Лишается ли прав владельца

За что могут оштрафовать тракториста

В России ужесточили наказания за нарушение правил эксплуатации тракторов, дорожно-строительных машин и вездеходов

Максимальный штраф для владельцев квадроциклов, трактористов и водителей других дорожно-строительных машин, не прошедших техосмотр, увеличили с 300 до 1000 рублей, а для должностных лиц, допустивших к эксплуатации неисправную технику, — с 1 до 5 тысяч. Такие поправки в Кодекс об административных правонарушениях вступают в силу 16 апреля… За что ещё могут оштрафовать тракториста, разбиралась «Парламентская газета».

Придётся следить за безопасностью

В законе, разработанном Правительством и вступившем в силу 16 апреля, речь идёт о тракторах, самоходных, дорожно-строительных машинах, прицепах и оборудования к ним, а также о снегоходах, мотовездеходах и других внедорожных мототранспортных средствах.

В статье 9.3 КоАП установили новые санкции за несоблюдение норм, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья людей, сохранность имущества и охрану окружающей среды, сказал «Парламентской газете» член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Александр Башкин.

«Речь идёт о неправильной установке ограждений, нарушении правил очистки выхлопного воздуха, установки защитных приспособлений у тракторов и самоходной техники», — сказал сенатор.

Он отметил, что в 2017 году было 37 тысяч таких нарушений, и с каждым годом их количество растет на 1,5-2 тысячи. Штрафы в этой области не менялись с 2007 года и не пугали трактористов или собственников квадроциклов.

Чтобы проверить исправность спецтехники, владельцы ежегодно должны проходить техосмотр в органах Гостехнадзора. Но раньше им проще было заплатить штраф, чем заниматься техосмотром. Штраф для граждан за нарушение правил эксплуатации трактора или самоходной техники был от 100 до 300 рублей, для должностных лиц — от 500 до 1 тысячи рублей. Теперь санкции для водителей увеличили до 500-1000 рублей, а для должностных лиц — от 3 до 5 тысяч.

Кто может сесть за руль

К управлению спецтехникой допускают только тех водителей, которые прошли специальное обучение и успешно сдали экзамен в Гостехнадзоре. Им выдают удостоверение с отметкой о водительской категории.

Категория А1 даёт право управления внедорожными мототранспортными средствами, например снегоходами и квадроциклами, В — гусеничными и колёсными тракторами, мини-экскаваторами, коммунальной уборочной техникой с двигателями до 27,5 кВт, С — колёсной техники с двигателем от 27,5 до 110,3 кВт, D — тракторами с двигателем от 110,3 кВт, Е — бульдозерами и экскаваторами с двигателем от 27,5 кВт, F — тяжеловесным самоходным транспортом сельскохозяйственного назначения.

Согласно законодательству, водители трактора или вездехода должны всегда иметь при себе водительское удостоверение и регистрационные документы на технику. Так же как и автомобилисты, они обязаны предъявлять эти документы по требованию сотрудников ГИБДД.

Читайте также:

Если водителя спецтехники поймали без прав, то штраф составит от 5 до 15 тысяч рублей, согласно статье 12.7 КоАП. А за передачу управления любым видом транспортных средств лицу, не имеющему на это разрешения, владельцу машины придётся заплатить до 30 тысяч рублей.

Если у сотрудника организации нет прав на управление спецтехникой, и при этом начальник посадил его за руль трактора или экскаватора, то компанию могут оштрафовать на сумму в 100 тысяч рублей, а её руководителя — на 20 тысяч рублей.

Накажут за пьянство и отсутствие номеров

За нарушение правил эксплуатации тракторов и самоходных машин могут лишить водительских прав на срок от 3 до 6 месяцев. Согласно КоАП, лишение прав предусмотрено также за управление транспортными средствами в состоянии опьянения, отказ от прохождения медицинского освидетельствования, выезд на встречную полосу, оставление места ДТП, превышение скорости.

Это касается и автомобилей, и спецтехники. Причём, если водителя лишили права на управление трактором, он автоматически на тот же срок лишается права на вождение автомобиля, мотоцикла и других видов техники, пояснил «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков.

В случае, когда за руль трактора или квадроцикла сел человек, уже лишённый водительских прав, штраф может составить до 30 тысяч рублей. Также за это нарушение предусмотрено до 200 часов обязательных работ или 15 суток административного ареста.

