Расход зап частей на автомобиль образец

Учет расходов на шины и диски зимой

Если у компании на балансе есть автомобили, то регулярно встает вопрос учета зимней резины, а иногда и колесных дисков к ней. Об учете и налогообложении при покупке, вводе в эксплуатацию и использовании зимней и летней резины, а также дисков мы расскажем в нашей статье.

Если фирма купила автомобиль, то комплект шин и дисков, которые установлены на нем, входят в первоначальную стоимость ОС. В этом случае стоимость авторезины и дисков учитывают на счете 01 в составе автомобиля и списывают через амортизацию. В процессе эксплуатации авто и износа дисков и шин компания вправе приобретать комплекты как всесезонных шин, которые подлежат замене, когда станут непригодными, так и комплекты летней и зимней резины, при смене которых возникают вопросы учета и налогообложения.

Основное средство?

Автомобильные шины и диски, приобретенные отдельно, бухгалтер включает в состав МПЗ и учитывает как запасные части вне зависимости от их стоимости и срока службы. Почему автошины и диски нельзя отнести к основным средствам? ОС 1 признается имущество, используемое в течение длительного времени как средство производства. Пунктом 46 Положения по ведению бухгалтерского учета 2 определена характеристика ОС — использование объекта в качестве средства труда. Шины и диски не могут эксплуатироваться в качестве самостоятельных единиц, так как они являются составной частью автомобиля. Эту позицию подтверждает Классификатор основных средств 3 — в его списке отсутствуют шины и диски. А инструкция к Плану счетов предписывает учитывать шины на счете 10 «Материалы» в составе запасных частей на субсчете 10-5 4 .
Установку шин и дисков нельзя признать модернизацией. Они не увеличивают стоимость ОС. Это связано с тем, что шины и колесные диски используются не на конкретном автомобиле и могут быть установлены на другое авто.
Если компания является автотранспортной или же использует автомобили в деятельности, которая связана с производством и торговлей, то стоимость шин и дисков учитывают в налоговом учете в составе материальных расходов как косвенные затраты. Их признают в момент передачи запасных частей в производство 5 и списывают единовременно в полном объеме 6 . Фирма, которая не является автотранспортной, вправе отразить затраты на приобретение резины в составе прочих расходов 7 .
Сотрудники налоговой инспекции расходы на приобретение и установку шин и дисков признают обоснованными, так как они связаны с поддержанием эксплуатационных свойств авто. Бухгалтер может уменьшать налоговую базу по прибыли на стоимость резины и дисков, а также на затраты по шиномонтажу специализированными фирмами или сотрудниками компании. Во избежание претензий в учетной политике следует закрепить порядок списания шин и дисков. Прописать, к прямым или косвенным затратам компания будет относить услуги сторонних организаций по шиномонтажу.
Что касается списания автошин и дисков в бухгалтерском учете, то это будет зависеть от выбранного компанией и утвержденного в учетной политике метода. Так как списание и учет колесных дисков в российском законодательстве на сегодняшний день не нашли документального отражения в специальных документах, значит, бухгалтеру следует применять единовременное списание стоимости дисков. В отношении автошин бухгалтер должен руководствоваться общими нормами, в соответствии с которыми МПЗ списывают в момент их первичной установки. Обычно летне-зимняя резина по окончании сезона возвращается на склад. В этом случае пункт 112 Методических указаний 8 рекомендует при возврате на склад материалов, ранее списанных в производство, уменьшать затраты на стоимость таких МПЗ с учетом фактического сезонного износа. Бухгалтер должен оприходовать шины на субсчет счета 10 в корреспонденции с теми счетами, на которые они были списаны ранее.

Определяем износ шин

До 1 января 2008 года действовали Правила эксплуатации автомобильных шин на территории России 9 . Регламент закреплял ведение карточек учета шин, в которых следовало отражать дату ввода в эксплуатацию, ежемесячный пробег, износ и повреждения. На основании карточек изношенные шины при достижении нормы эксплуатационного пробега менялись на новые. Заполнение карточек учета — документальное обоснование списания пришедших в негодность автошин. Их следует заводить на каждую новую шину, отпущенную в эксплуатацию.
До 1 января 2007 года действовали Временные нормы, которые определяли эксплуатационный пробег шин 10 по формуле:

Hi (норма эксплуатации шины) = H x K1 x K2,

где H — среднестатистический пробег шины (тыс. км); K1 — поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации автомобиля; K2 — поправочный коэффициент, учитывающий условия работы автомобиля. Норма эксплуатационного пробега шины не должна быть ниже 25 процентов от среднестатистического пробега.
На сегодняшний день и Правила, и Временные нормы утратили силу. Взамен этих документов новые регламенты не утверждены. Однако в своем письме Минтранс России 11 сообщает, что Временные нормы продолжают действовать до момента вступления в силу новых регламентов. С одной стороны, бухгалтер не обязан вести карточки учета автомобильных шин. С другой — отмена Правил и Временных норм не говорит о том, что компания не должна организовать учет по списанию шин. Руководство вправе утвердить приказом собственную форму учета пробега автомобильных шин и порядок ее заполнения.
При смене летней резины на зимнюю возникает вопрос, как учесть эту операцию. Назвать ремонтом такие действия нельзя, так как шины могли не до конца выработать свой срок. Замена шин при смене сезонов является необходимым условием для поддержания эксплуатационных свойств автомобиля. Фирма выбирает наиболее предпочтительный порядок учета автошин и колесных дисков и закрепляет его в учетной политике.
Существует несколько способов учета шин и дисков. Вариант первый. Списание стоимости шин и колесных дисков на расходы единовременно в момент их установки на автомобиль. При этом не учитываются эксплуатационный срок и достижение износа автомобильных шин и дисков. Российским законодательством не предусмотрен регламент по учету колесных дисков. Бухгалтер вправе списать их стоимость единовременно, не учитывая сезонный характер эксплуатации дисков, если порядок установлен внутрифирменными приказами.

Пример
Компания приобрела и установила на служебный автомобиль комплект зимних шин и колесных дисков (колесо в сборе) стоимостью 19 360 руб. (в т. ч. НДС — 2953 руб.).
ДЕБЕТ 60 субсчет «Авансы выданные» КРЕДИТ 51
– 19 360 руб. — поставщику оплачен аванс за колесо в сборе;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 76 субсчет «НДС с предоплаты»
– 2953 руб. — принят к вычету НДС с аванса по счету-фактуре;
ДЕБЕТ 10 субсчет «Зимние автомобильные шины» КРЕДИТ 60
– 16 407 руб. (19 360 – 2953) — оприходовано колесо в сборе;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 2953 руб. — учтен НДС;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 60 субсчет «Авансы выданные»
– 19 360 руб. — зачет аванса;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
– 2953 руб. — принят к вычету НДС по колесу в сборе;
ДЕБЕТ 76 субсчет «НДС с предоплаты» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 2953 руб. — восстановлен НДС, ранее принятый к вычету по авансу;
ДЕБЕТ 20 (26, 44) КРЕДИТ 10 субсчет «Зимние автомобильные шины»
– 16 407 руб. — списана стоимость колеса в сборе в связи с введением в эксплуатацию.
Если фирма приобретает шины и диски отдельно, то их учет следует отразить проводками по каждому МПЗ.
Стоимость колесных дисков для установки их на комплекте зимней резины составила 15 600 руб. (в т. ч. НДС — 2380 руб.). Списание дисков бухгалтер отразит следующим образом:
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 2380 руб. — отражен НДС, предъявленный поставщиком за диски по счету-фактуре;
ДЕБЕТ 10 субсчет «Колесные диски» КРЕДИТ 60
– 13 220 руб. (15 600 – 2380) — отражен расход по приобретению дисков;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
– 2380 руб. — принят к зачету НДС;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 15 600 руб. — поставщику оплачены колесные диски;
ДЕБЕТ 20 (26, 44) КРЕДИТ 10 субсчет «Колесные диски»
– 13 220 руб. — списаны колесные диски в производство.

Вариант второй. Бухгалтер может использовать данные о фактическом и нормативном пробегах для возврата на склад летне-зимних шин с учетом того, что они подлежат эксплуатации в следующем сезоне. Стоимость автошин подлежит восстановлению на открытых субсчетах к счету 10 «Материалы» с учетом их частичного износа, который уменьшает стоимость МПЗ пропорционально пройденному пробегу. Записи отражают по дебету счета 10 и кредиту счета 20 до того момента, пока не наступит установленный пробег и шины не будут сняты с эксплуатации в связи с непригодностью. При этом целесообразно составить бухгалтерскую справку.

Пример
Цена комплекта зимних шин — 19 360 руб. (в т. ч. НДС — 2953 руб.) (нормативный пробег, установленный заводом-изготовителем, — 30 000 км; фактический пробег за зимний сезон — 7000 км).
Цена комплекта летней резины — 12 300 руб. (в т. ч. НДС — 1876 руб.) (нормативный пробег, установленный заводом-изготовителем, — 40 000 км; фактический пробег за летний сезон — 15 000 км).
Возврат летней резины на склад следует отразить с учетом износа за летний сезон, который составит отношение фактического пробега летней резины к нормативному, т. е. 3909 руб. (15 000 км : : 40 000 км x 10 424 руб.).
Бухгалтер отразит это проводкой:
ДЕБЕТ 10 субсчет «Возврат летних сезонных шин на склад» КРЕДИТ 20
– 6515 руб. (10 424 – 3909) — возврат летнего комплекта шин на склад с учетом износа.
Возврат зимней резины на склад отражается с учетом фактического пробега за зимний период к установленному пробегу, т. е. 3828 руб. (7000 км : 30 000 км x x 16 407 руб.). Операции подлежат отражению следующей проводкой:
ДЕБЕТ 10 субсчет «Возврат зимних сезонных шин на склад» КРЕДИТ 20
– 12 579 руб. (16 407 – 3828) — возврат зимнего комплекта шин на склад с учетом износа.

