Калькуляция на услугу в культуре

Калькуляция платных услуг в учреждениях культуры

«Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение», 2008, N 6

Бюджетные учреждения культуры и искусства помимо уставной осуществляют также и иную деятельность, приносящую доход. Самые распространенные услуги, оказываемые населению, — это проведение платных спектаклей, концертов, показ кинофильмов. В небольших сельских клубах и домах культуры это, как правило, проведение вечеров отдыха, дискотек, различных концертных программ и т.п. Покупая входные билеты, население оплачивает данные мероприятия. Для расчета цены билета специалисты бухгалтерских служб составляют калькуляцию каждой услуги в отдельности, учитывая специфику расходов. В данную цену должны входить все собранные затраты, чтобы у учреждения оставалась прибыль. При этом не следует завышать тариф, так как есть вероятность уменьшения спроса населения на услуги данного вида. В представленной статье будет освещен порядок составления калькуляции платных услуг, оказываемых учреждениями культуры, и приведен пример распределения косвенных затрат между разными видами таких услуг.

Общие положения организации платных услуг в учреждениях культуры

Платные услуги учреждениями культуры оказываются в соответствии с потребностями населения на основании приказа руководителя учреждения. Он координирует деятельность всех служб, которые обеспечивают и производят платные услуги, а также решает вопросы, выходящие за рамки компетенции отдельно взятого подразделения. Утверждение перечня платных услуг, как правило, также производится руководителем и согласуется с органами местных властей.

Руководитель учреждения отвечает за:

  • подбор специалистов;
  • распределение времени предоставления платных услуг;
  • осуществление контроля качества предоставляемых услуг;
  • разрешение конфликтных ситуаций с лицами, оплатившими услугу.

Специалисты, непосредственно оказывающие платную услугу, несут персональную ответственность за полноту и качество ее выполнения.

Предоставление платных услуг производится только по видам, предусмотренным в уставе учреждения.

Учреждение обязано обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией:

  • о режиме работы учреждения;
  • о видах услуг, оказываемых бесплатно;
  • об условиях предоставления и получения бесплатных услуг;
  • о видах платных услуг с указанием их стоимости;
  • о контролирующих организациях.

При предоставлении платных услуг сохраняется установленный режим работы учреждения, не должны сокращаться услуги, предоставляемые на бесплатной основе, и ухудшаться их качество.

Предоставление платных услуг осуществляется в рамках договоров, которые бывают устными и письменными.

Устная форма договора в соответствии с п. 2 ст. 159 ГК РФ предусмотрена в случаях предоставления услуг немедленно. Наиболее распространенной из таких услуг является реализация входных билетов.

Однако существуют и услуги, для которых письменное закрепление договора является обязательным условием. Эта форма договора ст. 161 ГК РФ установлена в случаях, когда предоставление услуг носит длительный по времени характер (прокат музыкального оборудования, аренда помещений, организация концертных программ). При этом в договоре указываются условия и сроки получения платных услуг, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.

Статьей 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1 (далее — Закон N 3612-1), определено, что при организации платных мероприятий учреждения культуры вправе устанавливать льготы для отдельных категорий граждан (пенсионеров, студентов, детей, инвалидов и т.д.). Порядок установления таких льгот для организаций культуры, находящихся в федеральном ведении, определяется Правительством РФ (Постановление N 712 ), для учреждений культуры, находящихся в ведении субъектов РФ, — органами государственной власти субъектов РФ, для организаций культуры, находящихся в ведении органов местного самоуправления, — органами местного самоуправления.

Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 712 «О предоставлении льгот отдельным категориям посетителей федеральных государственных организаций культуры».

Согласно статистике, процесс ценообразования платных услуг в учреждениях культуры происходит по-разному в зависимости от направления деятельности этих учреждений (Постановление N 132 ). Например, для расчета цены одного билета по услугам, предоставляемым кинотеатрами, берется либо цена за одну серию (показ фильмов), либо стоимость суток проката видеокассеты (прокат видеокассет). Цена билета на спектакль напрямую зависит от расположения посадочного места в зале (проведение концертов, спектаклей). В случае если услуги предоставляются музеями и выставками, стоимость билета будет определяться в зависимости от времени посещения данных заведений посетителями. Как правило, цена указывается с учетом экскурсионного обслуживания.

Постановление Госкомстата России от 30.10.1996 N 132 «Об утверждении Методических указаний о порядке регистрации цен и тарифов на отдельные виды платных услуг населению».

