Мед ндс ставка

Мед ндс ставка

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

О применении льготной ставки НДС при ввозе и (или) реализации медицинских изделий

В соответствии с подпунктом 2.2-1 пункта 2 статьи 122 Налогового кодекса Республики Беларусь с 01.01.2021 при ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь медицинских изделий устанавливается ставка налога на добавленную стоимость в размере десять (10) процентов. Основанием для применения ставки налога на добавленную стоимость в размере десять (10) процентов является в отношении медицинских изделий включение сведений о них в Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Беларусь или в единый реестр медицинских изделий, зарегистрированных в рамках Евразийского экономического союза, либо наличие разрешения на реализацию и (или) медицинское применение незарегистрированных медицинских изделий, выдаваемого Министерством здравоохранения в порядке, установленном законодательством.

На основании Положения о государственной регистрации (перерегистрации) изделий медицинского назначения и медицинской техники, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 сентября 2008 года № 1269 (далее- Положение), не подлежит государственной регистрации и соответственно облагается налогом на добавленную стоимость при ставке 20% следующая продукция:

комплектующие, входящие в состав (комплектацию) других изделий медицинского назначения и медицинской техники, не имеющие отдельного номера государственной регистрации в регистрационном удостоверении и реализуемые отдельно;

сырье, материалы и комплектующие, предназначенные для производства изделий медицинского назначения и медицинской техники в Республике Беларусь;

запасные части, предназначенные для ремонта изделий медицинского назначения и медицинской техники.

В тоже время, в соответствии с п. 4 Положения медицинские изделия, входящие в состав (комплектацию) других изделий медицинского назначения и медицинской техники, но применяемые (реализуемые) отдельно, подлежат государственной регистрации.

В связи с вышеизложенным, для целей применения ставки налога на добавленную стоимость в размере десять (10) процентов к медицинским изделиям, сведения о которых включены в Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Беларусь, относятся:

I. Медицинские изделия (изделия медицинского назначения или медицинская техника), включающие в себя составные части, комплектующие, расходные материалы и принадлежности, поименованные в составе медицинского изделия в номере государственной регистрации изделия медицинского назначения и медицинской техники регистрационного удостоверения, при условии их ввоза и (или) реализации в составе комплекта.

Справочно: регистрационное удостоверение № ИМ-7.102954/2104 «Концентраторы кислорода «Оксимед» с принадлежностями, модель F7-1» — концентратор кислорода в комплекте с принадлежностями (одной или несколькими): катетером кислородным (канюлей назальной), диффузором кислородным, увлажнителем и др., указанными в номере государственной регистрации Мт-7.116450/7.003-2101, относится к медицинским изделиям.

II. Медицинские изделия (изделия медицинского назначения или медицинская техника) с общим наименованием в номере государственной регистрации изделия медицинского назначения и медицинской техники и с расшифровкой в его составе нескольких моделей, типов, каталожных номеров и т.п. в случаях ввоза и (или) реализации одного или нескольких из поименованных изделий.

Справочно:
1. регистрационное удостоверение № ИМ-7.108689 «Имплантаты стоматологические ADIN с принадлежностями: имплантат зубной Swell™» (номер государственной регистрации Мн-7.118343/7.007-2004) — изделия с каталожными номерами, перечисленными в составе, например, ID0642, ID0650, ID0660, ID0833 и т.д., являются медицинскими изделиями с общим наименованием в регистрационном удостоверении и перечислением каталожных номеров в составе;

2. регистрационное удостоверение № ИМ-7.108690 «Инструменты для установки дентальных имплантатов» — ограничители глубины погружения для сверла, отвертки под динамометрический ключ, отвертки хирургические и т.д., являются медицинскими изделиями с общим наименованием в регистрационном удостоверении и расшифровкой в его составе нескольких моделей, типов с перечислением каталожных номеров);

3. регистрационное удостоверение № ИМ-7.95384/1907 «Костыли и трости с принадлежностями РСТ РСФСР 736-86: костыли» (номер государственной регистрации Мн-7.114215/7.008-1904) — костыли опорные металлические для взрослых с устройством против скольжения и без; костыли опорные металлические подростковые с устройством против скольжения и без; костыли опорные металлические детские и др. являются медицинскими изделиями с общим наименованием в регистрационном удостоверении и расшифровкой в его составе нескольких моделей, типов медицинского изделия).

