Новый законопроект о использовании земельного участка

Новый законопроект о использовании земельного участка

Архангельским областным Собранием депутатов во втором чтении принят проект закона, позволяющего расширить направления использования денежной выплаты, предоставляемой многодетным семьям взамен земельного участка.

С 1 июля 2019 года денежная выплата в размере 210 тысяч рублей однократно предоставляется многодетным семьям региона взамен земельного участка. Средства имеют целевой характер и предоставляются только по направлениям, определенным областным законодательством. Однако нередко данную меру поддержки северяне хотели бы использовать на иные цели, которые областным законом не предусмотрены. Принятый законопроект расширит направления использования денежной выплаты многодетными семьями.

Среди таких целей значатся приобретение долей в праве общей собственности на жилое помещение (уплата первоначального взноса, погашение основной суммы долга и (или) уплата процентов по кредитам (займам), в том числе ипотечным, на приобретение доли (долей) в праве общей собственности на жилое помещение); реконструкция жилого помещения, пристройка жилого помещения к имеющемуся жилому дому, а также подключение индивидуального жилого дома к сетям инженерно-технического обеспечения.

Еще одно новшество – вводятся дополнительные требования к жилым помещениям, на приобретение которых предоставляется денежная выплата взамен земельного участка.

Согласно законопроекту, такие жилые помещения не должны быть расположены в цокольном, полуподвальном этаже, а также в жилом доме, признанном непригодным для проживания, или многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В случае приобретения на денежную выплату индивидуального жилого дома эти объекты недвижимости не должны быть признаны непригодными для проживания.

Также упрощается процедура подачи заявления на предоставление земельного участка. Многодетные семьи смогут подать такое заявление через многофункциональные центры либо Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Еще одно важное нововведение: многодетным семьям предоставляется право аренды ограниченных в обороте земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, взамен предоставления им земельных участков в собственность бесплатно. Это дает семьям возможность выбрать наиболее привлекательный и удобный для них участок, а не ограничиваться только лишь предложениями из «бесплатного» списка. В случае расторжения договора аренды по инициативе арендодателя у семьи есть право получить арендуемый участок в собственность бесплатно.

Конкретизируются и иные гарантии бесплатного предоставления земельных участков. Так, законопроектом предлагается сохранить право семьи на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства при достижении одним или несколькими детьми возраста 18 лет, а также в случае смерти ребенка или признании его безвестно отсутствующим.

Исключение составляют случаи, когда смерть ребенка в многодетной семье наступила в результате виновных действий (бездействия) одного из родителя (обоих родителей), одного из усыновителей (обоих усыновителей).

Пресс-служба Губернатора и Правительства Архангельской области

Ведение садоводства по новым правилам

Садоводы-индивидуалы больше не будут заключать договоры с СНТ для пользования общим имуществом, а станут уплачивать взносы

До 2019 г. садоводы-индивидуалы, желавшие использовать общее имущество садоводческого некоммерческого товарищества, заключали с ним договоры. С 1 января этого года вступил в силу новый Закон о садоводстве и огородничестве. Согласно ему садоводам-индивидуалам не придется заключать договоры с товариществом, однако они должны будут уплачивать взносы. Давайте разберемся, что делать с ранее заключенными договорами; как узнать, почему установлена та или иная сумма взносов; что делать, если она завышена; и какие преимущества садоводам дает новый закон.

Кто относится к садоводам-индивидуалам?

Как по ранее действовавшему Закону о садоводстве и огородничестве 1 , так и по новым правилам 2 , которые начали действовать с 1 января 2019 г., садоводами-индивидуалами считаются граждане, которые ведут садоводство в индивидуальном порядке. Фактически к ним относятся лица, которые владеют участками на территории садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ), но не желают вступать в него.

К примеру, человек, достигший 18 лет, приобрел земельный участок для выращивания яблонь на территории СНТ, но членом товарищества он так и не стал. Для того чтобы вступить в СНТ, ему нужно будет обратиться к председателю товарищества, на территории которого расположен его земельный участок, и подать заявление на вступление в члены СНТ с приложением копий паспорта и документов, подтверждающих приобретение земельного участка, например договора купли-продажи.

