать доступными для них сведения о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любые другие персональные данные должника);
    2. вести аудиозапись всех случаев непосредственного взаимодействия с должниками и иными лицами , направленного на возврат просроченной задолженности, предупреждать должника и иных лиц о такой записи в начале взаимодействия, а также обеспечивать хранение на электронных носителях аудиозаписей до истечения не менее 3 (трех) лет с момента осуществления записи;
    3. обеспечивать запись всех текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых при осуществлении взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности, по сетям электросвязи , в том числе подвижной радиотелефонной связи, и их хранение до истечения не менее 3 (трех) лет со дня их осуществления;
    4. обеспечивать хранение всех бумажных документов, составленных и полученных коллектором в ходе осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности, в бумажном и электронном виде до истечения не менее 3 (трех) лет со дня их отправления или получения.

    Административную ответственность за совершение правонарушений коллекторы несут в соответствии со ст. 14.57 КоАП.

    Статья 14.57. Нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности

    1. Совершение кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах (за исключением кредитных организаций), действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство РФ о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 тысяч до 50 тысяч рублей; на должностных лиц — от 10 тысяч до 100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года; на юридических лиц — от 20 тысяч до 200 тысяч рублей.

    2. Нарушение , предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, совершенное юридическим лицом, включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тысяч до 200 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года; на юридических лиц — от 50 тысяч до 500 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

    3. Нарушение лицом, являющимся учредителем (участником), членом совета директоров (наблюдательного совета), членом коллегиального исполнительного органа, единоличным исполнительным органом юридического лица, включенного в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, требований и ограничений, установленных в отношении указанных лиц законодательством РФ о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 тысяч до 100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года.

    4. Незаконное осуществление лицом, не включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, действий, которые в соответствии с Федеральным законом «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» могут осуществляться только включенным в указанный реестр юридическим лицом, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 50 тысяч до 500 тысяч рублей; на должностных лиц — от 100 тысяч до 1 миллиона рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года; на юридических лиц — от 200 тысяч до 2 миллионов рублей.

    Дела об административных правонарушениях, совершенных коллекторами, рассматриваются уполномоченными лицами ФССП России.

    ВАЖНО! ЮК «ДЕКАРТ» имеет большой положительный опыт по внесению сведений в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, через территориальные подразделения ФССП России в Москве, Санкт-Петербурге, г. Ижевск, г. Краснодар, г. Нижний Новгород, г. Челябинск, г. Иваново, г. Красноярск и др. регионах РФ.

    Более подробно ознакомиться с услугой по лицензированию коллекторской деятельности ( регистрации коллектора путем включения его в реестр коллекторов ) можно на Интернет-сайте ЮК «ДЕКАРТ» в разделе «Услуги и цены» .

    Коллекторы отстаивают свое чувство долга

    Коллекторы выступили против нового подхода к оценке эффективности надзора Федеральной службы судебных приставов (ФССП), раскритиковав проект приказа Минюста о внедрении индикативных показателей результативности приставов, следует из письма Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) в адрес министерства. РБК ознакомился с документом, представитель Минюста подтвердил его получение.

    Коллекторы не согласны с тем, что KPI судебных приставов будет зависеть, например, от доли нарушений, выявленных во время проверок. Сейчас ФССП ведет реестр профессиональных взыскателей, рассматривает жалобы потребителей на нарушения при взыскании и может проводить проверки участников рынка. Если компания допускает нарушения в работе с должниками, судебный пристав может выдать ей предписание и завести административное дело. Если коллекторское агентство не устранит нарушения, ему грозит штраф, приостановка деятельности или вовсе исключение из реестра.

    Какие новые KPI могут появиться у приставов

    С 1 июля 2021 года в России вступил в силу закон «О государственном и муниципальном контроле (надзоре)», который предполагает внедрение риск-ориентированного подхода при проведении проверок бизнеса органами исполнительной власти. Новый принцип распространяется и на отношения ФССП с профессиональными взыскателями. Например, в надзорной работе приставы уже должны ориентироваться на «индикаторы риска нарушений», то есть жалобы граждан на процедуры взыскания или факты невыполнения коллекторами предписаний ФССП.