III. Расходные материалы и принадлежности к медицинским изделиям (одно или несколько наименований), ввозимые и (или) реализуемые отдельно от медицинского изделия, при условии выдачи отдельного регистрационного удостоверения или присвоения им отдельного номера государственной регистрации изделия медицинского назначения и медицинской техники в составе регистрационного удостоверения на медицинское изделие.

Справочно:
1. регистрационное удостоверение № ИМ-7.95384/1907 «Костыли и трости с принадлежностями РСТ РСФСР 736-86: принадлежности к тростям и костылям» — наконечники для тростей и костылей (диаметр, мм: 16, 18, 19, 22, 24, 28, 32, 38), устройства против скольжения (внешние) для тростей и костылей, чехлы мягкие на подмышечник и ручку костыля имеют отдельный номер государственной регистрации Мн-7.114215/7.010-1904 и являются медицинскими изделиями;

2. отдельное регистрационное удостоверение № ИМ-7.106310 «Материалы расходные к системам экстракорпоральной мембранной оксигенации» — резервуары, наборы для кардиплегии, наборы для сбора крови и прочие расходные материалы, поименованные в регистрационном удостоверении № ИМ-7.106310, являются медицинскими изделиями.

(письмо Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 7 мая 2021 № 16-10/8572)

Письмо Минфина России от 30.03.2021 № 03-07-14/22982

Документ полезен? m n

О применении ставки НДС 10% при реализации медицинских изделий в РФ.

В связи с письмом по вопросу применения ставки налога на добавленную стоимость при реализации на территории Российской Федерации медицинских изделий Департамент налоговой политики сообщает.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) операции по реализации медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Кодекса, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 10 процентов по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. Указанные положения применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику)), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их реализации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 688 (далее — Перечень).

Примечанием 1(1) к указанному Перечню предусмотрено, что коды ОКПД 2 приведенные в разделе II Перечня, применяются в отношении медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 г. — при представлении регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику)), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Читайте также  Образец заполнения формы р11001

Также Примечанием 2 к указанному Перечню предусмотрено, что для целей применения Перечня следует руководствоваться указанными кодами ОКПД 2 и наименованиями товаров с учетом примечаний 1 и 1(1).

Учитывая изложенное, при реализации медицинских изделий применяется пониженная ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов в случае соблюдения вышеназванных условий.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

О вопросах применения ставки НДС 10% по отдельным продовольственным товарам

О вопросах применения ставки НДС 10% по отдельным продовольственным товарам

С 01.01.2021 из перечня продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка НДС в размере 10% при их ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь, исключены такие позиции, как:

Код товара согласно ТН ВЭД ЕАЭС

Краткое наименование товара

маслосемена (соевые бобы, семена льна, семена рапса или кользы, семена подсолнечника)

морские и прочие водоросли, пригодные для употребления в пищу

Одновременно в 2021 году, как и прежде, сохранена преференция*, установленная подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 122 Налогового кодекса Республики Беларусь.

* Справочно. Ставка налога на добавленную стоимость в размере десять (10) процентов устанавливается при реализации произведенной на территории Республики Беларусь, а также при ввозе и (или) реализации на территории Республики Беларусь произведенной на территории государств — членов Евразийского экономического союза:

продукции растениеводства (за исключением цветоводства, декоративных растений);

дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей продукции;

продукции животноводства (за исключением пушнины);

Следовательно, с 01.01.2021, как и ранее, при реализации произведенной на территории Республики Беларусь, а также при ввозе и (или) реализации на территории Республики Беларусь произведенных на территории государств — членов ЕАЭС:

меда натурального (является продукцией пчеловодства , код 01.49.21.000 по ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», далее – ОКРБ 007-2012),

водорослей, пригодных для употребления в пищу** (только тех из них являются продукцией рыбоводства (не путать с рыболовством), код 03.00.64.ххх по ОКРБ 007-2012 ),

соевых бобов, семян льна, семян рапса или кользы, семян подсолнечника** (являются продукцией растениеводства , коды 01.11.81. xxx , 01.11.91.ххх, 01.11.93.ххх, 01.11.95.ххх по ОКРБ 007-2012 соответственно ), —

применяется ставка НДС в размере 10%.