Читайте также  Сколько раз должна быть индиксация заработной платы

Вариант третий. В соответствии с Планом счетов бухгалтер может вести учет движения сезонных автомобильных шин на открытых аналитических субсчетах к счету 10 «Материалы». На счета затрат стоимость комплекта резины списывают только после того, как она достигнет своего эксплуатационного пробега.

Пример
Цена комплекта зимних шин — 19 360 руб. (в т. ч. НДС — 2953 руб.).
Цена комплекта летней резины — 12 300 руб. (в т. ч. НДС — 1876 руб.).
Учет движения шин бухгалтер может отразить на открытых аналитических счетах. При этом стоимость колесных дисков будет списана в расходы компании единовременно в момент их установки на комплект резины. Проводки будут выглядеть следующим образом:
ДЕБЕТ 10 субсчет «Автомобильные шины на складе» КРЕДИТ 10 субсчет «Автомобильные шины в обороте»
– 10 424 руб. — возврат летних шин на склад по окончании сезона;
ДЕБЕТ 10 субсчет «Автомобильные шины в обороте» КРЕДИТ 10 субсчет «Автомобильные шины на складе»
– 16 407 руб. — установка зимних шин на автомобиль;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 субсчет «Автомобильные шины в обороте»
– 10 424 руб. — списана стоимость летней резины в связи с окончанием срока эксплуатации;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 субсчет «Автомобильные шины в обороте»
– 16 407 руб. — списана стоимость зимней резины в связи с окончанием срока эксплуатации.


Я.И. Кулибаба,
генеральный директор компании «Реал-аудит»

Приобретенные диски должны быть классифицированы в бухгалтерском учете как запасные части и учитываться в составе МПЗ независимо от стоимости единицы на субсчете 10.5. Они не могут быть признаны основными средствами, так как не соответствуют определению инвентарного объекта по пункту 6 ПБУ 6/01.
В налоговом учете диски также не могут быть признаны основными средствами, поскольку не являются средствами труда и, следовательно, не соответствуют определению пункта 1 статьи 257 Налогового кодекса.
Расходы на приобретение дисков и в бухгалтерском, и в налоговом учете должны признаваться по дате их передачи в эксплуатацию единовременно как материальные расходы (п. 16 ПБУ 5/01, п. 2.1 ст. 254, п. 2 ст. 272 НК РФ). Будут эти расходы в налоговом учете отнесены к прямым или косвенным, зависит от состава прямых расходов, который организация утвердит самостоятельно в учетной политике (п. 1 ст. 318 НК РФ).

Автор статьи:
И.С. Гривцова,
эксперт журнала

Экспертиза статьи:
Е.В. Мельникова,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор

1 подп. 4 п. 1 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н
2 утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н
3 утв. пост. Правительства России от 01.01.2002 № 1
4 приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н
5 п. 2 ст. 272 НК РФ
6 п. 2 ст. 318 НК РФ
7 подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ
8 утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н
9 утв. распоряжением Минтранса России от 21.01.2004 № АК-9р
10 утв. Минтрансом России от 04.04.2002 РД 3112199-1085-02
11 письмо Минтранса России от 11.05.2010 № 03-03/08-269пс

Акт списания запчастей на автомобиль

В компаниях, эксплуатирующих автомобили, часто проводят замену каких-либо их запчастей. Новые детали, потраченные на ремонт транспортного средства, необходимо списать. Для этого члены специальной комиссии составляют соответствующий акт. Какая информация должна быть в нем, разберемся в статье.

Общая информация

Актом подтверждается факт хозяйственной жизни компании. На основании акта на списание запчастей списывают с баланса запчасти, установленные в автомобиль во время ремонта. Такая бумага необходима, чтобы в случае претензий проверяющих органов доказать им, что средства израсходованы правомерно.

Для составления документа может созываться комиссия. Также это может сделать и один ответственный сотрудник, поскольку акт все равно будет утверждать руководитель. Тонкости операции списания и состав комиссии, если таковая планируется, нужно прописать в учетной политике организации.

Перед процедурой списания соблюдают такой порядок действий:

  • ответственное лицо пишет на имя руководителя подразделения или компании служебную записку о необходимости ремонта транспортного средства;
  • уполномоченные сотрудники — члены комиссии — составляют по итогам осмотра дефектный акт или заполняют дефектную ведомость, где удостоверяют, что ремонт необходим с заменой определенных деталей;
  • руководитель издает приказ о проведении ремонта и дальнейшем списании деталей;
  • составляют смету ремонта, производят ремонт с использованием запчастей со склада, либо необходимое оборудование приобретается, ставится на учет и используется в работе;
  • после ремонта использованные запчасти списывают.

