Облагается ли ндс право на технологию

Разъяснения Минфина

Контакты для СМИ

Наталья Рыкова
PR-Директор

28 ноября 2007г. Ассоциация АП КИТ обратилась в Минфин РФ с просьбой о получении официальных разъяснений от Министерства финансов РФ в связи со вступлением в силу с 01 января 2008 г. статьи 1 Федерального Закона от 19.07.2007 N 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности», изменится применение норм Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – «НК РФ»). АП КИТ просила дать разъяснения по вопросам применения норм НК РФ, касающихся операций, не подлежащих обложению НДС.

29 декабря получен ответ за подписью Статс-секретаря заместителя министра финансов С.Д.Шаталова (исх. № 03-07-11/648)

(нажмите на изображения для увеличения или скачивания)

В письме АП КИТ были заданы такие вопросы:

  1. Организация осуществляет деятельность по изданию и распространению экземпляров программ для ЭВМ, в частности компьютерных игр. Разработка компьютерных игр может осуществляться штатными сотрудниками организации-издателя, но чаще разработка программы в целом или ее отдельных частей заказывается иным специализированным организациям.
    По договорам заказа, данные организации выполняют работы, результатом которых являются различные объекты, предусмотренные техническим заданием, и способные к правовой охране: программный продукт в целом или отдельные программные модули, динамические библиотеки и т.п. В условиях указанных подрядных договоров, как правило, зафиксировано, что исключительное право на создаваемый результат возникает у заказчика, т.е. у организации-издателя. Сам исполнитель может использовать создаваемый результат только с разрешения заказчика. В случае отсутствия в договоре условия о принадлежности исключительного права на результат, применяется норма п. 1 ст. 1296 ГК РФ, согласно которой, если иное не установлено договором, исключительное право на программу, разработанную по заказу, принадлежит заказчику. При этом оплата работ производится поэтапно, и даже в случае недостижения конечного результата в виде сдачи готовой программы, заказчик обязан возместить расходы исполнителя, понесенные в связи с выполнением работ (ст. 729 ГК РФ).
    Правомерно ли в данном случае операции по разработке программ или отдельных программных модулей отнесены к реализации работ, облагаемой НДС, а не к реализации прав, освобожденной, согласно пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, от налогообложения?
  2. Организация осуществляет деятельность по изданию и распространению экземпляров программ для ЭВМ, в частности компьютерных игр, разработанных зарубежными компаниями. При этом организация получает от иностранной компании-правообладателя, не состоящей на учете в налоговых органах РФ, исключительные либо неисключительные права по лицензионным договорам на использование компьютерных программ на территории России на определенный срок (простая либо исключительная лицензия, как это предусмотрено ст. 1236 ГК РФ). Сама программа в виде исходных материалов пригодных для локализации и дальнейшего тиражирования в России передается, как правило, по каналам связи посредством сети Интернет.
    С учетом начала действия с 01.01.2008 г. пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ полагаем, что данная норма вводит исключение в отношении программ для ЭВМ и баз данных (и некоторых других объектов) из общего правила, установленного пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, согласно которого операции реализации услуг подлежат обложению НДС, если местом реализации признается Российская Федерация, ввиду того, что покупатель услуг (авторских прав) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).
    Правомерно ли в данном случае операции по приобретению у иностранной компании исключительных либо неисключительных прав на программы относить к реализации прав, освобожденной, согласно пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, от налогообложения, и, соответственно, действительно ли на российском покупателе не лежит обязанность удерживать НДС по таким операциям в качестве налогового агента?
  3. Организация осуществляет деятельность по распространению (оптовой и розничной продаже) экземпляров программ для ЭВМ и баз данных, в том числе реализуются экземпляры программ, разработанных самой организацией, в отношении которых она является обладателем исключительного права.
    Экземпляры программ представляют собой комплекты в товарной упаковке, состоящие из носителя(ей) и, как правило, инструкции для пользователя (технической документации), в том числе это относится и к недорогим дискам с компьютерными играми, которые предназначены для домашнего потребления. Некоторые – обычно дорогостоящие программные продукты – комплектуются также техническими устройствами для защиты от несанкционированного копирования (аппаратными ключами).
    В соответствии с п. 1 ст. 1280 ГК РФ, правомерный владелец экземпляра программы, вправе без дополнительного согласия правообладателя совершать действия, необходимые для функционирования такой программы или базы данных в соответствии с их назначением, в частности осуществлять запись в память ЭВМ; нет необходимости передавать владельцу экземпляра дополнительные имущественные права на использование программы. С учетом данного положения не все экземпляры программ снабжаются специальными лицензионными соглашениями, как это предусмотрено ст. 1286 ГК РФ.
    При реализации экземпляров программ и баз данных юридическим лицам организация-продавец до 2008 года оформляла накладную ТОРГ-12 и счет-фактуру с включением в стоимость суммы НДС 18 %, а при реализации потребителям – кассовый чек, также с включением в стоимость НДС 18 %.
    Будут ли с 01.01.2008 г. любые продажи экземпляров программ освобождаться, согласно пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, от налогообложения как реализация прав по лицензионным договорам? Если нет, то что будет являться основанием для освобождения от налогообложения применительно к различным программным продуктам, играм?
  4. Организация осуществляет деятельность по распространению программных продуктов в форме так называемых пакетных лицензий как напрямую конечным пользователям, так и через своих торговых посредников (дилеров, дистрибьюторов).
    Пакетные (корпоративные) лицензии представляют собой документы в бумажном или электронном виде, которые удостоверяют право конкретного пользователя использовать программу определенным образом, например, возможность воспроизвести программу на определенном количестве ЭВМ или использовать на всех ЭВМ, принадлежащих пользователю и его дочерним компаниям. При этом сами дистрибутивы программ поставляются пользователю посредством сети Интернет либо по отдельному заказу на носителях.
    Поскольку существует необходимость передачи расширенных прав на использование программы, вытекающих из пакетной лицензии, от организации-правообладателя конечным пользователям, в том числе через цепочку посредников (дилеров, дистрибьюторов), то такая реализация оформляется актами о передаче прав сначала от правообладателя к посреднику, а затем – конечному пользователю. В связи с тем, что передаваемые пакетные лицензии в совокупности с подписываемыми актами фактически представляют собой лицензионные договоры о передаче неисключительных прав на использование программ для ЭВМ (ст. 1286 ГК РФ), в стоимость пакетных лицензий НДС не включается. При этом отгрузка экземпляров программы для ЭВМ (носителей с дистрибутивами) и технической документации осуществляется лишь по мере необходимости и за дополнительную плату по отдельным накладным с включением суммы НДС 18%.
    Правомерно ли в данном случае операции по реализации пакетных лицензий на использование определенной программы отнесены к реализации прав, освобожденной, согласно пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, от обложения НДС, а реализация носителей с этой программой, которая может не совпадать во времени с покупкой пакетных лицензий, – к реализации товаров, облагаемой НДС?