Вышеназванная продукция (мед натуральный, соевые бобы, семена, водоросли), соответствующая указанным кодам по ОКРБ 007-2012, но произведенная в государствах, не являющихся членами ЕАЭС, с 01.01.2021 облагается налогом по ставке НДС в размере 20%.

**При этом обращаем внимание, что водоросли, пригодные для употребления в пищу, но по своим свойствам не соответствующие коду 03.00.64.ххх по ОКРБ 007-2012 (т.е. классифицируемые иными кодами, например, 10.20.34.310 «Капуста морская консервированная» по ОКРБ 007-2012 ), с 01.01.2021 облагаются по ставке НДС в размере 20% независимо от страны происхождения, так как являются не продукцией рыбоводства, а продукцией переработки (продукцией обрабатывающей промышленности). Также и семена подсолнечника, по своим свойствам не соответствующие коду 01.11.95.ххх по ОКРБ 007-2012 (т.е. классифицируемые иными кодами, например, 10.39.23.900 « Орехи и семена прочие, включая ореховые смеси, обжаренные, соленые или обработанные другим способом » по ОКРБ 007-2012 ), с 01.01.2021 облагаются по ставке НДС в размере 20% независимо от страны происхождения, так как являются не продукцией растениеводства, а продукцией переработки (продукцией обрабатывающей промышленности).

Медовый НДС – очень странная штука

Пчелы очень бы удивились, если бы узнали, насколько налогообложение результатов их кропотливого труда сложнее, чем сам процесс этого труда. Чтобы в этом убедиться, достаточно ознакомиться с письмом МНС от 26.02.2021 № 2-1-9/Оа-00229386, в котором разъясняются особенности обложения меда налогом на добавленную стоимость.

С 01.01.2021 из перечня продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка НДС в размере 10% при их ввозе в Беларусь и (или) при реализации на территории республики (приложение 26 к НК), исключена позиция «мед натуральный» (код ТН ВЭД ЕАЭС 0409 00 000 0).

Одновременно в 2021 году, как и прежде, сохранена преференция, установленная подп. 2.1 п. 2 статьи 122 НК – ставка НДС в размере 10% при реализации произведенной в Беларуси, а также при ввозе и (или) реализации на территории РБ произведенной на территории государств — членов ЕАЭС продукции пчеловодства.

Следовательно, с 1 января т.г. как и ранее, при реализации произведенного в республике, а также при ввозе и (или) реализации на территории Беларуси произведенного на территории стран ЕАЭС меда натурального (который является продукцией пчеловодства, код 01.49.21.000 по ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности») применяется ставка НДС в размере 10%.

Впрочем, при ввозе и (или) реализации меда натурального, произведенного в странах ЕАЭС, в т.ч. на территории Республики Беларусь, плательщик вправе вместо ставки НДС в размере 10% применить ставку НДС в размере 20% (п. 8 ст. 122 НК).

Мед натуральный (продукция пчеловодства), произведенный в государствах, не являющихся членами ЕАЭС (например, в Украине), с 01.01.2021 облагается налогом по ставке НДС в размере 20%, так как нормы подп. 2.1 и 2.2 п. 2 ст. 122 НК в отношении такой продукции не применяются.

Таким образом, учитывая позиции концерна «Белгоспищепром» и Минсельхозпрода, на практике, мед облагается НДС в следующем порядке.

Ситуация 1. Мед натуральный ввозится в Беларусь из России и Украины либо приобретается на территории Республики Беларусь у производителей и расфасовывается в мелкую тару для продажи потребителям. Никаких добавок (в т.ч. искусственного меда, сахара) готовый продукт не содержит.

Розлив, фасовка в банки, бутылки, флаконы, мешки, ящики, коробки и другие простые операции по упаковке или переупаковке, не направленные на изменение свойств, не относятся к переработке. Таким образом, фасованный в мелкую тару мед натуральный для продажи потребителям (в т.ч. путем нагревания), при условии отсутствия в нем добавок в виде сахара или любых других веществ, не является продукцией переработки, так как не приводит к его видоизменению.