Порядок составления калькуляции

Платные услуги, оказываемые учреждениями культуры, не входят в Перечень, утверждаемый Постановлением Правительства РФ N 239 , и поэтому не подлежат государственному регулированию.

Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Порядок формирования цен на данные услуги предусмотрен Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденными Письмом Минэкономики России от 06.12.1995 N СИ-484/7-982. Согласно их п. 4.1 свободные цены и тарифы на платные услуги для населения формируются исходя из себестоимости и необходимой прибыли с учетом конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств услуг.

Указанные Методические рекомендации дают лишь общее представление о формировании цен. Более конкретно, детально тарифы на платные услуги, предоставляемые населению, рассчитываются специалистами бухгалтерских и экономических служб учреждений культуры самостоятельно на основании калькуляции на каждый вид услуги (ст. 52 Закона N 3612-1).

Примечание. Калькуляция — это определение себестоимости единицы отдельных видов продукции или услуг. Калькуляция как способ группировки затрат относительно конкретной единицы продукции или услуги дает возможность отследить каждую составляющую себестоимости продукции (работ, услуг).

Процесс калькуляции представляет собой группировку всех затрат, образующих себестоимость услуги, по определенным видам, так называемым статьям калькуляции.

Расчет стоимости платных услуг, оказываемых учреждениями культуры, производится за единицу оказанных услуг по калькуляционным статьям расходов, которые определяются в соответствии с бюджетной классификацией РФ, утвержденной Приказом Минфина России N 74н . При этом расходы по созданию услуги могут быть как прямыми, так и косвенными.

Приказ Минфина России от 24.08.2007 N 74н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

Примечание. Прямые — это затраты, которые можно отнести к конкретному виду услуги. Отнесение же косвенных расходов на создание определенной услуги не представляется возможным.

Как уже было сказано выше, учреждения культуры самостоятельно разрабатывают методы расчета калькуляции и согласовывают с исполнительными органами власти на местах. Например, Правительство г. Санкт-Петербурга предлагает при составлении калькуляции платных услуг выделять следующие статьи (Распоряжение N 52-р (далее — Методические указания)).

Распоряжение Правительства г. Санкт-Петербурга от 01.08.2005 N 52-р «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию тарифов (цен) на платные услуги, оказываемые государственными учреждениями Санкт-Петербурга».

Статьи затрат, включаемых в калькуляцию

Если в силу специфики технологического процесса услуги невозможно или нецелесообразно учесть отдельно прямые затраты учреждения, то они должны быть распределены косвенным методом.

Согласно п. 3.9 Методических указаний общая схема косвенного распределения затрат учреждения такова:

  • устанавливается объект, на который распределяются затраты учреждения (услуга, продукт, место возникновения затрат);
  • устанавливается база распределения затрат — показатель, с использованием которого производится распределение затрат учреждения;
  • рассчитывается ставка распределения путем деления величины распределяемых косвенных затрат учреждения на величину выбранной базы распределения;
  • рассчитывается величина приходящейся на каждый объект величины косвенных затрат учреждения путем умножения рассчитанной ставки на соответствующую данному объекту величину базы распределения.

Примечание. Как показывает практика, не существует такой системы калькулирования затрат, которая позволила бы определить себестоимость единицы услуги со стопроцентной точностью. Любое косвенное отнесение затрат на услугу, как бы хорошо оно ни было обосновано, искажает фактическую себестоимость, снижает точность калькулирования.

Пример. Экономисты Государственного Дворца культуры составляют калькуляцию следующих видов услуг:

  • выступление танцевальных коллективов;
  • хоровой концерт.

Данные мероприятия являются платными и производятся в рамках приносящей доход деятельности.

В состав затрат, включаемых в себестоимость данных услуг, входят:

Представленные в таблице затраты рассчитаны на год, при этом выступления производятся один раз в год.

Танцевальные коллективы и хор выступают в одном и том же концертном зале, вмещающем 200 посадочных зрительских мест, причем стоимость билета не зависит от расположения посадочного места.

Необходимо распределить коммунальные платежи и амортизационные отчисления между данными видами услуг, а также рассчитать себестоимость одного билета.

Базой для распределения затрат является показатель «Основная заработная плата».