Зачем садоводы-индивидуалы заключали договоры с СНТ, если планировали использовать общее имущество?

Садоводы-индивидуалы так же, как и садоводы, являющиеся членами СНТ, вправе использовать общее имущество товарищества за плату. К такому имуществу относятся дороги, сети электроснабжения (подстанция, если ею пользуются только члены товарищества, провода, столбы), сети водоснабжения (водонапорная башня или емкости, насосы (скважина), трубы).

Ранее садоводы-индивидуалы заключали договоры с СНТ, если планировали использовать общее имущество товарищества в своих целях. Такие договоры назывались «О порядке пользования объектами инфраструктуры и иным имуществом общего пользования садоводческого некоммерческого товарищества при ведении садоводства в индивидуальном порядке». Без договоров садоводы-индивидуалы не вправе были пользоваться общим имуществом, поскольку они не члены СНТ, а имущество общего пользования является собственностью товарищества.

Право на заключение таких договоров с СНТ гарантировалось в ч. 2 ст. 8 действовавшего ранее Закона о садоводстве и огородничестве (от 15 апреля 1998 г. № 66). В договоре предусматривались его наименование и предмет – то, ради чего он заключался, права и обязанности сторон, их реквизиты, порядок расчетов и дата вступления договора в силу. Ставилась печать, стороны подписывали документ и оставляли себе по одному экземпляру.

В случае возникновения конфликтных ситуаций, например если садоводу-индивидуалу отказали в пользовании дорогой, корректно составленный договор защищал стороны. Скажем, товарищество могло ссылаться на то, что садовод-индивидуал не уплачивал суммы, предусмотренные договором, а садовод-индивидуал – на обязанность товарищества не препятствовать ему в реализации своих прав.

Если товарищество не предлагало заключить садоводу-индивидуалу договор (например, в связи с тем, что он редко приезжает на свой садовый участок), он вправе был обратиться в суд с исковым заявлением о понуждении СНТ к заключению договора.

Почему изменили порядок использования общего имущества?

Ранее по закону садоводы-индивидуалы, желавшие использовать общее имущество товарищества, не обязаны были заключать договоры с СНТ. Это было их правом. И в то же время они не могли пользоваться общим имуществом без заключения таких договоров. Соответственно, на практике речь шла об обязанности заключать договоры, хотя по закону это было всего лишь правом 3 . Вопросы о праве и обязанности садоводов-индивидуалов приходилось решать в суде, поскольку каждый случай всегда индивидуален.

Так сложилась противоречивая ситуация. Одни суды считали, что садоводы-индивидуалы обязаны заключать договоры с товариществом, ведь им в любом случае приходится пользоваться общим имуществом СНТ, а договор подразумевает оплату. Соответственно, если нет договора, то нет и оплаты. Договор в этом случае подтверждал реализацию садоводом-индивидуалом своего права на пользование общим имуществом. Без заключения договора садовод-индивидуал не вправе был использовать это имущество.

Другие суды, напротив, приходили к выводу об отсутствии такой обязанности: если кому-то из садоводов-индивидуалов не нужно имущество общего пользования, почему он тогда должен платить, как остальные?

Противоречивую ситуацию разрешил новый Закон о садоводстве и огородничестве.

Вместо заключения договора придется уплачивать взносы?

В новом законе не предусмотрено заключение договоров садоводами-индивидуалами, но определена их обязанность платить взносы. Новелла о взносах коснется каждого гражданина, не желающего вступать в товарищество. Новый закон обязывает любого собственника земельного участка, входящего в состав товарищества, уплачивать взносы, установленные правлением, независимо от наличия членства в товариществе. При этом взносы могут быть либо одинаковыми для каждого владельца земельного участка, либо пропорциональными площади участка – в зависимости от решения членов правления товарищества, согласно п. 21 ч. 1 ст. 17 нового Закона о садоводстве и огородничестве. Важно отметить, что до сих пор законодательно не урегулированы порядок исчисления, размер и механизм уплаты взносов в СНТ. Кроме того, в уставе товарищества могут быть определены порядок взимания и размер пеней в случае несвоевременной уплаты взносов.