    В сентябре Минюст опубликовал проект приказа, в котором содержатся критерии эффективности для самих приставов. Как следует из документа, индикативные показатели результативности ФССП во многом будут зависеть от итогов проверок. Например, не менее 60% проверок коллекторов (50% плановых и 70% внеплановых) должны заканчиваться выявлением каких-либо нарушений. Не менее 95% надзорных мероприятий, в ходе которых ФССП нашла нарушения, должны завершаться составлением административных протоколов. Доля взысканных и уплаченных штрафов должна составлять не менее 70% от всей суммы штрафов.

    Читайте также  Г енисейск районный коэффициент

    Возможности ФССП находить нарушения там, где их нет, предлагается ограничить следующим образом: доля проверок, результаты которых будут признаны недействительными, не должна превышать 5%, а доля прекращенных судами дел должна составлять не более 10% от рассмотренных. Запланированный срок вступления приказа в силу — 1 марта 2022 года.

    Чего опасаются коллекторы

    Как следует из письма НАПКА, проект Минюста о KPI для приставов противоречит нормам закона о риск-ориентированном надзоре: результат работы проверяющих органов должен оцениваться не по количественным показателям, а по тому, насколько эффективно приставы минимизировали ущерб для граждан при взыскании долгов. А предложенные показатели, по мнению коллекторов, нацелены на максимально возможное привлечение агентств к ответственности и взыскание с них штрафов.

    «Такой подход содержит существенные риски злоупотреблений, в том числе коррупционных, со стороны должностных лиц, осуществляющих контрольные мероприятия. Для достижения предлагаемых показателей должностные лица будут ориентироваться на максимальное выявление любых нарушений», — говорится в письме НАПКА.

    «Палочная система или нет, не имеет значения: для профессионального сообщества важнее то, что она направлена не на исправление ситуации с защитой прав должников в целом, а только на поиск нарушений», — пояснил президент НАПКА Эльман Мехтиев. Он отметил, что в прошлом году только 9% жалоб, поступивших на коллекторов, оказались подтвержденными.

    Новый подход к работе со взыскателями со временем снизит доверие рынка к регулятору, полагает гендиректор коллекторского агентства «ЭОС» Антон Дмитраков: «Фактически мы столкнемся с тем, что роль надзора на самом деле сведется исключительно к функции обеспечения показательно положительной административной отчетности».

    В письме НАПКА перечислены предложения, какие критерии эффективности можно было бы применять к судебным приставам. Среди них:

    • количество повторных жалоб граждан на взыскателей после проведения проверок;
    • число профилактических мероприятий ФССП, направленных на снижение количества негативных практик;
    • доля выявленных и пресеченных случаев незаконного взыскания долгов так называемыми серыми и черными коллекторами — лицами и организациями, которые не состоят в реестре ФССП.

    «Если орган власти не имеет полномочий надзирать за неподнадзорными [организациями], то орган власти может, во-первых, работать с теми органами, которым эти организации поднадзорны, или же с органами правопорядка. Во-вторых — использовать методы репутационного давления, публикуя данные о том, по кредитам и займам каких организаций сколько пришло обращений», — полагает Мехтиев.

    «В настоящее время показатели, предусмотренные проектом приказа, при оценке деятельности территориальных органов ФССП России не используются», — сказал РБК представитель службы. Предложения участников рынка будут рассмотрены при доработке приказа, сообщил представитель Минюста. Он уточнил, что министерство продолжает работу над документом совместно с ФССП и Минэкономразвития.