Также водителю придётся заплатить, если он не установил на технику регистрационные номера. За это статья 19.22 КоАП предусматривает санкции для граждан от 1,5 до 2 тысяч рублей, для должностных лиц — от 2 до 3 тысяч, для юрлиц — от 5 до 10 тысяч.

Правила государственной регистрации тракторов, самоходных машин, автомототранспортных внедорожников и других видов техники, имеющих двигатель внутреннего сгорания объёмом свыше 50 куб. см и электродвигатель мощностью более 4 кВт, установлены постановлением Правительства от 21 сентября 2020 года № 1507. Регистрацию проводят органы Гостехнадзора на основании заявления владельца техники. Затем человеку выдают регистрационный знак, который нужно установить на ТС.

Доверил, и — без прав

Но обо всем по порядку. Некто Жалнин немного погулял с друзьями, после чего решил за руль не садиться. Он позвонил своей жене и попросил ее довезти его до дома на их же машине. Жена приехала, забрала мужа, и они вместе поехали домой. Проблема оказалась в том, что жена накануне тоже немного приняла на грудь горячительных напитков. А тут как раз по дороге попался наряд дорожно-патрульной службы. Мимо бдительных стражей порядка парочке проскочить не удалось. Инспекторы быстро установили, что женщина находится в состоянии опьянения, все это грамотно оформили. Да и она сама не оспаривала факт употребления спиртного.

А далее, так как машина зарегистрирована на Жалнина, инспекторы оформили материалы и на него — по части 2 статьи 12.8 Кодекса об административных правонарушениях — передача управления нетрезвому водителю. За это предусмотрено такое же наказание, как и за управление в нетрезвом виде — лишение прав на полтора-два года и штраф 30 тысяч рублей.

И суд лишил прав на полтора года и жену, которая была за рулем, и собственника автомобиля. А также назначил каждому штраф в 30 тысяч рублей. Однако с этим не согласился Жалнин и пошел обжаловать это решение во всех инстанциях.

Но даже Верховный суд не нашел процессуальных нарушений в рассмотрении этого дела нижестоящими судами и подтвердил законность решения.

В соцсетях же начали возмущаться тем, что теперь любого собственника машины можно лишить прав, если кто-то управляет его автомобилем по доверенности в нетрезвом виде. Однако это далеко не так. Даже Верховный суд в данном деле указал, что, согласно рапортам сотрудников полиции, в момент остановки автомобиля под управлением Жалниной в салоне находился и ее муж Жалнин. При этом его нахождение в машине в момент события правонарушения не оспаривается. Таким образом, факт передачи управления лицу, находящемуся в состоянии опьянения, подтвержден собранными по делу доказательствами.

То есть если бы муж находился в другом месте, а не в машине, его бы не привлекли к ответственности за передачу права управления нетрезвому водителю. И это устоявшаяся практика.

Лев Воропаев, адвокат:

— Верховный суд РФ неоднократно указывал, что в каждом конкретном деле необходимо устанавливать факт передачи собственником управления своим транспортным средством иному лицу, находящемуся в состоянии опьянения. И это должно доказываться совокупностью сведений о произошедшем событии.

Если собственник транспортного средства не находился в одном автомобиле с водителем, который управлял этим автомобилем в состоянии опьянения, а тот имеет право пользования и управления данным транспортным средством, в том числе указан в страховом полисе ОСАГО.

Читайте также  Заявление на увольнение и прием рукописное или

И если помимо этого собственник укажет, что в период, относящийся к обстоятельствам правонарушения, автомобиль находился в пользовании и распоряжении водителя без ограничения. Или этот собственник передал данное транспортное средство водителю в момент, когда он не находился в состоянии опьянения, а другими доказательствами это не опровергнуто. Тогда, при таких обстоятельствах, в действиях собственника отсутствует нарушение Правил дорожного движения, а дело подлежит прекращению.

Гарантийный ремонт автомобиля: когда знать законы не только полезно, но и выгодно

Содержание статьи
  1. Что входит в гарантийный ремонт автомобиля
  2. Права потребителя, относящиеся к гарантийному ремонту автомобиля
  3. Сроки гарантийного ремонта автомобиля по закону
  4. Основные причины отказа в гарантийном ремонте автомобиля
  5. Что делать, если был получен отказ в гарантийном ремонте автомобиля

Приобретая новый автомобиль, покупатель надеется на гарантийный период эксплуатации. Гарантия – это возможность бесплатно починить машину в случае ее неисправности. Однако существует огромное количество моментов, влияющих на этот процесс. Данная статья поможет разобраться, что же такое гарантийный ремонт автомобиля, в какие сроки он должен осуществляться и когда продавец может отказать владельцам транспортных средств в бесплатном ремонте.