Читайте также  Обязанности всех работников

Как узнать, каким образом устанавливается размер взносов?

Размер членских взносов не может быть определен произвольно. Он должен иметь финансовое обоснование. Обоснованность размера взносов, взимаемых с садоводов-индивидуалов, должна подтверждаться расчетом. Его подготовкой занимается правление товарищества. Утверждается такой документ общим собранием членов товарищества.

По просьбе садовода-индивидуала товарищество должно выдать ему этот расчет и отказать не вправе. В связи с тем, что садоводы-индивидуалы теперь обязаны платить взносы на содержание общего имущества СНТ, в силу п. 6 ч. 3 ст. 11 нового Закона о садоводстве и огородничестве они имеют право знакомиться с финансово-экономическим обоснованием размера взносов. На основании этого же пункта садоводы-индивидуалы вправе получать заверенные печатью товарищества и подписью его председателя копии финансово-экономического обоснования размера взносов. Они предоставляются по заявлению садовода за плату, размер которой устанавливается решением общего собрания членов товарищества.

Ответственным лицом за ведение делопроизводства в товариществе является его председатель. Поэтому обращаться за получением финансово-экономического обоснования размера взносов нужно именно к нему.

Что делать, если СНТ отказывает в выдаче обоснованного расчета суммы взносов?

Товарищество может не предоставлять сведения садоводу-индивидуалу, которые его не касаются. Но в данном случае речь идет об информации, затрагивающей обязанность садовода-индивидуала вносить взносы. Обоснованный расчет не содержит данные о расходовании денежных средств товариществом, а указывает на целесообразность установления размера взносов. Поэтому на основании того же п. 6 ч. 3 ст. 11 нового Закона о садоводстве и огородничестве СНТ не вправе отказать садоводу-индивидуалу в его выдаче.

В случае отказа предоставить обоснованный расчет садовод-индивидуал может обратиться в прокуратуру в связи с нарушением товариществом закона о садоводстве и огородничестве. Также он может написать в СНТ претензию, касающуюся обоснованности размера начисления взносов. Полученная информация может пригодиться садоводу-индивидуалу, если он пожелает обратиться в суд.

Если садовод не хочет платить взносы, придется идти в суд?

Если возник конфликт по поводу уплаты взносов и пеней, вопрос может быть решен сразу в судебном порядке. Например, садовод-индивидуал вправе обратиться в суд, если сумма взносов завышена. Но суд примет его сторону, только если он докажет свою правоту. Это можно сделать следующим образом.

Садовод-индивидуал должен подать исковое заявление, в котором нужно просить уменьшить сумму взносов. К нему необходимо приложить доказательства. Это обоснованный расчет суммы взносов, который следует получить в СНТ, а также пояснения к нему: почему садовод-индивидуал считает его необоснованным – возможно, в расчете есть ошибки и неточности. Если в суде они будут выявлены, то сумма должна быть уменьшена. Таким образом, садовод-индивидуал должен выяснить, как производится расчет суммы взносов, по каким формулам и по какому принципу. Эти пояснения можно написать в исковом заявлении – суд будет рассматривать их в качестве доказательств (объяснения сторон). Также их можно написать на отдельных листах, которые будут поданы в качестве приложения к исковому заявлению. Но тогда в иске важно недвусмысленным образом сослаться на это приложение, чтобы суд и другая сторона спора сразу же смогли найти оспариваемую информацию.

Другими важными доказательствами могут быть приходные кассовые ордера СНТ, чеки, квитанции и иные письменные документы, подтверждающие перечисление взносов.

Свидетельские показания, аудио- и видеозаписи в данном случае также могут быть учтены судом. Однако в подобных делах большая роль традиционно отводится письменным доказательствам, которые однозначно подтверждают факт уплаты взносов.