Таким образом, запчасти нужно оприходовать, зафиксировать их перемещение между подразделениями компании, затем списать их для ремонта автомобиля.

Для списания можно использовать унифицированные формы М-15 или М-11, однако они неточно отражают суть данного факта хозяйственной жизни.

Составляем акт списания запчастей на автомобиль

Форма акта законодательно не установлена. Компании разрабатывают бланк самостоятельно, включая в него все необходимые реквизиты для подобных документов. Список реквизитов указан в ст. 9 ФЗ №402 от 06.12.2011 г. (закон «О бухгалтерском учете»). К ним относятся: наименование предприятия или компании, наименование бумаги, дата и место ее составления, структурное подразделение, факт хозяйственной жизни предприятия, единицы измерения и т.д.

Важно! Бланк утверждает руководитель организации в учетной политике.

Структура документа стандартная: должны быть шапка и основная часть. В шапке надо указать следующую информацию:

  • полное наименование организации;
  • структурное подразделение, в котором списывают запчасти;
  • наименование и номер документа;
  • дату и место создания.

Также должны быть предусмотрены графы для утверждения документа руководителем. Он должен поставить дату и подпись после прочтения акта.

В основной части указывают такие данные:

  1. Состав комиссии. Здесь перечисляют должности и ФИО председателя и членов комиссии. В состав могут входить руководитель подразделения, сотрудник ремонтного отдела, бухгалтер и т.д.
  2. Основание для проведения списания автозапчастей. Отмечают, это приказ или распоряжение, и указывают его реквизиты: номер и дату подписания.
  3. Период, за который списывают запчасти.
  4. Какие запчасти были списаны и на какую сумму. Данный пункт лучше оформить как таблицу. Можно использовать такие графы: порядковый номер, название детали, единицы измерения, количество, номер транспортного средства, на ремонт какого узла автомобиля потрачены запчасти, реквизиты дефектной ведомости.

Далее подводят итог: после таблицы отмечают, сколько всего запчастей было списано и на какую сумму.

Документ заканчивают подписи председателя, членов комиссии и руководителя в графе для утверждения бумаги.

К сведению! При обнаружении фактических ошибок используют стандартный порядок действий. Нужно аккуратно зачеркнуть слово или число с ошибкой, рядом или сверху написать правильный вариант, затем поставить отметку «Исправленному верить» и подпись. Все члены комиссии должны быть ознакомлены с исправлениями.

После подписания акт отправляют в бухгалтерию для отражения факта списания в бухгалтерском учете.

Расход зап частей на автомобиль образец

Акт на списание запчастей

Подборка наиболее важных документов по запросу Акт на списание запчастей (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты . Акт на списание запчастей

«Инструкция о порядке списания пришедших в негодность основных средств предприятий и учреждений железнодорожного транспорта»

«Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат и выхода продукции в молочном и мясном скотоводстве»

Статьи, комментарии, ответы на вопросы . Акт на списание запчастей

Вопрос: Организация имеет на своем балансе несколько автомобилей, которые используются в деятельности, направленной на получение дохода. Как правило, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств производятся в автосервисе на основании договора. Вместе с тем замена некоторых вышедших из строя деталей производится собственными силами (водителем, механиком транспортного цеха). Поясните, какие документы необходимо оформить для подтверждения расходов на ремонт в этом случае.

Вопрос: Каким первичным документом подтверждается факт списания запасных частей при осуществлении гарантийного ремонта оборудования? Рекламационный акт — это обязательный документ или допускается разработка другого?

Формы документов . Акт на списание запчастей

Акт списания ТМЦ (Запчасти на ремонт)

Печатная форма Акта на списание ТМЦ (запчасти) предназначена для конфигурации «1С:Бухгалтерия предприятия 8, редакция 2.0».

Печатная форма Акта на списание ТМЦ (запчасти) предназначена для конфигурации 1С:Бухгалтерия предприятия 8, редакция 2.0.

Данная печатная форма подключается к документу Требование-накладная через механизм внешних печатных форм, это позволяет использовать обработку, не внося никаких изменений в типовую конфигурацию.

Автоматическая регистрация формы существенно упрощает подключение формы к конфигурации.

При печати акта сохраняется информация о членах комиссии подписавших акт, а также о транспортном средстве на ремонт которого были израсходованы материалы.

Есть возможность выбирать информацию о членах комиссии из справочника Сотрудники, и о марке и гос. номере транспортного средства из регистра сведений Регистрация транспортных средств

Читайте также  Нормативы коэффициента обеспеченности обязательств активами

В архиве находится файл внешней печатной формы и видеоинструкции по подключению печатной формы и ее использованию.