    Как часто коллекторы взыскивают долги с нарушениями

    За январь—август россияне подали в ФССП 26,2 тыс. жалоб на нарушения при взыскании долгов, следует из статистики службы. За отчетный период надзорный орган рассмотрел по существу 19,6 тыс. обращений, признав обоснованными 15,4% (чуть больше 3 тыс.). ФССП раскрывает ежемесячную статистику только с этого года, поэтому данных о жалобах за аналогичный период 2020-го в открытом доступе нет. За весь прошлый год граждане подали на коллекторов чуть больше 37 тыс. негативных отзывов, а из числа рассмотренных заявлений приставы посчитали обоснованными 11,6%.

    За восемь месяцев этого года ФССП возбудила 2,7 тыс. административных дел по ст. 14.57 КоАП, которая предусматривает ответственность за нарушения при взыскании долгов с физических лиц. 77% из них уже закончились штрафами на сумму 67,2 млн руб. В 2020 году штрафы были вынесены по 82,7% подобных административных дел против взыскателей, а сумма уплаченных штрафов приблизилась к 90 млн руб.

    Именно на коллекторские агентства, состоящие в реестре ФССП, потребители стали жаловаться реже, сообщил РБК представитель службы. По данным приставов, в январе—августе количество негативных отзывов на работу таких компаний снизилось на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но при этом ФССП составила на 28% больше протоколов об административных нарушениях, а сумма наложенных на профессиональных взыскателей штрафов приблизилась к 50 млн руб. (+23%). «Одному юридическому лицу назначено наказание в виде административного приостановления деятельности», — уточнил представитель ФССП.

    Какие последствия могут быть у палочной системы

    С участниками рынка можно согласиться в том, что палочная система для приставов никак не поможет должникам, говорит руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева: «Применяя формалистский подход, утвержденный Минюстом, приставы будут искать и, конечно, находить самые простые и выявляемые нарушения. Возникнут штрафы за брак по звуку записи разговора с должником, за отправленное на пять минут позже положенного времени сообщение или повторный звонок из-за технического сбоя, не позволившего завершить разговор, за проставленную не в том углу документа печать. При этом нелегалов меньше не станет».

    Ведущий специалист департамента контроля качества юридической службы Amulex.ru Софья Танина отмечает, что санкции по ст. 14.57 КоАП малоэффективны, поскольку «несоизмеримы с миллиардными объемами теневого рынка коллекторских услуг». По ее словам, есть смысл вносить поправки в Уголовный кодекс, предусматривающие ответственность за тяжкие последствия взыскания просроченной задолженности. Без работы, направленной на уничтожение самого черного коллекторства, формирование цивилизованного рынка взыскания задолженности невозможно, считает Танина.

    В марте 2021 года депутаты Госдумы вносили законопроект об уголовной ответственности за насильственное взыскание долгов. Поправки предполагали, что за действия, сопряженные с применением насилия, повреждением имущества должника и угрозами, взыскатель может получить до 12 лет лишения свободы. В мае рассмотрение законопроекта перенесли.

    Значительная часть жалоб потребителей на процедуры взыскания действительно относится к работе черных коллекторов, но включить борьбу с ними в KPI приставов вряд ли получится, считает Лазарева. «ФССП надзирает только за теми, кто в реестре, и в зону ответственности службы не входит выявление нелегалов, а жалобы на них, как правило, попадают в категорию необоснованных. На выявление черных коллекторов у службы нет ни полномочий, ни ресурса, да и вообще это ответственность другого ведомства, которое, даже обладая ресурсами и полномочиями, борется с нелегалами спустя рукава», — констатирует эксперт.

    Приведут в чувство долга

    Такие новации предлагает ввести Министерство юстиции России. Ведомство подготовило проект постановления правительства, в котором детально регламентируется процедура контроля за коллекторами.

    Планируется, что приставы разобьют коллекторские агентства на категории, в зависимости от того, сколько, образно говоря, крови они выпили у должников. Самая опасная группа — агентства высокой категории риска. Это хронические нарушители. Затем идут агентства значительной категории риска. За ними — средняя категория и низкая категория риска.

    Последних вообще не будут проверять в плановом порядке. Но если, конечно, на них поступят жалобы, то от неприятных разговоров с приставами не уйти.