Для получения информации, подтверждающей уплату взносов, суд может истребовать информацию путем направления запросов в банк и иные органы. Но это целесообразно, если садовод-индивидуал самостоятельно не может получить запрашиваемые сведения. Например, в связи с потерей чеков, подтверждающих перевод суммы взносов на расчетный счет в СНТ безналичным способом. Во внесудебном порядке получить эту информацию будет весьма затруднительно, особенно если речь идет о давно прошедших периодах.

В каком случае суд займет сторону товарищества, а садовод окажется неправ?

Если садовод-индивидуал не сослался на норму закона, на основании которой суд может занять его сторону; не представил доказательства, подтверждающие его правоту (не смог обосновать неправомерность начисления взносов; предоставил суду не все документы (квитанции, чеки и т.п.), подтверждающие оплату); не смог грамотно отстоять свою позицию в суде.

Люди, которые редко посещают судебные заседания, зачастую не знают, как правильно себя вести в суде, забывают важную информацию и не представляют необходимые доказательства. Конечно, решение суда можно обжаловать в вышестоящую судебную инстанцию. Но все же лучше обратиться к квалифицированному адвокату, который окажет помощь и минимизирует возникшие проблемы с СНТ.

Каковы преимущества и недостатки нового закона?

Раньше садоводы-индивидуалы могли не платить за общее имущество, если они им не пользовались, теперь же обязали платить всех. Уплаченные взносы идут на содержание общего имущества СНТ.

Однако новый закон дает и явные преимущества садоводам-индивидуалам: поскольку они теперь платят взносы, у них появилось право голосования на общем собрании. То есть все владельцы участков на территории товарищества смогут проголосовать по двум основным блокам вопросов, которые касаются принятия приходно-расходной сметы, утверждения взносов и оформления земельных участков общего пользования.

Кворум сейчас по-прежнему сохраняется: общее собрание считается правомочным, если в нем приняли участие более 50% участников из членов товарищества. Таким образом, пришли садоводы-индивидуалы или не пришли – это их право, но если пришли, то по двум основным вопросам товарищество обязано учитывать их голоса. Оно же определяет порядок учета голосов.

Отметим также, что теперь заключать договоры с товариществом не нужно. Значит, будет меньше бумажной волокиты. Однако, когда заключались договоры об использовании общего имущества, можно было дополнительно прописать условия, устраивающие одновременно две стороны (допустим, особенности оплаты – полная, частичная и т.п.), а теперь все урегулировано законодательно. С одной стороны, это не очень удобно, ведь дополнительные условия предусмотреть нельзя. А с другой – теперь порядок един для всех.

Как быть с ранее заключенными договорами?

Перезаключать либо изменять существующие договоры не нужно. Они будут действовать до 1 января 2020 г., если стороны не предусмотрели меньший срок действия договора. После этой даты садоводы-индивидуалы начнут уплачивать не платежи по договору, а взносы на оплату имущества общего пользования.

Отметим, что по действующему гражданскому законодательству односторонний отказ от исполнения договора недопустим. Поэтому если, например, садоводу-индивидуалу выгоднее платить взносы в соответствии с новым законом, чем с условиями договора, раньше прекратить его действие нельзя. Это возможно, только если право на односторонний отказ предусмотрено в договоре либо достигнуто соглашение между сторонами о прекращении его действия.

1 Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

2 Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3 Этот вывод следует, например, из п. 2.7 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010–2013 гг. (утв. Президиумом ВС РФ 2 июля 2014 г.), Апелляционного определения Свердловского областного суда от 14 июля 2015 г. по делу № 33-10001/2015, а также из иных судебных актов.

Готовятся изменения правового режима земель в границах особо охраняемых природных территорий

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что Государственная Дума ФС РФ рассматривает в первом чтении два законопроекта, предусматривающие устранение ограничений оборотоспособности земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий (ООПТ), а также предоставление Правительству РФ полномочий по изменению границ нацпарков.