  1. Рассчитаем коэффициент распределения косвенных затрат:
  • для выступления танцевальных коллективов он будет равен 0,45 (50 000 руб. / (50 000 + 60 000) руб.);
  • для хорового концерта — 0,55 (60 000 руб. / (50 000 + 60 000) руб.).
  1. Распределим коммунальные платежи с использованием рассчитанного коэффициента:
  • выступление танцевальных коллективов — 45 000 руб. (0,45 x 100 000 руб.);
  • хоровой концерт — 55 000 руб. (0,55 x 100 000 руб.).
  1. Распределим амортизационные отчисления:
  • выступление танцевальных коллективов — 22 500 руб. (0,45 x 50 000 руб.);
  • хоровой концерт — 27 500 руб. (0,55 x 50 000 руб.).
  1. Итого сумма общих затрат составляет:
  • выступление танцевальных коллективов — (157 500 руб. (50 000 + 10 000 + 30 000 + 45 000 + 22 500));
  • хоровой концерт — (197 500 руб. (60 000 + 15 000 + 40 000 + 55 000 + 27 500)).
  1. Определим стоимость одного входного билета:
  • выступление танцевальных коллективов — 787,50 руб. (157 500 руб. / 200 мест);
  • хоровой концерт — 987,50 руб. (197 500 руб. / 200 мест).
Читайте также  Скопинское гибдд график работы

Калькуляция на услугу в культуре

от 19 апреля 2010 года N 173-од

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОКАЗАНИИ ПЛАТНЫХ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ФИЗИЧЕСКИМ И ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ БЮДЖЕТНЫМИ И АВТОНОМНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

В целях обеспечения единого механизма формирования тарифов на платные услуги с учетом экономических интересов учреждений культуры и потребителей услуг и регулирования порядка формирования цен на платные услуги приказываю:

1. Утвердить Примерное положение об оказании платных услуг, предоставляемых физическим и юридическим лицам государственными бюджетными и автономными учреждениями культуры Республики Коми (далее — Положение) (приложение N 1).

2. Руководителям государственных учреждений:

— рекомендовать использовать в работе Примерное положение об оказании платных услуг (далее — Положение) в соответствии с приложением N 1 настоящего Приказа;

— представить Положение в Финансовое управление Министерства в срок до 5 мая 2010 г.;

— представить расчеты калькуляции по видам платных услуг и калькуляции возмещения затрат по содержанию объекта недвижимости в срок до 5 мая 2010 г.

3. Приказ от 24.10.2002 N 232-од «Об утверждении методических рекомендаций по расчету цен (тарифов) на платные услуги учреждений культуры и искусства Республики Коми» считать утратившим силу.

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Приложение N 1
к Приказу
Министерства культуры
Республики Коми
от 19 апреля 2010 года N 173-од

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОКАЗАНИИ ПЛАТНЫХ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ФИЗИЧЕСКИМ И ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ БЮДЖЕТНЫМИ И АВТОНОМНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

I. Общие положения

Примерное положение об оказании платных услуг, предоставляемых физическим и юридическим лицам государственными бюджетными и автономными учреждениями культуры Республики Коми носит рекомендательный характер и определение затрат по статьям калькуляции может уточняться и дополняться с учетом специфики учреждения при разработке Положения.

1.2. Под платными услугами понимаются:

— услуги, предоставляемые государственными учреждениями культуры Республики Коми физическим и юридическим лицам для удовлетворения их духовных, интеллектуальных, информационных, культурно-досуговых и других потребностей социально-культурного характера;

— услуги, оказываемые государственными учреждениями культуры Республики Коми в рамках их уставной деятельности, реализация которых направлена на увеличение доходов и расширение спектра предлагаемых услуг и на которые сложился устойчивый рыночный спрос.

1.3. Платные услуги оказываются государственными учреждениями культуры Республики Коми в соответствии с потребностями физических и юридических лиц на добровольной основе и за счет личных средств граждан, средств организаций и иных источников, предусмотренных законодательством.

1.4. Платные услуги относятся к приносящей доход деятельности государственных учреждений культуры Республики Коми. Государственные учреждения культуры Республики Коми могут осуществлять предпринимательскую деятельностью лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

II. Порядок планирования и использования доходов от оказания платных услуг

2.1. Доходы от оказания платных услуг планируются государственными учреждениями культуры Республики Коми исходя из базы предыдущего года с учетом ожидаемого роста (снижения) физических объемов услуг и прогнозируемым уровнем инфляции.

2.2. Планирование дохода от оказания гражданам и юридическим лицам платных услуг осуществляется по каждому конкретному виду платной услуги на основе количественных показателей деятельности государственного учреждения культуры Республики Коми (число посетителей, число участников коллективов и т.п.), а также цен (тарифов) на соответствующий вид услуги, утверждаемых в установленном порядке.

2.3. Государственные учреждения культуры Республики Коми, оказывающие платные услуги, ежегодно составляют смету доходов и расходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Составление сметы доходов и расходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также ее исполнение по указанным видам деятельности осуществляется по кодам классификации расходов бюджетов.