Дополнение:

В связи с многочисленными вопросами налогоплательщиков, связанными с освобождением от обложения НДС передачи прав на программы для ЭВМ (подпункт 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ), Минфин России выпустил новые разъяснения за подписью Заместителя Министра финансов РФ С.Д. Шаталова — письмо от 01.04.2008 года №03-07-15/44.

Читайте также  Вопросы про международный обычай

Также предлагаем вашему вниманию еще одно письмо Минфина на эту же тему:

Письмо Минфина РФ от 25 декабря 2007 г. N 03-07-11/640

Применяются ли положения Федерального закона от 19.07.2007 N 195-ФЗ, вступающего в силу с 01.01.2008, в соответствии с которыми не подлежит налогообложению НДС реализация прав на использование программ для электронных вычислительных машин на основании лицензионного договора, если предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин осуществляется лицензиатом на основании сублицензионного договора?

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 25 декабря 2007 г. N 03-07-11/640

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения налога на добавленную стоимость при передаче прав на использование программ для электронных вычислительных машин, осуществляемой лицензиатом на основании сублицензионного договора, и сообщает следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 19.07.2007 N 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности» с 1 января 2008 г. не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация прав на использование программ для электронных вычислительных машин на основании лицензионного договора.

Согласно ст. 1235 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс), вступающей в силу с 1 января 2008 г., по лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата в предусмотренных договором пределах. Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором.

Пунктом 1 ст. 1238 Гражданского кодекса предусмотрено, что при письменном согласии лицензиара лицензиат может по договору предоставить право использования результата интеллектуальной деятельности другому лицу (сублицензионный договор). При этом на основании п. 5 данной статьи Гражданского кодекса к сублицензионному договору применяются правила Гражданского кодекса о лицензионном договоре.