    Коллекторские агентства с высокой степенью риска будут проверять раз в два года. Отнесенных в группу значительного риска проверят раз в три года. В среднюю группу будут наведываться раз в четыре года.

    Также судебные приставы смогут объявлять предостережения коллекторским агентствам.

    Напомним, что с 2017 года Федеральная служба судебных приставов контролирует деятельность коллекторов. Профессионально заниматься взысканием просроченной задолженности могут исключительно коллекторские агентства, включенные в реестр ФССП.

    Под профессиональным взысканием в данном случае подразумевается помощь кому-то в работе с должниками. Допустим, если человек просрочил кредит банку, банк может либо сам заниматься с ним, либо заключить официальный договор с коллекторским агентством, чтобы оно пообщалось с должником. Однако взыскивать долги можно только в рамках строгой процедуры: никакого хамства, никаких угроз, лишние звонки запрещены.

    Недавно директор Федеральной службы судебных приставов Дмитрий Аристов отметил, что число коллекторских организаций, включенных в государственный реестр, увеличивается.

    «Если на начало 2017 года в реестре состояло всего 10 юридических лиц,

    то на конец года — уже 170. За последующие 3 года число таких организаций увеличилось более чем в два раза — до 362 в 2020 году», — сказал Дмитрий Аристов.

    По его словам, в течение последних 4 лет из государственного реестра по различным причинам были исключены 37 организаций.

    «При этом обращаю внимание, что ни разу с момента наделения Службы полномочиями по ведению реестра основанием для исключения из него не послужило причинение вреда жизни, здоровью или имуществу должника либо иных лиц, — подчеркнул глава ведомства. — Такие нарушения подконтрольным Службе организациям не свойственны».

    Иными словами, официальные коллекторские агентства не применяют бандитских методов. Они стараются держаться в рамках цивилизованной процедуры. Тем не менее не всегда это получается. В прошлом году суды назначили коллекторским агентствам, нарушавшим правила, более 2,5 тысячи штрафов на сумму свыше 120 миллионов рублей.

    В минюсте в свою очередь напоминают, что ведомство направило в правительство проект закона, наделяющий ФССП России полномочиями по государственному контролю также и за тем, как занимаются взысканием просроченной задолженности банки и микрофинансовые организации.

    Читайте также  Бти владимир официальный сайт

    Как проверить законность работы коллектора

    С 2017 года работать с неплательщиками могут исключительно агентства, включенные в единый реестр коллекторов. Такие требования установили изменения в 230 фз — «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности».

    Иначе этот документ еще называют «Законом о коллекторах». Список коллекторов размещен на сайте регулятора рынка сбора просроченной задолженности — Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Только фирмы из списка имеют право работать в сфере взыскания кредитных долгов.

    Кто включен в реестр коллекторских агентств

    Реестр коллекторов ведет ФССП, которая также должна выполнять функции контроля над коллекторскими организациями. Но Министерство юстиции планирует включить в перечень коллекторских агентств также и кредитные организации, у которых есть отдельные департаменты по взысканию просрочки.

    Получится, что у банковских департаментов сбора просроченных долгов будет два регулятора — ФССП и ЦБ. Включение в список банков должно существенно увеличить число участников сектора услуг по взысканию задолженностей. В то же время планируется, что и срок досудебного урегулирования вопроса будет составлять 30 дней.

    В 230 законе указано, что взыскивать просрочки могут только коллекторские агентства (КА), состоящие в реестре и получившие разрешение от ФССП.

    Согласно этому законодательному акту, коллекторам запрещено:

    • звонить или встречаться с должником слишком часто, надоедать ему назойливыми звонками;
    • разглашать информацию о долгах гражданина;
    • говорить с родственниками или работодателями должника без его согласия;
    • портить имущество должника;
    • говорить на повышенных тонах, угрожать, оскорблять.

    Если коллектор нарушает рамки дозволенного, гражданин имеет право пожаловаться на него в надзорные органы — про них мы расскажем ниже. Компанию, работающую при помощи незаконных методов, могут лишить права на работу.