2.4. К смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности прилагаются:

— расчет цены (тарифа) на предоставляемые услуги, утвержденный в установленном порядке;

— расчеты объемов доходов по каждому виду платных услуг;

— расшифровки расходов с расчетами по каждой статье;

— основные показатели работы государственного учреждения культуры Республики Коми.

2.5. Государственные учреждения культуры Республики Коми в соответствии с бюджетным законодательством используют на обеспечение своей деятельности полученные ими средства от оказания платных услуг.

III. Порядок предоставления платных услуг

3.1. Государственные учреждения культуры Республики Коми обязаны обеспечить физических и юридических лиц наглядной информацией:

— о режиме работы учреждения;

— о видах услуг, оказываемых бесплатно;

— об условиях предоставления и получения бесплатных услуг;

— о перечне видов платных услуг с указанием их стоимости;

— о льготах для отдельных категорий граждан;

— о контролирующих органах и организациях.

3.2. Порядок предоставления платных услуг утверждается руководителем государственного учреждения культуры Республики Коми.

3.3. При предоставлении платных услуг государственными учреждениями культуры Республики Коми сохраняется установленный режим работы данных учреждений, при этом не должны сокращаться услуги, предоставляемые на бесплатной основе, и ухудшаться их качество.

3.4. Платные услуги осуществляются государственными учреждениями культуры Республики Коми в рамках договоров, заключаемых в письменной форме.

3.5. Осуществление расчетов с физическими и юридическими лицами за платные услуги государственного учреждения культуры Республики Коми производится наличными денежными средствами с использованием контрольно-кассовой техники или по квитанции строгой отчетности, а также путем перечисления денежных средств на лицевой счет государственного учреждения культуры Республики Коми в установленном порядке.

Получение денежных средств непосредственно лицами, осуществляющими платную услугу, не допускается.

3.6. При организации платных мероприятий государственные учреждения культуры Республики Коми могут предоставлять с учетом финансовых, материально-технических и организационных возможностей льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и иных категорий граждан.

Льготная стоимость платных услуг устанавливается приказом руководителя государственного учреждения культуры Республики Коми, в котором определяются виды и размер льгот, а также условия и время их предоставления, в том числе перечень документов, при предъявлении которых предоставляются льготы.

Информация о порядке посещения на льготных условиях платных мероприятий размещается в доступных для посетителей зонах зданий государственных учреждений культуры Республики Коми.

3.7. Конкретный перечень платных услуг государственными учреждениями культуры Республики Коми определяется уставом учреждения.

IV. Порядок определения цены (тарифа) на платные услуги

4.1. Цены (тарифы) на платные услуги, включая цены на билеты, государственные учреждения культуры Республики Коми устанавливают самостоятельно в соответствии с основами законодательства Российской Федерации о культуре, кроме случаев, когда законодательством Российской Федерации предусматривается государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды услуг.

4.2. Расчетным периодом для формирования тарифов является календарный год. Цены (тарифы) на платные услуги утверждаются приказом руководителя государственного учреждения культуры Республики Коми.

4.3. Цены (тарифы) на услуги должны отражать реальные затраты, связанные с оказанием конкретной услуги. При этом расходы по созданию услуги могут быть как прямые, так и косвенные.

Прямые — это затраты, которые можно отнести к конкретному виду услуги. Отнесение же косвенных расходов на создание определенной услуги не представляется возможным.

4.4. Цена (тариф) услуги рассчитывается как сумма прямых расходов по оказанию конкретной услуги, части общих расходов государственного учреждения культуры Республики Коми и величины планового накопления, деленная на количество людей, которым эта услуга предоставляется. К общим расходам государственного учреждения культуры Республики Коми относятся расходы на благоустройство территории, рекламу, информацию и прочие расходы. Из состава общих расходов государственного учреждения культуры Республики Коми в цену услуги включаются только те, которые связаны с оказанием платных услуг в размере, равном доле данной услуги в сумме расходов по платным услугам.

4.5. Цена (тариф) платной услуги устанавливается путем составления калькуляции по каждому виду платных услуг отдельно.

4.6. Определение затрат учреждения культуры по статьям калькуляции осуществляется в следующем порядке:

4.6.1. Основная заработная плата.