11.04.2013 Добавлена печатная форма дефектной ведомости

Акт на списание ГСМ

Акт списания ГСМ – это документ, на основании которого организация списывает расходы на горюче-смазочные материалы. В конце статьи можно скачать примерный образец оформления акта.

Если у организации имеется какой-либо транспорт, то она сталкивается с необходимостью учитывать расходы на обслуживание этого транспорта, к которым относятся расходы на топливо, тормозные и прочие жидкости, масла. Эти расходы организация может учесть при расчете налога на прибыль.

При списании горюче-смазочных материалов и топлива нужно учитывать принятые на предприятии нормативы.

Списать ГСМ организация может на основании путевых листов и акта на списание ГСМ. Путевые листы помогают оценить расход топлива и соотнести его с расстоянием, которое проехал транспорт. С помощью акта на списание обычно списываются масла и жидкости, необходимые для бесперебойной работы автомобиля.

Периодически проводятся контрольные замеры топлива для сверки фактического расхода с нормативным, при этом этом составляется акт контрольного замера топлива .

Акт на списание ГСМ составляется комиссией, которую назначает руководитель организации.

На заметку! Возможно вам также будут интересны следующие документы, связанные с автотранспортом: акт приема-передачи автомобиля — скачать. акт списание транспортного средства ОС-4а — скачать. приказ на списание ГСМ .

Образец акта на списание ГСМ

Утвержденной формы нет, поэтому организация имеет право самостоятельно разработать себе удобный бланк. Составляя бланк акта на списания ГСМ, нужно помнить о некоторых реквизитах, без которых данный документ утратит свой смысл.

Что нужно прописать в бланке акта?

  • Состав комиссии (ФИО, должности)
  • Период, за который происходит списание ГСМ
  • Марка автомобиля
  • ФИО водителя
  • Количество списываемых ГСМ.

    Последний пункт может быть оформлен в любом виде: в виде таблицы, списком, простым текстом.

    Примерный образец акта можно посмотреть ниже. Его можно корректировать в соответствии с нуждами конкретной организации.

    Акт обычно составляется по итогам месяца.

    Все члены комиссии и водитель должны подписать бланк акта списания.

    Учет ГСМ может вестись по каждому водителю, соответственно, и акт можно составлять по каждому водителю отдельно, а можно оформить на всех водителей сразу в виде приложения к акту.

    Как правило, водителю на покупку ГСМ выдаются наличные деньги под отчет. О потраченных суммах водитель должен отчитаться с помощью авансового отчета, образец которого можно скачать здесь .

    Выходя в начале рабочей смены в рейс водитель получает путевой лист, который он должен заполнить по окончании рабочего дня и сдать в бухгалтерию организации.

    Скачать образец акта списания ГСМ – ссылка .

    Документ. Порядок списания изношенных запчастей легкового автомобиля

    Порядок списания изношенных запчастей легкового автомобиля

    ВОПРОС: Как документально оформить списание не пригодных для дальнейшей эксплуатации (изношенных) запчастей, которые были использованы для текущего ремонта легкового автомобиля собственными силами, и отразить в учете результаты ликвидации?

    ОТВЕТ: Чтобы списать не пригодные для дальнейшего использования (в том числе изношенные) запасные части, предназначенные для текущего ремонта автомобиля, нужно составить акт об их списании в произвольной форме в одном экземпляре (см. пример заполнения смотрите далее).

    Для его составления руководитель приказом назначает комиссию в составе, например, главного бухгалтера, водителя, кладовщика и устанавливает дату начала ее работы. Комиссия в указанный срок осматривает запасные части автомобиля и фиксирует в акте причину их списания.

    Для того чтобы акт имел юридическую силу и доказательность, в нем должны быть обязательные реквизиты первичного документа. Их перечень, утвержденный Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. N 996-XIV, включает:

    — дату и место составления

    — название предприятия, от имени которого составлен документ

    — содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции

    — должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления

    — личную подпись или другие данные, дающие возмож ность идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции.

    Как отразить в учете результаты ликвидации запчастей автомобиля?

    Сначала напомним, что в вашем случае в бухгалтерском учете стоимость запасных частей была отнесена к расходам предприятия в том периоде, в котором проводили такой ремонт (п. 15 П(С)БУ 7 «Основные средства», утвержденного приказом Минфина Украины от 27.04.2000 г. N 92), а в налоговом учете их стоимость была включена в валовые расходы в сумме, не превышающей 5% балансовой стоимости всех основных фондов предприятия на начало отчетного года, и/или увеличила балансовую стоимость группы 2 основных фондов предприятия для дальнейшей амортизации (пп.8.7.1 п.8.7 ст.8 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. N 283/97-ВР, далее — Закон о прибыли ),

    Если же предприятие не проводило текущего ремонта собственными силами с даты приобретения автомобиля, то в бухгалтерском учете на дату ликвидации изношенных запчастей их стоимость продолжает амортизироваться в стоимости автомобиля согласно П(С)БУ 7 «Основные средства», а в налоговом — в составе группы 2 основных фондов (пп.8.1.2 п.8.1 ст.8 Закона о прибыли).