Следовательно, обороты по реализации в Беларуси меда натурального происхождения государств — членов ЕАЭС (например, России, Беларуси), в т.ч. расфасованного в мелкую тару, который не содержит никаких добавок, облагаются НДС по ставке в размере 10% на основании подпункта 2.1 пункта 2 статьи 122 НК, поскольку такой мед является продукцией пчеловодства.

Тот же мед, произведенный в Украине, с 01.01.2021 г. облагается налогом по ставке НДС в размере 20%.

Ситуация 2. Мед натуральный ввозится в Беларусь либо приобретается на территории республики у производителей. Далее он подвергается нагреванию при невысокой температуре и взбиванию на специальном оборудовании. Готовая продукция именуется «крем-мед» и может быть с наполнителями (добавками) или без них.

Читайте также  Кто передает квартиру в жск

В процессе взбивания меда сахара, составлящие в нем до 80%, разбиваются на мелкие кристаллы, которые крупными уже не станут. То есть, взбивание меда позволяет избежать его кристаллизации. Таким образом, крем-мед – это мед натуральный, подвергнутый обработке, при которой изменяются природные свойства исходного продукта. В результате получается продукт переработки продукции пчеловодства.

Следовательно, обороты по реализации на территории Республики Беларусь крем-меда (с наполнителями и без них) облагаются НДС по ставке 20%, поскольку такой мед уже является не продукцией пчеловодства, а продуктом переработки.

НДС: нововведения 2021 года

О значимых налоговых поправках, пониженных ставках и о том, почему налоговые органы могут отказать в вычете

Налог на добавленную стоимость – косвенный налог, который знаком каждому бухгалтеру. Если компания применяет общую систему налогообложения, исчисление НДС и заявление вычета являются ежеквартальными заботами финансовой службы. Посмотрим, что нового в регулировании НДС появится в 2021 г.

Налоговые нововведения

1. С 2021 г. все операции по реализации товаров (работ, услуг), совершенные организациями, признанными банкротами, будут освобождаться от налога. Потому налогоплательщик после признания его банкротом будет обязан единовременно восстановить ранее принятый к вычету в рамках обычной деятельности НДС, связанный с пока не реализованными товарами (работами, услугами) 1 .

2. Перестанут облагаться НДС некоторые операции по реализации передачи на территории РФ:

  • исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных. Исключение – случаи, когда эти права состоят в возможности распространять рекламу в интернете, получать доступ к ней, размещать предложения в интернете о покупке или продаже товаров, работ, услуг, имущественных прав, осуществлять поиск информации о потенциальных клиентах, заключать сделки;
  • исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности;
  • неисключительных прав иностранному лицензиату, при этом место реализации таких услуг не территория России 2 .

3. Будет ограничен круг лиц, которые могут воспользоваться налоговыми преференциями. Это связано с тем, что станут облагаться НДС оказываемые после 1 января 2021 г. услуги по передаче прав на использование иностранного программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных 3 .

4. Ужесточаются правила налогового администрирования НДС. С 1 июля 2021 г., в случае выявления налоговым органом нарушения установленных контрольных соотношений при заполнении декларации по НДС и неустранения их в 5-дневный срок после получения уведомления налогового органа, такая декларация считается непредставленной, и налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ.

Также с 1 января возмещение НДС будет возможно только при отсутствии недоимок по всем налогам, включая региональные и местные (ст. 176 НК РФ). Ранее условием возмещения НДС являлось отсутствие недоимок только по федеральным налогам.

С 1 января розничные магазины при продаже товаров иностранным гражданам смогут оформлять чеки для компенсации сумм НДС в электронной форме 4 .

5. С 1 июля 2021 г. в НК РФ вводится механизм прослеживаемости товаров:

  • при реализации прослеживаемого товара налогоплательщики обязаны включать в счета-фактуры (в том числе корректировочные), составляемые исключительно в электронной форме, регистрационный номер декларации, номер партии прослеживаемого товара, единицы измерения и количество прослеживаемых товаров;
  • налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установит Правительство РФ;
  • у налоговых органов появилось право на истребование документов при обнаружении противоречий между данными деклараций и сведениями по прослеживаемости товаров 5 .