    Все легально работающие коллекторские агентства обязаны входить в ассоциацию НАПКА. Каждый пользователь интернета может проверить членство того или иного коллекторского бюро на сайте ассоциации.

    Как проверить, имеет ли коллекторское агентство лицензию

    Лицензирование коллекторских агентств в России приравнено к внесению юридического лица, занимающегося сбором долгов, в реестр, который ведет ФССП. Наличие названия компании в реестре должно стать гарантией законности действий организации.

    Но в отношении коллекторов законодатель не ограничился простым разрешением на деятельность. Работа таких фирм регулируется законодательством, отчетность подается каждое полугодие. За нарушение прав граждан на них обязательно будут наложены соответствующие санкции — вплоть до исключения из реестра и запрета на работу.

    Чтобы проверить наличие у коллекторской службы разрешения, первым делом необходимо во время личного общения потребовать коллектора назвать компанию, которую он представляет.

    Если коллектор отказывается называть свою фирму, можно сразу же прекращать общение — его действия уже незаконны.

    После получения необходимых данных гражданину нужно войти в реестр коллекторских агентств и проверить там нужную информацию. Коллектор должен с пониманием к этому отнестись. Ведь проверка взыскателя — это законное право должника.

    Как проверить коллектора по реестру?

    Гражданин может сам проверить, внесена ли организации в Госреестр. Проверка коллектора выполняется на сайте ФССП. Вам нужно:

    1. Перейти в Госреестр юридических лиц.
    2. Воспользовавшись встроенными функциями поиска браузера ввести данные коллекторской компании.
    3. Если после поиска данная организация была обнаружена, должник может продолжать общение с взыскателем.

    Необходимо тщательно сверить сведения, полученные от коллекторов, с данными из реестра:

    • номер бланка свидетельства о регистрации;
    • название и реквизиты организации;
    • юридический адрес организации;
    • адрес сайта (сайт в интернете теперь обязателен для коллекторов).

    Но только найти название компании в реестре мало! Обязательно нужно просмотреть информацию в 11 столбце в строке с названием того КА, сотрудники которой вам звонят. Этот столбец содержит информацию о дате исключения коллектора из реестра ФССП.

    Если 11-й столбец в графе с название агентства чист, в нем нет никакой информации, то значит, что коллектор имеет право работать. Если в столбце проставлены дата — например, 28.11.2018, то это значит, что с этого дня компания исключена из реестра и права собирать долги не имеет.

    Содержащаяся в перечне краткая справка о коллекторах позволит должнику выяснить, действительно ли с ним работают официальные сборщики задолженностей. Если агентство есть в реестре и в 11 столбце нет пометок, то это значит, его деятельность разрешена, и с коллекторами придется взаимодействовать.

    Но, как мы неоднократно уже говорили, не подписывайте с ними никаких документов и соглашений, если не желаете выплачивать им всю предъявленную сумму долга.

    Обратите внимание, что, несмотря на тот факт, что сейчас право на работу есть у чуть более 300 коллекторских компаний, реестр содержит 394 названия. Да-да, это с учетом исключенных из реестра.

    Возникли затруднения
    с проверкой коллектора?

    Как проверить продажу долга коллекторам на Федресурсе

    Теперь граждане могут получить сведения о продаже своей задолженности на ЕФРСБ. Изменения вступили в силу 01.07.2020 — с этого момента все кредиторы обязаны вносить в систему Федресурс данные о лице, которое должно взаимодействовать с должником для взыскания долга.

    Чтобы получить эти данные, должник должен зайти в Автоматизированное рабочее место физлица. Вход туда возможен при помощи квалифицированной электронной подписи или учетной записи единой системы идентификации портала Госуслуги. Во втором случае требуется подтвержденная запись, в которой содержится номер свидетельства ИНН и личные данные гражданина.

    Данные публикуются без открытого размещения на сайте, так как этого требует законодательство. Право доступа к информации имеют только кредиторы, должники, а также лица или организации, которые привлекаются кредитором к взысканию просроченной задолженности.