К данной статье относят затраты на оплату труда работников, непосредственно участвующих в организации и создании платной услуги, в соответствии со штатным расписанием, пропорционально затрачиваемому времени на производство услуги:

Читайте также  Максимальный срок для проведения электронного аукциона

ОЗП = SUM (t x ЗПТС ),

где: ОЗП — затраты на основную заработную плату на единицу услуги;

n — общее число операций при оказании услуги;

t — трудоемкость операции, определяется на основании действующих

нормативов, а при отсутствии таковых — путем определения затрат труда,

рабочего времени на ту или иную операцию;

ЗПТС — затраты на оплату труда работников, выполняющих операцию,

рассчитываемые на основании тарифных ставок оплаты труда работников

бюджетной сферы на единицу времени (час).

4.6.2. Дополнительная заработная плата.

К дополнительной заработной плате относятся выплаты, предусмотренные законодательством о труде или коллективными договорами (в том числе стимулирующие надбавки), а также за очередные, дополнительные и неиспользованные отпуска, за работу в ночное время и праздничные дни, премии, надбавки за сложность, напряженность.

Дополнительная заработная плата рассчитывается как отношение суммы дополнительной заработной платы работников за предыдущий год к сумме их основной заработной платы, умноженное на сумму затрат на основную заработную плату на услугу, определенную в соответствии с пунктом 4.6.1 настоящего Положения.

где: ДЗП — затраты на дополнительную заработную плату в себестоимости услуги;

ДЗП факт. — расходы на дополнительную заработную плату в предшествующий период (год);

ОЗП факт. — расходы на основную заработную плату в предшествующий период (год);

ОЗП — затраты на основную заработную плату, определенную в соответствии с пунктом 4.6.1 настоящего Положения.

4.6.3. Начисления на оплату труда.

По данной статье отражаются обязательные отчисления по нормам, установленным гл. 24 Налогового кодекса РФ.

Расчет цены платной услуги

Автор: Семина Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Театр (автономное учреждение) планирует открыть детскую театральную студию (без прав юридического лица), которая способствует развитию дарований ее участников, освоению и созданию ими культурных, нравственных, эстетических и других ценностей. Посещение студии является платным. Развитием необходимых навыков, творческих способностей, мышления, воображения, обучением актерскому мастерству, сценической речи занимаются сотрудники театра, услуги которых должны оплачиваться по договору возмездного оказания услуг. Что нужно включить в расчет стоимости одного занятия, имеющего часовую продолжительность?

В силу ст. 52 Основ законодательства РФ о культуре, утвержденных ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1, организации культуры самостоятельно устанавливают цены (тарифы) на платные услуги.

Поскольку целью оказания платных услуг в государственных (муниципальных) учреждениях, в том числе автономных, не может быть извлечение прибыли, в основе ценообразования лежит принцип самоокупаемости затрат.

При расчете тарифа на платную услугу учитываются:

прямые расходы (заработная плата основного персонала с начислениями на оплату труда, материальные запасы, потребляемые в процессе оказания услуги, и прочие расходы, непосредственно связанные с оказанием услуги);

накладные расходы (коммунальные расходы, затраты на содержание имущества, затраты общехозяйственного назначения, затраты на административно-управленческий персонал и прочие затраты, которые прямо нельзя отнести на конкретную услугу).

Учреждение самостоятельно определяет в учетной политике перечень прямых и накладных расходов, связанных с оказанием платных услуг, а также порядок распределения накладных расходов.

Приведем пример расчета цены одного занятия по курсу «Театральная студия» (дополнительная платная услуга), исходя из следующего:

количество занятий в месяц – 8 ч;

продолжительность одного занятия – 1 ч;

средняя наполняемость группы – 15 человек;

период оказания услуги – 8 месяцев;

средний должностной оклад преподавателя в месяц, включая начисления на выплаты по оплате труда, – 32 600 руб.;

месячный фонд рабочего времени – 72 ч;

стоимость методической литературы – 24 000 руб.;

стоимость канцтоваров – 8 000 руб.

Статья затрат

За одно занятие

На одного человека

I. Прямые расходы (п. 1 + п. 2)

1. Затраты на оплату труда основного персонала

452,77 руб.
(32 600 руб. / 72 ч)

30,18 руб.
(452,77 руб. / 15 чел.)

2. Затраты на приобретение материальных запасов, непосредственно потребляемых в процессе оказания услуги (п. 2.1 + п. 2.2)

2.1. Методическая литература: расходы в месяц – 3 000 руб. (24 000 руб. / 8 мес.)

375 руб.
(3 000 руб. / 8 зан.)

25 руб.
(375 руб. / 15 чел.)

2.2. Канцтовары: расходы в месяц – 1 000 руб. (8 000 руб. / 8 мес.)