6. С 2021 г. сокращается перечень операций, облагаемых НДС по ставке 10%. Внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа облагают НДС по ставке 20% 6 . Исключением будут авиаперевозки:

  • в Крым, Севастополь и обратно;
  • Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно;
  • маршрут которых не предусматривает вылетов и посадок в Москве и Московской области.

Такие перевозки будут по-прежнему облагаться НДС по нулевой ставке.

Ставки НДС

В ст. 164 НК РФ предусмотрены три ставки НДС: 20%, 10% и 0%. Вся сумма НДС поступает в федеральный бюджет в полном объеме.

Применение ставки 0% во многих случаях связано с экспортом товаров, оказанием транспортно-экспедиционных услуг и услуг в сфере международных перевозок (в том числе водным, железнодорожным транспортом), оказанием услуг и выполнением работ во вспомогательных сферах, реализацией драгоценных металлов, припасов, вывезенных с территории РФ, товаров (работ, услуг) и имущественных прав при продаже их FIFA и дочерним организациям, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр.

Налогоплательщикам следует различать применение ставки 0% и освобождение от обязанности по уплате налога, поскольку документальное оформление отличается. Совершение ошибки (например, указание в документах «без НДС» вместо «0%») может повлечь возникновение проблем у компании или ее контрагентов.

Ставка 10% применяется при реализации:

  • продуктов питания согласно списку, предусмотренному в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ;
  • товаров для детей;
  • периодических печатных изданий, за исключением таких изданий рекламного и эротического характера;
  • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;
  • услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.

Реализация не перечисленных в п. 1 и 2 ст. 164 НК РФ видов товаров, работ и услуг облагается по ставке 20%.

Причины отказа в вычете: на что обратит внимание инспектор?

Рассматривая НДС, невозможно не упомянуть о вычетах сумм налога, уплаченных контрагентам.

В ст. 171, 172 НК РФ предусмотрены три обязательных условия для вычета по НДС:

  • наличие корректно оформленного счета-фактуры;
  • принятие к учету приобретенных товаров (работ, услуг);
  • использование в облагаемой НДС деятельности приобретенных товаров (работ, услуг).

Но даже при выполнении этих условий налогоплательщики иногда сталкиваются с отказом налоговых органов в предоставлении вычета. Чтобы обезопасить свою организацию, необходимо знать о причинах отказа:

  • нарушения, допущенные при оформлении документов (в том числе первичных), или отсутствие документов;
  • сомнения инспектора в реальности осуществленных операций;
  • нарушение контрагентами требований законодательства, касающихся НДС;
  • контрагенты имеют признаки компаний-однодневок.

Рассмотрим эти пункты подробнее.

Недочеты в документах

Часто налоговики настаивают на том, что отсутствие реквизитов или некорректное указание адреса контрагента, неполное наименование товаров препятствуют проверке сделки. Это значит, что в таких случаях налогоплательщики не смогут подтвердить право на вычет по НДС.

Вместе с тем не всегда ошибка мешает проверяющим. Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, которые не препятствуют налоговым органам при проведении проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг) и имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг) и имущественных прав, их стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю. Иными словами, если из содержания счета-фактуры можно определить, кто кому и что продает, то при отказе в вычете у налогоплательщика есть шанс оспорить такое решение. Даже ошибка в ИНН продавца не является причиной для отказа 7 .

Читайте также  96 закон об инвалидности в 2019

Дополнительно информацию счета-фактуры можно подтвердить первичными документами, например товарными накладными. При разрешении спора в судебном порядке судьи рассматривают все документы в совокупности.

Если же в счете-фактуре допущены ошибки, которые не позволяют проверяющим установить предмет сделки и участников, то оспорить отказ в вычете будет сложно. А в случае отсутствия этого документа заявлять вычет по НДС бессмысленно 8 .