    В результате ликвидации запчастей, не пригодных для эксплуатации, в бухгалтерском учете отражают их оприходование в кладовую с целью дальнейшей сдачи (продажи) в качестве металлолома специальной организации. Стоимос ть запчастей включают в состав дохода предприятия по субсчету 716 «Возмещение ранее списанных активов» и учитывают на субсчете 209 «Прочие материалы» в составе производственных запасов, предназначенны для продажи. Эти материалы оценивают по первоначальной стоимости, которая равна справедливой (возможной цене продажи), поскольку, по нашему мнению, на склад их приходуют как бесплатно полученные запасы (п.12 П(С)БУ 9 «Запасы «, утвержденного приказом Минфина Украины от 20.10.99 г. N 246).

    В налоговом учете у предприятия продавца при реализации непригодных запасных частей как металлолома специальной организации возникает валовой доход на сумму продажи (без НДС) в соответствии с пп.4.1.1 п.4.1 ст. 4 Закона о прибыли. Кроме того, предприятие должно у платить НДС, входящий в цену продажи (пп.3.1.1 п.3.1 ст.З Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» от ОЗ.04.97 г. N 168/97-ВР). Рассмотрим на условном числовом примере, как нужно отразить в учете оприходование и реализацию запчастей, непригодных для дальнейшего использования, специальной организации.

    По результатам ликвидации изношенных запасных частей автомобиля в кладовую были переданы материалы для сдачи как металлолом. Они были оценены то цене возможной реализации (100,00 грн.) и проданы специальной организации на сумму 100,00 грн. кроме того, НДС — 20,00 грн. В таблице представлен бухгалтерский и налоговый учет этих операций.

    * Валовые расходы не возникают, поскольку стоимость запчастей может продолжать амортизироваться в составе балансовой стоимости группы 2 основных фондов или могла быть включена в валовые расходы предприятия в отчетном периоде, в котором предприятие проводило текущий ремонт автомобиля в пределах «5-процентного лимита».

    Акт списания оборудования

    Для учета и контроля производственных мощностей необходимо документально оформлять списанное оборудование, которое с момента списания уже не будет числиться на балансе компании. В случае поломок, масштаб которых делает ремонт нецелесообразным, или в случае окончательного износа оформляется акт списания оборудования решением соответствующей комиссии. В акте указывают техническое состояние, причины списания и заключение комиссии. Этот документ может быть дополнением к приказу об осмотре. В этом случае в акте указывается, на основании какого приказа действуют члены комиссии.

    Именно акт о списании оборудования служит основанием для бухгалтерии снять ответственность за это оборудование с материально ответственного лица. Акт составляется в трех экземплярах и заверяется подписями уполномоченных членов комиссии и печатью.

    Как составить приказ об утверждении норм расхода топлива в 2021 году

    Приказ об утверждении норм расхода топлива — это локальный нормативный акт, устанавливающий правила списания горюче-смазочных материалов, расходуемых при использовании служебного автотранспорта. Его издание необходимо, чтобы контролирующие органы не предъявляли претензий к объему списываемых ГСМ, и позволяет контролировать использование ГСМ водителями.

    Когда издается такое распоряжение

    Многие компании используют в своей деятельности автомобильный транспорт. При эксплуатации автотранспорта неизбежно возникновение затрат на приобретение горюче-смазочных материалов. Строго нормированного порядка списания для коммерческих организаций, установленного государством, сейчас не существует, и организация вправе установить собственные, издав приказ о нормах расхода ГСМ. Необходимость нормирования продиктована требованиями контролирующих органов: любые затраты должны быть обоснованы и документально подтверждены. С другой стороны, установка расхода топлива по четким нормативам позволяет контролировать его приобретение ответственными лицами.

    Нормативная база

    Издавая приказ об утверждении нормы ГСМ, организация ориентируется на рекомендуемый распоряжением Министерства транспорта РФ от 14.03.2008 № АМ-23-Р объем расхода топлива. В нем отражено нормирование горюче-смазочных материалов по видам автомобиля и порядок пересчета при особых условиях эксплуатации автомобиля.

    Если автотранспортное средство не указано в распоряжении АМ-23-Р, ориентироваться следует на техническую документацию производителя.

    В письме от 26.09.2019 № 03-03-07/74189 Минфин подтвердил, что организация вправе издать приказ о списании ГСМ по фактическому расходу. Но требует документального подтверждения и экономического обоснования размера затрат и подтверждения того, что они понесены при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода.

    Читайте также  Справка о реорганизации малого предприятия образец

    Правила расчета

    Объем затрачиваемого топлива на любое транспортное средство зависит как от базового нормированного объема списания, так и от условий его эксплуатации, и распоряжение о нормах расхода топлива и ГСМ устанавливает объем списания, рассчитанный с учетом всех сторон.