125 руб.
(1 000 руб. / 8 зан.)

8,33 руб.
(125 руб. / 15 чел.)

II. Накладные расходы, относимые на платную услугу: их объем определяется с учетом коэффициента (0,58*), определяемого как отношение общей суммы накладных расходов к общей сумме прямых расходов

552,61 руб.
(952,77 руб. х 0,58)

36,84 руб.
(63,51 руб. х 0,58)

III. Итого расходов (прямые + накладные)

* Значение коэффициента накладных расходов рассчитано на основании обобщенных сведений о затратах. Расчет не приводится.

Итак, цена платной услуги составила 100,35 руб. Следовательно, месячная плата за занятия на одного человека составит 802,8 руб. (100 руб. x 8 зан.).

Помимо прямых и накладных затрат, в цену услуги могут быть заложены средства на развитие материально-технической базы учреждения.

Себестоимость выпускаемой продукции

Себестоимость – это финансовый эквивалент всех затрат компании на создание товара за учетный период.

Расчет себестоимости продукции, работ, услуг необходимо производить с учетом различных факторов в зависимости от целей. Так, в «1С:Управление торговлей 8» можно произвести расчет себестоимости с учетом постатейных расходов, в программе «1С:ERP Управление предприятием 2» есть возможность произвести предварительный и фактический расчет себестоимости, что позволяет максимально эффективно произвести ценообразование, а «1С:Управление производственным предприятием» позволяет при расчете себестоимости распределить по объектам производства накладные расходы.

Без понимания себестоимости продукции/работы/услуги невозможно рассчитать финансовый результат предприятия, спланировать ценообразование и определить рентабельность и эффективность производства.

Из чего состоит себестоимость?

При расчете себестоимости важно брать во внимание такие показатели как:

  • расходы на сырье и материалы;
  • расходы труд персонала;
  • расходы на ремонт и обслуживание здания и оборудования;
  • прочие производственные расходы.

Расходы на сырье и материалы – это финансовые затраты на покупку сырья и оборудования в учетном периоде плюс доля затрат на сырье и материалы, закупленные в предыдущем учетном периоде (сырье и материалы, оставшиеся с предыдущего периоды минус сырье и материалы, оставшиеся к концу периода).

Расходы на персонал – затраты на оплату труда сотрудников плюс налоговые и социальные отчисления за работников компании;

Расходы на здание и оборудование – затраты на покупку и ремонт инструментов, оборудования и расходных материалов, амортизационные отчисления, плата за ремонт и содержание здания включая плату за электроэнергию, коммунальные услуги по основному цеху и амортизацию.

Прочие производственные расходы – затраты, сопутствующие производственному процессу (аренда дополнительных помещений, расходы на рекламу и услуги сторонних организаций и пр.).

Расчет себестоимости следует производить исходя из того, требуется ли для производства товара расход большого количества материалов и дополнительные услуги.

Если при производстве расходуется большое количество сырья и материалов и товар представляет собой совокупность «изделие + услуга» учет факторов, влияющих на себестоимость, целесообразно производить двумя сметами: на производство и сопутствующую ему услугу.

Если производство не является трудоемким и не требует большого расхода материалов для расчета себестоимости достаточно сложить все затраты на производство продукта и затраты на услуги, являющиеся неотделимой частью товара.

Как рассчитать себестоимость: калькуляция

Существует два метода расчета себестоимости: калькулирование и метод многоуровневого распределения.

Метод калькуляции позволяет вычислить расходы на производство единицы продукции. При таком методе расчета учитываются только прямые издержки, что не всегда подходит для принятия важных управленческих решений, которые необходимо точно и экономически достоверно обосновать.

Калькулирование может производиться методами:

  • директ-костинг (суммирование всех прямых издержек);
  • позаказный метод (в случае, если предприятие производит небольшое количество уникальных товаров, редкие и сложные заказы — суда, высокотехнологичная техника, изготавливаемая вручную и пр., — себестоимость каждого изделия определяется индивидуально);
  • попередельный метод (в случае поэтапного производства, когда на каждом этапе себестоимость вычисляется отдельно);
  • попроцессный метод (используется на производствах, где сырье на каждом этапе приобретает новые свойства и характеристики и на каждой стадии выпускается промежуточный продукт, который может быть, как использован на следующих этапах переработки, так и продан как готовый продукт – металлургическая, нефтеперерабатывающая, химическая и пр. отрасли. В таком случае себестоимость продукции на каждом из этапов также определяется отдельно).