Таким образом, необходимо проверять все документы, оформленные контрагентами. При обнаружении опечаток и даже несущественных недочетов нужно оперативно их устранить, поскольку даже если документы идеальны, инспектор может отказать в вычете по причине…

Сомнения в реальности совершенной сделки

Налоговые органы нередко приходят к выводу о том, что мелкие недочеты, допущенные при документальном оформлении сделок, являются не случайными опечатками, а следствием того, что фактически сделки не было и участники невнимательно заполняли документы.

Отказывая в вычетах, инспекторы считают, что покупатель мог и должен был знать об использовании для применения налогового вычета документов, не подтверждающих реальные хозяйственные операции. При этом доводы о последующей реализации продукции, приобретенной в оспариваемых сделках, могут быть отклонены судом 9 .

В случае получения подобных претензий налогоплательщику необходимо приводить доказательства реальности совершенной сделки.

Нарушение законодательства контрагентами

По этой причине налоговые органы регулярно отказывают в вычетах налогоплательщикам. И это несмотря на неоднократные разъяснения о том, что налогоплательщик не несет ответственности за недобросовестные действия третьих лиц и законодательство о налогах и сборах не обязывает его осуществлять контрольные функции по уплате НДС контрагентом, так как они относятся к деятельности налогового органа.

При этом в большинстве случаев суды не соглашаются с инспекторами. Одним из последних значимых судебных дел, где рассматривались подобные претензии, стало дело «Звездочки». Верховный Суд РФ изложил важные выводы относительно ситуации, когда права на вычет по НДС лишен налогоплательщик-покупатель, который не преследовал цель уклонения от налогообложения в результате согласованных с иными лицами действий, не знал и не должен был знать о допущенных ими нарушениях, действовал как разумный участник хозяйственного оборота. Суд отметил, что в таком случае лишение права на вычет означало бы применение к налогоплательщику меры имущественной ответственности за неуплату налогов иными лицами, хотя он не имел возможности предотвратить эти нарушения или избежать наступления их последствий 10 .

Можно предположить, что выводы Верховного Суда будут способствовать уменьшению количества отказов в вычетах и споров в связи с переносом на налогоплательщиков ответственности за нарушения их контрагентов.

Контрагент имеет признаки компании-однодневки

Как указала ФНС России 11 , под фирмой-однодневкой понимается юридическое лицо, которое не обладает фактической самостоятельностью, создано без цели ведения предпринимательской деятельности, обычно не представляет налоговую отчетность, зарегистрировано по адресу массовой регистрации и т.д.

Суть схемы с участием фирм-однодневок сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. Незаконная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему фирмы-однодневки.

Вместе с тем налоговые органы отказывают в вычете и тем налогоплательщикам, которые не используют подобные схемы для незаконной минимизации налогов. Избежать этого помогут следующие шаги:

  • проявляйте должную осмотрительность (проверяйте контрагентов: документы, их деловую репутацию, наличие возможности выполнить обязательства, наличие персонала, мощностей для хранения и т.д.);
  • храните электронную переписку с контрагентами;
  • оформляйте первичные документы согласно установленным правилам, чтобы было возможно проследить движение товара от продавца до покупателя, заявляющего вычет (включая посредников и транспортные компании);
  • если товары приобретаются у перепродавцов, обязательно запросите техническую документацию (сертификаты на товар при наличии, инструкции, копии таможенных деклараций, если товар импортный, и т.д.).

1 Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 320-ФЗ.

2 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

3 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ; письма Минфина от 9 сентября 2020 г. № 03-07-14/79116; от 20 ноября 2020 г. № 03-07-08/101332.

4 Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 220-ФЗ.

5 Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 371-ФЗ.

6 Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 83-ФЗ.

7 Постановления ФАС Уральского округа от 29 апреля 2014 г. № Ф09-1691/14 по делу № А60-25894/2013; АС Центрального округа от 27 мая 2019 г. № Ф10-1436/2019 по делу № А62-2031/2018.

8 Постановление АС Дальневосточного округа от 31 мая 2018 г. № Ф03-1719/2018 по делу № А51-14757/2017.

9 Постановление АС Уральского округа от 6 марта 2017 г. № Ф09-12453/16 по делу № А60-35706/2016.

10 Определение ВС РФ от 14 мая 2020 г. № 307-ЭС19-27597.

11 Письмо ФНС России от 24 июля 2015 г. № ЕД-4-2/13005@.