    Чтобы правильно сделать расчет, необходимо определиться с базовым нормированным объемом списания:

    • обратиться к распоряжению АМ-23-Р;
    • если автомобиль не упомянут Минтрансом в распоряжении, обратиться к технической документации завода-изготовителя;
    • если транспорт сильно изношен либо условия эксплуатации являются специфическими, организация вправе сама провести контрольные замеры и установить объем списания с учетом мнения внутренней комиссии.

    Это пример приказа об утверждении норм списания ГСМ, составленного по всем правилам:

    Нормативный расход топлива корректируется на установленные коэффициенты, которые учитывают условия эксплуатации:

    Условия эксплуатации Применяемые коэффициенты
    Горная местность 5-20%, в зависимости от высоты над уровнем моря
    Населенные пункты 2-35%, в зависимости от численности. Максимальный коэффициент применяется только в городах с численностью более 5 млн чел.
    Новые автомобили До 10% на период обкатки
    Эксплуатация более 5 лет или пробег более 100 000 км До 5%
    Эксплуатация более 8 лет или пробег более 150 000 км До 10%
    Использование системы климат-контроль До 7%

    Особенности летней и зимней эксплуатации

    При нормировании списания бензина рассчитывается летнее потребление. Издается приказ о летней норме расхода топлива. Распоряжение АМ-23-Р разрешает списывать бензин в большем размере в зимнее время. Для каждого региона РФ установлен особый повышающий коэффициент от 5 до 20% и сроки зимнего периода. Для центральной России он составляет 10%. Применять его допустимо с ноября по март, издав дополнительный приказ о списании ГСМ по зимним нормам, учитывающий повышенный расход.

    «30» октября 2021 г. № 111

    «О переходе на зимние нормы расхода ГСМ»

    В связи с наступлением зимнего периода, в соответствии с положениями Распоряжения Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р,

    1. Установить нормы расхода ГСМ на период с 1 ноября 2021 по 31 марта 2022 для автомобиля BMW M3 гос. № Б111ББ78 с учетом повышающего коэффициента 10% в размере 16,7 л/100 км.
    2. Контроль за исполнением данного приказа возлагаю на главного бухгалтера Петрову П.П.

    Генеральный директор ____________________________ Семенов С.С.

    Можно прописать нормирование летнего и зимнего расходования ГСМ в одном локальном нормативном акте. Тогда не придется издавать отдельный приказ о переходе на зимние нормы топлива.

    Особенности акта на списание запчастей автомобиля в России

    В процессе эксплуатации имущество постепенно изнашивается. Исключением не являются и автомобили, периодически требующие ремонта. Как списываются запчасти авто в России, каковы особенности составления соответствующего акта?

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Это быстро и БЕСПЛАТНО!

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

    +7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Это быстро и БЕСПЛАТНО!

    Основные хозяйственные операции, касающиеся транспортных средств, включают в себя поступление, движение и списание запасных частей.

    Содержание

    Каждый из этих фактов должен быть обоснован документально. Особенно важно это при списании деталей. Каковы в России особенности акта на списание автомобильных запчастей?

    Общие аспекты ↑

    Непригодные для использования автомобильные запчасти надлежит списать. Но при этом суть процедуры не так однозначна.

    В первую очередь должно наличествовать подтверждение обоснованности списания. Кроме того, возможны ситуации, когда запчасти списываются с учета, но не выбывают.

    Например, при наличии у организации необходимых деталей, таковые могут использоваться при ремонте, что требует их списания с учета в качестве обособленного объекта.

    Если списывается неисправная запчасть, не пригодная к восстановлению, то оформляется дефектная ведомость. Составляет документ специально созданная комиссия с участием механика.

    На основании ведомости подается заявка на приобретение новой запчасти. Заявка должна утверждаться главбухом и руководителем организации.

    Далее осуществляется приобретение нужной запчасти и принятие ее к учету. Приобретенная запчасть в соответствии со служебной запиской механика передается для замены неисправной детали.

    После этого старую запчасть можно списать. Документально списывание оформляется дефектной ведомостью и актом списания ТМЦ.

    Когда ремонт автомобиля осуществляется сторонней организацией запчасти могут списываться на основании накладной на отпуск материалов на сторону по форме М-15.

    При этом дополнительно составляется акт приема-передачи по унифицированной форме.

    При ремонте собственными силами передача детали осуществляется на основании требования-накладной, а акт может составляться в произвольной форме.

    Что это такое

    Актом именуется первичный документ, подтверждающий факт осуществления операции. Так акт на списание запчастей автомобиля удостоверяет факт списывания определенных ценностей с бухгалтерского учета организации.

    Исходя из положений ФЗ №402, обязанность применения унифицированных форм первичной документации исключена.