Что входит в гарантийный ремонт автомобиля

В законе о защите прав потребителей прописано, что производитель автомобилей или его законный представитель должны обеспечивать исправную работу транспортных средств во время всего гарантийного срока эксплуатации, который указывается в договоре при покупке машины. Следует отметить, что условия гарантии у разных автодилеров могут сильно отличаться. Будьте готовы столкнуться с неполным перечнем узлов автомобиля и с различными сроками гарантийного обслуживания на них.

При покупке машины вам в пользование выдается договор купли-продажи и сервисная книга, которая регламентируется заводом, где был выпущен автомобиль.

В этом документе есть перечень всего, что подлежит гарантийному ремонту, а также список условий и ситуаций, при которых владелец транспортного средства лишается права на бесплатное обслуживание. Следует отметить, что и здесь требования к собственникам автомобилей существенно разнятся. И естественно все эти отличия лучше узнать до такой дорогостоящей покупки.

Среди населения бытует мнение, что гарантийному ремонту подлежат все части автомобиля, но, к сожалению, это не так. Машина – это сложная технология, состоящая из огромного количества деталей, которые рано или поздно изнашиваются и выходят из строя.

Поэтому гарантийному ремонту и обслуживанию автомобилей подлежат лишь отдельные их части. В перечень входит кузов и его покрытие, силовой агрегат, система амортизации, аккумуляторы, тормоза, сцепление, стабилизаторы подвески, различные уплотнители и прокладки.

Многие же детали ТС не подлежат бесплатной замене. Не стоит предъявлять претензию на гарантийный ремонт автомобиля в случае замены:

  • жидкостей (тормозной, тосола, антифриза и т. д.);
  • топливного и масляного фильтров;
  • свечей зажигания;
  • предохранителей;
  • тормозных колодок;
  • лампочек (салонной, для фар и т. д.);
  • приводных ремней.

Эти детали являются расходными материалами и никогда не входят в гарантийный перечень. Также учтите, что повреждения транспортного средства, возникшие из-за умышленных или неаккуратных действий автовладельца, ремонтировать бесплатно, скорее всего, тоже никто не будет. Как уже было сказано выше, все условия гарантийного обслуживания четко прописаны в договоре.

Права потребителя, относящиеся к гарантийному ремонту автомобиля

Права владельцев машины указаны в статье 18 закона №2300-1 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992.

В ситуации, когда автомобиль ломается в течение 15 дней с момента покупки, владелец вправе вернуть его или заменить на новый, если по результатам экспертизы, которая проводится автосалоном, будет обнаружен производственный брак.

Если поломка появляется позднее, чем через 15 дней после покупки, но во время гарантийного периода, то автовладелец может рассчитывать на бесплатную починку своего ТС.

К тому же продавцу необходимо будет взять на себя обязанности по доставке машины в сервисный центр, причем сделать он это должен также бесплатно (на основании ч.7 ст. 18 Закона). Если этого сделано не будет, то покупатель имеет право потребовать компенсации затрат на перевозку ТС до места ремонта.

В сервисном центре владельцу машины выдается документ, который подтверждает передачу ТС и содержит данные о дате обращения покупателя, о существующих, по мнению потребителя, поломках и т. д. Предпочтительно, чтобы здесь также были описаны все имеющиеся на автомобиле повреждения, при возможности следует приложить фотографии.

Помните, что гарантий срок на ТС продлевается на то количество времени, в течение которого оно ремонтировалось и не использовалось (со дня обращения автовладельца по поводу неисправности машины до дня ее получения из сервисного центра).

На время гарантийного ремонта подменный автомобиль не выдается, и потребовать его потребитель не вправе согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 55 «Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара» от 19.01.1998 г.

Сроки гарантийного ремонта автомобиля по закону

Что же такое гарантия? По сути, это то время, когда продавец обязан обеспечить гарантийный ремонт автомобиля в случае его неисправности. Чаще всего этот срок составляет 3 года, что обязательно прописывается в договоре купли-продажи.