Себестоимость: расчет методом многоуровневого распределения

Второй метод расчета себестоимости – метод многоуровневого распределения, суть которого заключается в учете прямых и косвенных затрат. При таком методе затраты обслуживающего подразделения (например, столовой на заводе) распределяются на производственные подразделения (например, цех), а затем затраты производственного подразделения перераспределяются на единицы товара/заказа.

Читайте также  Как платить за коммунальные услуги

Этот метод является более точным и сложным, но для управленческих целей расчет себестоимости можно произвести в системе 1С, для чего необходимы соответствующие настройки отчета. Грамотно настроить отчет под потребности компании и в дальнейшем доработать его в соответствии с происходящими в компании изменениями поможет специалист 1С.

Если анализ себестоимости показал, что этот показатель необходимо уменьшить, следует обратиться к наиболее действенным способам снижения себестоимости товаров (работ, услуг): увеличение производительности труда, минимизация затрат на энергоресурсы, автоматизация рабочих мест.

Предоставление платных услуг заведением культуры

Сначала напомним, что заведения культуры, как и все прочие заведения и учреждения бюджетной сферы, имеют право предоставлять только те виды платных услуг, которые разрешены законодательством.

Новшества, которые принес заведениям культуры новый Порядок № 1004, и принципиально новые требования к предоставлению платных услуг и определению их стоимости по сравнению со старым Порядком предоставления платных услуг заведениями культуры и искусств, утвержденным совместным приказом Минкультуры, Минфина и Минэкономики от 21.12.99 г. № 732/306/152, мы рассматривали в комментарии к Порядку № 1004 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 5, с. 8).

Отметим, что руководители государственных и коммунальных заведений культуры должны установить перечень платных услуг, которые предоставляются конкретными заведениями культуры, с указанием времени, места, способа и порядка предоставления каждой из услуг, расчета их стоимости и лица, ответственного за их предоставление.

Также заметим, что заведения культуры обязаны:

— бесплатно предоставлять заказчику полную, доступную и достоверную информацию относительно порядка и условий предоставления конкретной платной услуги, ее стоимости, порядка и срока оплаты;

— обнародовать информацию о стоимости услуги, действующей на дату ее предоставления, с применением информационных средств (реклама, информационная доска, веб-сайт заведения и т. п.).

Поэтому не забудьте предусмотреть на это средства в смете по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)».

Основанием для предоставления платных услуг заведениями культуры может быть заявление или договор.

Так, согласно п. 5 Порядка № 1004 платные услуги предоставляются заведениями культуры:

— по письменному заявлению заказчика, в котором указываются срок предоставления платной услуги, вид платной услуги согласно Перечню № 1271, а также: для физических лиц — фамилия, имя и отчество, местожительство; для юридических лиц — наименование и местонахождение;

— в соответствии с договором, расчетным документом (кассовый чек, товарный чек, билет, талон, квитанция и пр.), которые удостоверяют стоимость понесенных в связи с предоставлением платной услуги расходов.

Кроме того, платные услуги заведениями культуры могут предоставляться по факту их оплаты.

В случае, если в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами заказчик имеет право осуществлять оплату услуги частями, в соответствующем договоре указываются все суммы и сроки уплаты.

Оплата за услуги может проводиться как в наличной, так и в безналичной форме.

Кроме наличных денег, оплата услуг может осуществляться в безналичной форме путем предварительной оплаты через банк или отделение почтовой связи. При этом подтверждением оплаты услуг является платежный документ (квитанция, платежное поручение) с отметкой банка или отделения почтовой связи о перечислении средств.

Расчет стоимости платных услуг заведения и учреждения культуры проводят самостоятельно.

Это обусловлено тем, что в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона Украины «О ценах и ценообразовании» от 21.06.2012 г. № 5007-VI свободные цены устанавливаются субъектами хозяйствования самостоятельно по соглашению сторон на все товары, кроме тех, относительно которых осуществляется государственное регулирование цен.

Устанавливается стоимость платной услуги на базе экономически обоснованных расходов, связанных с ее предоставлением.

Размер платы за предоставление конкретной услуги определяется на основании ее стоимости, которая рассчитывается на весь срок ее предоставления и в полном объеме.

Стоимость платных услуг определяется отдельно по каждому виду услуг, предоставляемых заведениями культуры, и состоит из расходов, непосредственно связанных с их предоставлением.

Важным моментом является то, что в стоимость платной услуги должны войти абсолютно все расходы, связанные с ее предоставлением.