    Кто такие «черные» коллекторы

    Не все бюро и агентства, не получившие в свое время разрешение или утратившие его в процессе своей работы, прекратили свое существование и ушли с рынка. Некоторые из них и дальше продолжают работать, хотя их действия незаконны.

    Должникам под видом коллекторов временами названивают МФО и левые кол-центры, зачастую даже и находящиеся не в России, и требуют вернуть долги. Почему легальные кредиторы обращаются за услугами к нелегальным взыскателям? Все просто — стоимость их услуг ниже, чем у КА, включенных в реестр ФССП.

    В законодательстве четко указано, что общаться с неплательщиками вправе только те службы, которые имеют свидетельство ФССП. Это значит, что «черные» коллекторы работают с гражданами незаконно. Каждый год в ФССП поступает десятки тысяч жалоб.

    Практически все они относятся к деятельности нелегальных коллекторов, не состоящих в реестре. Обычно они работают с должниками, выходя за рамки правового поля. Главные причины жалоб: унижение, угрозы, грубость со стороны коллекторов, хамство, уничтожение имущества.

    Что делать, если коллектор нарушает правила?

    С противозаконными действиями можно бороться следующими способами:

    1. Жаловаться в Роскомнадзор. Обращение будет эффективным, когда коллекторы разглашают персональную информацию или же от них поступает слишком много звонков.
    2. Если в адрес должника или его родных поступают угрозы, коллекторы наносят ущерб имуществу, нужно писать заявление в правоохранительные органы — полицию и прокуратуру.
    3. Жаловаться в Роспотребнадзор. Служба занимается случаями, когда были нарушены права потребителя. Например, были раскрыты в беседах с посторонними лицами без разрешения должника личные данные гражданина, переуступка кредитного договора произошла с нарушениями.
    4. Обратиться к приставам. Деятельность коллекторов контролирует ФССП. Жалоба подается лично в территориальный орган службы приставов или на их официальном сайте — ее рассмотрят в течение 20 дней. Если гражданин представит веские доказательства нарушений, коллекторскую компанию ждут проверки ФССП.
    5. Если нарушение произошло по вине кредитора, то есть вариант пожаловаться в Центральный банк РФ. Это сделать можно через форму «общественная приемная» на сайте регулятора. Такое возможно при разглашении банковской тайны и персональных данных заемщика, а также в том случае, если банк или МФО передали в работу долг КА, которое находится вне реестра ФССП. Кроме доказательств, также нужно будет вписать данные об ответчике и заявителе. Жалоба рассматривается неделю.
    6. Также жалобу можно и нужно подать в НАПКА. Но если нарушившие права должника коллекторы не состоят в этой ассоциации, то обращение к ней бесполезно.

    Информагентство ТАСС в конце 2019 года сообщало, что представители одной коллекторской компании заварили дверь гражданина, перепутав его с соседом-должником. Коллекторская компания из-за этого лишилась права на работу. Но чтобы доказать свою правоту, гражданину нужно представить доказательства нарушений.

    Это еще раз подтверждает важность записи телефонных звонков, а также СМС и сообщений, присылаемых коллекторами на электронную почту. Чем больше у вас доказательств незаконных действий коллекторов, тем проще будет себя защитить.

    Согласно законодательству, работа коллектора заключается в том, чтобы помогать заемщику и кредитору решить вопрос с просроченным долгом. Но действия многих коллекторских организаций выходят за пределы законодательства. Если права должника были нарушены, об этом можно написать жалобу и направить ее в соответствующие органы.

    Собираетесь подать жалобу
    на коллектора?

    Коллекторов, которые нарушают законодательство, должны лишить свидетельства и исключить из реестра ФССП, затем они не смогут на законных основаниях работать в этом направлении.

    Если вам нужна защита прав в спорах с коллекторами, или вы хотите узнать, как списать долги перед МФО и банками, то проконсультируйтесь с нашими кредитными юристами, позвонив нам по телефону или задав свой вопрос онлайн.