Но в данном разделе речь пойдет о другом вопросе. В течение какого же периода времени автомобиль обязаны починить по гарантии? В законе все сроки четко прописаны, но, к сожалению, продавцы зачастую их нарушают.

Сроки гарантийного ремонта согласно ст. 20 ФЗ:
  • ремонт должен быть закончен в срок, установленный законом, если собственник и исполнитель не заключили договор с указанием иного временного периода;
  • ремонт может длиться до 45 суток.

В законе все прописано четко и однозначно без каких-либо лишних деталей и исключений. Однако многие исполнители стараются навязать автовладельцам свои сроки выполнения ремонтных работ. Зачастую это объясняется тем, что на складе сервисного центра нет деталей, которые необходимы для починки машины, а на их доставку требуется время.

Это на самом деле так, но это проблема исполнителя, а не потребителя. Согласно закону отсутствие запчастей не является причиной для увеличения сроков гарантийного ремонта автомобиля. В сервисном центре обязаны починить машину в течение полутора месяцев.

В случае нарушения это пункта законом предусмотрены следующие меры наказания для исполнителя:

  • за каждый дополнительный день исполнитель должен выплачивать владельцу машины по 1 % от ее цены или по 3 % от стоимости ремонта;
  • владелец имеет полное право потребовать такой же новый автомобиль или более дешевую модель, но с доплатой;
  • собственник также может запросить выплату полной стоимости неисправной машины.

Но будьте внимательны, в течение 45 дней исполнитель не нарушает прав покупателя и последний не может требовать возврата денег за ТС.

Основные причины отказа в гарантийном ремонте автомобиля

Бесплатная починка ТС может произведена только в том случае, если поломка связана с недоработками производителя. Если же машина стала неисправной из-за действий владельца, то претендовать на гарантийный ремонт не следует.

Существует два типа причин для отказа в гарантийном обслуживании:

  1. законные;
  2. незаконные.

Законным поводом для отказа в бесплатном ремонте является независимая экспертиза, по результатам которой выяснилось, что дефект ТС возник из-за неправильной его эксплуатации автовладельцем, третьими лицами или под воздействием какой-либо непреодолимой силы.

Все остальные причины являются незаконными.

К примеру, если продавец отказывает вам в ремонте по гарантии из-за того, что, по его мнению, вы нарушили правила эксплуатации ТС, но не подтверждает это экспертизой – это тоже незаконно.

Читайте также  Образец искового заявления о залитии крыши

Ситуаций, когда производители и продавцы отказывают собственникам машин в бесплатном ремонте, очень много и, как правило, веских оснований для этого нет.

Зачастую автодилеры даже не дают объяснений, по какой причине отказывают в гарантийном обслуживании или задерживают проведение ремонта, а требования и претензии владельцев машин просто игнорируют. Иногда исполнители предлагают разделить расходы на починку ТС пополам. И это работает, т. к. многие владельцы автомобилей, боясь того, что им придется оплачивать ремонт самостоятельно, соглашаются на такое предложение в целях экономии хотя бы половины суммы.

Но следует знать, что ремонт у дилера стоит существенно дороже, чем в любом другом сервисном центре. Поэтому по факту человек не только не экономит свои деньги, но и несет реальный материальный ущерб, который никогда не будет возмещен.

Чаще всего производители отказывают в бесплатном ремонте по таким причинам, как:

  1. неправильная эксплуатация ТС;
  2. ТО или замена каких-либо деталей машины не у дилера;
  3. применение смазочных и горючих материалов (бензин, масло и т. д.) низкого качества;
  4. ремонт неисправного агрегата или узла является исключением, указанным в гарантийных условиях.

Эти причины законны, но только в том случае, если подтверждены независимой экспертизой.

Что делать, если был получен отказ в гарантийном ремонте автомобиля

Есть ряд способов, которые могут помочь вам добиться бесплатной починки ТС по гарантии, но применять их нужно только в том случае, если вы на 100 % уверены в своей правоте. Следует сразу сказать, что пугать работников дилерского центра или угрожать им бессмысленно. Как правило, они сотрудничают с хорошими юристами, которые смогут обернуть ваши угрозы против вас.

В такой ситуации действовать нужно размеренно, уравновешенно и осознанно. Если дело дойдет до суда, будет необходимо найди профессионального адвоката.