Читайте также  Форма собственности по окфс для ооо

На сайте Госдумы размещены два законопроекта, которые предполагают существенное изменение правового режима земель и земельных участков в границах ООПТ:

Разработчики законопроектов – ряд депутатов Госдумы и члены Совета Федерации. В пояснительных записках к законопроектам отмечается, что в настоящее время на территориях ООПТ находится значительное количество населенных пунктов различных уровней. Из-за строгого природоохранного режима ООПТ на проживающих в их границах граждан распространяется ряд запретов. Так, к примеру, указывается, что лица, владеющие домами и постройками на территориях нацпарков, не имеют возможности приобрести земельные участки, занятые указанными домами и постройками.

Законопроект № 974393-7

В соответствии с Законом об особо охраняемых природных территориях,[1] на территориях нацпарков выделяются зоны хозяйственного назначения, в которых разрешена деятельность, направленная на обеспечение жизнедеятельности граждан, проживающих на территории нацпарков.[2]

Законопроектом № 974393-7 предлагается внести в указанный закон, а также в Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) поправки, предусматривающие, что земельные участки в границах зон хозяйственного назначения нацпарков на территориях населенных пунктов не будут изыматься из оборота и могут быть переданы в собственность субъектов РФ и муниципальных образований, а также предоставлены гражданам и юридическим лицам.[3]

Действующее законодательство предусматривает, что земли и земельные участки нацпарков находятся исключительно в федеральной собственности, изъяты из оборота и не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах нацпарков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли нацпарков и не нарушает режим их использования.[4]

Разрешенное использование указанных земельных участков будет определяться в соответствии с положением о соответствующем нацпарке, которое устанавливает конкретные особенности, зонирование и режим нацпарка.[5] Законопроект не исключает предоставления указанных земельных участков, в частности, для ведения садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или жилищного строительства, если это согласуется с положением о нацпарке.[6]

Проектируемые нововведения направлены на снятие запрета на предоставление земельных участков, расположенных в зонах хозяйственного назначения нацпарков, и введение возможности строительства на подобных земельных участках.

Одновременно законопроект № 974393-7 предусматривает, что Правительству РФ будут предоставлены полномочия принимать следующие решения:[7]

  • об изменении границ нацпарков;
  • о расширении территорий нацпарков;
  • о создании нацпарков;
  • об исправлении технических ошибок в определении границ нацпарков.

В настоящее время законодательство не предусматривает возможности изменять границы нацпарков. При этом, допуская такое изменение границ, законопроект № 974393-7 не содержит перечень конкретных случаев, когда оно возможно, однако устанавливает, что соответствующие решения должны приниматься после проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.[8]

Законопроект № 909679-7

Сходный предмет регулирования имеет законопроект № 909679-7, целью принятия которого также является устранение ограничений оборотоспособности земельных участков, расположенных в населенных пунктах на территориях ООПТ. При этом, в отличие от законопроекта № 974393-7 проектируемые поправки затронут правовой режим земель и земельных участков, расположенных не только в нацпарках, но и на прочих ООПТ.[9]

Законопроект № 909679-7 предлагает закрепить в ЗК РФ подход, согласно которому земли и земельные участки в границах населенных пунктов на территориях ООПТ будут относиться к землям населенных пунктов,[10] то есть землям, которые используются и предназначены для застройки и развития населенных пунктов.[11]

Согласно законопроекту № 909679-7, населенные пункты должны быть включены в состав зон частичного хозяйственного использования ООПТ, которые, в свою очередь, будут входить в зоны хозяйственного назначения.[12]

Законодательство не содержит понятия «зона частичного хозяйственного использования». Вместе с тем, п. 3 ст. 95 ЗК РФ упоминает о специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель ООПТ, на которых допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

О чем подумать, что сделать

Концепция обоих законопроектов была поддержана профильными комитетами Госдумы с учетом необходимости их доработки, в том числе в части согласования указанных законопроектов между собой.