Учитывая изложенное, вышеуказанная норма Федерального закона от 19.07.2007 N 195-ФЗ должна, по нашему мнению, применяться при передаче прав на использование программ для электронных вычислительных машин, осуществляемой лицензиатом на основании сублицензионного договора.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
25.12.2007

Ноу-хау и НДС. Как облагаются налогом секреты производства

Между российской и китайской компаниями был заключен лицензионный договор на передачу исключительных прав на секреты производства (ноу-хау) и организацию на их основе предприятия.

В соответствии с договором российская компания получает исключительное право использования на территории РФ и ЕАЭС ноу-хау, на основе которых создаются промышленные предприятия. Возникает вопрос: нужно ли платить НДС по такому договору?

Ноу-хау

Китайская компания также передает российской документацию, на основании которой создаются промышленные предприятия. В их числе — патенты, зарегистрированные только в Китае. Цена договора указана общая, не подразумевающая отдельно оценку передаваемых прав и отдельно оценку передаваемой документации.

Для начала мы должны определить место реализации услуг по передаче исключительных прав на ноу-хау. Согласно нормам подп. 4 п. 1 и подп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ место реализации услуг по передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав определяется по месту осуществления деятельности покупателя услуг. Таким образом, местом реализации услуг по передаче исключительных прав на ноу-хау, оказываемых китайской организацией российской по лицензионному договору, признается территория РФ.

Согласно подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ от налогообложения НДС в РФ освобождаются операции по передаче исключительных прав на секреты производства, а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Особенности лицензионного договора

Права по лицензионному договору считаются предоставленными с момента госрегистрации их предоставления. При этом обязательственные отношения из договоров, предоставление прав по которым необходимо регистрировать, возникают независимо от госрегистрации (п. 37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.04.2019 № 10).

Несоблюдение требования о госрегистрации не влечет недействительности самого договора. В таком случае предоставление права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации считается несостоявшимся (п. 6 ст. 1232 ГК РФ, п. 37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.04.2019 № 10).

В связи с этим услуги по передаче исключительных прав на ноу-хау, оказываемые китайской организацией российской по лицензионному договору, освобождаются от налогообложения НДС в РФ и российская организация в качестве налогового агента по таким операциям налог не уплачивает.

НДС по иным услугам, связанным с ноу-хау

НК РФ не разъясняет, освобождаются ли от НДС информационные, технические, сервисные и иные услуги, оказываемые в связи с реализацией прав на результаты интеллектуальной деятельности. По данному вопросу существует две точки зрения.

Также существует судебный акт, в котором указано, что НДС от реализации услуг по настройке программного обеспечения, не подпадающих под действие подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, должен рассчитываться по ставке 18%. Таким образом, организацию предприятия на основе ноу-хау опасно исключать из налоговой базы по НДС, так как данный вид работ прямо не увязывается с предоставлением исключительных прав.

В отношении лицензионного договора могут быть сложности при его регистрации, если такой договор представлен как смешанный, включающий в себя часть, являющуюся ноу-хау, и часть, относящуюся к передаче контрагенту оборудования и технической документации. В этом случае регистрации подлежит та часть смешанного договора, которая относится сугубо к предоставлению права использования (лицензии) запатентованного изобретения, полезной модели или промышленного образца.

Эта часть может быть представлена для регистрации в Роспатент как извлечение из общего смешанного договора. При этом та часть смешанного договора, которая относится к ноу-хау, считается сконструированной по модели консенсуального договора А часть, относящаяся к оборудованию и технической документации, — по модели реального договора (эти части смешанного договора могут не представляться для регистрации в Роспатент).

В Постановлении АС ПО от 18.01.2019 № Ф06-42015/2018 по делу № А65-11761/2018 суд отметил, что исходя из норм ст. 65 и п. 5 ст. 200 АПК РФ именно налоговики должны представить доказательства того, что сведения и документы не обладали признаками ноу-хау.

Таким образом, передача технической документации лицензиату, как части ноу-хау, НДС не облагается. Поэтому самое главное условие — доказать, что передается действительно ноу-хау, то есть техническая документация является составной частью лицензионного договора, не находится в свободном доступе для третьих лиц и т. п.