Чтобы добиться выполнения дилером данных им гарантий, следует действовать таким образом:

  1. отправить письменное заявление на гарантийный ремонт автомобиля руководству дилерского центра, в котором указать свои конкретные требования и подробные доказательства своей правоты;
  2. написать письмо производителю с просьбой оказать влияние на дилера и помочь добиться проведения бесплатной починки ТС;
  3. позвонить в дилерский центр и предупредить о том, что если не будет произведено гарантийное обслуживание машины, то им грозит судебное разбирательство;
  4. подать иск в суд, приложив документы на гарантийный ремонт автомобиля, если после всех вышеуказанных мер не последовало никакой реакции со стороны дилера;
  5. нанять для проведения судебного слушания высококвалифицированного юриста, это существенно повысит ваши шансы на выигрыш в деле и поможет добиться справедливости.

К суду прибегают, как правило, только если никакие другие методы влияния на исполнителя не действуют или дилер по непонятным причинам снял ваше транспортное средство с гарантии. Суд может помочь решить этот вопрос, но, к сожалению, далеко не в каждом случае. Большую часть таких дел выигрывают дилерские компании, а автовладельцы остаются ни с чем. Так что прежде чем обращаться в судебную инстанцию, решите для себя, готовы ли вы потратить существенную сумму денег на хорошего адвоката и спорить с такой влиятельной компанией.

За что могут лишить водительских прав в 2021 году

Какие существуют причины и сроки лишения водительских прав в России, как проходит процесс лишения и имеет ли право водитель обжаловать его — в материале “Ъ”.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ / купить фото

Причины и сроки лишения водительских прав

Лишение права управления транспортным средством — наказание за наиболее тяжкие нарушения в сфере безопасности дорожного движения. Различные нарушения влекут за собой определенные сроки лишения водительских прав. Самым снисходительным наказанием является лишение прав сроком от одного до трех месяцев, оно предусмотрено за следующие правонарушения:

— езда без номеров или их скрытие;

— отказ уступить дорогу автомобилю с включенными спецсигналами (скорая помощь, полиция и др.);

— неоднократное управление транспортным средством, не состоящим на учете в ГИБДД.

Лишение прав от трех месяцев до полугода предусмотрено за более серьезные нарушения, многие из которых создают аварийные ситуации и угрозу для жизни участников дорожного движения:

— превышение скорости на 60 км/ч;

— превышение скорости на более чем 80 км/ч;

— езда по встречной полосе;

— езда по односторонней дороге против движения;

— два проезда «на красный свет»;

— нарушение правил пересечения железнодорожного переезда.

Лишение прав от одного года до двух лет предусмотрено за самые серьезные нарушения ПДД, которые могут граничить с нарушением Уголовного кодекса:

— вождение в состоянии опьянения;

— передача управления пьяному водителю;

— оставление места ДТП;

— причинение легкого или тяжелого вреда здоровью человека;

— неправомерная установка спецсигналов;

— отказ от медицинского освидетельствования.

Также лишение права управления может назначаться и в качестве уголовного наказания — например, за совершение ДТП, в результате которого потерпевший погиб или получил тяжкий вред здоровью (ст. 264 УК РФ).

В 2021 году Минюст и МВД планируют ужесточить наказания для нарушителей в новом Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Как выяснил “Ъ”, будут усилены санкции за пьяное вождение: нетрезвого водителя можно будет лишить прав на срок до трех лет, если тот вез ребенка. На срок до полутора лет смогут лишить прав водителя, совершившего в течение года три грубых нарушения правил дорожного движения, таких как выезд на встречную полосу или проезд «на красный свет».

Процесс лишения водительских прав

Наказание в виде лишения прав назначается только судом (ст. 3.8 КоАП РФ). При этом госорган указывает точный срок, на который водитель лишается своего права, а также разъясняет обязанность сдать водительское удостоверение в подразделение Госавтоинспекции.

Законом прямо предусмотрена обязанность сдачи удостоверения в течение трех дней после вступления в силу соответствующего постановления суда (ч. 1.1 ст. 32.7 КоАП РФ). Если же этого не сделать — течение срока лишения права не начнется и пойдет только после изъятия (обнаружения) у водителя этого удостоверения или после подачи им в ГАИ заявления об утрате (порче, хищении и т. п.) удостоверения (ч. 3 ст. 32.7 КоАП РФ).