В связи с этим лицам, проживающим на ООПТ, а также планирующим осуществлять хозяйственную деятельность на указанных территориях, необходимо учитывать, что после доработки указанных законопроектов они, вероятно, будут приняты.

Помощь консультанта

Специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» в режиме реального времени отслеживают все изменения действующего законодательства и готовы оперативно проконсультировать вас по любым вопросам, связанным с владением и пользованием земельными участками на территориях ООПТ.

[1] Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

[2] Подпункт «д» п. 1 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

[3] В настоящее время такая передача прямо запрещена подп. 2 п. 2 ст. 39.30 ЗК РФ.

[4] Подпункт 1 п.4 ст. 27, п. 6 ст. 95 ЗК РФ.

[5] Подпункт 2.3 п. 2 ст. 2 законопроекта № 974393-7.

[6] Пункт 3 ст. 1 законопроекта № 974393-7.

[7] Пункт 2 ст. 1 законопроекта № 974393-7.

[8] Пункт 2 ст. 1 законопроекта № 974393-7.

[9] Пункт 1 ст. 1 законопроекта № 909679-7.

[10] Подпункт «б» п. 2 ст.1 законопроекта № 909679-7.

[11] Пункт 1 ст. 83 ЗК РФ.

[12] Подпункт «б» п. 2 ст.1, подп. «а» п. 5 ст. 3 законопроекта № 909679-7.

Гаражная амнистия: вопросы и ответы

Большинство ГСК в СССР было организовано в 70–80-е годы прошлого века. Они появлялись при заводах, учреждениях, совхозах или просто создавались группами инициативных автолюбителей. Организовывали их по образцу дачных и жилищных кооперативов, гаражи считались коллективной собственностью пайщиков.

Разномастные блоки для машин (чаще мотоциклов) строили из того, что нашел хозяин, часто без строгого плана. Хорошо, если удавалось соблюсти одинаковую площадь боксов и хоть какое-то единообразие фасадов.

Дело в том, что в большинстве старых кооперативов отсутствуют акты ввода в эксплуатацию объектов. А без них членам ГСК невозможно зарегистрировать право собственности и получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости.

Отсюда нетрудно сделать вывод: граждане пользуются такими гаражами на птичьих правах, что не позволяет им распорядиться своей недвижимостью, например, законно продать или передать по наследству.

Новый закон позволит россиянам в упрощенном порядке стать полноправными собственниками таких объектов недвижимости.

Куда обращаться за амнистией

Первое условие, которое диктует новый закон, — гараж должен быть построен как постоянный объект, то есть иметь фундамент и капитальные стены.

При этом неважно, является ли гараж сблокированным или самостоятельным сооружением. Даже если бокс имеет общие стены с соседними помещениями, закон признает его отдельным строением.

Гараж должен быть размещен на земле, находящейся в государственной или муниципальной собственности. Если участок уже принадлежит частнику или состоит в коллективном владении, предстоит разбираться с собственником.

Гараж должен быть одноэтажным, иметь один въезд и использоваться только для личных нужд. У автолюбителей, построивших над своим боксом дополнительный этаж, с упрощенной регистрацией могут возникнуть проблемы.

Гаражи, расположенные на разных уровнях на одном земельном участке, признаются отдельными сооружениями. Общую землю под ними владельцы смогут оформить в долевую собственность.

Хозяину необходимо доказать, что объект построен до принятия Градостроительного Кодекса, то есть до 30 декабря 2004 года.

Гараж не должен быть признан самовольной постройкой по решению суда или органа местного самоуправления.

Кто не сможет воспользоваться упрощенной процедурой регистрации
Амнистия не распространяется на подземные паркинги и гаражи, возведенные в рамках долевого строительства многоквартирного дома, а также пристройки к офисным и промышленным зданиям.

Нельзя будет воспользоваться упрощенной и бесплатной процедурой регистрации, если гараж является частью конструкции жилого или садового дома.

Под амнистию не попадают гаражи, которые используются в коммерческих целях. Например, их переделали под мастерскую или автосервис.