Составляющими стоимости платной услуги являются:

— расходы на оплату труда работников, непосредственно предоставляющих услуги;

— начисления на оплату труда в соответствии с законодательством;

— непосредственные расходы и оплата услуг других организаций, товары или услуги которых используются при предоставлении платных услуг;

— индексация заработной платы, прочие расходы в соответствии с действующим законодательством.

Каждое заведение культуры имеет свои особенности, поэтому перечень статей калькуляции и состав расходов, входящих в такие калькуляционные статьи, каждое заведение культуры устанавливает самостоятельно и определяет их в приказе об учетной политике заведения культуры.

В расходы на оплату труда работников, привлеченных к предоставлению платной услуги, включаются размеры должностных окладов, ставок заработной платы (в том числе почасовой оплаты), повышения, доплаты, надбавки и прочие выплаты обязательного характера, определенные соответствующими нормативно-правовыми актами.

При формировании расходов на оплату труда могут учитываться выплаты, имеющие поощрительный характер, в порядке, установленном законодательством и коллективными договорами.

То есть в расходы на оплату труда штатных работников, привлеченных к предоставлению платной услуги, включаются как выплаты обязательного характера, так и поощрительные выплаты.

Кроме расходов на оплату труда штатных работников, в стоимость платной «культурной» услуги могут включаться расходы на оплату труда лиц, не числящихся в штате учреждения или заведения культуры, но привлеченных к предоставлению платной услуги. Оплата труда таким лицам осуществляется на основании договоров гражданско-правового характера в тех же размерах и по тем же условиям оплаты труда, по которым осуществляется оплата труда соответствующих штатных работников.

Оплата труда работников, привлеченных в соответствии с гражданско-правовыми договорами к выполнению платных услуг, проводится за фактически выполненный объем работ и период их выполнения, определенный в акте выполненных работ, согласно действующему законодательству.

Также к предоставлению платных услуг могут привлекаться выдающиеся деятели культуры.

В случае привлечения выдающихся отечественных и иностранных специалистов оплата их труда осуществляется на основании отдельно заключенных договоров гражданско-правового характера.

Количество квалифицированных работников культуры, привлеченных к предоставлению платных услуг, с соответствующими размерами должностных окладов (тарифных ставок, ставок заработной платы), а также количество часов их работы определяются исходя из необходимости учета всего объема выполняемых работ в соответствии с утвержденными нормами нагрузки или времени, необходимого для выполнения тех или иных видов работ.

При отсутствии утвержденных норм указанные показатели определяются расчетным путем. При этом данные показатели утверждаются приказом руководителя заведения культуры.

Кроме квалифицированных работников культуры, к предоставлению платных услуг могут привлекаться другие работники, обслуживающие процесс предоставления платных услуг, в частности, экономисты, бухгалтеры, водители, уборщики и т. п. Количество таких работников определяется исходя из необходимости учета всех функций и видов работ, которые непосредственно связаны с организацией предоставления каждой конкретной платной услуги.

Как указано в п. 3 Порядка № 1004, для определения количества таких работников могут использоваться утвержденные в установленном порядке штатные нормативы, предусмотренные для учреждений и заведений, функционирующих в сфере соответствующей деятельности (общественное питание, бытовое обслуживание, туризм, строительство, транспорт и пр.), или штатные расписания заведений культуры, утвержденные учреждением вышестоящего уровня в установленном законодательством порядке.

Конкретный расчет платной услуги с учетом заработной платы вспомогательного персонала мы приводили в материале «Предоставление платных услуг заведениями и учреждениями культуры» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 17-18).

Что касается капитальных расходов, то они учитываются в размере до 10 % в пределах стоимости платной услуги.

При этом в капитальные расходы на приобретение (создание) необоротных активов включаются расходы на обеспечение предоставления заведениями культуры платных услуг, а именно:

— приобретение или создание основных средств, в частности, производственного оборудования, приборов, механизмов, сооружений, приобретение литературы, обновление библиотечных фондов;

— ремонт, реконструкцию и реставрацию помещений, зданий, сооружений, которые используются в заведениях культуры (в том числе приобретение строительных материалов, изготовление проектно-сметной документации);

— приобретение программного обеспечения (в том числе с передачей прав на пользование), авторских и смежных прав.

Если в вашем случае стоимость текущих расходов составила 58,38 грн. (42,19 грн. + 16,19 грн.), то заложить в калькуляцию платной услуги вы можете капитальные расходы в сумме 5,84 грн. (58,38 грн. х 10 %). Таким образом, общая стоимость услуги будет составлять 64,22 грн.

Пример расчета капитальных расходов вы также можете посмотреть в материале «Предоставление платных услуг заведениями и учреждениями культуры» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 17-18).