Сократить срок лишения водительских прав невозможно. За его истечением можно следить на сайте ГИБДД в разделе «Проверить водителя». Для возврата водительских прав после лишения водителю потребуется сдать соответствующий экзамен, уплатить все назначенные штрафы, а если лишение было назначено за управление автомобилем в состоянии опьянения — понадобится пройти соответствующую медицинскую комиссию и получить заключение об отсутствии пагубной привычки.

Что грозит водителю за езду без прав

Поскольку лицо, лишенное права управления, не может садиться за руль и управлять автомобилем, за это нарушение предусмотрено жесткое наказание. Так, ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ предусматривает наказание в виде штрафа в размере 30 тыс. руб. Также возможен административный арест сроком до 15 суток или обязательные работы сроком от 100 до 200 часов. При этом, если инспектор установит, что управляющий автомобилем водитель на самом деле лишен такого права, автомобиль подлежит задержанию (эвакуации) и перемещению на специальную стоянку (ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ). В конечном итоге также придется оплачивать услуги эвакуатора и хранение автомобиля на этой стоянке.

Что делать, если водительских прав лишили неправомерно

Если наказание в виде лишения водительских прав назначено при сомнительных доказательствах или незаконно, адвокаты советуют обжаловать постановление (жалобу необходимо подать в десятидневный срок с момента получения или вручения копии постановления). Обжалование доступно каждому водителю. При этом аргументация жалобы напрямую зависит от обстоятельств дела, поэтому сначала необходимо тщательно изучить как само постановление, так и все материалы дела, на которые ссылается суд.

Читайте также  Какие документв нужны для увеличения алиментов смоленск

Адвокат движения «Свобода выбора», эксперт партии «Автомобильная Россия» Сергей Радько:

«К сожалению, суды зачастую крайне формально подходят к рассмотрению таких дел и не уделяют достаточного внимания противоречиям в материалах дела и нарушениям, допущенным сотрудниками ГАИ при составлении первичных документов и протоколов. Например, если речь идет об обвинении в управлении автомобилем в состоянии опьянения, надо понять, каким образом это состояние было диагностировано и установлено, какие при этом приборы и методики использовались, прошли ли эти приборы соответствующую обязательную сертификацию и поверку. Если речь идет об отказе от прохождения медицинского освидетельствования, главным является оценка законности соответствующего требования инспектора о прохождении данной процедуры и оформления отказа, а также присутствие понятых при всех процессуальных действиях или ведение полной и достоверной видеозаписи всего процесса (которая может использоваться при отсутствии понятых). Однако в любом случае тактика действий зависит именно от конкретных обстоятельств каждого дела».

Среди возможных оснований для обжалования судебного решения чаще выделяют смягчающие обстоятельства, которые не были приняты во внимание в суде, неверную квалификацию правонарушения (по мнению водителя), ошибки при оформлении материалов инспектором, недостоверность сведений, наличие доказательств невиновности водителя либо процессуальные ошибки, позволяющие решить, что судебный процесс был проведен с нарушением законодательных норм.

Передача руля пьяному водителю

Нередко владельцы машин в различных жизненных ситуациях передают управление автомобилем своим родственникам или друзьям, которые находятся в состояние алкогольного опьянения. Все знают, что пьяный человек за рулем представляет опасность для себя и окружающих, но мало кто из хозяев машин знает, что передача руля пьяному водителю может иметь лично для них довольно неприятные последствия.

Наказание за передачу управления транспортным средством человеку в состоянии алкогольного опьянения регламентируется [link]второй частью статьи 12.8 КоАП РФ[/link].

2. Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, —
влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Кроме того нетрезвый водитель отстраняется от управления ТС, а машина отправляется на штрафстоянку. Чтобы забрать авто хозяин машины обязан оплатить услуги эвакуатора и штрафстоянки .
Хоть и редко, но в практике применения административного права встречаются факты привлечения к ответу владельцев автотранспорта по указанной выше статье Кодекса. При этом если в части 2 статьи 12.8 ответчиком выступает владелец машины, доверивший вождение нетрезвому человеку, то в 1-ой части этой же статьи точно такое же наказание предусмотрено и в отношении самого пьяного водителя.

Таким образом, закон позволяет применить санкции сразу к двум лицам, виновным в совершении правонарушения, – владельцу автомобиля, передавшему управление и нетрезвому водителю, севшему за руль после употребления спиртных напитков, причем не играет никакой роли наличие или отсутствие водительских прав у нарушителя.