Если участок, на котором расположен гараж, отнесен к категории земель, ограниченных в обороте, то он может быть предоставлен гражданам только в аренду.

Читайте также  Постановление о выслуге лет педагогам

Список земель, на которые накладываются ограничения, обширен. Самое распространенные случаи — если гараж расположен в санитарно-защитной или водоохранной зоне, на территории лесного фонда и землях сельхозназначения, на участках, зарезервированных для муниципальных и государственных нужд.

Сносить такие гаражи, возможно, не будут, но оформить землю в собственность не получится.

Амнистируют ли металлические гаражи?

Обоюдная выгода

Уже слышны недовольные замечания, что амнистия затеяна для того, чтобы заставить людей платить больше налогов. И это правда. Государство заинтересовано, чтобы бюджет пополнялся. Однако заинтересованность граждан еще выше. Например, если на месте гаража запланируют построить дорогу, власти без всякого возмещения изымут у автолюбителя его землю и, соответственно, все, что на ней стоит. Просто потому, что законного подтверждения владения этим имуществом и участком не имеется.

Без права собственности одновременно и на строение, и на землю гараж нельзя будет продать, подарить, завещать, передать по наследству и вообще провести какие-то манипуляции, как и с любой недвижимостью.

Гражданам предлагается включить режим стратегического планирования и подумать о будущем. Жизнь меняется очень быстро, и неизвестно, какие выгоды ждут тех, кто сейчас воспользуется моментом и получит безвозмездно в собственность пусть даже небольшой земельный участок.

Самый простой пример: кто бы мог подумать лет 20–30 назад, что на месте огородных массивов будут строиться жилые кварталы? А ведь садоводам выплатили неплохие деньги за их участки. Конечно, лишь тем, кто изначально озаботился оформлением земли и построек или воспользовался дачной амнистией.

Как подчеркнула руководитель управления Росреестра по Удмуртской Республике Фарида Зворыгина, сегодня у большинства гаражных кооперативов земля находится либо в аренде, либо на праве бессрочного пользования. В любой момент муниципалитет может вернуть эту территорию для своих нужд. Гаражная амнистия позволит навсегда закрепить за владельцами гаражей право собственности.

Жители Арктической зоны смогут бесплатно и в упрощенном порядке получить земельные участки

В соответствии с поручением вице-премьера РФ Юрия Трутнева подготовлен законопроект, который позволит россиянам бесплатно получить земельные участки в Арктической зоне страны для строительства жилого дома или ведения любой экономической деятельности. Изначально с такой инициативой выступили власти ряда арктических регионов.

«Опыт распространения упрощённого механизма получения земли на Дальнем Востоке показал его простоту, эффективность и востребованность. Дальневосточники берут землю, чтобы строить жильё и воплощать свои предпринимательские идеи. Безусловно, это актуально и для жителей арктических территорий – соответствующие предложения поступили к нам из ряда регионов», — прокомментировал вице-премьер РФ Юрий Трутнев.

По сведениям арктических региональных властей, в условиях ограничительных мер, направленных на сдерживание коронавирусной инфекции, у городского населения значительно вырос спрос на загородные земельные участки и индивидуальные жилые дома. Также актуальность упрощения системы предоставления земли возрастает, считают в арктических регионах, так как до конца лета ожидается вступление в силу законов о господдержке предпринимательской деятельности в Арктике. Это даст стимул местному населению заняться бизнесом на своем земельном участке. В итоге Правительство России, принимая во внимание информацию об обращениях, поддержало просьбу регионов, дав поручение подготовить соответствующий законопроект.

«Распространение механизма, который успешно показал себя на Дальнем Востоке, упрощенного и безвозмездного предоставления земельных участков на Арктическую зону будет очень долгожданной мерой для Мурманской области. В последние годы у нас существенно выросли объемы индивидуального жилищного строительства, многие северяне стремятся строить частные дома. Это точно послужит фактором привлечения новых жителей в Арктику, в том числе и для ведения малого бизнеса. Особенно, если учесть «арктические льготы» для бизнеса и беспрецедентное снижение налоговых ставок для представителей малого и среднего предпринимательства на три года, которые мы приняли в этом году на региональном уровне. Мы поддерживаем эту инициативу», — сообщил губернатор Мурманской области Андрей Чибис.