    С 2013 года организации вправе разрабатывать собственные формы документов, руководствуясь типовыми шаблонами. При этом в документе должны наличествовать обязательные реквизиты, позволяющие признать таковой первичным.

    Структура акта на списание запчастей автомобиля выглядит следующим образом:

    Данные о владельце Название организации, реквизиты, юридический адрес
    Наименование документа Регистрационный номер, дата составления
    Реквизиты структурного подразделения Списывающего запчасти
    Данные о видах запчастей Подлежащих списанию, указание их номеров согласно номенклатуре
    Количество и стоимость Списываемых запчастей
    Информация о счетах Применяемых для учета списания запчастей

    Составленный акт подписывается представителем организации или подразделения-инициатора, работником ремонтного цеха, главным бухгалтером и руководителем.

    Назначение документа

    Списание автомобильных запчастей предполагает, что потребуется приобретение новых деталей. То есть организация понесет определенные расходы.

    Основанием признания фактических расходов на ремонт транспортного средства становится договор и иные документы, оформляемые участниками ремонтного процесса в подтверждение исполненных работ.

    Например, акт выполненных работ, заказ-наряд и подобное. Для экономического обоснования затрат на ремонт требуются дополнительные документы. Таковыми становятся:

    • служебная записка ответственного лица о необходимости ремонта;
    • дефектная ведомость, удостоверяющая необходимость ремонтных работ или дефектный акт;
    • смета ремонта;
    • приказ руководителя.

    На основании вышеперечисленных документов составляется акт списания запчастей автомобиля. Руководствуясь актом, бухгалтер списывает запчасти со складского учета, если таковые хранились в организации в качестве отдельных объектов.

    В случае приобретения нужных запчастей акт списания становится обоснованием осуществленных организацией расходов.

    Законные основания

    Если в организации имеется хотя бы один автомобиль, то учет операций, отображающих учет запчастей, осуществляется регулярно.

    При этом фиксируются такие основные операции как:

    • оприходование запчастей;
    • движение запчастей меж подразделениями;
    • списывание запчастей на ремонт.

    Согласно положениям Инструкции, ратифицированной Приказом Минфина РФ №157н от 1.12.2010, любые факты финансовой и хозяйственной деятельности должны оформляться первичной документацией.

    Формы таковой унифицированы или содержат обязательные реквизиты, определенные ч.2 ст.9 ФЗ №402 от 6.12.2011. При списании запасных частей используется акт списания запчастей на автомобиль.

    С 2013 года использование унифицированных форм не является обязательным. Потому организацией может утверждаться самостоятельно разработанный шаблон.

    Прототипом могут становиться унифицированные бланки, а именно накладная формы М-15 или требование-накладная по форме М-11.

    Данные формы используются для отображения отпуска ТМЦ со склада. Но они не всегда могут точно отобразить специфику выполняемого процесса. Также можно использовать акт на списание транспортного средства образец 0504105.

    Форма утверждена Приказом Минфина №52н от 30.03.2015 для применения ее при списании автомобилей. Чаще всего ее применяют в бюджетных учреждениях. Можно адаптировать бланк к конкретной ситуации.

    Возникающие нюансы ↑

    Составление акта на списание запчастей автомобиля нередко становится «камнем преткновения» при возникновении претензий со стороны налоговых органов.

    Как оформить образец акта на списание топлива, читайте здесь.

    В частности это обусловлено отсутствием четкого регламента, какой именно акт применять в определенном случае. По этой причине случаются такие нарушения как:

    Списание запчастей при выдаче со склада прямым расходом А не посредством акта. В этой ситуации необоснованной остается причина передачи запчастей, поскольку не обоснована необходимость осуществления ремонта и замены запчастей. Нужно использовать образец акта списания запчастей на ремонт автомобиля
    Запчасти списываются Без подтверждения установки их на автомобиль
    Отсутствие в документе Подтверждающем списание запчастей, наименований должностей и фамилий лиц, подписавших документ
    Списание приобретенных запчастей Без предварительного оприходования таковых

    Что касается самого акта списания запчастей на автомобиль, то действительность документа признается лишь при соблюдении основных требований. Таких как наличие обязательных реквизитов и точность данных.

    То есть все списываемые детали должны идентифицироваться максимально подробно, чтобы исключить вероятность ошибочного списания иных объектов. Это же касается и стоимости списываемых запчастей.

    Списывается сумма, потраченная на приобретение нужной детали, а не остаточная стоимость изношенной запчасти. Списание запчастей требует соблюдения некоторых предварительных процедур.

    Так акт на списание запчастей может составляться только по окончании процесса по выявлению дефектов и установления объема работ. А изначально необходим надлежащий приказ руководителя.

    Формирование приказа по транспортному средству

    Для формирования приказа по транспортному средству изначально требуется техническое заключение о выходе автомобиля из строя по причине физического износа деталей.