Следует также знать, что передача вождения трезвому человеку, не имеющему или лишённому водительских прав, также является административным правонарушением, которое наказывается аналогично 30-ти тысячным денежным штрафом в соответствии с положением п.3 ст.12.7 КоАП.

3. Передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) или лишенному такого права, —
влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

Таким образом, передавая машину другому человеку, всегда нужно убедиться в его трезвости и наличии водительского удостоверения. К ответственности может привлекаться не только собственник авто, но и посредник, пользующийся машиной по доверенности и передавший управление выпившему человеку.

Особенности применения штрафа за передачу руля нетрезвому водителю

Статья административного Кодекса определяет меру ответственности за факт добровольной передачи руля нетрезвому водителю, но не уточняет условия и обстоятельства этой процедуры, которые влияют на установление степени вины собственника машины. Доказать факт передачи управления пьяному водителю довольно затруднительно, особенно при наличие грамотного адвоката. Определяющим фактором в этом случае является присутствие или отсутствие владельца автомобиля в момент остановки его инспектором ГИБДД и установления нетрезвого состояния водителя.

Если остановка машины и проверка состояния водителя происходили в отсутствие владельца транспорта, то доказать передачу руля хозяином машины будет трудно, если, конечно, нетрезвый водитель не признается в этом добровольно и это признание не будет зафиксировано в протоколе.

Но если владелец присутствовал в автомобиле в момент выявления пьяного состояния нарушителя, то доказать свою невиновность перед инспектором ГИБДД или судом владельцу авто будет уже довольно сложно. Уверения, что он не видел и не знал об употреблении алкоголя виновником в момент передачи управления, не будут приниматься в качестве весомых аргументов, а все другие оправдания будут оцениваться, как явные попытки уйти от ответственности.

Ситуация ещё осложняется и тем, что в большинстве случаев протокол о правонарушении по ст.12.8 ч.2 КоАП оформляется в отношении собственника автомобиля уже после состоявшегося судебного решения по непосредственному виновнику нарушения – нетрезвому водителю, которое является основанием для суда или должностного лица к привлечению к ответственности владельца машины.

Адвокаты советуют строить свою защиту на доказательстве невиновности водителя, управлявшего автомобилем в состояние алкогольного опьянения. Это делается для того, чтобы лишить суд возможности использовать против ответчика вступившее в силу судебное решение в отношении водителя. Тем самым также нейтрализуется вероятность того, что виновник правонарушения сможет потянуть за собой к ответственности собственника автомашины, что обычно чаще всего и происходит на практике.

В правильном выборе тактики и стратегии защиты существенную помощь могут оказать квалифицированные автоюристы. Чем раньше они подключатся к исполнению своих обязанностей, тем надёжнее и эффективнее будет выстроена защита от обвинения. Каждый конкретный случай требует индивидуального разбирательства и построения особой схемы защиты, готовых шаблонов не существует.

Пример из судебной практики

Сотрудниками ГИБДД была остановлена машина, в которой находились муж и жена. За рулём сидел супруг, а машина была оформлена на супругу. При проверке водителя был установлен факт его нетрезвого состояния. Хозяйку автомобиля обвинили в передаче управления нетрезвому мужу. В первой судебной инстанции она не смогла доказать свою невиновность, но подала апелляцию и дело разбиралось в Верховном Суде.

Адвокат оспорил на суде сам факт управления автомобилем своей подзащитной, доказывая тем самым, что она не могла добровольно передать руль своему мужу. Основным его доводом в невиновности хозяйки автомобиля служило то, что супруг был записан в страховом полисе в качестве водителя, имеющего допуск к управлению машины. Следовательно, фактически он имел право и мог свободно водить машину без разрешения супруги.

Дополнительным доводом защиты явилось показание жены в том, что ей было неизвестно про употребление алкоголя со стороны супруга перед поездкой, и внешне в его состоянии оно никак не проявлялось. Таким образом, по заявлению адвоката на суде первой инстанции доводы подзащитной не были рассмотрены должным образом или доказательно опровергнуты. Тем самым факт передачи руля пьяному мужу не установлен.

В результате Верховным Судом было отменено постановление суда первой инстанции, и дело о привлечении к ответственности владелицы автомобиля прекращено в связи с отсутствием факта правонарушения.