В Арктической зоне России проживает 2,5 миллиона человек, причем 90% из них живут в городах. И довольно крупных — в Мурманске, Архангельске, Норильске. Границы многих из них сужаются вследствие оттока населения, при этом базовая инфраструктура сохраняется. Это хорошая возможность для развития индивидуального жилищного строительства вокруг них.

«Сегодня у регионов есть дополнительные возможности наращивать темпы строительства жилья, создавать комфортную городскую среду, развивать медицину. Этому существенно способствует поддержка, которую оказывают федеральные власти в рамках национальных проектов. Поправки в федеральный закон о распространении упрощённого механизма получения земли на Арктическую зону РФ станет дополнительным стимулом для того, чтобы люди оставались на Севере. Это возможность и строить дома на земле, которую человек может получить бесплатно, и вести свой бизнес. Сегодня правом бесплатного получения земли под строительство жилья обладают многодетные семьи, при этом у людей есть право выбора – получить взамен участка денежную компенсацию. С внесением поправок в закон мы, по сути, даем неограниченному числу северян возможность не только решить вопрос строительства жилья, но и реализовать планы по ведению собственного бизнеса, в том числе в сфере сельхозпроизводства. В совокупности с теми беспрецедентными мерами поддержки малого и среднего бизнеса, которые сегодня приняты по инициативе Президента и Правительства РФ, региональными органами власти, принятие поправок к закону, инициированных Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, даст дополнительный импульс развитию арктических территорий. Поддерживаем полностью», — рассказал временно исполняющий обязанности губернатора Архангельской области Александр Цыбульский.

Чтобы не создавать новый закон, было решено внести поправки в федеральный закон № 119 (о «дальневосточном гектаре»). Но некоторые позиции у Дальнего Востока и Арктики различаются. Например, регионам Арктики предлагается установить границы выделения участков таким образом, что разрешенные территории могут захватывать и черту самого города. На Дальнем Востоке же власти создают «буферные зоны», где участки брать нельзя. В целом, в Арктике именно власти каждого субъекта, по согласованию с общественным советом Арктической зоны, будут решать, какие земли «открыть» для предоставления.

«Важно дать людям возможность выбрать ту землю, которая им действительно нужна и которую будет легко освоить, причем необходимо учесть интересы коренных малочисленных народов. Именно для этого мы предлагаем новый механизм, по которому местные органы власти будут определять, какие земли открывать для предоставления участков. И безусловно, как и на Дальнем Востоке, местные жители смогут воспользоваться приоритетным правом первыми взять землю – для этого будет предусмотрен специальный период», — прокомментировал генеральный директор Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике Сергей Ховрат.

Право на получение земельных участков в первые 6 месяцев действия реализации закона на территории Арктики будут иметь граждане, зарегистрированные в соответствующих субъектах и муниципальных образованиях, а по истечении этого периода такое право появится у любого гражданина России, а также у участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Получить бесплатно можно будет участок земли размером до 1 гектара сроком на 5 лет, а затем оформить в собственность или долгосрочную аренду. Использовать землю можно для строительства жилого дома или ведения любой экономической деятельности, включая создание приусадебного хозяйства, оказание различных видов услуг, в том числе туристических, и т.д.

Предоставление участков будет осуществляться по федеральному закону № 119, поправки в который и предлагается внести. Участки будут предоставляться только на сухопутной территории Арктики. Это три региона полностью: Мурманская область, Ненецкий автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ, и в 23 муниципальных районах Красноярского края, Архангельской области, Республиках Коми и Карелия. Чукотский автономный округ и арктические муниципалитеты Якутии в этот список не войдут, так как земля там выдаётся, как на Дальнем Востоке.