Отметим, что налоговики подметили одну важную особенность: без режима коммерческой тайны ноу-хау не существует. Однако, как показывает решение суда, именно налоговая инспекция обязана доказать, что секретная информация известна третьим лицам, да еще и получившим ее на законном основании. Если передаваемая документация является составной частью ноу-хау и лицензионного договора, то оценивать для целей налогообложения ее не нужно.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь

Читайте также  Как взыскате долг если алиментное соглашение

В каких случаях работы НИР и ОКР освобождаются от НДС (выдержки из нормативных документов)

При заключении договоров с предприятиями и организациями на выполнение работ и оказание услуг часто возникает вопрос: относятся ли выполняемые работы к НИР, ОКР, технологическим, т.к. отнесение работ к указанным видам влечет за собой освобождение от налога на добавленную стоимость (НДС).

Для правильного определения, к какому виду деятельности относится выполняемая работа, рекомендуем руководствоваться основными понятиями, приведенными в соответствующих Федеральных законах и Гражданском кодексе РФ (см. вложение).

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Раздел VIII. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ
Глава 21. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

3. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции: (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

16) выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров; (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

16.1) выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности:

– разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;

– разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);

– создание опытных, то есть не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации; (пп. 16.1 введен Федеральным законом от 19.07.2007 N 195-ФЗ)

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят Государственной Думой 22 декабря 1995 года
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Глава 38. Выполнение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ

Статья 769. Договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ

1. По договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ — разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
Принят Государственной Думой 12 июля 1996 года

Глава I. Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее — научная деятельность) — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:

фундаментальные научные исследования — экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды; (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

прикладные научные исследования — исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Научно-техническая деятельность — деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Экспериментальные разработки — деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.

Государственная научно-техническая политика — составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Научный и (или) научно-технический результат — продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.

Научная и (или) научно-техническая продукция — научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.

Гранты — денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

ИT-компании на старте налогового маневра

На этом фоне по информации из СМИ, в марте 2020 г. Минэкономразвития предложило меры поддержки для ориентированных на экспорт IT-компаний особой экономической зоны (ОЭЗ). Также по инициативе Минэкономразвития в начале июня были представлены для общественного обсуждения законопроекты «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ» и «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»». Согласно законопроектам 4 типа ОЭЗ объединены в 2: ОЭЗ и портовые ОЭЗ (ПОЭЗ). Для целей настоящей статьи нас интересует 1-ый тип ОЭЗ. В ОЭЗ возможно осуществление деятельности в том числе в сфере технологий, инноваций и IT. Среди налоговых мер поддержки: 7% (вместо 13%) – налоговая ставка НДФЛ для сотрудников ОЭЗ, осуществляющих деятельность в области информации и связи, непосредственно для резидентов ОЭЗ – 0% налоговая ставка по налогу на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет, сроком на 5 лет, от 0% до 13,5%, — в части, зачисляемой в региональные бюджеты, сроком на 6 — 10 лет, 14 % — ставка по страховым взносам сроком на 10 лет для компаний, осуществляющих деятельность в области информации и связи. Предполагается, что указанные изменения в случае их принятия вступят в силу с 1 января 2021 г.

В начале июня от президента РФ прозвучала инициатива о введении дополнительных мер поддержки компаний IT-отрасли в сфере налогообложения. Во исполнение инициативы 16 июля Правительство РФ внесло в Государственную Думу соответствующий законопроект, который прошёл все три чтения за 6 дней. Предполагается, что поправки вступят в силу с 1 января 2021 г.

Для оценки нововведений предлагаем сравнить их с текущим регулированием.

C 2007 года Налоговый кодекс РФ (НК РФ) предусматривает освобождение от налогообложения НДС реализации исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. Правда, в ситуациях со смешанными договорами, когда по договору реализуется не только товар, работа, услуга, но и право на использование программного обеспечения (ПО) в составе единого продукта с общей ценой, применение льготы связано с высоким налоговым риском.

При этом отметим, что услуги по разработке и модификации ПО и баз данных, а также по предоставлению доступа к ним не выведены из-под обложения НДС. Также подлежат обложению НДС услуги по продвижению отечественного ПО как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Читайте также  Обещали рассрочку оказался кредит можно ли расторгнуть

Правительственный законопроект предлагает освобождать от обложения НДС операции по реализации исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, прав на их использование на основании лицензионного договора, а также путем предоставления удаленного доступа к таким программам для ЭВМ и базам данных, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности. Это означает, что правообладатели должны будут позаботиться о том, чтобы созданные ими программы для ЭВМ и (или) базы данных попали в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных. Право на льготу потеряют те правообладатели, которые имеют долю иностранного участия в уставном капитале более 50%.

Льгота не будет распространяться на передачу прав на использование программ для ЭВМ и баз данных (в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через Интернет), если такие права связаны с (1) распространением рекламы в Интернете и/или получением доступа к ней, (2) размещением объявлений о приобретении / реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав в Интернете, (3) поиском информации о потенциальных контрагентах и/или заключением с ними сделок.

Грядущие налоговые изменения в IT-отрасли

С 1 января 2021 года в отношении IT-компаний вносятся изменения в НК РФ по НДС, налогу на прибыль организаций и страховым взносам.

В июне 2020 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин анонсировал решение провести «налоговый маневр» в IT-отрасли.

31 июля 2020 года был принят Федеральный закон №265-ФЗ (далее Закон №265-ФЗ), которым вносятся изменения в НК РФ в отношении IT-компаний по НДС, налогу на прибыль организаций и страховым взносам с 1 января 2021 года.

I. НДС

До 1 января 2021 года: от налогообложения НДС освобождаются операции по передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ), базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).

С 1 января 2021 года: не будет облагаться НДС (освобождается от налогообложения) передача исключительных прав на программы ЭВМ и базы данных, включенные в Единый реестр российских программ, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через Интернет (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ в редакции Закона №265-ФЗ).

Положения пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не будут применяться, если передаваемые права состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в Интернете и (или) получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в Интернете, осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.

Ведение Единого реестра российских программ предусмотрено ст. 12.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон №149-ФЗ). Формирование Реестра возложено на Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (п. 3 Правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. утверждены постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. №1236).

Условием включения программ для ЭВМ и баз данных в Реестр является принадлежность исключительного права на программу гражданину РФ либо самой РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию, либо российской некоммерческой организации, либо российской коммерческой организации, доля прямого или косвенного участия в которой граждан РФ и/или российских публичных образований, российской некоммерческой организации составляет более 50% (подп. 1 п. 5 ст. 12.1 Закона №149-ФЗ).

Поскольку в Единый реестр российских программ по определению не подлежат включению «иностранные» программы ЭВМ и базы данных (принадлежащие иностранным правообладателям на 50% и более), то реализация исключительных прав на них, а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора с 1 января 2021 года исключается из льготируемых операций и будет облагаться НДС.

II. Налог на прибыль организаций

С 1 января 2021 года ставка налога на прибыль организаций будет снижена:

  • с 20 % до 3 % по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет,
  • до 0 % по налогу, зачисляемому в региональный бюджет –

для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, базы данных (ст. 284 НК РФ будет дополнена п. 1.15).

Указанные налоговые ставки будут применяться при одновременном выполнении IT-компаниями следующих условий:

  • наличие государственной аккредитации;
  • доля доходов от указанной деятельности (за исключением рекламы и торговых площадок) по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период;
  • среднесписочная численность работников за отчетный (налоговый) период составляет не менее 7 человек.

В отдельную льготную категорию выделены российские организации, осуществляющие деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции (п. 1.16 ст. 284 НК РФ). Для них установлены аналогичные налоговые ставки.

Кроме того, с 1 января 2021 года утрачивает силу предоставленное организациям, осуществляющим деятельность в области информационных технологий, право признавать расходы на приобретение электронно-вычислительной техники в порядке, установленном пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ (в том числе единовременно), а не посредством амортизации (п. 6 ст. 259 НК РФ).

III. Страховые взносы

С 1 января 2021 года (бессрочно) в отношении организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, указанных в пп. 3 п. 1 ст. 427 НК РФ, а также в отношении российских организаций, осуществляющих деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции, указанных в пп. 18 п.1 ст. 427 НК РФ, устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6% (подп. 1.1 и подп. 8 п. 2 ст. 427 НК РФ):

  • 6% на обязательное пенсионное страхование;
  • 1,5% на обязательное соц. страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • 0,1% на обязательное медицинское страхование.

Право на применение пониженных тарифов по страховым взносам предоставляется тем же организациям и на тех же условиях, что установлены для применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций (п.п. 3, 5, 14 ст. 427 НК РФ).

В случае если вашей организацией совершаются операции по передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ), базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора, пожалуйста, убедитесь, что эти объекты интеллектуальной собственности включены (или могут быть включены) в Единый реестр российских программ, прав на использование таких программ и баз данных.

Материал подготовлен специально для сайта INTELLECT